Главная / Математика / Проект по математике "Координаты и координатная плоскость"

Проект по математике "Координаты и координатная плоскость"

Проект по математике «Координаты и координатная плоскость». 6-й класс

1. Аннотация.

Для изучения темы «Координаты и координатная плоскость» в 6-ом классе по тематическому планированию отводится 6-7 часов. Для лучшего усвоения материала применяется образовательная технология «Метод проектов». Учебный проект по данной теме с большим интересом воспринимается учениками. Метод проектов позволяет создать условия, при которых ученики, с одной стороны могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.

Ученики 6-Г класса в 2013-2014 учебном году уже познакомились с положительными и отрицательными числами, с правилами выполнения действий в числовых выражениях, с координатной прямой и перпендикулярными прямыми. А где ещё можно применить эти знания? Необходимо указать на логическую связь между предыдущими и последующими темами. На вопрос «Как и где мы пользуемся листом в клетку?» кто-то из учеников обязательно ответит и скажет про игру «Морской бой». Проведя турнир по «Морскому бою» или шахматный турнир, ученики лучше усваивают понятие клеточных координат. Для определения положения объекта на земной поверхности (глобус, карты) надо знать долготу и широту. Дети уже изучили эту тему по географии и это наглядный пример межпредметных связей при выполнении таких заданий. Далее можно задать вопрос: почему на уроке русского языка пользуемся тетрадью в линейку, а на уроке математики- тетрадью в клетку? Очевидно, для удобства. На листе в клетку, который является моделью плоскости, уже нанесены перпендикулярные прямые, делящие плоскость на одинаковые квадраты. Так учащиеся знакомятся с прямоугольной системой координат. От «Морского боя» переходим к игре «Меткий стрелок», последовательно заменяя буквенную координату числовой, а конечное поле - бесконечным. На интерактивной доске или на слайде презентации заранее расставлены точки- самолеты, танки, подводные лодки - условный противник. Класс делится на 3 группы-команды. Наводчик показывает на точку. По очереди стрелки называют её координаты. Цель считается пораженной, если все члены команды дадут правильный ответ. Побеждает та команда, у которой лучшие наводчики и стрелки. Игровые моменты в учебном проекте являются наиболее привлекательной формой деятельности для детей. Реализация игровых приемов стимулирует учащихся к математической деятельности. В ходе этой игры у учащихся формируются начальные умения по определению координат точек. Далее задания усложняются, учащиеся упражняются в построении точек на плоскости по заданным координатам. Ученики выбирают по названию рисунок и все выполняют работу, некоторые успевают выполнить несколько и более сложные. «Конкурс художников»- это творческое домашнее задание. Ученики придумывают и строят фигуры на плоскости, записывают координаты построенных точек, красиво и правильно оформляют работу на листе в клетку. Здесь четко прослеживается заключительный этап формирования у учащихся стремления к самостоятельной, творческой работе. На этапе защиты проекта ученики демонстрируют знания, умения и навыки по данной теме при выполнении коллективной работы «Карта звездного неба». Индивидуальное выполнение заданий по карточкам - последовательно соединить точки-звезды, получить рисунок-созвездие и дать информацию, связанную с происхождением их названий. Затем все листы с рисунками скрепляются по схеме на доске.

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

2. Паспорт проекта.

Название проекта: Координаты и координатная плоскость.

Тема проекта: Положительные и отрицательные числа.

Вид проекта: Урочная деятельность.

Типология проекта: практико-ориентированный, интегрированный, индивидуально- групповой, краткосрочный.

Предметные области: математика, история, рисование, география.

Проблема: как лучше усвоить понятие «положительные и отрицательные числа» и выполнение действий с ними?

Цель проекта: научиться находить координаты точек и строить точки по заданным координатам.

Методические задачи проекта:

  • Ввести понятие системы координат на плоскости, координатная плоскость, осей координат.

  • Развивать навыки и умения построения точек по их координатам и нахождения координат точек.

  • Формировать основные учебные компетенции: предметная, коммуникативная, информационная.

  • Развивать УУД: анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.

  • Развивать интеллектуальные, творческие, исследовательские способности, активизировать интерес к учебному предмету.

Участники проекта: учащиеся 6 класса.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос: Почему на уроках русского языка мы пользуемся тетрадью в линейку, а на уроке математики - тетрадью в клетку?

Проблемный вопрос: Где можно применить положительные и отрицательные числа?

Учебные вопросы:

  • Как отметить положительные и отрицательные числа на координатной плоскости?

  • Как найти координаты точки в системе координат?

  • Как построить точку по заданным координатам?

Ключевые слова:

Координаты, координатная плоскость, прямоугольная система координат, абсцисса, ордината, Рене Декарт, Клавдий Птолемей, геометрия, астрономия, география.

3. Этапы работы над проектом.

Этапы и содержание работы

Срок

Ответственные

1. Подготовительный.

Цель: создать мотивацию, осознание проблемной ситуации.

16.11

учитель

2. Организация и планирование деятельности.

Цель: разработка плана, распределение обязанностей, выбор способов оформления и представления результатов, критериев оценки проекта.

«Мозговой штурм»: что нужно знать для определения местоположения человека, объекта, предмета?

Игра «Морской бой» - 1 тур.

Оборудование: географический глобус, карты, туристические схемы городов, шахматная доска, билет в кинотеатр, клетчатая бумага.

17.11

Игровые пары

Ведущие

эрудиты

3. Практический.

Цель: осуществление информационно-поисковой деятельности, актуализация знаний.

Игра «Морской бой» - 2, 3 тур.

Историческая справка «Рене Декарт и декартова система координат», «Астроном Клавдий Птоломей»

Игра «Меткий стрелок» (роли - наводчики и стрелки, поражение цели на интерактивной доске). Практическая работа «Зоопарк» (нарисовать животных на плоскости по заданным координатам по выбору).

«Конкурс художников» (придумать и построить фигуры на плоскости, записать координаты точек, правильно оформить работу).

19.11

20.11

22.11

23.11

24.11

Историки

Теоретики

Практики

Художники

Стрелки

наводчики

4. Аналитический.

Цель: провести рефлексию, контрольно-коррекционную деятельность.

Анализ информации, оформление проекта, изготовление продукта проектной деятельности.

26.11

Оформители

Аналитики

5. Защита проекта.

Отчет, презентация, коллективная работа «Карта звездного неба».

Демонстрация продуктов проекта:

Компьютерная презентация,

стенд «РЕНЕ ДЕКАРТ», рисунки на клетчатой бумаге, закладки – памятки «Умелые руки», красивые задания на координатной плоскости.

Фотографирование

3.12

Астрономы

Исследователи

Конструкторы

Дизайнеры

6. Заключительный.

Самооценка, внешняя оценка, подведение итогов, выдвижение и прогнозирование новых проблем.

4.12

Учитель

Критики

4. Результаты и выводы.

  1. Игра «Морской бой»: в 1 туре участвовало 20 учеников - 10 пар.

Во 2 туре играли 8 человек-4 пары (2 отсутствовали по болезни):
3 тур-финал: играли победители 2 тура, набрали по 15 баллов. Судьи вынесли решение - ничья.
Победители получили оценку «пять», а призеры за 2 тур – «четыре» (по желанию).

  1. Практическая работа «Зоопарк»: коллективное обсуждение выполненных заданий, оценивание по пятибалльной системе за правильность и аккуратность.

  2. Изготовление закладок-памяток «Правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами»: выполнили 7 человек, результат оценивания по пятибалльной системе.

  3. «Конкурс художников»: выполнили работу 17 человек. Не у всех получаются четкие по силуэту и с четкими координатами рисунки. Есть очень простые работы. Есть ученики, у которых возникает потребность творить самому, придумывать и выполнять сложные рисунки, за ними тянутся и другие. Лучшие работы у 10 уч-ся.

  4. Практическая работа «Карта звездного неба»: индивидуально выполнили работу 14 уч-ся. Лучшие работы отмечены, ошибки откорректированы. Коллективно составили по схеме карту звездного неба. Астрономы подготовили информацию о созвездиях.

  5. Информационный материал «Французский математик Рене Декарт и декартова система координат», «Древнегреческий астроном Клавдий Птолемей» с презентацией и оформлением на стенде в классе.

  6. Контрольная и самостоятельная работа.

  7. Коллективный проектный продукт- папка с материалами по теме и диском.

5. Литература.

  1. УМК И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович Математика 6 класс. - М.:Мнемозина,2010.

  2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.-96 с.

  3. Практическая работа «Карта звездного неба»//Математика в школе.-2007.-№1

  4. Горячкина О. Координатная плоскость// Математика.-1995-№47.-с.8.

  5. Рисуем по координатам//Математика. 2009. №46.47. с.12,22.

  6. Красивые задания по теме «Координатная плоскость»// Математика. 1997. №38



Проект по математике "Координаты и координатная плоскость"
  • Математика
Описание:

Для изучения темы «Координаты и координатная плоскость» в 6-ом классе по тематическому планированию отводится 6-7 часов. Для лучшего усвоения материала применяется образовательная технология «Метод проектов». Учебный проект по данной теме с большим интересом воспринимается учениками. Метод проектов позволяет создать условия, при которых ученики, с одной стороны могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.

Автор Шапетина Ирина Сергеевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1068
Номер материала 8212
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓