Главная / Классному руководителю / Проект «Культура и традиции народов Поволжья»

Проект «Культура и традиции народов Поволжья»

Проект «Культура и традиции народов Поволжья»

Актуальность проекта: Интеграция личности в национальную и мировую культуру, воспитание культуры межнациональных отношений – это социально значимые задачи, которые сегодня определены в основополагающих документах в области российского образования: Законе РФ «Об образовании» (2012), в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Сегодня школа является социальным пространством, в котором обучаются и воспитываются дети разных национальностей. Поэтому проблема воспитания уважения к иным культурам, пробуждения интереса и терпимости к ним, преодоления чувства раздражения от непохожести «чужих» культур является актуальной. Формирование этих важнейших качеств происходит в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений.

Проблема проекта: проблемой, с точки зрения педагогического коллектива специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, является отсутствие специально разработанных программ, методического инструментария для решения задачи формирования толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ социальной среды школы-интерната: Социальная среда школы-интерната г. Балаково представлена народами Поволжья, к которым относятся: Мордва, Марийцы, Удмурты, Чуваши, Татары, Башкиры и Цыгане. Культура поволжского народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействовали на становление и развитие хозяйства района, политической и духовной жизни общества.

Основной целью проекта является воспитание толерантности как нравственного качества личности детей с ограниченными возможностями здоровья на основе их знакомства с поликультурным наследием народов, проживающих в районе Поволжья.

Для реализации данной цели сформулирован комплекс задач:

  1. Организовать педагогическую среду в социальном пространстве школы-интерната с опорой на принципы толерантности.

  2. Развивать у воспитанников этническое самосознание.

  3. Способствовать укреплению народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.

  4. Познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.

  5. Формировать компоненты толерантного поведения у детей: доброжелательность, внимательное отношение к другому, бесконфликтное общение, эмпатические способности, общительность, сотрудничество, коммуникативную толерантность, самопринятие и принятие других.

Вид проекта: по продолжительности - долгосрочный,

по доминирующему методу - исследовательско-творческий, познавательный,

по числу участников – комбинированный, групповой,

по предметным областям знаний – межпредметный.

Режим работы над проектом – урочная и внеурочная деятельность.

Условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки; презентации;

- дидактические игры;

- привлечение к участию в мероприятиях проекта центра Чувашской культуры г. Балаково;

- интеграция со специалистами школы-интерната.

Этапы проекта:

1. Подготовка - постановка цели и задач проекта, определение

продукта проекта;

-создание игровой ситуации;

-сбор материалов.

2. Планирование - определение источников информации;

- способ  сбора информации;

- разработка методического, дидактического материала;

- распределение обязанностей между группами.

3.Результаты и выводы:

- подготовка презентации по итогам проведения проекта;

-оформление выставки.

4.Заключительный – участие в областном фестивале «Наследники традиций».

Организованное взаимодействие школы-интерната с социальной средой (культурными организациями города).

Партнерами школы-интерната являются: драматический театр им. Е. Лебедева, культурно-выставочный центр «Радуга», краеведческий музей г. Балаково, центры дополнительного образования, Балаковский филиал библиотеки общества слепых, детский филиал библиотеки № 5.

















Содержание проекта

п/№

Направление деятельности

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные за проведение

1.

Организационно-методическая

Презентация проекта на методических объединениях



Внесение мероприятий проекта в план воспитательной работы школы, рабочие программы учителей, классных руководителей, воспитателей

Разработка мероприятий проекта




Выступления на МО классных руководителей, воспитателей о ходе реализации проекта

Подготовка презентации работы школы-интерната по теме проекта для областного фестиваля

Отчет о реализации проекта

Сентябрь 2013





Сентябрь 2013









Сентябрь-октябрь 2013





Каждую учебную четверть



Март 2014 г.






Май 2014

Руководитель МО учителей Хохлова И.В., руководитель МО классных руководителей Смяцкая Н.Н.

Зам. Директора по УВР Смердова Т.Н.








Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А., классные руководители, воспитатели

классные руководители, воспитатели

Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А.




Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А.





Педагоги, занятые в проекте

2.

Музыкальная деятельность

Внесение в музыкальный репертуар элементов различных национальных культур (татарские, чувашские попевки)

Выступления на общешкольных мероприятиях

В течение учебного года






В течение учебного года

Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А.






Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А.

3.

Воспитательно-образовательная деятельность

Проведение занятий, часов развития, классных часов по теме проекта

Проведение Недели классных руководителей «Традиции и культура народов Поволжья»

Проведение недели воспитателей «Сказки народов Поволжья»

Открытие школьного музея и экспозиции по данной теме

«Клуб интересных встреч» с сотрудниками центра Чувашской культуры

Посещение краеведческого музей г. Балаково

Октябрь2013 – январь 2014



Декабрь 2013






Февраль 2014




Апрель 2014



Апрель 2014





В течение учебного года

Классные руководители, воспитатели



Классные руководители






Воспитатели




Учитель истории Кондратьева Н.И.


Классные руководители





Классные руководители, воспитатели

4.

Декоративно-прикладная деятельность

Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья)

Январь-май 2014

Учитель швейного дела Майорова Л.В.

5.

Творческая деятельность

Выступление на областном фестивале «Наследники традиций»

Апрель 2014

Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А., классные руководители Курмышова Т.М., Техтелева Е.А., Козлова Г.Л.


Предполагаемые результаты проекта:

- организованная педагогическая среда в социальном пространстве школы-интерната с опорой на принципы толерантности;

- этническое самосознание у школьников;

- укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях;

- система знаний у детей о культурных традициях народов Поволжья;

- наличие компонентов толерантного поведения у детей: доброжелательности, внимательного отношения к другому, бесконфликтного общения, эмпатическим способностей, общительности, сотрудничества, коммуникативной толерантности, самопринятия и принятия других.


Список литературы


1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 2001.

2. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников. М., 2002.

3. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Ростов-на-Дону, 2002.

4.   Куц Л. Г. Внеурочная работа в опыте отечественной школы ХХ века // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте: Сборник научных трудов / под ред. Н. В. Семеновой. – Хабаровск: изд-во ДВГГУ, 2007. – Вып. 8 – 9. С. 105–111.

5.Маленкова Л. В одном классе - два разных мира. Народное образование, 2002, №  1.

6. Об организации работы по реализации федеральной целевой программ "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 №  3250.  Вестник образования 2001, №  20.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

8. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. Семья и школа. 2001. №№11-12.

9. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно-методических статей. М., 2002.

10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 2009.

11. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. М., 2008.


Электронные ресурсы:

  1. http://www.books.ru



Проект «Культура и традиции народов Поволжья»
  • Классному руководителю
Описание:

Проект «Культура и традиции народов Поволжья»

Актуальность проекта: Интеграция личности в национальную и мировую культуру, воспитание культуры межнациональных отношений – это социально значимые задачи, которые сегодня определены в основополагающих документах в области российского образования: Законе РФ «Об образовании» (2012), в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Сегодня школа является социальным пространством, в котором обучаются и воспитываются дети разных национальностей. Поэтому  проблема воспитания уважения к иным культурам, пробуждения интереса и терпимости к ним, преодоления чувства раздражения от непохожести «чужих» культур является актуальной. Формирование этих  важнейших качеств  происходит в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений.

Проблема проекта: проблемой, с точки зрения педагогического коллектива специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, является отсутствие специально разработанных программ, методического инструментария для решения задачи формирования толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ социальной среды школы-интерната: Социальная среда школы-интерната г. Балаково представлена народами Поволжья, к которым относятся: Мордва, Марийцы, Удмурты, Чуваши, Татары, Башкиры и  Цыгане. Культура поволжского народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействовали на становление и развитие хозяйства района, политической и духовной жизни общества.

Основной целью   проекта  является воспитание толерантности как нравственного качества личности детей с ограниченными возможностями здоровья на основе их знакомства с поликультурным наследием народов, проживающих в районе Поволжья.

Для реализации данной цели сформулирован комплекс задач:

1.     Организовать педагогическую среду в социальном пространстве школы-интерната с опорой на принципы толерантности.

2.     Развивать у воспитанников этническое самосознание.

3.     Способствовать укреплению народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.

4.     Познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.

5.     Формировать компоненты толерантного поведения у детей: доброжелательность, внимательное отношение к другому, бесконфликтное общение, эмпатические способности, общительность, сотрудничество, коммуникативную толерантность, самопринятие и принятие других.

Вид проекта: по продолжительности -  долгосрочный,

по  доминирующему методу - исследовательско-творческий, познавательный,

по числу участников – комбинированный, групповой,

по предметным областям знаний – межпредметный.

Режим работы над проектом – урочная и внеурочная деятельность.

Условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки; презентации;

- дидактические игры;

- привлечение к участию в мероприятиях проекта центра Чувашской культуры г. Балаково;

- интеграция со специалистами школы-интерната.

Этапы проекта:

1. Подготовка - постановка цели и задач проекта, определение

продукта проекта;

-создание игровой ситуации;

-сбор материалов.

2. Планирование - определение источников информации;

- способ  сбора информации;

- разработка методического, дидактического материала;

- распределение обязанностей между группами.

3.Результаты и выводы:

- подготовка презентации по итогам проведения проекта;

-оформление выставки.

4.Заключительный – участие в областном фестивале «Наследники традиций».

Организованное взаимодействие школы-интерната с социальной средой (культурными организациями города).

 Партнерами школы-интерната являются:  драматический театр им. Е. Лебедева, культурно-выставочный центр «Радуга», краеведческий музей г. Балаково,  центры дополнительного образования, Балаковский филиал библиотеки общества слепых, детский филиал библиотеки № 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание проекта

п/№

Направление деятельности

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные за проведение

1.

Организационно-методическая

Презентация проекта на методических объединениях

 

 

Внесение мероприятий проекта в план воспитательной работы школы, рабочие программы учителей, классных руководителей, воспитателей

Разработка мероприятий проекта

 

 

 

Выступления на МО классных руководителей, воспитателей о ходе реализации проекта 

Подготовка презентации работы школы-интерната по теме проекта для областного фестиваля

Отчет о реализации проекта

Сентябрь 2013

 

 

 

 

Сентябрь 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь-октябрь 2013

 

 

 

 

Каждую учебную четверть

 

 

Март 2014 г.

 

 

 

 

 

Май 2014

Руководитель МО учителей Хохлова И.В., руководитель МО классных руководителей Смяцкая Н.Н.

Зам. Директора по УВР Смердова Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А., классные руководители, воспитатели

классные руководители, воспитатели

Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А.

 

 

 

Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А.

 

 

 

 

Педагоги, занятые в проекте

2.

Музыкальная деятельность

Внесение в музыкальный репертуар элементов различных национальных культур (татарские, чувашские попевки)

Выступления на общешкольных мероприятиях

В течение учебного года

 

 

 

 

 

В течение учебного года

Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А.

 

 

 

 

 

Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А.

3.

Воспитательно-образовательная деятельность

Проведение занятий, часов развития, классных часов по теме проекта

Проведение Недели классных руководителей «Традиции и культура народов Поволжья»

Проведение недели воспитателей «Сказки народов Поволжья»

Открытие школьного музея и экспозиции по данной теме

«Клуб интересных встреч» с сотрудниками центра Чувашской культуры

Посещение краеведческого музей г. Балаково

Октябрь2013 – январь 2014

 

 

Декабрь 2013

 

 

 

 

 

Февраль 2014

 

 

 

Апрель 2014 

 

 

Апрель 2014

 

 

 

 

В течение учебного года 

Классные руководители, воспитатели

 

 

Классные руководители

 

 

 

 

 

Воспитатели 

 

 

 

Учитель истории Кондратьева Н.И.

 

Классные руководители

 

 

 

 

Классные руководители, воспитатели

4.

Декоративно-прикладная деятельность

Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья)

Январь-май 2014

Учитель швейного дела Майорова Л.В.

5.

Творческая деятельность

Выступление на областном фестивале «Наследники традиций»

Апрель 2014

Учитель музыки и пения Старицкая Ю.А., классные руководители Курмышова Т.М., Техтелева Е.А.,Козлова Г.Л.

 

Предполагаемые результаты проекта:

- организованная педагогическая среда  в социальном пространстве школы-интерната с опорой на принципы толерантности;

- этническое самосознание у школьников;

 -  укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях;

- система знаний у детей о культурных традициях народов Поволжья;

- наличие компонентов толерантного поведения у детей: доброжелательности, внимательного отношения к другому, бесконфликтного общения, эмпатическим способностей, общительности, сотрудничества, коммуникативной толерантности, самопринятия и принятия других.

 

Список литературы

 

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 2001.

2. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников. М., 2002.

3. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Ростов-на-Дону, 2002.

4.   Куц  Л. Г. Внеурочная работа в опыте отечественной школы ХХ века // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте: Сборник научных трудов / под ред. Н. В. Семеновой. – Хабаровск: изд-во ДВГГУ, 2007. – Вып. 8 – 9. С. 105–111.

5.Маленкова Л. В одном классе - два разных мира. Народное образование, 2002, №  1.

6. Об организации работы по реализации федеральной целевой программ "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 №  3250.  Вестник образования 2001, №  20.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

8. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. Семья и школа. 2001. №№11-12.

9. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно-методических статей. М., 2002.

10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 2009.

11.  Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. М., 2008.

 

Электронные ресурсы:

1.     http://www.books.ru

 

 

 

Автор Старитская Юлия Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 2346
Номер материала 37530
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓