Главная / Начальные классы / Проект "Электричество вокруг нас"

Проект "Электричество вокруг нас"

«Электричество вокруг нас»

Цель: дать понятие о статическом электричестве

Задачи:

  • выяснить, что такое статическое электричество;

  • путем опытно-экспериментальной деятельности показать действия отрицательных (электронов) и положительных (протонов) зарядов



Темы для исследования в рамках проекта:

1.Что такое статическое электричество?

Волшебный шарик
Цель: установить причину возникновения статического, электричества.
Оборудование: воздушные шары, шерстяная ткань.

Ход опыта:
Дети обращают внимание на «прилипший» к стене воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется (шар падает, отлипает от стены), выясняют, как сделать шар ««волшебным».

Предположения дети проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду — и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.

Вывод: в этом эксперименте мы выяснили, что причиной «волшебства» стало статическое электричество. Электричество называют статическим, когда прямой источник тока отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов друг о друга, в данном случае шарика о волосы и шерстяную ткань.

Волшебники
Цель: установить причину возникновения статического электричества.
Оборудование: пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, бумаги.

Ход опыта:
Педагог ставит перед детьми задачу: как сделать предметы «волшебными», чтобы они могли притягивать к себе.
Установить оргстекло на подставку, под которой лежат фигурки из бумаги. Выяснить, как заставить фигурки двигаться: использовать для натирания стекла разные материалы, наблюдать, как фигурки прилипают к стеклу.

Чудо — прическа
Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.
Оборудование: пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.
Педагог предлагает детям выяснить, почему иногда волосы становятся непослушными (торчат в разные стороны). Предположения детей обсуждаются с помощью вопросов: бывают ли волосы такими, если они мокрые, если они сухие. Педагог предлагает детям перед зеркалом причесать волосы, энергично проводя расческой, поднять расческу на некоторое расстояние над головой. Выяснить, что происходит с волосами (они электризуются и поднимаются вверх). Повторяют опыт, предварительно натирая расческу кусочком ткани. Выясняют, почему одежда иногда прилипает к телу (она трется о тело, получает «электричество» при глажении, становится наэлектризованной).

Как увидеть и услышать электричество?
Цель: понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов.
Оборудование: теплый свитер, кусочки шерстяной ткани (или синтетической), вода (антистатик), воздушный шар.

Ход опыта:
В темном помещении дети снимают с себя сухую одежду. Выясняют, что увидели и услышали (слышен слабый треск, видны искры). Надевают одежду, проводят по ней влажной рукой, щеткой (или сбрызгивают антистатиком), вновь снимают одежду и выясняют, есть ли теперь электричество (нет). Сложенные друг с другом кусочки ткани натирают воздушным шариком (или пластмассовым предметом). В темноте медленно, держа за концы, разъединяют их. Наблюдают, что происходит: проявляется электричество — искры, треск.

2.Что такое отрицательные (электроны) и положительные (протоны) заряды?

Танцующие хлопья

Оргмомент:
некоторые крупы способны производить много шума. Сейчас мы узнаем, а можно ли научить рисовые хлопья еще и прыгать и танцевать.
Оборудование:
- бумажное полотенце
- 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев
- воздушный шарик
- шерстяной свитер

Ход опыта:
1. Расстелить на столе бумажное полотенце.


2. Высыпать на полотенце хлопья.
3.Надуть шарик и завязать его.
4. Потереть шарик о шерстяной свитер.
5. Поднести шарик к хлопьям и посмотреть, что произойдет.

занимательные опыты для детей

Вывод:
Хлопья будут подпрыгивать и притягиваться к шарику.
В этом эксперименте нам помогло статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов, в данном случае шарика и свитера.
Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд положительный, а у электронов - отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть объекты, - например, волосы или шерсть, - которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик о шерстяную вещь, часть электронов перейдет от шерсти на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд.
Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к хлопьям, электроны в них начинают отталкиваться от него и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик притягивает их к себе.
Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.


Сортировка

Оргмомент:
Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!
Оборудование:
- бумажное полотенце
- 1 чайная ложка (5 мл) соли
- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
- ложка
- воздушный шарик
- шерстяной свитер
Ход опыта:

1. Расстелить на столе бумажное полотенце.
2. Насыпать на него соль и перец.
3. Тщательно перемешать ложкой соль и перец.
4. Надуть шарик, завязать и потереть им о шерстяной свитер.
5. Поднести шарик поближе к смеси соли и перца.

Вывод:
Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.



Проект "Электричество вокруг нас"
  • Начальные классы
Описание:

Прект "Электричество вокруг нас" направлен на знакомство детей с окружающим миром. Знакомые и известные предметы вдруг открываются в новом свете. Обычное и доступное показывает свои новые свойства и качества. Очень простые опыты и наблюдения позволяют познакомить детей начальных классов с таким физическим явлением как "статическое электричество". Все материалы, используемые в данных опытах, легкодоступны и не требуют специальных условий и подготовки. Также для проведения данных экспериментов не нужно специального оборудования. Опыты можно проводить как на уроках, так и во внеурочное время

Автор Верещагина Елена Сергеевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1413
Номер материала 15644
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓