Главная / Русский язык и литература / Проект по литературе "Мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Проект по литературе "Мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

В современном обществе, когда акцент делается на информационные технологии, на интерактивные формы обучения, задача учителя – создать на уроке условия для самоопределения, для поиска своего «я», значительно расширить возможности самореализации. Одной из форм работы, основывающиеся на самостоятельности, является метод проектов, который часто используется нами на уроках. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Сегодня я представлю вашему вниманию систему уроков над проектом по теме: "Мысль семейная» в жизни и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Задачи проекта:

расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;

приобщение к культуре исследования;

воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности.

По характеру доминирующей в группе деятельности проект исследовательский;

По количеству участников: коллективно-групповой.

По характеру контактов: внутриклассный.

Создание проблемной ситуации.


Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе "Война и мир" является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье.

Можно ли согласиться с этим утверждением?

Работа над проектом включает 3 этапа.

1 этап: “Разработка проектного задания” /один урок/.

Ученики: организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают критерии успеха.

Первая группа.

1-я группа изучает материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л. Н. Толстого.

Гипотеза: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л. Н. Толстой).

Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, выполняют исследование по подгруппам, обобщают.

Вторая группа.

2-я группа - анализирует сцены, показывающие семейную жизнь Болконских

в романе «Война и мир».

Гипотеза: Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге.

Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, выполняют исследование по подгруппам, обобщают.

Третья группа.

3-я группа – семья Ростовых.

Гипотеза. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота. Открытость души, радушие – их главное свойство.Разделение на подгруппы: работа с текстом, анализ информации, выполняют исследование по подгруппам, обобщают.

Четвертая группа.

4-я группа - Курагины.

Гипотеза. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни.

Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, обобщают, выполняют исследование по подгруппам.

Учитель: мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает, консультирует, советует.

2 этап: “Разработка проекта” /один урок/

Он включает самостоятельную работу с информацией/, анализ, обобщение, синтез идей, выполнение исследований по группам, работа над проектом и его оформление.

3 этап: “Защита проекта” Цель (слайд 2): привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить свои отношения с родителями на адаптивной основе.

Задачи:

1.Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока.

2.Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся.

3.Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.

.

Эпиграф: (слайд 3) «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой).

Проблема: Какая семья, по Толстому, может стать основой общества, воспитать нравственное отношение к жизни?

Оборудование: интерактивная доска, презентации учащихся Именно на этом уроке мы считаем целесообразным применение интерактивного обучения с использованием программного обеспечения Актив студио и интерактивной доски.

Во флипчарте были использованы следующие методы и приемы: ЗАПИСЬ ЗВУКОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, ЭПИГРАФ К УРОКУ, ЗАПИСИ ИЗ ДНЕВНИКА Толстого способствуют психологическому настрою учащихся, погружению их в соответствующую атмосферу.

Использование иллюстраций, фотографий, документального материала.

Презентации учащихся

После выступления учащихся для закрепления знаний о персонажах романа Используя маркер или перо на панели инструментов, ученики вписывают пропущенные имена героев романа. Выполнение данного задания позволит выявить знание учащимися текста произведения. Проверка осуществляется в виде взаимоконтроля.

Просмотрев видеоэпизоды, ученики смогут наглядно представить, как ведут себя Ростовы в сложных жизненных ситуациях, сравнить свои представления о героях с их воплощением в фильме, сделать выводы о том, какие качества проявляют герои в этих эпизодах, обобщить результаты исследования уч-ся 1 гр. Какие нравственные ценности характерны для семьи Ростовых?

Защита проекта 3 группы. Семья Курагиных. Применяется интерактивный метод контейнера. Дается краткая речевая характеристика персонажа, нужно найти портретное соответствие. При неправильном ответе картинка вернется на свое место.

4 группа - Болконские. После презентации задание классу: Под закрашенным прямоугольником спрятан портрет героя. Угадай, чьё это лицо? Используется метод отображения скрытой информации за залитым прямоугольником с помощью инструмента ластик.

Просмотр видеоотрывков эпизодов романа. Задание: Какие качества проявляют герои в этих эпизодах? Какие нравственные ценности характерны для семьи Болконских? Просмотр видео эпизодов позволит оптимизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.

Возврат к таблице. Работа на интерактивной доске. Методом переноса уч-ся заполняют таблицу. Подбирают существительные, которые бы отражали взаимоотношение в каждой семье.

Затем для изучения мнения уч-ся по поводу ценностных ориентаций семьи, проводится анкетирование уч-ся. Самую значимую ценностную ориентацию в семье обозначьте цифрой 9 и т.д., самую менее значимую для вас - цифрой 1.

Результаты анкетирования уч-ся представляют на доске в виде графика.

Возврат к проблеме.

Учитель литературы: "И все-таки есть семьи счастливые и несчастливые"

Вопрос учащимся: Какие семьи, представленные в романе "Война и мир", вы назвали бы счастливыми? Почему?

Ответы учащихся: семью Болконских, Ростовых.

Педагог: Таким образом, в романе "Война и мир" Л.Н.Толстой описывает семьи, разные по типу родительского отношения, своей структуре, направленности и ценностям, характеру воздействия на ребенка и воспитательному потенциалу. Мы видим "войну" и "мир" взаимоотношений в семье.

Рефлексия Эссе «Какой я представляю себе мою будущую семью?».

Авторский стул

Подведение итогов. Итак, каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.

Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение.

Оценивание. Оценивание и мониторинг стимулирует ребят к учебной деятельности.

Проведение данного урока позволило мне создать условия для развития творческих способностей учащихся, мышления, формирования мировоззрения, совершенствования навыков самообразования при систематизации знаний на основе использования метода проектов и новых информационных технологий.

Проект по литературе "Мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
  • Русский язык и литература
Описание:

В современном обществе, когда акцент делается на информационные технологии, на интерактивные формы обучения, задача учителя – создать на уроке условия для самоопределения, для поиска своего «я», значительно расширить возможности самореализации. Одной из форм работы, основывающиеся на самостоятельности,  является метод проектов, который часто используется нами на уроках. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Сегодня я представлю вашему вниманию систему уроков над проектом по теме: "Мысль семейная» в жизни и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Задачи  проекта:

расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;

приобщение к культуре исследования;

воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности.

По характеру доминирующей в группе деятельности проект исследовательский;

По количеству участников: коллективно-групповой.

По характеру контактов: внутриклассный.

Создание проблемной ситуации.    

 

Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе "Война и мир" является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье.

Можно ли согласиться с этим утверждением?

Работа над проектом включает 3 этапа.

1 этап: “Разработка проектного задания” /один урок/.

Ученики: организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают критерии успеха.

Первая группа.

1-я группа изучает материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л. Н. Толстого.

Гипотеза: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л. Н. Толстой).

Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, выполняют исследование по подгруппам, обобщают.

Вторая группа.

2-я группа - анализирует сцены, показывающие семейную жизнь Болконских

в романе «Война и мир».

Гипотеза: Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге.

Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, выполняют исследование по подгруппам, обобщают.

Третья группа.

3-я группа – семья Ростовых.

Гипотеза. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота. Открытость души, радушие – их главное свойство.Разделение на подгруппы: работа с текстом, анализ информации, выполняют исследование по подгруппам, обобщают.

Четвертая группа.

4-я группа - Курагины.

Гипотеза. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни.

Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, обобщают, выполняют исследование по подгруппам.

Учитель: мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает, консультирует, советует.

2 этап: “Разработка проекта” /один урок/

Он включает самостоятельную  работу с информацией/, анализ, обобщение, синтез идей, выполнение исследований по группам, работа над проектом и его оформление.

3 этап:  “Защита проекта” Цель (слайд 2): привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить свои отношения с родителями на адаптивной основе.

Задачи:

1.Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока.

2.Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся.

3.Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.

.

Эпиграф: (слайд 3) «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой).

Проблема: Какая семья, по Толстому,  может стать основой общества, воспитать нравственное отношение к жизни?

Оборудование: интерактивная доска, презентации учащихся Именно на этом уроке мы считаем целесообразным применение интерактивного обучения  с использованием программного обеспечения Актив студио и интерактивной доски.

Во флипчарте были использованы следующие методы и приемы: ЗАПИСЬ ЗВУКОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, ЭПИГРАФ К УРОКУ, ЗАПИСИ ИЗ ДНЕВНИКА Толстого  способствуют психологическому настрою учащихся, погружению их в соответствующую атмосферу.

Использование иллюстраций, фотографий, документального материала.

Презентации учащихся

 После выступления учащихся для закрепления знаний о персонажах романа Используя маркер или перо на панели инструментов, ученики вписывают пропущенные имена героев романа.  Выполнение данного задания позволит выявить знание учащимися текста произведения. Проверка осуществляется в виде взаимоконтроля.

Просмотрев видеоэпизоды, ученики  смогут наглядно представить, как ведут себя Ростовы в сложных  жизненных ситуациях, сравнить свои представления о героях с их воплощением в фильме, сделать выводы о том,  какие качества проявляют герои в этих эпизодах, обобщить результаты исследования уч-ся 1 гр.  Какие нравственные ценности характерны для  семьи Ростовых?

Защита проекта 3 группы. Семья Курагиных.  Применяется интерактивный метод контейнера. Дается краткая речевая характеристика персонажа, нужно найти портретное соответствие. При неправильном ответе картинка вернется на свое место.

4 группа - Болконские. После презентации задание классу: Под закрашенным прямоугольником спрятан портрет героя. Угадай, чьё это лицо? Используется метод отображения скрытой информации за залитым прямоугольником с помощью инструмента ластик.

Просмотр видеоотрывков эпизодов романа. Задание: Какие качества проявляют герои в этих эпизодах? Какие нравственные ценности характерны для  семьи Болконских? Просмотр видео эпизодов позволит оптимизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.

Возврат к таблице. Работа на интерактивной доске. Методом переноса уч-ся заполняют таблицу. Подбирают существительные, которые бы отражали  взаимоотношение в каждой семье.

Затем для изучения мнения уч-ся по поводу ценностных ориентаций семьи, проводится анкетирование уч-ся. Самую значимую ценностную ориентацию в семье обозначьте цифрой 9 и т.д., самую менее значимую для вас - цифрой 1.

Результаты анкетирования уч-ся представляют на доске в виде графика.

Возврат к проблеме.

Учитель литературы: "И все-таки есть семьи счастливые и несчастливые"

Вопрос учащимся: Какие семьи, представленные в романе "Война и мир", вы назвали бы счастливыми? Почему?

Ответы учащихся: семью Болконских, Ростовых.

Педагог: Таким образом, в романе "Война и мир" Л.Н.Толстой описывает семьи, разные по типу родительского отношения, своей структуре, направленности и ценностям, характеру воздействия на ребенка и воспитательному потенциалу. Мы видим "войну" и "мир" взаимоотношений в семье.

Рефлексия  Эссе «Какой я представляю себе мою будущую семью?».

Авторский стул

Подведение итогов. Итак, каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.

Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение.

Оценивание.  Оценивание и мониторинг стимулирует ребят к учебной деятельности.

 

Проведение данного урока позволило мне создать условия для развития творческих способностей учащихся, мышления, формирования мировоззрения, совершенствования навыков самообразования при систематизации знаний на основе использования метода проектов и новых информационных технологий.

Автор Буслович Светлана Михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 489
Номер материала 21780
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓