Проект
Воспитание
экологической культуры у детей – сирот «Чудо огород»
I. ПАСПОРТ
ПРОЕКТА
Наименование
|
Воспитание
экологической культуры у детей – сирот «Чудо огород».
|
Кто
заказчик
|
Администрация
детского дома
|
Цель
|
Создание
условий для развития познавательных и творческих способностей детей,
мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.
|
Сроки
реализации
|
С
1.04.2014 г. – по 1.10.2014 г. Долгосрочный .
|
Ответственный
за реализацию
|
Воспитатели:
Бахчёва Г.В.
Гагарина
Н.Н.
Шатунова
Т.В.
|
Авторы
проекта
|
Воспитатели:
Бахчёва Г.В.
Гагарина
Н.Н.
Шатунова
Т.В.
|
Источник
финансирования
|
Бюджет
детского дома , спонсоры.
|
Ожидаемые
результаты
|
Закрепление
знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Башкортостана;
формирование на этой основе духовного , экологического, нравственного и
личностного отношения к действительности.
Экспериментальным
путём выяснить, как из семян появляется плод.
Формирование
разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах.
|
1. Название
проекта: Воспитание
экологической культуры у детей – сирот «Чудо огород»
2. Сведения об
авторах: Бахчева Г.В., воспитатель, высшая категория, Гагарина Н.Н.,
воспитатель , первая категория, Шатунова Т.В., воспитатель, первая категория.
3. Тип проекта по
предмету деятельности – познавательно - практический.
4. Целевая
группа: воспитанники 4 группы.
II.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Эколого-развивающая
среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и
позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой
деятельности. На территории ОУ есть огород, который используется для
экологического и трудового воспитания детей. Трудовая деятельность может стать,
с одной стороны, тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие
человека с миром природы, а с другой – системообразующим началом при
ознакомлении детей с окружающим миром. Не все дети, проживающие в городах,
выезжают на отдых в сельскую местность или на дачные участки. Часто дети имеют
представления об экзотических фруктах, но не могут рассказать о том, как
выращивают овощи и фрукты местности проживания детей. Опыт показывает, что
изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности.
Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и
сотворчества со сверстниками, воспитателем и родителями. Участие детей в
познавательно - практическом проекте “Чудо огород” позволило обогатить их
знания и представления об овощах, их вкусовых качествах, развить поисковую,
исследовательскую, трудовую деятельность и творческие способности. Важно, чтобы
дети чувствовали себя полноценными участниками проекта. Роль взрослых укрепить
интерес детей, создать эмоционально-положительный настрой для выполнения
задания, подчеркнуть полезность осуществлённой работы. Участие детей в проекте
значительно расширило диапазоны живого общения воспитанников с природой,
открыло возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка.
1. Цель проекта:
Создание
условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления,
воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.
2. Задачи
проекта:
1.
Расширять
представления об овощах.
2.
Развивать познавательный интерес.
3.
Формировать практические умения по созданию условий для выращивания овощей.
4.
Определять стадии роста овощных культур и роли человека в их выращивании.
3.
Участники проекта:
Воспитатели 4
группы, воспитанники 4 группы, специалисты служб детского дома, библиотека СОШ.
4. Сроки
реализации проекта:(01.04.2014 г. – 01.10.2014 г) долгосрочный.
Ш.
ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
I.
Подготовительный этап (01.04.2014-15.05.2014 г.)
Цель:
Подготовка
к реализации проекта.
Задачи:
1. Создать
целевую группу проекта.
2. Разработать
основные положения проекта и пути их реализации.
3. Разработка
эскиза – плана огорода.
4. Формировать
устойчивый интерес к тематике проекта.
5. Составление
заявки на приобретение семян овощей.
6. Рассматривание
семян различных овощных культур.
II.
Основной этап. (16.05.2014 г – 01.09.2014.)
Цель:
Формирование
партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность
проявить собственную исследовательскую активность, определить
причинно-следственные связи.
Задачи:
1. Познакомить
с полезными свойствами и вкусовыми качествами овощей. Развитие интеллектуальной
активности.
2. Подготовка
почвы к посеву.
3. Посадка
семян.
4. Наблюдение
за появлением всходов. Занесение результатов наблюдений в дневник (рисунки,
фотографии).
5. Практические
действия по уходу за растениями (полив, прополка, рыхление посевов).
6. Оформление
альбома “Овощной марафон” (подборка материала из литературы о посаженных
овощных культурах).
7. Сбор
урожая.
8. Совместная
деятельность детей и взрослых по организации выставки урожая “Удивительные
овощи”, изготовление кулинарных блюд, дегустация.
9. Изготовление
поделок из овощей.
10. Творческие работы
детей и взрослых (художественные, составление кроссвордов, загадок).
III.
Заключительный этап. (02.09.2014 г.-01.10.2014 г.)
Цель:
Формирование
у детей чувства ответственности за результат выполненной работы, уважения к
трудовой деятельности людей в природе.
Задачи:
1. Развитие
творческих способностей.
2. Организация
досуга “Овощные посиделки”.
3. Создание альбома
с фотографиями, рисунками, рассказами “Мы сажали огород” (о выращивании овощных
культур).
4. Смотр –
конкурс «Чудо с грядки»
Сроки
|
Задачи
|
Мероприятия
|
Результат
|
I.
Подготовительный
этап
|
01.04-10.04.14
г
12.05.2014
15.04.2014
|
Определить
круг участников проекта.
Организовать
сбор информации экологической направленности.
Составление
эскиза – плана огорода и заявки на приобретение семян.
Рассматривание
семян посевных культур.
|
Формирование
целевой группы
Организована
работа проектной и целевой групп по сбору информации экологической направленности,
её систематизации, анализ.
Сбор –
погружение «Чудо огород».
Дидактическая
игра «Какие я знаю семена».
|
Создана целевая
группа.
Определены
направления деятельности, исходя из интересов и потребностей детей.
Составлены
эскиз – план огорода и заявка на приобретение семян.
Дети
познакомились с разнообразием форм семян, научились их различать по внешнему
виду.
|
II. Основной этап.
|
16.04.2014
22.04.2014
Май 2014
Май 2014
Май 2014
Июнь,
июль, август 2014 г.
Август
2014 г.
Август
2014 г
29.08.2014
|
Закреплять
знания детей о пользе овощей.
Подготовка
земли к посевам.
Убрать
мусор с огорода.
Вскапывание
земли под грядки.
Сделать
грядки и посадить семена согласно плана.
Занести
результаты наблюдений за всходами в дневники.
Уход за
посевами.
Собрать
урожай.
Показать
разнообразие блюд из овощей.
Показать
разнообразие овощей.
|
Беседа
«Польза овощей».
Работа
на пришкольном участке. Обрезка деревьев.
Работа
на пришкольном участке. Вскопка земли.
Трудовой
десант. Подготовка грядок, посадка семян.
Наблюдение
за посевами.
Практические
действия по уходу за посевами (полив, прополка, рыхление).
Сбор
урожая.
Выставка
«Удивительные овощи».
Конкурс
рисунков «Овощи».
|
Дети
закрепили знания о пользе овощей.
Дети
убрали мусор с огорода, обрезали деревья.
Дети вскопали
землю.
Дети
делали грядки и посадили семена согласно разработанного плана.
Дети
занесли в дневники наблюдений за посевами свои рисунки и фото.
В
течении лета дети ухаживали за посевами: пололи, поливали, рыхлили почву.
Дети
собрали вызревший урожай.
Дети
показали разнообразие блюд из овощей.
Дети
проявили творческие способности и изобразили овощи.
|
III. Заключительный этап.
|
02.09.2014
10.09.2014
16.09.2014
29.09.2014
|
Обобщить
опыт, сделать анализ и определить результат практической деятельности.
Подведение
итогов практического проекта.
Наглядно
показать свою работу по выращивании овощей.
Сделать
поделки из овощей.
|
Итоговый
сбор «Что у нас получилось».
Досуг
«Овощные посиделки».
Оформление
альбома с рисунками и фотографиями «Мы сажали огород».
Смотр –
конкурс «Чудо с грядки»
|
Проанализировав
этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить положительные результаты,
которых удалось добиться.
На
посиделках дети показали свои достижения в выращивании овощей.
Дети
оформили альбом «Мы сажали огород».
Дети
проявили свои творческие способности и изготовили поделки из овощей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№
|
Мероприятия
|
Сроки
Реализации
|
Ответственный
|
Ресурсы
|
Ожидаемый
Результат
|
I. Подготовительный этап
|
1.
2.
3.
4.
|
Формирование
целевой группы
Организовать
работу проектной и целевой групп по сбору информации экологической направленности,
её систематизации, анализ.
Сбор –
погружение «Чудо огород».
Дидактическая
игра «Какие я знаю семена».
|
01.04.2014
г.
10.04.2014
г.
12.05.2014
15.04.2014
|
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Инструктор
по труду
|
Кадровые:
воспитатель, Материально – технические: Канцтовары, оформительские материалы
Кадровые:
воспитатель, Материально – технические: Канцтовары, оформительские материалы
Кадровые:
воспитатель, Материально – технические: Канцтовары, оформительские материалы
Информационные:
методическая литература.
Кадровые:
воспитатель, Материально – технические: Канцтовары, оформительские материалы
Информационные:
методическая литература.
Демонстрационный
Материал
|
Создана целевая
группа.
Определены
направления деятельности, исходя из интересов и потребностей детей.
Составлены
эскиз – план огорода и заявка на приобретение семян.
Дети
познакомились с разнообразием форм семян, научились их различать по внешнему
виду.
|
II. Основной этап.
|
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
|
Беседа
«Польза овощей».
Работа
на пришкольном участке. Обрезка деревьев.
Работа
на пришкольном участке. Вскопка земли.
Трудовой
десант. Подготовка грядок, посадка семян.
Наблюдение
за посевами.
Практические
действия по уходу за посевами (полив, прополка, рыхление).
Сбор
урожая.
Выставка
«Удивительные овощи».
Конкурс
рисунков «Овощи».
|
16.04.2014
22.04.2014
Май 2014
Май 2014
Май 2014
Июнь,
июль, август 2014 г.
Август
2014 г.
Август
2014 г.
29.08.2014
|
Воспитатель
Воспитатель
Инструктор
по труду
Воспитатель
Инструктор
по труду
Воспитатель
Инструктор
по труду
Воспитатель
Инструктор
по труду
Воспитатель
инструктор
по труду
Воспитатель
Инструктор
по труду
Воспитатель
Инструктор
по труду
Воспитатель
ПДО
|
Кадровые:
воспитатель, Материально – технические: Канцтовары, оформительские материалы
Информационные:
методическая литература.
Демонстрационный
Материал
Кадровые:
воспитатель, инструктор по труду.
Материально
– технические: Канцтовары, Сельхоз. инвентарь.
Информационные:
методическая литература.
Кадровые:
воспитатель, инструктор по труду.
Материально
– технические: Сельхоз. инвентарь.
Кадровые:
воспитатель, инструктор по труду.
Материально
– технические: Сельхоз. инвентарь.
Кадровые:
воспитатель, инструктор по труду.
Материально
– технические: Канцтовары.
Кадровые:
воспитатель, инструктор по труду.
Материально
– технические: Сельхоз. инвентарь.
Кадровые:
воспитатель, инструктор по труду.
Материально
– технические: Сельхоз. инвентарь.
Кадровые:
воспитатель, инструктор по труду, ПДО.
Материально
– технические: Сельхоз. инвентарь, собранные овощи.
Кадровые:
воспитатель, ПДО. Материально – технические: Канцтовары.
|
Дети
закрепили знания о пользе овощей.
Дети
убрали мусор с огорода, обрезали деревья.
Дети
вскопали землю.
Дети
делали грядки и посадили семена согласно разработанного плана.
Дети
занесли в дневники наблюдений за посевами свои рисунки и фото.
В течении
лета дети ухаживали за посевами: пололи, поливали, рыхлили почву.
Дети
собрали вызревший урожай.
Дети
показали разнообразие блюд из овощей.
Дети
проявили творческие способности и изобразили овощи.
|
III. Заключительный этап.
|
14.
15.
16.
17.
|
Итоговый
сбор «Что у нас получилось».
Досуг
«Овощные посиделки».
Оформление
альбома с рисунками и фотографиями «Мы сажали огород».
Смотр –
конкурс «Чудо с грядки»
|
02.09.2014
10.09.2014
16.09.2014
29.09.2014
|
Воспитатель
Воспитатель
ПДО
Воспитатель
Воспитатель
|
Кадровые:
воспитатель, Материально – технические: Канцтовары, оформительские материалы.
Кадровые:
воспитатель, ПДО. Материально – технические: Канцтовары, оформительские
материалы, костюмы, компьютер.
Кадровые:
воспитатель, Материально – технические: Канцтовары, оформительские материалы
Кадровые:
воспитатель, Материально – технические: Канцтовары, оформительские материалы,
собранные овощи.
|
Проанализировав
этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить положительные результаты,
которых удалось добиться.
На
посиделках дети показали свои достижения в выращивании овощей.
Дети
оформили альбом «Мы сажали огород».
Дети
проявили свои творческие способности и изготовили поделки из овощей.
|
V.
РЕСУРСЫ.
Кадровые:
воспитатели 4 группы: Бахчева Г.В., Гагарина Н.Н., Шатунова Т.В. Воспитанники 4
группы:Мухамадиев Артур, Мухамадиев Слава, МухамадиеваАделя, Тагиров Ильнур,
Тагиров Ильшат, Тагирова Эльвина, Субхангулова Алина, Матрасулов Богдан.
Материально –технические: канцелярские материалы, оформительские
материалы, компьютер, мультимедиа проектор, посевной материал, сельхоз.
инвентарь.
Информационные:
Интернет,
книги по уходу за растениями..
Финансовые:
бюджет, спонсоры.
VI. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ПРОЕКТА.
Работа над
проектом «Чудо огород» должна способствовать:
- Расширению
кругозора(сформированности представлений о разных овощах, условиях их
выращивания, сбора урожая, употребления в пищу);
- Формированию
познавательного интереса и положительного , бережного отношения к природе,
исследовательской и трудовой деятельности;
- Формированию
практических умений по выращиванию овощей в процессе взаимодействия друг с
другом и взрослыми;
- Вовлечение детей
в образовательный, воспитательный и трудовой процессы;
- Ощущению
удовлетворённости от совместной деятельности детей и взрослых;
- Сплочению детей
и воспитателей.
VII. ПУТИ
РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Проект
предполагает совместную деятельность педагогов, детей и реализуется
посредством включения разнообразных видов деятельности: наблюдения,
изготовление различных моделей, приспособлений для наблюдений и экспериментирования
и др.
Работа
по проекту предполагает значительную самостоятельность участников и не требует
проведения постоянных занятий на базе учебного заведения .
Не требует
больших финансовых затрат.
Способствует
для создания новых долгосрочных проектов.
Приложение.
Формирование
целевой группы.
Сбор – погружение
«Чудо огород». Составление эскиза – плана огорода и заявки на приобретение
семян.
Директору
ГБОУ Петровский
детский дом
Мирасову Р.М.
от воспитателей 4 группы
Заявка
на получение
посевного материала.
Просим Вас
приобрести посевной материал согласно данного списка для реализации
сельскохозяйственного проекта « Чудо огород»
Овощные культуры
|
№ п/п
|
Наименование
|
Количество
|
1.
|
Лук – севок
|
20
кг
|
2.
|
Морковь
|
15
гр.
|
3.
|
Огурцы
|
6 пакетиков
|
4.
|
Кабачки кустовые
|
6 пакетиков
|
5.
|
Фасоль
|
50 гр.
|
6.
|
Свекла красная
|
50 гр.
|
7.
|
Патиссоны
|
6 пакетиков
|
8.
|
Горох
(низкорослый)
|
100 гр.
|
9.
|
Бобы
|
100 гр.
|
10.
|
Кукуруза
|
50 гр.
|
11.
|
Картофель
|
16 кг
|
12.
|
Редис
|
3 пакетика
|
Цветы
|
1.
|
Бархатцы
бордюрные
|
15 пакетиков
|
2.
|
Вьюны однолетние
|
14 пакетиков
|
3.
|
Настурция
|
7 пакетиков
|
5.
|
Георгины
однолетние
|
6 пакетиков
|
|
|
|
|
24.04.2014
г. Воспитатель Бахчева
Г.В.
План - эскиз
посадки огорода.
ЛУК
|
ЛУК
|
ЛУК
|
ЛУК
|
ЛУК
|
ЛУК
|
ЛУК
|
ЛУК
|
ЛУК
|
ЛУК
|
ЛУК
|
Т
Р
О
П
И
Н
К
А
|
ОГУРЦЫ
|
|
ЛУК
|
ОГУРЦЫ
|
|
СВЕКЛА
|
|
ОГУРЦЫ
|
|
План - эскиз
посадки клумбы.
БАРХАТЦЫ
БОРДЮРНЫЕ
|
ГЕОРГИНЫ
ОДНОЛЕТНИЕ
|
Дидактическая игра «Какие я знаю семена».
Беседа «Польза овощей».
Работа на
пришкольном участке.
Вскопка земли.
Вскопка клумб.
Трудовой десант.
Подготовка грядок, посадка семян.
Посадка семян
цветов.
Посадка лука -
севка.
Подготовка грядок
и посадка семян огурцов..
Посадка рассады
цветов.
Практические
действия по уходу за посевами (полив, прополка, рыхление).
Сбор урожая.
Конкурс рисунков
«Овощи».
Итоговый сбор «Что
у нас получилось».
Досуг «Овощные
посиделки».
Оформление альбома
с рисунками и фотографиями «Мы сажали огород».
Смотр – конкурс
«Чудо с грядки»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.