Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПроект по теме Дымковская игрушка

проект по теме Дымковская игрушка

Скачать материал
Скачать материал "Проект по теме Дымковская игрушка"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Краснознаменская средняя школаТема проекта: 
Дымковская народная игрушка....

    1 слайд

    Краснознаменская средняя школа
    Тема проекта:
    Дымковская народная игрушка.


































    2014 год

  • Введение. Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованна...

    2 слайд

    Введение.
    Ели спят у большака
    В инее седом,
    Спят деревья, спит река,
    Скованная льдом.
    Мягко падает снежок,
    Вьется голубой дымок,
    Дым идет из труб столбом,
    Точно в дымке все кругом.
    Голубые дали,
    И село большое
    «Дымково» назвали.
    Там все любят песни, пляски,
    Здесь рождались чудо – сказки.
    Вечера зимою длинны,
    И лепили там из глины.
    Все игрушки непростые,
    А волшебно – расписные.
    Белоснежны, как березки
    Кружочки, клеточки, полоски —
    Простой, казалось бы узор,
    Но отвести не в силах взор».

  • Цель проектаПознакомиться с историей возникновения дымковской игрушки 
 Где з...

    3 слайд

    Цель проекта
    Познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки
    Где зародилась, для чего нужны ?
    Особенности производства и росписи дымковской игрушки.
    Изготовление ее своими руками.

  • Задачи проекта:
 Изучить истоки дымковской игрушки.
 Выявить разнообразие фо...

    4 слайд

    Задачи проекта:


    Изучить истоки дымковской игрушки.
    Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму.
    Научиться лепить дымковскую игрушку

  • Реализация проекта:
I этап 
- узнать историю зарождения народных промыслов н...

    5 слайд

    Реализация проекта:


    I этап
    - узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;
    - узнать откуда пришла к нам забавная и красочная дымковская игрушка;
    - изучить узоры при росписи игрушки;
    - продумать свой узор.
    II этап:
    - подобрать материал для изготовления игрушки;
    - освоить технологию изготовления игрушки.
    III этап – практический:
    - изготовление (лепка) дымковской игрушки;
    - роспись дымковской игрушки:

  • Где родилась дымковская игрушка? Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я...

    6 слайд


    Где родилась дымковская игрушка?

     Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнал, что действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.
    В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

  • Как возник этот вид промысла?
Оказывается игрушечный промысел в Вятке, возни...

    7 слайд

    Как возник этот вид промысла?


    Оказывается игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

     Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

  • А для чего нужны дымковские игрушки?Есть игрушки, которыми играют, а есть игр...

    8 слайд

    А для чего нужны дымковские игрушки?
    Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

  • Возрождение дымковской игрушки    Перечитывая собранный материал, мне станови...

    9 слайд

    Возрождение дымковской игрушки
        Перечитывая собранный материал, мне становилось страшно. Я и представить себе не могла, что дымковская игрушка могла исчезнуть с лица земли. И тогда ни я, ни мои друзья не могли бы наслаждаться красотой этого удивительного творения.
    И снова передо мной встал вопрос: кому же быть благодарными за сохранение дымковской игрушки. Исследуя этот вопрос, я узнала, что возрождение промысла связано с именами — А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.

  • Возрождение дымковской игрушкиМЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853-1938), российска...

    10 слайд

    Возрождение дымковской игрушки
    МЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853-1938), российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.

    Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда, а в Горьком открылась ее персональная выставка.
     

  • Особенности производства дымковской игрушкиМне предстояло слепить дымковскую...

    11 слайд

    Особенности производства дымковской игрушки
    Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.
                С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

  • Технология изготовления игрушки.
Для производства Дымковской игрушки использ...

    12 слайд

    Технология изготовления игрушки.


    Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.
    Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

  • Технология изготовления игрушки.Свернуть блин и получится колокол юбки для б...

    13 слайд

    Технология изготовления игрушки.

    Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.
    Свернуть следующие два блина и получаются голова и туловище.
    Аккуратно «примазать» сан и головку

  • Технология изготовления игрушки.Скатать колбаску и разделить её пополам, зат...

    14 слайд

    Технология изготовления игрушки.

    Скатать колбаску и разделить её пополам, затем «примазать к туловищу.
    Головку украсить косицами, а туловище оборками.
    Украсить барыню оборками, кокошником или шляпой.

  • Изготовление собственной игрушки. Я лепила барыню.
Наша барышня в прекрасном...

    15 слайд

    Изготовление собственной игрушки.
    Я лепила барыню.
    Наша барышня в прекрасном
    В ярком платье расписном,
    Краснощека, круглолица,
    Полюбуйся-ка, народ!

  • у   каждой дымковской красавицы в основе лежит «ступка». Это юбка, которая к...

    16 слайд

    у каждой дымковской красавицы в основе лежит «ступка». Это юбка, которая к тому же является и хорошей устойчивой основой. Лепим ее отдельно из глиняного шарика, обминая ее вокруг. большого пальца до получения подобия колокола.
    лепим туловище – цилиндр, на котором мы обозначим грудь, чуть прижмем его в талии и вытянем шею
    Голову лепим в форме шара. Лицо у дымковской красавицы достаточно плоское, мы не выделяем выпуклостями щеки, не формируем глазные впадины и подбородок. Непременной деталью является маленький носик- курносик, который делается из крохотного глиняного шарика и аккуратно лепится на лицо.
    Руки вылепливаются из колбасок и аккуратно примазываются к туловищу.
    У меня барыня, поэтому у неѐ на голове красивый кокошник. Украшаю барыню сережками из кусочков глины каплевидной формы. Поверх юбки делаю красивый фартук, украшенный оборками
    Высохшую барыню целиком красим в белый цвет. После этого изделие снова должно хорошо просохнуть. Теперь можно приступить к раскраске. .



  • Заключение.
Дымковская игрушка самая яркая и красочная представительница нар...

    17 слайд

    Заключение.


    Дымковская игрушка самая яркая и красочная представительница народного творчества.
    Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается простой, ясной пластической формой, яркой орнаментной росписью по белому фон у. В образах краснощеких барынь, нянек, лихих всадников, веселых каруселях –продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.
    Когда- то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весѐлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий.
    Каждая игрушка уникальна и единственна

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1.     Введение

 

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там все любят песни, пляски,

Здесь рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные.         

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Актуальность проекта

 Декоративное прикладное искусство издавна  славится своими традициями.  Дымковские игрушки  -   это и свистульки в виде животных и барышни, очень красивые и разнообразные наряды.

        

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан ;   хочешь прослыть добрым женихом  –  руби дом, не только прочно, но и ладно,  не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего

терпение и трудолюбие.

Цель моего проекта  –  это     познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки : где зародилась,  для чего нужны ?  Особенности производства  и росписи  дымковской игрушки.  А также  изготовление  ее своими руками.

 

 

Задачи проекта:

 Изучить истоки дымковской игрушки.

 Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов,  цветовую гамму

Научиться лепить дымковскую игрушку 

Ожидаемые результаты:

Создать дымковскую  игрушку. сделанную своими руками и пригласить родителей на выставку-ярмарку, оценить творчество своих детей.

Партнеры проекта:

§  Ученица 4 «б» класса

§  Родители

             Реализация проекта:

I этап

- узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;

- узнать откуда пришла к нам забавная и красочная дымковская игрушка;

- изучить узоры при росписи игрушки;

- продумать свой узор.

II этап:

- подобрать материал для изготовления игрушки;

- освоить технологию изготовления игрушки.

III этап – практический:

- изготовление (лепка) дымковской игрушки;

IV этап – редакционный:

- роспись дымковской игрушки:

- создание презентации «Дымковская игрушка»

Выводы:

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям  и взрослым. Я  познакомилась с произведениями народных мастеров, узнала откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.  История создания дымковской игрушки.

Дымковская игрушка  один   из самых старинных промыслов России ,  он  существует на Вятской земле,  в слободе Дымково, более четырехсот лет.   Здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Началось развитие гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась  дымковская игрушка  в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано  с древним обычаем.

С давних пор здесь занимались лепкой глиняных игрушек  -   всадников, барынь, и игрушек - свистулек , изображавших коней, оленей, уточек, индюков.   Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему   празднику  ''Свистунья'' («свистопляска »), который имеет языческие корни и

посвящен солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Свист был главной особенностью этого праздника. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".  Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна.  Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи , и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими

 

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от врагов. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость.

Все жители взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно

подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей ". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

2.   Для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным- давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберега ми. Птицы прогоняли

силы тьмы, несли свет  и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

украшения

3.  Возрождение дымковской игрушки.

Возрождение промысла связано с именами — А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.

МЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853- 1938), российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле.

Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.

В работах Мезриной видна приверженность традициям старых дымковских игрушечниц. Ее фигурки монолитны, четки по форме, без мелкой деталировки. Как правило, крупный, лаконичный орнамент написан в приглушенных тонах. Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей  было присвоено звание Герой Труда.  Ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла.

4.  Особенности производства дымковской игрушки.

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети.  Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Мастерицы-игрушечницы передают свой опыт из поколения в поколение, таким путем умение дошло и до наших дней в почти неизменном виде. Разумеется, каждая художница привносит что- то свое, но основные элементы и символы неизменны. 

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка.  Смешав глину  с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно  -   мелкие,    которые затем прилеплялись  к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2- 4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской

печи. После  остывания  поверхность изделия белилась мелом,  разведенным на молоке. К работе готовили 6- 10 красок.  Игрушке  присущ несложный геометрический рисунок росписи, яркий колорит, в котором много красного, жѐлто го, синего, зелѐного, алого.

В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее

ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка  -  трудоемкое ручное производство, где было все до

мелочей профессионально упорядочено.

 

5.    Технология изготовления игрушки.

l  Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки. 

l  Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

 

l  Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.

 

 

 

l  Свернуть следующие два  блина и получаются голова и туловище.

 

 

 

 

 

 

l     Аккуратно «примазать» сан и головку

 

                                            

 

Скатать колбаску и разделить её пополам, затем «примазать к туловищу.

 

 

Головку украсить косицами, а туловище оборками.

 

 

             

                                 

 

 

l  Украсить барыню оборками, кокошником или шляпой.

 

 

 

 

6.  Особенности росписи дымковской игрушки.

Чем дымковская игрушка отличается от других игрушек? Прежде всего  – это снежной белизны фон.  Важный  этап работы,  характерный только для Дымкова  -   "обеливание".

Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Раскрашивали игрушки не двумя- тремя  красками, как в других промыслах, а добрым  десятком.  Синяя, желтая, зеленая, оранжево- красная,  малиновая, черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях.

Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной.      Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая -  для росписи лица.

Вторая отличительная особенность дымковской игрушки  –  это узоры  геометрического характера, которые  восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали!

И в довершение всего украсить сияющими листочками - ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче.

Что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса -   это вода, перекрещенные полоски  –  сруб колодца, круг со звездчатой серединкой  –  солнце  и небесные светила.   Геометрический орнамент состоит из точек,  прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звѐзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным.

У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.

Традиционно у женских персонажей сначала наводились чѐрной краской глаза и  брови, той же черной краской обозначались волосы. Затем румянились щеки, рисовались губы. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом  -   кофту.  Юбка расписывалась в самую

последнюю очередь. Цвета выбирались яркие, контрастные: олицетворяющий жизнь и плодородие -  зеленый, нарядный -   красный – символ огня и красоты, и небесный синий.

Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на лошадях , оленях , коров ах  и козах .  

Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии  -   змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя- тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, то ч ками и

штрихами. Цвета  определяются преобладанием теплых или холодных цветов. В первом  случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами  -   синими или зелеными. В другом случае звучание голуб ого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом.

В  облике дымковской игрушки находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства.  Представляются  заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец.

На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.   Завершают украшение игрушки ромбики из сусального золота, наклеенные поверх узора.

Игрушки отличаются веселым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.

 

7.  Изготовление собственной игрушки.

Теперь, когда изучена история, особенности и технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки можно приступать к изготовлению своей игрушки. Я лепила барыню.

Наша барышня в прекрасном

В ярком платье расписном,

Краснощека, круглолица,

Полюбуйся-ка, народ!

Лепила я барыню следующим образом:  у   каждой дымковской красавицы в основе лежит «ступка». Это юбка, которая к тому же является и хорошей устойчивой основой.

Лепим ее отдельно из глиняного шарика, обминая ее вокруг большого пальца до получения подобия колокола.  Ее высота должна быть чуть больше половины высоты готовой фигурки. Влажными руками выглаживаем поверхность детали, делая ее ровной и убирая трещины.

Затем лепим туловище  –  цилиндр, на котором мы обозначим грудь, чуть прижмем его в талии и вытянем шею. Его мы осторожно соединяем с юбкой. Места стыков аккуратно выглаживаем влажными руками, чтобы они были незаметными и не отвалились после сушки.

Голову лепим в форме шара. Лицо у дымковской красавицы достаточно плоское, мы не выделяем выпуклостями щеки, не формируем глазные впадины и подбородок.   Непременной деталью является маленький носик- курносик, который делается из крохотного глиняного шарика и аккуратно лепится на лицо. Руки вылепливаются из колбасок и аккуратно примазываются к туловищу.

Наша барыня почти готова. Ничто не украшает женщину так, как роскошные

локоны,  кокетливая шляпка  или кокошник. У  меня барыня, поэтому у неѐ  на голове красивый кокошник. Украшаю барыню сережками из кусочков глины каплевидной формы. Поверх юбки делаю  красивый фартук, украшенный оборками. Все аккуратно соединяется влажными руками.

Несмотря на кажущуюся простоту, лепить фигурки  –  дело не из легких. Наша красавица должна хорошенько просохнуть. Высохшую барыню целиком красим в белый цвет. После этого изделие снова должно хорошо просохнуть. Теперь можно приступить к раскраске.

В современных домашних условиях удобнее всего для росписи использовать художественную гуашь и работать при этом обычными кистями разной толщины. В заключение можно приклеить к ней небольшие ромбики из золотой фольги, имитирующей сусальное золото.

Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски.  Получилась яркая и красивая игрушка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.  Заключение.

Дымковская игрушка самая яркая и красочная представительница народного творчества.

Дымковская игрушка  –  самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается простой, ясной пластической     формой, яркой орнаментной росписью по белому фон у. В образах краснощеких барынь,  нянек, лихих всадников, веселых каруселях  –продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.

Когда- то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весѐлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка  –  искусство только рукотворное  -  это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре.   От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий.

Каждая игрушка уникальна и единственна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справочная литература

·        Сайты: http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm            http://dimkovo.ru/

·        Каталоги (например: 15 мастериц дымковской игрушки)

·        Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007

·        Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010

·        Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008.

·        Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель,  2010

·        Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

·       

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 892 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 2691
    • PPTX 1.3 мбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Куминова Наталья Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Куминова Наталья Федоровна
    Куминова Наталья Федоровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19771
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1116 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 270 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе