Главная / Школьному психологу / Проект психолого-педагогического сопровождения профилактики межнациональных конфликтов и экстремизма в социально-культурном пространстве МБОУ «Гимназия»

Проект психолого-педагогического сопровождения профилактики межнациональных конфликтов и экстремизма в социально-культурном пространстве МБОУ «Гимназия»


Проект психолого-педагогического сопровождения профилактики межнациональных конфликтов и экстремизма в социально-культурном пространстве МБОУ «Гимназия»

«Давайте жить дружно»


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта - психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологии по развитию культуры этнической и социальной толерантности, профилактике экстремизма и межнациональных конфликтов как способ формирования личностных УУД у учащихся МБОУ «Гимназия».

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Сформировать у учащихся деятельную готовность к принятию активной социальной роли взрослого человека, и  способность принимать на себя значительную социальную ответственность;

  2. Сформировать способность  легко и свободно адаптироваться в современном мире, адекватно реагировать на его сложности и динамику изменений;

  3. Создать условия для выражения учащимися высокого уровня эмпатии и направленности на социальную позицию активного взаимодействия с людьми;

  4. Сформировать нервно - психическую устойчивость к неблагоприятным воздействиям социальной среды и способность проявлять самообладание в критических ситуациях;

  5. Развить высокие коммуникативные качества и  способности эффективно общаться на различных социальных уровнях с группами людей и отдельными личностями.


ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня, приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Вышеперечисленные факторы стимулируют напряжённость в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, начинают появляться различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через терроризм.

В этих условиях подрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Молодежь стала дезорганизована, подвержена влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов. Анализ существующих программ по противодействию проявлениям экстремизма в условиях общеобразовательной школы позволяет нам констатировать недостаточную разработанность программы превентивных мер, в связи с чем ощущается все большая необходимость в реализации целенаправленных профилактических мер по формированию толерантных отношений, возрождению национальной культурной идентичности, развитию культурных и духовных ценностей, жизненных перспектив и самоактуализации.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТА

Проект опирается на концептуальные философские и педагогические положения:

- фундаментальные идеи толерантности (В.В. Розанов, B.C. Соловьёв, П.П. Флоренский и др.);

-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Лурия, А.В. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.);

- личностно-ориентированного подхода (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Е.А. Климов);

- системного подхода к анализу личностной активности (К.А.Абульханова-Славская, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, С.Л. Рубинштейн и др.);

- рефлексивно-гуманистического подхода к развитию человека (Е.З. Кречмер, С. Ю. Степанов и др.).

Теоретическая основа проекта определяется фундаментальными исследованиями в области психологии и педагогики основ экстремистской деятельности: психологические концепции обоснования природы агрессии (А. Бандура, К. Лоренц, Б.Ф. Скиннер, Д.В. Уотсон, З.Фрейд, Э. Фромм и др.) и трансформации ее в аксиологии интолерантности (А. Асмолов, Э.Бенвенист, И.Галтунг, В.А. Лекторский, Л. Хьюсмен и др.); теории психолого-педагогических особенностей проявления экстремистских установок личности в молодежном возрасте (И.П. Башкатов, В.Г. Деев, И.С. Кон, Р.С. Немов, К.К. Платонов, А. Файн, Д. Фельдштейн и др.); теории по педагогическому программированию и проектированию социальных, педагогических и социально-культурных технологий (Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, А.Г. Казакова, Г.К. Селевко, В.М. Чижиков, Н.Е. Щуркова, Н.Н. Ярошенко и др.).

Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: теоретические - изучение по проблеме исследования философской, социологической, психологической, педагогической, правовой литературы; теоретический анализ и синтез научных концепций; эмпирические - опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, опрос, беседы, интервью, тестирование, статистический анализ результатов эксперимента.


ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Проект направлен на пропаганду и укрепление ценностей этнической и социальной толерантности в социально-культурном пространстве МБОУ «Гимназия» с целью профилактики экстремизма, межнациональных конфликтов и оздоровления социально-психологического климата.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ожидаемым результатом реализации программы является модель выпускника общеобразовательного учреждения, отвечающего следующим критериям:

-         быть готовым к принятию активной социальной роли взрослого человека, способным принимать на себя значительную социальную ответственность;

-         быть способным легко и свободно адаптироваться в современном мире, адекватно реагировать на его сложности и динамику изменений;

-         иметь высокий уровень эмпатии и направленность на социальную позицию активного взаимодействия с людьми;

-         проявлять нервно - психическую устойчивость к неблагоприятным воздействиям социальной среды, проявлять самообладание в критических ситуациях, и быть способным эффективно функционировать в условиях стресса;

-         иметь высокие показатели коммуникативности, быть способным эффективно общаться на различных социальных уровнях и применять различные социальные технологии во взаимодействии с группами людей и отдельными личностями, обладать достаточными организаторскими способностями и навыками эффективных социальных взаимодействий;

-         отличаться высокой нравственной нормативностью, быть проводником идей гуманизма, духовности и толерантности, быть честным, хранить в душе понятия долга и чести и достоинства, показывать образец ведения здорового образа жизни.

Именно эти показатели, с точки зрения отечественных и зарубежных психологов, позволяют молодому человеку активно и успешно войти во взрослую жизнь и добиться в ней социального и профессионального успеха, либо личностные УУД будут сформированы на все 100%.


СТРАТЕГИЯ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Данный проект запланирован к реализации в четыре этапа, отражающих логику программы по профилактике экстремизма в молодёжной среде.

Первый этап (2012-2013гг.) - поисковый, на этом этапе осуществлялся анализ философской, социологической, психолого-педагогической и правовой литературы по исследуемой проблеме; определены теоретические положения исследования, уточнено содержание терминологического аппарата, обоснована тема проекта, его цели и задачи. Результатами данного этапа явились выявление социально-психологических особенностей проявления экстремизма и межнациональной розни, подготовлено научно-методическое обеспечение проекта.

Второй этап (2013-2014гг.) - констатирующая часть опытно-экспериментальной работы. В общей сложности в исследовании приняли участие 200 человек. На этом этапе была проведена диагностика учащихся, их родителей и педагогов МБОУ «Гимназия». Основными методами исследования были анкетирование, наблюдение, тестирование. Применяемые для проведения мониторинга методы исследования можно поделить на специфические, то есть те, которые направлены на выявление установок толерантного сознания и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся, в свою очередь, признаками проявления толерантности (интолерантности).        

Специфические

методы психодиагностики

Неспецифические

методы психодиагностики

Социологические

методы

1.Вопросник для измерения уровня этнокультурной компетенции

2.Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.Бойко)

3.Анкета «Уровни толерантности»

 

 

1. Тест школьной тревожности (Филлипс)

2. Методика ценностные ориентации (М.Рокич)

3. Тест поведения в конфликте (К.Томас)

4. Опросник для диагностики способности к эмпатии (А.Мехрабиан)

5. Опросник «Агрессивность как проявление дезадаптации» (Басс - Дарки)

6. Опросник для исследования интроверсии - экстроверсии, нейротизма (Айзенк)

 

1.Социометрические исследования классных коллективов.

2.Опросы педагогов «Толерантный - интолерантный класс»

3.Опросы учащихся «Я и другие», «Согласен ли ты сидеть за одной партой с иным?»

Исследования послужили основой внедрения и интеграции различных методик и методических комплексов как для развития межличностной толерантности и этнокультурной компетентности в среде общеобразовательного учреждения.

Третий этап (2014-2015гг.) - формирующая часть опытно-экспериментальной работы, отражает процесс апробации модели по превенции экстремизма в школьной среде, обобщения материала, накопленного на первом этапе исследования, проведение проверки ранее полученных выводов. Данный этап включает применение методов групповой тренинговой работы, психологических акций, игр, бесед, консультаций, семинаров, конференций, родительских собраний.

Приведем примеры из нашей работы с детьми и педагогами.

1.Организация игровых ситуаций в рамках обычных школьных занятий. Большим потенциалом здесь обладают уроки истории, обществознания, граждановедения, литературы, мировой художественной культуры, иностранного языка, географии, а также факультативы или кружки гуманитарной направленности и классные часы.

Мозговой штурм "Ассоциативная сеть".

Цель: определить уровень знаний участников группы по данной проблеме, развитие эмпатии, рефлексии.

Материалы: доска и мел или ватман и фломастер.

Ход. На доске в центре напишите слово "мигрант". Предложите детям назвать слова, которые приходят им на ум, когда они слышат данное слово. Впишите приведенные учащимися слова вокруг центрального, обведите их кружочками и соедините линиями.

Обсуждение: Почему возникли те или иные ассоциации? С чем они связаны? Какие чувства и эмоции может испытать ученик-мигрант, услышав то или иное определение? Что может помочь нам преодолеть негативные стереотипы?

2.Организация проблематизации отношений воспитанника к представителям иных культур. Проблематизация — это искусственно создаваемая для воспитанников проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими.

Например, можно выйти на проблему этнических стереотипов в оценке людей или организовать ситуацию, в которой ученики оказываются в позиции этнического меньшинства, объекта дискриминации.

Игра "Спорные утверждения".

Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему межэтнических отношений, повысить свой уровень информированности.

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: "Совершенно согласен", "Согласен, но с оговорками", "Совершенно не согласен", "Не знаю/не уверен". Листы с утверждениями прикреплены по четырем сторонам помещения.

Ход. Ведущий зачитывает несколько спорных утверждений по заданной проблеме, участники должны встать у тех листков, на которых отражена их точка зрения, и объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут поменять листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Примерные спорные утверждения:

Не нужно показывать различия между народами и их представителями, так как это разобщает людей.

Нужно, чтобы в классе (школе) учились дети одной национальности.

Проблема этнических напряжений (конфликтов) раздувается СМИ, а на самом деле она не так глобальна.

Возрождение и поддержание народных традиций сдерживает продвижение общества вперед к более прогрессивному развитию.

Нужно говорить об общей российской культуре и стремиться ее развивать, а не поддерживать национальные.

"Глобалисты" лишают народы своей уникальности и неповторимости.

Нужно запретить межэтнические браки, так как это несет угрозу генетическому фонду нации.

Люди никогда не будут жить в мире и согласии.

Обсуждение. Какие чувства возникали у вас, когда вы размышляли над этими вопросами? Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно когда вы оказывались в меньшинстве? Легко ли было изменить свою точку зрения?

3.Организация проблемных дискуссий. Речь здесь уже идет не об игровом диалоге, а о межличностном общении по той или иной проблеме полиэтнического общества. Оно позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами и мнениями сверстников, иногда способствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников, очень весомое для детей подросткового возраста, может стать источником изменения их собственных взглядов.

Дискуссия по теме "Понятие "национальная принадлежность" - необходимо ли оно в современном мире?"

Цель: выявить представления детей о понятии "национальная принадлежность" и необходимости его в современном мире.

Вопросы:

- Насколько важно это понятие для современного человека? Может быть, нужно от него отказаться?

- Для кого из них это чувство будет более значимым и почему?

- Существует ли граница между национальной гордостью и национализмом и насколько она прочна в реальной жизни?

- Всегда ли верны национальные стереотипы?

- Кто должен определять национальную принадлежность и что вы думаете о смешанных семьях?

4.Организация введения спецкурсов для старшеклассников «Я и ты: этико-психологические основы взаимоотношения с людьми» и «Я и мы: примите меня в человечество», направленных на формирование у учащихся теоретического представления об объемном психологическом видении человека, навыков использования практических знаний как основы познания себя и других. Кроме этого, в рамках данного курса осуществляется формирование у учащихся осознания того, что представители разных культур и народов в психологическом плане могут очень сильно отличаться друг от друга; этнической толерантности, позволяющей не только признать, но и принять различия, избавиться от предубеждений и негативных стереотипов; а также позитивной этнической идентичности юношей и девушек. Логика курса выстроена таким образом, чтобы учащиеся от знаний основ общей психологии посредством познания психологии личности и группы могли выйти на понимание необходимости интегрированного понимания психологии человека. Именно, исходя из этой методологии, были объединены такие области знаний, как общая психология, психология развития и возрастная, психология личности, социальная психология, конфликтология, этническая психология.

Так, в разделе «Психология индивидуальных различий» в теме «Характер и его формирование», кроме общих вопросов, рассматриваются проблемы «национального характера», особенностей его формирования и проявления. В разделе «Психология личности» в теме «Саморегуляция и самоорганизация личности» изучаются этнокультурные особенности процесса саморегуляции личности. Практически все темы раздела «Психология общения» предполагают наличие этнокультурного компонента. Здесь выделяются проблемы этнопсихологических особенностей, влияющих на вербальную и невербальную коммуникации, проблема этнических стереотипов, этнической толерантности и др.

5. Организация введения спецкурсов для учащихся 6-9 классов в МБОУ «Гимназия» «Давайте жить дружно».

Цель курса - формирование положительного отношения к окружающему миру и, особенно к человеку, как к личности, включая в учебно-воспитательный процесс средства народной педагогики.

Программа включает тематическое планирование и описание занятий для 6 - 4-го классов. Предполагается, что они будут проводиться психологом с целым классом одновременно в учебном помещении раз в неделю.

Курс представлен следующими разделами:

  1. «Познавая мир» - 6 класс. Основные темы раздела:

I четверть: Я – шестиклассник.

II четверть: Школьная жизнь.

III четверть: Мои новые друзья.

IV четверть: Ты и мир вокруг тебя.

  1. «Познавая себя» - 7 класс. Основные темы раздела:

I четверть: Какой я?

II четверть: Качества людей.

III четверть: Внешнее и внутреннее.

IV четверть: Я открыт для тебя.

  1. «Познавая других» - 8 класс. Основные темы раздела:

I четверть: Мы похожи – мы отличаемся.

II четверть: Психология обычаев и традиций.

III четверть: Я и народы, которые меня окружают.

IV четверть: Культурные нормы.

  1. «Мы - это мир» - 9 класс. Основные темы раздела:

I четверть: Дом, в котором мы живем.

II четверть: Нам хорошо, когда мы вместе.

III четверть: Могут ли все люди вокруг быть своими?

IV четверть: Я, ты, мы - семья.

Четвертый этап (2015-2016гг.) - заключительный, в процессе которого происходит обобщение исследовательских выводов, анализ достигнутых результатов, оценка эффективности и значимости проекта, оформление итогов в форме печатных и электронных публикаций, их представление педагогической и родительской общественности в рамках городских семинаров и  публичных чтений.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. - На пути к толерантному сознанию. - М., 2000.

  2. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. - М., 2001.

  3. Братченко С.Н. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза. // Век толерантности. -  2001. № 3 - 4.

  4. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. - СПб., 2003.

  5. Гурова В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. М., 2004.

  6. Клепцова Е. Психология и педагогика толерантности. - М., 2007.

  7. Кротков Е.А. Анатомия толерантности: феноменологический анализ. - М., 2003.

  8. Обухова Л.Ф. Детская  возрастная психология. - М., 1999.

  9. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. - М., 2001.

  10. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. - М., 2000.

  11. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». - М., 2000.

  12. Хухлаева О. и др. Счастливый подросток. - М., 2000.


Проект психолого-педагогического сопровождения профилактики межнациональных конфликтов и экстремизма в социально-культурном пространстве МБОУ «Гимназия»
  • Школьному психологу
Описание:

Цельпроекта  - психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологии по развитию культуры этнической и социальной толерантности, профилактике экстремизма и межнациональных конфликтов как способ формирования личностных УУД у учащихся МБОУ «Гимназия».

 

 

 

Проект направлен на пропаганду и укрепление ценностей этнической и социальной толерантности в социально-культурном пространстве МБОУ «Гимназия» с целью профилактики экстремизма, межнациональных конфликтов и  оздоровления социально-психологического климата.

 

 

 

Первый этап (2012-2013гг.) - поисковый, на этом этапе осуществлялся анализ философской, социологической, психолого-педагогической и правовой литературы по исследуемой проблеме; определены теоретические положения исследования, уточнено содержание терминологического аппарата, обоснована тема проекта, его цели и задачи. Результатами данного этапа явились  выявление социально-психологических особенностей проявления экстремизма и межнациональной розни, подготовлено научно-методическое обеспечение проекта.

 

 

 

Второй этап (2013-2014гг.) - констатирующая часть опытно-экспериментальной работы. В общей сложности в исследовании приняли участие 300 человек. На этом этапе была проведена диагностика учащихся, их родителей и педагогов МБОУ «Гимназия». Основными методами исследования были анкетирование, наблюдение, тестирование. Применяемые для проведения мониторинга методы исследования можно поделить на специфические, то есть те, которые направлены на выявление установок толерантного сознания и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся, в свою очередь, признаками проявления толерантности (интолерантности).

       

 

Третий этап (2014-2015гг.) - формирующая часть опытно-экспериментальной работы, отражает процесс апробации модели по превенции экстремизма в школьной среде, обобщения материала, накопленного на первом этапе исследования, проведение проверки ранее полученных выводов. Данный этап включает применение методов групповой тренинговой работы, психологических акций, игр, бесед, консультаций, семинаров, конференций, родительских собраний.

 

 

Четвертый этап (2015-2016гг.) - заключительный, в процессе которого происходит обобщение исследовательских выводов, анализ достигнутых результатов, оценка эффективности и значимости проекта, оформление итогов в форме печатных и электронных публикаций, их представление педагогической и родительской общественности в рамках городских семинаров и  публичных чтений.


 

 

 

 

Автор Семыкина Наталья Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 710
Номер материала 32557
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы