Главная / Классному руководителю / Проект " Веревочный тренинг- способ сплочения учеников начальных классов"

Проект " Веревочный тренинг- способ сплочения учеников начальных классов"



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Городищенская средняя общеобразовательная школа №1

Городищенского района Волгоградской области»











практико-ориентированный проект


«Веревочный тренинг - способ сплочения учеников начальных классов»





Авторы проекта:

Лопаткова Алеся

Лопаткова Дарья

Жидкова Софья

обучающиеся 3 «в» класса

МБОУ ГСОШ №1

Руководитель проекта:

Беркетова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов





Городище 2013г.




Содержание:


  1. Актуальность проекта 3

  1. Проблема межличностных взаимоотношений в начальных классах школы

  2. Тип проекта

  3. Цель проекта

  4. Задачи проекта

  5. Гипотеза

  6. Этапы работы над проектом

4

5

5

5

5

5

  1. Веревочный курс – игровая программа командного сплочения

6



  1. Впечатления участников

10

  1. Выводы и результаты

10

  1. Список литературы

  2. Продукт проекта: цикл упражнений «ВК» для учащихся начальных классов

12

Приложение 1 12

Приложение 2 14

Приложение 3 14

Приложение 4 16

Приложение 5 17

Приложение 6



























Актуальность проекта:

Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений и тревог связано у каждого из нас с этим словом.

Посту­пление в школу — это начало нового этапа в жизни. Это новые права и обязанности, слож­ные и разнообразные взаимоотношения со взрослыми и свер­стниками. С этого момента меняется вся жизнь: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Вместо веселых игр, к которым мы привыкли в детском саду, появляются ежедневные занятия. И нужно научиться выполнять требования школьной дисциплины. Вместо почти домашней обстановки детского сада с любимыми игрушками, уютными кроватками и мягкими коврами – строгие ряды парт. И нужно быть внимательным и собранным. Вместо таких родных воспитателей, доброй нянечки и знакомых ребят - строгий учитель и новый коллектив детей. И нужно устанавливать контакты со сверстниками и педагогами. А со второго класса еще и оценки!

Конечно, школа – это, прежде, всего мир знаний. Но как много факторов влияют на процесс усвоения новых знаний! Умение читать и писать, хорошая память и высокий интеллект далеко не всегда обеспечивают высокие результаты в учебе. Желание учиться, стремление к получению новых знаний – вот обязательное условие успеха! И появиться оно может только в условиях психологического комфорта ребенка в школе. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений ребенка с другими людьми формирует его отношение к миру вообще, и к школе и учебе в том числе. Межличностные отношения влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны для успешной учебы.

Поэтому в младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает общение со сверстниками. В этом общении не только более охотно осуществляется учебная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть его развитие как личности.

Шумная и пестрая компания, пополняющая каждый год 1 сентября ряды учеников, вначале похожа на «песчаную россыпь». Вроде бы песчинки собраны вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи. Так и первоклассники: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло»  бы их, соединяло. Они мало знают друг друга, у них еще нет общих интересов, общих дел. Это просто группа учащихся, не представляющая собой коллектив. Организатором жизни и деятельности этой группы является педагог.

Первоклассники ещё не чувствуют себя частью единого коллектива, они обособлены и независимы друг от друга. Они стремятся хорошо выполнить свои личные школьные обязанности. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе практически нет межличностного общения, не возникает чувства «мы». При возникновении каких-то трудностей ученики обращаются за помощью не друг к другу, а к педагогу. Например, если ученик забыл ручку, он сообщает об этом учителю, педагог просит запасную ручку у кого-то из одноклассников и передает ее ученику. Оценка друг друга первоклассниками и взаимоотношения между ними в основном зависят от успеваемости на уроках и дисциплинированности, а не от личных качеств. Причем, по исследованиям психологов 70% младших школьников плохо знают отметки своих товарищей и мало ими интересуются, если это не подчеркивает учитель.

Это самая первая стадия формирования коллектива, в которой сплоченность отсутствует.

На следующей стадии в классе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными учениками. На этом этапе формируется сплоченность, но она не распространяется на класс в целом, а лишь на отдельные его части: пары, тройки. Такие подгруппы в школьном классе часто предопределены местом жительства: дети в школу и из школы добираются вместе, обсуждают какие-то темы, завязываются дружеские отношения. На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.

На третьей стадии становится актуальной борьба за лидерство. В классе появляются правила общения, ученики самостоятельно решают возникающие трудности. Если появляется не один, а несколько лидеров, класс может расколоться на «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникает конфликт. Но даже если лидер один, еще не вся группа объединяется вокруг него. Чувство «мы» включает в себя не только ближайших друзей, но и отдельные группировки.

И, наконец, на четвертой стадии отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, единстве коллектива, желании детей быть частью этого коллектива. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Есть лидеры, к которым обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Класс выступает как единое целое. Ученики, говоря «мы», включают в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу. Здесь действуют по принципу « один за всех, и все за одного».

Образ этого коллектива – «горящий факел». Это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Но это не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив – тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Проблема

Превратить «песчаную россыпь» в «горящий факел» - задача не из легких. Однако решить ее необходимо, чтобы воспитать успешную гармоничную полноценную личность, способную реализовать себя в жизни.




Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности:

практико-ориентированный проект.
По содержанию: образовательный (преобразование старого в новое).
По числу участников проекта: коллективный (3 человека).
По времени проведения: длительный (сентябрь 2012- декабрь 2013).
Состав проектной группы:

руководитель проекта – Беркетова Ирина Ивановна (классный руководитель),

ученики 3 «в» класса.


Цель проекта: на примере одного класса показать возможности тренинга по сплочению коллектива.


Задачи проекта: 

  • познакомиться с литературой по данной теме;

  • приобрести навыки общения, развивать сплочённость коллектива;

  • развивать умение определять своё место и назначение в классе, обучать терпимости, внимательности по отношению друг к другу;

  • расширить знания детей по теме.


Гипотеза :

  • С помощью тренинга личностного роста "Верёвочный курс" учащиеся класса приобретут навыки работы в команде, станут более сплоченными и внимательными по отношению друг к другу.


Этапы работы над проектом


В ходе работы над данным практико-ориентированным проектом были пройдены следующие этапы:

  • Подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, изучение литературы, предварительная работа с педагогами, детьми , выбор оборудования материалов.

  • Основной: проведение всех мероприятий основной части проекта, занятий, игр, наблюдений, исследовательская деятельность.

  • Заключительный: обобщение результатов работы в самой различной форме, составление рекомендаций, защита проекта.


1 этап.

Подготовка к исследовательской работе


  1. Сформулировать тему проекта.

  2. Сформулировать цель и задачи проекта

Сентябрь

2012-2013 учебный год

  1. этап.

Планирование исследовательской работы


1.Определиться со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме, выбирать и анализировать информацию;

2. Выбрать способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео- записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
3. Установить критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
4. Распределить задачи и обязанности между учащимися в группе.

Октябрь

2012-2013 учебный год

  1. этап.

Исследование


  1. Сбор необходимой информации для проведения исследования.
    2. Провести то, что запланировали: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, необходимую работу.

Ноябрь 2012-2013 учебный год- ноябрь 2013-2014 учебный год

  1. этап.

Выводы


  1. Провести анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

декабрь 2013-2014 учебный год

  1. Сформулировать выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

декабрь 2013-2014 учебный год

  1. этап.

Отчет и защита работы


  1. Оформить и подготовить представление результатов своей работы:
    защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;

Октябрь-декабрь 2013-2014 учебный год

  1. Провести защиту своей исследовательской работы (проекта) и принять участие в возможном обсуждении.

декабрь 2013-2014 учебный год


Веревочный курс – игровая программа командного сплочения

Анкетирование уч-ся 2 «в» класса (Приложение 1)

Еще в начале учебного года мы вместе с учителем провели анкетирование ребят с целью выявления уровня сплоченности коллектива.

От 76- до 100 баллов набрали 5 человек, им нравится коллектив (высокий уровень сплоченности)

От 46- до 75 баллов набрали 11 человек, в основном их все устраивает (средний уровень сплоченности коллектива).

От 30- до 45 баллов набрали 9 человек, очень часто их что-то не устраивает (низкий уровень групповой сплоченности ).

До 30 баллов не набрал ни один человек устраивает (очень низкий уровень групповой сплоченности).

Результаты представлены в диаграмме. (Приложение 2)

Мы решили изменить эту картину, постараться, чтобы наш класс стал еще дружнее и сплоченнее. Для достижения поставленной цели мы посетили библиотеку, познакомились с интернет источниками.

Сплочение коллектива, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки достигается не сразу и далеко не всегда. Этому способствуют различные мероприятия. Поскольку младшие школьники еще предпочитают игровые формы обучения, одним из эффективных способов командообразования будет веревочный курс.

Веревочный курс был разработан более 40 лет назад в США для солдат, отправлявшихся воевать во Вьетнам. С его помощью военным удавалось создать сплоченные отряды, где бойцы понимали друг друга с полуслова и вместе были способны пройти огонь и воду. Впоследствии веревочные тренинги были адаптированы для мирной жизни.

Само название веревочного курса говорит о его сути. Главная идея – мы вместе, будто связаны одной веревкой.

Веревочный курс – это серия тренинговых упражнений, в которых участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. Главное отличие веревочного тренинга от привычных в школе спортивных и интеллектуальных мероприятий – отсутствие соревновательности. Здесь важен успех команды и полученный опыт. Упражнения  курса состоят из  интересных   задач, которые можно выполнить только всей командой с полной отдачей каждого участника. Это одновременно и программа обучения, и захватывающая игра, построенная на взаимоотношениях в команде. Игровая форма помогает приобретать и развивать необходимые навыки, получая удовольствие от интересного способа подачи информации.

Упражнения данного тренинга представляют собой неожиданные ситуации, волнительные приключения и другие моменты, которые человек переживает вместе с коллективом. Участники верёвочного курса совместными усилиями разрабатывают стратегию решения той или иной проблемы, анализируют свои ошибки и учатся сглаживать острые углы, препятствующие их продуктивной деятельности. Это программа самообучения, в которой участники познают все сами, из собственного опыта, собственных действий. При прохождении этапов верёвочного курса от участников потребуются инициативность, слаженность и находчивость.

Верёвочный курс — это не спортивные состязания, а  моделирование жизненных ситуаций. Поэтому для участия в верёвочном курсе не обязательно иметь специальную спортивную или туристическую подготовку, как может показаться на первый взгляд. Верёвочный курс позволяет научиться важным как в игре, так и в жизни навыкам: умению приходить к единому мнению, доверять друг другу, добиваться максимального результата и, конечно же, получать удовольствие от процесса коммуникации.

Веревочный курс может проводиться как на открытом воздухе на специально оборудованных для этого площадках, так и в спортивном зале. В ходе тренинга происходит смена физической и интеллектуальной деятельности, где каждое упражнение осмысливается через призму жизненных ситуаций и межличностных отношений,  позволяет в полной мере отразить его суть и показать его практическую значимость.  Ценность результатов тренинга определяется не количеством сделанных упражнений, а количеством и важностью сделанных открытий и полученных уроков.

Упражнения – этапы верёвочного курса

Этапы верёвочного курса можно разделить на две большие группы:

- упражнения на изобретательность, эффективное взаимодействие, доверие
- упражнения на преодоление себя (верёвочная часть)

Мы в своем проекте обратили внимание на первую группу упражнений.

Упражнения на изобретательность, эффективное взаимодействие, доверие, командность

- вводная часть – выстроиться по росту, по буквам имени, “минутка” (собственное ощущение времени)

- основная часть
- “одеяло” (на выработку командной стратегии, слаженность, креативность)
- встать на число опор (на командность и смекалку)
- “паровоз” (лидерство и командное взаимодействие)
- “столбы” (игра-упражнение на доверие)
- стакан воды (на лидерство и командную стратегию)
- “гусеница” (на командность)
- “переправа” (на выработку стратегии и командную работу)
- лабиринт (несколько вариантов) – на смекалку, нестандартность мышления, командность

- дополнительный блок упражнений
- скамейка (на выработку стратегии и эффективное взаимодействие)
- восковая палочка (на доверие)
- “угадай слово” (на командную работу)
- “спрятанные цифры” (на изобретательность и смекалку)
- “канатоходцы” (на доверие и командную работу)
- падение на доверие и т. д

Традиционно, курс состоит из двух частей: низкий веревочный курс (упражнения проводятся без поднятия на высоту) и курс высоких упражнений (на высоте от 2 до 15 метров). Все упражнения проводятся со страховкой. На низких упражнениях страховку участников обеспечивает инструктор либо команда участников. На высоких упражнениях используется специальное снаряжение.

Веревочный тренинг наиболее оптимально проводить одновременно для всего класса, однако в связи с тем, что некоторые упражнения предполагают максимальное число участников 12-15 человек, он может проводиться параллельно для нескольких групп.

Обычно веревочный курс начинается с разминки, далее в зависимости от количества участников происходит разделение на команды (либо же формируется единственная команда). После этого выполняются «низкие» упражнения, а затем «высокие». В конце занятия обычно проводится завершающее упражнение.

Разминка — это короткие упражнения или групповые задачи, проводимые для активизации группы в начале тренинга. Они дают эмоциональный настрой и тонус, позволяют установить более близкий телесный контакт, облегчить коммуникацию или координацию на дальнейших этапах, развить доверие участников друг к другу. Основное назначение разминок — разогрев, поэтому большинство разминок связаны с физической активностью.

«Низкие» упражнения представляют собой ясно сформулированную задачу на преодоление препятствий, которую предлагается решить группе. Обычно задание формулируется следующим образом: между пунктами А и Б располагается некоторое препятствие, участники находятся в пункте А, им необходимо попасть в пункт Б. Некоторые из подобных упражнений требуют специального реквизита, другие — нет. Если кто-то нарушает правила — вся команда возвращается назад.

«Низкие» упражнения развивают лидерство, персональную и групповую ответственность, доверие, честность, эмоциональное сближение участников группы, учат эффективности и скоординированности совместных действий в новых условиях, выбору очевидных или неочевидных путей решения, ценностям командной работы.

«Высокие» упражнения проводят на высоте 6-15 метров и выполняются со специальной страховкой, на участников при этом надевают специальные альпинистские системы. Обычно проводят одно-два высоких упражнения. «Высокие» упражнения – это экстремальные условия. Это работа со страхами, с возможностью сделать свой собственный выбор, с личностным вызовом. В отличие от «низких» упражнений, где критерий успеха — успешное выполнение задачи всеми членами команды, выполнять или нет «высокие» упражнения каждый участник решает сам. При выполнении «высоких» упражнений очень важна поддержка участника всеми членами группы и создание ощущения значимости каждого участника. В отличие от «низких» упражнений, которые как бы составляют сердцевину «веревочного курса», «высокие» упражнения присутствуют далеко не в каждой тренинговой программе даже для взрослых участников.

Для младших школьников проводятся только низкие упражнения.

Важнейшую роль в успехе веревочного тренинга играет ведущий. Одна из его задач - разъяснение участникам правил, обязательных к выполнению всеми без исключения, и жесткий контроль за выполнением. Если хотя бы один из участников нарушает правила, вся группа должна начать упражнение сначала. Ведущий обязательно должен поддерживать позитивное поведение (сопереживание, поддержку, сотрудничество) и спокойно, взвешенно относиться к негативным проявлениям (соперничество, оценки, выпады в чью-то сторону). При выполнении классом заданий на групповое взаимодействие или возникновении конфликтных ситуаций задача ведущего состоит в том, чтобы не решать проблему, а стимулировать группу самостоятельно найти самое эффективное решение.

Ведущему важно распределять свое внимание так, чтобы каждый участник тренинга получал его в равной степени, особенно важно поддерживать тех детей, которые испытывают трудности в общении с одноклассниками.

Обязательным действием тренинга, способствующим осознанию и закреплению всеми участниками выводов из упражнений, является самоанализ. При этом участники обсуждают, анализируют выполненные упражнения и подводят итоги. Они делятся своими впечатлениями, выявляют и анализируют трудности, которые были при выполнении упражнений, и определяют пути их преодоления при выполнении последующих упражнений. Проводить его можно после каждого упражнения, в середине тренинга и после него или только после всего тренинга. Наиболее распространен и эффективен, особенно для группы младшего школьного возраста, самоанализ после каждого упражнения.

Завершение тренинга

По окончании всех упражнений необходимо выслушать отзывы участников, которые пожелают высказаться. И в завершении тренинга необходимо отметить, что при успешном достижении цели всей командой каждый участник остается в выигрыше, тогда как «тянуть одеяло на себя», в конечном счете, невыгодно. Полезно еще раз проанализировать позитивные результаты работы, и обратить внимание на то, какие именно командные действия помогли добиться успеха:

  • взаимопомощь

  • взаимовыручка

  • умение слышать и чувствовать друг друга

  • умение идти на уступки

  • доверие

  • предпочтение общей цели индивидуальным

  • согласованность и слаженность действий

4. Впечатления участников

Несомненно, в начале тренинга в нашем классе в полной мере проявилась общая разобщенность и трудности в общении и взаимопонимании. Ребята не сразу поняли, что именно от них требуется и в чем секрет успешного выполнения предлагаемых упражнений.

Изменения происходили не сразу, иногда, нам, ведущим тренинга, казалось, что все бесполезно, что в моих одноклассниках нет ни капли сочувствия и желания понять и поддержать друг друга. Много было обид, ссор, взаимных обвинений. Но постепенно большинство ребят меняли отношение друг к другу. Мы многое пережили за этот тренинг все вместе и многому научились.

И для нас, выступающих в качестве тренера, этот тренинг тоже был испытанием. Нам нужно было объяснить одноклассникам вроде бы простые, но такие сложные вещи. Объяснить так, чтобы они не просто поняли, а поверили и захотели измениться.

Мнение 1:Мне больше всего понравилось, как прошло упражнение «Поменяйтесь местами». Потому что оно всегда проходит весело, но нужно быть очень внимательным.

Мнение 2: Мне понравилось! Пусть еще что-нибудь придумают!

На мой взгляд, очень важным является впечатление о проведенном мероприятии нашего классного руководителя Беркетовой Ирины Ивановны:

- Замечательный тренинг, который расширяет возможности, дает веру в себя и поддержку команды. В ходе активной части участники смогли в полной мере ощутить командный дух, т.к. для прохождения любого задания был необходим не только командный разум, но и сила, а порой и физическая поддержка товарища по команде. 
Так же хотелось бы отметить лекционную часть тренинга. В результате лекционной части участники тренинга узнали о таких элементах формирования команды как: постановка целей, личных и командных, положительные и отрицательные роли в командной работе, планирование работы в команде. В ходе тренинга участники смогли оценить себя по этим критериям.
 

Самой же главной оценкой тренинга, конечно, является оценка детей, которые в нем участвовали. После тренинга они активно делились впечатлениями.

Анкетирование уч-ся 3 «в» класса (после проведения тренинга, приложение 1)


В декабре мы вместе с учителем провели повторное анкетирование ребят с целью выявления уровня сплоченности коллектива.

От 76- до 100 баллов набрали 11 человек, им нравится коллектив (высокий уровень сплоченности)

От 46- до 75 баллов набрали 13 человек, в основном их все устраивает (средний уровень сплоченности коллектива).

От 30- до 45 баллов набрали 1 человек, очень часто их что-то не устраивает (низкий уровень групповой сплоченности ).

До 30 баллов не набрал ни один человек устраивает (очень низкий уровень групповой сплоченности).

Результат нашей работы на лицо, меньше стало людей с низким уровнем групповой сплоченности, но не стоит останавливаться на достигнутом до уровня « Горящий факел» нам еще далеко. Результаты представлены в диаграмме. (Приложение3)

Выводы и результаты

Если оценивать тренинг с позиции ведущего, то, конечно, отношения между одноклассниками изменились в лучшую сторону. В процессе тренинга требовалось мгновенно принимать решения и быстро решать проблемы. В результате, ребята стали больше контактировать между собой. Они научились сопереживать и поддерживать друг друга, открыто выражать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов и сотрудничать.

Учащиеся нашего класса стали принимать активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д. В результате, в 2012-2013 учебном году ребятами было завоевано более 70 грамот, в первом полугодии 20 грамот (Приложение 5). Что намного превзошло результат прошлого года.

В ходе тренинга ребята узнали друг друга с новых сторон, нашли новые общие интересы и точки соприкосновения, открыли позитивные стороны в одноклассниках, у которых ранее видели только негативные, начали преодолевать барьеры в общении. Такое «узнавание» друг друга поспособствовало росту сплоченности в классе.

В процессе тренинга была создана атмосфера творческого поиска, вырабатывались нестандартные решения, проявлялась взаимопомощь и поддержка. На примере довольно сложных упражнений ребята научились решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию её решения. Анализ каждого упражнения дал возможность понять, как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию, как это повлияло на результат, какие были допущены ошибки и что можно сделать иначе и лучше в следующий раз. Веревочный курс научил, как преодолеть трудности в игре и в жизни более эффективным способом.

Когда человек слышит или читает о чем-либо, обычно он запоминает примерно 10% информации, а через некоторое время в памяти остается и того меньше. В веревочном тренинге познание происходит через собственный опыт, самостоятельное выводы и личные ощущения. Поэтому информация хорошо и надолго запоминается.

Помимо всего прочего, верёвочный курс — это еще и замечательные ощущения и яркие впечатления!

Практика показала, что веревочный курс способствует:

  • получению положительных эмоций

  • повышению доверия между одноклассниками

  • развитию желания помогать друг другу

  • созданию благоприятного климата в классе

  • развитию взаимоответственности

  • саморегулированию коллектива

  • осознанию важности единой команды

Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:

  • доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику

  • нестандартное мышление (способность находить нестандартные решения)

  • сотрудничать и действовать сообща

  • согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи

  • разрешать конфликтные ситуации.

Таким образом, верёвочный курс является эффективным средством улучшения взаимоотношений для школьников одного класса. С его помощью в коллективе создаётся командный дух, ребята вместе участвуют в решении проблем и вырабатывают стратегию для её решения, учатся действовать в нестандартных ситуациях. Подключая воображение, смекалку и изобретательность, дети становятся более открытыми. Каждому при этом предоставляется возможность испытать себя, а значит, узнать много нового – как о других, так и о себе! Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы».

Вследствие этого создаются психологически комфортные условия для успешного учебного процесса и развития каждого ученика как личности. Потому что опыт, приобретённый в ходе верёвочного курса, переносится в реальную жизнь и помогает детям чувствовать себя уверенно в любых ситуациях.

Ведь команда — это нечто боль­шее, чем сумма ее членов!



Используемая литература и интернет ресурсы:



  1. Юшков А.И., Петров Э.Р Опыт организации и проведения Веревочного курса. Томск : Изд-во. Ун-та, 1994. С.246

  2. Иванов С.Н. Веревочный курс – тренинг формирования команды. Взгляд изнутри.м.: Грант, 2003. С.57.

  3. Савинов Д. В., Фоменко Т. С., Иванов С. В., Щур Е. Ю. Веревочный курс: от простого к сложному.СПб.: Лань, 2002.С.146.

  4. Сапагова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. М.:Грант, 2000.С.46.

5. Зверев С.С. Руководство по ведению веревочного курса. М.: «Коллекция

приключений», внутренние методические разработки 1993-2005 гг.

http://vktehnologi.narod.ru/stat3.htm

http://venture.uncc.edu


Продукт данного проекта

Пособие, которое содержит разработки упражнений «Веревочного тренинга» для учащихся начальных классов. Материалы пособия помогут учителям создать сплоченный коллектив, в котором дети приобретут навыки работы в команде, станут более сплоченными и внимательными по отношению друг к другу.


Приложение1

Анкета «Сплоченность класса»

Ниже приводятся характеристики класса как малой группы. Каждая дана в трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов (а, б или в), который, по твоему мнению, больше всего подходит к твоему классу.

1

а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в классе, мы в кругу друзей;

б) далеко не всем уютно в нашем классе;

в) в классе есть ребята, с которыми никто не дружит.

2

а) В основном ребята дорожат нашим классом;

б) большинство ребят не задумываются о том, что значит класс в их школьной жизни;

в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс.

3

а) В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику;

б) наш класс заботиться не только о себе и нашей школе, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают;

в) ребят из нашего класса больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем проблемы каждого из учеников.

4

а) В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;

б) жизнь в нашем классе могла бы быть интереснее;

в) в нашем классе скучно, чтобы жизнь класса была интересней, все надо полностью изменить.

5

а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится;

б) хотелось бы чаще ходить куда-то всем классом;

в) не надо никуда ходить вместе всем классом.

6

а) Думаю, что наш класс дружный;

б) в нашем классе есть несколько дружеских компаний, несколько групп, а общей дружбы нет;

в) дружба в классе невозможна.

7. а) Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и интересы;

б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в классе;

в) мало кто из ребят может проявить в классе свои способности и интересы.

Обработка результатов

Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы Номер вопроса

Ответы в баллах

а          б          в

1          10        2          -10

2          10        2          -10

3          10        20        -10

4          10        5          -10

5          20        10        -10

6          10        6          -5

7          30        20        -10

Подсчитайте сумму полученных баллов

Интерпретация результатов

76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик.

46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам.

30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно.

Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.

После получения индивидуальных результатов важно представить общую картину. Можно использовать доску, разделив ее на 4 части. Один из учеников записывает в каждую колонку количество голосов (голоса подсчитываются поднятием руки). В результате можно увидеть наглядную картину представления ребят о сплоченности своего класса.

Далее следует провести обсуждение полученных данных. Сделать это нужно корректно, не требуя от каждого обоснования своей позиции. Можно разбить класс на две группы (выбор происходит добровольно). Одна группа – представляет позицию «за», другая – «против». Каждая группа выдвигает свои аргументы. Члены экспертной группы (2–3 человека) выносят решение о том, кто более четко обосновал свою позицию. В конце каждой группе предлагается внести свои предложения по улучшению жизнедеятельности класса.

Использованы материалы Учебного пособия «Психология для школьника».

Приложение 2


hello_html_m4ae3bc0f.gif


Приложение 3







hello_html_118d64f4.gif







Приложение 4



hello_html_md45471d.gif


Приложение 5


Активность участия в конкурсах 2012-2013 учебный год

Название конкурса

уровень

Всего участников

Русский медвежонок- 2012


Всероссийский

15 чел

Акция посвященная 70- летию Сталинградской битвы

район

25 чел

Акция «Не дави жизнь»


район

25 чел

Мисс-Осень 2012


район

1 чел

К-с рисунков « Нет табачному дыму»

район

13 чел

Фотоконкурс «Природа и мы»


район

8 чел

Дистанционная викторина «Васины задачки»

Всероссийская

16 чел

К-с поделок «Зимняя фантазия»


район

11 чел

Соц. проект «За жизнь»


региональный

13 чел

«Душа моей Родины» к 185 – летию основания р.п. Городище

район

15 чел

КИТ


район

7 чел



Приложение 6


Веревочный курс

для учащихся

начальных классов


hello_html_4e8a07dc.jpg






















Сборку подготовили:

Лопаткова Алеся

Лопаткова Дарья

Жидкова Софья

обучающиеся 3 «в» класса

МБОУ ГСОШ №1

Руководитель проекта:

Беркетова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов






Настоящее пособие содержит разработки упражнений «Веревочного тренинга» для учащихся начальных классов. Материалы пособия помогут учителям создать сплоченный коллектив, в котором дети приобретут навыки работы в команде, станут более сплоченными и внимательными по отношению друг к другу.











Городище 2013

hello_html_m4d466bb7.png


Проект " Веревочный тренинг- способ сплочения учеников начальных классов"
  • Классному руководителю
Описание:

 Превратить «песчаную россыпь» в «горящий факел» - задача не из легких. Однако решить ее необходимо, чтобы воспитать успешную гармоничную полноценную личность, способную реализовать себя в жизни.

Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности:

практико-ориентированный проект.
По содержанию: образовательный (преобразование старого в новое).
По числу участников проекта: коллективный (3 человека).
По времени проведения: длительный (сентябрь 2012- декабрь 2013).
Состав проектной группы:

руководитель проекта – Беркетова Ирина Ивановна (классный руководитель),

ученики 3 «в» класса.

Цель проекта:  на примере одного класса показать возможности тренинга по сплочению коллектива.

Задачи проекта:   познакомиться с литературой по данной теме;

приобрести  навыки общения, развивать сплочённость коллектива;

развивать умение определять своё место и назначение в классе, обучать терпимости, внимательности по отношению друг к другу;

 расширить знания детей по теме.

Автор Беркетова Ирина Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1146
Номер материала 16631
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓