Главная / Музыка / Проект ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.02.УП.02.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Проект ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.02.УП.02.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа» г. Черемхово






Предметная область ПО.02.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПО.02.УП.02.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты» (8-9-летние сроки обучения)









2013 г.









Ч2013 год

«Рассмотрено»

Методическим советом

МБОУ дод ДМШ г. Черемхово

___________________________


«Утверждаю»

Директор

МБОУ дод ДМШ г. Черемхово

Федорова Р. Р.________________

_____________________________






Разработчик – Коростелёва Т. И., преподаватель теоретических дисциплин

Рецензент – Щиблицкая Т. Г., зам. директора по УВР.

Рецензент – Чиркова




































СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


II. Учебно-тематический план


III. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования. Содержание разделов;


IV. Требования к уровню подготовки обучающихся


V. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Требования к промежуточной аттестации;

- Критерии оценки;


VI. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;


VII. Материально-технические условия реализации программы


VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы

- Список методической литературы;

- Учебная литература.



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты».

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:

  • развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся
    потребности общения с явлениями музыкального искусства;

  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
    способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;

- формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.

«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.

3

3





2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки»

Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года.

3. Объем учебного времени и виды учебной работы



Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени, график промежуточной

Всего часов

Классы

1

2

3



1

полугодие

2 полугодие

1

полугодие

2 полугодие

1

полугодие

2 полугодие


Аудиторные занятия

16

16

16

17

16

17

98

Самостоятельная работа

8

8

8

8.5

8

8.5

49

Максимальная учебная нагрузка

24

24

24

25.5

24

25.5

147

Вид промежуточной аттестации


Контр. урок


Контр.

урок


зачет


4.Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

- воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования
представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих
способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального
искусства.

Задачи:

- развитие интереса к классической музыке;

4

4





- знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование
навыков восприятия образной музыкальной речи;

- воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе
слушания;

  • приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за
    движением музыкальной мысли и развитием интонаций;

  • осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных
    явлениях и средствах выразительности;

  • накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие
    музыкального мышления;

- развитие одного из важных эстетических чувств - синестезии (особой
способности человека к межсенсорному восприятию);

- развитие ассоциативно-образного мышления.

С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые методы слуховой работы - игровое и графическое моделирование. Дети постигают содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности.

Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
    учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

5

5





В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Первый год обучения посвящен знакомству с тремя основными музыкальными жанрами, тремя китами в музыке: песней, танцем и маршем, распространёнными в повседневной жизни, быту людей, а так же присутствие этих жанров в классической музыке.

Второй год обучения посвящен знакомству с составом симфонического оркестра, с тембрами инструментов входящих в него, их роли в раскрытии образного содержания произведения, а так же переходу к работе над произведениями по темам: «Сказка и сказочные образы» и «Мир детства».

На третьем году обучения происходит знакомство со средствами музыкальной выразительности, их влиянием на характер музыки, продолжение работы над произведениями по темам: «Картины и образы природы», «Музыка и живопись», «Музыкальные портреты».

Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму - как результат развития интонаций. Это помогает восприятию художественного целого.

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе
    знакомства с конкретным музыкальным примером);

  • поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении,
    беседах);

- игровые (разнообразные формы игрового моделирования).

8. Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Материально-техническая база музыкальной школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

6

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащена мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Помещение имеет звукоизоляцию и своевременно ремонтируются.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.

Первый год обучения



Тема

Кол-во часов

Раздел I. Введение в предмет

5

1.1.

Роль музыки в жизни человека

1

1.2.

Звуки окружающие нас

1

1.3.

Музыка серьёзная и развлекательная

1

1.4.

Содержание музыкальных произведений

2

Раздел II. Музыкальные жанры

7

2.1.

Три кита в музыке

1

2.2.

Песня

2

2.3.

Танец

2

2.4.

Марш

2

Раздел III. Сценические жанры

12

3.1.

Балет

6

3.2.

Опера

6


Раздел IV. Вокальные жанры

2

4.1.

Вокальные миниатюры

1

4.2.

Вокально – симфонические жанры

1

Раздел V. Инструментальные жанры

6

5.1.

Инструментальные миниатюры

2

5.2.

Жанры камерной музыки

1

5.3.

Жанры оркестровой музыки

3


Итого:

32

7

7





Второй год обучения



Тема

Кол-во часов


Урок повторения

1

Раздел I. Инструменты симфонического оркестра

13

1.1.

История оркестра

1

1.2.

Струнная группа инструментов

2

1.3.

Духовые инструменты

3

1.4

Ударные инструменты

3

1.5.

Орган, челеста, фортепиано, арфа

3

1.6.

Старинные инструменты

1

Раздел II. Сказка и сказочные образы

14

2.1.

П.И. Чайковский «Детский альбом», «Баба Яга»

1

2.2.

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», «Избушка на курьих ножках»

1

2.3.

А.К. Лядов Симфоническая картина «Кикимора»

2

2.4.

Сказочные образы в творчестве Э. Грига

2

2.5.

П.И. Чайковский Балет «Щелкунчик» танцы из второго действия

4

2.6.

Н.А. Римский – Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

4

Раздел III. Мир детства

5

3.1.

П.И. Чайковский. «Детский альбом» трилогия о кукле

2

3.2.

П.И. Чайковский. «Детский альбом». Сказка о золушке: «Сладкая грёза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс»

2

3.3.

М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки», «Тюильри»

1


Итого:

33

8

Третий год обучения



Тема

Кол-во часов


Урок повторения

1

Раздел I. Средства музыкальной выразительности

2

Раздел II. Картины и образы природы

15

2.1.

К. Сен – Санс. «Карнавал животных»

5

2.2.

Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт», «Утро»

1

2.3.

П.И. Чайковский. «Времена года»

4

2.4.

А. Вивальди. «Времена года»

5

Раздел III. Музыка и живопись

7

3.1.

Левитан «Золотая осень» - Ф. Шопен. Концерт №1, 2 часть

2

3.2.

Поленов «Заросший пруд» - П.И. Чайковский

Симфония «Зимние грёзы», 2 часть

1

3.3.

В. Суриков «Взятие снежного городка» - П.И. Чайковский «Времена года», «Масленица»

1

3.4.

Васнецов «Богатыри» - А.П. Бородин «Богатырская симфония», 1 часть

1

3.5.

Айвазовский «Девятый вал» - Н.А. Римский – Корсаков «Шехеразада», «Море и Синдбадов корабль»

2

Раздел IV. Музыкальные портреты

7

4.1.

Н.А. Римский – Корсаков. Опера «Снегурочка», «Шествие царя Берендея»

2

4.2.

Н.А. Римский – Корсаков «Шехеразада», «Царевич и Царевна»

1

4.3.

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»,

«Два еврея», «Богатый и бедный»

1

4.4.

С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

2

4.5.

К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

1


Контрольный урок

1


Итого:

33

10

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по предмету «Слушание музыки» реализуется в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 8(9) лет обучения.


Годовые требования. Содержание разделов


Первый год обучения


Раздел I. Введение в предмет. Музыка в понимании детей. Роль музыки в жизни человека от рождения и до смерти. Музыка в театре, кино и повседневной жизни (колыбельные песни, народные песни, танцы, инструментальная музыка). Звуки окружающие нас (музыкальные и не музыкальные). Использование приёма звукоподражания. Музыка серьёзная и развлекательная. На примере двух разнохарактерных произведений выяснить, какое впечатление вызывает музыка, характер и настроение, переданное в ней. Содержание музыкальных произведений: сказка, природа, образы людей, настроение человека, происходящее событие.

Самостоятельная работа: привести примеры музыкальных и не музыкальных звуков.

Музыкальный материал: Кингстай «Воздушная кукуруза», К. Дебюсси «Лунный свет», М. П. Мусоргский «Гном» и «Рассвет на Москве - реке», М. Глинка «Жаворонок», Р.Шуман «Первая утрата», С. Прокофьев опера «Любовь к трём апельсинам», М. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Рондо Фарлафа, С. Прокофьев кантата «Александр Невский»: «Вставайте люди русские».

Раздел II. Музыкальные жанры.

Тема 2.1. Песня.

Понятие жанра. Жанр – вид музыкального искусства с определенными исторически сложившимися чертами. Песня, танец, марш – наиболее демократичные жанры музыкального искусства, широко распространенные в повседневной жизни, быту людей. Вокальные и инструментальные жанры в музыке.

Песня – один из древнейших жанров музыкального искусства. Певцы Орфей, Садко - герои античных мифов и былин. Объединение в песне поэзии и музыки. Различия песен по складу и формам исполнения: одноголосные и многоголосные, сольные и хоровые, с сопровождением и без него.

Самостоятельная работа: привести примеры разных по характеру песен.

Музыкальный материал: М. Глинка Симфоническая фантазия «Камаринская»;

А. Лядов Восемь русских народных песен для оркестра: Протяжная, Шуточная, Колыбельная, Плясовая; Н.А. Римский – Корсаков опера «Снегурочка»: проводы Масленицы из пролога; П.И. Чайковский Концерт №1, 3 часть р.н.п. «Во поле берёза стояла».




Тема 2.3. Танец.

Танец – старинный жанр музыкального искусства. Демократичность танцевального жанра. Повсеместное распространение танцев в жизни людей. Богатство содержания, многообразие видов народных танцев, отражающих особенности различных национальных характеров, быта, труда людей, а также эпохи. Народные танцы – существенная основа творчества профес­сиональных композиторов. Большая роль танцевальных жанров в творчестве Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, П. Чайковского, А. Глазунова, С. Прокофьева и других композиторов.

Самостоятельная работа: привести примеры народных и бальных танцев.

Музыкальный материал: Танцы народов мира: Вальс, Мазурка, Полонез, Полька, Хота, Болеро, Трепак, Лезгинка. И. Брамс Венгерский танец № 5, М. Глинка опера «Жизнь за царя» танцы из 2 действия: полонез, краковяк, вальс, мазурка.

М.О. Огинский полонез «Прощание с родиной», А. Хачатурян «Танец с саблями»,

И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае».

Тема 2.2. Марши.

Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, спортивные, траурные, шуточные, детские, сказочные. Характерные черты маршей: умеренный темп шага, не меняющийся на протяжении всего сочи­нения, двух- или четырехдольный размер, фанфарный склад мелодии, бодрый, энергичный характер. Организующая роль четкого, упругого (часто пунктирного) ритма. Трехчастная форма маршей. Проникновение элементов маршевости в различные виды песен.

Самостоятельная работа: привести примеры различных по характеру маршей.

Музыкальный материал: Ж. Бизе опера «Кармен»: куплеты тореадора из 2 д., Дж. Верди опера «Аида»: Хор и марш из финала 2 д.; М. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Марш Черномора; Ф. Мендельсон «Сон в летнюю ночь»: Свадебный марш; П. Чайковский балет «Щелкунчик»: Марш; Ф. Шопен Траурный марш из Сонаты № 2.

Раздел III. Сценические жанры.

Тема 3.1. Балет.

Рождение жанра балета. Создатели балета. Балетные формы: классический и характерный танец. Мастера балета. Французское происхождение жанра. Ведущая роль в балете танца. Сюжетное разнообразие балетов. Сказочный балет: «Спящая кра­савица» П. Чайковского, «Конек-горбунок» Р. Щедрина. Лирический балет: «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, А. Адан «Жизель». Героический балет: «Спартак» А. Хачатуряна.

П. Чайковский – создатель русского классического балета. Народная немецкая сказка «Лебединый пруд» – литературная основа балета «Лебединое озеро». Выразительность музыки, мелодиче­ское богатство, оркестровое мастерство композитора. Яркая красочность, глубина, выразительность музыкальных образов.

Самостоятельная работа: рассказать содержание сказки – балета «Лебединое озеро», назвать основных героев.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» и фрагменты балета по выбору.

Тема 3.2. Опера

Опера – крупное музыкально-театральное произведение, написанное на определенный сюжет. Соединение в опере разных видов искусств: музыки, драмы, хореографии, живописи. Многообразие жанров оперы: комическая, драма­тическая, историческая, сказочная и другие. Примеры опер. Строение оперы. Знакомство с основными оперными формами – увертюрой, арией, ариозо, песней, ансамблем, хором, оркестровыми номерами. Либретто - текст оперы. Мастера пения.

Самостоятельная работа: кратко рассказать содержание поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», назвать основных героев.

Музыкальный материал: М. Глинка опера «Руслан и Людмила»: увертюра, интродукция, две песни Баяна, каватина Людмилы, сцена похищения Людмилы, квартет «Какое чудное мгновенье» из I д.; рондо Фарлафа, ария Руслана, персидский хор из II д.; ария Людмилы, марш Черномора, восточные танцы из IV д.; хор «Ах ты свет, Людмила» из V д.

Раздел IV. Вокальные жанры.

Тема 4.1. Вокальная миниатюра. Жанровые разновидности

Народное музыкальное творчество – основа музыкальной культуры. Отражение в песнях явлений и событий народной жизни. Семейно – бытовые и обрядово-календарные песни-былины. Исторические песни. Народное искусство - основа творчества профессиональных композиторов.

Песня и романс, общее и частное. Романс – произведение для голоса с сопровождением (фортепиано, гитара, арфа). Неразрывная связь стихотворного текста с мелодией и важная выразительная роль сопровождения в романсе. Тонкая передача в романсах душевных переживаний человека. Преобладание лирических образов в этом жанре. Разнообразие жанров романсов: элегия, баллада, баркарола. Песни в творчестве композиторов 17 века, творчестве И. С. Баха и венских классиков. Песни и романсы в творчестве русских композиторов 19 века.

Самостоятельная работа: найти стихотворения, ставшие основой песен или романсов.

Музыкальный материал: А. Алябьев «Соловей», Л. Бетховен Песня «Сурок»,

М. Глинка романсы и песни: «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная», «Не искушай», «Ночной смотр», Ф. Шуберт Цикл «Прекрасная мельничиха»: «В путь», «Мельник и ручей»; Ф. Шуберт Баллада «Лесной царь», «Форель», Ave Maria, Серенада.

Тема 4.2. Вокально-симфонические жанры.

Хоровые жанры. Кантаты и оратории. Исполнительский состав, строение, различие этих жанров.

Кантаты в творчестве И. С. Баха, их виды. Хоралы. Роль хоровых номеров в операх. Грандиозный, ликующе-торжественный хор «Славься» - патриотический гимн-марш, венчающий оперу М. Глинки «Жизнь за царя». Монументальность звучания хора, связанная с увеличенным составом исполнителей (три хора, два оркестра, колокола). Многообразие хоров в опере А. Бородина «Князь Игорь». Проникновение хоров в симфоническую музыку. Хор из финала Симфонии № 9 Л. Бетховена. Месса.

Самостоятельная работа: вспомнить то, о чём говорили на уроке.

Музыкальный материал: В. Моцарт «Lacrimosa» из «Реквиема», С. Прокофьев «Александр Невский», Л. Бетховен Симфония № 9.

Раздел V. Инструментальные жанры.

Тема 5.1. Инструментальная миниатюра.

Широкие возможности передачи в небольших пьесах разнообразного со­держания. Создание композиторами пьес для разных инструментов. «Музыкальный момент», «Экспромт». Их специфиче­ский смысл: фиксация мгновенных настроений в музыке, ее импровизационная природа. Создание разнообразных по характеру пьес на основе танцевальных жанров (вальсы Ф. Шуберта и Ф. Шопена, мазурки, полонезы Ф. Шопена). Жанр ноктюрна, его происхождение и стилистические особенности. Раз­нообразные образцы ноктюрнов в творчестве Дж. Фильда, М. Глинки, Ф. Шопена.

Самостоятельная работа: Нарисовать рисунок к произведению под названием ноктюрн.

Музыкальный материал: Ф. Шопен «Прелюдии», Э. Григ «Кобольд», «Шествие гномов», Л. Бетховен «К Элизе», Д. Кабалевский «Клоуны», М. Глинка ноктюрн «Разлука», Ф. Шопен: вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны, этюды, Ф. Шуберт экспромты, музыкальные моменты.

Тема 5.3. Жанры камерной музыки.

Камерная музыка. Жанры камерной музыки. Характеристика трио, квартета, квинтета.

Самостоятельная работа: знать объяснение слов: трио, квартет, квинтет.

Музыкальный материал: Й. Гайдн «Квартет» g-moll; П. Чайковский «Струнный квартет №1», 2 часть.

Тема 5.4. Жанры оркестровой музыки.

Жанровые разновидности оркестровой музыки.

Кhello_html_m2a7690f7.gifонцерт. Симфония. Увертюра. Характеристика жанров: концерт, симфония, увертюра.

Самостоятельная работа: знать объяснение слов: концерт, симфония, увертюра.

Музыкальный материал: А. Вивальди «Весна» из «Времен года», Ф. Шопен «Концерт для фортепиано с оркестром» №1, П. Чайковский «Ромео и Джульетта».


Второй год обучения

Раздел 1: Инструменты симфонического оркестра.


Вводная беседа – повторение пройденного материала.

Понятие жанра. Три основных жанра в музыке. Вспомнить и назвать музыкальные жанры, пройденные в первом классе. Привести примеры произведений.

Тема 1.1. Знакомство с основными инструментами симфонического оркестра.

Прослушивание фрагментов лекции-беседы М.Н. Собининой. Наглядное знакомство с инструментами: иллюстрации, показ инструментов, их характер и окраска звучания, особенности каждого инструмента, какие образы может создать – на примере прослушивания отрывков из произведений (использование литературы).

История слова оркестр: «орхестра» - в античные времена и до оркестра в наши дни. Виды оркестров: симфонический, струнный, духовой, шумовой, народный, джазовый, эстрадный – их особенности. Состав симфонического оркестра.

Тема 1.2. Струнно-смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Происхождение инструментов, внешний вид и строение, приёмы исполнения на этих инструментах. Тембр звучания, образы и настроения, создаваемые инструментами.

Самостоятельная работа: знать краткую характеристику музыкального инструмента, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада» I часть - тема Шехеразады, III часть – тема Царевича, С. Прокофьев II классическая симфония, А. Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром, М. Мусоргский «Борис Годунов» – тема Пимена, Дж.Ф. Малипьеро «Диалог для альта и оркестра», Куперен Концерт для виолончели со струнным оркестром, П. Чайковский Опера «Евгений Онегин» V картина – сцена дуэли, Л. Бетховен Симфония № 5: Скерцо – трио, К.Сен-Санс «Карнавал животных»: «Слоны».


Тема 1.3. Духовые инструменты.

Две группы духовых инструментов: деревянные и медные – почему так называются, тембровые особенности каждой группы.

Деревянные духовые инструменты: флейта, кларнет, гобой, фагот.

Происхождение названий инструментов. Легенда о возникновении флейты. Особенности формы каждого инструмента, внешний вид, тембр звучания. Образы и настроения, создаваемые инструментами (образы музыкальной сказки С. Прокофьева « Петя и волк»).

Медные духовые инструменты: труба, кларнет, валторна, тромбон, туба.

Особенности формы всех инструментов, яркость и выразительность звучания.

Происхождение инструментов. Труба участница рыцарских церемоний, игр и турниров, военных походов. Родство трубы и тромбона. Особая мелодичность валторны. Яркость создаваемых образов.

Самостоятельное задание: знать характеристику инструментов, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: И.С. Бах «Шутка», А. Хачатурян балет «Спартак» – адажио Фригии и Спартака, вступление, Н. Римский – Корсаков опера «Снегурочка» III д. – вступление к III-ей песне Леля, П.Чайковский Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» – рассказ Франчески, Н.Римский-Корсаков «Шехеразада» IIч. -рассказ Календера, Альбинони Концерт для гобоя с оркестром, П. Чайковский Симфония «Зимние грёзы» II ч, С. Прокофьев «Петя и волк» – темы птички, утки, кошки и дедушки, А. Вивальди Концерт для флейты, гобоя, фагота и чембало,hello_html_m2a7690f7.gif Н.Римский – Корсаков «Шехеразада» 2 часть – тема трубы, П.Чайковский балет «Лебединое озеро» - фанфары, «Неаполитанская песенка», П.Чайковский Симфония № 5 – медленная часть, балет «Щелкунчик»: Па-де-де Феи Драже и принца Оршада, М. Мусоргский «Картинки с выставки» в оркестровке М. Равеля «Быдло».

Тема 1.4. Ударные инструменты: барабан, литавры, тарелки, ксилофон, треугольник, колокола, колокольчики, бубен, кастаньеты.

Происхождение ударных инструментов с древних времен. Почему инструменты называются ударными, их роль в оркестре.

Разнообразие инструментов, входящих в группу. Особенности формы каждого инструмента звука, приемы звукоизвлечения. Отличие барабана и литавр, треугольника и колокольчиков (отсутствие звуковысотности у барабана и треугольника). Национальное происхождение инструментов: бубен, кастаньеты.

Самостоятельное задание: знать характеристику инструментов, нарисовать рисунок.

Мhello_html_m2a7690f7.gifузыкальный материал: М. Равель «Болеро», Д. Шостакович 7-я симфония «Ленинградская»: 1 часть – эпизод нашествия, Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: 3д. – 3 –я песня Леля, П. Чайковский Симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»: главная партия, Н. Римский - Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: Три чуда – тема белочки, А. Хачатурян балет «Гаяне» - «Танец с саблями», Н. Римский - Корсаков «Шехеразада»: 4 часть – тема моря; М. Мусоргский опера «Борис Годунов»: 2 картина – Венчание Бориса на царство, М. Глинка опера «Руслан и Людмила»: «Марш Черномора», П. Чайковский балет «Щелкунчик»: Кофе – Арабский танец, Шоколад – Испанский танец, М. Глинка. «Арагонская хота».

Тема 1.5. Особенности инструментов: арфа, фортепиано, орган, челеста.

Арфа древнейший струнно-щипковый инструмент, его происхождение. Аристократический женский инструмент. Игра на арфе – признак хорошего воспитания. Формы и строение инструмента, тембровая окраска.

Фортепиано – клавишно – струнный ударный инструмент. Предки фортепиано: греческий монохорд, клавикорд, клавесин, их особенности. Барталомео Кристофори - изобретатель фортепиано. Особенности названия, звуковые возможности и конструкция инструмента. Роль педалей. Разновидности фортепиано.

Орган – клавишно – духовой инструмент, происхождение от флейты Пана. Сложная конструкция инструмента, наличие нескольких клавиатур – мануалов и ножной клавиатуры – педалей. Индивидуальность инструмента, мощный, торжественный величественный звук.

Челеста – ударно-клавишный инструмент, значение слова челеста, особенность формы, тембровая окраска звука.

Самостоятельное задание: знать характеристику инструментов, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: П. Чайковский балет «Щелкунчик»: вступление к вальсу цветов, Танец Феи Драже, 1 концерт для ф-но с оркестром, «Детский альбом»: «Утренние размышления», «В церкви», М. Глинка «Руслан и Людмила» Песня Баяна, И.С. Бах «Токката и фуга ре-минор», А. Лядов Симфоническая сказка «Кикимора».

Тема 1.6. Старинные инструменты: клавесин, чембало, лютня.

Время, когда были популярны инструменты. Происхождение клавесина – струнно-щипкового инструмента от цимбал – струнно-ударного инструмента.

Особенности звукоизвлечения на клавесине. Сильный и короткий звук инструмента, использование нескольких клавиатур и педали. Тембр звучания.

Итальянское происхождение инструмента чембало, как разновидности клавесина.

Лютня – струнно-щипковый инструмент древнего происхождения. Популярность инструмента в средневековье. Особенности формы и тембр звука.

Самостоятельное задание: знать характеристику инструментов, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: И.С. Бах «Прелюдия и фуга ля минор», А. Вивальди Концерт для виолончели, фагота, струнного оркестра и чембало, Франческо да Милано «Фантазия».

Раздел II. Сказка и сказочные образы в музыкальных произведениях.

Тема 2.1. П. Чайковский «Детский альбом»: «Баба – Яга». Любимые сказки и сказочные образы у детей.

Композиторы, воплотившие сказку в музыке. Краткое знакомство с творчеством П. Чайковского. Сборник «Детский альбом», - посвящение племяннику Володе Давыдову. Содержание пьес, входящих в альбом. Описание Бабы-Яги в русских народных сказках. Образ злой и ворчливой Бабы-Яги в пьесе П.Чайковского из «Детского альбома» «Баба Яга». Колючее, резкое, ворчливое звучание музыки. Мнение детей об услышанном произведении.

Самостоятельное задание: найти описание Бабы – Яги в сказках, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Баба – Яга»

Тема 2.2. М. Мусоргский «Картинки с выставки», «Избушка на курьих ножках».

Образ Бабы – Яги в произведениях русских композиторов. Картина Гартмона, изображающая часы в виде избушки на курьих ножках – сюжет к пьесе М. Мусорского «Избушка на курьих ножках». Краткое знакомство с М. Мусоргским. История создания цикла «Картинки с выставки». Разнообразие образов, воплощенных в пьесах цикла. Пьеса «Избушка на курьих ножках» - фантазия композитора, изобразившего сцену в духе русских народных сказок, с главной героиней – Бабой – Ягой.

Смена характера музыки, изображающей поведение, повадки Бабы – Яги и ее сказочные владения. Яркая образность музыкальных тем. Рассуждение детей о характере музыки и сказочных картинах, представленных после прослушивания.

Самостоятельное задание: Найти описание Бабы – Яги в сказках, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», «Избушка на курьих ножках».

Тема 2.3. А.К. Лядов. Симфоническая сказка «Кикимора».

Краткое знакомство с творчеством А. Лядова.

Сказочные симфонические картины «Волшебное озеро», «Баба-Яга», «Кикимора». Народное сказание о кикиморе – программа к симфонической картине «Кикимора». Последовательное отражение словесного текста в музыкальных темах, их яркая образность. Роль инструментовки в раскрытии образов.

Самостоятельное задание: Сочинить свою сказку о кикиморе и нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: А.К. Лядов. Симфоническая сказка «Кикимора».

Тема 2.4. Сказочные образы в творчестве Э.Грига.

Сказки и сказочные образы в творчестве зарубежных композиторов. Э. Григ – норвежский композитор, отразивший в музыке любовь к Норвегии, красоту природы, навеянной духом сказок, легенд и преданий. Герои норвежских сказок: эльфы, гномы, тролли, кобольды. Музыка сочиненная Э. Григом в местечке Трольхауген - Холм троллей, ее яркая образность, сочетание картин природы и народной фантастики.

Разбор произведений по выбору: «Кобольд», «Танец эльфов», «Шествие гномов», «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».

Самостоятельное задание: Рассказать о сказочных героях Скандинавии, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: Э. Григ «Кобольд», «Танец эльфов», «Шествие гномов», «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».

Тема 2.5. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик»

Танец Феи Драже, Китайский танец «Чай», Арабский танец «Кофе».

Сюжет сказки Гофмана, положенный в основу балета П.Чайковского «Щелкунчик». Содержание балета, сочетание реальности и сказочности, герои произведения. Танец Феи Драже – воплощение таинственности и красоты властительницы царства сластей, ее внешний облик и окружающая обстановка. Инструмент, сыгравший важную роль в раскрытии образа. Национальный характер танцев «Чай» и «Кофе», использование инструментов, подчеркивающих народный оттенок. Неповторимое своеобразие и яркая образность музыки танцев. Рассуждения детей о музыкальных темах.

Самостоятельное задание: Рассказать сюжет балета «Щелкунчик», назвать реальных и сказочных героях, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик»; Танец Феи Драже, Китайский танец «Чай», Арабский танец «Кофе».


Тема 2.6. Н.А.Римский – Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане», «Три чуда», «Полет шмеля».

Вспомнить и повторить жанр оперы, его основные черты. Н. Римский-Корсаков – русский композитор, создатель 15 опер. Сказки А.С.Пушкина, положенные в основу оперных произведений композитора. Сюжет «Сказки о царе Салтане». Три чуда, описанные в сказке А.С.Пушкина и воплощенные в музыке Римского-Корсакова. Присутствие трех жанров – песня, танец, марш, являющимися тремя китами в музыке. Народная песня танцевального характера

«Во саду ли, в огороде» - основная тема в характеристике «Чудесной белки». Роль инструментов в раскрытии образа и изобразительных моментов. Мощное, маршевое звучание в характеристике тридцати трех богатырей.

Контраст тем в музыкальной характеристике Царевны – лебедя: легкость, изящество и народная песенность.

«Полет шмеля» - гениальный пример приема звукоподражание у Н. Римского-Корсакова. Роль инструментов в изображении полета и жужжания шмеля, средства выразительности, использованные композитором (темп, тембр, регистр).

Самостоятельное задание: Рассказать о музыкальных темах, характеризующих три чуда, использование приёма звукоподражания и нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: Н.А. Римский – Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане», «Три чуда», «Полет шмеля».


Раздел III. Мир детства.

Тема 3.1. П.И.Чайковский «Детский альбом»

Трилогия о кукле.

Повторение содержания сборника «Детский альбом» П. Чайковского, история его создания, тематика музыкальных пьес. Объединение трех пьес: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» одной сюжетной линией – это игра в настоящую жизнь с отражением сцен и событий разных по характеру и детского настроения. Использование жанров песни, марша и танца.

Самостоятельное задание: Какую пьесу о кукле сочинили бы дети?

Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Детский альбом», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».


Тема 3.2. П.И.Чайковский «Детский альбом».

Сказка о Золушке в пьесах: «Сладкая греза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс».

Сюжет сказки Ш. Перро «Золушка». Предложить детям пьесы «Сладкая греза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» объединить сюжетом сказки «Золушка»: мечты Золушки о бале, поездка на бал, торжественная встреча Золушки на балу, танец с принцем.

Разножанровость пьес, яркость музыкальных тем, связанных с содержанием сказки. Использование средств музыкальной выразительности, помогающих раскрыть образное содержание музыки.

Самостоятельное задание: знать характеристику пьес, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Детский альбом», «Сладкая греза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс».


Тема 3.3. М.П.Мусоргский «Картинки с выставки», «Тюильри».

Что значит цикл. Почему произведение М.Мусоргского называется «Картинки с выставки». Изображение в пьесе «Тюильри» сцены детской игры и ссоры. Смена характера музыки, связанная с содержанием.

Самостоятельное задание: рассказать о характере музыки пьесы, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: М.П.Мусоргский «Картинки с выставки», «Тюильри».


Третий год обучения.

Вводная беседа. Повторение пройденного материала.

Инструменты симфонического оркестра, их тембровая окраска. Предложить учащимся самостоятельно «озвучить» голоса героев сказки «Репка», подходящими для них инструментами. Определение на слух инструментов (произведения по выбору преподавателя).

Музыкальный материал: Э.Григ Сюита «Пер Гюнт», «Танец Анитры».


Раздел I. Картины и образы природы.

Тема 1.1. Средства музыкальной выразительности

Общее знакомство со средствами музыкальной выразительности, их название и роль в создании образов.

Дать характеристику средствам музыкальной выразительности: мелодия, лад, ритм, размер, штрихи, регистр, темп, гармония, динамика, тембр.

Самостоятельное задание: знать характеристику средств музыкальной выразительности, какую роль они выполняют.

Музыкальный материал: М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», «Богатырские ворота»; Н.А. Римский – Корсаков опера «Снегурочка» пролог; М.И. Глинка «Камаринская».


Раздел II. Картины и образы природы.

Тема 2.1. К. Сен-Санс «Карнавал животных»: «Кукушка», «Лебедь», «Аквариум», «Черепахи», «Куры и петухи», «Ослы».

Тема природы в творчестве русских и зарубежных композиторов. Природа в понятии детей (лес, голоса птиц, шелест листвы, море и т.д.) Краткое знакомство с творчеством французского композитора К.Сен-Санса. Цикл «Карнавал животных», разнообразие пьес, входящих в него, контраст образов. Знакомство с произведениями начинать с прослушивания, предлагать детям самостоятельно выбирать из названных пьес цикла нужную, основываясь на характер музыки, прием звукоизобразительности.

«Кукушка» - инструмент, имитирующий голос кукушки, роль фортепиано в создании картины природы.

«Лебедь» - солирующий и аккомпанирующий инструменты, их роль в создании образа и окружающей его обстановки.

«Аквариум» - яркая, образная картина, отличающаяся легкостью и прозрачностью звучания.

«hello_html_m2a7690f7.gifЧерепахи» - известная мелодия Оффенбаха, положенная в основу пьесы. Звучит в медленном темпе, подчеркивая сатирический характер музыкального образа.

«Куры и петухи» - зарисовка из жизни обитателей курятника, яркий пример приема звукописи, инструментовка.

«hello_html_m2a7690f7.gifОслы» - особенность мелодии, инструмент, имитирующий голос осла.

Самостоятельное задание: знать характеристику пьес цикла, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: К .Сен-Санс «Карнавал животных»: «Кукушка», «Лебедь», «Аквариум», «Черепахи», «Куры и петухи», «Ослы».


Тема 2.2. Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт», «Утро»

Жанр сюиты. Общая характеристика сюиты «Пер Гюнт», краткое содержание драмы Ибсена. Роль фрагмента «Утро» в драматическом спектакле. Воплощение в музыке красоты и величия природы Норвегии, яркие краски пробуждения утренней природы: восходящее солнце, шелест листвы, щебетание птиц, журчание родника.

Ясная мягкая мелодия, напоминающая звучание пастушьего рожка. Особенности инструментовки.

Самостоятельное задание: характеристика пьесы, роль инструментов, приём звукоподражания, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт», «Утро»


Тема 2.3. П.И. Чайковский «Времена года».

Общая характеристика цикла «Времена года». Порядок и название пьес. Роль эпиграфов. Образы и картины, воплощенные в музыке.

Октябрь – «Осенняя песня»

Краски природы в октябре. Эпиграф из стихотворения А.Толстого. Отражение слов в музыке. Картины природы и настроения человека, раскрывающие скорбь об уходящем лете, сожаление, об увядающей природе, чувство одиночества человека, мысль о несбывшихся мечтах.

Ноябрь – «На тройке»

Яркая картина русской природы, широта и раздолье русских полей, воплощенное в музыкальной теме, близкой народным песням. Контраст частей. Использование приема звукоподражания в средней части.

Июнь – «Баркарола»

Особенность жанра баркарола. Отражение в музыке идейного смысла стихотворения А.Плещеева. Мелодический и образный контраст частей.

Самостоятельное задание: характеристика пьесы, подбор стихов, соответствующих темам пьес роль и нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Времена года». Октябрь – «Осенняя песня»; Ноябрь – «На тройке»; Июнь – «Баркарола».


Тема 2.4. А. Вивальди «Времена года»

А. Вивальди – итальянский композитор – скрипач. Краткое знакомство с творчеством. Основной жанр в творчестве композитора. Общая характеристика цикла «Времена года». Каждая из 4-х частей – концерт для струнного оркестра, солирующей скрипки и клавесина.

Стихотворная программа к каждому концерту. Отличие программы от эпиграфа.

Весна (1 часть). Контраст музыкальных тем, отражающий восторг чувств от пробуждения природы, легкость и прозрачность птичьих голосов, тревожные раскаты весеннего грома.

Лето (1-2 часть). Основная тема знойного лета – меланхоличная и томящая, звучание голосов птиц, - порывистая тема, изображающая вихрь, грустная песенка плачущего пастушка.

Осень (1часть).Яркая картина народного праздника, посвященная окончанию уборки урожая. Торжественная ликующая музыка, отражающая радость, возбуждение и народное веселье.

Зима (1 часть). Однообразно звучащая тема зимней стужи, леденящего оцепенения. Образ одинокого путника, стремящегося к теплу. Контрастом является резкая, порывистая тема, изображающая порывы ветра, снежные поземки.

Самостоятельное задание: За что я люблю каждое из времён года, характеристика музыкальных тем из прослушанных концертов, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: А. Вивальди «Времена года»; Первые части концертов.



Раздел III. Музыка и живопись

Тема 3.1. И. Левитан. «Золотая осень» - Ф. Шопен. Концерт № 1 (2 часть).

Богатые возможности музыки – живописать. Язык живописи и музыки. Параллель между живописью и музыкой в творчестве М.П. Мусоргского, М.К. Чюрлениса.

Краски осени, воссозданные художником на картине «Золотая осень».

Состояние покоя, умиротворения, жизнеутверждающее начало. Все это нашло отражение в музыке 2 части Концерта № 1 Ф. Шопена: вдохновенные пленительные мелодии, полные юношеской поэтичности, легкости, блеска, раскрывают картину ясного осеннего дня, летящих паутинок, яркость разноцветного лесного убора.

Самостоятельное задание: написать сочинение – миниатюру «Моя прогулка по осеннему лесу» и нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: Ф. Шопен. Концерт № 1 (2 часть).


Тема 3.2. В. Поленов «Заросший пруд» - П.И. Чайковский Симфония «Зимние грезы» 2 часть.

Повторить особенности жанра симфонии картины природы и народного быта в симфонии № 1. «Зимние грезы» П. Чайковского 2 часть. «Угрюмый край, туманный край» - впечатление от поездки Чайковского по Ладожскому озеру. Воссозданная в музыке картина затуманенного озера, покоя и тишины. Народный характер мелодии, яркость инструментовки. Провести параллель с картиной Поленова «Заросший пруд».

Самостоятельное задание: использование приёма звукоизобразительности, роль инструментов и нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский Симфония «Зимние грезы» 2 часть. «Угрюмый край, туманный край».


Тема 3.3. В. Суриков «Взятие снежного городка» - П.И. Чайковский «Времена года» «Масленица».

Масленица – один из любимых народных праздников. Фрагмент праздника, изображенный на картине русского художника – сибиряка В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Картина искрится весельем и близка пьесе Февраль «Масленица» П. Чайковского из «Времен года». Эпиграф, раскрывающий смысл музыки. Контраст музыкальных тем, изображающих пляшущую толпу ряженых, громкий смех и таинственный шепот, и все это сливается в пеструю картину народного карнавала.

Самостоятельное задание: найти описание праздника масленицы, особенности каждого дня масленичной недели и характеристика пьесы.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Времена года» «Масленица».


Тема 3.4. В. Васнецов «Богатыри» - А. Бородин «Богатырская симфония № 2 – 1 часть.

Замысел картины В. Васнецова «Богатыри». Богатырская тема в творчестве А. Бородина.

Богатырские образы наиболее полно показаны в 1-ой части «Богатырской» симфонии № 2. Музыкальные темы, дополняющие друг друга: мощный боевой клич витязя, напоминающий бурлацкую песню «Эй, ухнем», отклик дружины, основанный на удалой теме плясового характера и задушевная светлая мелодия, рисующая картину русских просторов.

Самостоятельное задание: найти описание богатырской силы в былинах.

Музыкальный материал: А. Бородин «Богатырская симфония № 2 – 1 часть


Тема 3.5. И. Айвазовский «Девятый вал» - Н. Римский – Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада» «Море и Синдбадов корабль».

И. Айвазовский – мастер морского пейзажа.

Картина «Девятый вал», раскрывающая всесокрушающую мощь морской стихии и ужас перед неотвратимо надвигающейся гигантской волной. Тема моря в творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Впечатление от кругосветного путешествия, нашедшие отражения в музыке. Симфоническая сюита «Шехеразада», написанная по мотивам арабских сказок «1001 ночь».

1 часть – образ моря и отважного мореплавателя Синдбада. Разные краски моря, развитие темы – от спокойного до бушующего (связь с картиной «Девятый вал»). Мастерство звукописи.

Самостоятельное задание: характеристика музыкальных тем, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: Н. Римский – Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада» «Море и Синдбадов корабль».


Раздел IV. Музыкальные портреты.

Тема 4.1. Н.А. Римский - Корсаков. Опера «Снегурочка».

Шествие царя Берендея 2 действие.

Мастерство композиторов в создании портретов людей.

Общее знакомство с оперой «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Берендей-мудрый и справедливый царь. Шествие царя Берендея – сказочный марш. Контраст тем воссоздающий образ грозного повелителя и доброго старичка. Яркость инструментовки.

Самостоятельное задание: Написать сочинение – миниатюру «Берендей идущий к трону» Характеристика музыкальных тем.

Музыкальный материал: Н. Римский – Корсаков Опера «Снегурочка». Шествие царя Берендея 2 действие.


Тема 4.2. Н.А. Римского - Корсакова. Симфоническая сюита «Шехеразада»

3 часть «Царевич и царевна».

Герои одной из сказок Шехеразады. Контраст образов, индивидуальность музыкальных характеристик в жанровом плане – песенность, танцевальность. Яркий восточный колорит, особенности инструментовки.

Самостоятельное задание: составить рассказ о встрече двух героев, их поведении и настроении, соответственно музыкальным темам.

Музыкальный материал: Н.А. Римского - Корсакова. Симфоническая сюита «Шехеразада» 3 часть «Царевич и царевна».


Тема 4.3. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» и «Два еврея, богатый и бедный».

Особенности цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки», вспомнить историю его создания. Пьеса «Два еврея, богатый и бедный» - социальная картина неравенства, образы и портреты двух людей, их голоса: грубый и жестокий – богатый; жалобный и молящий – бедный.

Тембровая и регистровая окраска, роль инструментовки.

Самостоятельное задание: характеристика тем героев, нарисовать рисунок.

Музыкальный материал: М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» и «Два еврея, богатый и бедный».


Тема 4.4. С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» «Джульетта – девочка», «Танец рыцарей».

Повторить особенности жанра балета. Обзор творчества С. Прокофьева. Краткое содержание балета «Ромео и Джульетта». Тема вражды в трагедии В. Шекспира.

«Джульетта – девочка» - образ юной Джульетты, портрет резвого шаловливого дитя. Контраст музыкальных тем, как отражение разных настроений Джульетты.

«Танец рыцарей» - характеристика старшего поколения семьи Капулетти, образ воинственности и тупости, соединенных с величием, воплощение темы вражды. Роль регистра, ритма, инструментовки.

Самостоятельное задание: разбор фрагментов с характеристикой тем.

Музыкальный материал: С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» «Джульетта – девочка», «Танец рыцарей».


Тема 4.5. К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Общее знакомство с творчеством К. Дебюсси.

Великий французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик, самый яркий представитель импрессионизма в музыке. Многообразие жанров в творчестве К. Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна – это воплощение яркой поэтичности, глубины чувств, свежести красок.

Самостоятельное задание: создать образ героини в рисунке.

Музыкальный материал: К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Контрольный урок по пройденным темам.

Обзор пройденных тем и музыкального материала.

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»:

  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
    составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских
    коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия
    музыкального произведения;

  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
    музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего
    жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

- первоначальные представления об особенностях музыкального языка и
средствах выразительности;

- владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое
впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).

Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:

  • умение давать характеристику музыкальному произведению;

  • создание музыкального сочинения;

  • «узнавание» музыкальных произведений;

  • элементарный анализ строения музыкальных произведений.


V. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.

Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:

  • беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;

  • обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;

  • представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций,
    письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).

Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во 2, 4, 6 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Рекомендуется в 6 полугодии провести итоговый зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы.

Требования к промежуточной аттестации




класс

Форма промежуточной аттестации / требования

Содержание промежуточной аттестации


1

Итоговый контрольный урок - обобщение пройденного понятийного и музыкального материала.

Наличие первоначальных знаний и представлений о музыкальных жанрах.

Наличие умений и навыков: - слуховое восприятие жанров песни, танца и марша, умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения) музыкального материала, выражение собственных впечатлений).

Первоначальные знания и представления о трёх основных музыкальных жанрах: песня, танец, марш, их музыкально слуховое осознание и умение определить их присутствие в классических произведениях Э.Грига, К.Сен-Санса, Ж. Бизе, Л. Бетховена, Ф. Шопена, М. Глинки, П.И.Чайковского, Р.Шумана, И.С.Баха, С.С.Прокофьева.









2

Итоговый контрольный урок.

Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о тембрах музыкальных инструментах входящих в состав симфонического оркестра, их роль в раскрытии образного содержания произведения.

Наличие умений и навыков: - слуховое восприятие музыкального материала, умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения), умение создать свой музыкальный образ.


Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления: - выразительные особенности тембровой окраски музыкальных инструментов, их роль в создании музыкальных образов.

Характеристика образов, созданных в произведениях П.Чайковского, М. Мусоргского, А. Лядова, Э.Грига, Н. Римского – Корсаково.

3

Итоговый контрольный урок (зачет).

Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о средствах музыкальной выразительности.

Умение выявить и определить их роль в создании музыкальных образов передавать свое впечатление в словесной характеристике с опорой на средства выразительности;


Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления о средствах музыкальной выразительности, тембровой окраске, о строении простых музыкальных форм.

Музыкально-слуховое осознание и характеристика жанра и формы в произведениях разных стилей: К. Сен - Санс, А. Вивальди, П. И.Чайковский Э. Григ, К. Дебюсси, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, А. К. Лядов, С. С. Прокофьев.


Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение первичными навыками словесной характеристики.


Письменные задания - умение работать с графическими моделями произведений, отражающими детали музыкального развития и выбранными с учетом возрастных и личностных возможностей учащихся.


Оценка

Критерии оценивания

5

Знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; владение музыкальной терминологией. Умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.


4

Знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы. Владение музыкальной терминологией.

Недостаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.


3

Неполные знания музыкального, исторического и теоретического материала.

Неуверенное владение музыкальной терминологией. Слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.


2

Незнание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы. Не владение музыкальной терминологией.

Неумение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.


.

VI. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий. В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.

Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательно-пластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.

Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка.

С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по сольфеджио, теории, с творческими заданиями.

Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль игра принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).

Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда речь идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.

VII. Материально-технические условия реализации программы


Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями.

Материально-техническая база музыкальной школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Музыкальная школа соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:

-учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с пианино;

- учебную мебель (столы, стулья, шкафы);

наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, магнитные доски, иллюстративный материал (например инструментов симфонического и народного оркестров);

электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование
(компьютер, аудио- и видеотехника);

библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеку, видеотеку, просмотровый класс).

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

В музыкальной школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.




















VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы


Список методической литературы


К. Розеншильд. История зарубежной музыки. Вып. I, М.

Друскин. История зарубежной музыки. Вып. IV

Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для музыкальных училищ. Вып. IV.

В. Владимиров, А. Лагутин. Музыкальная литература – 1 –й год обучения.

Русская музыкальная литература. Учебник для музыкальных училищ.

Вып. 1,2,3.

Оперы Н.Римского-Корсакова. Путеводитель.

Оперы П.Чайковского. Путеводитель.

Г. Панкевич. «Звучащие образы».

Ю. Булусевский, В.Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся.

Детская энциклопедия «Я познаю мир», изд. Советская муз. литература.

. Т. Отюгова, А. Галембо, И. Гурков. Рождение музыкальных инструментов.

Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах.

В. Медушевский, О. Очаковская Энциклопедический словарь музыканта.

С.Могилевкая. «У лиры семь струн».

М. Нюрнберг. Симфонический оркестр и его инструменты.

Н.А.Царева «Слушание музыки» (Методическое пособие).

И. Домогацкая «Первые уроки музыки».

Никитин «П.И.Чайковский».


Учебная литература


Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия 1,2,3 классы. М.,2007

Проект ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.02.УП.02.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
  • Музыка
Описание:

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты».

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 

Автор Коростелева Татьяна Ивановна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 715
Номер материала 10875
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓