Главная / Директору-завучу / Проект по индивидуально-ориентированному обучению на старшей ступени в сельской школе

Проект по индивидуально-ориентированному обучению на старшей ступени в сельской школе

Проект «Модель индивидуально-ориентированного обучения на старшей ступени сельской школы»

Актуальность проекта:

Актуальность перехода к профильной старшей школе – несоответствие существующих результатов образования желаемым и требуемым.

Проводимая в стране реформа образования нацеливает на то, что школа прежде всего должна реализовывать цели развития личности ребенка, т.е. служить его собственным интересам, а не рассматривать его как средство достижения целей социальных институтов или реализации социального заказа общества.

Современная школа недостаточно решает новые задачи: не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями: носит либо романтический, либо прагматический характер (ориентация на тот вуз, куда есть реальная возможность поступить).

Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов ит.д. Их знания оторваны от жизни. Все это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы.

У многих учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы.

Вместе с тем в настоящее время в МОУ «СОСОШ №1» существует некоторый опыт организации обучения в старшей школе по индивидуальным учебным планам. Нами реализован проект «Индивидуально-ориентированное обучение на старшей ступени МОУ«Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1» на протяжении нескольких лет. Какие же результаты на данный момент?

  • Разработано положение о профильном обучении в старших школах (см.Приложение 1);

  • Отработана программа «Профессиональное самоопределение сельских школьников»;

  • Отработана «Хронология деятельности старшелассника» (См. Приложение 2);

  • Составлен алгоритм формирования ИУП каждым учащимся;

  • Создана методика составления учебного плана старшей школы;

  • Создан «Каталог учебных программ», включающий программы профильных, базовых и элективных курсов;

  • Создан механизм формирования классов и учебных групп;

  • Создана методика составления школьного расписания учащихся старшей школы;

  • Разработано положение о получении образования в форме экстерната (см.Приложение 3);

  • Разработано положение о прохождении социальной стажировки учащимися МОУ «Сосново-Озерской СОШ №1» (см.Приложение 4);

  • Разработано положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся МОУ «Сосново-Озерская СОШ №1» (см.Приложение 5);

  • Разработано положение о зачетных книжках учащихся;

  • Разработано положение о портфолио учащихся;

  • Разработана система повышения квалификации на основе проектной деятельности учителей;

  • Выпущено методическое пособие «Формирование универсальных умений учащихся» (реализация компетентностного подхода) учителями русского языка и литературы, математики, биологии, химии);

  • Выпущен сборник нормативно-правовой основы организации профильного обучения в форме индивидуальных учебных планов;

  • Выпущен сборник «Индивидуально-ориентированное обучение на старшей ступени школы»;

Мы предлагаем к вашему вниманию следующий проект по старшей школе: «Модель индивидуально-ориентированного обучения на старшей ступени сельской школы»

Разрешаемая проблема:

  • Несоответствие содержания образования старшей школы принципу индивидуализации и отсутствие механизмов его реализации;

  • Отсутствие системы работы по формированию компетентностей в сфере профессионального самоопределения учащихся и культуры выбора;

  • Несовершенство механизмов для снятия перегрузки учащихся.



Цель проекта: создание реально действующей модели индивидуально-ориентированного обучения на старшей ступени сельской школы.

Задачи реализации проекта:

По обновлению содержания образования:

  1. Отбор и реализация разноуровневых (базовых и профильных) программ по каждому выбранному курсу, согласование их содержания с имеющимися учебниками, стандартами, содержанием ЕГЭ;

  2. Определение в каждом предмете и образовательной области ключевых смыслообразующих понятий;

По обновлению форм образования:

  1. Создание условий для осуществления самостоятельного выбора индивидуальной учебной траектории и формирования ИУП.

  2. Реализация системы концентрированного обучения.

  3. Использование в педагогической практике технологий, методов, приемов, обеспечивающих формирование поисково-исследовательских, проектировочных, коммуникативных, трудовых качеств учащихся (технология индивидуализированного обучения Ю.А.Макарова, А.А.Остапенко, коллективные способы обучения (методика Ривина, Мкртачана и др.)

Организационные задачи:

  1. Разработка положения об индивидуально-ориентированном обучении в старшей школе;

  2. Разработка методических рекомендаций по обеспечению адаптации учащихся в условиях многопрофильности и предметно-групповой формы обучения при реализации концентрированного обучения;

  3. Прохождение учебного материала базовых курсов в 10 классе с целью высвобождения времени на изучение профильных предметов в 11 классе;

  4. Осуществление мониторинговых исследований качества образования в старшей школе;

  5. Разработка школьного расписания занятий по реализации индивидуально-ориентированном обучения в старшей школе;

  6. Внесение изменений в стимулирующей части учителей, работающих в старшей школе;

Средства реализации проекта:

  • Содержание с учетом индивидуальных потребностей и запросов;

  • Система концентрированного обучения методом недельного погружения;

  • Предметно-групповая форма организации образовательного процесса;

Ожидаемые результаты:

Мы предполагаем, что реализация задач проекта позволит достигнуть следующих обобщенных результатов:

  • Оптимальный уровень развития социально-значимых навыков учащихся: личных, деловых, коммуникативных, и др.;

  • Сформированность мотива на получение качественного образования;

  • Осуществление самостоятельного выбора индивидуальной профессиональной траектории (дальнейшего продолжения профессионального образования);

  • Повышение качества образования выпускников школы;

  • Получение эмоционального удовлетворения в результате самореализации на основе воплощения индивидуальных потребностей учащихся, личностного развития;

  • Разгрузка учебного материала базовых курсов за счет изучения в 10 классе;

Сроки проекта: август 2009 -август 2011 года (итого 2 года)

Диагностический комплекс измерения результатов проекта:

  1. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР)

  2. Свободный выбор ценностей (методика Е.Б. Фанталовой)

  3. Опросники КОС (коммуникативных и организаторских способностей)

  4. Социометрия

  5. Анкеты-опросники степени удовлетворенности и основных потребностей

  6. Предметная диагностика, мониторинг успеваемости по предметам







Описание проекта

Профильное обучение в нашей школе строится как система обучения всех, а не только одаренных или интеллектуально развитых школьников. В данное время у всех школьников сохраняется возможность для изменения сделанного выбора или первоначально определенной учащимся траектории образования. Основанием для построения такой модели является положение о профильной старшей школе (См. Положение о профильной старшей школе).

В течение нескольких лет эксперимента видно, что даже в конце 9 класса учащиеся не могут определиться, в течение 10 класса могут измениться не раз, 60% учащихся начинают менять профили к началу 11 класса, а в феврале месяце, когда вузы публикуют предметы вступительных испытаний, тогда еще 30% выпускников меняют меняют выбор.

Мы предлагаем в 10 классе изучать обязательные учебные предметы на базовом уровне за один учебный год. Тогда в 11 классе у учащихся появляется возможность весь учебный год отвести на подготовку к поступлению в вуз, т.е. заниматься только предметами выбранного профиля и обязательным предметам (русский язык и математика) 1. Учебный план.

К вашему вниманию предлагается учебный план индивидуально-ориентированного обучения на старшей ступени на 2 учебных года. .(см. Учебный план 10-11 кл. МОУ «СОСОШ №1»)

Для разработки учебного плана школы использовалась модифицированная форма БУП и основывались на следующих документах:

  1. «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся». Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 20.04.2004г. № 14-51-102/13.

  2. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки от 7 июля 2005 г. № 03-1263



БУП представляет школам большие возможности для разработки различных вариантов собственных школьных планов. А также допускается самим школам распределять часы на изучение учебных дисциплин в 10 и 11 классах. Школы вправе определять последовательность и продолжительность прохождения учебных предметов, порядок их изучения в течение недели, четверти, полугодия, года и двух лет обучения. За счет этого можно уменьшить число предметов, изучаемых в одно время.

2.Организация учебно-воспитательного процесса.

Для реализации подобного учебного плана идеально подходит форма концентрированного обучения. Она позволит, с одной стороны, сочетать разнопозиционные способы движения ученика в учебном материале в рамках учебных дисциплин с организацией развернутой поисково-исследовательской деятельности. С другой стороны, создается механизм индивидуализации учебной деятельности учащихся через систематическую организацию самостоятельной работы учащихся между учебными блоками.

Введение концентрированного обучения повлекает за собой изменения во всем образовательном пространстве школы.

  • Концентрированное обучение- особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.



В чем заключается сущность концентрированного обучения?(на слайде)

  • непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений пользоваться изученным материалом);

  • единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение;

  • сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся;

  • вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов;

  • сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.

  • Реализация компетентностного подхода за счет данной технологии

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность . Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

По каким учебным предметам погружаются учащиеся и учителя?

  • Русский язык

  • Математика

  • Химия

  • Биология

  • Физика

  • География

  • История

  • Обществознание

Остальные учебные предметы являются «разбавителями».

Что из себя представляет недельное расписание? (см. Расписание)

А сейчас хотелось бы остановиться на расчете недельных погружений по одному предмету. Старшая профильная школа работает по 6-дневной рабочей неделе. Суббота- развивающий день для учащихся.

1 погружение равняется одной неделе- составляет 20 учебных часов ( 17 часов в расписании и 3 часа во внеурочное время на зачет)

Посчитаем количество погружений:

П-погружение, Д-день, У-урок

1 час= 34 часа/20 часов = 1 П + 3 Д

2 часа = 68 часов /20 часов= 3 П+ 2Д

3 часа =102часа /20 часов = 5П+ 2У

4 часа = 136 часов /20 часов =6П +3Д+2У

5 часов = 170 часов /20 часов =8П+2Д+2У

6 часов =204 часа /20 часов =10П +1Д



Рассмотрим данный расчет на примере биологии. На изучение базовой части за курс средней школы отводятся 2 часа. Значит, учащиеся 10 класса за 3 погружения и 2 дня должны закончить весь курс биологии и могут получить оценку в аттестат, если он данный предмет не выбирает в профиль. Т.е. в 11 классе данный ученик не изучает биологию.

При составлении расписания учитывается чередование предметов гуманитарного и естественно-математического циклов.

В 10 классе изучение базовых предметов методом недельного погружения не испытывает затруднений, так как здесь все дети на равных правах и в классных коллективах.

В 11 классе при изучении профильных предметов предусматривается предметно-групповая форма организации образовательного процесса. По желанию самих учащихся и их родителей выбираются профильные предметы, на основании которых образуются учебные группы. Изучение оставшихся базовых предметов(литература, иностранный язык, предметы-разбавители) и предметов выбранного профиля продолжается методом недельного погружения до конца 3 четвери учебного года. А в 4 четверти предполагается изучение только обязательных предметов как математика, русский язык и профильных предметов.

Новая модель вызывает несоответствие с существующей системой тарификации учителей. При концентрированном обучении нагрузка учителей меняется фактически. Оплата производится как в высшей школе.

При изучении профильных предметов количество учащихся меняется. На практике видно, что многие учащиеся выбирают предметы гуманитарного профиля, а тогда как физику, биологию, химию выбирают в меньшей степени. Как будет производиться оплата? Путем введения изменений в стимулирующей части учителей, т.е.вводится повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета устанавливаются в размере до 1,05 ( как предметы , изучаемые по программам профильного уровня).





Заключение.

Наша главная цель - это 'окрылить' обучающегося творческим порывом, вселить в него чувство уверенности в своих способностях и возможностях, помочь ему стать самодостаточной личностью.



Мастерство преподавателя - не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный раздумьями, открытиями и неудачами





Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Конфуций.

















Приложение 2.


Утверждаю












Директор школы: /Ж.А.Муханаева/










Учебный план 10-11 классов МОУ "Сосново-Озерской СОШ №1" на 2009-2011 учебные годы








Базовые учебные предметы

10а

10б

11а

11б

итого

1

Русский язык

1

1

 

 

2

2

Литература

3

3

3

3

12

3

Иностранный язык (немецкий)

3

3

3

3

12

4

Математика

4

4

 

 

8

5

Информатика

2

2

 

 

4

6

история

4

4

 

 

8

7

Обществознание

3

3

 

 

6

8

Физика

4

4

 

 

8

9

Химия

2

2

 

 

4

10

Биология

2

2

 

 

4

11

География

1

1

 

 

2

12

МХК

1

1

1

1

4

13

Технология

1

1

1

1

4

14

ОБЖ

1

1

1

1

4

15

Физкультура

2

2

2

2

8

 

Профильные учебные предметы

 

 

 

 

0

1

Химия

 

 

 

6

6

2

Физика

 

 

 

6

6

3

Биология

 

 

 

6

6

4

Математика

 

 

4

6

10

5

Информатика

 

 

2

 

2

6

История

 

 

4

 

4

7

Обществознание

 

 

2

 

2

8

Немецкий язык

 

 

2

 

2

9

Русский язык

 

 

3

 

3

10

Литература

 

 

2

 

2

11

География

 

 

2

 

2

8

Второй иностранный язык

 

 

2

 

2

 

Элективные учебные предметы

 

 

 

 

0

1

Профессиональная стажировка

1

1

1

 

3

2

Бурятская литература

1

1

1

1

4

 

 

 

 

 

 

0

 

Всего

36

36

36

36

144









Приложение 1.



Введено в действие приказом № _____

от _____________________ № ______

Директор МОУ ___________________

«_____» ________________ _______ г.

________________________________


УТВЕРЖДЕНО

на Управляющем совете МОУ «СОСОШ №1»

протокол № ___ от ______________

Председатель Управляющего совета школы: Гуробазаров Б.Д._________

«_____» ________________ _____ г.



Положение о старшей профильной школе

  1. Общие положения

1.1. Старшая профильная школа представляет собой образовательное пространство, в рамках которого происходит самостоятельный осознанный выбор индивидуальной профессиональной траектории, овладение современным уровнем знаний, культурными формами мыследеятельности.

2. Цели старшей профильной школы

  1. Старшая профильная школа должна обеспечить качественное образование на III ступени в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями учащимися и создать условия для профессионального самоопределения учащихся.

  2. Старшая профильная школа ставит своей целью формирование поисково-исследовательских, проектировочных, коммуникативных, трудовых качеств учащихся через реализацию системы концентрированного обучения (предметно-групповой формы обучения), а также современных технологий, методов, приемов обучения.

  1. Структура старшей профильной школы

    1. Старшая профильная школа является структурным подразделением системы образования общеобразовательного учреждения.

    2. Старшая профильная школа состоит из учебных групп различного уровня изучения предметов -обязательных общеобразовательных предметов и профильных общеобразовательных предметов (предметов повышенного уровня).

    3. Каждый учащийся может быть членом нескольких учебных групп в зависимости от выбранного им уровня изучения предмета.

    4. Руководство и контроль за деятельностью старшей профильной школы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

  2. Организация деятельности старшей профильной школы.

    1. Старшая профильная школа создается при наличии не менее 35 человек, подавших заявление о приеме в 10 класс.

    2. В старшую профильную школу прием и зачисление всех желающих осуществляется при наличии заявления о приеме, индивидуального учебного плана, составленного в соответствии с нормативной базой (минимальная и предельно-допустимая нагрузка, Базисный учебный план), а также договора о сотрудничестве школы и родителей учащегося после прохождения «Летней школы выбора» приказом директора общеобразовательного учреждения.

    3. Зачисление учащихся в группы изучения профильных предметов производится по желанию учащихся и родителей (заменяющих их лиц).

    4. В период обучения в старшей профильной школе учащийся имеет право перехода из одной профильной в другую группу по выбору учащихся и их родителей (заменяющих их лиц).

    5. Отчисление учащихся профильных групп производится решением педагогического совета по представлению администрации школы. Причинами отчисления могут быть систематическая неуспеваемость по профилирующим предметам, серьезные нарушения Устава школы, личное желание учащегося.

    6. К педагогической работе в старшей профильной школе привлекаются учителя с высоким уровнем квалификации, а также преподаватели ВУЗов на условиях почасовой оплаты.

    7. Учебный процесс в старшей профильной школе осуществляется по полугодиям. Контроль и оценка знаний производится по всем предметам проводятся 2 раза в течение учебного года согласно Положения о промежуточной и итоговой аттестации учащихся МОУ «СОСОШ №1».

  1. Содержание образования в старшей профильной школе

  1. Содержание обучения, виды занятий и формы контроля определяются учебным планом, соответствующими уровням программами, календарно-тематическим планированием, утвержденных руководителем ОУ.

  2. Каждый учащийся старшей профильной школе выбирает для освоения не менее 2-х профильных учебных предметов.

  3. Для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальной образовательной траектории учащийся выбирает 1 - 2 элективных курса.

  4. В течение каждого года обучения в старшей профильной школе учащийся представляет учебно-исследовательскую работу по одному из предметов профильного уровня.

5.5. В течение учебного года учащиеся старшей профильной школы проходят социальную стажировку на базе учреждений и организаций села Сосново – Озерское на основании Положения о прохождении социальной стажировки учащимися МОУ «Сосново – Озерская средняя общеобразовательная школа №1».

Ведение документации

  1. Основным документом учета проведенных учебных часов, посещаемости, текущей успеваемости учащихся являются журналы.

  2. В журнале фиксируется состав учебной группы по предметам и по уровням изучения.

  3. Основным документом учащегося старшей профильной школы является зачетная книжка. В зачетной книжке фиксируется успеваемость учащегося по полугодиям и за год. Зачетная книжка служит для учета всевозможных достижений учащегося вне класса и общеобразовательного учреждения (участие в конкурсах, олимпиадах, кружках, факультативах, секциях, подготовка исследовательских и творческих работ и пр.)

    1. Дневник учащегося служит для записи домашнего задания и обратной связи родителей.



12



Проект по индивидуально-ориентированному обучению на старшей ступени в сельской школе
  • Директору-завучу
Описание:

Проект «Модель индивидуально-ориентированного обучения на старшей ступени сельской школы»

Актуальность проекта:

Актуальность перехода к профильной старшей школе – несоответствие существующих результатов образования желаемым и требуемым.

Проводимая в стране реформа образования нацеливает на то, что школа прежде всего должна реализовывать цели развития личности ребенка, т.е. служить его собственным интересам, а не рассматривать его как средство достижения целей социальных институтов или реализации социального заказа общества.

Современная школа недостаточно решает новые задачи: не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями: носит либо романтический, либо прагматический характер (ориентация на тот вуз, куда есть реальная возможность поступить).

Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов  ит.д. Их знания оторваны от жизни. Все это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы.

У многих учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы.

Вместе с тем в настоящее время в МОУ «СОСОШ №1» существует некоторый опыт организации обучения в старшей школе по индивидуальным учебным планам. Нами реализован проект «Индивидуально-ориентированное обучение на старшей ступени МОУ«Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1» на протяжении нескольких лет.  Какие же  результаты на данный момент?

·      Разработано положение о профильном обучении в старших школах (см.Приложение 1);

·      Отработана программа «Профессиональное самоопределение сельских школьников»;

·      Отработана «Хронология деятельности старшелассника» (См. Приложение 2);

·      Составлен алгоритм формирования ИУП каждым учащимся;

·      Создана методика составления учебного плана старшей школы;

·      Создан «Каталог учебных программ», включающий программы профильных, базовых и элективных курсов;

·      Создан механизм формирования классов и учебных групп;

·      Создана методика составления школьного расписания учащихся старшей школы;

·      Разработано положение о получении образования в форме экстерната (см.Приложение 3);

·      Разработано положение о прохождении социальной стажировки учащимися МОУ «Сосново-Озерской СОШ №1» (см.Приложение 4);

·      Разработано положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся МОУ «Сосново-Озерская СОШ №1» (см.Приложение 5);

·      Разработано положение о зачетных книжках учащихся;

·      Разработано положение о портфолио учащихся;

·      Разработана система повышения квалификации на основе проектной деятельности учителей;

·      Выпущено методическое пособие «Формирование универсальных умений учащихся» (реализация компетентностного подхода) учителями русского языка и литературы, математики, биологии, химии);

·      Выпущен сборник нормативно-правовой основы организации профильного обучения в форме индивидуальных учебных планов;

·      Выпущен сборник «Индивидуально-ориентированное обучение на старшей ступени школы»;

Мы предлагаем к вашему вниманию следующий проект по старшей школе: «Модель индивидуально-ориентированного обучения на старшей ступени сельской школы»

Разрешаемая проблема:

·         Несоответствие содержания образования старшей школы принципу индивидуализации и отсутствие механизмов его реализации;

·         Отсутствие системы работы по формированию компетентностей в сфере профессионального самоопределения учащихся и культуры выбора;

·         Несовершенство механизмов для снятия перегрузки учащихся.

 

Цель проекта: создание реально действующей модели индивидуально-ориентированного обучения на старшей ступени сельской школы.

Задачи реализации проекта:

По обновлению содержания образования:

1.      Отбор и реализация разноуровневых (базовых и профильных) программ по каждому выбранному курсу, согласование их содержания с имеющимися учебниками, стандартами, содержанием ЕГЭ;

2.      Определение в каждом предмете и образовательной области ключевых смыслообразующих понятий;

По обновлению форм образования:

1.      Создание условий для осуществления самостоятельного выбора индивидуальной учебной траектории и формирования ИУП.

2.      Реализация  системы концентрированного обучения.

3.      Использование в педагогической практике технологий, методов, приемов, обеспечивающих формирование поисково-исследовательских, проектировочных, коммуникативных, трудовых качеств учащихся (технология индивидуализированного обучения Ю.А.Макарова, А.А.Остапенко,  коллективные способы обучения (методика Ривина, Мкртачана и др.)

Организационные задачи:

1.      Разработка положения об индивидуально-ориентированном обучении в старшей школе;

2.      Разработка методических рекомендаций по обеспечению адаптации учащихся в условиях многопрофильности и предметно-групповой формы обучения при реализации концентрированного обучения;

3.      Прохождение учебного материала базовых курсов в 10 классе с целью высвобождения времени на изучение профильных предметов в 11 классе;

4.      Осуществление мониторинговых исследований качества образования в старшей школе;

5.      Разработка школьного расписания занятий по реализации индивидуально-ориентированном обучения в старшей школе;

6.      Внесение изменений в стимулирующей части учителей, работающих в старшей школе;

Средства реализации проекта:

·         Содержание с учетом индивидуальных потребностей и запросов;

·         Система концентрированного обучения методом недельного погружения;

·         Предметно-групповая форма организации образовательного процесса;

Ожидаемые результаты:

Мы предполагаем, что реализация задач проекта позволит достигнуть следующих обобщенных результатов:

·         Оптимальный уровень развития социально-значимых навыков учащихся: личных, деловых, коммуникативных, и др.;

·         Сформированность мотива на получение качественного образования;

·         Осуществление самостоятельного выбора индивидуальной профессиональной траектории (дальнейшего продолжения профессионального образования);

·         Повышение качества образования выпускников школы;

·         Получение эмоционального удовлетворения в результате самореализации на основе воплощения индивидуальных потребностей учащихся, личностного развития;

·         Разгрузка учебного материала базовых курсов за счет изучения в 10 классе;

Сроки проекта: август 2009 -август 2011 года (итого 2 года)

Диагностический комплекс измерения результатов проекта:

1.      Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР)

2.      Свободный выбор ценностей (методика Е.Б. Фанталовой)

3.      Опросники КОС (коммуникативных и организаторских способностей)

4.      Социометрия

5.      Анкеты-опросники степени удовлетворенности и основных потребностей

6.      Предметная диагностика, мониторинг успеваемости по предметам

 

 

 

Описание проекта

Профильное обучение в нашей школе строится как система обучения всех, а не только одаренных или интеллектуально развитых школьников. В данное время у всех школьников сохраняется возможность для изменения сделанного выбора или первоначально определенной учащимся траектории образования. Основанием  для построения такой модели является положение о профильной старшей школе (См. Положение о профильной старшей школе).

В течение нескольких лет эксперимента видно, что даже в конце 9 класса учащиеся не могут определиться, в течение 10 класса могут измениться  не раз, 60% учащихся начинают менять профили к началу 11 класса, а в феврале месяце, когда вузы публикуют предметы вступительных испытаний, тогда еще 30% выпускников меняют меняют выбор.

Мы предлагаем в 10 классе изучать обязательные учебные предметы на базовом уровне за один учебный год. Тогда в 11 классе у учащихся появляется возможность весь учебный год отвести  на подготовку к поступлению в вуз, т.е. заниматься только предметами выбранного профиля и обязательным предметам (русский язык и математика) 1.  Учебный план.

К вашему вниманию предлагается учебный план индивидуально-ориентированного обучения на старшей ступени на 2 учебных года. .(см. Учебный план 10-11 кл. МОУ «СОСОШ №1»)

Для разработки учебного плана школы использовалась модифицированная форма БУП и основывались на следующих документах:

  1.  «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся». Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 20.04.2004г. № 14-51-102/13.
  2. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки от 7 июля 2005 г. № 03-1263

 

БУП представляет школам большие возможности для разработки различных вариантов собственных школьных планов. А также допускается самим школам распределять часы на изучение учебных дисциплин в 10 и 11 классах. Школы вправе определять последовательность и продолжительность прохождения учебных предметов, порядок их изучения в течение недели, четверти, полугодия, года и двух лет обучения. За счет этого можно уменьшить число предметов, изучаемых в одно время.

2.Организация учебно-воспитательного процесса.

Для реализации подобного учебного плана идеально подходит форма концентрированного обучения. Она позволит, с одной стороны, сочетать разнопозиционные способы движения ученика в учебном материале в рамках учебных дисциплин с организацией развернутой поисково-исследовательской деятельности. С другой стороны, создается механизм индивидуализации учебной деятельности учащихся через систематическую организацию самостоятельной работы учащихся между учебными блоками.

Введение концентрированного обучения повлекает  за собой изменения во всем образовательном пространстве школы.

·         Концентрированное обучение- особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.

 

В чем заключается сущность концентрированного обучения?(на слайде)

·         непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений пользоваться изученным материалом);

·         единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение;

·         сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся;

·         вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов;

·          сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.

·         Реализация компетентностного подхода  за счет данной технологии

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность . Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

По каким учебным предметам погружаются учащиеся и учителя?

·         Русский язык

·         Математика

·         Химия

·         Биология

·         Физика

·         География

·         История

·         Обществознание

Остальные учебные предметы являются «разбавителями».

Что  из себя представляет недельное расписание? (см. Расписание)

А сейчас хотелось бы остановиться на расчете недельных погружений по одному предмету. Старшая профильная школа работает по 6-дневной рабочей неделе. Суббота- развивающий день для учащихся.

1 погружение равняется одной неделе- составляет 20 учебных часов ( 17 часов в расписании и 3 часа во внеурочное время на зачет)

Посчитаем количество погружений:

П-погружение, Д-день, У-урок

1 час= 34 часа/20 часов = 1 П + 3 Д

2 часа = 68 часов /20 часов= 3 П+ 2Д

3 часа =102часа /20 часов = 5П+ 2У

4 часа = 136 часов /20 часов =6П +3Д+2У

5 часов = 170 часов /20 часов =8П+2Д+2У

6 часов =204 часа /20 часов =10П +1Д

 

Рассмотрим данный расчет на примере биологии. На изучение базовой части за курс средней школы отводятся 2 часа. Значит,  учащиеся 10 класса за 3 погружения и 2 дня должны закончить весь курс биологии и могут получить оценку в аттестат, если он данный предмет не выбирает в профиль. Т.е. в 11 классе данный ученик не изучает биологию.

При составлении расписания учитывается чередование предметов гуманитарного и естественно-математического циклов.

В 10 классе изучение  базовых предметов  методом недельного погружения не испытывает затруднений, так как здесь все дети на равных правах и в классных коллективах.

В 11 классе при  изучении профильных предметов предусматривается предметно-групповая  форма организации образовательного процесса. По желанию самих учащихся и их родителей выбираются профильные предметы, на основании которых образуются учебные группы. Изучение оставшихся базовых предметов(литература, иностранный язык, предметы-разбавители) и предметов выбранного профиля  продолжается  методом недельного погружения до конца 3 четвери учебного года. А в 4 четверти предполагается изучение только обязательных предметов как математика, русский язык и профильных предметов.

Новая модель вызывает несоответствие с существующей системой тарификации учителей.  При концентрированном обучении нагрузка учителей меняется фактически. Оплата производится как в высшей школе.

При изучении профильных предметов количество учащихся меняется. На практике видно, что многие учащиеся выбирают предметы гуманитарного профиля, а тогда как физику, биологию, химию выбирают в меньшей степени. Как будет производиться оплата?  Путем введения изменений в стимулирующей части учителей, т.е.вводится  повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета устанавливаются в размере до 1,05      ( как  предметы , изучаемые по программам профильного уровня).

 

 

Заключение.

Наша главная цель - это 'окрылить' обучающегося творческим порывом, вселить в него чувство уверенности в своих способностях и возможностях, помочь ему стать самодостаточной личностью.

 

Мастерство преподавателя - не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный раздумьями, открытиями и неудачами

 

 

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Конфуций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Утверждаю

                     

Директор школы:                         /Ж.А.Муханаева/   

                 

Учебный план 10-11 классов МОУ "Сосново-Озерской СОШ №1" на 2009-2011 учебные годы

             

Базовые учебные предметы

10а

10б

11а

11б

итого

1

Русский язык

1

1

 

 

2

2

Литература

3

3

3

3

12

3

Иностранный язык (немецкий)

3

3

3

3

12

4

Математика

4

4

 

 

8

5

Информатика

2

2

 

 

4

6

история

4

4

 

 

8

7

Обществознание

3

3

 

 

6

8

Физика

4

4

 

 

8

9

Химия

2

2

 

 

4

10

Биология

2

2

 

 

4

11

География

1

1

 

 

2

12

МХК

1

1

1

1

4

13

Технология

1

1

1

1

4

14

ОБЖ

1

1

1

1

4

15

Физкультура

2

2

2

2

8

 

Профильные учебные предметы

 

 

 

 

0

1

Химия

 

 

 

6

6

2

Физика

 

 

 

6

6

3

Биология

 

 

 

6

6

4

Математика

 

 

4

6

10

5

Информатика

 

 

2

 

2

6

История

 

 

4

 

4

7

Обществознание

 

 

2

 

2

8

Немецкий язык

 

 

2

 

2

9

Русский язык

 

 

3

 

3

10

Литература

 

 

2

 

2

11

География

 

 

2

 

2

8

Второй иностранный язык

 

 

2

 

2

 

Элективные учебные предметы

 

 

 

 

0

1

Профессиональная стажировка

1

1

1

 

3

2

Бурятская литература

1

1

1

1

4

 

 

 

 

 

 

0

 

Всего

36

36

36

36

144

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Введено в действие приказом № _____

от _____________________ № ______

Директор МОУ ___________________

«_____» ________________ _______ г.

________________________________

 

УТВЕРЖДЕНО

на Управляющем совете МОУ «СОСОШ №1»

протокол № ___ от ______________

Председатель Управляющего совета школы: Гуробазаров Б.Д._________

«_____» ________________ _____ г.

 

Положение о старшей профильной школе

1.                Общие положения

1.1.    Старшая профильная школа  представляет собой образовательное пространство, в рамках которого происходит самостоятельный осознанный выбор индивидуальной профессиональной траектории, овладение современным уровнем знаний, культурными формами мыследеятельности.

2.  Цели  старшей профильной школы

2.1.             Старшая профильная школа  должна обеспечить качественное образование на III ступени в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями учащимися и создать условия для профессионального самоопределения учащихся.

2.2.             Старшая профильная школа  ставит своей целью          формирование поисково-исследовательских, проектировочных, коммуникативных, трудовых качеств учащихся через реализацию системы концентрированного обучения (предметно-групповой формы обучения), а также современных технологий, методов, приемов обучения.

3.             Структура  старшей профильной школы 

3.1.    Старшая профильная школа  является структурным подразделением системы образования общеобразовательного учреждения.

3.2.    Старшая профильная школа  состоит из учебных групп различного уровня изучения предметов -обязательных общеобразовательных предметов и профильных общеобразовательных предметов (предметов повышенного уровня).

3.3.    Каждый учащийся может быть членом нескольких учебных групп в зависимости от выбранного им уровня изучения предмета.

3.4.    Руководство и контроль за  деятельностью старшей профильной школы  осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

4.             Организация      деятельности      старшей      профильной школы.

4.1.Старшая профильная школа  создается при наличии не менее 35 человек, подавших  заявление о приеме в 10 класс.

4.2. В старшую профильную школу   прием и зачисление всех желающих осуществляется при наличии заявления о приеме, индивидуального учебного плана, составленного в соответствии с нормативной    базой    (минимальная    и    предельно-допустимая нагрузка,    Базисный    учебный    план),    а   также    договора    о сотрудничестве школы и родителей учащегося после прохождения «Летней школы выбора» приказом директора общеобразовательного учреждения.

4.3. Зачисление учащихся в группы изучения профильных предметов производится по желанию учащихся и родителей (заменяющих их лиц). 

4.4.В период обучения в  старшей профильной школе    учащийся имеет право перехода из одной профильной в другую группу по выбору учащихся и их родителей (заменяющих их лиц). 

4.5.Отчисление учащихся профильных групп производится решением педагогического совета по представлению администрации школы. Причинами отчисления могут быть систематическая неуспеваемость по профилирующим предметам, серьезные нарушения Устава школы, личное желание учащегося.

4.6.К педагогической работе в старшей профильной школе    привлекаются учителя с высоким уровнем квалификации, а также преподаватели ВУЗов на условиях почасовой оплаты.

4.7.Учебный процесс в старшей профильной школе    осуществляется по полугодиям. Контроль и оценка знаний производится  по всем предметам проводятся 2 раза в течение учебного года согласно Положения о промежуточной и итоговой аттестации учащихся МОУ «СОСОШ №1».

5.      Содержание    образования         в         старшей профильной школе   

5.1.             Содержание обучения, виды занятий и формы контроля определяются учебным планом, соответствующими уровням программами,                календарно-тематическим  планированием, утвержденных руководителем ОУ.

5.2.             Каждый учащийся старшей профильной школе    выбирает для освоения не менее 2-х профильных учебных предметов.

5.3.             Для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальной образовательной траектории учащийся выбирает 1 - 2 элективных курса.

5.4.             В течение каждого года обучения в старшей профильной школе    учащийся представляет учебно-исследовательскую работу по одному из предметов профильного уровня. 

5.5.   В течение учебного года учащиеся старшей профильной школы проходят социальную стажировку на базе учреждений и организаций села Сосново – Озерское  на основании Положения о прохождении социальной стажировки учащимися   МОУ «Сосново – Озерская средняя общеобразовательная школа №1».

Ведение документации

6.1.                             Основным документом учета проведенных учебных часов, посещаемости, текущей успеваемости учащихся являются журналы.

6.2.             В журнале фиксируется состав учебной группы по предметам и по уровням изучения.

6.3.             Основным документом учащегося старшей профильной школы  является зачетная книжка. В зачетной книжке фиксируется успеваемость учащегося по полугодиям и за год. Зачетная книжка служит для учета всевозможных достижений учащегося вне класса и общеобразовательного учреждения (участие в конкурсах, олимпиадах, кружках, факультативах, секциях, подготовка исследовательских и творческих работ и пр.)

6.4.            Дневник учащегося служит для записи домашнего задания и обратной связи                  родителей.

 

 

Автор Дондокова Соелма Доржиевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 661
Номер материала 37090
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓