Главная / Биология / ПРОЕКТ «Модель реализации инклюзивного обучения в МОАУ СОШ №70 в рамках деятельности социального педагога»

ПРОЕКТ «Модель реализации инклюзивного обучения в МОАУ СОШ №70 в рамках деятельности социального педагога»

hello_html_m7c9683b0.gifМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ







ПРОЕКТ

«Модель реализации инклюзивного обучения в МОАУ СОШ №70 в рамках деятельности социального педагога»












Выполнила:

Агишева Тамара Алексеевна,

Социальный педагог МОАУ СОШ №70 г. Оренбурга.









Актуальность

Во всех странах и любой группе общества есть дети с ограниченными возможностями здоровья, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. В современной России насчитывается более 2млн. таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Ребенок с инвалидностью наравне с другими должен получать образование и развиваться. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории. В поселке Самородово проживает 5 семей с детьми-инвалидами и обучается в МОБУ СОШ № 70 18 детей с программой VII вида, что составляет 9,35% от всех школьников.

Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах. В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться.


Характеристика контингента учащихся

  В МОАУ СОШ № 70 обучается всего 187 учащихся, из них:

  • 166 нормативных детей,

  • 21 ребенок с ОВЗ (3 ребенка-инвалида, двое из них находятся на домашнем обучении)

Социальный паспорт школы

Численность семей с детьми из категорий социального риска

категория

всего

Всего детей



Кол-во семей

Членов семей

всего

0-6

7-15

15-18

1

Семьи социального риска







Многодетные

20

100

64

24

37

3


Неполные, в т.ч. одинокие матери

47

115

68

12

41

15


Опекунские семьи

4

13

4

1

2

1


Семьи с детьми- инвалидами, в т.ч. неполные семьи

5

19

10

4

5

1


Семьи родителей - инвалидов

4

13

6

2

2

2


Семьи участников войны в Афганистане

1

3

1



1


Семьи ликвидаторов Чернобыльской аварии

1

3

1


1



Семьи участников боевых действий в Чечне

2

6

2


2



Семьи детей с ОВЗ ( программа 7 вида)

16

43

20

2

17

1


Семьи вынужденных переселенцев








Семьи безработных родителей








Семьи несовершеннолетних родителей








Семьи с моральным неблагополучием

5

12

7


2

5


Другие малообеспеченные семьи

42

118

69

22

38

9

2

Многодетные семьи

20

64

С 3-мя детьми

17

51


С 4-мя детьми

2

8


С 5-ю детьми

1

5






Все дети с ОВЗ воспитываются в малоимущих семьях социального риска:

5 детей из многодетных семей

7 детей из неполных семей

3-дети-инвалиды (2 на домашнем обучении)

1-опекаемый ребенок

2- неблагополучные дети

3-из полных семей

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида. Способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления инвалидности и связанных с ней льгот.

При построении данной модели мы руководствовались несколькими принципами:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы);

  • Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную учебную и воспитательную деятельность классной параллели, образовательного учреждения, окружающего социума.

  • Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности.

  • Принцип здоровьесбережения предусматривает учет физических и умственных возможностей ребенка с ОВЗ при составлении и реализации учебной нагрузки.


Моя деятельность как социального педагога имеет следующие направления:

1. Социально – педагогическое исследование:

  • изучение межличностных взаимоотношений в школе и семье;

  • социально – психологический портрет ребёнка с ОВЗ;

  • социальное паспортирование классов;

  • диагностика склонности к отклоняющему поведению;

2. Социально – педагогическая защита прав ребёнка:

  • списки учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве;

3. Социально – педагогическая поддержка семьи:

  • банк данных по неблагополучным семьям:

  • акт материально – бытовых условий семьи;

  • проведение родительского всеобуча;

4. Социально – педагогическое консультирование:

  • беседы;

5. Социально – педагогическая профилактика:

  • протокол заседания Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

  • мероприятия по классам в рамках месячника по профилактике вредных привычек у детей и подростков;

  • беседа с инспектором ОДН;

  • встреча с врачом-наркологом;

  • встреча со специалистами центра «СПИД»

6. Социально – педагогическая помощь в профессиональном определении:

  • анкета по профориентации выпускников;

  • мероприятие «Все работы хороши, выбирай на вкус»


Ожидаемые результаты реализации

  • система взаимодействия соцпедагога с классными руководителями, учреждениями здравоохранения, родителями (законными представителями) по выявлению детей с трудностями в адаптации;

  • информационный банк данных детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • индивидуальные учебные планы и индивидуальные карты занятости обучающихся во внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • система мониторинга успешности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • оформление документации на каждого обучающегося;

  • интернет-сайт (страница на школьном Интернет-сайте) для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • расширение участия детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных, региональных, всероссийских, международных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях и т.д.;

  • создание условий для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.


Правовая основа организации обучения и воспитания детей с ОВЗ

  1. Конвенция о правах ребенка; Закон РФ "Об образовании";

  2. Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

  3. Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;

  4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

  5. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы";

  6. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

  7. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761;

  8. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях";

  9. Письмо Минобразования России от 30.03.2001 № 29/1470-6 "Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)";

  10. Письмо Минобразования России от 28.02.2003;

  11. Федеральный закон № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 27/2643-6 "О Методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения";

  12. Письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";

  13. Письмо МНО РСФСР от 14.11.1988 № 17-235-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому по предметам, входящим в учебный план школы, по заявлению родителей и решению администрации образовательного учреждения";

  14. Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 17-13-186 "О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы";

  15. Письмо Минпроса СССР от 05.05.1978 № 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому";

  16. Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся;

  17. Приказы Управления образования и директора МОБУ СОШ № 70 о проведении акций «Подросток», «Помоги ребенку», «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке»; о распределении дотационных талонов на школьную форму.


План работы соцпедагога с детьми с ОВЗ (фрагмент)

п/п.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

1.Диагностика и выявление семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Создание единой базы данных о детях-инвалидах, детей с ограниченными возможностями здоровья

сентябрь

социальный педагог, классные руководители

2

2. Работа по программе « Подросток»

2.1 Выявление досуговой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Запись в кружки и спортивные секции

2.2Посещение уроков с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

учащихся испытывающих трудности в обучении.

2.3 Организация диагностических исследований детей и подростков, исследование межличностных отношений

-диагностика правовых знаний детей с ограниченными возможностями здоровья

2.4 Организация индивидуального консультирования детей и подростков с ОВЗ и их родителей.



сентябрь




октябрь



По необходимости

социальный педагог, классные руководители





социальный педагог классные руководители психолог


3

3. Работа по программе «Семья»

3.1 Диагностические мероприятия - изучение климата семьи

3.2 Родительский всеобуч «Климат семьи», «Права и обязанности детей и родителей».

3.3 Посещение неблагополучных семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактическая работа

3.4 Посещение семей, имеющих детей-инвалидов

сентябрь



ноябрь



в течение года


социальный педагог,

классные руководители

психолог

4

4. Работа по программе: «Здоровье»

4.1 Проведение предупредительно – профилактических мероприятий с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

4.2. Участие в проведении Недели Здоровья.

в течение года




апрель



социальный педагог,

учителя физкультуры

5

Индивидуальные и групповые консультации родителей и учителей по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ.

в течение года

социальный педагог,

психолог

6

Работа Совета профилактики, рассмотрение персональных дел детей с ограниченными возможностями здоровья из семей группы риска.

по плану Совета

социальный педагог

7

Организация взаимодействия с классными руководителями школы.

в течение года

социальный педагог

8

Проведение профориентационной работы с выпускниками с ОВЗ

май

соцпедагог, психолог


Условия реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, горячее питание, посещение кружков и секций, культурно-оздоровительных центров ) ;

  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

  • обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, проводимых в школе, микрорайоне, муниципалитете.

Программно-методическое обеспечение: В процессе реализации коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.

Кадровое обеспечение:


Обобщенные сведения о составе и квалификации педагогических кадров






Всего

% к общему числу педагогических работников


Образование: высшее

15

79

Незаконченное высшее

-

-

Среднее специальное

4

21

Квалификационные категории: высшая

1

5


первая


11

58


вторая


6


32


почетные звания


-


-


ученые степени


-


-


прошедшие курсы повышения квалификации за последние 3 года


16


84


Педагогические работники, занимающиеся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах, выступают с обобщением опыта на школьных и районных мероприятиях. 4 педагога прошли обучение на проблемных курсах по теме «Психолого- педагогические основы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Материально-техническое обеспечение: В школе имеется материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения. Функционирует спортивный зал с необходимым спортивным оборудование, оборудованы кабинеты соцпедагога и педагога-психолога, медицинский кабинет, кабинет информатики, столовая, спортивные площадки, библиотека, учебные кабинеты

Информационное обеспечение: Создана система доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.


Информационно-техническое оснащение образовательного процесса

Уровень обеспеченности учебной литературой федерального перечня

94%

Уровень обеспеченности учебной литературой регионального перечня

50%

Уровень обеспеченности электронной литературой

6






Перечень компьютеров, имеющихся в ОУ

Тип техники

Где установлен (кабинет информатики, администрация и т.д.)

Кем используется (предметы)

Год установки

ПК 9 шт

Кабинет информатики

Информатика, литература, русский язык, химия

2008

Ноутбук

Кабинет информатики

Информатика (учитель)

2008

ПК

Администрация (секретарь)


2007

ПК

Администрация (соц. педагог)


2009

ПК

Администрация (ЗД УВР)


2007

ПК

Администрация (ЗД ВР)


2009

ПК 3 шт

учительская


2008

Сервер

учительская


2008

ПК

Администрация (ЗД АХЧ)


2008

ПК

Администрация (библиотека)


2008

ПК

Кабинет географии

География, информатика

2010

ПК

Кабинет начального класса


2011

ПК

Кабинет начального класса


2009

ПК

Кабинет начального класса


2009

ПК

Кабинет ИЗО

ИЗО, русский язык

2010

ПК

Кабинет физики и математики

Физика, природоведение, МХК

2009

Ноутбуки 12 шт

Мобильный класс

ОБЖ, технология, история, обществознание, иностранный язык, биология

2009


Компьютерные программы

Epson 2180

принтер

2

Epson

Desket3745

принтер

1

Desket

Avervision 300AF

документ-камера

1

AverMedia

Epson EB- S72

проектор

2

Epson

Hitachi CP-RS57

проектор

1

Hitachi

Acer DLP

проектор

3

Aser

Benq MP

проектор

1

Beng




Режим работы МОАУ СОШ № 70

В образовательном учреждении устанавливается шестидневная рабочая неделя (для отдельных категорий может быть установлен иной режим рабочей недели, например, сторожа работают по графику), секретарь, бухгалтер в силу производственной необходимости.

Нормальная продолжительность рабочей недели - 40 часов, для педагогических работников устанавливается сокращенная рабочая неделя не более 36 часов.

Режим работы устанавливается в две смены: первая смена с 8.00 до 14,00 часов, вторая смена с 14.00 до 19-00 часов. Режим рабочего времени для административного и обслуживающего персонала устанавливается с 9-00 до 18-00 часов (или с 8-00 до 17-00 часов).


Взаимодействие МОАУ СОШ № 70 со специалистами учреждений

  1. ПМПК г. Оренбурга,

  2. Детская поликлиника №8 Промышленного района г. Оренбурга.

  3. Учреждения дополнительного образования: ДШИ №7, ДЮСШ №5, ЦДТ Промышленного района г. Оренбурга.

  4. Институт повышения квалификации профессиональной переподготовки работников образования.

  5. ОДН, КДН.












ПРОЕКТ «Модель реализации инклюзивного обучения в МОАУ СОШ №70 в рамках деятельности социального педагога»
  • Биология
Описание:

ПРОЕКТ

 

«Модель реализации инклюзивного обучения в МОАУ СОШ №70 в рамках деятельности социального педагога»

 

Во всех странах и любой группе обществаесть дети с ограниченными возможностями здоровья, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. В современной России насчитывается более 2млн. таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Ребенок с инвалидностью наравне с другими должен получать образование и развиваться. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории. В поселке Самородово проживает 5 семей с детьми-инвалидами и обучается в МОАУ СОШ № 70 18 детей с программой VII видачто составляет 9,35% от всех школьников.

Автор Агишева Тамара Алексеевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1442
Номер материала 10705
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓