«ЗЕЛЁНЫЕ ОТРЯДЫ – ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ МОЛОДЁЖИ»
Автор: Строева Ирина Ивановна, учитель математики
ГУ «Общеобразовательная средняя школа №23 с дошкольным мини-центром и
лицейскими классами», г. Актау, Мангистауская область.
Аннотация. Сформировать зелёный отряд из
школьников может учитель, имеющий желание воспитать сознательного гражданина.
Ребята совершают выезд на территорию, где бывают «дикие туристы» в
сопровождении экскурсовода, руководителя, родителей, представителей
организаторов и спонсоров. Собирают там мусор в мешки. После работы совершают
прогулку в сопровождении экскурсовода и знакомятся с историческими, культурными
фактами данного места.
Цель.
Формирование экологического сознания учащихся через их
непосредственное участие в освобождении от мусора Родной Земли. «Ребёнок уберёт
чужой мусор – не будет оставлять свой».
Задачи. Сформировать
у учеников активное и сознательное отношение к окружающему миру. Научить
правилам поведения на природе, чтобы при этом природа не страдала, а человек
насладился красотами. Привить любовь к родному краю, к его природе, истории.
Предварительная подготовка.
1.
С организатором эко-поездки определить территорию, которая требуют
очистки от бытового мусора.
2.
Согласовать дату поездки с директором школы.
Оформить списки и страховку для эковолонтёров.
3.
Познакомить детей с правилами собственной
безопасности поведения на природе. Провести беседу, что потребуется взять с
собой каждому в поездку: еда, вода, коврик, головной убор, длинные брюки,
удобная обувь, перчатки,
4.
Пригласить к участию родителей учеников.
Ход мероприятия.
Мангистауская область
имеет уникальную природу. Такого многообразия различных уголков природы и
святых мест нигде нет. Нам есть, чем гордится. У нас есть что посмотреть и на
что подивится. Нам – жителям этой святой земли надо сохранить её красоту и
чистоту.
I. В качестве примера работы «Зелёных отрядов»
описываю поездку в оазис Акмыш и к горе Шеркала – излюбленные места диких
туристов.
Перед поездкой проверить подготовку и экипировку детей.
Провести общий сбор отряда. Обращаются к детям с напутственными словами
организаторы НПУ «Эко Мангистау» и руководитель. Знакомство с экскурсоводом и
водителем, которые рассказывают о правилах поведения в автобусе, об остановках
и маршруте.
II. Дети размещаются в автобусах. Поездка начинается с рассказа
экскурсовода об общем плане маршрута, продолжительности.
III. По дороге экскурсовод рассказывает о той местности, куда
совершается эко-десант, о её истории, природе, легенды, растениях и животных
которые встречаются там. По дороге автобусы делают остановки с ознакомление
достопримечательностей и различными особенностями природы.
IV.
Приехав на местность, ещё раз проводим
инструктаж. Определяем фронт работ. Распределяемся по участкам. Перед работой
необходимо подкрепится. Дети перекусывают. Формируют рабочие группы.
Осматривают территорию. После общего сбора все идут на работу.
Следующие фотографии показывают работу «Зелёных
отрядов».
V. 3 - 4 часа эковолонтёры убирают Планету. Учителя, старшие
товарищи из НПУ «Эко Мангистау», родители учеников работают вместе с детьми,
поддерживают их и смотрят, чтобы дети не поднимали слишком тяжёлые мешки с
мусором. Следят за безопасностью.
VI. После того как работа завершена все обедают, отдыхают.
VII. Настало время экскурсовода. Турфирма «Турист» единственная в
области, которая имеет отработанные туристические маршруты по нашей области и
разрабатывает новые и интересные. Экскурсоводы знают уникальную информацию по
каждому маршруту и умеют привлечь внимание детей своими рассказами.
Так около
оазиса Акмыш ведутся раскопки древнего города Кызылкала, который стоял на
Шёлковом пути. Детей познакомили с историей развития города и привели на
раскопки, где они могли выслушать рассказ археолога и своими глазами увидеть и
прикоснуться к древним стенам.
VIII.
После посещения раскопок «Зелёные отряды»
совершили пеший поход к горе Шеркала – место удивительной красоты и истории. С
горой связанно много легенд и реальных историй. Экскурсовод продолжает свой
рассказ.
IX. Дети осматривают гору. Совершают маршрут вокруг неё. Гора с
разных сторон раскрывается новыми необычными видами. Удивлению детей нет
предела. Их энергия неиссякаема, им всё интересно, задают вопросы экскурсоводу.
X. После путешествия все делятся находками и впечатлениями.
Учителя математики особенно заинтересуют окаменевшие аманиты,
которые являются природным примером логарифмической спирали.
XI. После проведённой экопоездки подвести итоги и поблагодарить
детей за проделанную работу, представителей НПУ «Эко Мангистау» и экскурсоводов
за организацию поездки.
Провести
отчёт и рассказать другим школьникам о путешествии и итогах проделанной работы.
Дети или учитель-организатор пишут статью на сайт областного еженедельника.
XII. «Зелёные отряды» начали работу с 2010 года, и продолжают свою
полезную миссию по сей день. Можно сделать вывод о благотворном влиянии на
воспитание детей и не только экологическое.
Большой
благодарности заслуживает весь коллектив НПУ «Эко Мангистау» во главе с
директором Осиным Кириллом, потому что их беспокоит не только нынешнее состояние
экологии нашей области, но и совместное с учителями и родителями воспитание
детей – будущего Казахстана.
Источники:
1.
Статья
«Караванными тропами по святому Мангистау», проект 2010 г.
http://old.ecomangystau.kz.
2.
Автор фотографий Строевой И.И.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.