Главная / Математика / Проект «Младшие дошкольники в мире математики».

Проект «Младшие дошкольники в мире математики».

«Младшие дошкольники в мире математики».

Тип проекта: творческий

Целевая группа: воспитатели, родители и дети 2 младшей группы «Барбарики».

Автор: Е.Т. Чусовлянкина, воспитатель

Масштаб: 1 месяц

Цель:

пополнение развивающей среды математического центра играми и пособиями, созданными совместно с родителями.

Задачи:

Организовать предметно-развивающую среду математического центра, включающую разнообразные игры и упражнения.

Разработать совместно с родителями практические пособия, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.


Аннотация:

Маленький ребёнок безгранично любознателен. Он хочет узнать об окружающем его мире как можно больше, но не всё ещё понимает. Отсюда множество «почему? ». С этого начинается открытие мира. Ребёнок применяет результата своего жизненного опыта, которые он получил в других областях, к пониманию новых для себя явлений.

В работе с детьми четвёртого года жизни появляется новое – знакомство с элементарной математикой. Основой для него являются представления о свойствах окружающих предметов, которые он получил в раннем детстве, через накопление и совершенствование своего сенсорного опыта.

Познание дошколятами окружающего мира строится на активном участии различных анализаторов – зрительных, слуховых, осязательных и двигательных.

Знакомство ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками является одной из сторон чувственного познания. От уровня сформированности восприятия наглядно - образного и наглядно-действенного мышления зависит дальнейшее развитие познавательных возможностей и логических форм мышления. Так восприятие предметов, их свойств – цвета, формы, величины, всегда включает в себя обследование и сравнение (т. е. рассматривание, ощупывание, выслушивание и усвоение системы сенсорных эталонов – цветов спектра, геометрических форм, мер веса и величин и т. д.) .

В дошкольном возрасте правильные представления об окружающих предметах, об их цвете, форме, величине складываются в результате практических действий, усвоения приёмов и способов обследования, знакомством с названиями отдельных свойств.

В организации образовательной работы по ознакомлению с элементарной математикой с детьми четвёртого года жизни необходимо учитывать ряд закономерностей :

- необходимо обеспечить непосредственное восприятие предметов с помощью органов чувств, наглядность имеет первостепенное значение,

- дидактический материал используемый на занятиях, должен содержать познавательную задачу,

- восприятие наглядного материала и действия с ним совпадали с деятельностью познания, овладению знаниями,

- выбор наглядного материала ориентирован на задачи обучения.

В предлагаемом ребёнку дидактическом материале должен быть четко выделен признак, который становится предметом изучения (величина или количество, форма, пространственное расположение). Он должен быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.

Непосредственную образовательную деятельность с детьми четвёртого года жизни рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры, игровых упражнений, ситуаций. Ребёнка привлекает игровая ситуация, играя он незаметно для себя учится применять знания, получает удовольствие от своей умелости.

Игровая задача делает обучение более привлекательным и эмоциональным, повышается внимание и запоминание. Упражнение в игре обеспечивает прочность усвоенного материала, помогает осознавать пошаговые действия, добиться ожидаемого результата.

Педагог создаёт условия для возникновения игры, в процессе которой происходит закрепление знаний и упражнение умений. Если знакомство с дидактической игрой первичное, необходимо подробно объяснить правила игры, если одна и та же игра используется на нескольких занятиях, то необходимо поменять наглядный материал и постепенно усложнять задачу игры.

Для математического развития ребёнка важным является использование полученных знаний и навыков в игровой, продуктивной, познавательной деятельности, в житейских ситуациях. Это делает более актуальными сложившиеся представления, делает их наиболее значимыми, полезными и понятными ребёнку.

Для этого в группах рекомендуется создание «математических игротек» где размещаются различные виды математических игр – лото, мозаики, парные и разрезные картинки, сенсорные материалы и т. д. педагог должен побуждать детей к игровому взаимодействию, приглашает отдельных детей, включается в игру вместе с ними.

К отбору содержания обучения математике в дошкольном возрасте следует относиться дифференцировано, объём знаний необходимо соотносить с индивидуальными особенностями детей группы. Главное в обучении математике заключается в том, чтобы усвоение математических знаний и умений происходило в определённой последовательности, в системе, познавательный материал усложнялся постепенно, вырабатывались и совершенствовались простейшие математические навыки.

Подготовительный этап:

Обсуждение цели и задач проекта с родителями.

- Создание необходимых условий для реализации проекта:

Подобрать детскую и методическую литературу, стихи, пословицы, дидактические игры, тематический альбом, информацию о математике.

- Перспективное планирование проекта.

- Распределение обязанностей для успешной реализации проекта.


Основной этап:

  1. Разработка учебно-дидактического пособия «Разноцветный мир» и «Геометрические фигуры». (создание родителями индивидуальных листов)

  2. Подготовка альбомов для игр с Блоками Дьениша и палочками Кьюизенера

  3. Создание электронных картотек по математике для групповой и индивидуальной работы

    • 1-2. математический фольклор (пословицы, поговорки, загадки, считалки и скороговорки),

    • 2 - 7 математические сказки, стихи, различные задачи (в стихах, сказочные, шуточные, логические),

    • 8 – 12. игры со счетными палочками, лабиринты, математические ребусы, упражнения на логику, а также математические фокусы.


Заключительный этап:

Участие в конкурсе математических центров.

Предполагаемый результат:

Привлечение родителей к построению развивающей среды математического центра;

расширение математических знаний, умений и представлений при помощи игр и упражнений;

внешние продукты:

Разработка учебно-дидактического пособия «Разноцветный мир» и «Геометрические фигуры».

Создание электронной картотеки по математике.

Участие в конкурсе математических центров.

Список литературы:

Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.

Рабочая тетрадь по математике для детей 3-4 лет – автор Колесникова.















Дополнение:




Игра «закрой окошечко».

Цель игры: выбирать и соотносить предметы двух заданных форм из четырёх.

Материал: для каждого ребёнка пластинка с отверстиями двух форм, различные по форме вкладыши четырёх видов – круги, треугольники, квадраты и прямоугольники.

Ход игры: педагог рассказывает детям, что перед ними необычный домик, с разными окошечками, обращает внимание на форму. Закрыть окошечки можно только такими же по форме вкладышами. Показывает как правильно нужно действовать используя слова – такой, не такой, разные. Воспитатель побуждает детей использовать способ расчленённого обследования сенсорных свойств при сравнении вкладышей.

Игра «подбери такой же цвет».

Цель: раскладывание однородных предметов на две группы по цвету.

Материал: палочки четырёх цветов.

Ход игры: обращается внимание детей на цвет палочек, разный. Можно взять две разные игрушки с шапочками разного цвета – красной и синей и предложить каждому ребёнку выбрать палочки для одной игрушки такого же цвета, как у неё шапочка. Побуждать комментировать свои действия. Игра продолжается с другим цветом. После выбора всех палочек можно построить из палочек заборчик или лесенку для игрушек, повторяя, какого цвета палочки у каждой из них.

Игра «разложи по местам».

Цель: соотносить предметы двух заданных свойств – форма и величина.

Материал: пластина с отверстиями двух сенсорных характеристик – величины и формы, вкладыши к отверстиям – большие и маленькие фигуры четырёх разных форм – круги, треугольники, квадраты и прямоугольники.

Ход игры: педагог предлагает разложить на столе печенье (вкладыши, обращает внимание на то, что печенье разной формы и величины и предлагает разложить их по местам, указывая на отверстия, побуждает к рассматриванию и сравнению. побуждает детей называть форму и величину. Напоминает, как правильно обследовать, обводить пальчиком фигуры.

Аналогичные игры можно проводить с разным соотношением сенсорных форм – формы и цвета, цвета и величины, формы и величины.

Игра «угадай что это? ».

Цель: определять предмет на ощупь, без зрительного восприятия.

Материал: чудесный мешочек или картонная муфточка, предмет простой и выразительной формы, несколько картинок с изображением разных предметов.

Ход игры: педагог предлагает ребенку вложить руки в мешочек и ощупать двумя руками предмет, который находится в нём. Предлагает посмотреть на картинки с изображением разных предметов, назвать, есть ли среди них такой же предмет, как находящийся в мешочке. Достать предмет и сравнить свои предположения.

Игра «по грибы, по ягоды».

Цель: развивать количественные представления «один» и «много». Материал: игрушечные грибы разного цвета, 3-4 корзинки.

Ход игры: педагог обращает внимание детей на то, что корзинки пустые в них нет ни одного гриба. Предлагает собрать грибочков, показывая и говоря «вот один грибок, ещё один грибок, ещё… ». Предлагает детям помочь, побуждая проговаривать свои действия. Собрав грибы, подводится итог – сколько было? Сколько стало? Сколько осталось на полянке? Далее рассматривается содержимое корзинки вынимая по одному грибочку проговаривать свои действия, побуждая детей делать тоже .

Игра «день и ночь».

Цель: развивать временные ориентировки.

Материал: сюжетная картинка, с изображением разных частей суток и характерной для этого времени деятельностью детей и взрослых.

Ход игры: рассматривание картинки, отвечая на вопросы педагога – когда это бывает? Днём или ночью? Объясни, почему ты так думаешь? .

Дети рассказывают, объясняя свои ответы.

Можно предложить картинки с изображением различных профессий людей (скорая помощь, водитель, и т. п.) которые работают ночью. Обсуждают почему.

Можно использовать загадки о частях суток.

Предполагаемый результат:

Пополнен цент математического развития.


Проект «Младшие дошкольники в мире математики».
  • Математика
Описание:

«Младшие дошкольники в мире математики».

Тип проекта: творческий

Целевая группа: воспитатели, родители и дети 2 младшей группы «Барбарики».

Автор: Е.Т. Чусовлянкина, воспитатель

Масштаб: 1 месяц

Цель:

 пополнение развивающей среды математического центра играми и пособиями, созданными совместно с родителями.

Задачи:

Организовать  предметно-развивающую среду математического центра, включающую разнообразные игры и упражнения.

Разработать совместно с родителями  практические пособия, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.

 

Аннотация:

Маленький ребёнок безгранично любознателен. Он хочет узнать об окружающем его мире как можно больше, но не всё ещё понимает. Отсюда множество «почему? ». С этого начинается открытие мира. Ребёнок применяет результата своего жизненного опыта, которые он получил в других областях, к пониманию новых для себя явлений.

В работе с детьми четвёртого года жизни появляется новое – знакомство с элементарной математикой. Основой для него являются представления о свойствах окружающих предметов, которые он получил в раннем детстве, через накопление и совершенствование своего сенсорного опыта.

Познание дошколятами окружающего мира строится на активном участии различных анализаторов – зрительных, слуховых, осязательных и двигательных.

Знакомство ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками является одной из сторон чувственного познания. От уровня сформированности восприятия наглядно - образного и наглядно-действенного мышления зависит дальнейшее развитие познавательных возможностей и логических форм мышления. Так восприятие предметов, их свойств – цвета, формы, величины, всегда включает в себя обследование и сравнение (т. е. рассматривание, ощупывание, выслушивание и усвоение системы сенсорных эталонов – цветов спектра, геометрических форм, мер веса и величин и т. д.) .

В дошкольном возрасте правильные представления об окружающих предметах, об их цвете, форме, величине складываются в результате практических действий, усвоения приёмов и способов обследования, знакомством с названиями отдельных свойств.

В организации образовательной работы по ознакомлению с элементарной математикой с детьми четвёртого года жизни необходимо учитывать ряд закономерностей :

- необходимо обеспечить непосредственное восприятие предметов с помощью органов чувств, наглядность имеет первостепенное значение,

- дидактический материал используемый на занятиях, должен содержать познавательную задачу,

- восприятие наглядного материала и действия с ним совпадали с деятельностью познания, овладению знаниями,

- выбор наглядного материала ориентирован на задачи обучения.

В предлагаемом ребёнку дидактическом материале должен быть четко выделен признак, который становится предметом изучения (величина или количество, форма, пространственное расположение). Он должен быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.

Непосредственную образовательную деятельность с детьми четвёртого года жизни рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры, игровых упражнений, ситуаций. Ребёнка привлекает игровая ситуация, играя он незаметно для себя учится применять знания, получает удовольствие от своей умелости.

Игровая задача делает обучение более привлекательным и эмоциональным, повышается внимание и запоминание. Упражнение в игре обеспечивает прочность усвоенного материала, помогает осознавать пошаговые действия, добиться ожидаемого результата.

Педагог создаёт условия для возникновения игры, в процессе которой происходит закрепление знаний и упражнение умений. Если знакомство с дидактической игрой первичное, необходимо подробно объяснить правила игры, если одна и та же игра используется на нескольких занятиях, то необходимо поменять наглядный материал и постепенно усложнять задачу игры.

Для математического развития ребёнка важным является использование полученных знаний и навыков в игровой, продуктивной, познавательной деятельности, в житейских ситуациях. Это делает более актуальными сложившиеся представления, делает их наиболее значимыми, полезными и понятными ребёнку.

Для этого в группах рекомендуется создание «математических игротек» где размещаются различные виды математических игр – лото, мозаики, парные и разрезные картинки, сенсорные материалы и т. д. педагог должен побуждать детей к игровому взаимодействию, приглашает отдельных детей, включается в игру вместе с ними.

К отбору содержания обучения математике в дошкольном возрасте следует относиться дифференцировано, объём знаний необходимо соотносить с индивидуальными особенностями детей группы. Главное в обучении математике заключается в том, чтобы усвоение математических знаний и умений происходило в определённой последовательности, в системе, познавательный материал усложнялся постепенно, вырабатывались и совершенствовались простейшие математические навыки.

Подготовительный этап:

Обсуждение цели и задач проекта с родителями.

- Создание необходимых условий для реализации проекта:

  Подобрать детскую и методическую литературу, стихи, пословицы, дидактические игры, тематический альбом, информацию о математике.

- Перспективное планирование проекта.

- Распределение обязанностей для успешной реализации проекта.

 

Основной этап:

1.     Разработка учебно-дидактического  пособия «Разноцветный мир» и «Геометрические фигуры». (создание родителями индивидуальных листов)

2.     Подготовка альбомов для игр с Блоками Дьениша и палочками Кьюизенера

3.     Создание электронных картотек по математике для групповой и индивидуальной работы

·        1-2. математический фольклор (пословицы, поговорки, загадки, считалки и скороговорки),

·        2 - 7  математические сказки, стихи, различные задачи (в стихах, сказочные, шуточные, логические),

·        8 – 12. игры со счетными палочками, лабиринты, математические ребусы, упражнения на логику, а также математические фокусы.

 

Заключительный этап:

Участие в конкурсе математических центров.

Предполагаемый результат:

Привлечение родителей к построению развивающей среды математического центра;

расширение математических знаний, умений и представлений при помощи игр и упражнений;

внешние продукты:

Разработка учебно-дидактического  пособия «Разноцветный мир» и «Геометрические фигуры».

Создание электронной картотеки по математике.

Участие в конкурсе математических центров.

Список литературы:

Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.

Рабочая тетрадь по математике для детей 3-4 лет – автор Колесникова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение:

 

 

 

Игра «закрой окошечко».

Цель игры: выбирать и соотносить предметы двух заданных форм из четырёх.

Материал: для каждого ребёнка пластинка с отверстиями двух форм, различные по форме вкладыши четырёх видов – круги, треугольники, квадраты и прямоугольники.

Ход игры: педагог рассказывает детям, что перед ними необычный домик, с разными окошечками, обращает внимание на форму. Закрыть окошечки можно только такими же по форме вкладышами. Показывает как правильно нужно действовать используя слова – такой, не такой, разные. Воспитатель побуждает детей использовать способ расчленённого обследования сенсорных свойств при сравнении вкладышей.

Игра «подбери такой же цвет».

Цель: раскладывание однородных предметов на две группы по цвету.

Материал: палочки четырёх цветов.

Ход игры: обращается внимание детей на цвет палочек, разный. Можно взять две разные игрушки с шапочками разного цвета – красной и синей и предложить каждому ребёнку выбрать палочки для одной игрушки такого же цвета, как у неё шапочка. Побуждать комментировать свои действия. Игра продолжается с другим цветом. После выбора всех палочек можно построить из палочек заборчик или лесенку для игрушек, повторяя, какого цвета палочки у каждой из них.

Игра «разложи по местам».

Цель: соотносить предметы двух заданных свойств – форма и величина.

Материал: пластина с отверстиями двух сенсорных характеристик – величины и формы, вкладыши к отверстиям – большие и маленькие фигуры четырёх разных форм – круги, треугольники, квадраты и прямоугольники.

Ход игры: педагог предлагает разложить на столе печенье (вкладыши, обращает внимание на то, что печенье разной формы и величины и предлагает разложить их по местам, указывая на отверстия, побуждает к рассматриванию и сравнению. побуждает детей называть форму и величину. Напоминает, как правильно обследовать, обводить пальчиком фигуры.

Аналогичные игры можно проводить с разным соотношением сенсорных форм – формы и цвета, цвета и величины, формы и величины.

Игра «угадай что это? ».

Цель: определять предмет на ощупь, без зрительного восприятия.

Материал: чудесный мешочек или картонная муфточка, предмет простой и выразительной формы, несколько картинок с изображением разных предметов.

Ход игры: педагог предлагает ребенку вложить руки в мешочек и ощупать двумя руками предмет, который находится в нём. Предлагает посмотреть на картинки с изображением разных предметов, назвать, есть ли среди них такой же предмет, как находящийся в мешочке. Достать предмет и сравнить свои предположения.

Игра «по грибы, по ягоды».

Цель: развивать количественные представления «один» и «много». Материал: игрушечные грибы разного цвета, 3-4 корзинки.

Ход игры: педагог обращает внимание детей на то, что корзинки пустые в них нет ни одного гриба. Предлагает собрать грибочков, показывая и говоря «вот один грибок, ещё один грибок, ещё… ». Предлагает детям помочь, побуждая проговаривать свои действия. Собрав грибы, подводится итог – сколько было? Сколько стало? Сколько осталось на полянке? Далее рассматривается содержимое корзинки вынимая по одному грибочку проговаривать свои действия, побуждая детей делать тоже .

Игра «день и ночь».

Цель: развивать временные ориентировки.

Материал: сюжетная картинка, с изображением разных частей суток и характерной для этого времени деятельностью детей и взрослых.

Ход игры: рассматривание картинки, отвечая на вопросы педагога – когда это бывает? Днём или ночью? Объясни, почему ты так думаешь? .

Дети рассказывают, объясняя свои ответы.

Можно предложить картинки с изображением различных профессий людей (скорая помощь, водитель, и т. п.) которые работают ночью. Обсуждают почему.

Можно использовать загадки о частях суток.

 Предполагаемый результат:

Пополнен цент математического развития.

 

 

Автор Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 2888
Номер материала 45477
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓