Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский
институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования»
Курсы повышения квалификации
«Психологические технологии детско-родительских
отношений»
Кафедра психологии
Выпускная работа
Проект: «Причины агрессивного поведения учащихся и возможности
его предупреждения»
|
|
Выполнила
слушатель:
Старченко Н.Н.
|
|
|
Научный
руководитель:
Щербакова Т.Н.
|
|
|
|
Ростов-на-Дону
2014
Актуальность
выбранного проекта
Современный
подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации.
Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических
преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с
насыщенным характером информации, которая создаёт массу "шумов",
глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработана чёткая жизненная
позиция. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими
наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При
этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и
вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере обще- социальной
заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп
страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в
стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые
разрушены, новые не созданы.
Причины
агрессивного поведения учащихся
Изучение агрессии и насилия было и остается областью, насыщенной
полемикой. Дискуссии о насилии осложнены межличностным, политическим и научным
подтекстом. Большинство научных дискуссий сводится к вопросу об источнике
агрессии и насилия в обществе и о том, является ли оно присущим человеческой
природе или его причины изначально заложены в устройстве общества.
Агрессивное поведение обусловлено социальными
связями и отношениями. Агрессия может быть обоснованной и использоваться с
целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может
выражаться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый,
индивидуальный или групповой характер.
На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов:
- персональные
факторы (низкий уровень воспитания,
неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление
алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску,
ограниченное чувство самосохранения);
- поведенческие
факторы (поведение, создающее помехи для
окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая
успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и
ранняя судимость);
- социальные
факторы (культ насилия в обществе,
влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий
социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи,
смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья
с отклоняющимся поведением.
Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя,
второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не
всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка). Дети из
неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети,
воспитанные в хороших, благополучных семьях. Гиперопека или равнодушие со
стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребенка.
Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим
проблемы физиологического и психологического характера). Недовольство
собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: Я взрослый,
а Они обращаются со мной как с ребенком. Развитие критического
мышления позволяет подростку ставить под сомнение поступки взрослых,
протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков
(учителя и родители говорят, что ребенок неисправим, плохо воспитан или глуп).
Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при
помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние
СМИ, переполненные классы, раздражение и усталость от школы).
Быть агрессивным
нынче модно. Считается, что агрессия — своеобразный механизм психологической
защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным,
зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть
агрессивным.
Мама в песочнице
радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко.
- Молодец, умеет
добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...
Другая по дороге в
детский сад учит:
- Если тебя кто
толкнёт, ты сдачу давай.
Папа девочку в три
года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.
Понятно, что
родители ведомы благими намерениями, однако, не видят, что обучают детей
агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с
окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят
монстров, а потом не знают, что с ними делать.
В подростковом
возрасте ребёнка мы "собираем урожай", "пожинаем то, что
посеяли" на ниве его воспитания. Агрессивность подростков — одно из самых
распространенных, болезненных последствий неправильного воспитания.
Когда родителям,
педагогам становится совсем невмоготу и привычные методы не срабатывают, они
бегут за помощью к психологам.
"Моему сыну
14 лет. Он стал агрессивен и не управляем. Что мне делать?"
Вопрос
отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:
"Стоило бы
удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое
поведение". Веселый смайлик в конце.
Наверное, именно
он должен был убедить маму, что агрессивность подростка — это нормально,
обыденно.
Стоит ли тогда
простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно
реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести
матерного языка, но и физически.
Ролики,
выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах
проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:
·
ударить пожилого человека кулаком в лицо,
плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не
дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);
·
истязать, уродовать бродячих кошек и собак
(«А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);
·
издеваться над бомжами («Они — отбросы
общества, пусть знают свое место!»);
·
избить своего учителя («Бабушка в маразме,
а преподает физкультуру!»);
·
надругаться над одноклассником («Да он
мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не
выпендривался»);
·
отомстить бывшему возлюбленному (так, одна
девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например,
подросток нанёс несколько ножевых ранений своей "неверной
Джульетте").
Агрессия и
агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем
считать "нормой" подросткового поведения?
Подростковый период, период созревания, пубертат,
всегда вызывал и вызывает интерес у исследователей. Бурное биологическое
развитие и стремлением к самостоятельности у подростков вызывают трудности во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Еще вчера послушный и спокойный
ребенок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные
кружки-секции, сегодня — раздражительный и агрессивный бунтарь, практически
потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.
Причины
агрессивности могут быть различными. Развязность и грубость, агрессия в словах
и в действиях могут быть обусловлены стремлением подростка к подражанию. Ведь
период взросления — это и период поиска идеалов, жизненных ориентиров. Одним из
парадоксов этого возраста является одновременное стремление подростка быть
самим собой, и в то же время — быть на кого-то похожим, подражать человеку или
образу, который укореняется в сознании как идеал. Однако, этот идеал далеко не
во всех-случаях является положительным. Многие подростки в качестве примера для
подражания выбирают нечто совершенно противоположное общепринятым
представлениям.
Как
объяснить то, что подросток, имея возможность выбирать между
"хорошим" и "плохим" (обозначим таким образом понятия
"положительного" и "отрицательного" идеалов), во многих
случаях сознательно выбирает "плохое"? Ссоры родителей, взаимные
оскорбления, свидетелем которых периодически становится взрослеющий сын или
дочь, частые наказания — все это трансформируется в своеобразную модель
агрессивного поведения, которая передается ребенку от взрослых. Само по себе
физическое или грубое словесное наказание ребенка, насильственное принуждение
его к чему-либо — это уже прямой путь к возникновению в его сознании модели
агрессивного поведения. Особенно часто агрессию проявляют те дети, которые
подвергались физическому насилию со стороны отца. Наказание эффективно и
безопасно только в том случае, если ребенок чувствует справедливость наказания
и позитивное отношение к себе со стороны родителей, в другом случае наказание
всегда ведет к возникновению агрессии. Общая бездуховность семьи, отсутствие
положительных нравственных ориентиров приводит к негативизму и агрессии в
поведении подростка даже в том случае, если нет никаких иных предпосылок.
Подростки, воспитанные на принципе "выживает сильнейший, а слабый достоин
только презрения", способны получать удовольствие, причиняя физические
страдания другим, более слабым людям; при этом они не испытывают чувства вины.
Что делать родителям?
•
Родителям, дети которых относительно часто проявляют агрессивность в поведении,
стоит серьезно задуматься над тем, что ожидает их детей в будущем. Бороться с
проявлениями подростковой агрессии можно и нужно. Главное — не забывать, что
это — совсем не тот случай, когда "клин клином вышибают". Поскольку
доминирующим (осознанным или подсознательным) стремлением в поведении подростка
является стремление к самоутверждению, к установлению позиции значимого
собственного "я", наиболее продуктивным способом преодоления
агрессивных тенденций в его поведении будет предоставление ему позитивной
возможности самореализации. Прежде всего, следует проанализировать и
пересмотреть, если необходимо, собственные жизненные установки; найти возможность
расширить и обогатить духовный мир подрастающего сына или дочери. Этот момент —
исключительно важный, несмотря на то, что является как бы подготовительным.
• Задача
родителей сводится к тому, чтобы повернуть подростка "лицом к себе ",
попытаться найти с ним общий язык, взглянуть на мир его глазами. В достижении
цели используйте такие качества личности подростка, как стремление к лидерству
и даже престижу, придавая им позитивную направленность, энергичность и
стремление к первенству — все это поможет вам "переключить" его
энергию при условии ненавязчивого контроля.
•
Присмотритесь к подростку. Наверняка найдется какая-нибудь сфера деятельности,
в которой он мог бы применить себя и получить те результаты, которые смогут
удовлетворить его стремление к самовыражению, поднять собственную самооценку и
оценку собственных возможностей и способностей в глазах окружающих. Для кого-то
такой сферой может стать спорт, для кого-то — творчество, искусство.
• Дайте ему
возможность ощутить себя полноправным членом семьи, а не бесполезным
"придатком", от которого ничего не зависит.
• Предоставьте
возможность почувствовать себя необходимым и значимым для взрослых.
•
Прислушивайтесь к его мнению, избегая притворства, позволяйте подростку иногда
"воспитывать" себя, будьте внимательны к его словам, следуйте его
советам, если они справедливы, и никогда не отвергайте их, ограничившись в
объяснениях одним лишь "потому что".
• В спорах
никогда не придерживайтесь авторитарных методов. Аргументируйте свое мнение,
никогда не жалейте времени на то, чтобы что-то объяснить подростку, избегайте
приказаний.
• Предоставьте
ему максимум самостоятельности. Таким образом вы лишите подростка возможности
действовать назло и в то же время заставите его задумываться над своими
поступками, над их возможными последствиями, выработаете чувство
ответственности.
• Научите его
состраданию. Возможно, ребенок просто не понимает, что такое чувство
сострадания, как оно может обогатить его духовный мир. На собственном примере,
а не теоретически, покажите, как важно помогать слабым, беспомощным. Заставьте
ребенка испытать чувство сострадания и почувствовать радость от того, что он
оказался способным кому-то помочь или даже просто утешить.
• Уважайте
индивидуальность подростка.
• Не относитесь
с предубеждением к его взглядам и высказываниям. Развитие человека
осуществляется в деятельности — об этом никогда не следует забывать. В том
случае, если подростку предоставить возможность деятельности социально
значимой, общественно одобряемой и результативной, его стремление к
самореализации найдет достойный выход.
Тип агрессии.
Характеристика. Рекомендации родителям и учителям:
1. Гиперактивный
ребенок Двигательно-расторможенные дети. Чаще всего воспитываются в семье по
типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности. Необходимо грамотно
выстраивать систему ограничений, используя в том числе игровые ситуации с
правилами.
2. Обидчивый и
истощаемый ребенок. Свойственна повышенная чувствительность, обидчивость,
раздражительность, ранимость. Причины: недостатки воспитания, трудности
обучения, особенности созревания нервной системы. Помогите ребенку разрядить
психическое напряжение (шумная игра, поколотите что-нибудь). Стремитесь
избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок всегда агрессивен.
3. Ребенок с
оппозиционно-вызывающим поведением Часто грубит, но не всем, а только
родителям, знакомым ему людям (эти люди уже не образец для подражания). Он
переносит свое настроение, проблемы на этих людей. Попытайтесь решать проблемы
вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.
4.
Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность – средство защиты
ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами,
моделируйте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее.
5. Агрессивно-беcчувственный
ребенок. Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к
другим нарушена. Нужно стимулировать гуманные чувства. Приучайте ребенка нести
ответственность за свои поступки.
Родители пример
для агрессивности подростков. Думаем, не надо удивляться, если подросток
проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты
взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка,
являются примером для подражания. Если родители "скандалисты", то
более 90% что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители
стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует.
Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но впоследствии
он станет жестоким агрессивным тираном. Родители, наберитесь мужества, и
сходите к психологу. Будет стыдно, плохо, противно, но результат будет
потрясающий, давно забытые чувства доброты, любви, нежности поселятся в Вашей
душе и семье. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на подростковую агрессию.
Вот видите, насколько разнообразна природа подростковой агрессии, тем более в
подавляющем количестве случаем, агрессия подростков вызвана очень многими
факторами, ну и соответственно коррекцию агрессии нужно проводить так же с
системным подходом.
Цель проекта
Разработка
родительского собрания на тему: «Причины агрессивного поведения учащихся и
возможности его предупреждения»
Задачи проекта:
Для решения
поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
· Дать определение
понятиям «агрессия» и «агрессивность»
· Рассмотреть и
дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии
· Выяснить причины
возникновения и механизм действия агрессии у подростков
· Определить
основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление
агрессивного поведения
· Выявить факторы,
влияющие на агрессию у учащихся
· Предложить
технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у
подростков
· Подготовка и проведение
родительского собрания.
Описание продукта проекта.
Данное
родительское собрание предназначено для родителей учащихся 2-й ступени
обучения.Провести его может педагог-психолог или классный руководитель.
Заключение
Итак, проблема
агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся
ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как
с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить
механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать
методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти
задачи я и попыталась решить в настоящей проектной работе.
Родительское
собрание: "Причины агрессивности школьников. Как избежать вспышек
агрессии"
«Человек
обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей
способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли»
1. Вступительное
слово.
Уважаемые
родители!
Тема нашей новой
встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и
агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших
детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Давайте рассмотрим, что
собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.
2. Что такое
агрессия?
Агрессия в более
или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот
будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление
агрессии.
Что такое
агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или
предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически
(ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического
вмешательства).
В психологии
различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная
агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто
выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших,
т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная
на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто
агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы
считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке:
настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в
сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает
оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень
агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от
ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого
поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников,
взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность
некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда
поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше
склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в
семье и СМИ.
3. Причины детской
агрессии
Причины, по
которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью
не выяснены. Тем не менее, мы определили следующие категории,
обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:
- врожденные
побуждения или задатки;
- потребности,
активизируемые внешними стимулами;
- познавательные
и эмоциональные процессы;
- актуальные
социальные условия в сочетании с предшествующим научением.
Очень часто
причиной детской агрессии является семейная ситуация:
- Агрессивное
поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань,
хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи
считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько
раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала
нормой его жизни.
- Непоследовательность
родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика
воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется
нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и
они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить
другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к
растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
4. Факторы детской
агрессивности
Основными факторами,
определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники,
средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению
посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных
действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое
поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать
врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную
норму.
В воспитании можно
выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на
формирование детской агрессивности : расположение и
неприятие.
Преодолению
агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале
умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие,
наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием,
устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту
существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого
заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие
желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев,
законов.
Огромное значение
в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием.
Очень значимо для
человека и наказание, если:
- оно следует
немедленно за проступком;
- объяснено
ребенку;
- оно суровое,
но не жесткое;
- оно оценивает
действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка,
отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Ведущая роль в
предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит
семье, родителям.
5. Дети-агрессоры
и аутсайдеры.
Для профилактики
агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам
позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить
альтернативные мирные пути решения конфликтов.
В поведении
детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило, наблюдаются наиболее типичные
отклонения от нормы.
Аутсайдер
- не приводит
домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит
свободное время дома в полном одиночестве;
- не имеет
близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры,
музыка, долгие беседы по телефону);
- одноклассники
редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не
приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
- по утрам
часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает
какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
- задумчив,
замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
- у него
наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится
ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
- выглядит
неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.
Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более
слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
- выпрашивает
или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка.
Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы
денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от
вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
- приходит
домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то
ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном
состоянии;
- выбирает
нестандартную дорогу в школу.
Агрессор
- вспыльчив,
неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
- типичным
агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем
его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в
неблагополучной семье;
- ребенок с
завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со
сверстниками и взрослыми;
- в раннем
возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать
уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и
младших школьников);
- приносит
домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их
появления;
- группируется
со старшими подростками;
- имеет
садистские наклонности;
- в мгновение
ока переходит от довольства к злобе;
- в игре
навязывает друзьям свои правила;
- злопамятен на
мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
- игнорирует
указания и легко раздражается;
- введет себя
так, будто ищет повод к ссоре;
- не уважает
родителей или не считается с ними, особенно с мамами.
6. Методические
рекомендации для родителей
Во-первых, старайтесь
избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у
него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий
социум.
Во-вторых, следите
за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят
в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
В-третьих, необходимо
адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо
неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации,
заниженной самооценке, суицидальным попыткам.
1. Не
будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в
то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти
(особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют
проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и
тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины
проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и
требования (версия ребенка и родителей).
2. Избегайте
практики физического наказания, в частности, после посещения родительского
собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее
наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной
тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной
формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым
вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и
выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на
стороне.
3. При
общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания» Отправителю
такого послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому
(особенно ребенку), это может быть расценено, возможно, как знак слабости.
Преимущества.
Я-посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в
угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар».
Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях.
Я-послания
- Я думаю,
что...
- Я недоволен
тем, что...
- Мне не
нравится, что...
- Я очень
расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.
- Мне кажется,
что в данной ситуации ты не прав.
Ты-послания
- Ты поступил
плохо.
- Ты не
смеешь.
- Ты не
должен.
- Почему ты получил
двойку.
- Если ты не
сделаешь этого, то ты будешь наказан.
Родители, которые
активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает
справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с
родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться
своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить
о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в
положение собеседника и увидеть мир под другим углом. Конечно, как отмечают
психологи, всегда есть ситуации, в которых «язык принятия» и метод «без
поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей возможностью для
повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических
целях. Схема коммуникаций без поражения представлена на рисунке выше.
4. Умеренная
дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня,
могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.
Ограничьте общее
количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не
играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если
нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на
компьютере.
Внимательно
следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или
выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.
5. Для
ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен
«синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни
дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.
7. Тест
Поставьте перед
собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?», и выполните простой тест.
Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или «очень часто».
Мой ребенок
1. Выходит из себя
никогда или редко
| иногда | часто | очень часто
2. Спорит со
взрослыми
никогда или редко
| иногда | часто | очень часто
3. Активно не
принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные
взрослыми
никогда или редко
| иногда | часто | очень часто
4. Ведет себя
провокационно и нарочно раздражает людей
никогда или редко
| иногда | часто | очень часто
5. Обвиняет других
в собственных ошибках или неподобающем поведении
никогда или редко
| иногда | часто | очень часто
6. Обидчив и легко
раздражается из-за чужих действий
никогда или редко
| иногда | часто | очень часто
7. Злобен и
нетерпим к критике
никогда или редко
| иногда | часто | очень часто
8.
Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко
| иногда | часто | очень часто
Если вы ответили
«часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо
всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной
проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью
удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, вам следует, наверное,
внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить
где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно то
поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и
говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?
8. «Золотые
правила» воспитания, связанные с темой данного собрания
- Постарайтесь
сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте
своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных
надежд.
- Не ставьте
своему ребёнку каких бы то не было условий.
- Будьте
тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
- Не
наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте
своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
- Не
шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь
поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
- Не ставьте
свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных
успехов.
- Помните, что
ребёнок – это воплощённая возможность!
Воспользуйтесь ею
так, чтобы она была реализована в полной мере.
Список
используемой литературы:
- Бреслав Г.Э.
Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – «Речь»,
2005. – 97 с.
- Фурманов И.М.
Детская агрессивность. – Мн., 1996.
- Агрессия
детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.
П
А М Я Т К А
Как
стать хорошим родителем?
- Во-первых, старайтесь избегать
скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него
модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий
социум.
- Во-вторых, следите за тем, как ваш
ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с
пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
- В-третьих, необходимо адекватно
оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо
неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к
фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.
Не будьте
равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то
время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти
(особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют
проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и
тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины
проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и
требования (версия ребенка и родителей). Бывают такие случаи, когда родители
приходят в школу и сразу пытаются обвинить учителя во всех бедах своего
ребенка. В такой ситуации реакция учителя может быть либо нормальной, и он
попытается исправить положение, либо неадекватной и он начнет по любому поводу
придираться к ребенку и искусственно занижать ему отметки.
Избегайте практики
физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания
многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать
ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики
воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой
общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще,
боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются,
становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.
При общении с
ребенком необходимо использовать «Я-послания» Отправителю такого послания может
грозить опасность: когда он открывает себя другому (особенно ребенку), это
может быть расценено, возможно, как знак слабости.
Преимущества. Я-
посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол,
ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар».
Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях.
Ты-послания
|
Я-послания
|
Ты поступил
плохо
Ты не смеешь
Ты не должен
Ты виноват
Почему ты
получил двойку
Если ты не
сделаешь этого, то ты будешь наказан
|
Я думаю, что...
Я недоволен тем, что...
Мне не нравится, что...
Я очень расстроился, когда увидел, что
ты получил двойку
Мне кажется, что в данной ситуации ты не
прав
|
Также важно,
чтобы коммуникация велась посредством «языка принятия». Такой язык поясняет,
что другой человек принимается таким, какой он есть. Принятие и уважение могут
быть переданы различным образом: без слов (жесты, положение тела, мимика),
невмешательство, пассивное слушание или вербально сообщаемое принятие
(взаимоотношения через коммуникацию, активное слушание).
Родители, которые
активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает
справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с
родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться
своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить
о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в
положение собеседника и увидеть мир под другим углом. Конечно, как отмечают
психологи, всегда есть ситуации, в которых «язык принятия» и метод «без
поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей возможностью для
повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических
целях. Схема коммуникаций без поражения представлена на рисунке выше.
Умеренная дозировка
компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь
ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.
Ограничьте общее количество
времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло
доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно,
составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.
Внимательно следите за
тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите
телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.
Для ребенка
необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром
понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети и
педагоги приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.
ВСЕГО
ВАМ ДОБРОГО!!!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.