Главная / География / Проект по создание краеведческой экспозиции музея в школе

Проект по создание краеведческой экспозиции музея в школе













Создание и использование краеведческой экспозиции музея как дополнительного образовательного пространства










Автор проекта: Петрова Елена Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа №41 г.

Борзи Забайкальского края

заместитель директора по УВР,

учитель географии















2014г.


Введение


Школьный музей начал свой отсчёт деятельности с марта 2009 года, когда воплотилась мечта открыть зал Памяти героев Даманского в честь погибших земляков: Сергея Гладышева из Читы, Анатолия Ковалёва из села Бальзой Улётовского района и наших борзинцев Виталия Шамсутдинова и Алексея Салькова. В год 65-летия Победы был открыт второй зал музея, посвященный Великой Отечественной войне, где представленные разделы знакомят нас с земляками, боевым путём 106-стрелковой дивизии, сформированной из пограничников Забайкалья. Главные реликвии – это знамя пионерии времён Великой Отечественной войны, логотип Знамени Победы, врученный нашему музею Центральным музеем Москвы и награды, переданные на хранение родственниками наших земляков. Соединяет два зала Проспект земляков, участвовавших в горячих точках, который был открыт в 2011 году.

Музей входит в структуру мемориального комплекса школы и является единственным комплексом в образовательной сфере края и России.

Есть результаты работы данного комплекса:

-в год 65-летия ВОв музей признан лучшим школьным музеем Забайкальского края и России и занесён в Книгу Почёта Совета ветеранов РФ;

-проект «Мемориальный комплекс школы как центр духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся» стал лауреатом Международного конгресса-выставки «Образование без границ - 2012» в г.Москве;

-в 2012 году на смене «Музейный мир» в ВДЦ «Океан» награждён дипломом победителя;

в 2013 году награждён Памятной медалью за деятельность Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю.


Данный проект является продолжением ранее реализованного проекта «Музей Воинской Славы» и предполагает открытие новой экспозиции музея - краеведческой. Мотивацией к созданию краеведческой экспозиции послужили экскурсии по краеведческим музеям и уголкам Забайкальского края. За два года учащиеся и учителя школы посетили краеведческие музеи г.Читы, п.Оловянная, г.Нерчинска, г.Борзи и краеведческие экспозиции с.Бальзой, с.Улеты, Нерчинской СОШ №9.

Школьная краеведческая экспозиция повышает интерес к географическому и историческому краеведению, как у учащихся, так и у учителей. Воспитывает любовь к родному краю. Значительно улучшает качество знаний и умений по географии, истории, обществознанию, экологии и Забайкаловедению.

Организация поисковой деятельности учащихся школы поможет восстановить по крупицам страницы истории родного поселения, развить интерес к истории малой родины, а сохранить эту информацию и донести до широкого круга общественности поможет организация школьной краеведческой экспозиции.

Возможности людей (детей и учителей), занимающихся краеведением, определяют границы этого познания. Из трех форм краеведения (государственное, общественное и школьное) нас интересует школьное. В его задачу входит комплексное физико- и экономико-географическое познание территории родного края.
Выделяют краеведение учебное и внеклассное. Программное учебное краеведение преследует две задачи:

- всестороннее изучение своей области и накопление краеведческого материала в ходе экскурсий, наблюдений и практических работ на местности;

-использование этого материала в преподавании географии, истории и других предметов.

Внепрограммное (внеклассное) краеведение предусматривает более полное всестороннее изучение своего края на добровольных началах в свободное от уроков время. Заключительным этапом всей краеведческой работы в школе № 41 станет оформление (создание) школьного краеведческого уголка (экспозиции).

Проект разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 26.05.96 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» ( с изм. и доп.).



















Основная часть

Актуальность проекта заключается в ознакомлении учащихся с родным краем, глубоким пониманием особенностей его истории, культуры и их взаимосвязь с историей культуры страны, мира на конкретных материальных предметах, в приобщении к исследованию родного края в разных формах.

Новизна состоит в том, что она рассчитана на комплексное и многоплановое воспитание и обучение воспитанников на местном краеведческом материале.

В Законе РФ «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где среди важнейших названа задача формирования культурно - исторических ценностей, патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество и школа обращаются к музею - хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.

В системе воспитательной работы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых семейных коллекций.

Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о природном и культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений. Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.


Занимающиеся учащиеся получают теоретические знания по истории музейного дела, практический опыт по музейной работе: осуществляют в установленном порядке учет, хранение, консервацию и реставрацию предметов, находящихся в музейных фондах, осуществляют комплектование музейных фондов путем приобретения музейных предметов в установленном порядке, получение добровольных кладов и пожертвований от физических лиц, а также в порядке наследования, проводят изучение, систематизацию предметов фонда хранения, проводят изучение музейных предметов, связанных с формированием и развитием отечественной художественно-материальной культуры, осуществляют научно-исследовательские работы , обеспечивают впоследствии экскурсионное и лекционное обслуживание, познают прошлое, настоящее и бережно сохраняют эти исторические частички.


Целью этого проекта является создание краеведческой экспозиции школьного музея, как пространства, обладающего огромным образовательным потенциалом.

Задачи:

-Подбор инициативной группы для создания краеведческой экспозиции

-Разработка заданий каждому классу и маршрутов целевых походов, экскурсий и экспедиций.

-Организация работы школы по разным направлениям краеведческой деятельности (топонимика, экология, история и этнография, география).

- Подбор экспонатов для музея и порядок их оформления.

-Разработка тематико-экспозиционного плана по разделам.

- Оформление экспозиции .

- Ведение документации (паспорт , инвентарная книга, картотека, тематико-экспозиционный план, темы экскурсий).

-Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу, представляя ее результаты на конкурсах разного уровня


Целевая аудитория проекта: Целевой аудиторией проекта являются учащиеся 1-11классов, учителя, родители, социальные партнеры школы. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб, природных объектов через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся . Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях , явлениях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых .



Содержание и технологическое обеспечение проекта:

Главная идея всех музейных технологий – это обучение в сотрудничестве. Необходимо сформировать умение учиться сообща, ставить задачи самосовершенствования и решать их творчески в совместной деятельности.


Формы и методы работы:

Мероприятия в музее не заменяют урок, а дополняют его. На уроке учащиеся получают знания, а в музее они углубляют и дополняют их. Каждое посещение музея – это занятие, и оно имеет учебную, воспитательную и развивающую цель.

Наиболее эффективные формы работы:

1. Урок-лекция.
2. Комбинированный урок.
3. Урок-зачет.
4. Самостоятельная исследовательская работа.
5. Урок-игра.
6. Урок-обобщение.
7. Межпредметные уроки-конференции.
8. Обзорные и тематические экскурсии для учащихся разного возраста проводят лекторы-школьники (из лекторской группы).
9. Занятия краеведческих кружков.
10. Проведение выставок работ учащихся, родителей и учителей.
11. Викторины и конкурсы по краеведению .
12. Встречи с интересными людьми.
13. Лекции на краеведческие лекции.
14.Урок-поэзия

15.Виртуальные экскурсии


Основной принцип работы ученика – это его активность.

Для эффективного функционирования школьного музея необходимо его органическое включение в образовательно-воспитательный процесс школы, в переосмыслении подхода к педагогической деятельности каждого учителя.

Основные интерактивные технологии в процессе обучения:

-проектно-исследовательскя

-экспозиционная

-экскурсионная

-игровая


Музейные экспозиции играют большую роль и в методической работе школы. Здесь возможно проведение семинаров, конференций, занятий для педагогов школы , города, района.


Ресурсы проекта


Кадровые ресурсы:

Для выполнения поставленных задач наиболее полным является кадровый ресурс. В школе работает 63 педагогических работника, из них- 10- административный корпус, 43- учителя, 10- прочие педагогические работники. 28 учителей имеют высшее образование. Из 27 учителей –предметников высшее образование имеют 23 учителя, первую категорию- 14 человек, высшую- 4 человека. Среди педагогов – постоянные руководители научных работ на НПК «Шаг в науку»- 10 чел, руководители школьных НОУ- 2 чел, педагоги-сетевики-3 чел.

Материально-технические ресурсы:

Материально-техническая база краеведческой экспозиции будет пополнятся за счет учителей, учащихся и родителей, а также общественности города и района. Для наполнения музея планируется проводить ежемесячные «Дни дарения», когда любой желающий может подарить что-то музею. Ожидается помощь земляков-краеведов, помощь других школьных музеев города, района и края. Помещение для краеведческой экспозиции определяется в здании №3.

Материальная база, необходимая для реализации проекта:

1)учетные карточки поступлений

2)картотека
3) инвентарная книга

4) книга поступлений

5)цифровой фотоаппарат

6)видеокамера

7)компьютер

8) проектор

9)файловые папки

10)папки накопители

11)бумага

12) рамки

13) экран

14) диски

15) флеш-накопители

16) файлы

16) витрины

17) стеллажи

18) настенные стенды

В наличие имеется:

1)учетные карточки поступлений

2)картотека
3) инвентарная книга

4) книга поступлений

5)компьютер

6) проектор

7)файловые папки

8)папки- накопители

9)бумага

10) файлы

11) экран

12) канцелярские принадлежности



Финансовые ресурсы: Финансирование проекта предполагается вести за счет денежных поступлений в Попечительский совет школы, пожертвований местных предпринимателей. В перспективе -получение денежного гранта


Сроки реализации проекта- три года ( ноябрь,2014- ноябрь, 2017)



Примерный план реализации проекта


п/п

Мероприятие,

деятельность

Срок

проведения


Краткое описание

мероприятия,

деятельности

1

Создание инициативной группы

До ноября 2014 года

Беседа с педагогами, участниками НОУ, определение инициативной группы

2

Организация работы школы по разным направлениям краеведческой деятельности

До января 2015 года

Организация работы школы по разным направлениям краеведческой деятельности (топонимика, экология, история и этнография, география)- ответственные: учителя- предметники

Подбор и разработка с заданий каждому классу


3

Подбор экспонатов для музея и порядок их оформления.

Январь,2015-

Январь,2017

- Подбор экспонатов для музея и порядок их оформления.

- Ведение документации (паспорт , инвентарная книга, картотека)


4

Оформление экспозиции

До октября 2017

-Разработка тематико-экспозиционного плана по разделам, определение тематики и материала для экскурсий.


5

Открытие экспозиции

Ноябрь,2017

Включение работы экспозиции в учебный план школы



В основу реализации проекта положен деятельностный подход к изучению края участниками проекта с соблюдением основных организационных принципов музейной деятельности: научности, достоверности информации, системности, логичности, доступности, историко-хронологической последовательности.



Примерные тематические разделы краеведческой экспозиции

Раздел «История школы»

№ п/ ппп

Наименование разделов, тем и подтем

Краткое содержание тем и подтем

Основные экспозиционные материалы

1

Учителями славится Россия.

Выпускники школы - в нашей школе

Учителя-ветераны, войны, труда

фотографии

2

От рождения до сегодняшнего дня

История создания

и работы школы за столетний период

Фотографии, тетради, дневники выпускников, табели

3

Пятая трудовая четверть

История школьной производственной бригады, работа в лесхозе и на пришкольной участке

Фотографии,

подарки

4

Дороги, выбранные выпускниками школы

Профессиональное определение выпускников

Карта России,фото

5

Отчизны верные сыны

Выпускники-офицеры

Фото

6

Эволюция ученических принадлежностей

Школьная атрибутика во времени

Азбука, письменные принадлежности, форма, учебники





Раздел «История поселения»

№ п/п пп

Наименование разделов, тем и подтем

Краткое содержание тем и подтем

Основные экс- позиционные материалы

1

От истоков

История основания поселения, его становление

Фотографии старинных зданий

2

От первого Совета до Администарции поселения

3




О чем рассказывает реликвия

Подлинные документы

Военный билет участника Великой Отечественной войны, фронтовые фотографии, письма

Фото и др документы

4

Народные умельцы

Творчество местных жителей

фотографии

5

Молодежные движения

Пионеры, комсомольцы и др

Документы, письма

6

Наше производство

Краткая история предприятий станицы

Фотографии, продукция



Раздел « История самобытности местного населения»

№ п/п

Наименование разделов, тем и подтем

Краткое содержание тем и подтем

Основные экспозиционные материалы

1

Быт бурятской семьи

Предметы быта

Утварь, предметы быта

2

Родословная моей семьи

История одного рода

Генеалогическое древо, фотографии, биографии

3

Местные старожилы

Воспоминания жителей

фотографии



Раздел «Экология родного края»

№ п/п

Наименование разделов, тем и подтем

Краткое содержание тем и подтем

Основные

экспозиционные материалы

Предполагаемое местонахождение материалов

1.

Природные объекты

Характеристика родников, оврагов, прудов, известковых отложений

Фотомонтаж

Кабинет биологии

2

Местная флора и фауна

Растения и животные

Фотографии, гербарии, чучела

Кабинет биологии

3

Исследуем родной край

проекты


Кабинет биологии

4

И просит помощи земля!

проекты

Разрез почв, письменный материал, фотовыставка

Кабинет биологии

6.

Поделки из местных природных материалов


поделки


7.

Экологические праздники

проекты






Управление и обеспечение проекта

Организация творческой деятельности по созданию и функционированию краеведческой экспозиции


№п/п

Творческие

объединения

музея

Состав

Направление

деятельности

Сроки

начала

работ

1

Руководитель

Директор школы

Учредитель

2014,

ноябрь

2

Совет музея

Руководитель экспозиции,

учителя- краеведы,

Члены Совета , главный хранитель фондов , секретарь Совета

Организация и руководство, координация, мониторинг деятельности групп

2014,

декабрь

3

Клуб

«Следопыт»

Учащиеся, занимающиеся поисковой и

исследовательской деятельностью

Разработка и выдача

поисковых заданий,

проведение

собирательской,

исследовательской

работы, изучение

архивных материалов,

оформление экспозиций

В течение

2,5лет

4

Классные экспедиционные отряды

Каждый класс школы

Выполнение поисковых

заданий

В течение 2,5лет

5

Группа

«Экскурсовод»

Учащиеся

Разработка лекций по

разделам экспозиций,

проведение экскурсий

2017

6

Комитет

«Эколог»

Учащиеся

Поисковая работа по

эколого-краеведческой

тематике

В течение

трех лет



Ожидаемый результаты от реализации проекта

Результаты реализации проекта можно разделить на две группы: внешний и внутренний. Внешний можно увидеть: успешная поисковая работа учащихся, интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов, достижения учащихся на районных, областных и т.д. научно-практических конференциях и конкурсах. Внутренний результат увидеть сложнее, он выражается в личностных положительных изменениях участников, в их духовном росте.

Предполагается, что реализация проекта активизирует интерес учащихся к истории собственных семей, повысит взаимопонимание между членами семей разных поколений, укрепит взаимоотношения и взаимодействие школы с семьями учащихся, а также с жителями города. А функционирование музея позволит не только повысить качество и уровень учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении, досуга детей, но и статус самой школы в целом в социуме.

Социальные эффекты от реализации проекта: Благодаря реализации проекта может решится один из главных проблемных вопросов в нашем городе- создание культурно-просветительской точки в залинейной части города, как для учащихся ,так и для взрослых.



В качестве критериев оценки эффективности проекта были избраны следующие показатели:

-заинтересованность учащихся в изучении прошлого своей семьи, своего края, Отчизны,

- количество участников проекта;

-активность и инициативность участников проекта;

-качество выполняемых заданий;

-уникальность собранного материала;

-количество выполненных учащимися исследовательских работ по данной тематике.

- самостоятельность учащихся в выполнении работ,

- участие в мероприятиях, отражающих тематику краеведения,

-успешность защиты работ,

- представленность материала в разделах сформированной экспозиции,

- публичное освещение реализации проекта на страницах СМИ.

Оценку результатов работы в ходе реализации проекта производят:

1. Панкова Л.Н., директор МОУ СОШ№41

2. Макаров Владимир Степанович, зам.директора по ВР

3. Грудинин Г.Ф., специалист КОМОБР и МП.




Основные риски проекта:

-Финансовая составляющая проекта, вернее её полное отсутствие, а для открытия даже небольшой экспозиции требуются стеллажи, витрины, стенды.

-Долгосрочность проекта вытекает из финансовой составляющей

- Возможная замена в инициативной группе учащихся из-за долгосрочности проекта




































Заключение

После выполнения работ по созданию и открытию школьной краеведческой экспозиции будет продолжена поисковая работа членами кружков по пополнению музейных фондов, обновлению экспозиций, обобщению исследуемых материалов, совершенствованию форм музейной работы, предстоит огромная работа по общекультурному развитию разных групп населения, чтобы музей стал не только одним из звеньев воспитательного процесса учащихся школы, но и культурно-просветительским и духовным центром единения всех поколений жителей станицы. Планируется привлечение театральной студии для проведения фольклорных праздников. Для широкого освещения местных жителей об интересных находках поисковой работы учащихся нашей школы, о новых материалах экспозиций школьного музея предполагается периодические публикации в газете «Даурская новь».

































Cписок используемых документов и источников информации.


1.Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г № 273

2.Федеральный закон от 26.05.96 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» ( с изм. и доп.).

3.Письмо Минобразования России от 12.03.03 № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений.»

4. Устав « МОУ СОШ№41»

5.Крючков А.В. Школьный музей: становление и функционирование// Директор школы», 2004, № 5.

6.Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С.Борисова,

В.В.Дранишникова, и т.д., М., Просвещение, 1982,

7.Тарханова Т.А. Музей в образовательном учреждении// Справочник .

руководителя образовательного учреждения, №3 2007.

8.Туризм и краеведение ,сб.,М.,Просвещение,1982.

9.Практические рекомендации по организации работы с документами в школьных музеях.// Воспитание школьников. 2001, № 10

10.Макаров В.С. Музейная педагогика как компонент образовательного пространства для формирования гражданственности и патриотизма школьников./материалы для сборника к краевой педагогической конференции/2013г.Борзя






























Проект по создание краеведческой экспозиции музея в школе
  • География
Описание:

Данная работа показывает,  как создать в своей школе музейную экспозицию.

С требованиями ФГОС нового поколения -музей-один из главных приоритетов в образовательном прстранстве.

Школьная краеведческая экспозиция повышает интерес к географическому и историческому краеведению, как у учащихся, так и у учителей. Воспитывает любовь к родному краю. Значительно улучшает качество знаний и умений по географии, истории, обществознанию, экологии  и  Забайкаловедению. Краеведение, в моем понимании - это всестороннее изучение определенной часть страны (села, города, района, области, края), в основном своего края. Возможности людей (детей и учителей), занимающихся краеведением, определяют границы этого познания. Из трех форм краеведения (государственное, общественное и школьное) нас интересует школьное. В его задачу входит комплексное физико- и  экономико-географическое познание территории родного края.

Внепрограммное (внеклассное) краеведение предусматривает более полное всестороннее изучение своего края на добровольных началах в свободное от уроков время. Заключительным этапом всей краеведческой работы в школе № 41 станет оформление (создание) школьного краеведческого уголка (экспозиции).

Автор Петрова Елена Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1737
Номер материала 47543
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓