Проект «Мир, доступный каждому»
"Социализация – это развитие и самореализация
человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства
культуры общества". В
условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую
остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными
возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и
технологии обучения и воспитания детей.
С позиций деятельностного подхода к социализации детей
с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного
усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с
окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной
адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в
условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их
включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой
деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей. Преобразования,
происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные
условия социализации детей с ограниченными возможностями. Поэтому одной из
важнейших проблем современного российского общества является проблема
социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта
проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость.
Проблема: Отсутствие педагогических и
социально-психологических условий, позволяющих учащимся с ограниченными
возможностями овладеть навыками социализации
Причины
проблемы:
1.Отсутствие
достаточного материально-технического обеспечения.
2.
Недостаточная нормативно-правовая база.
3. Отсутствие индивидуальных образовательных маршрутов для
детей с особенностями в развитии по включению в коллективные
дела, проектную деятельность и творческие занятия.
|
5. Несовершенность
системы вовлечения детей с
ограниченными возможностями здоровья в коллективные дела, проектную
деятельность и творческие занятия в образовательном процессе МКОУ «СОШ№15»
Способ
решения проблемы:
Создание
условий для успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями
через включение в коллективные дела, проектную деятельность и творческие
занятия в образовательном процессе МКОУ «СОШ№15»
Решение:
На
уровне муниципалитета:
Реализация
Программы «Развития муниципальной системы образования Мирнинского района на
2012-2016г,
|
«Создание
условий для интеграции (инклюзии) обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях»,
Реализация проектов
«Дети-инвалиды» и «Дистанционное
обучение детей с ограниченными возможностями»
На
уровне школы:
Реализация
проекта «Мир, доступный каждому»:
1.Разработка
локальных актов, регламентирующих введение инклюзивного образования
2. Повышение квалификации
педагогических работников по вопросам инклюзивного образования через семинары,
дистанционные курсы.
3. Создание банка данных
детей- инвалидов ,разработка индивидуальных образовательных маршрутов
4. Разработка индикаторов
для определения внепредметных компетенций учащихся и определение уровня
социализации.
5. Заседание проектной группы
по формированию плана практических мероприятий
6. Укрепление
материально- технической базы
7.Заседание
Административного совета по представлению описанной модели инклюзивного
образования в школе
8. Педсовет
по утверждению модели инклюзивного образования в школе
9. Разработка
методических рекомендаций для педагогов, родителей
10. Создание системы
взаимодействия с семьей для оказания компетентной помощи
- Скрининг — исследование семьи.
(Анкетирование родителей с целью выявления: социального статуса
семьи).
- Присутствие родителей
на коррекционно — развивающих занятием с ребенком
(выполнение с ребенком домашних заданий);
- Своевременное информационное
обеспечение.
- Организация
работы «Родительский университет», где занятия ведут педагоги-психологи,
педагоги-социологи, медицинские специалисты
- Консультации,
методические рекомендации родителям по воспитанию, обучению и проведению
реабилитационных мероприятий на дому.
- Повышение
психолого-педагогической компетенции и психологическая адаптация.
- Информационно-консультативная
работа по вопросам социальной адаптации, социально-бытового ориентирования
и интеграции в социум.
- Образовательная
работа.
- Организация
совместной досуговой деятельности родителей и детей.
11.Психолого-педагогическое сопровождение
учащихся
12. Мероприятия по интеграции
детей с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников:
·
Оформление информационного стенда
- Участие в классных и общешкольных
мероприятиях (конкурсы рисунков, сочинений, Праздник Знаний, Осенний бал,
День именинников , Новогодние утренники и т.д.)
- Свободное посещение уроков изо,
музыки
- День открытых дверей (экскурсия по
школьным кабинетам)
- Посещение школьной библиотеки
- Групповые занятия с логопедом,
психологом
- Праздник «Мир наших увлечений» для
родителей и детей
- Посещение школьного краеведческого
музея
13. и т.д.
Эффекты
от реализации проекта:
1.Успешная социализация и интеграции
детей с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников.
2.Изменение отношения
общественности к деятельности школы по созданию условий для успешной
социализации учащихся с ограниченными возможностями через включение в
коллективные дела, проектную деятельность и творческие занятия в
образовательном процессе .
3.Положительные
отклики родителей на помощь детям с ограниченными возможностями
через включение в коллективные дела, проектную деятельность и творческие
занятия.
4.Школа
может стать стажировочной площадкой по теме «Создание условий для успешной
социализации учащихся с ограниченными возможностями через включение в
коллективные дела, проектную деятельность и творческие занятия в
образовательном процессе»
Актуальность:
1.Для
оптимального развития и адекватной самореализации ребенку с ограниченными
возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая
устанавливается в процессе социализации, общения, коллективной деятельности.
2.
Увеличение количества детей с ограниченными возможностями. (2012-2%; 2013г- 5%)
3.Социальные условия поселка
№
|
Риски
реализации проекта
|
Способы
преодоления рисков
|
1.
|
Несоответствие нормативов
финансирования.
2. Недостаточное количество
квалифицированных специалистов по работе с детьми с ограниченными
возможностями,
недостаточная психологическая готовность
родителей к обучению детей в режиме инклюзивного образования.
|
1.Поиск опыта работы других регионов по
созданию
материально-технической базы.
2. Привлечение внебюджетных средств.
3. Привлечение учредителя и Управляющего
совета
2. Повышение квалификации педагогических
работников по вопросам инклюзивного образования.
3. Проведение всеобуча родителей по вопросам
инклюзивного образования через
индивидуальные консультации.
.
|
Ссылки:
1.Модель
2020 или
Федеральная
целевая программа развития образования 2010-2015г.г. «Создание
образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования
для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их
социализацию»
2.
Ориентиры Республики (Программа «Развития образования РС(Я)»
«Создание образовательной среды, обеспечивающей
доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями
здоровья»
3.
Программа «Развития муниципальной системы образования Мирнинского района на
2012-2016г
|
«Создание
условий для интеграции (инклюзии) обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.