Главная / Музыка / Проект по музыке 5 класс "Есть в красках отзвуки и звуки"

Проект по музыке 5 класс "Есть в красках отзвуки и звуки"

Проектная деятельность на уроках музыки в школе.

Семенихина Т.И., учитель музыки

МОУ «СОШ №7 г.Пушкино»


Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Суть искусства определяется тем, что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было принять разнообразные формы, чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной форме. Для этого у искусства есть особое, только ему присущее средство - художественный образ. С помощью художественных образов искусство передает идеи в единстве содержания и чувственных форм. Однако, художественный образ предстает совершенно различным в разных видах искусства. Каждый вид искусства обладает своей спецификой, ставит собственные задачи и создает для их решения свои средства и приемы.

Каждое искусство говорит на своем языке. Музыка – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эта эмоциональная сторона содержания музыки ощущается слушателем в первую очередь. Классическая музыка замечательно рисует и человеческие характеры, обладает яркими звуковыми и изобразительными возможностями. Она несет в себе целостное миросозерцание. Целостное, каждый раз своеобразное мировоззрение пронизывает музыку всех крупных композиторов.

Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, пробуждающих в нем чувство радости, стремления двигаться, незаметно для себя оказывается на пути, который ведет его к пониманию всего лучшего, что передумало и пережило человечество. Пройти этот путь человеку помогает тесная связь музыки с жизнью, с другими видами искусства.

Человек иногда напевает что-то свое, если у него легко на душе, пишет стихи, если испытывает, например, чувство влюбленности. Но обращал ли каждый из нас, что происходит, если просто задуматься, а в это время под рукой случайно окажется обычная ручка или карандаш и лист бумаги? Возникают странные образы - лица, фигурки, просто композиции из линий. Даже простой непрофессиональный рисунок - уже отражение внутреннего мира человека, его мыслей, состояния души.

И мы с учащимися 5 класса решили провести исследование: как влияет музыка на рождение художественного образа? А если несколько человек слушают одну и ту же музыку, художественные образы одинаковые или разные? Какие образы рождает непрограммная музыка?







Презентация проектной деятельности обучающихся 5 класса

МОУ «СОШ №7 г.Пушкино». 2011 год.


ЕСТЬ В КРАСКАХ ОТЗВУКИ И ЗВУКИ.

Наша исследовательская работа позволяет увидеть влияние музыки на рождающиеся художественные образы, отображённые в рисунках учащихся 5-го класса.

Задачи исследования:

  • Набрать группу испытуемых;

  • Подобрать музыкальные произведения;

  • Выбрать время и место проведения исследования;

  • Обработать полученные результаты исследования;

  • Сделать выводы.

Цель исследования: определить влияние музыкальных произведений, на воображение учащихся, отображённое в рисунках.

Гипотеза: музыкальное произведение влияет на воображение учащихся.

Для исследования был выбран 5 класс.

Были отобраны произведения программной музыки.

На уроках музыки мы познакомились с понятием «программная музыка». «Программными» принято называть такие инструментальные произведения, в которых образы, идеи, сюжеты разъяснены самим композитором. Разъяснение автора может быть дано или в тексте-пояснении, прилагаемом к произведению, или в его заголовке. Восприятие такой музыки, как правило, значительно легче, чем музыки непрограммной. Название пьесы направляет фантазию слушателя по определенному руслу, помогает разобраться в услышанном.

Исследование проводилось в период с октября по декабрь (шесть недель). Раз в неделю ученики 5 класса собирались вместе, обсуждали музыкальные произведения, прослушивали их, а затем представляли образы под музыку и рисовали.

Результаты исследования:

Первое прослушанное произведение - «Утро» Э.Грига. В ходе беседы представления у учащихся были связаны с собственным пробуждением и ярким солнцем в окне, а после прослушивания:

Все учащиеся использовали в своих рисунках изображение природы, в этих произведениях появляются изображения деревьев и радуги, поющих птиц. в основной массе рисунков солнце изображено вверху. Настроение, передаваемое в рисунках, жизнерадостное.



Следующее произведение – песня «Тигренок» А.Ермолова. Ребята предположили, что эта песня о веселом, задорном, счастливом тигрёнке, который играет или в джунглях, или в зоопарке, возможно, с мамой. После прослушивания совсем другой образ. Большинство ребят нарисовали одинокого тигренка, на 4 рисунках тигренок с мамой, на 5 – в зоопарке в клетке, но везде чувствуется грусть, печаль, одиночество и отчаяние.

На следующем уроке мы попросили не называть произведение, которое будем слушать. Нам стало интересно, какие образы могут родиться, если не знать название пьесы. Была предложена 1 часть сюиты «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова: «Море и Синдбадов корабль». Из 20 человек 10 нарисовали море, 4 – море и корабль, на 14 рисунках присутствовала вода, на 4 – природа, мрачная, со сломанными деревьями, как будто после разгула стихии.

Мы решили продолжить свои эксперименты. Следующее произведение К.Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Вот здесь нам пришлось тяжело. Прослушав произведение, мы решили обсудить, что же это может быть? Кто? Где? Какое время года? Мы пришли к выводу, что это сказочная музыка. Действие происходит летом. Жара. Кто-то просыпается, одна девочка услышала, что кто-то играет на арфе. После этого учитель называет произведение, объясняет слова, мы еще раз слушаем и рисуем. Вот что получилось.

Когда мы пришли на следующее занятие, Татьяна Игоревна предложила нам проверить – а какие образы могут родиться, если слушать произведения непрограммной музыки. Нам эта идея понравилась. Была предложена пьеса С.Прокофьева «Мимолетность». И вот, что у нас получилось. Большинство образов были абстрактными, но везде использовались яркие, радостные краски. Мы с огромным удовольствием слушали и рисовали эту музыку.

Последнее произведение: Т.Альбинони «Адажио» в исполнении Сары Брайтман. Когда мы услышали это произведение, впечатление было ошеломляющим, как сказал один мальчик: «Мурашки побежали!» Музыка тяжелая, трагическая, мифическая, а может быть космическая. В рисунках использовали темные краски, а также много красного, есть космические мотивы, есть земные. Но во всех чувствуется тревога, опасность, беда.

Выводы:

В ходе исследовательской работы нам удалось увидеть влияние музыки на рождающиеся художественные образы, отображённые в рисунках учащихся 5-го класса.

Поставленная гипотеза нашла своё подтверждение, т.к. учащиеся не рисовали абсолютно идентичные рисунки, составленные в ходе беседы, а привносили своё видение, которое менялось вследствие прослушивания музыкального произведения. В ходе исследования мы выяснили, что не только программная музыка влияет на рождение образов, но и непрограммная. И образы эти близки по своему настроению, характеру, хотя и не похожи друг на друга.





Проект по музыке 5 класс "Есть в красках отзвуки и звуки"
  • Музыка
Описание:

Исслеовательская работа обучащихся 5 класса по предмету Музыка по теме: "Музыка и изобразительное искусство" - "Есть в красках отзвуки и звуки".

Цель исследования: определить влияние музыки на воображение учащихся, на рождение художественных образов.

Для исследования отобраны произведения программной и непрограммной музыки.

В ходе исследования выяснили,что не только программная музыка влияет на рождение образов, но и непрограммная. И образы эти близки по своему настроению, характеру, хотя и не похожи друг на друга.

Работа представлена на международной научно-практической конференции "Инновационная деятельность в образовании"


 

Автор Семенихина Татьяна Игоревна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 3052
Номер материала 32429
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓