Главная / Русский язык и литература / Проект по литературе "Кто ты, мой новый герой?"

Проект по литературе "Кто ты, мой новый герой?"

Название документа Презентация.pptx

«Кто ты, мой новый герой?» Руководитель проекта: Уржумскова Е.Л. Учитель русс...
Проблема: Каким люди видят в литературе каждой эпохи национального героя, и ...
Задачи: -Дать определение литературного героя -Изучить отечественную литерату...
Каков герой первой половины 19 века? 1.1 Можно ли считать Евгения Онегина гер...
Каков герой второй половины 19 века? 2.1 Можно ли Раскольникова считать герое...
Каков герой 20 века? 3.1 Можно ли считать Алексея Мересьева героем своего вре...
Каков герой 21 века? 3.1 Героев каких современных авторов можно считать Предс...
Информационные источники: Шолохов М.А. / Поднятая целина. Роман. Нахаленок. Р...
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Кто ты, мой новый герой?» Руководитель проекта: Уржумскова Е.Л. Учитель русског
Описание слайда:

«Кто ты, мой новый герой?» Руководитель проекта: Уржумскова Е.Л. Учитель русского языка и литературы Выполнили: Козлова Е.Д. Лахтер Г.А. 11 «А» класс МБУ СОШ №70

№ слайда 2 Проблема: Каким люди видят в литературе каждой эпохи национального героя, и нас
Описание слайда:

Проблема: Каким люди видят в литературе каждой эпохи национального героя, и насколько он отражает в себе черты современности? Цель: Выявить героя в литературе каждого века (XIX-XXI), и выяснить, какие черты общества он в себе отражает. Объект исследования: отечественные произведения и критические статьи XIX-XXI веков. Предмет исследования: образы главных героев произведений. Методы исследования: анализ, опрос, рационализация.

№ слайда 3 Задачи: -Дать определение литературного героя -Изучить отечественную литературу
Описание слайда:

Задачи: -Дать определение литературного героя -Изучить отечественную литературу и критические статьи XIX-XXI веков -Изучить образы главных героев -Найти мнения критиков о героях -Составить таблицу с авторским и критическим обзором главных героев -Составить личное мнение о героях -Провести социологический опрос -Сделать общий вывод Актуальность: Образ национального литературного героя отражает в себе черты эпохи. Всегда интересно узнать, каким было общество и человек в разное время, поэтому дать портрет человека разных эпох и попытаться составить портрет современника актуально для молодежи.

№ слайда 4 Каков герой первой половины 19 века? 1.1 Можно ли считать Евгения Онегина героем
Описание слайда:

Каков герой первой половины 19 века? 1.1 Можно ли считать Евгения Онегина героем своего времени? 1.2 Можно ли считать Печорина героем своего времени? 1.3 Каковы основные черты героя первой половины 19 века?

№ слайда 5 Каков герой второй половины 19 века? 2.1 Можно ли Раскольникова считать героем с
Описание слайда:

Каков герой второй половины 19 века? 2.1 Можно ли Раскольникова считать героем своего времени? 2.2 Можно ли считать Базарова героем своего времени? 2.3 Каковы основные черты героя второй половины 19 века?

№ слайда 6 Каков герой 20 века? 3.1 Можно ли считать Алексея Мересьева героем своего времен
Описание слайда:

Каков герой 20 века? 3.1 Можно ли считать Алексея Мересьева героем своего времени? 3.2 Можно ли считать Андрея Соколова героем своего времени? 3.3 Каковы основные черты героя 20 века?

№ слайда 7 Каков герой 21 века? 3.1 Героев каких современных авторов можно считать Представ
Описание слайда:

Каков герой 21 века? 3.1 Героев каких современных авторов можно считать Представителем нашего времени? 3.2 Каковы основные черты героя 21 века?

№ слайда 8 Информационные источники: Шолохов М.А. / Поднятая целина. Роман. Нахаленок. Расс
Описание слайда:

Информационные источники: Шолохов М.А. / Поднятая целина. Роман. Нахаленок. Рассказ. Судьба человека. Рассказ./ «Дет.лит.», 1977 Пустовойт П.Г./ Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»: Коммент.; Кн. Для учителя.- 3-е изд.,дораб.-М.: Просвещение, 1991. Белинский В.Г. / Избранные статьи. Изд. 6-ое. / «Дет. лит.» , 1978 Золотарева И.В., Егораева Н.В. / Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009 http://www.nado5.ru/e-book/geroi-vremeni-v-russkoi-literature http://lib.ru/PROZA/POLEWOJ/chelowek.txt http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/p4.txt http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/geroi.txt http://www.litlib.net/bk/699/read https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%F3%F5less._%CF%EE%E2%E5%F1%F2%FC_%EE_%ED%E5%ED%E0%F1%F2%EE%FF%F9%E5%EC_%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA%E5 http://knijky.ru/books/sindrom-petrushki http://www.dinarubina.com/ http://www.licey.net/lit/prest/kritikiPrest http://festival.1september.ru/articles/582604/ http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/selected/gnv/gnv-163-.htm

№ слайда 9
Описание слайда:

Название документа Русс яз и литература, Козлова, Лахтер (проект).docx







Исследовательская работа на тему

«Кто ты, мой новый герой?»









Выполнили:

Козлова Екатерина Дмитриевна,

ученица 11 «А» МБУ СОШ №70

г.о. Тольятти Самарской обл.

Лахтер Григорий Александрович

ученик 11 «А» МБУ СОШ №70

г.о. Тольятти Самарской обл.

Научный руководитель:

Уржумскова Елена Леонидовна,

Учитель МБУ СОШ №70

г.о. Тольятти Самарской обл.













Тема: «Кто ты, мой новый герой?»

Проблема: Каким люди видят в литературе каждой эпохи национального героя, и насколько он отражает в себе черты современности?

Цель: Выявить героя в литературе каждого века (XIX-XXI), и выяснить, какие черты общества он в себе отражает.

Объект исследования: отечественные произведения и критические статьи XIX-XXI веков.

Предмет исследования: образы главных героев произведений.

Методы исследования: анализ, опрос, рационализация.

Задачи:

  • Дать определение литературного героя

  • Изучить отечественную литературу и критические статьи XIX-XXI веков

  • Изучить образы главных героев

  • Найти мнения критиков о героях

  • Составить таблицу с авторским и критическим обзором главных героев

  • Составить личное мнение о героях

  • Провести социологический опрос

  • Сделать общий вывод

Актуальность: Образ национального литературного героя отражает в себе черты эпохи. Всегда интересно узнать, каким было общество и человек в разное время, поэтому дать портрет человека разных эпох и попытаться составить портрет современника актуально для молодежи.



















СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.

  2. Основная часть.

    1. Литературный герой первой половины XIX века (Онегин и Печорин)

    2. Литературный герой второй половины XIX века (Раскольников и Базаров)

    3. Литературный герой XX века (Мересьев и Соколов)

    4. Литературный герой XXI века (Главный герой произведения Духless и Пётр)

  3. Заключение.

  4. Список используемой литературы.



































ВВЕДЕНИЕ

Литературный герой - действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.

Героем часто называют всякое многосторонне изображённое действующее лицо в произведении. Такое основное или одно из основных действующих лиц может быть положительным художественным образом, положительным героем, выражающим в своих воззрениях, поступках, переживаниях черты передового человека своего времени и вызывающим у читателя стремление стать похожим на него, следовать ему в жизни.

Основным или одним из основных действующих лиц может быть и образ отрицательный, в поведении и переживаниях которого писатель показывает людей с отсталыми или реакционными, враждебными народу взглядами, вызывающих гнев и отвращение своим отношением к родине, к людям. Такой отрицательный художественный образ помогает глубже разбираться в действительности, показывает, что осуждает писатель и тем самым, что считает он положительным в жизни, вызывает стремление бороться с отрицательными явлениями в ней.

Понятно, что в литературе, как и в жизни, человек выступает в процессе роста, в развитии, борьбе противоречий, в переплетении положительных и отрицательных свойств. Поэтому мы встречаем в литературе самые различные характеры, которые лишь в конечном счете относим к положительным и отрицательным образам. В этих понятиях выражаются наиболее резко разграниченные виды образов. Образы людей той эпохи.

Введение в роман образа главного героя, который отображает ту действительность, в которой живет автор, является одной из отличительных черт романтизма в литературе. Но поскольку основной романтический конфликт - это конфликт личности и общества, главный герой в таких произведениях почти всегда оказывается лишним и непонятным в его времени.

Также стоит заметить, что образ героя времени - это деталь романтической литературы. К концу 1840-х годов романтизм в русской литературе плавно сходит на нет, уступая место реализму, следовательно, и лишний герой времени больше не нужен. Однако стремление авторов описывать типичные для своего времени характеры абсолютно естественно, оно сохранится в литературе вплоть до ХХI века.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Литература первой половины XIX века:

Главный герой

Портрет, рисуемый автором

Мнение критиков

Евгений Онегин – главное действующее лицо романа в стихах «Евгений Онегин», написанного А.С.Пушкиным. Онегин принадлежит к дворянской аристократии.

«Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет -

И наконец, увидел свет.»


В.Г.Белинский: «Онегин – добрый малой, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его»; «страдающий эгоист», «эгоист поневоле»; «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла…»


«Он знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать»

Д.И.Писарев: «Онегин не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде двадцатых годов»; «человек чрезвычайно пустой и совершенно ничтожный», «жалкая бесцветность».


«...помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха», «бранил Гомера, Феокрита», хотя «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

«но дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней, хранил он в памяти своей».


Ф.М.Достоевский: Онегин «отвлеченный человек», «беспокойный мечтатель во всю его жизнь»; «несчастный скиталец в родной земле», «искренно страдающий», «не примиряющийся, в родную почву и в родные силы ее не верующий, Россию и себя самого в конце концов отрицающий».


«но дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней, хранил он в памяти своей».


Е.А.Баратынский:

Противоречивые суждения о романе «Я очень люблю обширный план твоего «Онегина», но большее число его не понимает, ищут романтической завязки, ищут необыкновенного и, разумеется, не находят. Высокая поэтическая простота твоего создания кажется им бедностью вымысла, они не замечают, что старая и новая Россия, жизнь во всех изменениях проходит перед их глазами»


«Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно: Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил».


Писарев, анализируя роман с точки зрения непосредственной практической пользы, утверждает, что Пушкин «легкомысленный певец красоты» и его место «не на письменном столе современного работника, а в пыльном кабинете антиквара» «Возвышая в глазах читающей массы те типы и те черты характера, которые сами по себе низки, пошлы и ничтожны, Пушкин всеми силами таланта усыпляет то общественное самосознание, которое истинный поэт должен пробуждать и воспитывать своими произведениями»

«Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели...
...русская хандра
Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел»

Григорий Печорин – главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», русский дворянин, офицер, по долгу службы оказавшийся в зоне военных действий на Кавказе.

Печорин был среднего роста, стройный, крепкого телосложения. Вполне порядочный человек, лет тридцати. Несмотря на крепкое телосложение, у него была «маленькая аристократическая ручка». Походка его была небрежна и ленива.

Белинский видел в характере Печорина «переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем».


«Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет волос, его усы и борода были черные».

В 1843 году поэт-декабрист В.К. Кюхельбекер, поселенный навечно в сибирской глуши, получил впервые роман Лермонтова и записал в своем дневнике: "Лермонтова роман - создание мощной души: эпизод "Мери" особенно хорош в художественном отношении: Грушницкому цены нет - такая истина в этом лице; хорош в своем роде и доктор; и против женщин нечего говорить... и все-таки! Все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, каков его гадкий Печорин".

«Глаза его не смеялись, когда смеялся он. Их блеск был подобен блеску «гладкой стали», ослепительный и холодный. Он был очень недурен и имел одну из тех «оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским»».

А.Н. Толстой в речи на торжественном заседании памяти М.Ю. Лермонтова сказал, что в "Герое нашего времени" Лермонтов раскрывает образ Печорина - продукта страшной эпохи, опустошенного, жестокого, ненужного человека, со скукой проходящего среди величественной природы и простых, прекрасных, чистых сердцем людей.


«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.»

С близких позиций оценивал "Героя нашего времени" и Ф. Булгарин. Он признавал бесспорные достоинства романа с точки зрения правдивого описания нравов русского общества. "Все подробности, все аксессуары, и окружающие главное лицо характеры, - писал он, - создание русское, вполне оригинальное". Один только Печорин не мог быть оригинален. В нем, по словам Булгарина, нет ничего русского: "Запад обрисовал эти холодные существа и заразил их язвою эгоизма". Автор, по мнению критика, обнажил душу Печорина с нравоучительной целью - в назидание другим. Господствующая идея произведения Лермонтова, писал Булгарин, "есть разрешение великого нравственного вопроса нашего времени: к чему ведут блистательное воспитание, и все светские преимущества без положительных правил, без веры, надежды и любви? Автор отвечает своим романом: к эгоизму, к пресыщению жизнью в начале жизни, к душевной сухотке и, наконец, к гибели»

«Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле — разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»

«У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так».

Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в «Евгении Онегине» («Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной») Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем.




Вывод: Значение образа героев первой половины XIX века в том, что герои не находят применения своим незаурядным способностям. Они не знают, что на самом деле такого героического, ценного, полезного могли бы сделать. Они являются отторженными от новой жизни и переживающими личную драму душевной ненужности.

Личное мнение: Общим для великих произведений Пушкина и Лермонтова является изображение духовного кризиса дворянской интеллигенции. Лучшие представители этого класса оказались не удовлетворены жизнью, отстранены от общественной деятельности. Им ничего не оставалось как бесцельно растрачивать свои силы, превращаясь в "лишних людей".И Онегин, и Печорин — эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Презирая праздное светское существование, они не находят путей и возможностей свободно, творчески противостоять ему. В трагических исходах индивидуальных судеб Онегина и Печорина сквозит трагедия "лишних людей". Трагедия же "лишнего человека", в какую бы эпоху он ни появлялся, это одновременно трагедия общества, породившего его.



Литература второй половины XIX века:

Главный герой

Портрет, рисуемый автором

Мнение критиков

Родион Раскольников- главный действующий персонаж романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Бывший студент, из-за нехватки денег, вынужденный оставить учебу.


В черновых материалах автором о Раскольникове сказано-подчёркнуто: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта...»

«Раскольников видит и чувствует на самом себе, как люди пользуются страданиями своих ближних, как искусно и старательно, как аккуратно и безопасно они высасывают последние соки из бедняка, изнемогающего в непосильной борьбе за жалкое и глупое существование», — так критик Д. И. Писарев подчеркнул социальный смысл поведения Раскольникова, основной протестующий, антикапиталистический пафос романа.

«... люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший(обыкновенные), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно, на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

«Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!».

А Суворин, выступая в газете "Русский вестник", утверждал, что сюжет романа и характер главного героя объясняются "болезненным направлением всей литературной деятельности" писателя. Раскольников "не тип, не воплощение какого-либо направления, какого-либо склада мыслей, усвоенного множеством, а больной человек", "нервная, повихнувшаяся натура". Он был уверен, что наиболее верное суждение о Раскольникове может дать скорее психиатрия, нежели литературная критика.

«Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся...».

В статье критика Н. Страхова «Наша изящная словесность» (1867) выдвигается на первый план мысль, что Достоевский вывел в лице Раскольникова новый образ «нигилиста», изобразив «нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием». Страхов увидел в Раскольникове черту «истинного русского человека» — своего рода религиозность, с которой он предается своей идее, стремление дойти «до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум».


«Преступление - это всё равно как нырять с большой высоты. Кажется, вода страшно далеко, но ты прыгаешь, а когда выныриваешь, черт возьми, чувствуешь себя молодцом».

"В вопросе о том, помешан ли Раскольников, скрывается в сущности другой вопрос: насколько Раскольников был свободен и способен отвечать за свои поступки в то время, когда он совершал свое преступление... От решения этого вопроса зависят те отношения, в которые читатель встанет к герою, совершившему грязное и отвратительное преступление. Читатель может или презирать и ненавидеть Раскольникова, как вредного и низкого негодяя, для которого уже нет и не должно быть места в гражданском обществе; или же читатель может смотреть на него с почтительным состраданием, как на несчастного человека, свалившегося в грязь под невыносимым гнетом таких суровых, непобедимо враждебных обстоятельств, которые могли бы сломить даже очень твердую волю и отуманить даже очень светлую голову". Вывод Писарева очень важен: «...Та доля свободы, которой пользовался Раскольников, была совершенно ничтожна".

Евгений Базаров — персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Является приверженцем течения нигилизма, то есть отрицает практически все принятые в обществе ценности

его лицо, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»

И.С.Тургенев: «… Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

Говорит Базаров «ленивым, но мужественным голосом», походка у него «твёрдая и стремительно смелая», его длинные и густые тёмно-белокурые волосы «не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Одевается он просто и, в отличие от аристократа Павла Петровича, который «очень возился с туалетом», подчёркнуто небрежно относится к своей «одежонке».

Трагедия Базарова, по мнению Писарева, состоит в том, что для настоящего дела в действительности нет благоприятных условий, а потому, “не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, И. С. Тургенев показал нам, как он умирает.

«Если в этом безрадостном мире существует продажная любовь, то почему бы не быть и продажной совести?»

М.А.Антонович:

В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму…

О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти…

[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная…

Как же представляет себе современное молодое поколение Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество…


«Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

«Экое богатое тело, хоть в анатомический театр».

«Есть науки, как есть ремесла, знания; а науки вообще не существуют вовсе… изучать отдельные личности не стоит труда…», «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других», «Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой»

Н.Н.Страхов:

Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».



Вывод: Оба героя – молодые люди, ищут свое место в жизни, оформляют свои взгляды на нее. Они чрезвычайно самолюбивы, идут по жизни по каким-то, довольно близким ориентирам, так как у каждого из них есть система взглядов и ценностей. Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки. Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не бросается сразу в глаза. Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и сверхлюдей. Кстати, оба считают, что относятся ко второй категории. Таким образом, герой второй половины XIX века – человек идеи, но, к сожалению, не пригодившийся в обществе.

Личное мнение: Это было время надежд и разочарований, время выбора. В такой противоречивой обстановке и родились такие герои, как Базаров и Раскольников. Оба героя стали жертвами своего времени, однако, благодаря своему личностному потенциалу, в итоге пришли к сознанию, во многом трагическому, своих ошибок.



Литература XX века:

Главный герой

Портрет, рисуемый автором

Мнение критиков

Алексей Мересьев – советский летчик-истребитель. Главный герой произведения Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».

«Летчик ощущал дрожь подраненной машины всем своим существом, как будто это была не агония изувеченного мотора, а лихорадка, колотившая его собственное тело».

Л.Корнилов:

Растворяясь в мирской суете,

Вы забыли, наверно, забыли,

Как по снегу от стертых локтей

Отрастали багряные крылья.

И росли они смерти назло.

И тянули на взлет небывало.

И крылатая кровь на крыло

Истребителя вновь поднимала.

И качала героя страна,

Воспевавшая подвиг и братство.

Было время, когда ордена

Почитались несметным богатством.

И Победа солдатам клялась,

Что о них никогда не забудет.

Но меняются время и власть…

Не меняются русские люди.

И никто русский дух не собьет.

Нашу память никто не оглушит.

Возвышает маресьевский взлет

Непокорную русскую душу.

И Россия навечно в долгу

У героя такого размаха.

И враги тот полет на снегу

Озирают с восторгом и страхом.

Для бессмертия не слова «был».

Снова летчика крылья разбудят.

Он, конечно, простил тех, кто сбил.

Но простит ли он тех, кто забудет?

«Сколько пролежал он без движения, без сознания, Алексей вспомнить не мог. Какие-то неопределенные человеческие тени, контуры зданий, невероятные машины, стремительно мелькая, проносились перед ним, и от вихревого их движения во всем его теле ощущалась тупая, скребущая боль. Потом из хаоса вышло что-то большое, горячее, неопределенных форм и задышало на него жарким смрадом. Он попробовал отстраниться, но тело его точно влипло в снег. Томимый безотчетным ужасом, он сделал рывок — и вдруг ощутил морозный воздух, ворвавшийся ему в легкие, холод снега на щеке и острую боль уже не во всем теле, а в ногах».

«Алексей чувствовал, что слабеет от напряжения и боли. Закусив губу, он продолжал идти, добираясь к лесной дороге, что вела мимо подбитого танка, мимо узбека с гранатой, в глубь леса, на восток».


«Сквозь шевелящуюся пелену пара впервые после катастрофы увидел он свое тело. На золотой яровой соломе лежал обтянутый смуглой кожей человеческий костяк с резко выдавшимися шарами коленных чашечек, с круглым и острым тазом, с совершенно провалившимся животом, резкими полукружьями ребер».

А.Дементьев:

Много лет  прошло  с  тех  дней,  когда  впервые  мы  услышали  это
несколько необычное название - "Повесть о настоящем человеке". А мне все видится светлый колонный зал в Калинине, со сцены которого высокий
подполковник рассказывал о Нюрнбергском процессе. И столько горечи и боли, ненависти и силы было в его словах, что всякий раз, когда я беру
с полки "Повесть о настоящем человеке", я думаю об удивительной любви писателя к людям, ради счастья которых и была написана эта книга.


«Характер у него был беспокойным, мрачным. Неловкая шутка товарища, складка на простыне, щетка, упавшая из рук у старой сиделки, вызывали в нем вспышки гнева, которые он с трудом подавлял».

«Ампутация? Нет, только не это! Лучше смерть... Какое холодное, колючее слово! Ампутация! Да нет же, не быть тому!» — думал Алексей. Страшное слово даже снилось ему в виде какого-то стального, неопределенных форм паука, раздиравшего его острыми, коленчатыми ногами».


Андрей Соколов – главный герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека».

«большая, черствая рука», «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской»

Егораева Н.В.:

Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.


«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Егораева Н.В.:

Своим гордым поведением он заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата.

«Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнуться своей последней кровью и подох от их побоев».

К.М.Симонов:

«…Шолохов привел с собой в литературу людей из народа, или, как говорят, простых людей, и они заняли в его романах не боковые места и не галерку, а самый центр этого битком набитого людьми зала. Он заставил смотреть на них, прежде всего на них. И не оказалось таких психологических проблем, которых он не взялся бы решить на анализе души этого так называемого простого человека, всю непростоту которого он с такой решимостью и силой доказал на страницах своих книг».

«…до войны весил я восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору».

Г.М.Марков:

«Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художнической ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами мировой классики всех времен. На героях Шолохова лежит отсвет исторических, социальных потрясений двадцатого века».

«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала».


«Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...»




Вывод: Литературный герой XX века является символом мужества, стойкости и отваги. Это человек, выдержавший все мучения Великой Отечественной войны и не сломившийся.

Личное мнение: Автор дает нам портрет идеального героя, через который показывает лучшие черты русского национального характера. Не потерять себя в этой жестокой войне, не разучиться любить, не потерять желание жить – вот настоящий подвиг человека. Но, к сожалению, такие черты характера как смелость и мужество, проявляются только в герое XX века.





Литература XXI века:

Главный герой

Портрет, рисуемый автором

Мнение критиков

Главный герой(имя автор не дает) романа С.Минаева «Духless: Повесть о ненастоящем человеке» — топ-менеджер в российском филиале крупной русско-французской компании, занимающейся производством консервов под брендом «Тандюэль».

«Поколению 1970-1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Чей старт был столь ярок, и чья жизнь была столь бездарно растрачена…»


«Миром давно уже не правит капитал. Лицемерие и ханжество – вот истинные короли мира».

Самуил Лурье считает, что роман читать не так-то легко, потому что «энергия какой-то настоящей обиды всё превозмогает». По мнению критика, автор пытается обличить сгнивший уже капитализм от имени растленного им поколения. Лурье не поверил, что бывают люди с таким бюджетом, как главный герой, и при таких принципах. «Великосветская ирония, люмпен-буржуазный быт, пролетарский пафос. Немножко слишком пылкий», — подводит итог критик.

«Я сижу со своим знакомым Тимуром, одним из тех знакомых, которых все по привычке называют друзьями, хотя, конечно, никакие они не друзья, а просто люди, которым ты звонишь, когда тебе нечем занять вечер и нужен собутыльник, чтобы просадить в кабаке очередную пару сотен».

Кандидат филологических наук Наталья Куницина

отмечает тот факт, что героя не радует ничего: ни та часть общества, в которой живёт он сам, ни та, где «лохи без денег, девушки без дорогой косметики, потёртые интеллигенты с дешёвым алкоголем». Куницина делает вывод: «Очередная „Гламорама“ по-русски, разведённая из густой философско-психологически-мистически-детективной истории в жиденький растворчик обычного русского нытья»

«Я всех обманываю, меня все обманывают. Никто никому не верит. Никто никому не говорит правду. Мы все – заложники собственной лжи. И мы живем под девизом «Ложь во благо» – и наше благо действительно во лжи. Мы стараемся никого не поранить правдой, раня только себя бутылочными осколками нашего вранья. И все это делается для того, чтобы всем было комфортно и приятно думать, что они кому-то нужны. И все утешают друг друга и признаются в любви из чувства «человечности». А потом гордо несут себя, преисполненные чувства «помощи нуждающимся»».

Обозреватель РИА Новости Анатолий Королёв сравнил книгу Минаева с «блюдом в духе вокзальной забегаловки». По его мнению, в романе нет практически никаких художественных достоинств: ни характеров, ни конфликта, ни сюжета. Но это, считает Королёв, и не нужно, так как роман по сути своей является «этнографическим очерком», когда автор описывает общество, в котором прожил какое-то время или живёт и сейчас.

«Я сейчас сдохну здесь. Сдохну от вашего равнодушия и пустоты. Эй, кто-нибудь, поговорите со мной! Вы слышите?»

Илья Кормильцев назвал «Духless» одной из главных русских книг 2006 года, написав, что работники офисов, наконец, получили в руки нужный текст.

Главный герой романа Д.Рубиной «Синдром Петрушки» Пётр – кукловод.

«Но вы же знаете, что такое абсолютная слепота личного счастья. Ты просто не смотришь вокруг, ты ни черта не замечаешь. Ты и твое счастье – это и есть весь безбрежный мир».

Рафаил Нудельман:

На первый взгляд это роман о любви – той самой, «страстной, единоличной, единственной», испепеляющей. На второй взгляд это тоже роман о любви – о том самом тютчевском «роковом поединке» двух неразрывно связанных душ. И на третий взгляд… но нет, на третий взгляд уже, пожалуй, начинаешь понимать, что автор решил сыграть с тобой в другую, куда более сложную игру, и это вовсе не один какой-то роман, пусть даже и о любви.

«– Лиза, – проговорил я, – ты знаешь, что я тебя люблю? Мне (...) эти слова всегда казались такими маленькими, тусклыми киношными словцами. Разве могли они как-то выразить, хоть как-то передать... Наверное, поэтому я никогда их не произносил, чтобы не повторять, не уподобляться, не становиться в миллионный ряд упоминающих всуе».

Настоящая – и тайная – беда гениального Пети (так зовут героя книги) не в том, что он мечется между живой женой и любимой куклой – или наоборот, если угодно, – а в том, что у него свой «синдром Петрушки»: он тоже с детства и неизлечимо болен, только болен куклами. Он непрерывно творит кукол и, как положено демиургу, он же вдыхает в них душу живую.

«Я с детства умел различить эту породу... даже не могу произнести – «людей». Это тролли такие, подземный народец, с любопытством исследующий жизнь человека. И когда предоставляется возможность просверлить в человеке дырочку и заглянуть к нему внутрь, и пощекотать там палочкой или травинкой, или воткнуть щепку поглубже, чтобы ранить, или плюнуть в эту сокровенную рану, так чтобы человеку скрутило кишки, – они этой возможности никогда не упустят».

«Синдром Петрушки», пожалуй, самая серьезная, даже самая трагическая книга Рубиной. Это большая книга, если так назвать книгу, которая оставляет в памяти больше своего содержания. Речь в ней идет в конечном счете о давних проблемах: жизнь, творчество, любовь, смерть, но здесь они подняты на какую-то новую высоту понимания, я бы даже сказал – печального понимания



Вывод: Говорить о герое XXI века, как о сложившемся типе, рано и неразумно, т.к. век только начинается. Однако такие черты современности, как бездуховность, равнодушие к действительности, эгоизм уже закладываются в героях многих произведений.

Личное мнение: Герои XXI века своими чертами, как нам кажется, во многом схожи с героями первой половины XIX века. Они осознают бездуховность мира, в котором они живут, его омертвение. Только, в соответствии со временем, герои пали еще ниже, чем пушкинский и лермонтовский, и, в отличие от Онегина и Печорина, буквально упиваются этим падением.



Мы опросили учителей и учеников 11-х и 8-х классов, общим числом 100 человек, и, желая узнать, кого они считают героями XIX-XXI веков, задали им следующие вопросы:

  • Кто такой герой времени в русской литературе?

  • Кого можно назвать героем русской литературы XIX века?

  • Кого можно назвать героем русской литературы XX века?

  • Кого можно назвать героем русской литературы XXI века?

  • Какие, на ваш взгляд, отличительные черты современного героя?



Ответы вы можете увидеть на диаграммах:



Учителя: hello_html_7c8c8558.gif

hello_html_55239307.gifhello_html_m10fca7e7.gif

Ученики:



hello_html_6ed4b31d.gif

hello_html_m23edd9be.gif



hello_html_mf0f42c.gif

Героем времени в русской литературе, по мнению большинства опрошенных, является человек, который наделен высоконравственными чертами. Хотя, на самом деле герой времени – отражение эпохи, поэтому портрет современного героя получается весьма неоднозначным. Он включил в себя стремление к материальным ценностям, лень, бездуховность, замкнутость, но при этом он думающий, творческий и любознательный.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Каков же итог? Герои начала XIX века не знают, что им делать и отгораживаются от общества. В конце XIX появляются герои идеи, желающие поделиться с миром, но отвергнутые обществом. Герой XX века характеризуется сильным сформировавшимся характером с непоколебимыми принципами. В то же время очертания героя XXI века, пока весьма туманные, сулят образ, который ни в коем случае не стоит ставить в пример кому-либо. При сравнении, не сложно заметить, что герои русской литературы, не смотря на резкий духовно нравственный подъём в XX веке, продолжают стремительно деградировать в плане принципов и морали. И это говорит нам о том, что надо посредством литературного образа, дать людям новый идеал, идею и цель.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Шолохов М.А. / Поднятая целина. Роман. Нахаленок. Рассказ. Судьба человека. Рассказ./ «Дет.лит.», 1977

Пустовойт П.Г./ Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»: Коммент.; Кн. Для учителя.- 3-е изд.,дораб.-М.: Просвещение, 1991.

Белинский В.Г. / Избранные статьи. Изд. 6-ое. / «Дет. лит.» , 1978

Золотарева И.В., Егораева Н.В. / Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009

http://www.nado5.ru/e-book/geroi-vremeni-v-russkoi-literature

http://lib.ru/PROZA/POLEWOJ/chelowek.txt

http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml

http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml

http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/p4.txt

http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/geroi.txt

http://www.litlib.net/bk/699/read

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%F3%F5less._%CF%EE%E2%E5%F1%F2%FC_%EE_%ED%E5%ED%E0%F1%F2%EE%FF%F9%E5%EC_%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA%E5

http://knijky.ru/books/sindrom-petrushki

http://www.dinarubina.com/

http://www.licey.net/lit/prest/kritikiPrest

http://festival.1september.ru/articles/582604/

http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/selected/gnv/gnv-163-.htm

http://www.testsoch.net/kritika-pisareva-o-romane-evgenij-onegin/

http://knowledge.allbest.ru/literature/2c0a65635b3ad68b4c43b88421206d37_0.html

http://tak-to-ent.net/load/256-1-0-3971



http://itmydream.com/citati/iz/duhless-duhless/

http://icite.ru/19151/vse_citaty/dukhless#.VLvUUMlaebI

http://cyberleninka.ru/article/n/geroy-nashego-vremeni-v-sovremennoy-proze

http://1.doraldtramp.com/files/index.php?q=%D0%BC%D0%BE%D0%B9+%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9+%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B9+%D0%B2+%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5+21+%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&sid=dwef22d&id=10.100.100.33



29


Название документа Тезисы.doc

Тезисы.

В 2014 году мы отметили 200-летний юбилей со дня рождения М.Ю.Лермонтова. В преддверии этого праздника и в процессе подготовки к итоговому сочинению по литературе мы в очередной раз, уже более осмысленно, разбирали образ Печорина, как героя своего времени. Нас поразило то, насколько верно были изображены все проблемы эпохи в этом герое, и заинтересовало, какие герои подобным образом отображают свою эпоху в разное время, включая современную литературу. Особенно актуальным для нас, для молодежи, становится образ современного литературного героя. И мы увидели проблему: каким люди видят в литературе каждой эпохи национального героя, и насколько он отражает в себе черты современности?

Мы поставили перед собой цель: выявить героя в литературе каждого века (XIX-XXI), и выяснить, какие черты общества он в себе отражает, провели соцопрос среди учителей и учеников на эту тему, выполнили следующие задачи:

1.Дать определение литературного героя

2.Изучить отечественную литературу и критические статьи XIX-XXI веков

3.Изучить образы главных героев

4.Составить таблицу с авторским и критическим обзором главных героев

5.Составить личное мнение о героях

6.Провести социологический опрос


Литературный герой первой половины XIX века (Онегин и Печорин)

Литературный герой второй половины XIX века (Раскольников и Базаров)

Литературный герой XX века (Мересьев и Соколов)

Литературный герой XXI века (Главный герой произведения Духless и Пётр)

Объектом исследования стали отечественные произведения и критические статьи XIX-XXI веков.

Предметом исследования стали образы главных героев произведений.

Вывод: Сравнив героев разных веков, мы пришли к выводу, что современный литературный герой заметно деградировал, даже по сравнению с героями 19 века,

а значит, нужно создать новый сильный литературный образ, подталкивающий людей к нравственному и духовному развитию.




Проект по литературе "Кто ты, мой новый герой?"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная разработка имеет несколько документов.

Первый - презентация проекта, которая содержит основные тезисы и позволяет наглядному восприятию материала.

Второй файл - сама работа по теме "Образ литератерного героя своего времени как отраженин основных черт эпохи"(рабочее название - "Кто ты, мой новый герой?") выполнена в форме удобной и наглядной таблицы, которая содержит мнения автора, критиков и самих ребят- одиннадцатиклассников, выполнивших эту работу.

Третий файл - основные тезисы.

Проект заставляет учащихся задуматься о современной действительности и её отражении в современной литературе

Автор Уржумскова Елена Леонидовна
Дата добавления 13.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1096
Номер материала 57929
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓