Главная / Русский язык и литература / Проект по русскому языку

Проект по русскому языку

Харик





Проект по русскому языку

Тема: ЛЕКСИКОН УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ

МОЕЙ ШКОЛЫ



























Выполнила ученица 11 класса

МБОУ ЦО «Альянс»

Полярж Мария Владимировна

Руководитель Марининская Надежда Анатольевна













2012



Проект по русскому языку

Тема: ЛЕКСИКОН УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ

МОЕЙ ШКОЛЫ

Учебный предмет: русский язык.

Возраст участников: 13-17 лет.

Продолжительность: длительный (учебный год).

Цель: изучение лексикона учащихся 8-11 классов и определение пополнения словарного запаса школьников.



Чистота стиля зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. Его выработке способствует прилежное изучение правил,... выбирание из книг хороших речений,... старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают.

М. В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию» 1743 г.




Ход проекта

  • Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.

  • Изучить специальные слова в речи учащихся.

  • Изучить жаргонную лексику школьников.

  • Изучить сленг школьников 8-11 классов.

  • Определить пути повышения словарного запаса и культуры речи учащихся

Итоговый продукт.


Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию.

На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России – 143,7 млн, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн в других государствах, ранее входивших в СССР.

Лексика – это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 8-11 классов современной общеобразовательной школы.

Объект исследования – устная речь учащихся 8-11 классов.

Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – часто употребляемая лексика молодёжи, а диалектизмы и специальная лексика встречается редко в речи современной молодёжи.

Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.


  1. Диалектная лексика

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.

Например, возьмем диалектную лексику, сочетающую в себе русский и украинский языки. Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.

Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект.

Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивают словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, различных с точки зрения сферы употребления.

Мы провели анкетирование, и в результате было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся.

Мы попытались выделить несколько причин редкого употребления диалектов:

Одни утверждают, что диалектизмы чаще встречаются в речи людей пожилого возраста;

Другие считают, что в наши дни это не актуально;

Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.

По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать про каждый из русских диалектов.

  1. Профессиональные слова в лексиконе учащихся

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.

Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.

Термин – это научное обозначения понятия, а профессионализм – полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.

В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.

Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8-11 классов.


Профессионализм

Значение

Дискуссия

Спор

Мировоззрение

Точка зрения

Медикаменты

Лекарства









В процессе развития я зыка значение многих слов может изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».


3. Русский молодежный сленг


Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живёт на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики не иссякает полностью, только временами мелеет, а в другие времена становится полноводным. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии, бытование которого ограничено не только возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками.

На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.


Молодёжный сленг

Значение

Здорово

Привет, здравствуй

Зеньки, шары

Глаза

Чувак, чел

Человек

Супер, класс, ништяк

Отлично

Деваха

Девушка

Краб

Рука

Бабло

Деньги

Перцы

Юноши

Локаторы

Уши


В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.

4. Жаргонная лексика


Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называется жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.

Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.

Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

Источники образования жаргонной лексики различны и чаще всего она пополняется путём заимствования. Широко используются сокращения, усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого жаргона.


Жаргонная лексика

Что означает

Балдёж

Веселье

Башка, бубен

Голова

Домашка

Домашняя работа

Дивидишка

Проигрыватель

Малявка

Тот, кто младше

Мобила

Мобильный телефон

Музон

Музыка

Предки

Родители

Тачка

Машина

Шнобель

Нос


Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.


5. Классификация словарного состава


Принципы классификации словарного состава:

-по происхождению: исконно - русская, заимствованная

-по степени употребления: пассивный, активный

-сфера употребления: общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.


Социологический опрос


  1. Нужен ли речевой этикет?

  2. Обижает ли Вас, что незнакомый человек обращается к вам на «ты»?

  3. Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?

  4. Допустима ли ненормативная лексика?

  5. Необходима ли цензура в периодических изданиях?

  6. Нужен ли закон о речевом этикете?


Результаты опроса:

1.Обучающиеся 8 классов

№ вопроса

Да

нет

1

12

2

2

2

12

3

7

7

4

3

11

5

8

6

6

7

7


Учащиеся 8-го класса считают, что речевой этикет нужен, ненормативная лексика недопустима, но в то же время большинство не обижает, если незнакомые к ним обращаются на «ты». Лишь половину из них смущает, если дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы.

2.Обучающиеся 9 классов


Да

нет

1

12

0

2

0

12

3

5

7

4

6

6

5

11

1

6

7

5

Все опрошенные считают, что нужен речевой этикет, но никого из них не обижает, когда к ним обращаются на «ты» незнакомые люди. Половина опрошенных считают, что ненормативная лексика допустима, при этом большинство согласны, что нужен закон о речевом этикете.

  1. Обучающиеся 10 класса

Да

Нет

1

9

2

2

2

9

3

6

5

4

6

5

5

9

2

6

6

5

Учащиеся считают, что нужен речевой этикет, но их не обижает, когда незнакомый человек обращается к ним на «ты». Очень многие замечают нарушение орфоэпических норм. Треть учащихся считает, что ненормативная лексика допустима. И две трети считают, что закон о речевом этикете не нужен.


4. Обучающиеся 11 класса


Да

Нет

1

11

0

2

1

10

3

7

4

4

0

11

5

10

1

6

5

6

Учащиеся читают, что нужен речевой этикет, в то же время лишь одного из них обижает, когда к ним незнакомые обращаются на «ты». Только половина замечает нарушение орфоэпических норм, зато все согласны, что ненормативная лексика недопустима.



Вывод из опроса


Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывается о культуре общения, и у него меньше словарный запас.

Мы убедились, что нужно учить ребят речевому этикету и пополнению своего лексикона.

Пути исправления


Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь. Предлагаем бережнее относиться к языку, помнить, что слово несет в себе положительную или отрицательную энергию.

Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной ,жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменение, правописания.


Заключение


  1. Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.

  2. Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.

  3. Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания. Окружающие его люди не позволяют себе нарушать нормы культуры общения в его присутствии.

  4. В молодёжной среде упрощение этикетных отношений становится настоящей эпидемией.

  5. Осваивать речевой этикет нужно с детства, в семье, в детском саду, да и в вузе, уже профессионально ориентируясь в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека, а чтобы расширять словарный запас, нужно больше читать художественные произведения, изучать словари, справочники, писать сочинения, рефераты, пользоваться дополнительной литературой.










Использованная литература:


  1. Волина, В. В. Я познаю мир, русский язык / В. В. Волина. – М.: АСТ, 1998.

  2. Скворцов, Л. И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979.

  3. Соболева, О. Л. Справочник школьника. 5 – 11 классы. Русский язык / О. Л. Соболева. – М.: АСТ, 2003.

  4. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. – М.: Просвещение, 1995.

  5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1994.

  6. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980.

  7. Савко, И. Э. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы / И. Э. Савко. – Минск : «Харвест», 2008.



8


Проект по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Проект по русскому языку "Лексикон учащихся нашей школы" - исследовательская работа для участия в форуме "Одарённые дети". Проводится исследование, цель которого изучить лексикон обучающихся 8-11 классов школы и определить пути пополнения словарного запаса и культуры речи школьников. Объектом исследования является устная речь обучающихся, исследование проводитсяпуиём анализа научной и методической литературы, анкетирования учащихся, сбора лексического материала, математических расчётов.

Материал может быть интересен учителям и обучающимся старших классов, поможет при разработке собственных исследовательских работ.

Автор Марининская Надежда Анатольевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1526
Номер материала 19783
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓