Воспитательный
проект "Я хочу дружить с природой"
Коваленко
С.В. – классный руководитель 3 «А» класса
Экологические проблемы в наше
время становятся все более глобальными и важными для человечества. Новая
картина современного мира с неизбежностью приводит к необходимости нового типа
образования, которое по праву можно назвать экологическим. Экологическое
образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с
окружающим его миром и вместе с тем — совершенствованию внутреннего мира самого
человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним
бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с
окружающей средой.
Экологическое образование — это
непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на
формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций,
нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую
ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
По своей природе экологическое
образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной
стабильности. Отсюда следует, что экологическое образование — это не часть
образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального
средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.
Содержание экологического
образования можно выразить в виде трех взаимосвязанных компонентов:
- знание экологических законов,
правил, теорий, понятий, научных фактов;
- практическая деятельность в
реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических
проблем;
- эмоционально-эстетическое
восприятие природы, художественных образов ее выражения и отношения
человека к ней.
Экологический подход в
образовании акцентирует внимание в большей степени на процессе познания,
формирует мотивацию изучения естественных наук, пробуждает у школьников чувство
любознательности и удивления, развивает интерес к науке до такой степени, чтобы
он остался на всю жизнь.
Характерно, что природа в
деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления
соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом и
предметом целенаправленного познания, когда они изучают её закономерности на
уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей
средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного
изображения – в процессе творческого воссоздания её образов в самодеятельном
искусстве. Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования
отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую,
познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристcко -краеведческую
и спортивно-оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование
сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток
многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и
интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.
В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его
формирование во многом зависит от целенаправленных действий педагога. В
настоящее время каждый человек должен быть экологически образован и
экологически культурен. Основными компонентами экологической культуры личности
должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически
оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологическое образование и
воспитание начинается с воспитания экологии души, пребывающей в гармонии с
собой и миром. Человек, понимающий красоту окружающей его природы, не сломает
ветку дерева, не разорит гнезда птицы, не обидит собаку, защитит слабого.
Разбудить в ребёнке доброту и красоту – вот что должен суметь учитель.
Ученик не может
проконтролировать процесс размещения радиоактивных отходов или прекратить
“вредное” производство. Все мы знаем о глобальных экологических проблемах, но
должны ли школьники искать пути их решения? На мой взгляд, экологическое
воспитание следует начинать не в космических масштабах, а прямо здесь, возле
нашего дома, на нашей улице, держа на поводке свою собственную собаку! Только
осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические
проблемы, человек сумеет задуматься о судьбе мироздания в целом. На решение
мелких, но насущных экологических задач направлен проект по экологическому
воспитанию учащихся.
Основная идея
проекта:
Воспитание и развитие личности,
формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций,
нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую
ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
Сроки реализации
проекта:
Начало-сентябрь 2012г.
Окончание-май 2013г.
Цель:
Становление экологической культуры и экологически целесообразного поведения
учащихся начальных классов.
Задачи проекта:
- Популяризация природоохранной
деятельности школьников и привлечение учащихся к исследованию природы;
- Приобщение учащихся к
информационно-просветительской деятельности в области экологии среди
учащихся школы и жителей региона;
- Формирование бережного
отношения к богатствам природы.
Результат
реализации проекта:
1. Организация
группы детей для проведения мероприятий по экологическому воспитанию в
начальной школе.
2. Разработка
памятки личного природоохранного поведения во время турпохода по своей
местности.
3. Содействие
распространению знаний об окружающей среде и её состоянии (выпуск газет,
плакатов)
4. Участие в
экологическом десанте “Чистый двор”,
5. Применение
экологических знаний в повседневной деятельности, включая правила поведения в
окружающей среде, адаптацию к условиям территории проживания, оценку
хозяйственной и экологической обстановки в своей местности.
Участники проекта:
Учащиеся 3-го класса.
Партнёры проекта:
Библиотека
Имеющиеся ресурсы:
1. Книжный
библиотечный фонд.
2. Видеофильмы
по теме проекта.
3. Педагоги
(оказание помощи учащимся в реализации проекта)
4. Родители
учащихся (распечатка памяток, изготовление значков, поощрение лучших учащихся).
Механизм
реализации проекта:
I этап – организационный.
Сентябрь
Выбор темы проекта, постановка
целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение
участников и партнёров проекта.
II этап – практический (реализация
проекта)
Октябрь-апрель
Направления деятельности:
1. Учебно-исследовательская
работа учащихся.
2. Сбор и
анализ информации об экологической обстановке в нашей местности.
3. Просветительская
деятельность.
4. Охрана
природы и практическая деятельность в решении экологических проблем.
III– обобщающий.
май
Подведение итогов, оценка
результативности проекта. Внеклассное мероприятие по теме проекта.
Поощрение лучших
участников проекта:
– за инициативность и
самостоятельность;
– за организованность и ответственность;
– за творчество и мастерство.
Организация
выполнения проекта
Сроки
|
Мероприятие
|
Содержание
|
Участники
|
Сентябрь
|
1.Классный
час 2.Разработка памятки туриста
3.Поход в
сквер
|
Выбор
темы проекта, разработка плана работы, разработка памятки. Знакомство с
растениями нашей местности, очистка территории от мусора
|
Учащиеся
3а класса, родители
|
Октябрь
|
1.Психологическое
исследование (проведение методики) 2.Пресс-конференция “Охрана природы
родного края”
|
Цель:
выявить отношение школьников к природе, показать глобальный характер
экологических проблем, необходимость коллективных усилий для предотвращения
экологической катастрофы и ответственности каждого гражданина по отношению к
природе.
|
Учащиеся
3а класса
|
Ноябрь
|
1.Экскурсия
в городской музей 2.Разработка эмблемы “Юный эколог”
|
Знакомство
с флорой и фауной родного края, с добычей полезных ископаемых Разработка
эмблемы
|
Учащиеся,
родители
|
Декабрь
|
1.Сбор и
анализ информации об экологической обстановке в НПР.
2. Кл.
час “Как сделать наш город чистым”
|
Цель:
выявление источников негативного влияния на природу. Сообщения и доклады,
материалы периодической печати
|
Библиотека,
встреча со специалистами природоохранных организаций.
|
Январь
|
1.Конкурс
рисунков, плакатов, пиктограмм. “Планета Земля XXI век” 2.Викторина “Знаю ли
я природу?”
|
Рисунки,
плакаты, пиктограммы.
|
Учащиеся
3а класса
|
Февраль
|
1.Классный
час “Как и почему охраняют воздух в нашей местности” 2.Выставка “Вещи вторая
жизнь”
|
Сообщения
и доклады учащихся, статьи периодической печати, в/ф. Изготовление поделок из
бытового мусора
|
Учащиеся
3а класса
|
Март
|
1.Конкурс
сочинений “ Нужны ВСЕ на свете”
2.
Экскурсия в заповедник
|
Сочинения
на природоохранную тематику Знакомство с жителями зооуголка
|
Учащиеся,
учителя литературы, родители
|
Апрель
|
Историко-географический
проект “Шахты – моя малая родина”
|
Цель:
познакомить с историей города, флорой, фауной, гидрографией, населением, жилищным
фондом района.
|
Учащиеся,
педагог
|
Май
|
Экологическая
игра “Берегите Землю”.
|
Конкурсы,
викторина, пословицы и поговорки, стихи, решение проблемных ситуаций
|
Учащиеся,
педагог, родители
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.