Проект
"Замечательные кривые"
Краткая аннотация
Информационный проект
“Замечательные кривые”, в реализации которого участвуют все ученики
физико-математического класса, является долговременным. В школьном курсе
математики все изучаемые кривые (кроме окружности) рассматриваются как графики
функций, при этом основное внимание уделяется аналитическим свойствам,
геометрические же свойства остаются в стороне. Знакомство с кривыми, изучение
их свойств позволит расширить геометрические представления, углубить знания,
повысить интерес к геометрии; создаст содержательную основу для дальнейшего
изучения математики, физики и других наук. Изучение замечательных кривых,
многие из которых носят имена великих учёных, интересно, полезно в
познавательном и воспитательном отношении, отлично вписывается в проектную
деятельность.
Цели проекта
Развивать:
- умение работать с источниками
информации;
- графическую культуру;
- математическую речь;
- умение выступать перед
аудиторией;
- чувство ответственности.
Ожидаемые
результаты
- Научиться находить, отбирать,
обрабатывать, обобщать информацию.
- Представить результаты
исследований в виде: 1) лабораторной работы, 2) доклада, 3) страницы для
итогового сборника.
- Развить навыки оценки и
самооценки.
План проекта
1-й этап.
Постановка задачи: изучение одной из замечательных кривых (история появления в
математике, определение, построение, свойства, использование, интересные
факты). Выбор каждым учащимся кривой из предложенного перечня.
2-й этап.
Самостоятельная работа учащихся с источниками информации. Консультации учителя.
3-й этап.
Лабораторные работы. Ознакомление одноклассников со “своей” кривой, с тем,
чтобы они не просто слушали и смотрели на готовые картинки в книге или на
экране, а сами делали рисунки под руководством докладчика.
4-й этап.
Конференция. В 15-минутном докладе нужно рассказать о свойствах кривой (теперь
уже знакомой ученикам по лабораторным работам), привести интересные
исторические, математические, физические факты.
5-й этап.
Систематизация и обобщение материала. Составление отчёта. Выпуск газеты.
Вопросы, направляющие
проект
Основополагающие
вопросы
- Почему рассматриваемые кривые
– замечательные?
- Как рождаются кривые: открытие
это или изобретение?
Учебные вопросы
- История появления кривой.
Определение. Геометрическое задание. Аналитическое задание. Свойства.
Применение. Интересные факты.
Реализация проекта
1 этап (декабрь)
Каждый ученик выбрал кривую для
изучения (просто по понравившемуся названию). Это
- Лемниската Бернулли
- Цепная линия Фигуры Лиссажу*
- Дельтоида
- Спирали Эпициклоиды
- Эллипс
- Парабола
- Квадратриса Циклоида
- Розы
- Кардиоида
- Эвольвента
- Улитка Паскаля
- Каппа
- Конхоида Никомеда
- Гипербола
- Астроида
- Циссоида Диоклеса
- Лист Декарта
- Гипоциклоиды
* Этой кривой в перечне не было,
ученица предложила её сама.
2 этап (декабрь –
февраль)
Сбор информации о кривой, попытка
ответить на вопросы, направляющие проект. Затруднения возникали при
рассмотрении уравнения кривой в полярной системе координат, параметрическом
задании кривой, при отборе материала для лабораторной работы, для доклада на
конференции, для газеты.
3 этап (февраль –
апрель)
Факультативные занятия в этот
период проводились в форме лабораторных работ, как и планировалось.
Рисунки получались разные, были и
очень удачные, например:
4 этап (23 мая)
КОНФЕРЕНЦИЯ.
Каждый заранее получил листок с
критериями оценки доклада.
Компетентность
|
Эрудированность
в рассматриваемой теме. Свободное владение материалом, терминологией. Ответы
на вопросы.
|
1 – 10
баллов
|
Креативность
|
Отбор
информации для 10-минутного выступления: целостность, связность, структурная
упорядоченность, завершённость.
Наличие, качество, грамотное
использование наглядного материала.
|
0 – 7
баллов
|
Коммуникативность
|
Владение
вниманием аудитории, способность увлечь слушателей выступлением.
Оригинальность изложения.
|
0 – 5
баллов
|
Порядок выступления определялся
жеребьёвкой.
Было предложено каждому заполнить
таблицу, оценить каждый доклад, в том числе и свой.
Докладчик
Тема работы
|
Оценка
доклада
|
Компетентность
|
Креативность
|
Коммуникативность
|
Всего
|
5 этап (до 15
июня)
Предложено каждому 1) составить
отчёт, проанализировать, получилось ли то, что было задумано; что не удалось,
почему; оценить приобретенный в процессе реализации проекта опыт; 2) оформить
газету для систематизации и обобщения материала; 3) решить задачи из листка
“Замечательные кривые”; 4) ответить на вопросы теста.
Примеры газетных листков:
Листок “Замечательные кривые” <приложение
1>.
Тест <приложение
2>.
Литература.
1. М. А. Ступницкая. Что такое
учебный проект. – М.: Первое сентября, 2012
2. И.М.Смирнова, В.А.Смирнов.
Геометрия на профильном уровне обучения. – М. Педагогический университет “Первое
сентября”, 2006
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.