Главная / Биология / проект "Экологическая комфортность классных помещений в нашей школе"

проект "Экологическая комфортность классных помещений в нашей школе"

XIX краевая научно-практическая конференция школьников «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья»



Направление-экология





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением

отдельных предметов»





«Экологическая комфортность классных помещений в нашей школе»



Работу выполнила

Галкина Валерия , 9«д» класс

детское объединение «Родник», МКОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов Нефтекумского муниципального района СК.



Руководитель работы:

Булыщенко Елена Викторовна, учитель химии высшей категории МКОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов Нефтекумского муниципального района СК,












2013 -2014 г.



Оглавление



Стр

I.Введение 3

1.1.Актуальность исследования

1.2 Практическая значимость работы

1.3.Цель исследования

1.4.Задачи


II. Исследование классных помещений: 4

2.1Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно -гигиеническим нормам. 5

2.2.Рациональность использования помещения 5

2.3.Оценка визуальной среды. 6

2.4.Оценка освещения 7

2.5Температура воздуха в кабинете. 7

2.6Оценка степени проветриваемости кабинета 8

2.7Оценка степени озеленения кабинета 8

III. Аттестация учебного помещения (санитарно - гигиенические нормы) 9

IV. Заключение 9

V. Предложения 10

V. Список используемой литературы 10

VI. Приложения 11-17



















I . Введение

Современный человек большую часть своего времени, а это около 80%, проводит в помещении. Думать, что в помещении мы в какой-то степени защищены от неблагоприятного воздействия окружающей среды, - ошибочно. Наоборот, исследования показывают, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее его. (В.Г.Зарубин, Ю.В.Новиков «Гигиена города»; М.: Медицина, 1988.) Концентрация в воздухе вредных для организма веществ внутри помещений иногда в 100 раз больше чем их концентрация в уличном воздухе. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы. Нет необходимости говорить о том, что от экологии нашего дома и рабочего места напрямую зависит состояние нашего здоровья. Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызывать как легкое недомогание, так и вполне серьезные заболевания. (О.А.Шклярова « Изучение экологического состояния школы»; М.: «Педагогика», «Биология в школе», №3 1990.)

Задумывался ли кто из нас над следующим вопросом: где мы больше проводим времени - на улице, дома, в школе? Я провела небольшое исследование: составила распорядок дня ученика 9 класса.

8.00- 8.45 – 1 урок

8.55 – 9.35 – 2 урок

9.45 – 10.25 – 3 урок

10.40– 11.20 – 4 урок

11.35 – 12.15 – 5 урок

12.25 – 13.05 – 6 урок

13.45 – занятия в системе доп.образования.

И оказалось,большую часть дня мы находимся в школе: от 6 до 7 часов в сутки.Является ли окружающая нас в школе обстановка экологически комфортной, безопасной в соответствии с существующими нормами СанПиНа. И задумывался ли кто-нибудь из школьников над этим?С этой целью было проведено исследованиеэкологической комфортности классных помещений в нашей школе.

Практическая значимость работы:

Все исследования были проведены на базе МКОУ СОШ №3 города Нефтекумска в период сентябрь 2013 года –октябрь 2014 года. Практическая значимость заключается в адресных рекомендациях по улучшению экологического состояния помещения, эстетического оформления и его комфортности. 

ЦЕЛЬ:Комплексная оценка основных параметров и оборудования классного помещения в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и современными данными визуального восприятия окружающей среды.

Задачи:

  • Ознакомиться с методиками изучения экологического состояния классного помещения;

  • Сформировать умения проводить опрос, обрабатывать информацию, делать выводы.

  • Провести расчеты по методикам

  • Проанализировать результаты, соотнести их с нормативами;

  • Сделать выводы об экологическом состоянии классных помещений

  • Разработать экологический паспорт классного помещения

II. . Исследование классных помещений:

С этой целью мною было проведено анкетирование среди обучающихся 6, 8, 10 классов школы. Анкета состояла из следующих вопросов:

  1. Влияет ли длительное пребывание учащихся в школьном кабинете на их здоровье?


  1. Какой кабинет в школе, вы считаете самым комфортным?

  2. Какой кабинет в школе, вы считаете не комфортным для длительного пребывания и работы в нем?

Из полученных результатов я увидела, что обучающиеся школы при оценивании кабинетов рассматривали их с точки зрения удобства или неудобства, преподаваемого предмета, собственного настроения .

Данные результаты не объективны, их невозможно использовать при оценивании экологической комфортности классных помещений школы.

Так как большую часть времени обучающиеся проводят в школе, находясь в классных помещениях, считаю необходимым провести объективное исследование классных помещений на экологическую комфортность и безопасность. По итогам данной работы оформить экологический паспорт кабинета № 216.

План выполнения исследования.

Для проведения исследований выделен следующий ряд последовательных этапов (Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. ):

1.  Подготовительный - изучение соответствующей литературы, подбор материалов и оборудования, выбор методики исследований.

2.  Экспериментальный - проведение опытов и наблюдений.

  • Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно -гигиеническим нормам.

  • Рациональность использования помещения

  • Оценка визуальной среды.

  • Оценка освещения

  • Температура воздуха в кабинете.

  • Оценка степени проветриваемости кабинета

  • Оценка степени озеленения кабинета

3.  Камеральный - обработка полученных данных эксперимента.

4.  Аналитический - выявление закономерностей, составление рекомендаций и предложений.

5. Информационно-практический - ознакомление администрации, заинтересованных органов власти, экологических служб с полученными результатами. Подготовка доклада и представление исследовательской работы на олимпиаде по экологии.

1. Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно - гигиеническим нормам.. (Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СанПин2.4.2.576-96 ,Минх А.А. Методы гигиенических исследований. М.: Медицина, 1989.,Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» )

1. Измерьте ширину и длину классного помещения и определите его площадь:

S = длина / ширина

2. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного ученика:

S = S : n , где n – количество рабочих мест в помещении

3. Определите объем помещения:

V = S • h, где h - высота помещения


Площадь м2

Объём м3

Общая

Санитарная норма

Результат

Общая

Санитарная норма

Результат

Кабинет №216

60 м2

2-2,5м2

2

168м3

4-5м3

5,6м2



Таким образом, чтобы в помещениях воздух был качественным, необходимы достаточный их объем и правильная вентиляция. На каждого учащегося в классном помещении должно приходиться 4-5 кубических метров воздуха.

Вывод: площадь исследуемого помещения кабинета №216 в пределах нормы ,а объем чуть выше.

2.Рациональность использования помещения. (Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СанПин2.4.2.576-96, Минх А.А. Методы гигиенических исследований. М.: Медицина, 1989, Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» )

Основные размеры

Норма

Кабинет № 216

Расстояние между рядами

>0,6 м

0.6м

Расстояние от доски до первых парт

2,4-2,7 м

2.5м

Удаленность последнего стола до доски

Не более

8,6 м

4,7м

Расстояние от окон до парт

Не менее

0,5-0,7 м

0.1м

Расстояние от задней стены до столов

Не менее 1м

2.м

Расстояние от внутренней стены до столов

Не менее 0,5-0,7 м

0.6м

Высота нижнего края доски над полом

0,8-0,9 м

0.7м









Вывод:Исследуемое помещение используются рационально, расстановка мебели соответствует санитарным нормам. Следует учесть, что данное помещение при строительстве не предназначалось под учебные кабинеты

3.Оценка визуальной среды. (Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СанПин2.4.2.576-96, Минх А.А. Методы гигиенических исследований. М.: Медицина, 1989, ,Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)



Элемент интерьера

Гигиенические рекомендации

Кабинет №216

Цвет стен

Для южных помещений рекомендуются холодные тона, для северных- теплые тона.

Отражающая способность: 50-60%

голубой

Отражающая способность – 60%

Покрытие пола

Без щелей, дощатое, паркетное или линолеум

Потолок

Белого цвета

Двери и рамы

Белого цвета

Дверь цвет светлого дерева, рамы белые, пластик

Мебель

Цвета натурального дерева или светло-зеленого

Цвет светлого дерева

Доска

Темно-коричневая или зеленая. Рабочая поверхность доски ровная, прочно удерживает мел при написании текста, обеспечивает легкое его стирание

Белая

при написании текста используется маркер на водной основе, который лёгко стирается.

Вывод: визуальная среда исследуемых помещений не является ни гомогенной, ни агрессивной, что соответствуе санитарно-гигиеническим нормам.(смПриложение2)


4.Оценка освещения (Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СанПин2.4.2.576-96 ,Минх А.А. Методы гигиенических исследований. М.: Медицина, Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1989.,http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main6.html)


Кабинет № 216

Источники света

Искусственное и естественное

Расположение источников света

Люминесцентные лампы – 18, окна - 4

Оформление окон

Вертикальные плотные жалюзи бело-синего цвета









Вывод:Освещённость исследуемого помещения достаточная. Имеющийся естественный свет и искусственное освещение, не ослепляет глаза обучающихся, не создается блеск на поверхностях столов и досках. Естественный свет падает на рабочие столы обучающихся слева и сзади, что соответствует нормам СанПиНа, оконные стекла на момент проверки чистые.

5.Температура воздуха в кабинете. ( Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СанПин2.4.2.576-96, Минх А.А. Методы гигиенических исследований. М.: Медицина, 1989. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)

Определяем температуру воздуха в исследуемых помещениях. Устанавливаем термометр на стену в 1,5 м. от пола на 20 минут. В ходе проведенных замеров были получены следующие результаты:


Температура

(сентябрь 2013г)

Температура

(октябрь 2013г)

Кабинет №5

20ºС

20ºС

19ºС

20ºС

20ºС

18ºС

18ºС

19ºС

20ºС

20ºС

  • Зимой: оптимальная 18-20 ºС ( допустимая -17-22 ºС), весной: оптимальная - 18-22 ºС (допустимая - 17-23 ºС),

  • осенью: оптимальная 18-22 ºС (допустимая - 16-23 ºС)

  • Оптимальное значение - 30-50 %; допустимое значение - 25-60 %



Вывод:На момент проведения замеров температура в исследуемых кабинетах соответствовала нормам.







6.Оценка степени проветриваемости кабинета .(Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СанПин2.4.2.576-96 ,Минх А.А. Методы гигиенических исследований. М.: Медицина, 1989 Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» .,http://sh-fizika.ru/151-opredelenie-vesovogo-soderzhaniya-kisloroda-v-vozduxe.html)


1.Сосчитала количество фрамуг.. Проверила, все ли они открываются.

Кабинет №216: фрамуг нет, открываются 4 створки пластиковых окон.


2.Измерила площадь всех открывающихся створок и и рассчитала их общую площадь.

Кабинет №216:0,98x 4 = 3,92м2


3.Рассчитала отношение площади пола к площади вентиляционных отверстий. По нормативам это отношение должно быть не более 50.

Кабинет №216:60 :3,92 = 1/15



Количество створок

Общая площадь створок

Санитарная норма

Результат

Кабинет

216

4 створки

3,92м2

оптимальное значение

1:50

1:15



Вывод:в кабинете №216 показатели проветриваемости соответствуют норме СанПиНа, превышая её.

7.Оценка степени озеленения кабинета (Озеленение населенных мест: Справочник / В.И. Ерохина, Г.П. Жеребцова и др. / под ред. В.И. Ерохиной. М.: Стройиздат, 1997. Основы декоративного искусства в школе /Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина. М.: Просвещение, 1999.,http://www.vashsad.ua/more/ekology/show/5647/)


Кабинет № 216

Наличие растений(количество)

26

Разнообразие растений (виды)

25

Ухоженность

высокая

Размещение

рациональное

Наличие фитонцидных растений

присутствуют

Наличие растений-биофильтров

присутствуют

Степень озеленения

достаточная










Вывод:В кабинете № 216 26 растений. В кабинете они установлены так, что при этом, не затеняют естественного освещения. Растения - здоровые и ухоженные. Они придают помещению более эстетичный вид. Являются очистителями воздуха от загрязняющих веществ.(см Приложение 1,3)






III. Аттестация учебного помещения (санитарно - гигиенические нормы)

Да

1

Нет

0


Показатели

216

1. На одного учащегося приходится не менее 2 м2

1

2. На одного учащегося приходится не менее 4 м3

1

3. Площадь открывающихся фрамуг не менее 1/50 площади пола

1

4. Площадь окон (без учета оконных переплетов) не менее 1/4 - 1/6 площади пола

1

5. Освещение класса левостороннее

1

6. Стены окрашены клеевой краской

1

7. Окраска стен соответствует ориентировке помещения

1

8. Искусственное освещение соответствует нормативному

1

9. Температура не ниже 16 и не выше 25 градусов С

1

10. Рабочие места учащихся (мебель) соответствуют ростовым размерам

1

11. Окраска рабочих мест гармонирует с окраской стен

1

12. Поверхности рабочих столов не имеют бликов

1

14. На правой боковой стенке кабинета размещена значимая информация, которую можно прочесть с любого рабочего места учащегося

1





















Вывод:кабинет № 216 при аттестации соответствует санитарно – гигиеническим нормам .что является основанием для выдачи «Экологического паспорта кабинета».

IV. Заключение

 Таким образом я считаю, что окружающий нас мир и наш организм, это единое целое, и все выбросы и загрязнения поступающие в атмосферу это урон нашему здоровью.

Если же мы будем стараться как можно больше положительного сделать для окружающей среды этим мы продлеваем свою жизнь и оздоровляем свой организм.

И нельзя не согласиться со словами, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не исчезает и ничто не появляется ниоткуда.

Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем свое здоровье.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем и создаем.

V. Предложения:

  • Проводить проветривания классных помещений

  • Увеличить количество растений

  • Производить тщательную влажную уборку помещений

  • Оформить несколько «цветовых пятен» на стенах классных помещений для зрительной разгрузки





VI.Литература:

  1. О.А.Шклярова « Изучение экологического состояния школы»; М.: «Педагогика», «Биология в школе», №3 1990.

  2. В.Г.Зарубин, Ю.В.Новиков «Гигиена города»; М.: Медицина, 1988.

  3. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

  4. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СанПин2.4.2.576-96

  5. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.

  6. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. М.: Медицина, 1989.

  7. Озеленение населенных мест: Справочник / В.И. Ерохина, Г.П. Жеребцова и др. / под ред. В.И. Ерохиной. М.: Стройиздат, 1997.

  8. Основы декоративного искусства в школе /Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина. М.: Просвещение, 1999.

  9. http://sh-fizika.ru/151-opredelenie-vesovogo-soderzhaniya-kisloroda-v-vozduxe.html

  10. http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main6.html

  11. http://www.vashsad.ua/more/ekology/show/5647/

















Приложение 1

Перечень растений, улучшающих экологическую ситуацию в помещении:


Растения-пылесосы
поглощают из воздуха формальдегид и фенол, выделяющиеся из новой мебели, уничтожают микробы - алоэ древовидное, хлорофитум, филодендрон лазающий

Растения-кондиционеры

обладают максимальными воздухоочистительными способностями - хлорофитум хохлатый, эпипремнум перистый, аспарагус, монстера, молочай, красула древовидная

Растения-ионизаторы

Насыщают воздух отрицательными ионами кислорода, очень полезны для всех комнаи, в том числе и для кухни - пеларгония, монстера, сенполия, папоротники.

Растения-лекари
уничтожают стафилококковую инфекцию - диффенбахия, мирт, руэллия, санхеция, псидиум
уничтожают стрептококковые микроорганизмы - аглаонема, бегонии, антуриум Андрэ и Шерцера, бересклет японский
борются с кишечной палочкой - понцирус, лавровишня, лавр благородный
способны победить клебсиеллу, которая вызывает воспаление легких, менингит, гайморит и др. - мята, лаванда, монарда, иссоп, шалфей
снижают общее содержание микробных клеток в воздухе помещений - розмарин, антуриум, бегонии, мирт, пеларгония, сансивьера, диффенбахия, красула древовидная, традесканция, аглаонема, эпипремнум.


Фитонцидные растения

Герань, фикусы,каланхоэдушистое,каланхоэперистое,цитрусовые (лимоны, апельсины, мандарины),лавр благородный,алоэдревовидный,аспидистравысокая,хлорофитумхохлатый,гибискускитайский,миртобыкновенный,плосковеточниквосточный,кофе аравийский.

Растения-фильтры
успешно справляются с бензолом - плющ обыкновенный, хлорофитум, эпипремнум перистый, драцены очищают воздух от окислов углерода,папоротник,фикус каучуконосный, алоэ вера, финиковая пальма, фикус Бенджамина, щучий хвост и спатифиллум.




Приложение 2

Психологическое проявление цвета

Красный. Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма.

Оранжевый. Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени

Желтый. Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий,

Зеленый. Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень,  повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному

 Голубой. Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах

Синий. Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту,

Фиолетовый. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.























Приложение 3

Фото растений, улучшающих экологическую ситуацию в помещении:


Эухарис Молочай трехгранный

DSC_0001.JPGDSC_0003.JPG

















Сингониум Драцена



DSC_0005.JPGDSC_0006.JPG

Традесканция Юкка

DSC_0007.JPGDSC_0009.JPG







Фикус иволистный Мелисса



DSC_0011.JPGDSC_0012.JPG



Оглаонема Монстера

DSC_0013.JPGDSC_0015.JPG









Молочай Деффенбахия

DSC_1182.JPGDSC_1183.JPG

Зефирантес Сенсевиерия

DSC_1187.JPGDSC_1185.JPG



Замиокулькас Фикус Бенджамина

DSC_1195.JPGDSC_1196.JPG

Папоротник

DSC_1197.JPG

18


проект "Экологическая комфортность классных помещений в нашей школе"
  • Биология
Описание:


Современный человек большую часть своего времени, а это около 80%, проводит в помещении. Думать, что в помещении мы в какой-то степени защищены от неблагоприятного воздействия окружающей среды, - ошибочно. Наоборот, исследования показывают, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее его. Концентрация в воздухе вредных для организма веществ внутри помещений иногда в 100 раз больше чем их концентрация в уличном воздухе. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы. Нет необходимости говорить о том, что от экологии нашего дома и рабочего места напрямую зависит состояние нашего здоровья. Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызывать как легкое недомогание, так и вполне серьезные заболевания. 

Задумывался ли кто из нас над следующим вопросом: где мы больше проводим времени - на улице, дома, в школе?

Автор Булыщенко Елена Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 681
Номер материала 44692
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓