Главная / Математика / проект "Математика в литературных произведениях"

проект "Математика в литературных произведениях"

hello_html_191b8036.gifhello_html_m4c021732.gifРостовская средняя школа

Научное общество учащихся







Научно-исследовательский проект









Выполнила:

ученица 6«Б»эксп. класса Ростовской СШ

Иксанова Маргарита

Руководители:

учитель рус. яз. и лит-ры Колесникова О.В.,

учитель матем. Барташевич Л.Ю.





Ростовка 2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2-6

Исследовательская часть………………………………………………..7-15

1.Задача о догадливой вороне…………………………………………7-9

1.1теоретический способ решения задачи…………………………….7-8

1.2экспериментальная часть решения задачи…………………………8

    1. выводы по эксперименту…………………………………………….9

2.Сказка о царе Салтане и тридцати трех богатырях………………...10-12

3.Ученый кот Пушкина…………………………………………………..13

4.Задача о «гордом холме»……………………………………………...13-15

Заключение………………………………………………………………..16-18

Список литературы ……………………………………………………...19

Фотоматериалы…………………………………………………………..20-21


















Введение

Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...

А. П. Чехов

Сочетать несочетаемое - привычная работа нашего воображения, когда мы ищем объяснение непонятному.

Человек воспринимает, познаёт и воссоздаёт мир двумя противоположными способами — рассудочным и образным, рациональным и эмоциональным, «мыслью и сердцем»[3]. Это приводит к условному делению большинства людей на «физиков» и «лириков». Таким образом, сама природа, давая человеку призвание, заботится о том, чтобы развитие культуры было обеспечено приходом как ученых, так и художников. Науку и искусство можно назвать двумя крыльями культуры, они — дополняющие друг друга противоположности, две грани одного и того же процесса - творчества.

Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция.

Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах.

Школьник, которому приходится видеть математику только в учебнике, неожиданно встречаясь с математическими вкраплениями в произведениях великих русских художников слова - Пушкина, Лермонтова, Чехова, воспримет их литературные творения с особым интересом. И, скорее всего, покоренный этой красотой, увидит математику так, как видим её мы – авторы этой работы.

Математические задачи ставят перед читателями авторы некоторых романов, повестей, рассказов, как правило, между - делом зачастую сами не обращая на это внимания. А сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования.

Представляем вашему вниманию наш первый литературный опыт, связанный с математикой, и, перефразируя слова известного сказочного персонажа, можно сказать: «Мы не поэты, мы только учимся, но математика позволяет делать настоящие чудеса».

Литература с математикой с давнишних пор

Ведут между собой древнейший спор.

«Я - Математика! Я - Королева средь наук.

И без меня все, как без рук.

Не смогут вычесть и сложить,

И даже точно день прожить.

Моих фигур прелестный ряд

Везде, куда не кинешь взгляд.

Я Человечеству служу,

Я ум в порядок привожу».

Литература ей в ответ:

«Да, ты прекрасна спору нет.

Но всех важнее я на свете.

Нужна и взрослым я и детям,

И интересней нет меня наук.

Я для людей -духовный друг!

Я тоже Человечеству служу

И в людях чувства добрые бужу».

Так множество веков тянулись разногласья

О том, что между разумом и чувством нет согласья.

Друзья! Решили мы окончить этот спор:

И о пересеченье этих плоскостей ведем наш разговор.

А на прямой, образовавшейся от их пересеченья

Остались чувства умные и добрый ум.

И если добрый ум в науке будет балом править.

То чувства умные несовершенный мир исправят.

Как верно заметил А. Блок, сама истинная поэзия, сами «настоящие стихи - это математика слова»[1].

Литература и математика - что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строгий научный подход и абстрактную форму интуиции. Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создала адекватные методы математического описания знаков природы. Это замечательное свойство делает математику универсальным инструментом для всех естественных наук.

Гипотеза: перефразируя знаменитые слова Софьи Васильевны Ковалевской, что каждый математик должен быть немного поэтом в душе, в своей работе мы попытаемся показать, что в некоторых литературных произведениях присутствует математическая логика, строгие научные рассуждения, но встречаются и математически неправильно решенные жизненные задачи.

Актуальность выбранной темы - увидеть за словом число, за сюжетом - формулу и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков.

Цель исследования - поиск математических задач в художественной литературе. По возможности их решение и объяснение.

Объект исследования: произведения русской классической художественной литературы.

Задачи исследования:

  1. вызвать интерес к изучению предмета «математика» у учащихся , имеющих гуманитарный склад ума;

  2. изучение научно-популярной, занимательной русской литературы;

  3. подбор художественной литературы для исследования;

  4. решение задач и оценка полученных результатов;

Методы исследования: анализ научно-популярной и художественной литературы, анализ и решение, сравнение результатов с реальной действительностью.

Жизнь человека и общества постоянно требует сложных решений, выходящих за рамки любой профессии, любого специализированного образа мысли.

Наша исследовательская работа лишний раз подтверждает знаменитую истину, что математика не признаёт упрощенного подхода, основанного на фантазии и неправдоподобности, и является «царицей всех наук»[2].

В своём исследовании мы хотим подтвердить наше предположение о том, что многие поэты и писатели всё-таки являются математиками в душе и многим математикам свойственны поэтические таланты.











Исследовательская часть

1. Задача о догадливой вороне

Недавно я прочитала забавный рассказ Л.Н.Толстого о догадливой вороне, основанный на старинной легенде. Этот старинный легенда повествует о вороне, страдавшей от жажды и нашедшей кувшин с водой.

Воды в кувшине было мало, клювом ее не достать, но ворона будто бы сообразила, как пособить горю: она стала кидать в кувшин камешки. В результате этой уловки уровень воды поднялся до краев кувшина, и ворона могла напиться.[13]

1.1 Теоретический способ решения задачи

Не обсуждая того, могла ли ворона проявить подобную сообразительность, я заинтересовалась этим случаем с геометрической стороны. Легенда дает повод рассмотреть следующую задачу:

Сколько воды должно было быть в кувшине первоначально, чтобы ворона могла напиться?

Я решила рассмотреть три случая:

Удалось ли бы вороне напиться, если вода в кувшине налита была меньше половины, до половины, больше половины?

Решение

Разбор задачи убеждает, что способ, примененный вороной, приводит к цели не при всяком первоначальном уровне воды в кувшине.

Ради упрощения примем, что кувшин имеет форму прямоугольной призмы, а камешки представляют собой шарики одинаковой величины. Легко сообразить, что вода поднимается над уровнем камешков лишь в том случае, если первоначальный запас воды имеет больший объем, чем все промежутки между камешками: тогда вода заполнит промежутки и выступит поверх камешков. Можно вычислить, какой объем занимают эти промежутки. Проще всего выполнить расчет при таком расположении каменных шариков, когда центр каждого лежит на одной отвесной прямой с центрами верхнего и нижнего шариков. Пусть диаметр шарика d и, следовательно, объем его

V1= hello_html_a89ed8e.gif hello_html_319f790b.gif,

а объем описанного около него кубика

V2= hello_html_cf04bd1.gif.

Разность их объемов: V1-V2 = hello_html_17ac29fe.gif hello_html_319f790b.gif

есть объем незаполненной части кубика, а отношение


hello_html_m2fb21062.gif=hello_html_m170d184f.gif 0,48 (hello_html_m7444b1e1.gif)

означает, что незаполненная часть каждого кубика составляет 0,48 его объема. Такую же долю составляет и сумма всех объемов пустот от объема кувшина. Таким образом, объемы пустот и шариков равны

( 0,48=0,48) и вода не выступает на поверхности.

Мало что изменяется, если кувшин имеет не форму параллелепипеда, а камешки нешарообразны.

Во всех случаях можно утверждать, что если первоначально вода в кувшине налита была, ниже половины, вороне не удалось бы набрасыванием камешков поднять воду до краев.

1.2 Экспериментальная часть

Я провела эксперимент: взял мерный цилиндр и камешки гравия.

Наливала в цилиндр воду, рассматривая все три случая.

Результаты измерений были занесены в таблицу.

Первоначальный уровень воды

Объем воды до наполнения кувшина камнями, см3

Уровень воды после наполнения кувшина камнями,

ниже половины

40

Ниже камней

половина

50

Выше на 2см

выше половины

80

Выше на 5см

1.3 Выводы по эксперименту:

если вода стояла, ниже половины высоты кувшина или вода занимала половину высоты кувшина, - вороне не удалось бы напиться;

если вода стояла выше половины высоты кувшина, - ворона бы напилась.

Результаты эксперимента подтверждают теоретическое решение задачи.

Будь ворона посильнее, - настолько, чтобы утрясти камешки в кувшине и добиться их плотного сложения, - ей удалось бы поднять воду более чем в два раза выше первоначального уровня. Но ей это не под силу сделать.

Я проверила, если брать очень мелкие камни, то вода поднимается выше. В реальных условиях рыхлое расположение камешков допустимо. К тому же кувшины обычно раздуты в средней части; это должно так же уменьшить высоту подъема воды, и подкрепляет правильность вывода(от формы сосуда и высоты воды в кувшине зависит решение проблемы: смогла ли ворона напиться воды?).
















  1. Сказка о царе Салтане и тридцати трёх богатырях

На уроке литературы в 5 классе учитель задал нам необычный вопрос: докажите, что сказка о царе Салтане именно сказка, а не быль. Сама постановка задачи вызвала недоумение: никогда прежде на уроках литературы мы ничего не доказывали! Да, мы рассуждали, спорили, учились аргументировано отстаивать свое мнение, но доказывать... на уроках литературы... Нет, такого не было. Это же не математика!

А дальше было вот что. Допустим, сказал наш учитель, сказка о царе Салтане — это быль, и всякое высказывание в ней истинно. Рассмотрим, как корабельщики рассказывают царю Салтану про чудо - явления тридцати трех богатырей:

Каждый день идет там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге —

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить.[11]

... Итак, на берег из моря выходят 33 молодых богатыря и старый дядька Черномор, который выводит их парами, то есть по двое. Но 33 на 2 не делится, следовательно, поэтическое описание оказывается ложным, невозможным с точки зрения арифметики. Отсюда следует, что произведение Александра Сергеевича Пушкина действительно является сказкой, что и требовалось доказать.

Неужели поэт ошибся? Получается так, что наш великий поэт допустил элементарную математическую ошибку и не заметил, что 33 нельзя раз делить нацело на 2? Нет, конечно. Почти шесть лет - с 19 октября 1811 года до 9 июня 1817 - Пушкин провел в Императорском Лицее, который принадлежал к числу учебных заведений с энциклопедической программой обучения и воспитания. Он давал общее высшее образование, приравненное к университетскому. Обучение в Лицее длилось шесть лет: первые три года - начальный курс - изучались предметы старших классов гимназии, три последующих года - университетский (или окончательный) курс - предметы университета. В лицейском Уставе говорилось о равноправии гуманитарных и точных наук: «При вступлении воспитанников в курс окончательный науки нравственные, физические и математические должны занимать первое место». Пройдет всего несколько лет, и многочисленные научно-технические открытия изменят представления о мире и вызовут огромный интерес к точным наукам. И появятся гениальные пушкинские строки:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг...[8]

О высоком качестве математического образования в лицее говорит следующий факт: Однажды в конце учебного года профессор Я.И.Карцов попросил своих учеников вычислить сумму 1 + 2 + 3 + ... + 10.

Кто быстро, кто не очень, но каждый получил ответ - 55. А теперь, - продолжил учитель, - перед некоторыми из этих десяти чисел поставьте знак минус так, чтобы полученная сумма равнялась нулю. Кто этого добьется, получит отличную оценку за год! Доподлинно неизвестно, чем закончилась эта история. Быть может, задача оказалась сложной для лицеистов -гуманитариев. Дело в том, что получить ноль таким образом невозможно, и ожидаемое учителем доказательство этого несомненно заслуживает пятерки.

Подобная задача двухсотлетней давности, «всплыла» в 2010 году на ЕНТ по математике.

Летом 1831 года, женившись, Пушкин проводил лето в Царском Селе и вновь посетил Лицей. Известно, что лицеистов в классе рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться. И вот тогда летом 31-го года один самый смелый воспитанник спросил поэта - за что учитель математики отправил его за самую последнюю парту? ! - Я не мог 33 разделить на 2! - улыбнулся поэт.

В это время, летом 31-го, Пушкин завершал работу над «Сказкой о Царе Салтане». В рукописях поэта сохранились две записи этого сюжета, относящиеся к 1822 и 1824 годам. Вернувшись из Лицея к своему письменному столу, поэт вновь вспомнил пору своего ученичества, вспомнил и эпизод с делением, всего-то на всего - одно число разделить на другое. Но это деление у юного Александра никак не получалось. Это был именно тот день, когда учитель сказал ему: «Ступайте, Пушкин, на место! И продолжайте лучше сочинять свои стихи!..»

Историю о том неудавшемся делении и зашифровал поэт в рассказе о тридцати трех богатырях, выходящих из моря парами!...










  1. Учёный кот Пушкина

А.С. Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»[10].

Читая произведения Пушкина, мы находим применение геометрии. Кому не известны следующие пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом. [10]

А задумываемся ли мы над тем, какую линию описывает кот при своем движении? На первый взгляд может показаться, при таком движении описывается окружность. Но это неверно. Ведь цепь все время наматывается или сматывается с дуба так, что она натянута и образует касательные к окружности ствола. Ее концы при этом описывают сложную геометрическую кривую. Так что кот не зря назван Пушкиным «Ученым»: он знаком с этой геометрической кривой.

  1. Задача о «Гордом холме»

Существует старинная легенда восточных народов, рассказанная А.С.Пушкиным в Скупом рыцаре».

Читал я где-то,

Что царь однажды воинам своим

Велел снести земли по горсти в кучу,

И гордый холм возвысился – и царь

Мог с вышины с весельем озирать

И дол, покрытый белыми шатрами,

И море, где бежали корабли. [12]

Таким образом, можно сформулировать математическую модель данной задачи:

Какую высоту будет иметь куча песка, насыпанная горстями людей из древнего войска?

На какое расстояние увеличится дальность горизонта, если находится на вершине этого кургана?

По экспериментальным данным среднее значение одной горсти песка у одного взрослого мужчины может быть равным 156 см3.

Объем горсти песка, см3

Среднее значение, см3

1

190

156

2

148

3

152

4

134


Старинные армии были не так многочисленны, как современные. Рассмотрим большое войско, состоящее из 100 000 человек. Поэтому по моим расчетам объем такого холма мог быть:

hello_html_4044c955.gif3 = 15,6м3.

Высота холма при заданных условиях будет составлять высоту конуса. Угол откоса ≤ 450, иначе земля начнет осыпаться. Возьмем угол откоса максимальный в 450.

Если даже каждый воин принес не горсть земли, а пригоршню, то и тогда по результатам эксперимента её средний объем равен 284 см3.

Объем пригоршни песка, см3

Среднее значение, см3

1

290

284

2

210

3

325

4

310


А объем холма: hello_html_ac1202d.gif 28400000см3=28,4м3.

Высота такого холма немного отличается от предыдущего и будет:

hello_html_399ecb3d.gif3,005м.

Надо обладать очень богатым воображением, чтобы земляную кучу высотой в 3 метра назвать «гордым холмом». Сделав расчет для меньшего угла, мы получили бы еще более скромный результат.

У великого полководца Атиллы было самое многочисленное войско, какое знал древний мир. Историки оценивают это войско в 700 000человек. Если бы эти воины участвовали в насыпании холма, то куча была бы выше. Объем такой кучи был бы в 7 раз больше рассчитанной, а высота холма превышала вычисленную высоту в hello_html_66e53ed8.gif. Она равнялась бы 3 1,9 = 5,7 м. Наверное, курган таких размеров не удовлетворил бы честолюбие Атиллы.

А.С. Пушкин делает ошибку, говоря о далёком горизонте, открывающемся с вершины «гордого холма».

Полчища Атиллы не смогли воздвигнуть холм выше 5,7м. теперь можно завершить расчеты, определив, насколько холм этот расширял горизонт наблюдателя, поместившегося на его вершине.

Глаз такого зрителя возвышался бы над почвой на 5,7+1,5=7,2, т.е. на 7 метров, и следовательно, дальность горизонта была ровно бы 8,8 км. Это всего на 4 км больше того, что можно видеть, стоя на ровной земле, а наблюдать море можно, если находишься на его берегу.

Это легенда, в которой при кажущемся правдоподобии нет и зерна правды. Доказано геометрически, что если бы какой-нибудь древний деспот вздумал осуществить такую затею, он был бы обескуражен мизерностью результата. Перед ним высилась бы настолько жалкая куча земли, что никакая фантазия не смогла бы раздуть ее в легендарный «гордый холм».










5. Заключение

Приступая к исследованию, мы ставили перед собой задачу вызвать интерес к изучению предмета «математика» у учащихся, имеющих гуманитарный склад ума.

Математика неисчерпаема и многогранна, одного покоряет ее логическая стройность, другого – абстрактный метод, третий ценит в ней величайшую полезность. Единство особенности математики – это так же ее особенность, которая составляет ее красоту.

В моей исследовательской работе раскрыты факты счастливого соединения художественного и математического таланта, наблюдаемого у некоторых людей. Читая художественные произведения, я встречала в них элементы математики.

Математика и литература, не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.

Через поиск и решение математических задач в литературных произведениях и сравнение полученных решений с авторскими, мы, повторяя сказанное выше, хотели вызвать интерес к изучению математики.

Для этого:

- была изучена научная и научно-популярная литература, исследующая связь литературы и математики, представляющая решение задач в литературных произведениях;

- были подобраны для исследования отрывки из художественных произведений, в которых рассматривались или были представлены различные математические задачи или ситуации, связанные с этой наукой;

- выполнено решение подобранных задач;

- проведено сопоставление полученных в данном исследовании решений задач с решениями, представленными авторами литературных произведений;

О заинтересованности нашим проектом говорит тот факт, что учащиеся средних классов сами стали находить и приносить нам математические задачи из произведений детской художественной литературы: «Алиса в стране чудес»Льюиса Кэрролла, «Старик Хоттабыч» Л.И. Лагина и др. А ученики старших классов проявили интерес потому, что некоторые задачи из художественных произведений в несколько изменённом виде встречаются в едином национальном тестировании (ЕНТ) по математике.

Если 2 из 100 человек, с которыми мы общались, перед которыми мы выступали с нашим исследованием, увидят в художественных произведениях математическую ситуацию, задачу, там где раньше никогда её не видели, не обращали на неё внимание, и хотя бы 1 человек из этих 2% попытается разобрать ситуацию, приступить к решению этой математической задачи, мы считаем, что наша работа, наше исследование, принесли огромную пользу, ибо они увидели за словом число, за сюжетом – формулу то есть цель нашей работы – достигнута.













Вывод


Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика и литература – это вечные науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю. Не менее важна и литература, позволяющая человеку выражать свои мысли, чувства, эмоции. Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок.


























Список литературы

  1. А.Блок «Автобиография»

  2. Гаусс Карл Фридрих. Сборник статей, М., 1956.

  3. Гомер. Илиада. Песнь шестая

  4. Депман И. Я. Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики М., «Просвещение» 1989 С. 191

  5. Козлов С.Софья Васильевна Ковалевская: приложение «Математика» к газете «Первое сентября» [Текст] / - 2009. -№18.-С. 2-3.

  6. Перельман, Я. И. Занимательная арифметика. [Текст] / Я. И. Перельман. - Русанова, 1994.

  7. Перельман, Я. И. Занимательная геометрия [Текст] / Я. И. Перельман. Екатеринбург: Тезис, 1994. - 288 с.

  8. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах, Санкт-Петебург:Золотой век, Диамант,1997

  9. Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: В 17 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939-1959.

  10. Пушкин А.С. Руслан и Людмила. М., 1993,с.12

  11. Пушкин А. С. Сказка о царе Салтане

  12. Пушкин А.С. Скупой рыцарь. Собр. Соч. Т. №3, М., 1969. – С. 353.

  13. Л.Н.Толстой «Сказ о догадливой вороне».







проект "Математика в литературных произведениях"
  • Математика
Описание:

Ростовская средняя школа

Научное общество учащихся

 

 

 

Научно-исследовательский проект

 

 

 

 

   Выполнила:

   ученица 6«Б»эксп. класса Ростовской   СШ

Иксанова  Маргарита

Руководители:

учитель рус. яз. и лит-ры Колесникова О.В.,

учитель матем.  Барташевич Л.Ю.

 

 

                                      Ростовка 2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2-6

Исследовательская часть………………………………………………..7-15

1.Задача о догадливой вороне…………………………………………7-9

1.1теоретический способ решения задачи…………………………….7-8

1.2экспериментальная часть решения задачи…………………………8

1.3выводы по эксперименту…………………………………………….9

2.Сказка о царе Салтане и тридцати трех богатырях………………...10-12

3.Ученый кот Пушкина…………………………………………………..13

4.Задача о «гордом холме»……………………………………………...13-15

Заключение………………………………………………………………..16-18

Список литературы ……………………………………………………...19

Фотоматериалы…………………………………………………………..20-21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гуманитарные науки... только то­гда будут удовлетворять человече­скую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...

А. П. Чехов

Сочетать несочетаемое - привычная работа нашего воображения, когда мы ищем объяснение непонятному.

Человек воспринимает, позна­ёт и воссоздаёт мир двумя противоположными способами — рас­судочным и образным, рациональным и эмоциональным, «мыс­лью и сердцем»[3]. Это приводит к условному делению большинства людей на «физиков» и «лириков». Таким образом, сама природа, давая человеку призвание, заботится о том, чтобы развитие культуры было обеспечено приходом как ученых, так и художников. Нау­ку и искусство можно назвать двумя крыльями культуры, они — дополняющие друг друга противоположности, две грани одного и того же процесса - творчества.

   Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция.

   Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах.

Школьник, которому приходится видеть мате­матику только в учебнике, неожиданно встречаясь с математи­ческими вкраплениями в произведениях великих русских художников слова - Пушкина, Лермонтова, Чехова, воспримет их литературные творения с особым интересом. И, скорее всего, покоренный этой красотой, увидит  математику так, как видим её мы – авторы этой работы.

   Математические  задачи ставят перед читателями авторы некоторых романов, повестей, рассказов, как правило, между -  делом зачастую сами не обращая на это внимания. А сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования.

Представляем вашему вниманию наш первый литературный опыт, связанный с математикой, и, перефразируя слова известного сказочного персонажа, можно сказать: «Мы не поэты, мы только учимся, но математика позволяет делать настоящие чудеса».

Литература с математикой с давнишних пор

Ведут между собой древнейший спор.

«Я - Математика! Я - Королева средь наук.

И без меня все, как без рук.

Не смогут вычесть и сложить,

И даже точно день прожить.

Моих фигур прелестный ряд

Везде, куда не кинешь взгляд.

Я Человечеству служу,

Я ум в порядок привожу».

Литература ей в ответ:

«Да, ты прекрасна спору нет.

Но всех важнее я на свете.

Нужна и взрослым я и детям,

И интересней нет меня наук.

Я для людей -духовный друг!

Я тоже Человечеству служу

И в людях чувства добрые бужу».

Так множество веков тянулись разногласья

О том, что между разумом и чувством нет согласья.

Друзья! Решили мы окончить этот спор:

И о пересеченье этих плоскостей ведем наш разговор.

А на прямой, образовавшейся от их пересеченья

Остались чувства умные и добрый ум.

И если добрый ум в науке будет балом править.

То чувства умные несовершенный мир исправят.

Как верно заметил А. Блок, сама истинная поэзия, сами «настоящие сти­хи - это математика слова»[1].

Литература и математика - что может объединять эти дале­кие друг от друга области знаний? Литературу, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строгий науч­ный подход и абстрактную форму интуиции. Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создала адекватные методы математического описания зна­ков природы. Это замечательное свойство делает математику универсальным инструментом для всех естественных наук.

Гипотеза: перефразируя знаменитые слова Софьи Васильевны Ковалевской, что каждый математик должен быть немного поэтом в душе, в своей работе мы попытаемся показать, что в некоторых литературных произведениях присутствует математическая логика,  строгие научные рассуждения, но встречаются  и математически неправильно решенные жизненные задачи.

Актуальность выбранной темы - увидеть за словом число, за сюжетом - формулу и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика  не только для математиков.                                                        

Цель исследования - поиск математических задач в художественной литературе. По возможности их решение и объяснение.  

Объект исследования: произведения русской классической художественной литературы.

Задачи исследования:

1)    вызвать интерес к изучению предмета «математика» у учащихся , имеющих гуманитарный склад ума;

2)    изучение научно-популярной, занимательной русской литера­туры;

3)    подбор художественной литературы для исследования;

4)      решение задач и оценка полученных результатов;

Методы исследования: анализ научно-популярной и художественной литературы, анализ и решение, сравнение результа­тов с реальной действительностью.

Жизнь человека и общества постоянно требует сложных ре­шений, выходящих за рамки любой профессии, любого специа­лизированного образа мысли.

Наша исследовательская работа лишний раз подтверждает знаменитую истину, что математика не признаёт упрощенного подхода,  основанного на фантазии и неправдоподобности, и является «царицей всех наук»[2].

В своём исследовании мы хотим подтвердить  наше предположение о том, что многие поэты и писатели всё-таки являются математиками в душе и многим математикам свойственны поэтические таланты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская часть

1.  Задача о догадливой вороне

   Недавно я прочитала забавный рассказ Л.Н.Толстого о догадливой вороне, основанный на старинной легенде.  Этот старинный легенда повествует о вороне, страдавшей от жажды и нашедшей кувшин с водой.

   Воды в кувшине было мало, клювом ее не достать, но ворона будто бы сообразила, как пособить горю: она стала кидать в кувшин камешки. В результате этой уловки уровень воды поднялся до краев кувшина, и ворона могла напиться.[13]

1.1 Теоретический способ решения задачи

   Не  обсуждая того, могла ли ворона проявить подобную сообразительность, я заинтересовалась этим случаем  с геометрической стороны. Легенда  дает повод рассмотреть следующую  задачу:

   Сколько воды должно было быть в кувшине первоначально, чтобы ворона могла напиться?

Я решила рассмотреть три случая:

   Удалось ли бы вороне напиться, если вода в кувшине налита была меньше половины, до половины,  больше половины?

Решение

   Разбор задачи убеждает, что способ, примененный вороной, приводит к цели не при всяком первоначальном уровне воды в кувшине.

   Ради упрощения примем, что кувшин имеет форму прямоугольной призмы, а камешки представляют собой шарики одинаковой величины. Легко сообразить, что вода поднимается над уровнем камешков лишь в том случае, если первоначальный запас воды имеет больший объем, чем все промежутки между камешками: тогда вода заполнит промежутки и выступит поверх камешков.  Можно вычислить, какой объем занимают эти промежутки. Проще всего выполнить расчет при таком расположении каменных шариков, когда центр каждого лежит на одной отвесной прямой с центрами верхнего и нижнего шариков.   Пусть диаметр шарика d и, следовательно, объем его

    V1=   ,

а объем описанного около него кубика

   V2= .

  Разность их объемов:               V1-V2 =    

есть объем незаполненной части кубика, а отношение

 

 =  0,48      ( )

означает, что незаполненная часть каждого кубика составляет 0,48 его объема. Такую же долю составляет и сумма всех объемов пустот от объема кувшина. Таким образом, объемы пустот и  шариков равны

  (  0,48=0,48)  и вода не выступает на поверхности.

   Мало что изменяется, если кувшин имеет не форму параллелепипеда, а камешки нешарообразны.

    Во всех случаях можно утверждать, что если первоначально вода в кувшине налита была, ниже половины, вороне не удалось бы набрасыванием камешков поднять воду до краев.

1.2 Экспериментальная часть

Я провела эксперимент: взял мерный цилиндр и камешки гравия.

    Наливала в цилиндр воду, рассматривая все  три случая. 

    Результаты измерений были занесены в таблицу.

Первоначальный уровень воды

Объем воды до наполнения кувшина камнями, см3

Уровень воды после наполнения кувшина камнями,

 ниже половины

40

Ниже камней

половина

50

Выше на 2см

выше половины

80

Выше на 5см

1.3 Выводы по эксперименту:

если вода стояла,  ниже половины высоты кувшина или вода занимала  половину  высоты кувшина, - вороне не удалось бы напиться;

   если вода стояла выше половины высоты кувшина, - ворона бы напилась. 

Результаты эксперимента подтверждают теоретическое решение задачи.

   Будь ворона посильнее, - настолько, чтобы утрясти камешки в кувшине и добиться их плотного сложения, - ей удалось бы поднять воду более чем  в два раза  выше первоначального уровня. Но ей это не под силу сделать. 

 Я проверила, если брать очень мелкие камни, то вода поднимается выше.           В реальных условиях рыхлое расположение камешков допустимо.  К  тому же кувшины обычно раздуты в средней части; это должно так же уменьшить высоту подъема воды, и подкрепляет правильность вывода(от формы сосуда и высоты воды в кувшине зависит решение проблемы: смогла ли ворона напиться воды?).

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Сказка о царе Салтане и  тридцати трёх богатырях

На  уроке литературы в 5 классе учитель задал нам необыч­ный вопрос: докажите, что сказка о царе Салтане именно сказка, а не быль. Сама постановка задачи вызвала недоумение: никогда прежде на уроках литературы мы ничего не доказывали! Да, мы рассужда­ли, спорили, учились аргументировано отстаивать свое мнение, но доказывать... на уроках литературы... Нет, такого не было. Это же не математика!

А дальше было вот что. Допустим, ска­зал наш учитель, сказка о царе Салта­не — это быль, и всякое высказывание в ней истинно. Рассмотрим, как корабель­щики рассказывают царю Салтану про чудо - явления тридцати трех богатырей:

Каждый день идет там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге —

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить.[11]  

... Итак, на берег из моря выходят 33 мо­лодых богатыря и старый дядька Черно­мор, который выводит их парами, то есть по двое. Но 33 на 2 не делится, следова­тельно, поэтическое описание оказывает­ся ложным, невозможным с точки зрения арифметики. Отсюда следует, что произ­ведение Александра Сергеевича Пушки­на действительно является сказкой, что и требовалось доказать.

Неужели поэт ошибся? Получается так, что наш великий поэт допустил элементарную математическую ошибку и не заметил, что 33 нельзя раз делить нацело на 2? Нет, конечно. Поч­ти шесть лет - с 19 октября 1811 года до 9 июня 1817 - Пушкин провел в Импера­торском Лицее, который при­надлежал к числу учебных заведений с энциклопедической программой обучения и воспитания. Он давал общее высшее образование, прирав­ненное к университетскому. Обучение в Лицее длилось шесть лет: первые три года - начальный курс - изучались пред­меты старших классов гимназии, три по­следующих года - университетский (или окончательный) курс - предметы универ­ситета. В лицейском Уставе говорилось о равнопра­вии гуманитарных и точных наук: «При вступлении воспитанников в курс окон­чательный науки нравственные, физиче­ские и математические должны занимать первое место». Пройдет всего несколько лет, и много­численные научно-технические открытия изменят представления о мире и вызовут огромный интерес к точным наукам. И по­явятся гениальные пушкинские строки:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг...[8]

О высоком качестве математического образования в лицее говорит следующий факт: Однажды в конце учебного года про­фессор Я.И.Карцов попросил своих учеников вычислить сумму       1 + 2 + 3 + ... + 10.

Кто быстро, кто не очень, но каждый получил ответ - 55. А теперь, - продол­жил учитель, - перед некоторыми из этих десяти чисел поставьте знак минус так, чтобы полученная сумма равнялась ну­лю. Кто этого добьется, получит отличную оценку за год!   Доподлинно неизвестно, чем закон­чилась эта история. Быть может, зада­ча оказалась сложной для лицеистов -гуманитариев. Дело в том, что получить ноль таким образом невозможно, и ожида­емое учителем доказательство этого несо­мненно заслуживает пятерки.

         Подобная задача   двух­сотлетней давности, «всплыла» в 2010 году на ЕНТ по математике.         

Летом 1831 года, женившись, Пушкин проводил лето в Царском Селе и вновь посетил Лицей. Известно, что лицеистов в классе рассаживали в соответствии с успехами в  учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться.  И вот тогда летом 31-го года один самый смелый воспитанник спросил поэта - за что учитель математики отправил его за самую последнюю парту? ! - Я не мог 33 разделить на 2! - улыбнулся поэт.

В это время, летом 31-го, Пушкин за­вершал работу над «Сказкой о Царе Салтане». В рукописях поэта сохранились две записи этого сюжета, относящиеся к 1822 и 1824 годам.   Вер­нувшись из Лицея к своему письменному столу, поэт вновь вспомнил пору своего ученичества, вспомнил и эпизод с деле­нием, всего-то на всего - одно число раз­делить на другое. Но это деление у юного Александра никак не получалось. Это был именно тот день, когда учитель сказал  ему: «Ступайте, Пушкин, на место! И про­должайте лучше сочинять свои стихи!..»

Историю о том неудавшемся делении и зашифровал поэт в рассказе о тридцати трех богатырях, выходящих из моря па­рами!...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Учёный кот Пушкина

А.С. Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»[10].

Читая произведения Пушкина, мы находим применение геометрии. Кому не известны следующие пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила».

                                  У лукоморья дуб зеленый

                                  Златая цепь на дубе том.

                                  И днем и ночью кот ученый

                                  Все ходит по цепи кругом. [10]

А задумываемся ли мы над тем, какую линию описывает кот при своем движении? На первый взгляд может показаться, при таком движении описывается окружность. Но это неверно. Ведь цепь все время наматывается или сматывается с дуба так, что она натянута и образует касательные к окружности ствола. Ее концы при этом описывают сложную геометрическую кривую. Так что кот не зря назван Пушкиным «Ученым»: он знаком с этой геометрической кривой.

4.     Задача о «Гордом холме»

Существует старинная легенда восточных народов, рассказанная А.С.Пушкиным в Скупом рыцаре».

      Читал я где-то,

      Что царь однажды воинам своим

      Велел снести земли по горсти в кучу,

      И гордый холм возвысился – и царь

      Мог с вышины с весельем озирать

      И дол, покрытый белыми шатрами,

      И море, где бежали корабли. [12]                                                                                            

   Таким образом, можно сформулировать математическую модель данной задачи:

  Какую высоту будет иметь куча песка, насыпанная горстями людей из древнего войска?

  На какое  расстояние увеличится дальность горизонта, если находится на вершине этого кургана?

   По экспериментальным данным среднее значение одной горсти песка у одного взрослого мужчины может быть равным 156 см3.

Объем горсти  песка, см3

Среднее значение, см3

1

190

156

2

148

3

152

4

134

 

   Старинные армии были не так многочисленны, как современные. Рассмотрим большое войско, состоящее из 100 000    человек. Поэтому по моим расчетам объем такого холма мог быть:

  3 = 15,6м3.

  Высота холма при заданных условиях будет составлять  высоту конуса. Угол откоса ≤ 450, иначе земля начнет осыпаться. Возьмем угол откоса  максимальный в 450.

   Если даже каждый воин принес не горсть земли, а пригоршню, то и тогда по результатам эксперимента её  средний объем равен   284 см3

 Объем пригоршни песка, см3

Среднее значение, см3

1

290

284

2

210

3

325

4

310

 

А объем холма:    28400000см3=28,4м3.

Высота  такого холма немного отличается от предыдущего и будет:

3,005м.

 Надо обладать очень богатым воображением, чтобы земляную кучу высотой в   3 метра  назвать «гордым холмом». Сделав расчет для меньшего угла, мы получили бы еще более скромный результат.

   У великого полководца Атиллы было самое  многочисленное войско, какое знал древний мир. Историки оценивают это войско в 700 000человек. Если бы эти воины участвовали в насыпании холма, то куча была бы выше. Объем такой кучи был бы в 7 раз больше рассчитанной, а высота холма превышала вычисленную высоту в . Она равнялась бы  3  1,9 = 5,7 м.  Наверное, курган таких размеров не удовлетворил бы честолюбие Атиллы.

      А.С. Пушкин делает ошибку, говоря о далёком горизонте, открывающемся с вершины «гордого холма».    

 Полчища Атиллы не смогли воздвигнуть холм выше 5,7м. теперь можно завершить расчеты, определив, насколько холм этот расширял горизонт наблюдателя, поместившегося на его вершине.

   Глаз  такого зрителя возвышался бы над почвой на 5,7+1,5=7,2, т.е. на 7 метров, и следовательно, дальность горизонта была ровно бы  8,8 км. Это всего на 4 км больше того, что можно видеть, стоя на ровной земле, а наблюдать море можно, если находишься на его берегу.

    Это  легенда, в которой при кажущемся правдоподобии нет и зерна правды. Доказано  геометрически, что если бы какой-нибудь древний деспот вздумал осуществить такую затею, он был бы обескуражен мизерностью результата. Перед ним высилась бы настолько жалкая куча земли, что никакая фантазия не смогла бы раздуть ее в легендарный «гордый холм».

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

Приступая к исследованию, мы ставили перед со­бой задачу вызвать интерес к изучению предмета «математика» у учащихся, имеющих гуманитарный склад ума.

Математика неисчерпаема и многогранна, одного покоряет ее логическая стройность, другого – абстрактный метод, третий ценит в ней величайшую полезность. Единство особенности математики – это так же ее особенность, которая составляет ее красоту.

В моей исследовательской работе раскрыты факты счастливого соединения художественного и математического таланта, наблюдаемого у некоторых людей. Читая художественные произведения, я встречала в  них элементы математики.

Математика и литература, не так далеки  друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.

Через поиск и решение математических задач в литературных произведениях и сравнение полученных решений с автор­скими, мы, повторяя сказанное выше, хотели вызвать интерес к изучению математики. 

Для этого:

была изучена научная и научно-популярная литература, исследующая связь литературы и математики, представляющая решение задач в литературных произведениях;

- были подобраны для исследования отрывки из художественных произведений, в которых рас­сматривались или были представлены различные математиче­ские задачи или ситуации, связанные с этой наукой;

- выполнено решение подобранных задач;

проведено сопоставление полученных в данном исследо­вании решений задач с решениями, представленными авторами литературных произведений;

О заинтересованности нашим проектом говорит тот факт, что учащиеся средних классов сами стали находить и приносить нам математические задачи из произведений детской художественной литературы: «Алиса в стране чудес»Льюиса Кэрролла, «Старик Хоттабыч» Л.И. Лагина и др. А ученики старших классов проявили интерес потому, что некоторые задачи из художественных произведений в несколько изменённом виде встречаются в едином национальном тестировании (ЕНТ) по математике.

Если 2 из 100 человек, с которыми мы общались, перед которыми мы выступали с нашим исследованием, увидят в художественных произведениях математическую ситуацию, задачу, там где раньше никогда её не видели, не обращали на неё внимание, и хотя бы 1 человек из этих 2% попытается разобрать ситуацию, приступить к решению этой математической задачи, мы считаем, что наша работа, наше исследование, принесли огромную пользу, ибо они увидели за словом число, за сюжетом – формулу то есть цель нашей работы – достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика  и литература – это вечные науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю. Не менее важна и литература, позволяющая человеку выражать свои мысли, чувства, эмоции. Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     А.Блок «Автобиография»

2.     Гаусс Карл Фридрих. Сборник статей, М., 1956.

3.     Гомер. Илиада. Песнь шестая

4.     Депман И. Я. Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики М., «Просвещение» 1989 С. 191

5.           Козлов С.Софья Васильевна Ковалевская: приложение «Математика» к газете «Первое сентября» [Текст] / - 2009. -№18.-С. 2-3.

6.       Перельман, Я. И. Занимательная арифметика.  [Текст] / Я. И. Перельман. - Русанова, 1994.

7.     Перельман, Я. И. Занимательная геометрия [Текст] / Я. И. Перельман. Екатеринбург: Тезис, 1994. - 288 с.

8.     Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах, Санкт-Петебург:Золотой век, Диамант,1997 

9.      Пуш­кин А. С. Поли. собр. соч.: В 17 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939-1959.

10.  Пушкин А.С. Руслан и Людмила. М., 1993,с.12

11.  Пушкин А. С. Сказка о царе Салта­не

12.  Пушкин А.С. Скупой рыцарь. Собр. Соч. Т. №3, М., 1969. – С. 353.

13.  Л.Н.Толстой «Сказ о догадливой вороне».

 

 

 

 

Автор Барташевич Людмила Юрьевна, Колесникова Ольга Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 2563
Номер материала 1913
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓