Главная / Музыка / проект "Клуб Юных Музыкантов"

проект "Клуб Юных Музыкантов"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2»

(МБОУ ДОД «ДШИ №2»)

ул. Мечникова 5а, г. Сургут, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628414

тел. (3462) 39-68-83, тел./факс (3462) 39-54-20, e-mail:akkord@surquttel.ru

ОКПО 55452812, ОГРН 1028600610917, ИНН 8602003194, КПП 860201001






ПРОЕКТ

по организации работы культурно-просветительской деятельности для обучающихся в МБУДО «ДШИ №2» г. Сургута на 2014-2015 учебный год


«КЛУБ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ»




Автор составитель:

преподаватель Высшей категории теоретических дисциплин

Мустафина Алла Семёновна















г.Сургут

2014 г.





  1. Аннотация проекта

Преодоление острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества. Именно искусство и метод художественного познания обладают огромным потенциалом гуманитарного и нравственного воздействия, обеспечивая главнейшее условие развития личности - единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики. Музыка воздействует на все аспекты человека и сопровождает его в течение всей жизни, от колыбельных песен до траурного марша. Воспроизводство и развитие культуры во всем многообразии ее исторического, общечеловеческого и национального богатства, приобщение учеников к ценностям мировой культуры, воспитание основ национальной культуры, создание единого культурного пространства - приоритетная цель образования в XXI веке.    

Трудно представить, что ребёнок сможет стать духовным человеком в условиях кризисного состояния российского образования и культуры: примитивная эмоциональная сфера, духовная инертность постепенно порождает в человеке жестокость, равнодушие, ограничивают круг радостей. Благодаря развитию средств массовой информации – теле, радио, аудио, видео – продуцируется развлекательная индустрия, рассчитанная на нетребовательный вкус обывателя. Поэтому, в связи с падением интереса к классическому музыкальному наследию роль музыкально-лекторской работы в музыкальной школе возрастает. Отказываясь от облагораживающего влияния классической музыки, великих образцов живописи, поэзии человек лишает себя общения с искусством, создающим надежные предпосылки нравственного совершенствования. Поэтому формирование музыкально-лекторской работы является, по моему мнению, одним из важных компонентов в духовно-нравственном воспитании детей средствами классической музыки и взаимосвязи с другими видами искусства. Прежде всего, полноценное духовное развитие личности, бесспорно, невозможно без систематического общения с высокохудожественными музыкальными произведениями. Подлинное, настоящее искусство всегда способно увлекать, одухотворять человека, делая его душу чище, глубже, совершеннее. Только такие произведения активно влияют на эмоциональную сферу учащихся, формируя их эстетические чувства. Для педагога решение данной задачи означает поиск наиболее эффективных путей введения учащихся в многообразный мир музыки, понимание значительности ее роли в воспитании.

  1. Актуальность

Актуальность в том, что: сегодня возрождается традиция свободного владения словом, возрастает потребность общества в людях, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и содержательностью. А подрастающее поколение почти не читает, не умеет выражать свои мысли…СЛОВО- это мощная ЭНЕРГИЯ. Слово может поднять на подвиг, а может «убить»…. Едва ли не половина всей музыки связана со словом: оперы, оперетты, романсы, оратории и т.д. Слово оказывает существенную поддержку в постижении художественной сущности произведения. В инструментальной музыке есть программные произведения и «чисто музыкальные». Но П.И.Чайковский считал, что скрытая программа есть у любого серьёзного музыкального сочинения. Если этого нет, то оно превращается в «пустую игру в   аккорды, ритмы и модуляции».

Современная теория музыкального воспитания рассматривает «УРОКИ» музыки, искусства как "почву", на которой может произрастать духовное, нравственно-эстетическое и творческое совершенствование ребенка. Такое воспитание особенно необходимо в детском возрасте, когда формируются нравственные и гражданские качества будущего члена общества. Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

В целях реализации преемственности творческой связи и организации совместной деятельности обучающихся, родителей и преподавателей МБУДО «ДШИ № 2» города Сургута и по работе с населением города Сургута разработан проект «Клуб Юных Музыкантов».

Клуб Юных Музыкантов  станет универсальным инструментом для  апробации творческого потенциала обучающихся, а также профессионализма преподавателей МБУДО «ДШИ № 2» города Сургута, полигоном для формирования современной  политики в дополнительном музыкальном и художественном образовании и мотивации к обучению.

Проект «Клуб Юных музыкантов» явит собой ряд важных и основополагающих частей культурно - досуговой деятельности, которая объединит усилия преподавателей по работе с обучающимися и их родителей.

  1. Цели и задачи

Цель проектавоспитать у детей хороший художественный вкус, музыкальную культуру как часть их духовной жизни, обогащая духовный мир через образцы мирового искусства; заинтересовать, увлечь, зажечь детей музыкой.

Задачи:


  1. создать у детей базовый фундамент знаний по музыкальной культуре, необходимый для дальнейшего самостоятельного развития в этом направлении; Преподаватель может раскрыть перед ним стилевое и жанровое разнообразие музыки, особенности ее художественно-образного языка и, в конечном счете, сформировать потребность в постоянном общении с ней.

  2. Раскрытие межпредметных связей и различных видов искусства как необходимые условия в мотивации детей к обучению; межпредметные связи оказывают влияние на формирование у детей представлений о единстве окружающего мира, глубокой взаимосвязи стилей, эпох и расширение кругозора.

  3. Организация просветительской работы, где ученики становятся «пропагандистами» мирового наследия музыкального искусства; Очень важно, чтобы ученики были вовлечены в процесс подготовки концертов и являлись активными помощниками. Атмосфера доброжелательности, сотрудничества, сопереживания, взаимного уважения может обеспечить ученикам возможность “раскрыться”, что позволит проявить свою самостоятельность и индивидуальность.

Успех реализации поставленных задач во многом определяется творческим потенциалом преподавателя, его мастерства, которое оказывает огромное воздействие на формирование духовных основ личности ребенка. Задача преподавателя быть ТРИЕДИНЫМ: педагог - музыкант - просветитель.

Методологической основой проекта является положения психолого-педагогической науки о сущности процесса творческого развития личности. Выдающиеся философы и ученые, музыканты и педагоги разных эпох много писали о значительной воспитательной роли музыки. Античная теория этоса и учение Аристотеля о катарсисе были первыми научными идеями, определившими своеобразие духовной ценности музыки. Идея нравственного значения музыки близка современной музыкально-эстетической и педагогической мысли. В наше время признается, что главной задачей музыкального воспитания в школе нужно считать "не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие... на детей нравственность" Французский эстетик Эстьен Сурио, известный работами в области эстетического воспитания, пишет, что музыка обретает важный смысл как предмет воспитания, поскольку обладает универсальным воздействием: формирует мышление, развивает воображение, впечатлительность и в конечном счете "влияет на нравственность". Таким образом, в приведенных суждениях так или иначе варьируется открытая в далеком прошлом закономерность: колоссальное духовное влияние музыки на человека. В.А. Сухомлинский отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…». Музыка развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное — и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Восприятие музыки – это всегда «процесс творчества, процесс погружения, углубления, растворения, освоения себя, другого человека, предмета до полного слияния с ним. Подъём по духовной вертикали возможен благодаря погружению в себя». Восприятие музыки требует признания опыта «другого». Р.А.Тельчарова подчёркивает,  только осознав мир «другого», человек приобретает способность построить свой музыкальный мир. «Другое я», с которым  предстоит вступать в отношения, в то же время является и отношением с самим собой. Человек способен осваивать мир искусства только в общении, в диалогичности с ним. Быть в мире музыки, значит вступить в диалог с «Я» композитора, исполнителя и в широком смысле слова  - всего Человечества. Восприятие возможно только в процессе проживания вместе с музыкой: через сострадание, сопереживание, сочувствие, сорадость, сотворчество человек  каждый раз  получает новый опыт, становится ещё на одну ступень «по духовной вертикали» выше. Причина в том, что не принято развивать восприятие музыки. Следует с малых лет приучать усваивать красоту звука. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие традиции. Особенно, когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить  открыть ухо молодого поколения. Без осознания  значения музыки невозможно понять и значение Природы. Песня водопада, или реки, или океана будет лишь рёвом. Ветер не принесёт мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха НЕ ОТКРЫТОГО. Развивать музыкальное восприятие через акты реального восприятия, научиться слушать музыку можно. Педагоги отмечают, что в области восприятия музыки возможности детей младших классов довольно широки: им доступны основные жанры, названные Д.Б.Кабалевским «тремя китами» в музыке, - марш, танец, песня; доступна музыка иллюстративного характера. В тоже время, для учеников первых двух лет обучения характерна слабая ориентировка в средствах выразительности. В процессе систематического развития эмоциональность восприятия постепенно дополняется стремлением понять, о чем музыка, в чем ее смысл. Здесь большое значение приобретает слово: название пьесы, текст песни, пояснение преподавателя.

IV.Работа Клуба Юных Музыкантов

1. Клуб Юных Музыкантов как одна из форм музыкально-лекторской работы в эстетическом и духовно-нравственном воспитании детей.
Понятия: «культура», «духовно-нравственный кризис», «творческий потенциал детей», «музыкальный язык». Беседы с учениками, родителями.

2. Принципы подбора тематики музыкального лектория, литературного и музыкально-иллюстративного материала. Юбилейные вечера композиторов, поэтов, художников и деятелей искусства, «История музыкального инструмента», «Из истории музыкальных форм и жанров», «Музыка и живопись: импрессионизм», «Эпоха БАРОККО», музыкально-поэтические композиции

3. Особенности организации и проведения Клуба Юных Музыкантов. Принципы составления программы лектория: а) с использованием музыкального материала, изучаемого в музыкальной школе; б) введением нового материала, неизвестного ученикам. Жанры, используемые в работе для любой возрастной категории (юбилейные вечера композиторов, поэтов, писателей, художников, истории и создании музыкальных форм и жанров, музыкальное путешествие, история одной биографии, музыкальный альбом). Драматургия построения программы в зависимости от жанра и контингента слушателей. Основные критерии подбора музыкального материала: доступность, яркая образность, художественная ценность, качественный уровень исполнения преподавателями , учениками и является первой ступенью концертной жизни учеников.

Подготовка аудитории для проведения лектория:

В связи с некоторой сложностью восприятия классической музыки, от слушателей требуется особая сосредоточенность, особый настрой и поведение. С учениками, родителями проводятся беседы: «Мы идём на концерт», «Поведение в концертном зале», «Правила поведения юных музыкантов на сцене». Непосредственно работа над программой включает в себя несколько основных этапов:

1. ИДЕЯ

2. Работа с литературными и музыкальными источниками по теме
3. Подбор музыкального репертуара

4. Построение программы концерта

5.Прослушивание музыкальных номеров и поэтических текстов

6. Работа над «текстом» программы

В рамках проекта будут реализованы основные формы музыкально-лекторской работы по различными музыкально-художественным направлениям:

  • Знакомство с жанрами, формами

  • Тематические вечера

  • Встречи с композиторами и др.

В содержание концертов, как правило, включены различные виды деятельности:

  • музыкально-исполнительская (хоровое, сольное пение, фольклор)

  • инструментальное музицирование

  • краткий музыкально-исторический комментарий

Продолжительность музыкального лектория определяется с учетом возрастных особенностей детей ( для учеников младших классов – 45 минут, старших классов-час).

Целевая аудитория Проекта

Концертные выступления, как музыкальное путешествие в мир музыки и искусства и результат личностно-деятельностного подхода в обучении мирового музыкального искусства, охватывают возраст детей от 7 до 15 лет. В качестве слушателей привлекаются родители, родственники, знакомые, коллеги по работе, соседи, одноклассники, однокурсники, преподаватели других учреждений, любители классической музыки, любая аудитория.

Исполнительские возможности музыкантов. Основные требования для участия в концерте – качественный уровень исполнения, артистизм и уверенность для преподавателей и является первой ступенью для детей.

V.Механизмы реализации проекта

Реализация проекта «Клуб Юных Музыкантов» заключается в следующем:

  1. Разработка  и согласование совместного плана мероприятий с участниками проекта.

  2. Изготовление печатной продукции: афиши, программы и т. п..

4.  Разработка хода каждого совместного мероприятия с участниками проекта.

5.    Осуществление социально-педагогического, методического и психологического сопровождения детей.

6. Проведение диагностики успешности проведения мероприятия мониторинга с участниками проекта по итогам мероприятий.


VI. Этапы реализации проекта


1. Подготовительный


Подготовка: выбор темы проекта; выбор условий и сроков его проведения; информационное и музыкально- текстовое сопровождение проекта.


Июнь-август 2014 г

2. Организаторский

Согласование плана мероприятий и сроков реализации проекта.


Август-сентябрь 2014 г.

3. Внедрение 

Проведение мероприятий: лекций-концертов, тематических вечеров, юбилейных концертов, посвящённые композиторам, поэтам, писателям, художникам


по согласованному плану и графику.

4. Аналитический

Итоговое заседание преподавателей по итогам реализации проекта.


Май - июнь 2015г.








VII. Календарный план реализации проекта

ЛЕКЦИЙ-КОНЦЕРТОВ ДШИ № 2 г.Сургут

на 2014-2015 учебный год

(2014 год – год Культуры в России; 2015 год- год литературы в России)

Месяц

Мероприятия

29

сентября

18.00


hello_html_m7b05ebf9.png

«Я помню чудное мгновенье»

Музыкально-поэтическая композиция, посвящённая

215-летию со дня рождения А.С. Пушкину

210-летию со дня рождения М.И.Глинке

15

октября

18.00

hello_html_m24dca8a3.jpg


«Белеет парус одинокий…»

Вечер,

посвящённый 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова


26

ноября

18.00

hello_html_2fdf5887.jpg


«Из истории музыкальных жанров и стилей: ИМПРЕССИОНИЗМ»

Вечер, посвящённый 140-летию со дня рождения МОРИСА РАВЕЛЯ


18

декабря

18.00

hello_html_m649c1377.jpg

«ДЕКАБРЬСКИЕ ВЕЧЕРА»

«ЗИМНИЕ ГРЁЗЫ»

ВЕЧЕР, посвящённый 175-летию со дня рождения

ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО



29 января

18.00


hello_html_1c30c184.jpg

hello_html_m58e726bc.jpg



«Широка страна моя родная…»

Вечер, посвящённый

115-летию со дня рождения Исаака Дунаевского

70-летию со дня рождения Максима Дунаевского

15 января – 70 лет со дня рождения Максима Исааковича Дунаевского (1945), композитора

30 января – 115 лет со дня рождения Исаака Осиповича Дунаевского (1900-1955), композитора


25 февраля

18.00


hello_html_m5476e686.jpg


«Карнавал масок…»

ВЕЧЕР, посвящённый

205-летию со дня рождения

РОБЕРТА ШУМАНА (1810-1836)


21

марта

18.00


hello_html_6323edc5.png

«Страсти по Баху….»

ВЕЧЕР,

посвящённый 330-летию со дня рождения И.С.Баха (1685-1750)


22

апреля

18.00


hello_html_ma37025d.jpg

«Поэт фортепиано….»

ВЕЧЕР,

посвящённый 205-летию со дня рождения Ф.Шопена



4

мая

18.00


hello_html_35df2120.jpg


«Последний бой- он трудный самый»

Музыкально-поэтическая композиция,

посвящённая,

70-летию Победы в Великой Отечественной войне



VIII. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Впоследствии в «Клуб Юных Музыкантов» будут приглашаться другие учреждения, заинтересованные в развитии и расширении культурных связей. Перспективы дальнейшего развития проекта не ограничены рамками проведения концертов в «ДШИ № 2». Есть возможность проведения подобных мероприятий в общеобразовательных школах.

В данном проекте предлагается проследить мониторинг преемственности формирования общей культуры личности, с учетом проведенной работы, как с преподавателями, так и с детьми. Анализ ситуации и проецирование новых форм организации культурно-просветительской деятельности может быть составлен из результатов анкетирования среди детей, преподавателей, родителей.

Клуб Юных Музыкантов- это сотрудничество исполнителей преподавателей и исполнителей учеников при активной поддержке родителей.

Одна из задач дошкольного музыкального образования – сформировать творческую личность, музыканта, личность, которая непрерывно развивается, совершенствуется, постигая новые грани мастерства в своем деле. Цель развития и дальнейшая реализация проекта – взрастить творческую личность. Знания и информация полученные детьми в процессе музыкального лектория должны восприниматься ими не как самоцель, а как средство деятельности, средство, способствующее самовыражению, самораскрытию, саморазвитию ребёнка.





13


проект "Клуб Юных Музыкантов"
  • Музыка
Описание:

Отказываясь от облагораживающего влияния классической музыки, великих образцов живописи, поэзии человек лишает себя общения с искусством, создающим надежные предпосылки нравственного совершенствования. Поэтому формирование музыкально-лекторской работы является, по моему мнению, одним из важных компонентов в духовно-нравственном воспитании детей  средствами  классической музыки и взаимосвязи с другими видами искусства.       Поэтому, в связи с падением интереса к классическому музыкальному наследию   роль музыкально-лекторской работы в музыкальной  и общеобразовательной школе возрастает.        Современная теория музыкального воспитания рассматривает «УРОКИ» музыки, искусства как "почву", на которой может произрастать духовное, нравственно-эстетическое и творческое совершенствование ребенка. Такое воспитание особенно необходимо в детском возрасте, когда формируются нравственные и гражданские качества будущего члена общества. Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве.

 

Автор Мустафина Алла Семёновна
Дата добавления 09.02.2015
Раздел Музыка
Подраздел Планирования
Просмотров 555
Номер материала 55989
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓