Главная / Математика / Проект по математике на тему : "Площади фигур"

Проект по математике на тему : "Площади фигур"




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Упоровка







Проект по математике



Тема: Площади фигур











Выполнила:

Дёмкина Надёжда Михайловна,

учитель математики












2014



Содержание проекта:








1.Условия возникновения проекта


2.Прогнозируемые результаты


3.Описание проекта


4.Результативность проекта


5. Используемая литература























2


Проект по теме : Площади фигур



Автор проекта: учитель математики муниципального казённого общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школ с. Упоровка Екатериновского района Саратовской области Дёмкина Надежда Михайловна


Участники проекта : учащиеся 9 класса


1.Условия возникновения проекта : проблема , которая встаёт ежегодно перед администрацией школы – это подсчет финансовых затрат, необходимых для покупки краски на ремонт школы в летний период. Сложность заключается и в том ,что поверхности некоторых частей здания школы имеют не только прямоугольную форму.


Дидактические цели проекта:


1. Расширить знания учащихся о площадях геометрических фигур : треугольниках, квадратах, прямоугольниках и трапециях.

2.Применить умение находить площади фигур на практике, а именно : для подсчета общей площади поверхностей плоских фигур.

3.Развить творческую активность учащихся, умение делать обобщения на основе данных, полученных в результате исследований.

4.Развить познавательную деятельность учащихся, которая в свою очередь, способствует развитию разносторонней личности.

5. Воспитывать у учащихся стремление к самосовершенствованию, удовлетворению познавательных потребностей.


Основными задачами проекта являются :

- формирование у учащихся понятия площади многоугольников;

  • развитие исследовательских навыков;

  • развитие познавательного интереса для их дальнейшего самообразования;

  • формирование навыков проектной работы.


2.Прогнозируемые результаты

В результате выполнения проекта «Площади многоугольников» учащиеся должны:

  • знать определения треугольника, квадрата, прямоугольника и трапеции, формулы их площадей;

3

  • продемонстрировать осведомленность о практическом применении площадей этих фигур;

  • знать сведения вычисления площадей в древности;

  • получать навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний; навыки выполнения проектной работы;

  • самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернет ресурсами.

Гипотеза


В древних египетских и вавилонских математических документах встречаются следующие виды четырехугольников : квадраты, прямоугольники, равнобедренные и прямоугольные трапеции. Потребность измерения расстояний и площадей привела к появлению зачатков геометрических знаний в глубине тысячелетий. Изучение площадей плоских фигур вызвало у учащихся большой интерес и побудило их к более глубокому изучению свойств треугольника, квадрата, прямоугольника и трапеции и их площадей, как с математической точки зрения, так и с других точек зрения ( исторической, географической, в повседневной жизни)

Рабочие этапы и вопросы для исследования


I этап . Исследование площадей многоугольников. Исторические справки.

II этап . Получение информации о нахождении площадей в древности.

III этап . Нахождение материала о применении площадей в архитектуре и строительстве.

IV этап. Применение полученных знаний на практике.


Отчётные материалы :


1.Создание презентации .

2.Подготовка сообщений.

3.Практическое применение знаний.


3.Описание проекта.


Проект посвящён практическому применению знаний по теме «Площади фигур», знанию формул площадей следующих геометрических фигур : треугольника, квадрата, прямоугольника и трапеции с последующим применением этих знаний для решения поставленной задачи. При подготовке проекта работа велась коллективно и поэтапно. Обучающиеся ,

4

выполняя каждый раздел , пользовались следующими ресурсами : Интернет , библиотека , дополнительный материал, предоставленный на консультации учителем.


Во время отчетов обучющихся учитель следит за их выводами и делает свои выводы, в заключении даёт оценку работы на каждом этапе.

I. Площади плоских многоугольников – результат (Интернет):



hello_html_m4b103379.png 

 

hello_html_m4b103379.png












5

hello_html_5d4a2c92.pnghello_html_m3981cb48.png

hello_html_69e9179f.png



Произвольный треугольник.  a, b, c – стороны;  a – основание;  h – высота; 

A, B, C – углы, противоположные сторонам  a, b, c ;    p = ( a + b + c ) / 2.


hello_html_m7e120539.png

Последнее выражение называется формулой Герона.

Однако данные определения существовали не всегда. Группа историков выяснила, что возникновение геометрии уходит в глубь тысячелетий и связано, прежде всего, с развитием ремесел, культуры, искусств, с трудовой деятельностью человека и наблюдением за окружающим миром. Об этом свидетельствуют названия геометрических фигур. Например, название фигуры «трапеция» происходит от греческого слова «трапезион» (столик), от которого также произошло слово «трапеза» и другие родственные слова. От греческого слова «конос» (сосновая шишка) произошло название «конус», а термин «линия» возник от латинского «линиум» (льняная нить). Одна из главных величин в геометрии - площадь. Площадь - это величина, характеризующая размер той части плоскости, которая заключена внутри плоской замкнутой фигуры. Обозначается буквой S.

Основная ее задача - измерить площадь, т.е. найти число, которое выражало бы эту величину. Другими словами необходимость установить некоторое соотношение между площадями фигур и числами, их выражающими. Чтобы измерить площадь фигуры, надо, прежде всего, выбрать единицу измерения площади. Такой единицей является квадрат, сторона которого равна некоторой единице измерения. Площади простейших фигур можно определить следующим образом: накладываем единичные квадраты на измеряемую площадь, столько раз, сколько возможно, и подсчитываем количество уместившихся квадратов. Полученное число и есть искомая площадь фигуры.

II этап . Получение информации о нахождении площадей в древности-результат.



Египет.

Если не учитывать весьма малый вклад древних обитателей долины между Тигром и Евфратом, и Малой Азии, то геометрия зародилась в Древнем Египте где-то в 1700 году до н.э. Во время сезона тропических дождей Нил пополнял свои запасы воды и разливался. Вода покрывала участки

7

обработанной земли, и в целях налогообложения нужно было установить, сколько земли потеряно. Землемеры использовали в качестве измерительного инструмента туго натянутую веревку. Еще одним стимулом накопления геометрических знаний египтянам стали такие виды их деятельности, как возведение пирамид и изобразительное искусство. Египтяне при применении геометрических знаний всецело руководствовались интуицией и приближенными представлениями.

Греция.

Около 600 года до н.э. греки , совершившие путешествие в Египет, привезли на родину первые сведенья о геометрии. Самым известным путешественником в Египет был древнегреческий ученый Фалес (ок. 640-ок.546 до н.э.). Он был преуспевающим купцом, посвятившим последние годы жизни науке и политике.Он первым начал доказывать истинность геометрических соотношений, последовательно выводя их логически из некоторого набора метод дедуктивного рассуждения, которому представало стать доминирующим в геометрии и фактически - во всей математике, сохраняя свое фундаментальное значение и в наши дни.

Всё вышеизложенное говорит о том, что площади многоугольников интересны и с исторической , и с математической точек зрения, а также представляют интерес и в повседневной жизни.

III этап . Нахождение материала о применении площадей в архитектуре и строительстве – результат :


Без знаний о площадях многоугольников невозможно представить развитие архитектуры и дизайнерского искусства. Благодаря точным расчётам площадей составляющих геометрических фигур нельзя создать шедевры с исторической точки зрения, как Исаакиевский собор.

Словами выдающегося французского архитектора Ле Корбюзье сказано всё :

«Человеку , сведущему в геометрии и работающему с нею, становятся доступны…все те высшие наслаждения, которые называются наслаждениями математического порядка…Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Стоит поразмыслить о прошлом, вспомнить то, что было ранее, и мы будем ошеломлены, видя, что окружающий нас мир- это мир геометрии, чистой, истинной, в наших глазах. Всё вокруг- геометрия. Никогда мы не видели так ясно таких форм, как круг, прямоугольник, угол, цилиндр, шар, выполненных так отчётливо, с такой тщательностью и так уверенно»

8

hello_html_19ef0a37.jpgРис.

Фантазия архитектора может достигнуть и таких форм и это придает зданию весьма оригинальный вид.

hello_html_587ab212.jpgСтроительное производство сегодня — это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных

9

организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных

мастерских. Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения. Это лишь одна строительная профессия, а их очень много. Во всех случаях невозможно обойтись без знаний геометрии, без расчетов площадей поверхностей пола, стен, крыши и других элементов.


IV этап. Применение полученных знаний на практике – результат


Выполнение данного проекта позволило решить следующие практические вопросы:

  1. Общая площадь ,подлежащая ремонту , была подсчитана. Объединённые общей идеей , к работе подключились учащиеся других классов. Они помогали делать измерительные работы , выполнять чертежи.

  2. Ребята научились применять формулы площадей геометрических фигур, решать практические задачи , используя современные ИКТ – технологии.

  3. Значимость этого проекта определяется возможностью использования данного материала на уроках геометрии для расширения геометрического кругозора учащихся.

4.Результативность проекта


ВЫВОД : Работа над проектом была коллективной и увлекательной. Каждый из учасников получил большой запас знаний не только из области математики, но и из области истории, архитектуры и строительства. Все приобретённые знания помогут стать им более образованными и интересными людьми. В ходе работы был дан ответ на основополагающий вопрос: - Как измерить всё вокруг?

На проблемные вопросы: - Как математика помогает нам в повседневной жизни? Какова её роль в ремонте школы?

На учебные вопросы: - Как вычисляются площади плоских фигур? В каких единицах измеряется площадь? Можно ли вычислить площади разбиением на части?

Работа над проектами должна продолжаться, ведь в математике есть много интересных вопросов и загадок. Пусть сложность данных работ растёт вмести с ребятами.

10



Используемая литература.

1. «Геометрия 7 - 9 класс». Авторы –Л.С. Атанасян и др.

2. «Справочник по начальной математике» Автор - С. Лукьянченко.

3. «Справочник по высшей математике» Автор - С. Лукьянченко.

4. «Математическая энциклопедия» Авторы - М. Ю. Серебряков, Л. В. Кузнецова

5. «Школьникам о математике и математиках» Автор- М.М. Лиман.

6. «История математики в школе.VII- VIII классы».Автор- Г.И. Глейзер.

7. «Словарь-справочник по математике». Автор-Н.И. Александров , И.П. Ярандай.



























11

Проект по математике на тему : "Площади фигур"
  • Математика
Описание:

Проект выполнялся при участии обучающихся 9 класса.

В данной работе показано практическое применение знаний по теме:

"Площади фигур" к повседневной жизни.

Учащиеся проделали большую работу по проекту : подборка материала,

распределение обязанностей,оформление проекта и его защита.

В ходе подготовки ребята использовали Интернет-ресерсы ,посещали библиотеку ,работали с дополнительной литературой, консультировались с учителем.

Интерес к проекту был вызван и тем ,что он преследовал практическую цель :необходимость определения общей площади поверхности стен ,пола , подлежащих  в летний период ремонту.

Автор Дёмкина Надежда Михайловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 2113
Номер материала 41528
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓