Главная / Математика / проект по теме "Формирование информационной компетентности учащихся на уроках математики"

проект по теме "Формирование информационной компетентности учащихся на уроках математики"











Проект педагогической деятельности

на 1 квалификационную категорию

учителя МОУ - КСШ №3 Роговой Н.Д.

«Формирование информационной компетентности учащихся на уроках математики»























Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых, на мой взгляд, можно считать информационную. В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для нашей школы. В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам. При этом современное образование должно создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые обеспечили бы им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни.

Поэтому стратегической целью представленного проекта является:

  • создание условий для формирования информационной компетентности на уроках математики.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • изучить и проанализировать необходимую литературу по данной теме;

  • провести диагностику на выявление уровня сформированности информационной компетентности;

  • изучить структуру информационной компетенции;

  • организовать процесс обучения, направленный на формирование информационных компетентностей у учащихся;

  • провести анализ и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации:

  1. кабинет:

  • кабинет соответствует САНПИН

  • кабинет оснащен мультимединной системой

  1. УМК:

  • кабинет оснащен комплектом дидактического материала

  • Имеются электронные пособия, накапливаются презентации.

Используемые рабочие программы по математике составлены на основе примерной программы основного общего образования по математике, реализующей федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, обеспечивают преемственность курса математики между начальной и основной, основной и средней школой опираются на УМК, допущенные Министерством образования РФ:

  1. С,М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. Алгебра и начала анализа: учебник для 10, 11кл. общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2009г.

  2. А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.

  3. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. алгебра, учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003 г.

  4. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. геометрия, 7 – 9 : учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002 г.

  5. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Л.С.Киселёва, Э.Г.Позняк. Геометрия. Учебник для 10-11 классов.-М.:Просвещение, 2006г.

  6. М.К.Потапов, А.В.Шевкин.Алгебра и начала математического анализа 10, 11 классы (базовый и профильный уровни): книга для учителя – М.: Просвещение, 2008 г.

  7. В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева. уроки алгебры в 7 классе: книга для учителя. М.: Просвещение, 2004 г.

  8. Г.И.Ковалева. уроки математики в 7 классе: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2003 г.

  9. Т.А.Бурмистрова. Тематическое планирование по математике 5-9 классы (книга для учителя). М.: «Просвещение», 2003 г.

  10. Геометрия 7 – 9 классы. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Авторы : Г.И.Ковалева, Н.И. Мазурова. В.: «Учитель», 2007 г

  11. А.П.Ершова.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. М.: Илекса, 2006 г.


Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта:

  • высшее образование, полученное в Новосибирском государственном педагогическом университете по специальностям «Математика и педагогика»;

  • вторая категория;

  • владение ИКТ;

  • регулярно занимаюсь самообразованием, посещаю районные семинары

  • участвую в проведении методического объединения учителей – предметников школы;

  • возглавляю методическое объединение учителей математики, информатики и физики, работающее над темой «Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования современных образовательных технологий»;

  • прошла краткосрочное обучение в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме «Обучение математике в условиях развития системы общего образования» 2011 год (108 часов).

Информационная компетентность личности включает навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности и определяет уровень информационной культуры человека, которая формируется на основе информационной и компьютерной грамотности и понимается как культура создания, переработки, хранения, поиска, потребления информации. Поэтому, работу с классом начинаю с диагностики уровня сформированности информационной компетентности. (Приложение 1).

Данная диагностика позволяет планировать образовательную деятельность более эффективно.

Информационная компетентность – умение добывать нужную информацию, используя доступные источники. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой. (А.В. Хуторской).

Для реализации проекта использую элементы таких технологий, как проблемного и дифференцированного обучения, ИКТ, игровых технологий.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того, чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, применяю новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет реализовать цели и задачи в работе над данной проблемой.

Данная технология способствует:

  • активизации познавательной деятельности учащихся;

  • развитию вариативности мышления, математической логики;

  • направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности, так как по данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  • использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;

  • деятельности учителя, управляющего этими средствами;

  • повышении мотивации и активности обучающихся.

Возможности компьютера использую в предметном обучении в следующих вариантах:

- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

- использование диагностических и контролирующих материалов;

- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках;

- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

- использование компьютера для вычислений, построений графиков, сечений многогранников.

Формирование умений получать информацию из различных источников, в том числе электронных, является первостепенным и поскольку
наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Например, при изучении тем «Круговые диаграммы» в 5 классе и «Столбчатые диаграммы» в 6 классе, ученикам могут быть предложены такие творческие задания:

  • составить диаграммы распределения своего времени в течение суток;

  • распределить семейный бюджет на неделю;

  • распределить дневную норму питания на четыре приема и составить диаграмму;

  • построить диаграмму, показывающую рост всех членов семьи.

Проанализировав полученные диаграммы, учащиеся смогут увидеть как наиболее рационально использовать свое время, расходовать семейный бюджет и т.д.

Электронные носители являются необходимым средством для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися, так как содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля.

Например, при подготовке к ГИА и ЕГЭ, учащиеся могут применять интерактивные тренажеры. Выполняя задания на тренажерах, ученики смогут увидеть сой результат и уровень подготовленности к экзаменам, а также проблемы по той или иной теме.

Применение презентаций на уроке позволяет:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;

  • эффективнее использовать время на уроке;

  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Например, при изучении темы «Теорема Пифагора», можно предложить учащимся создать презентацию о древнегреческом ученом Пифагоре и его теореме. Изучение нового материала по данной теме будет проходить с учетом материала, выполненного детьми в качестве творческого задания.

Таким образом, информационная грамотность – набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться ей.

Например, при рассмотрении старинных мер длины, массы, исторических терминов, математических понятий, образованных от иностранных или устаревших слов, используя толковый словарь, учащиеся дают различные определения математического понятия. Например: в математике модуль - это…; в строительстве модуль – это …; в космонавтике модуль – это …

Работа проводится при изучении новых терминов и предполагает расширение кругозора у детей, развивает навыки работы с источниками информации.

В реализации данного проекта включены:

  1. внеклассная деятельность

  • проведение недели математики, информатики и физики позволяет учащимся и учителю применять различные источники информации при оформлении стендов(доклады, стенгазеты, кроссворды и т.д.);

  • подготовка и проведение внеклассных мероприятий (презентации, викторины, КВНы, а также другие различные формы мероприятий);

  1. внеурочная деятельность

  • проведение факультативного курса «Решение уравнений и неравенств с параметрами»;

  • проведение элективного курса «Способы решения текстовых задач по математике»;

  • проведение элективного курса «Основные методы решения алгебраических уравнений;

  • участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру»;

  • участие в районном конкурсе «Математическая регата».

В результате реализации проекта учащиеся осваивают конкретные виды деятельности:

  • умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее;

  • умение использовать дополнительную литературу при решении проблемы;

  • умение создавать новые информационные модели объектов и процессов с использованием схем, таблиц и др.;

  • умение применять современные технологии при работе с информацией;

  • умение работать с информацией индивидуально;

  • умение работать в группе на развитие коммуникативных качеств;

  • владение основами компьютерной грамотности.

Работая с детьми на протяжении трех лет, достигнуты следующие показатели качества обучения:

Диаграмма № 1. Результаты показателей обучения за три года (в %).

hello_html_m66e66218.gif

Анализируя данную диаграмму, можно сказать о стабильности показателей качественной успеваемости.

В 2011 учебном году сдавали ЕГЭ по математике 14 человек. Результаты ЕГЭ представлены в диаграмме № 2. Проходной балл – 24.

Диаграмма № 2. Результаты ЕГЭ (2011 год).

hello_html_25859f9c.png



Данная диаграмма показывает, что все учащиеся справились с заданиями государственной итоговой аттестации.

Педагогический опыт был обобщен и опубликован в сборнике методических материалов «Инновационные процессы и технологии в образовании».

В дальнейшем буду совершенствовать формы и методы преподавания, педагогическое мастерство, добиваться наилучших результатов и т.д.





Приложение 1.

Диаграмма №1.

hello_html_mc5da987.gif












Диаграмма № 2.

hello_html_me8a3109.gif














Диаграмма № 3. Наличие компьютера.

hello_html_7f0b8b07.gif













Диаграмма № 4. Владение компьютерной грамотностью.


hello_html_m412efedb.gif












14



проект по теме "Формирование информационной компетентности учащихся на уроках математики"
  • Математика
Описание:

Проект педагогической деятельности

на 1 квалификационную категорию

учителя МОУ - КСШ №3 Роговой Н.Д.

«Формирование информационной компетентности учащихся на уроках математики»

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых, на мой взгляд, можно считать информационную. В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для нашей школы. В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений на первом месте стоит переход

Автор Рогова Наталья Дмитриевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 438
Номер материала 44723
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓