Главная / Начальные классы / Проект по русскому языку "Создание занимательного фразеологического словаря" 4 класс

Проект по русскому языку "Создание занимательного фразеологического словаря" 4 класс

Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно замен...
Украшают ли фразеологизмы нашу речь? Нужны ли они? Когда их уместно употребля...
Глупые сороки. Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где при...
Глупые сороки. Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стал...
Вывод Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? У...
Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю ...
Замените « Одним словом » зарубить на носу — прикусить язык —... обвести вок...
Отгадайте фразеологические загадки. Его проглатывают; он подвешен у другого;...
Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши...
1) Народу в театре было много – груше некуда было упасть. 2) К обеду ребята с...
Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка. Во фразеологии запеча...
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. ...
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. ...
Спасибо за работу !
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить
Описание слайда:

Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»

№ слайда 3 Украшают ли фразеологизмы нашу речь? Нужны ли они? Когда их уместно употреблять?
Описание слайда:

Украшают ли фразеологизмы нашу речь? Нужны ли они? Когда их уместно употреблять?   Проблема

№ слайда 4 Глупые сороки. Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припря
Описание слайда:

Глупые сороки. Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья. Сейчас незаметно украдут. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко. Так и надо сорокам! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить!

№ слайда 5 Глупые сороки. Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали с
Описание слайда:

Глупые сороки. Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди украдут средь бела дня из-под носа. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало.. Удалилась подальше от греха.. Когда хватились сороки а, лисы и след простыл. Поделом сорокам! Не надо было ворон считать! Сравните…

№ слайда 6 Вывод Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учит
Описание слайда:

Вывод Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

№ слайда 7 Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю Отк
Описание слайда:

Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю Откуда берутся фразеологизмы Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья Старославянские как зеницу око, не от мира сего Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король Счастливые часов не наблюдают

№ слайда 8 Замените « Одним словом » зарубить на носу — прикусить язык —... обвести вокруг
Описание слайда:

Замените « Одним словом » зарубить на носу — прикусить язык —... обвести вокруг пальца — ... заткнуть за пояс — ... бить баклуши - …. делить шкуру неубитого медведя - … сесть на любимого конька - ... купить ... в мешке пустить ... в огород набито как в бочке . куры не клюют. — ... вставлять палки в колеса — ... вилять хвостом — ...

№ слайда 9 Отгадайте фразеологические загадки. Его проглатывают; он подвешен у другого; за
Описание слайда:

Отгадайте фразеологические загадки. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди. Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат. Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

№ слайда 10 Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, с
Описание слайда:

Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 1) Народу в театре было много – груше некуда было упасть. 2) К обеду ребята силь
Описание слайда:

1) Народу в театре было много – груше некуда было упасть. 2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит. 3) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу лицом. 4) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти. Исправь ошибки

№ слайда 18 Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка. Во фразеологии запечатле
Описание слайда:

Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа. Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность. Выводы

№ слайда 19 Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в
Описание слайда:

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.

№ слайда 20 Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в
Описание слайда:

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.

№ слайда 21 Спасибо за работу !
Описание слайда:

Спасибо за работу !

Проект по русскому языку "Создание занимательного фразеологического словаря" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Проектная работа по развитию речи

«Создание занимательного фразеологического словаря»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Касимов

2012

Автор проекта

Постникова Ольга Владимировна, учитель начальных классов первой категории МОУ «СОШ №3» г. Касимов

Учебная  дисциплина    русский язык (развитие речи)

Возраст учащихся     9-10 лет (4 класс)

Вид проекта   информационный проект  (сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории) с элементами творческого проекта (оформление  результатов в форме создания  «Занимательного словаря фразеологизмов») и ролевого проекта (проектанты берут на себя роли выдуманных героев в ходе инсценировки).

Продолжительность проекта  среднесрочный проект (задания выполняются в группах в ходе учебной четверти).

Ожидаемые результаты обучения      

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у  учителя или родителей;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения.
6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

Проблемный вопрос     « Не ударим в грязь лицом» и «не сядем в лужу»  - как это? Как называются подобные выражения? Нужны ли они?

Описание проекта

1)  Подготовка. Формулирование  проблемного и учебных  вопросов данной темы. Знакомство с «Фразеологическим словарем». Выбор тем индивидуальных исследований учащихся.

2)  Планирование. Формирование групп для проведения исследований. Обсуждение плана работы учащихся в каждой группе,  выдача инструкций – заданий.

3)  Внеклассная работа, домашняя работа.  Сбор  материала,  разучивание ролей  артистов сценки, оформление творческих отчетов.

4)  Подготовка учащимися презентации под руководством учителя.

5)  Анализ информации, формулирование выводов. Работа над формами отчёта

6)  Предзащита. Группы делают заключительную подготовку, формулируют выводы, исправляют ошибки.

7)  Защита полученных результатов. Представление готового «Занимательного словаря фразеологизмов»

 

Ход занятия– подготовки проекта

 

Цель: научить детей пользоваться словом, учить речи точной и стройной, ясной и выразительной.

Задачи:

1) Введение в их словарный запас фразеологических сочетаний, пословиц, синонимов, антонимов, крылатых выражений.

2) Развитие речи учащихся, активного творческого мышления.

3) Воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах, повышение речевой культуры.

4) Знакомство с фразеологическим словарем

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, школьный фразеологический словарь русского языка Жукова В. П., текст «Кашу маслом не испортишь» по количеству учащихся.

 

                                        Ход занятия:

1.     Мотивация обучающихся

– Приходилось ли вам “садиться в калошу”? “Вешать нос”? “Терять голову”? “Проглотить язык”? Знаете ли вы человека, которому “медведь  наступил на ухо”? Бывали ли вы “не в своей тарелке”? Когда в нашем классе слышно, как “муха пролетает”? Писал ли кто из вас “как курица лапой”?

– Догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем уроке? (слайд 1)

– О фразеологизмах.

2.     Актуализация учебной деятельности

Если вы на занятии не будете сидеть, сложа руки, то не успеем мы оглянуться, как оно закончится, а вы все будете семи пядей во лбу.

В языке каждого народа есть устойчивые образные обороты, которые воспроизводятся в речи подобно слову, а не строятся, подобно словосочетаниям и предложениям. Такие обороты называются фразеологизмами. (слайд 2) Другое важное свойство фразеологизмов: смысл целого фразеологизма не складывается из смыслов входящих в него слов, например выражение «собаку съел», обозначающее «быть мастером в каком-нибудь деле», совершенно не связано со значением входящих в него слов.

Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Жили в мастерской две дужки и стержень, которые использовали  и вместе и по отдельности.  Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы
. Ещё фразеологизмы называют КРЫЛАТЫМИ СЛОВАМИ  Они как бы перелетают из предложения в предложение,  не изменяя ни своего состава, ни грамматических форм.

 

Сегодня мы выясним(слайд 3)

  • Украшают ли фразеологизмы нашу речь?
  • Нужны ли они?
  • Когда их уместно употреблять?

 

3.     Пробное учебное действие

Я подготовила вам творческое задание.  Прослушайте и сравните тексты.

Глупые сороки. (слайд 4)

          Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья. Сейчас незаметно украдут.

           Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко.

                      СРАВНИТЕ…

Глупые сороки. (слайд 5)

          Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди украдут средь бела дня из-под носа.

           Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало.. Удалилась подальше от греха.. Когда хватились сороки а, лисы и след простыл.

           Поделом  сорокам! Не надо было ворон считать!

 

ВЫВОД: (слайд 6) Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

 Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.

 

4.     Работа со словарем

    Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно. А откуда берутся фразеологизмы? (слайд 7)

            Исконно русские   сматывать удочки,     расправлять крылья

            Из разных профессийсгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю

            Старославянские   как зеницу око, не от мира сего

            Крылатые  слова из мифологииахиллесова пята,  нить Ариадны, дамоклов меч

            Крылатые слова и выражения, созданные писателемГолый король, Счастливые             часов не наблюдают.

Значения всех ли  выражений, которые вы сейчас услышали, вам понятны? Помогут разобраться во фразеологизмах  словари (Показ словарей)

Словари лежат и на ваших столах, но для работы с ними давайте разобьемся на группы. Рассмотрим Школьный фразеологический словарь  Жукова В. П. (М.: Просвещение, 1989). Как построен словарь? Попробуем найти значения фразеологизмов (каждая группа получает по одному из ранее звучавших фразеологизмов).

 

5.     Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

 

Замените «Одним словом» (слайд 8)

 Каждой группе  задание:  заменить данные выражения одним словом, вставить недостающие в выражения слова. Пользуйтесь словарями.

Ø    себе на уме — ...

Ø    куры не клюют. — ...

Ø    вставлять палки в колеса — ...

Ø    вилять хвостом — ...

Ø    сесть на любимого конька - ...

Ø    купить ... в мешке

Ø    пустить ... в огород

Ø    набито как в бочке ...

Ø    дуется как ... на крупу

Ø    считать . ..

Ø    брать быка за рога - …

Ø    писать как . .. лапой

Ø    наложить вето — .,

Ø    намылить шею — ...

Ø    коптить небо - …

 

Отгадайте фразеологические   загадки (слайд 9)

 

   Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.

   Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.

   Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.

   Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги

 

Задания для групп:

   

1. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию любить: (СЛАЙД 9)


1. Как свои пять пальцев


2.Яблоку негде упасть


3. Души не чаять

 


4. Проще парёной репы


5. Носить на  руках

   

2. Найдите фразеологизмы со значением "пропал без вести" (СЛАЙД 10)


1. Во что бы то ни стало

 


2. Игра не стоит свеч


 

3. Ни слуху ни духу


4. Хоть караул кричи


5. Как в воду канул

 

3. Найдите фразеологизмы со значением "недружно" (СЛАЙД11)


1. Душа в душу

 


 

2. Засучив рукава

 


 

 


3. Положа руку на сердце


4. Вставлять палки в колёса


 


                                                 5. Как кошка с собакой


 

Конец формы

6.     Включение в систему знаний.

 

Ребята, а зачем такие сложности: запоминать фразеологизмы, знать их значения? Может, гораздо проще просто сказать, например, «я счастлив», а не «я не седьмом небе»? И понятней, и короче? (ответы детей)

 

 Вывод: конечно, более точно и эмоционально передать наши чувства нам помогают фразеологизмы. Фразеологизмы уместно использовать, когда нужно передать переполняющие нас эмоции.

 Вот как в этом рассказе, послушайте и постарайтесь найти все фразеологизмы, подчеркните их в своих текстах. Их 10. Объясните значение фразеологизмов. Удачи.

 

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

 

(слайд 10) (Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)

Как об стенку горох - неодобр. - ничего не действует на кого-либо; бесполезно говорить, советовать и т. п.

 Хоть кол на голове теши - об упрямом человеке, на голове которого, как на дубовом чурбане,  можно тесать кол.

Про человека, который никогда не получит желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей.

Всему своё время/срок    - указание на поспешность события/вывода.

Толочь воду в ступе — 'заниматься ненужным, бесполезным делом'.

Как с Луны свалился  - о том. кто не знает чего - либо всем известного.

Подобрать к картинкам фразеологизмы.  (слайд 11-16)

- лить крокодиловы слезы

- мести хвостом

- лезть в бутылку

- брать быка за рога

- хватать звезды с неба

- сесть в галошу

 

 

Исправление ошибок в использовании фразеологизмов. (слайд 17)

- Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова.

1) Народу в театре было много – груше (яблоку) некуда было упасть.

2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий (волчий) аппетит.

3) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу (грязь) лицом.

4) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём (огнём) не найти.

 

 

7.     Работа в группах.

Вот как много мы сегодня узнали новых фразеологизмов. У меня возникла замечательная идея. Давайте попробуем составить свой словарь фразеологизмов, в котором будем не только толковать их значение, но и добавим историко-этимологические сведения о происхождении фразеологизмов, иллюстративный материал, занимательные задания. Предлагаю взять фразеологизмы, в которых упоминаются части тела человека: нога, рука, голова, ухо, нос, глаз и т. д.

Мы с вами уже разделились на группы. Каждая группа получает в конверте индивидуальное задание по созданию своего раздела в нашем словаре (приложение 1). Сейчас вы должны будете, пользуясь фразеологическими словарями, найти крылатые выражения с заданным словом (не менее 10) и выписать их значение. Это будет первый этап работы по созданию нашего занимательного фразеологического словаря.

                              (работа в группах 10- 15 мин.)

Отчет каждой группы о проделанной работе.

 

 

8.     Домашнее задание

Дальнейшую работу, которая носит исследовательский характер и требует творческого подхода, вы будете выполнять самостоятельно. Ваша задача сейчас состоит в следующем: внутри каждой группы распределите между собой, кто с каким фразеологизмом будет работать дальше. Каждому нужно будет (см. в инструкцию) найти происхождение фразеологизма, подобрать синонимы и антонимы к нему, привести пример использования в речи и оформить, сопроводив иллюстрацией, на готовом бланке формата А4 (приложение 3).

На эту работу вам дается неделя. По истечении этого времени вы должны будете представить готовую работу и защитить свой проект. Я буду направлять, контролировать работу в каждой группе, давать индивидуальные консультации. Результатом  нашей совместной работы  должен стать полностью оформленный «Занимательный словарь фразеологизмов».

 

 

 

9.     Рефлексивная учебная деятельность

Выводы (слайд 18)

   Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.

   Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа.

   Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека.

   Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность

(слайд 19) Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников  сквозь пальцы. И это правильно, ведь нам предстоит еще горы свернуть в вопросе изучения фразеологизмов.

 - Ребята, вам понравилось занятие? 

 

Эмоциональная рефлексия проводится с помощью техники «Как я себя чувствую после занятия»:

 

 

 

 

 

 

Итак, наш недельный проект стартовал! Ни пуха вам ни пера! Выполните работу так, чтобы комар носа не подточил! (слайд 20)

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Группа №1

Оформить раздел словаря «Глаз».

Группа №2

Оформить раздел словаря «Зуб».

Группа №3

Оформить раздел словаря «Нога».

Группа №4

Оформить раздел словаря «Нос».

Группа №5

Оформить раздел словаря «Ухо»

 

 

 

Инструкция для каждой группы.

 

Найти фразеологизмы, в которых употребляется слово «…» (не менее 10).

План работы над каждым фразеологизмом:

1.      толкование

2.      происхождение

3.      рисунок (если возможно)

4.      подбор синонимов и синонимичных фразеологизмов

5.      подбор антонимов и антонимичных фразеологизмов

6.      примеры употребления в речи

Оформление сведений о каждом фразеологизме на отдельных листах формата А4.

В заключение раздела поместить рубрику «Занимательные задания», в которой представить рассказы, стихи, загадки, шарады, ребусы,сценки с использованием фразеологизмов своего раздела, а так же задания для «Фрезеологической викторины».

 

 

 

 

Ход занятия-защиты проектов в классе:

 « Не ударим в грязь лицом» и «не сядем в лужу»

Цель:применение полученных знаний и умений в собственной речевой  практике.

Задачи:

1.      обучающая:

- расширить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».

2.      развивающая:

- развитие речевой и мыслительной деятельности; готовности к речевому взаиморазвитию и взаимопониманию.

- обогащение активного словаря учащихся.

3.      воспитательная:

- создание условий для развития речевой культуры учащихся; правил речевого этикета.

- активизация познавательной деятельности учащихся в процессе знакомства с теоретической информацией.

Оборудование: оформленный детьми «Занимательный словарь фразеологизмов», фонограмма мп3 «Частушки»

 

Ход занятия:

1.     Мотивация обучающихся

Вот и подошла к концу проектная неделя. Сегодня вы будете обмениваться полученными знаниями, удивлять своими находками и радовать умением выражать свои мысли. Каждой творческой группе предстоит примерить на себя и роль оратора, и роль слушателя, и роль доброжелательного жюри.

2.     Актуализация и пробное учебное действие

- Давайте посмотрим сценку «Три загадки»

                  (Трое детей показывают сценку.)
Поссорились на перемене ребята.

  • Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему:
  • Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

  • Всё следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами. А дежурный вдруг как крикнет:
  • Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
  • Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.
  • А вот какие, слушайте. Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из кожи вон лезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами?»

Ребята, попробуйте объяснить эти выражения.  (Ответы детей.)

 

 

 

3.     Защита творческих проектов

Сейчас по очереди каждая группа будет защищать свой проект, другие группы будут оценивать проделанную группой работу, делая пометки в оценочных листах   (приложение 2).

Выступления детей.

 

4.     Подведение итогов

Вы поработали на славу, и ваш труд не пропадет даром. Наш фразеологический словарь можно будет пополнять новыми разделами. Вот, например, таким разделом «Фразеологический зверинец». Какие, по-вашему, мнению, названия животных могут входить в выражения:

Голоден как…(волк.)

Хитёр как…(лиса.)

Труслив как…(заяц.)

Колючий как…(ёж.)

Надут  как…(индюк.)

Нем  как…(рыба.)

Упрям как…(осёл.)

Болтлив  как…(сорока.)

 

 

 

5.     Домашнее задание

Продолжайте пополнять свои знания о фразеологических оборотах. Подумайте, какие еще разделы можно добавить в наш словарь.

 

 

 

6.     Стадия рефлексии

Вот и подошло к концу наше занятие. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что наше занятие не только увлекло вас, но и показало, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. Поделитесь впечатлениями и озвучьте, как вы оценили работу каждой группы. (Выслушиваются ответы детей). Всем спасибо за работу!

Приложение 2

 

Оценочные листы

 

1 группа

2 группа

3группа

4 группа

5 группа

Объем раздела

 

 

 

 

 

Оформление раздела

 

 

 

 

 

Защита работы

 

 

 

 

 

Занимательные задания

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

Автор Постникова Ольга Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2846
Номер материала 45796
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓