МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра есетественно-математического образования
Тема проекта:
«Развитие химической компетенции на уроках химии»
Проект
слушателя
курсов
«учителя
химии»
ГОНЧАРОВОЙ
НАТАЛЬИ ДМИТРИЕВНЫ
Научный
руководитель –
Методист
УМЛ качества образования КРИППО Курьянова Татьяна Николаевна
Симферополь – 2014
Cодержание
Введение………………………………………………………………………......3
I.
Компетентностный подход в
образовании…………………………3
1.1.
Основные идеи
компетентностного подхода…………………………3
1.2.
Сущность понятий «компетенция»
и «компетентность»…………….5
1.3.
Ключевые образовательные
компетенции……………………………5
II.
Реализация компетентностного
подхода………...…………………7
III.
Заключение…………………………………………………………….11
IV.
Литература…………………………………………………………….12
Введение
В настоящее время в
условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится
мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет
становление новой системы образования. В качестве главного результата
образования рассматривается готовность и способность молодых людей,
заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное
благополучие, так и за благополучие общества.
Важными целями
образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными,
формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность
менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне.
Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность,
решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в
незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Основным результатом
деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений
и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.
Таким образом,
«компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в
ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.Д.Фрумин).
I.
Компетентностный подход в образовании
1.1.Основные идеи компетентностного
подхода.
Все исследователи,
изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний,
разноплановый и системный характер.
Основные идеи
компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом:
- компетентность объединяет в себе интеллектуальную
и навыковую составляющую образования;
- понятие компетентности включает не
только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и
мотивационную, этическую, социальную и поведенческую;
- оно включает результаты обучения (знания
и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;
- компетентность означает способность
мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях
конкретной ситуации, конкретной деятельности;
- в понятии компетентности заложена
идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от
результата" ("стандарт на выходе");
- компетентностный подход включает в себя
идентификацию основных умений;
- компетентности формируются в процессе
обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в
рамках формального, неформального и внеформального образования;
- понятие «компетенции» является понятием
процессуальным, т.е. компетенции как проявляются, так и формируются в
деятельности;
- компетентностный подход возник из
потребности в адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям.
Компетенция - это способность менять в себе то, что должно измениться как ответ
на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра образования: целостное
мировоззрение, ценности;
- компетенция описывает потенциал,
который проявляется ситуативно, следовательно, может лечь в основу оценки лишь
отсроченных результатов обучения.
1.2.
Сущность понятий «компетенция» и «компетентность».
Внутри компетентностного
подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – включает
совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,
способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов
и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по
отношению к ним.
Компетентность –
владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его
личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Образовательная
компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и
опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной
деятельности, необходимых для осущуствления личностно- и социально значимой
продуктивной деятельности.
1.3.
Ключевые образовательные компетенции.
Ключевыми
образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые
компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными
ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать
целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать
решения.
2. Общекультурные
компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом
деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры,
духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических
основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой
сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
3. Учебно-познавательные
компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной
познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической,
общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда
входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа,
рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные
компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон,
факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-
видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные
компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение
различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые
компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной
деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя,
представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя,
клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах
экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции
личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического,
духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и
самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о
собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной
жизнедеятельности личности.
II. Реализация
компетентностного подхода
Для
появления интереса к изучаемому предмету и повышения качества результативности
необходимо применение современных развивающих технологий. Одним из
приоритетных направлений работы на современном этапе является информатизация
учебного процесса.
Как показала
сегодняшняя действительность, компьютер – это одно из необходимых составляющих
работы учителя и ученика. Причем это не дань моде, а необходимость в условиях
современного развития общества. Ученику должна быть присуща потребность к
познанию и умению находить и отбирать нужную информацию.
Все эти
качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в
обучении любому предмету, в том числе химии.
Одной из
компетенций является компетенция разрешения проблем.
Познавательный интерес
развивается и формируется в деятельности, прежде всего в учении. Формирование
познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум каналам:
- это содержание
предмета, которое имеет возможность заставлять удивляться, открывать новое и
неожиданное на фоне известного и знакомого;
- это организация
познавательной деятельности учащихся: игровые моменты, ролевые игры, проекты,
презентации, творческие задания.
Следующей важной
компетенцией является информационная компетенция, которая обеспечивает навыки
деятельности с информацией.
Для формирования данной
компетенции использую:
-Различные формы работы с учебником.
-Создание презентаций к уроку.
-Поиск материалов в Интернете по заданному
вопросу.
-Компьютерное тестирование.
В результате у
учащихся развивается любознательность, познавательный интерес, умение
сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, формируются «новые» умения,
необходимые для жизни в социуме.
Замечу,
что применение информационных технологий многофункционально. Они используются
для освоения материала, для отработки элементарных умений и навыков в обучающем
режиме, диагностическом тестировании качества усвоения материала.
Использование
информационных технологий не только направляет учащихся на познавательную
деятельность, но и на творческий процесс. Творческая работа с учениками в
рамках проектного обучения, выстроена по следующей схеме: цель проекта, сбор
информации (в том числе использование Интернет - ресурсов), систематизация
информации, практическая часть работы, оформление теоретико-практической работы
в электронном виде, публичная защита проекта.
Занятия по химии
обеспечивают возможность формировать и развивать учебные компетентности,
учебная деятельность на практических работах дает возможность формировать и
развивать исследовательские умения: учащиеся, проводя реальные учебные
исследования, активно работают с различными источниками информации (учебник,
книга, инструктивная карта), представляют, обсуждают и систематизируют
разнообразные информационные материалы.
При
использовании на уроке проблемных ситуаций развивается коммуникативная
компетенция, самоменеджмент: способность выслушивать, понимать, излагать и
защищать свою точку зрения в устной и письменной форме, участвовать в
коллективных дискуссиях и публичных выступлениях, использовать профессиональные
термины и понятия,выявлять и решать проблему.
Мой опыт
педагогической деятельности показывает, что ученик может знать суть вопроса, но
поделиться своими знаниями с окружающими не в состоянии, т.е. его
коммуникативная компетенция
не сформирована. С одной стороны, хорошо известно, что глубокое понимание
предмета формируется тогда, когда ты можешь о сложном рассказать доступным
собеседнику языком. С другой – условия задачи заданы неопределенно: при решении
учащемуся приходится опираться на свой жизненный опыт, привлекать знания,
полученные на других предметах естественнонаучного цикла, высказывать
предположения и принимать или отвергать их.
Чтобы результаты
работы были положительными, у учащегося
необходимо сформировать
следующие общеучебные умения:
• дифференцировать,
вычленять искомую информацию;
• производить поиск
информации в разных местах: в тексте вопроса, опираясь на свои знания или
собственный опыт;
• выделять в задании
собственно вопрос и дополнительную информацию, изменять форму вопроса;
• отбирать информацию,
необходимую для принятия решения;
• разработать программу
действий для поиска решения;
• проводить постоянную
проверку хода выполнения действий;
• восстановить связи
вопрос – результат и преобразовать результат в ответ;
• разработать дизайн
ответа и его оформление и др.
Для
достижения положительного результата работы создается образовательная среда,
которая определяет:
• комфортность для всех
участников образовательного процесса;
• эффективность, т.е.
достижение поставленных целей с минимальными затратами.
Особенностью
химического образования является сочетание теоретических выкладок с системой
практических занятий. Для проведения химического эксперимента хорошо
оборудована лаборатория и кабинет, имеется полный набор химических реактивов.
Но многие опыты невозможно продемонстрировать в школьном кабинете. Подобная
проблема решается посредством применения информационных технологий. Таким
образом, в моей практике выполнение отдельных работ сопровождается показом
опытов виртуальных лабораторий.
Использование
продуктов научно-технического прогресса делает урок мобильным, комфортным,
эффективным, запоминающимся, интересным. Отнюдь использование современного
компьютера в школьном образовании, не снижает ведущей роли учителя. Напротив,
способствует повышению качества знаний, реализации творческого потенциала
учащихся и совершенствование учителя в своей профессиональной деятельности.
Следует
отметить, что учащиеся и сами с большим удовольствием конструируют тематические
презентации, используя их во время ответа. Причем тематика их работ зачастую
имеет прикладной характер: «Химия и косметика», «Здоровое питание», «Химия в
быту», «Химия и жизнь».
III.Заключение
В
целом, делать окончательные выводы об эффективности внедрения ключевых
компетенций можно будет по прошествии определенного времени, когда развитые
компетенции помогут выпускнику реализовать себя в профессиональной и социальной
сферах.
Определив
свое педагогическое кредо как «Образование – для жизни!», я выстроила систему
своей работы таким образом, чтобы соединить фундаментальные знания по химии с
прикладными умениями и навыками.
Разработанная
мною структура процесса обучения позволяет формировать кроме предметных и
ключевые компетенции выпускников школы, такие как: коммуникативная,
информационная, социальная. Это подтверждается устойчивым ростом учебной
результативности, ежегодным выбором учащихся 11 классов экзамена по химии.
Умение учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях помогают им
занимать призовые места в районных предметных олимпиадах.
Среди
моих выпускников есть врачи, учителя химии, ветеринары, специалисты по
экспертизе продовольственных товаров, будущие фармацевты, агрономы.
Пусть
не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, основанными на
химических знаниях. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им
в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет
работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его,
точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую
информацию, он будет успешен в дальнейшем.
Работу
в направлении формирования компетенций я не считаю законченной. Есть
возможности совершенствования в применении исследовательской технологии на
уроках и вне его, необходима разработка психолого-педагогического
инструментария для определения уровней сформированности ключевых компетенций.
IV. Литература
1. Андреев
А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11
2. Бермус
А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.
- http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
3. О.Е.Лебедев.
Компетентностный подход в образовании. -http://www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=3&id=22
4. Л.О.
Филатова. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор
развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное
образование.-2005.-№7.-С.911.
5. Хуторской
А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы
образования // Народное образование. – 2003.- № 2. – С. 58-64.
6. А.В.Хуторской.
Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как
характеристика нового подхода к конструированию образовательных
стандартов". - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.