Главная / Классному руководителю / Проект "Использование здоровьесберегающих технологий обучения в начальной школе"

Проект "Использование здоровьесберегающих технологий обучения в начальной школе"


Балейский филиал

Государственного профессионального образовательно учреждения

«Читинский педагогический колледж»











Проект

Использование здоровьесберегающих

технологий обучения

в начальной школе

(МДК 04.01)








Выполнили: Дружинина Е.А.,

Паздникова Ж.А.,

Шустова О.О.,

студентки 413 группы

Проверила: Юсова В.И.,

преподаватель психолого-

педагогических дисциплин









2014 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Общее понятие технологии обучения……………………………………..4-5

2.Понятие здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе……………………………………………………………………………..6

2.1.Правильная организация урока………………………………………….6-7

2.2.Использование каналов восприятия……………………………………….7

2.3.Учет работоспособности учащихся………………………………………..8

2.4.Распределение интенсивности умственной деятельности…………….8-10

3.Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе……………………………………………………………………………..11

3.1.Организация двигательных перемен в школе…………………………11-12

3.2.Физкультминутки – обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока………………………………………………………….12-13

4.Заключение………………………………………………………………...14-15

5.Приложение……………………………………………………………….16-20

6.Список использованной литературы……………………………………….21























Введение

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации.

Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда, конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками, вне учебное время.

Все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством. Оно воспитывает, обучает, формирует картину мира, которая прочно укладывается в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Заболеваемость же детей автоматически становится лишь показателем грамотности построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети.



















1.Общее понятие технологии обучения

Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если школы смогут эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное, методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире.

Поэтому каждому учителю и учащемуся для овладения процессами «преподавания» и «учения» «желательно владеть тремя языками: родным языком, языком науки, языком технологии», рассматривая их как основы профессиональной деятельности.

С помощью технологии любая информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей само актуализации и самореализации личности. В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе.

Общие принципы и правила технологии преподавания видятся в следующем:

1. Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».

2. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание - это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся. Главная задача учителя, как её видел К. Д. Ушинский, - превратить деятельность ученика в его самодеятельность.

3. Предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых учителем способах деятельности учащихся.

4. Необходимым элементом технологии преподавания является тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой.

5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся.

6. Стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего.

7. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы.


Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую загруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.

Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса. Ведь технология обучения – это последовательность процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания.

















2.Понятие здоровьесберегающих технологий на уроках

в начальной школе

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

На основе этого можно выделить основные требования построения урока с позиции здоровьесберегающих правил:

2.1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главной целью учителя, должно быть - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, готовность и умение задать вопрос. Задавание вопросов является показателем:

- включенности ученика в обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

- проявлением и тренировкой познавательной активности;

- показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

  1. этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

  2. этап: ученики формулируют и задают вопросы;

  3. этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока – это взаимный интерес, который подавляет утомление.


Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная пауза. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамической паузы, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного снимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультминуток.

На уроках в начальной школе можно использовать веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший.

Физкультминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

Также нужно использовать специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки, для релаксации.

Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, можно ещё и проводить игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

2.2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности. На основе каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит учителю излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, при этом облегчив процесс его запоминания.


2.3. Учет работоспособности учащихся

Учеными ранее было доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристика работоспособности учащихся начальной школы представлена на данных диаграммах.


Работоспособность в течение учебной недели.


hello_html_38ac1980.gifhello_html_m65351335.gifhello_html_2b13d732.gifhello_html_239b13a9.gif





понедельник вторник среда четверг пятница


Работоспособность в течение учебного дня.

hello_html_1d4f4769.gifhello_html_m13eee7b7.gif

hello_html_694962b.gif

hello_html_m13eee7b7.gif



1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок


2.4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1этап. Врабатывание

5 минут.

Относительно невелика.

Репродуктивная, переходящая в продуктивную.

Повторение.


2 этап.

Максимальная работоспособность


20 - 25 минут.

Максимальное снижение на 15 минуте.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.


3 этап.

Конечный порыв

10- 15 минут.

Небольшое повышение работоспособности.

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5- 25 минута ­- 80 %

25- 35 минута – 60-40 %

35- 40 минута ­­– 10 %

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Утомление - возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое напряжение организма, что является основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы должны способствовать здоровьесбережению.

О развитии утомления у школьников свидетельствуют:

- ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

- появление чувства усталости;

- шум в классе.

Внимательный учитель может заметить:

- нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;

- изменение почерка;

- вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;

- жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе.

Главные причины, вызывающие утомление учащихся:

- профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;

- негативные особенности традиционной системы школьного обучения;

- перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;

- переполненность классов учащимися;

- несоблюдение санитарно – гигиенических условий в классах и школе.

У школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстро из-за неблагоприятных гигиенических условий в классе – даже при умеренной учебной нагрузке.

К таким относятся:

- нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура в классе (слишком жарко или холодно);

- повышенная сухость воздуха, особенно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях;

- воздействие посторонних шумов (лампы дневного освещения);

- недостаток освещения.
























3.Применения здоровьесберегающих технологий на уроках

в начальной школе

3.1.Организация двигательных перемен в школе

Плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. В результате происходит аккумуляция утомления, физиологически неоптимальной деятельности сердечно-сосудистой системы, кровообращения.

Главная цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире. Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены должны способствовать сохранению психического здоровья детей.

Ни для кого, ни секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У ребенка пропадает желание учиться. Он становится злым и агрессивным, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей, педагогов и его самого, окружающий мир, которому он радовался, перестает быть для него интересным и занимательным, маленький человек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь со своими проблемами. Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Эмоциональные, подвижные и спортивные игры и танцы служат прекрасным средством профилактики заболеваний и оздоровления. Проведение этого достаточно сложного с точки зрения организации мероприятия требует тщательной подготовки учителей, наличия в школе простейшего инвентаря, спортивных площадок и помещений, позволяющих организовать занятия физическими упражнениями и играми одновременно со всеми участниками.

Основные правила для организации перемен

в начальной школе:

- Необходим учет возрастных особенностей детей;

- Упражнения могут сопровождаться музыкой.

Место проведения готовят заблаговременно, оно должно соответствовать санитарным нормам, если это на улице, то поверхность площадки должна быть ровной, с плотным грунтом, на ней не должно быть стекол, кирпичей, камней и т.д. Площадка должна находиться в отдалении от сточных канав, ям и мусорных контейнеров. В тех случаях, если проводят в помещении, то оно должно быть хорошо проветренным, полы до начала занятий необходимо подмести влажным способом.

Подвижные перемены обычно проводят после третьего урока в течении 15 – 20 минут, при этом необходимо оставить время для пассивного отдыха и подготовки к уроку. Важно во время игр давать детям рекомендации. Подбадривать их. Тогда подвижные занятия будут проходить более эмоционально. Для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, подбирают упражнения с небольшой нагрузкой.

Подвижные перемены не должны копировать уроки физической культуры. Перемена – это, прежде всего время отдыха для учащихся, поэтому не следует их держать в строю. Школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, проявлять дисциплинированность и организованность.

3.2.Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15 – 20-я минута урока.

Двигательность физкультминуток обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

1) Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;

2) Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

3) Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:

- важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;

- преимущество отдается стихам с четким ритмом;

- текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т.к. при произнесении текста детьми у них может сбиваться дыхание.

Виды физкультминуток:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук;

- гимнастика для глаз;

- гимнастика для слуха;

- упражнения, корректирующие осанку;

- дыхательная гимнастика.

Возможные ошибки при использовании физкультминуток:

- подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

- увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);

- выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке

1.Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо. В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук.

2.Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастику для глаз.

3.Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение. Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют гимнастику для слуха. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют: дыхательную гимнастику.

4.Заключение

В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении «физического благополучия» участников образовательного процесса, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом крайне мало внимания уделяется «состоянию психического и социального благополучия».

Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой, с некомфортными условиями организации учебно-воспитательного процесса. Понятие комфортных условий учебно-воспитательного процесса, прежде всего, означает создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только умственные, нравственные, индивидуальные качества личности ребенка, но и его физическое и психическое здоровье.

Физиологи доказывают что, с теми соответствиями с которыми в школу приходит около 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. Однако уже к концу 1-го класса число таких детей увеличивается до 60-70%. За 8-9 месяцев обучения существенно не меняется влияние ни гигиенических, ни социальных, ни экологических факторов, но резко ухудшается состояние психического здоровья детей, что свидетельствует о негативном влиянии, которое оказывает именно школа. Это влияние всей совокупности школьных факторов: условий обучения, учебной и вне учебной нагрузки, стиля взаимодействия с педагогом, со сверстниками. Физиологи выявили следующие школьные факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей:

- стрессовая педагогическая тактика;

- интенсификация учебного процесса;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- нерациональная организация учебной деятельности;

- низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Поэтому одной из основных задач школы по проблеме здоровья является организация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса, являются:

- организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;

- использование на уроках здоровьесберегающих технологий;

- организация и проведение двигательных перемен.

Организация урока на основе принципов здоровьесбережения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, учетом работоспособности, распределением интенсивности умственной деятельности, а также использование на уроках различных здоровьесберегающих технологий, убедительно доказывает, что утомляемость детей на уроках в начальной школе резко сокращается, что способствует уменьшению заболеваемости и проявлению устойчивого интереса к обучению.
























5.Приложение

Физкультминутки в стихах

  1. Льётся чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.(Слова текста сопровождаются движениями)

  1. Ча-ча-ча, (3 хлопка в ладоши)

Печка очень горяча! (4 полуприседа)

Чи-чи-чи, (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи. (4 прыжка на месте)

  1. Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем всё кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.(Подражательные движения по тексту)

  1. Я иду и ты идёшь – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Очень дружно мы живём – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Пальчиковые игры

  1. «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

  1. «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

  1. Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

  1. Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

Упражнения для глаз

1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

3. Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

5. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

6. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

7. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Минутки релаксации

  1. Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают.

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются.

Все чудесно расслабляются.

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело.

И расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы теплые и вялые

И нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются.

Все чудесно расслабляются.

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя...

Упражнения для профилактики осанки

  1. Начинаем подготовку!

Выходи на тренировку!

В путь пойдем мы спозаранку,

Не забудем про осанку.

Три, четыре, раз, два.

Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу,

Никуда я не спешу.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Я могу и поклониться,

И присесть, и наклониться,

Повернусь туда-сюда!

Ох, прямешенька спина!

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два!

  1. «Начинается разминка»

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились

И еще раз повторили.

Приседаем мы по счету,

Раз, два, три, четыре, пять.

Это нужная работа —

Мышцы ног тренировать.

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами.

Раз — рывок и два рывок.

Продолжаем наш урок.

  1. «Поднимаем руки выше»

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

А потом прогнемся сразу

Глубоко назад три раза.

Выполним рывки руками —

Раз, два, три, четыре, пять.

А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать.

Вверх потянемся потом.

Шире руки разведем.

Дыхательные упражнения

1. Вдох через нос — выдох через рот;

2. Краткий глубокий вдох — замедленный выдох;

3. Медленный глубокий вдох — краткий резкий выдох;

4. Медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей; выдох толчками;

5. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета;

6. Выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд, затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов;

7. На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж... писк летающего комара: 3-3-3-3... рычание собаки: Р-Р-Р... воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С-С...

8. «Свеча» — ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха;






6.Список использованной литературы

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2010

  2. Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - С.: СИПКРО, 2009

  3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2011

  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2010

  5. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы).-М.:ВАКО,2011












Проект "Использование здоровьесберегающих технологий обучения в начальной школе"
  • Классному руководителю
Описание:

Введение

В  соответствии  с  законом  РФ  «Об  образовании»  здоровье  школьников  отнесено к  приоритетным  направлениям  государственной  политики  в  области  образования.  Развитие  школы  идет  по  пути  интенсификации, увеличения  физических  и  психических  нагрузок  на  ребенка. И  сегодня  уже  необходимо  говорить  о  начале  глобальной  катастрофы  всей  современной  цивилизации.  

Достаточно  очевидно, что  состояние  здоровья  школьника  напрямую  зависит  от  процесса  обучения.  Поэтому  в  слагаемые  психолого-педагогической  среды  школы  входит  все то, с  чем  учащийся  соприкасается  в течение дня. Это  и  родители, и  их  взаимоотношения  с  ребенком, и  окружающая  школьная  среда, конкретный  процесс на  уроках, общение  со  сверстниками, вне учебное  время.  

Автор Дружинина Елена Александровна
Дата добавления 13.04.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 2446
Номер материала 59599
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓