Главная / Начальные классы / Проект на тему: «Развитие речи младших школьников посредствам обучения малыми жанрами фольклора»

Проект на тему: «Развитие речи младших школьников посредствам обучения малыми жанрами фольклора»

Казакова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №3


Проект на тему: «Развитие речи младших школьников посредствам обучения малыми жанрами фольклора»


Одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение связной речи, поиск соответствую-

щих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.


Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы моего проекта:«Развитие речи младших школьников по средствам обуче-

ния малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения»

Младший школьный возраст является важным периодом для разви-

тия речи ребенка. В ходе своего развития, речь детей тесно связана

с характером их деятельности и общения. Устное народное творчество служит одним из источников изучения жизни народа.

Оно очень актуально в настоящее время. Использование в повседневной речи малых фольклорных форм придаёт ей образность, яркость, выразительность, тот самый колорит, который делает речь, действительно весомой.

Объект изменений является процесс развития речи младших школьников посредствам малых жанров фольклора.

Предмет изменений– методические приёмы работы с литературой устного народного творчества.

Понятийный аппарат: «детский фольклор», «фольклор», «вариант», «импровизация», «жанр», «традиционность».

Анализ ресурсов: Учебник литературного чтения УМК «Школа России» Климановой, рабочая тетрадь, хрестоматия по внеклассному чтению Орлова А.В., сборники русских народных сказок, пословицы и поговорки, репродукции картин по фольклорным сюжетам, тексты малых фольклорных жанров(песни, частушки, пестушки, дразнилки, потешки, анекдоты, страшилки и т. д.), персональный компьютер, интерактивная доска, презентация “Жанры русского фольклора”, репродукции картин по фольклорным сюжетам, музыкальная запись народных песен.

Цель:

  • Повысить уровень развития связной речи младших школьников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.

  • Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей младшего школьного возраста.

  • Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.

  • Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей. Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями Самарского края.

  • Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы.

Целевая аудитория

являются учащиеся 1 «В» класса ГБОУ СОШ №3 г.Нефтегорска, , занимающихся по системе «Школа России».

Сроки реализации проекта: 4 года

I этап ( 1полугодие 1 класса)Выявление и выбор методик, которые определяют уровень развития речевых умений детей.

Цель: насколько дети владеют малыми формами фольклора.

Экспериментальное исследование будет проводиться в 3 этапа:

Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень развития связной речи у учащихся первого класса.

Формирующий этап - цель, которого разработать комплекс упражнений на развитие связной речи.

Контрольный этап - цель, которого определить эффективность комплекса упражнений на развитие связной речи.


1способ: по методике Львова М.Р., который выделяет семь критериев речи:

1. Содержательность 2. Логичность 3. Точность 4. Языковая правильность речи

5. Ясность 6. Коммуникативная целесообразность 7. Выразительность Для определения уровня развития связной речи учащимся было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.

Обобщив полученные результаты, учащиеся распределяются на следующие уровни:

1. Низкий уровень - в письменной речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые не сложные предложения.

2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.

3. Высший уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания, отвечая на вопросы целесообразно и ясно.

Результаты диагностики вносятся в таблицу.

2способ: Наряду с уровнями, выделенными и описанными М.Р. Львовым, существует классификация Н.Д. Молдавской, согласно которой для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. Как уже было отмечено выше, уровень восприятия произведений различных жанров устанавливается на основе результатов читательской деятельности. Поэтому уровни восприятия, выделенные Н.Д. Молдавской, описываются с точки зрения способности или не способности учащихся выполнять указанные виды деятельности. Рассмотрим уровни восприятия, начиная с наиболее низкого [23, c. 98].

1. Фрагментарный уровень.

2. Констатирующий уровень.

3. Уровень «героя».

4. Уровень «идеи».

Рассмотрим как происходит осмысление произведений малых фольклорных жанров с принятой классификацией Н.Д.Молдавской.

(Приложение №1)

II этап ( 2 полугодие 1класса)Научные основы воздействия малых форм фольклора на развитие речи младших школьников.

Цель: использование разнообразных жанров фольклора на уроках литературы.

Современное осмысление категории «детский фольклор» требует осознания его специфики, для выявления которой недостаточно рассмотрение детского фольклора лишь в русле народной традиции и народной педагогики. Для этого необходимо равноценное внимание к обоим словам (а за ними явлениям) понятия «детский фольклор».

Несомненно, детский фольклор – прежде всего фольклор, он принадлежит культуре традиции, в основе которой типологическая преемственность и типологическая повторяемость. Детский фольклор не может рассматриваться вне общей теории фольклора, теории жанров, генезиса и мифологии, исторической поэтики.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ".

В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов. Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни".

Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром тип художественной формы.

Фольклор по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает не только идейная глубина, но высокие художественные качества. Народнопоэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных средств и жанров.

Каковы же жанры русского фольклора?

Одним из видов древнейшего творчества являлись трудовые песни с их простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы. Другим видом древнего творчества можно считать заговоры.

Календарный фольклор исконно шел от насущных практических целей людей. Он был связан с представлениями о годовом сельскохозяйственном цикле и с изменяемыми природными условиями. Люди стремились узнать будущее, поэтому прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам.

Этим же объяснялся и свадебный фольклор. Он пронизан мыслью о безопасности семьи и рода, рассчитан на благорасположение высших покровителей.

Сохранились с древности и отдельные элементы детского фольклора, который изменялся позднее под влиянием эстетических и педагогических функций.

Среди древнейших жанров – похоронные причитания. С появлением всеобщей воинской обязанности возникло оплакивание забираемых на службу – рекрутские причеты.

Жанры внеобрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры (паремии): пословицы, побасенки, приметы и поговорки. Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека.

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды. Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т. д.

Жанры песенного эпоса: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи.

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы: (Приложение №2)

III этап (2-4 класс)Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе для успешного развития речи у младших школьников.

Цель: выбрать и опробировать современные подходы на целевой аудитории.

Задача учителя начальных классов – работать и над увеличением подвижности того запаса слов, которыми владеет ученик в данный момент, над « связыванием» воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникабельного подхода в обучении родному языку.

Разнообразная работа с этим материалом проводится большинством учителей, так как она предусмотрена содержанием программы обучения, учебников по литературному чтению.

  1. Работа с пословицами и поговорками

Цель заданий и упражнений — помочь детям понять художественную речь, воплощенную в пословицах.

В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полноценного овладения навыком чтения ставятся задачи литературного развития младших школьников. В теории методики обучения чтению проблема литературного развития учащихся успешно разрабатывается, однако в практике массовой школы учителя плохо представляют себе, что такое литературное развитие, зачем оно нужно, как оно соотносится с формированием школьника-читателя, на каком литературном материале решаются задачи литературного развития, какими средствами.

Использование пословиц в обучении русскому языку имеет давнюю историю, и обращение к ней современного учителя было бы делом далеко небесполезным. В этой истории значительное место занимает Ф. И. Буслаев, который в своей работе «О преподавании отечественного языка» (1844) изучение пословиц выделил в качестве самостоятельного вопроса. Актуальным и ценным является методический подход выдающегося ученого. Он считал, что первейшей задачей педагога является развитие способностей учащихся и главное место должно отводиться чтению. Выбор художественного текста для разбора диктуется его «изяществом», «правильностью», «соразмерностью силам дитяти», а методическая система определяется природой выбранного материала: «Чтобы определить преподавание... надобно определить самый предмет».

Что же представляют собой пословицы как учебный материал?

«Пословица, пожалуй, самый мудрый фольклорный жанр.

Пень не околица, глупая речь не пословица.

Мудрость эта заключена в краткой, лаконичной форме.

Эта притча короче носа птичья.»

А. А. Потебня подмечал, что народные пословицы — это не что иное, как сжатые небольшие поэтические произведения — басня, сказка, комедия. (Приложение №3)

Л. Н. Толстой прекрасно понимал специфику пословицы как жанра устного народного творчества. На многие пословицы, по мнению великого писателя и педагога, мог бы быть написан «ряд не то повестей, не то картин».

Использование в работе с пословицами картинок, иллюстраций к ним подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников.

К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берется ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу.

А можно взять одну пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих ее смысл.

Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознается ее обобщенность и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образное мышление, творческое воображение.

(Приложение №4)

Сравнения имеют разные средства выражения:

Сравнение выражено посредством союзов.

Сравнение выражено бессоюзной формой ( сравнение - образец).

Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: (Приложение №5)

В работе над сравнениями в пословицах используются разные упражнения и задания. Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения: (Приложение №6)

Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные (Приложение №7)

При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся дети с ним во всех предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова.

Ф. Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию и считал, что «в пословице важно именно понимание общего ее смысла: в то же время она так кратка, так не обильна словами, что смысл ее охватить легче, нежели смысл довольно длинной статейки, если он только доступен ребенку». Он предлагал такой вид работы с пословицами: учитель лишь намекал на пословицу, хотел, чтобы дети сами подумали и назвали пословицу.

Постоянная работа с пословицами помогает избежать ошибок и в выборе места ударения.
Иногда ударение в словах определяется рифмой.

  1. Работа с потешками.

Одним из средств развития речи школьника являются потешки. В потешках проявляется опыт традиционной практики психического воздействия на ребенка.
Хочу привести слова М.Горького: « Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего». Дальнейшее знакомство учеников со структурой жанра – «потешки» происходит во внеурочное время, во время подготовки к празднику « Пошутим, посмеёмся» - праздник малых жанров русского фольклора.
К школьному возрасту ребенок обычно хорошо произносит все звуки, имеет достаточный словарный запас, владеет грамматически правильной речью. Но учителя начальных классов, начиная работать с шестилетками, иногда встречаются с дефектами речи у детей. Из-за этого ребенку трудно адаптироваться в классе, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, нужно помочь ему освоить правильное произношение звуков.
3) Работа над скороговоркой.

Одним из видов работы является скороговорка на заданный звук. Цель этой работы заключается в формировании умений интонационно выделять какой-то звук, вслушиваться в произношение, в стремлении повторять его как можно чаще.
Здесь необходимо помочь каждому ребенку преодолеть страх при произношении, помочь ему и позднее испытать радость от успеха.
Подбирать скороговорки, во-первых, необходимо на те звуки, которые часто неверно произносятся детьми. Скороговорки на первом этапе рекомендую произносить медленно, работая над каждым звуком - словом, выделяя звуки при многократном повторении.

У каждой скороговорки своя игра звуков, которая не повторяется. Каждая из них решает свою задачу. Много работы проводится над парными согласными, похожими по произношению. Ребенку приходится внимательно прислушиваться, приучать себя слушать произносимое слово и, слыша его, уметь, уметь его произнести.

Таким образом, в игре мы учим детей слышать, а это очень важный фактор в процессе всего обучения, это залог успеха.

Во - первых, скороговорки помогают:

  • учить детей управлять своим голосом;

  • развивать эмоциональность, выразительность речи детей;

  • отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения;

  • научить детей управлять своими чувствами, развивать артистические данные;

  • расширять кругозор детей, развивать воображение и память.

Анализ скороговорок, собранных В.Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк.
Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.

Таким образом, скороговорки и чистоговорки играют огромную роль в развитии не только речи, но и творческих способностей детей.

4)Работа над загадками.

В настоящее время все большее внимание уделяется использованию игры в обучении и воспитании младших школьников. Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Загадка так же необходима ребенку, как математическая задача, ибо учит ребенка познанию окружающего мира.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи у детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствует формированию образности речи детей школьного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А.Сохина.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речи – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обогащать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа. Понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.

Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины. Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

IV этап (2 полугодие 4 класса) Проведение промежуточного и контрольного эксперимента. В нем отслеживается уровень знаний, полученных после формирующего эксперимента.

Цель :

сравнить анализ полученных результатов эксперимента направленного на развитие связной речи младших школьников



Основные направления реализации проекта

исследовательско- творческий, долгосрочный, групповой

Механизмы, средства и способы реализации проекта:

Беседа после чтения для того, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку , экскурсии, фольклорные праздники и развлечения, интегрированные уроки, уроки-путешествия, творческих задания - составление народного календаря, создание альбомов фольклорных произведений, загадок, пословиц, колыбельных песен, потешек (в рисунках детей и с помощью родителей.)Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. (Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.) Использование народных музыкальных произведений.

Ожидаемые результаты проекта Вся проделанная работа позволит

-Создать на уроках атмосферу творческого поиска, высокого эмоционального тонуса для успешного развития речи младшего школьника, посредствам изучения малых форм устного народного творчества;

-сформировать человека образованным, духовно богатым, любящим своё отечество.

-создать условия для использования малых фольклорных форм в повседневной речи, так как они делают речь яркой, выразительной, помогают в воспитании и обучении детей.



Критерии оценки результатов реализации проекта

-давать младшим школьникам творческие задания по развитию речи малыми формами фольклора;

- проводить динамические паузы с использованием закличек, считалок в народных играх;

- использовать на уроках литературы и во внеурочное время инсценировки сказок, побасенок, прибауток, фольклорных праздников, игр и забав.

Способы предоставления результатов

Фольклорный праздник ««Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями».



Ресурсное обеспечение

реализация проекта не потребует дополнительных финансовых затрат и материально-технического обеспечения.













Список использованных источников и литературы (включая Интернет-ресурсы)

http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/

http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/razvitie-rechi-u-mladshix-shkolnikov/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2011/08/15/

http://festival.1september.ru/articles/610734/

Литература.

1. Воюшина М.П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной школы. СПб.: Специальная литература , 1996.

2. Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения - М., 1968.
3. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов - на Дону., 1970.
4. Бийков Ф. Я. Воспитание у школьников интереса к последовательной работе // Советская педагогика. 1965, №7.

5. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Что это значит – учить читать?// «Школа 2100...». Концепции. Программы. Технологии. Вып.2 – М.: Баласс, 1998.С.80.

6. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения //Начальная школа. – 1991. - №15.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования - М., 1956.
7. Вильков Л. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения,- М., 1966.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.Баранов С. П Сластенин В. А. Педагогика - М., 1986.
9. Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.
10. Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте - М., 1993.
11. Данилов М. А. Процесс обучения в начальной школе - М., 1960.
12. Дорно И. В. Проблемное обучение в школе - М., 1972.
13. Заботин В. В. О познавательной роли вопросов в обучении //Советская педагогика - 19б7, №9.
14. Занков Л. В. О начальном обучении - М., 1963.
15. Зайцев Н.В. Резервы обучения чтению: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

16. Ильина Т. А. Педагогика - М., 1984.

17. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. / Начальная школа, 1991, №9.

18. Коротеев Б. Н. Ученье - процесс творческий - М., Просвещение, 1960.

19. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Просвещение, 1987.

20. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения, - М.19б1.
21. Лошкарев Н. А. Формирование умений и навыков. Сов. Под., 1980.

22. Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: В 2 ч. – М.: Просвещение; Владос, 1995.

23. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. - М., Аркти, 1999.

24. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей: из опыта обучения чтению: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990.

25. Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. Выпуск 9. – М.:Баласс, 2009. – 228 с.
26. Обучение и развитие / Под. ред. Л. В. Занкова - М., 1975.

27. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. – М., 1999.- С. 116 – 119.
28. Основы, понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. Шк.; Издательский центр «Академия», 1999. – 556 с. – С. 115 – 132.

29. Образовательная система "Школа 2100" - качественное образование для всех. Сборник материалов/ Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2006. - 320с. С.63.

30. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/ Под научной редакцией А.А Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. – 363с. С 34-35.

31. Программы. Учебники со всеми выходными данными.
32. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - 1995.

33. Ревуцкий О.И. Анализ художественного текста на дискурсивной основе.: Монография. – Мозырь: УО МГПУ, 2004. – С.14-15

34. Ревуцкий О.И. Основы коммуникативно-смыслового анализа художественного текста. – Мозырь: МГПИ им. Н.К.Крупской, 2002. – 71с. С.5.

35. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сед. Школы. Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., «Просвещение», 1978.

36. Шалатонова Н.П. Развитие речи младших школьников в процессе чтения–анализа художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе: Пособие для учителя - Брянск: БИПКРО, 2003. – С.6 - 10.



Приложение

(Приложение №1)

1. Фрагментарный уровень. У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Произведения различных жанров воспринимаются ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

2. Констатирующий уровень. Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

3. Уровень «героя». Читатели, находящиеся на нем, отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, верно, определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.

4. Уровень «идеи». Читатели, относящиеся к данной группе, обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельном чтении и постановки вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали. Таким образом, проблема восприятия произведений различных жанров является мало изученной, нет единой классификации уровней восприятия художественного произведения.

Рассмотрим как происходит осмысление произведений малых фольклорных жанров с принятой классификацией Н.Д.Молдавской.



Этапы работы

Приёмы работы

1. Подготовка к чтению. Введение в тему

Слово учителя или беседа

2. Первичное целостное восприятие произведения

Чтение в слух (I класс) или «про себя» (II-III классы), чтение учителя

3. Проверка первичного восприятия

Ответы на вопросы, выясняющие представление о прочитанном

4. I ступень анализа – понимание фактического содержания

Последовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителя

5. II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков

Анализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и «словесного рисования» по воображению

6. Синтез – целостное восприятие на более глубокой основе (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения)

Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение











(Приложение №2)



произведения, связанные с игровыми действиями

произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий

Пестушки - это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца впервые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках».

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки.

Потешки – это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками

Заклички произошли от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. При случае детвора выкрикивает слова закличек нараспев хором - это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам и т. д.

Жеребьевки - это сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «маткам», главам обеих партий.

Прибаутки - это песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.

Небылицы, небылицы-перевертыши - это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений

Скороговорки или частоговорки - быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Они сочетают однокоренные или созвучные слова.

Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр, а к малымчастушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки.

Более подробно рассмотрим малые фольклорные жанры.

Название жанра

Его краткая характеристика

Загадка


происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные…

Поговорка

«складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» - это определение Даля. Это первая половина пословицы.. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

Песни


подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи)), исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые и т. д., в зависимости от народного праздника.

Пословица






это краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.



Более подробно остановимся на характеристики малых жанров изучаемых в начальной школе.

Поэзия пестования

Колыбельные

П- Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.

в народе зовут байками.Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать».


Пестушки

П- Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

получили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». В них слышится любовь, доброта. Они складные, красивые.

Потешки

П - Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
"Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!"

песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками.

Прибаутки

П - И-та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота котовича,
За Иван Петровича.

Песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.


Докучные сказки

П - Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..

Главное в докучной сказке, это то, что она «ненастоящая, это пародия на установившиеся нормы сказочной техники: на зачины, присказки и концовки. Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок».

Бытовой фольклор

Заклички

П- Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.

это песенки (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву.

Приговорки

П - Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки
Кушают котлетки,
А собакам не дают,
Только сами достают.

это короткие, обычно стихотворные обращения. Приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу - заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке…

Подавляющее большинство приговорок сохраняет в остаточной форме характер древних заклинаний и заговоров.

дразнилки

П - Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил.

короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли из прозвищ и кличек. Сейчас дразнилка может быть не связана с именем, а высмеивать какие-то отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость.

Потешный фольклор

Поддёвки

П -- Скажи: лук.
- Лук.
- По лбу стук!

своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего он начинается с вопроса или просьбы.

Скороговорки

П - Кукушка кукушонку надела капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет её произнесение и делает её незаменимым упражнением для развития речи.

Долгоговорки

П - Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… «- и так до тридцати трёх Егорок.»

стишки и фразы, рассчитанные, напротив, на долгое их произнесение. Это упражнений, помогающие ребёнку освоить тот или иной звук родной речи.

небылицы-перевёртыши

П - Стучит-гремит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.

особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений.

Таким образом, малые фольклорные жанры предлагают ребенку обширный круг поэтических ассоциаций.

(Приложение №3)

В самом деле, чем не басня:

Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву.

Звал волк овцу в кумы — не пошла.

Разве не возникнет ассоциаций с волшебными или бытовыми сказками в пословице Разумный и в пустыне дорогу найдёт, а глупый и по дороге заблудится?

А из комедий самая выразительная, наверное, вот эта:

Сбил, сколотил — вот колесо;

Сел да поехал — ах, хорошо!

Оглянулся назад — одни спицы лежат.

Или:

Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушёл на чужбину — заплакал.

Пословица любопытна, ее интересует все, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, все знает и обо всем имеет свое собственное, народное конечное суждение. Пословичные оценки разных явлений действительности характеризуются интонационным богатством и эмоциональной выразительностью.

Не имеешь счастья с утра, не найдёшь и вечером.

С твоим умом только в горохе сидеть.

Отмеченная выше характерная черта жанра выявляется только в устной речи, и дополненная мимикой, ярким жестом пословица превращается в маленькую инсценировку. Можно эту инсценировку развернуть, добавив к ней эпическую часть. Так поступал Л. Н. Толстой. Вот несколько примеров из его «Азбуки».

Эпическая часть:

Два человека на улице нашли вместе книгу и стали о ней спорить. Третий спросил: «Кто из вас грамотный?» Они сказали: «Никто, оба неграмотные».

Пословица. Два плешивых за гребень дерутся.

Еще:

Мальчик катался на льду и расшиб нос.

Без костей и рыбки не съешь.

Один человек много про себя рассказывал.

Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал. .

Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело, один остановился и сказал, что невод не хороший, другой остановился и сказал: «Невод хороший, но груз лишний». Третий сказал: «После рассудим, а теперь тянуть надо».

За спором дело стало.

Приложение №4

Пословицы и поговорки выписываются под номерами столбиком на доске, где выставлены также под номерами в таком же количестве иллюстрации. Учащиеся должны определить соответствие или несоответствие последних предложенным пословицам. Результаты выполнения заносятся на карточку, которую получает каждый учащийся.

Напротив каждого номера пословицы ученик пишет номер той иллюстрации, которая, по его мнению, соответствует данной пословице. Если же он считает, что нет соответствующей иллюстрации к какой-либо пословице, то напротив номера этой пословицы ставится знак «—» (минус).

На доске даны пословицы.

Дело мастера боится.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Поспешишь — людей насмешишь.

Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону.

Работа без ума никому не нужна.

Рядом выставлены следующие иллюстрации:

Мальчик со столярным инструментом. Он мастерит кормушку для птиц. Кормушка получается хорошая. Мальчик радостно улыбается.

В доме у окна, подперев щеку рукой, сидит девица; со скучающим видом она смотрит в окно. У лавки, где она сидит, валяется брошешшй ею веник. В доме не прибрано. А за окном в пруду бабы полощут белье, кто-то моет коня, кто-то ловит рыбу. Мимо окна улыбающаяся девица несет на коромысле воду.

Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Но пока он приделывал его к дереву, крышка отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика.

Во дворе дома только что кипела работа; вокруг лежат наколотые дрова, часть их уже уложена в поленницу. Работник вспотел от работы, от него исходит облако пара. Он присел на минутку отдохнуть и перекусить, в руках у него ломоть хлеба с салом.

Зима. Дети катаются на коньках по льду. А один мальчик, которому показалось, что очень скользко, посыпает его песком. Уже кто-то прокатился по посыпанному песком льду и упал.

Мы обратили внимание на картинность, живописность формы пословицы, ее способность рисовать жизнь, не прибегая к описанию. В силу этой своей специфики пословица, стремясь к наиболее яркой выразительности, довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.

Речи как мёд, а дела как полынь.

Чужая душа — потёмки.

Спи камешком, вставай перышком.

Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.

Клевета — что уголь: не обожжёт, так замарает.

Знания не кошель: за плечами не носить.

Приложение №5

В лесу лес не ровен, в миру — люди.

Все были в лесу? Какие деревья растут в нем? — спрашивает учитель.

Ели, сосны, березы, дубы, осины и др.,— отвечают дети.

Чем похожи, чем различаются эти деревья?

Одно дерево большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом березка кривая.

Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек — это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

Приложение №6

1.Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:

Друг не испытанный, что ...

Дурную славу нажить, как ...

За старой головой, как ...

Красавица без ума, что ...

Красна девка в хороводе, что ...

Ласковое слово, что ...

Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как за каменной горой; что орех не сколотый; как пить попросить; что маков и,вет в огороде; что весенний день.

Приложение №7

Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:

За (какой?) головой, как за каменной горой.

Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

(Какое?) слово, что весенний день.

Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

(Какая?) книга — лучший друг.

Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная.

(Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

Слова: прочную, крепкую, хорошую.

(Какой?) зверь далеко бежит.

Слова: молодой, старый, храбрый, трусливый, испуганный, шустрый, пугливый, робкий.

Пошаговая работа над скороговорками.

На этом этапе я использовала скороговорки, чистоговорки. Приведу несколько примеров, способствовавщих выполнению поставленной цели.
- Учу детей говорить тихо, шепотом, громко.
Белые бараны били в барабаны.
Произнесите эту скороговорку громко, голосом изображая бой барабана.

Мышонку шепчет мышь:
-Ты всё шуршишь, не спишь?
Мышонку шепчет мыши:
-Шуршать я буду тише.

Произнесите эту скороговорку шепотом, протягивая в звучании звук(Ш) и создавая тем самым образом шуршащего мышонка.

Проворонила ворона воронёнка.

Начать проговаривание громко, постепенно переходя на шепот, а потом на работу только губами.

Из- под топота копыт пыль по полю летит.

Начинаем тихо, как бы представляя, что звук копыт далеко – далеко, а приближаясь, произносим все громче и громче и, наконец, в полный голос, изображая ритмом «топот копыт».

На втором учу работать над выразительностью речи, я подобрала скороговорки, в которых был вопрос или восклицание. Такие скороговорки дети быстро не произносят, а лишь читают их с чувством. Например:

  • - Хохотушка буква х рассмеялась ха-ха-ха.

  • Встретил в чаще еж ежа:
    - Как погода, еж?
    -Свежа!
    И пошли домой дрожа,
    Сгорбясь, съежась, два ежа!

  • Расскажите про покупки.
    - Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
    Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
    - А куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

На третьем этапе - работаю над скоростью произношения, я подбирала как короткие скороговорки, так и длинные.

Крошка кошка на окошке кашку кушала по крошке.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
Вкусная халва мастеру хвала.

Четвёртый этап – этап управления артистическими данными. Для достижения данной цели я использовала одну и ту же скороговорку. Но перед работой над ней необходимо слово учителя, чтобы помочь ребёнку представить себе ситуацию и голосом показать своё отношение к ней.
- Сегодня представим себе, что мы отправились на берег реки. Что мы будем там делать? (Рыбачить).
- А кто знает, какая рыба водится в реке? Закроем глаза и представим себе, что мы наловили много-много ершей. Нашли ель, сварили уху. А теперь будем её есть. Вы рады, что рыбы много, она вкусная? (Да).
Тогда произнесите скороговорку радостно. (Дети представляют, думают, как лучше выразить голосом радость. А потом спрашиваю одного, второго третьего).

Дети произносят:
Мы ели- ели- ели ершей у ели.
Их ели- ели- ели у ели доели.

Выясняем, кто был наиболее выразителен.
Я продолжаю:
-Представьте себе, вы сначала были рады, что рыбы много, но все уже наелись, а рыбы ещё много. Выбрасывать жалко и вы едите через силу. Хочется плакать, но вы едите. (В голосе должно звучать недовольство, можно даже похныкать).
Аналогично можно построить работу над такой скороговоркой:
Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.
Первая ситуация: птиц поймал хулиган и посадил в клетку, а дверцу забыл закрыть: птицы порхали, порхали, да и улетели. Это ведь радость для детей, что они спаслись.
Вторая ситуация: дети огорчены, что птицы, которые случайно залетели к ним в квартиру, улетели.
Многие скороговорки при первоначальном произношении для слушателя не понятны срезу, а для детей тем более. Знакомясь с ними, объясняю, показываю, использую аппликации
У ужа ужата, у еже ежата.

На доске вывешиваю картинку с ужами и ежами. При медленном первоначальном произнесении показываю указкой на предметы, пока дети не поймут. Потом убираю картинки, но прошу при говорении представлять их. И так произносим, пока не запомним.

А вот еще более сложная скороговорка.

Во дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

Здесь я использовала аппликацию. При первоначальном говорении поэтапно прикрепляю траву, дрова, И обратно (во второй части скороговорки) убираю в той последовательности, как говорится.

«Скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор; но многие чистобайки заключают в себе также пословицу:

Нашего пономоря не перепономарить стать, человека не переделать;

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортывать, зарапортовался, все невпопад, неудачно;
Стоит поп на копне, колпак на копне, копна под попом, поп под колпаком, то есть одно и то же, - писал сам В.Даль.














Проект на тему: «Развитие речи младших школьников посредствам обучения малыми жанрами фольклора»
  • Начальные классы
Описание:

Одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

 Цель:

  • Повысить уровень развития связной речи младших школьников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.
  • Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.
  • Задачи:
    •  Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей младшего школьного возраста.
    • Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
    • Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей. Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями Самарского края.
    • Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы.
Автор Казакова Татьяна Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2052
Номер материала 37473
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓