Главная / Классному руководителю / Проект: "Чтобы все это не потерялось. Моя родословная"

Проект: "Чтобы все это не потерялось. Моя родословная"

МКОУ Нежинская средняя общеобразовательная школа













Проект на тему:

«Чтобы все это не потерялось…

Моя родословная».







Выполнила: Чайкина Арина, ученица 5 класса

МКОУ Нежинская СОШ

Руководитель: Чайкина Татьяна Ильинична,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Нежинская СОШ.



П.Нежинский. 2013 год





Проект на тему: «Чтобы все это не позабылось…Моя родословная».

Предмет: Краеведение.

Класс: 5.

Возраст: 11 лет.

Время работы: 6 месяцев.

Тип проекта: Исследовательская работа.

Цель: Узнать историю своего рода.

Задачи: - Изучить биографии своих предков.

- Научиться составлять родословную.

-Составить генеалогическое древо семьи.

Этапы работы над проектом:

1-й этап: Обсуждение темы и определение целей и задач работы.

2-й этап: Беседы с родственниками. Работа с фотографиями и семейными архивами.

3-й этап: Оформление родословной.

4-й этап: Презентация проекта в классе и в школе.



На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Красиво оформленное, генеалогическое древо висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.

Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека.

Наши далекие предки из поколения в поколение хранили все то, что могло бы рассказать о родных и близких: письма, документы, снимки. На сегодняшний день в нашем обществе существуют проблемы укрепления родственных и семейных отношений, уважения к старшим поколениям.

Эти проблемы необходимо решать. Я вижу такой путь решения – это изучение родословной семьи, ведь любовь к Родине начинается с семьи, отчего дома, с жизненного пути старших поколений, которые являются живой историей нашей Родины.

У каждого из нас есть своя история. Мы знаем, где и когда родились, знаем памятные даты семьи, дни рождения близких людей, храним семейные фотоальбомы.

Представьте на миг, что вы потеряли память, вы не знаете, кто вы, где ваша семья. Как прожить человеку без памяти? На помощь придет семья.

Семья – это наша опора, защита. Семейные отношения – это корни большого дерева, которые питают нас влагой, дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах. И чем мощнее и глубже эти корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни. Это очень важно в наше время.

Я очень люблю рассматривать семейные фотографии, с удовольствием слушаю, когда старшие рассказывают о своём прошлом, своих предках. Но никто из моих родственников никогда не составлял генеалогического древа. Поэтому я решила взять на себя смелость составить генеалогическое древо своей семьи. Я стала расспрашивать родных, находила фотографии и на основе полученных знаний строила генеалогическое древо. Конечно, собрать информацию о многих родственниках не удавалось в силу определенных причин: многих родственников нет в живых, место проживания других не известно или живут они очень далеко. Результатом сбора информации явилось составление генеалогического древа.

Позвольте представиться: Чайкина Арина. Я родилась 27 сентября 2001 года в Нежинском. Учусь в 5 классе Нежинской школы. Занимаюсь танцами, играю на фортепиано, люблю петь.

Род Чайкиных – это большое ветвистое дерево, которое крепко держится своими корнями.

Наша дружная семья – это отдельная веточка крепкого дерева.

Моя малая Родина – поселок Нежинский. Кто еще может похвастаться таким красивым названием. Идея названия принадлежит Ирине Власьевне Якушевой, старейшей жительнице поселка70-х годов 20 столетия.

Мой старший брат – Чайкин Никита родился 22 октября 1994 года. Закончил Нежинскую школу. Поступил в Волгоградский экономико-технический колледж (Никита будущий пожарный). Осенью 2012 года мой брат призван в ряды Российской армии. Никита служит в морской пехоте в Севастополе. Все мужчины в нашем роду служили в армии.

Я бы хотела рассказать о происхождении нашей фамилии. Основой фамилии Чайкин послужило мирское имя Чайка. Фамилия Чайкин восходит к нецерковному мужскому личному имени Чайка. Это имя в старину встречалось довольно часто, о чем свидетельствуют документы XVI-XVII вв., где зафиксированы: боярин Чайка, 1522 г., священник Семен Чайка, 1625 г.; Иван Чайка, пушкарь, 1580 г.

Возможно, что имя Чайка образовано от глагола «чаять» - «ожидать чего-нибудь, надеяться». Потому имя Чайка мог получить долгожданный ребенок. Чайка, со временем получил фамилию Чайкин.

Мою маму зовут Татьяна Ильинична Чайкина (в девичестве Машкова). Мама закончила в 1991 году Волгоградский педагогический институт и уже 22 года работает учителем русского языка и литературы в Нежинской школе.

Папа – Чайкин Владимир Александрович. Закончил Михайловское педагогическое училище и 12 лет проработал учителем физкультуры в нашей школе. Сейчас папа работает оператором ГРС в ЛПУМГе. Увлекается охотой.

Мои родители родились в один день и в один год – 15 февраля 1969 года. Живут счастливо в браке уже 19 лет.

В роду со стороны папы переплелись две фамилии. Чайкиных и Чомовых.

Мой дедушка Чайкин Александр Яковлевич родился на территории Дудачинской МТС Ольховского района Сталинградской области. Александр – первенец в многодетной семье. Дедушка рассказывал, какие трудности приходилось преодолевать семье во время Великой Отечественной войны: жили в землянке, печку топили хворостом и кизяками, не хватало продуктов (в семье к 1942 году было уже трое детей). Большим подспорьем была корова, и ту пришлось продать. После окончания Дудачинской школы закончил курсы водителей. 36 лет – водительский стаж моего дедушки. Все это время он трудился в одном хозяйстве. За трудовые успехи не раз награждался почетными грамотами, ценными подарками; признавался победителем социалистического соревнования. Самая дорогая награда – орден «Трудовой славы 3 степени». По состоянию здоровья (инсульт) в 1992 году вышел на пенсию. Помогал воспитывать троих внуков.

Чайкина (Чомова) Людмила Михайловна родилась за год до войны – 29 июня 1941 года. Людмила – единственный ребенок в семье. Закончила Дудачинскую школу (семилетку). Дальше обучалась в Ольховской школе. Жила в интернате. На выходные с подругами приходили домой пешком (по прямой - около 25 километров). Было большим счастьем, если девчонок кто-то подвозил. Образование продолжила в Волгоградском культпросвет училище, получила профессию – художественный руководитель в ДК. Бабушка рассказывала, что семья все время испытывала материальные трудности, поэтому она всегда старалась учиться хорошо, чтобы получать стипендию.

По специальности работала в Нежинском ДК до 1970 года. Из-за специфики работы пришлось любимое дело оставить. Более 25 лет бабушка проработала санитаркой в Нежинском ФАПе.

Бабушка много читала, была разносторонне развитым человеком. Любила природу, была заядлым грибником. Мы не раз с ней ходили в поход, за грибами, смородиной. Увлечение – огород, а зимой – подготовка к весенне-летнему периоду. Умерла бабушка от тяжелой болезни в 2005 году.

Мой прадедушка Чайкин Яков Дмитриевич – уроженец села Рыбинка. Выходец из семьи бедняков. В 1932 коду переехал с семьей на территорию Дудачинской МТС. В Рыбинке был голод, а «здесь хлеб ели». Воевал. Комиссован по ранению. После госпиталя работал на военном заводе в Солнцегорске в Московской области. Вместе с семьей после Победы вернулся в родные места, работал в местном хозяйстве трактористом, комбайнером, жестянщиком.

Прабабушка Чайкина (Брылина) Василиса Васильевна родилась в Рыбинке в зажиточной семье. В 30-е годы семью раскулачили и выслали в Казахстан. Василиса получила право остаться в Рыбинке, потому что была замужем за бедняком.

В 1932 году переехали в «хлебный край» Дудачинской МТС. За мужем уезжала вместе с детьми в Солнцегорск.

Замуж вышла в 17 лет. Родила 8 детей (первые трое умерли в младенчестве): 1938 – Александр, 1940 – Валентина, 1941 – Михаил, 1948 – Лидия, 1950 – Виктор.

Василиса Васильевна имела судимость. 9 месяцев она отрабатывала трудовую повинность в Ольховке. Ее свекровь, пожилая и больная женщина, в голодные 30-е годы собирала колоски с поля. Это было преступлением. Пожалев престарелую женщину, Василиса взяла вину на себя.

Прабабушка не умела читать и писать. Но сделала все возможное, чтобы ее дети учились и получили образование.

Вдова с 1968 года.

До последних дней прабабушка жила самостоятельно, сажала огород, вела хозяйство. Имела 9 внуков (Светлана, Марина, Владимир, Андрей, Вячеслав, Михаил, Александр, Алексей, Ольга). Умерла на 90-м году жизни.

Мой прадедушка Чомов Михаил Петрович родился в х. Креповском станицы Котовской Хоперского округа (Урюпинский район Волгоградской области) в казачьей семье. Окончил зерновое отделение Урюпинского сельскохозяйственного техникума им. Вильямса.

С 1929 по 1933 г. работал агрономом зернового хозяйства, участковым агрономом в колхозе "Карповский луч" Городищенского района Сталинградской области. В 1936-1939 гг. служил в армии в должности младшего командира полковой школы в/ч 6704 СКВО. В 1939 г. окончил курсы повышения квалификации агрономов по борьбе с засухой и был назначен старшим агрономом Дудачинской МТС Ольховского района Сталинградской области.

Был призван на курсы усовершенствования командного состава запаса артиллерии. После прохождения курсов вновь стал работать старшим агрономом  Дудачинской МТС. С началом Великой Отечественной войны был мобилизован  в ряды Красной Армии. Служил командиром взвода 76-мм пушек в 15-запасной стрелковой бригаде СКВО. Воевал на Южном фронте в Крыму. Во время боевой операции по высадке десанта на Керчь часть попала в окружение. Здесь он был тяжело ранен в правую руку и в спину. Остался на поле боя и в бессознательном состоянии, попал в плен.

Находился на излечении в немецком госпитале для военнопленных в городе Винница УССР, был перемещен в лагерь русских военнопленных в Германию: Дрезден, Бойтен, Опельн, Егерь. Неоднократно пытался безуспешно бежать из плена. В апреле 1945 г. лагерь военнопленных был освобожден американскими войсками. С мая 1945 по сентябрь1945 г. был командиром взвода военнопленных красноармейцев в г. Гайнам в оккупационной зоне СССР.

С сентября 1945 г. по ноябрь 1946 г. находился в лагерях НКО (г. Невель Великолукской области) - офицер резерва. В декабре 1946 г. демобилизован в запас и назначен старшим агрономом Дудачинской МТС. Окончил в 1958 г. с отличием Сталинградский сельскохозяйственный институт по специальности агрономия, присвоена  квалификация ученого-агронома.

С 1953 г. до ухода на пенсию работал главным агрономом в совхозе им. ХХII съезда КПСС Чернышковского района Волгоградской области. Заслуженный агроном РСФСР (1965). Награжден орденом « Красной Звезды» (1957), медалью "За доблестный труд", бронзовой медалью ВДНХ за успехи в народном хозяйстве (1964).


Моя прабабушка Чомова (Нестерова) Феоктиста Васильевна родилась в селе Песковатка Городищенского района (сохранилось свидетельство о рождении). Перед войной поселилась с мужем на территории Дудачинской МТС. В 1940 году родила единственную дочь Людмилу. Семейная жизнь не сложилась. Работала санитаркой в медпункте.

О своих прапрадедушках и прапрабабушках удалось узнать очень мало.

Брылин Иван Пантелеевич.

Нестеров Василий Григорьевич.

Нестерова Татьяна Михайловна.

Чепурин Григорий.

В роду мамы объединились две фамилии Машковых и Ворониных.

Машков Илья Иванович – коренной житель села Зензеватка. Получил по тому времени хорошее образование: закончил десятилетку в Ольховке. Служил в армии (5 лет). Недолго работал в Сталинградском аэроклубе.

В браке имел троих детей: Елена, Владимир, Татьяна.

В молодости принимал активное участие в художественной самодеятельности. Очень хорошо пел. Увлечение – рыбалка.

Война не прошла мимо моего дедушки. Его отец и старший брат были мобилизованы в Красную Армию. Илья остался за старшего в семье. Помогал матери и сестрам по хозяйству. В уборочную страду со сверстниками перевозили урожай с полей на быках. Из еды была картошка, летом оладьи из лебеды и желудей, от которых распухали руки.

Около 30 лет проработал на Зензеватской нефтебазе в разных должностях: механник, машинист, электрослесарь. На пенсию вышел по болезни в 1986 году.

Моя бабушка Машкова Алевтина Ивановна родилась в селе Енатаевка Астраханской области. Была третьим ребенком в семье. Закончила в Зензеватке семилетку. Рано потеряла родителей (отца в 12 лет, мать в 19).

Работала на железной дороге, Зензеватской нефтебазе. Стаж работы 40 лет.

Родила троих детей. Имеет четверых внуков (Антон, Таня, Никита, Арина). Овдовела в 1990 году. Проживает в Зензеватке.

Мой прадедушка Машков Иван Иванович. Всегда жил в Зензеватке.

С первых дней войны попал на фронт. Похоронку семья получила в 1942 году. Захоронен в братской могиле под Донецком.

Прабабушка Машкова (Кондрашова) Аграфена Михайловна. Родила шестерых детей: Виктор – 1924 г.р., Евдокия – 1927 г.р., Надежда – 1929 г.р., Илья – 1931 г.р., Любовь – 1938 г.р., Владимир – 1940 г.р.

Мой прадедушка Воронин Иван Павлович был мастером маслопрома. По работе часто приходилось переезжать на новое место жительства. Жил с семьей в Астраханской области, в поселке Орошаемый (ныне Октябрьский), потом обосновался в Зензеватке.

На войну попал в 1941 году, был связистом. Погиб в Ставропольском крае в 1942 году.

Моя прабабушка Воронина (Склярова) Дарья Ивановна. От первого брака имела троих детей (Анатолий, Александра, Алевтина). Вдова с1942 года.

Работала санитаркой в медпункте.

В 1945 году вышла замуж за Никульшина Ивана Егоровича и родила еще троих детей (Надежда, Валентина, Галина). Умерла в 47 лет. Иван Егорович помогал детям Дарьи и воспитывал своих. Похоронена на кладбище в с.Зензеватка.

Информация о моих прапрадедушках и прапрабабушках очень скудна. Известны их имена:

Воронин Павел Павлович (был конюхом).

Воронина Прасковья Сергеевна.

Склярова Евдокия Тарасовна.

Машкова Мария (долгожитель: умерла в 103 года).

В ходе поиска сведений о своих родственниках, я не только составила часть своей родословной, но и еще раз более тесно познакомилась с историей своего Отечества. Я увидела, что в истории нашей, как и любой другой семьи, как в капле воды отразилась история России со всеми ее взлетами и падениями. Мои предки тоже были свидетелями и участниками жизни России, и они внесли свою лепту в копилку общего исторического, культурного и трудового богатства своей страны. Узнав подробнее об их жизненном пути, я ощутила гордость за то, что они сделали.

Встречаясь с родственниками, я понимала, что у многих из них круг знаний о родных ограничен, но возможную информацию об истории своего рода мне, несмотря на это, удалось собрать. Я составили своё, пока ещё не очень разветвлённое, генеалогическое древо. Мне удалось узнать о своих корнях, фамилии своих родственников, роде их занятий, о военных и трудовых подвигах моих предков. Моя работа не закончилась, она только началась, потому что в ходе работы появилось много вопросов, на которые хотелось бы найти ответы. Поэтому я ставлю перед собой цель: продолжить сбор сведений о родственниках и составить полное генеалогическое древо своего рода.

В заключение хотелось бы сказать: «Пока мы чтим историю, она чтит нас. Пока мы помним ошибки наших предков, они не повторяются. Пока мы живы, живут и они».

Все нам дорого – каждая малость,

Каждый миг в отдаленье любом.

Чтобы все это не потерялось,

Сохраните семейный альбом!













Литература:

  1. Самсонов В.К. Твоя родословная. – Салон-Пресс, 2008.

  2. Рыжова Н.А. Методика составления родословной. М., Просвещение, 1999.

  3. Коротов Е.В. Твоя родословная. Кто ты? – Волгоград, Перемена, 1999.

  4. Налётова Г.И. Семейный праздник «Моя родословная» [Электронный ресурс].

  5. Интернет ресурсы.



































Проект: "Чтобы все это не потерялось. Моя родословная"
  • Классному руководителю
Описание:

   На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена.  Красиво оформленное, генеалогическое древо висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.

    Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека.

   Наши далекие предки из поколения в поколение хранили все то, что могло бы рассказать о родных и близких: письма, документы, снимки. На сегодняшний день в нашем обществе существуют проблемы укрепления родственных и семейных отношений, уважения к старшим поколениям.

   Эти проблемы необходимо решать. Путь решения этой проблемы – это изучение родословной семьи, ведь любовь к Родине начинается с семьи,  отчего дома, с жизненного пути старших  поколений, которые являются живой историей нашей Родины.

 

 

Автор Чайкина Татьяна Ильинична
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 455
Номер материала 48884
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓