Главная / Математика / Проект: «Использование информационных технологий на уроках математики как средство развития математической компетентности обучающихся»

Проект: «Использование информационных технологий на уроках математики как средство развития математической компетентности обучающихся»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 3







«Использование информационных технологий на уроках математики как средство развития математической компетентности обучающихся»




Проект



Автор – разработчик проекта – Чашурина Надежда Шмульевна,

учитель математики высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 3











Сургут, 2013


Краткая аннотация проекта

Педагогический проект «Использование информационных технологий на уроках математики как средство развития математической компетентности обучающихся» направлен на разрешение противоречия между требованиями к уровню подготовки обучающихся, связанным с формированием и развитием математических компетентностей, и реальной педагогической ситуацией.

Образовательным продуктом проекта являются создание нового программно-методического сопровождения уроков по математике в виде: презентаций, тестов, видеофрагментов, репетиторов-тренажеров с использованием компьютера и мобильного класса, разработка программы предметно-ориентированного элективного курса «В мире математики» для учащихся 9 класса.

Системное использование программно-методического сопровождения уроков математики на основе информационных технологий позволит развить математические компетенции, способствующие формированию качеств, необходимых успешному современному человеку.













Обоснование необходимости проекта

Использование информационных технологий на уроках математики связано с введением новых государственных стандартов предусмотренных Законом РФ «Об образовании» ˡ. и отмеченных в Указе Президента Российской Федерации². Решение этой проблемы связано с изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Компетентностный подход в этом отношении является одним из направлений трансформации оценки образовательных результатов. С позиций компетентностного подхода, результатом образования должно стать формирование ключевых компетентностей (в том числе и математических). В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, большую роль играет математика. Общепризнанно, что «математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению». Но, как свидетельствуют международные исследования качества математического образования PISA и TIMSS, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания. Одна из причин этого явления – академическая направленность школьного курса математики. Как отмечает А. И. Савенков³, в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. По-прежнему традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин.


1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

2.УКАЗ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ"

3. С12 Методика исследовательского обучения младших школь­ников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -
80с. - ISBN 5-9507-0177-1


Следствием этого является то, что у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность Проект позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный подход к обучению.

В контексте концепции модернизации российского образования (2010г.) изменяются требования к ученику общеобразовательной школы: приоритетом становится «образованность» человека, а не его «обученность».

Как отметила Любовь Феденко, заместитель директора Института стратегических исследований в образовании, «качественное образование невозможно без организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, без создания эффективных систем оценки индивидуальных достижений учащихся». Этим обусловлено введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений информационных технологий и создание условий для организации образовательной среды, способствующей развитию математических компетентностей обучающихся.

Администрация нашего образовательного учреждения понимает, что в информационном обществе учитель перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше и создает все условия для работы с информационными технологиями. Организуются и проводятся лаборатории, семинары, мастер-классы, имеются в наличии мобильные классы и интерактивные доски. Роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации. Учителя математики становятся новаторами в использовании информационных технологий, так как использование информационных технологий в процессе обучения математики помогает учащимся в развитии математических компетенций, важнейших для современной жизни, о чем говорится в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. Использование информационных технологий способствует пониманию учащимися роли информационных процессов в современном мире, развитию логического и математического мышления, получению представления о математических моделях; овладению математическими рассуждениями; умению применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладению умениями решения учебных задач; развитию математической интуиции; получению представления об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Если ученик овладеет информацией, научится ее использовать, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации то адаптируется к быстро меняющимся условиям жизни. Освоение информационных технологий — одна из актуальных задач современного образования.

Актуальность проекта обусловлена его практической значимостью. В процессе реализации проекта сформировано новое программно-методичкское сопровождение информационных технологий на уроках математики, позволяющее достичь высоких результатов обучающимися.











Цели и задачи проекта

Цель проекта – развитие математических компетентностей обучающихся через использование информационных технологий на уроках математики.

Задачи проекта

1. Изучить и обобщить теоретический материал по теме проекта.

2. Разработать программу практико-ориентированного элективного курса для учащихся 9 класса «В мире математики».

3. Разработать методический комплекс, обеспечивающий сопровождение учебного процесса при работе с информационными технологиями обучения на уроках математики для обучающихся 5-11 классов

4. Систематизировать материалы к учебно - методическому комплексу, обеспечивающему сопровождение учебного процесса при работе с информационными технологиями.

5. Создать условия для использования информационных технологий обучения на уроках математики в соответствии с возрастными особенностями и склонностями обучающихся;

Основное содержание проекта

В основе реализации задач проекта - систематическое использование информационных технологий на уроках математики с использованием нового программно-методического сопровождения.

Механизм реализации проекта

Реализация проекта проходит в 3 этапа:

1 этап: педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка общей идеи создания педагогического процесса и основных путей её достижения.

Он включает:

  1. Изучение и обобщение теоретического материала.

  2. Изучение опыта использования информационных технологий на уроках математики.

  3. Изучение методической литературы по использованию информационных технологий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Изучение литературы позволяет получить целостное представление об информационных технологиях обучения математике, повышающих качество математического образования, особое место среди них уделяется: мультимедийным презентациям; использованию тестов; мобильному классу; видеофрагментам тренажерам-репетиторрам и т.д. Внедрение информационных технологий на уроках математики создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволят широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Информационные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

2 этап: педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Он включает:

1. Разработка методического комплекса, обеспечивающего сопровождение учебного процесса при работе с информационными технологиями обучения на уроках математики для обучающихся 5-11 классов.

2. Разработка программы практико-ориентированного элективного курса для учащихся 9 класса «В мире математики».

3. Систематизация материалов к учебно - методическому комплексу, обеспечивающему сопровождение учебного процесса при работе с информационными технологиями.

Использование информационных технологий на уроках математики, рассматриваемое как продукт инновационного педагогического опыта, является важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. Учащиеся, овладевают более широкими знаниями практического и прикладного характера по предметам, повышают уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Использование информационных технологий на уроках математики - это система общепедагогической деятельности, направленная на создание условий для дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ. Расширяются возможности социализации учащихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, идёт более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Работа над проектом по использованию информационных технологий на уроках математики осуществляется при строгом отборе и структуризации практического учебного материала. Использование информационных технологий на уроках математики позволит обеспечить положительную динамику в развитии математической компетентности обучающихся 5-11 классов.

3 этап: педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса.

Он включает:

  1. анализ эффективности применения информационной технологии на уроках математики и во внеурочное время.

  2. обобщение и распространение опыта.

Анализ эффективности применения информационной технологии на уроках математики и во внеурочное время предполагает участие детей в урочной деятельности со своими презентациями, рефератами; в олимпиадах различного уровня; научно – практических конференциях; достойное представление участия детей в ГИА и ЕГЭ. Дальнейший анализ применения способен показать значимость использования информационных технологий на уроках математики через формирование банка цифровых ресурсов: методические разработки и дидактические материалы к урокам, презентации к урокам, видеоматериалы с записями уроков, статьи из опыта работы, учебные программы, Элективные курсы, учебные модули по школьным предметам, эффективное использование технических средств, имеющихся в кабинете математики, отчеты и обмен опытом, проведение мастер-классов, участие в конкурсах, публикации.





Ресурсы

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы

Временные: реализация проекта рассчитана на срок – 5 лет.

Информационные:

1. методическая литература:

  • Матрос Д. Ш., Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Издание 2-е, исправленное и дополненное.- М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.

  • Intel “Обучение для будущего”: Учебное пособие. – 4 –е изд., испр. – М.: Издательско – торговый дом “Русская Редакция”, 2004. – 368 с.

2. методическое сопровождение практико - ориентированного элективного курса «В мире математики» для обучающихся 9 классов.

Интеллектуальные (экспертные) ресурсы – учителя математики МБОУ лицея №3, методисты МБОУ лицея № 3, МО учителей математики г, Сургута.

Организационные («административный» ресурс) - заместитель директора по УВР МБОУ лицея №3, ресурсно- информационный образовательный центр лицея №3.

Материально-технические ресурсы: кабинет для проведения занятий, экран, проектор, локальная сеть, доступ в Интернет, библиотека, мобильный класс;

Финансовые: средства для приобретения дисков и кассет.

Партнеры

Партнерами в осуществлении проекта являются коллеги по кафедре (учителя информатики и ИКТ, математики), методический отдел, администрация лицея №3, коллеги МБОУ СОШ № 24, МО учителей математики г, Сургута.



Целевая аудитория

Данный проект рассчитан на обучающихся 5-11 классов. Участником данного проекта может быть любой обучающийся независимо от уровня сформированности математической грамотности. Оптимальный вариант: выбор класса или параллели и работа с ними блочно: 5-6 классы, 7-9 классы, 10-11 классы.






План реализации проекта


Виды работ

Пакеты работ

Форма представления результата

Ответственные

Сроки

начало

окончание

Анализ научной и методической литературы по теме проекта

Изучение существующего опыта работы по теме проекта


  1. Изучение научных трудов Г.В. Громова, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агаповой, О.А.Кривошеева, Г.Б.Гойперт, Г.Клейман, Б.Сендова, С.Пейперт,Б.Хантера и др..

  2. 2. Знакомство с литературой и Интернет- источниками по изучению и использованию информационных технологий, повышающих качество образования, изучение опыта использования мультимедийных презентаций; использования тестов; мобильного класса; видеофрагментов; тренажеров-репетиторов и т.д. при обучении математике.

3. Изучение психологических

особенностей обучающихся и их склонностей.

4. Изучение опыта учителей математики МБОУ СОШ №20 г,Норильска, Красноярского края Е.В.Сподейнеко, МБОУ СОШ № 49 г.Новокузнецка Л.Г.Яковлевой, МОУ СОШ №1 р.п.Базарный Карабулак, Саратовской области И.В.Шаниной, МОУ Средняя общеобразовательная школа с. Терса , Саратовской области Е.А.Красновой и др.

5.Изучение дидактических проблем компьютеризации обучения в нашей стране в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

1. Выступление на кафедре.

Педагог,

реализующий

проект

Май 2009

Сентябрь 2013

Разработка

содержания

проекта

1. Систематизировать материалы к учебно - методическому комплексу, обеспечивающему сопровождение учебного процесса при работе с информационными технологиями.





























2. Разработать методический комплекс, обеспечивающий сопровождение учебного процесса при работе с информационными технологиями обучения на уроках математики для обучающихся 5-11 классов














3. Разработать программу практико-ориентированного элективного курса для учащихся 9 класса «В мире математики».


Научные статьи, отражающие основные положения инновационного педагогического проекта, представлены в сборниках:

1.Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные вопросы науки и образования-21 век» 2012г.: часть 6 с.144-145

2.Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы» 2012г.: часть 9 147-148

3.Межвузовская заочная On-line конференция «Проблемы преподавания дисциплин естественно - научного цикла в контексте современных образовательных стандартов» (2011г.)

2 Семинар на кафедре по работе с тестовыми оболочками и использованием мобильного класса.

Участние в Межвузовской заочной on-line конференции «Проблемы преподавания дисциплин естественно-научного цикла в контексте современных образовательных стандартов»15 марта 2011 года с материалом «Создание учебно-методического комплекса по геометрии в 7 классе к разделу «Начальные геометрические сведения».

3.Рассмотрение на кафедре программы практико-ориентированного элективного курса для учащихся 9 класса «В мире математики».


Педагог,

реализующий

проект,

педагоги кафедры






























Педагог,

реализующий

проект



















Педагог,

реализующий

проект



Сентябрь 2009


































сентябрь

2010




















сентябрь

2009

Сентябрь 2013


































сентябрь

2013




















сентябрь

2010

Апробация проектной методики







Представление результатов

1Систематическое проведение уроков математики с использованием информационной технологии.


2. Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах и конференциях.


3. Анализ эффективности применения информационных технологий на уроках математики

1.Создание банка данных: презентаций, тестов, видеофрагментов, репетиторов-тренажеров.

2.Проведение элективного курса «В мире математике» с учащимися 9 класса.

3. Аналитический отчет на кафедре о результатах применения информационной технологии на уроках математики.


Педагог,

реализующий

проект,

педагоги кафедры

Педагог,

реализующий

проект


Педагог,

реализующий

проект


Сентябрь

2009




2009-2010 учебный год



Сентябрь 2009


Сентябрь 2013




Сентябрь 2013




Сентябрь 2013








Ожидаемые результаты и социальный эффект

Информационные технологии получили широкое развитие в образовании. Представляемый педагогический проект по использованию информационных технологий на уроках математики, как средства развития математической компетентности обучающихся позволяет существенно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и способствует личностному росту всех участников данного проекта. Об эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов свидетельствуют рейтинги успешности обучающихся в различных предметных конференциях, конкурсах, олимпиадах:

Результаты-продукты:

  • методический комплекс, обеспечивающий сопровождение учебного процесса при работе с информационными технологиями обучения на уроках математики для обучающихся 5-11 классов,

  • программа практико-ориентированного элективного курса для учащихся 9 класса «В мире математики».

Результаты – эффекты:

  • положительная динамика в развитии математической компетентности,

  • наличие результативности участия во Всероссийском «Молодежном математическомм чемпионате»,

  • участие в научно практических конференциях различных уровней,

  • участи в олимпиадах различных уровней,

  • участие в международной математической олимпиаде «Кенгуру»,

  • высокий рейтинг обучающихся по результатам внешней экспертизы ГИА и ЕГЭ.

Использование информационных технологий на уроках математики

позволит значительно повысить качество образования, т.к.:

  • усиливается положительная мотивация обучения,

  • активизируется познавательная деятельность учащихся,

  • обеспечивается наглядность,

  • привлекается большое количество дидактического материала,

  • повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза,

  • обеспечивается высокая степень дифференциации обучения,

  • расширяется возможность самостоятельной деятельности,

  • формируются навыки подлинно исследовательской деятельности,

  • обеспечивается доступ к различным справочным системам,

  • электронным библиотекам,

  • другим информационным ресурсам.

Всё это способствует повышению качества образования.







Перспективы дальнейшего развития проекта


Дальнейшее развитие проекта может быть осуществлено в нескольких направлениях:

1.Данные материалы могут быть использованы учителями математики в любом образовательном учреждении.

2.Важным представляется развитие идеи проекта, связанной с переходом на ФГОС, так как применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Новые информационные технологии позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

3. Дальнейшее продолжение работы над проектом мы видим в системном использовании программно-методического сопровождения уроков математики , во внеурочной деятельности, на элективных курсах, в расширении целевой аудитории и повышении уровня сформированности результатов в предметном, метапредметном и личностном планах.

Данный проект был реализован с сентября 2009 года по сентябрь 2013 года. Были достигнуты следующие результаты: - Всероссийский «Молодежный математический чемпионат» март 2012 года.6-е классы 1 место в городе Хабибуллина Эллина, 2 место в городе Файрушина Диана, 3 место в городе Кудряшова Дарья и Кварацхелия Илья. 10-е классы 1 место в городе Олейник Иван, 2 место в городе Крыжевич Павел, Лапин Алексей, Деревенчук Юля, 2 место на второй окружной научной конференции «Новое поколение и общество знаний» (Крыжевич Павел 11 класс с работой «Формула Пика и ее применение» 2013 год), 3 место в округе за участие в «Молодежном математическом чемпионате» март 2012 года (Олейник Иван).

Рейтинг обучающихся по результатам внешней экспертизы (ГИА) 2010-2011 учебный год составил при 100% успеваемости 90% качества («5»-10, «4»-9, «3»-2)

Рейтинг обучающихся по результатам внешней экспертизы (ЕГЭ): 2013 г. – средний тестовый балл – 64 (средний городской – 49,35, по ХМАО – 50.53.)
























Литература

Учебно-методическое обеспечение представлено:

1. учебно-методическим комплексом по математике, алгебре и геометрии для обучающихся 5-11 классов;

2. учебно-методическим комплексом по геометрии по разделу «Начальные геометрические сведения»;

3. репетитором – тренажером на выполнение действий: сложения, вычитания и умножения десятичных дробей;

4. набором тестов в количестве 172, созданных для учащихся 5-9 классов в оболочке А.С.Башлакова;

5. набором книг с использованием дисков:

  • Архипова Т.В. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Геометрия 7-9 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ/Т.В.Архипова, В.Г.Смелова. - М.: БизнесМеридиан, 2012. - 224 с. (Серия «Современные образовательные технологии»).

  • Архипова Т.В. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Алгебра 7-9 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ/Т.В.Архипова, В.Г.Смелова. - М.: БизнесМеридиан, 2012. - 224 с. (Серия «Современные образовательные технологии»).

  • Архипова Т.В. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Алгебра и начала анализа 10-11 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ/Т.В.Архипова, В.Г.Смелова. - М.: БизнесМеридиан, 2012. - 224 с. (Серия «Современные образовательные технологии»).

6. набором дисков по предметам математика, алгебра и геометрия, содержащих видеофрагменты, презентации, тесты для 5-11 классов:

  • Жаборовский И.А. диск «Видеоуроки по математике» (весь школьный курс математики для 5 класса), режим доступа: www urokimatematiki.ru

  • Жаборовский И.А. диск «Видеоуроки по математике» (весь школьный курс математики для 6 класса), режим доступа: www urokimatematiki.ru.

  • Жаборовский И.А. диск «Видеоуроки по математике» (весь школьный курс алгебре для 7 класса), режим доступа: www urokimatematiki.ru.

  • Жаборовский И.А. диск «Видеоуроки по математике» (весь школьный курс алгебре для 8 класса), режим доступа: www urokimatematiki.ru.

  • Жаборовский И.А. диск «Видеоуроки по математике» (весь школьный курс алгебре для 9 класса), режим доступа: www urokimatematiki.ru.

  • Жаборовский И.А. диск «Видеоуроки по математике» (весь школьный курс геометрия 7-9 класса), режим доступа: www urokimatematiki.ru.

  • Жаборовский И.А. диск «170 тестов по математике» (весь школьный курс 7-9 класса), режим доступа: www urokimatematiki.ru

  • Жаборовский И.А. диск «Экспрескурс подготовки к ЕГЭ», режим доступа: www urokimatematiki.ru

  • Жаборовский И.А. диск «Стереометрия», режим доступа: www urokimatematiki.ru

7. методической литературой для педагога:

  • Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 256 с.

  • Матрос Д. Ш., Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Издание 2-е, исправленное и дополненное.- М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.

  • Матрос Д. Ш. Информационная модель школы.- М.: Педагогическое общество России, 2002. – 112 с.

  • Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей редакцией В. С. Кукушина. – Серия “Педагогическое образование”. – Ростов н/Д: издательский центр “Март”, 2002.- 320 с.

  • Intel “Обучение для будущего”: Учебное пособие. – 4 –е изд., испр. – М.: Издательско – торговый дом “Русская Редакция”, 2004. – 368 с.

Достижение заявляемых в проекте результатов возможно при следующем минимальном техническом обеспечении образовательного процесса: компьютер с выходом в Интернет, проектор, мультимедийные пособия.


11


Проект: «Использование информационных технологий на уроках математики как средство развития математической компетентности обучающихся»
  • Математика
Описание:

 

Данная работа представляет личный опыт по использованию информационных технологий на уроках математики как средства развития математических компетентностей. Что позволило совершенствовать формы и методы преподавания, применять элементы современных образовательных технологий. Главная задача учителя: достижение высокой эффективности учебного процесса и разумное использование информационных технологий.

Противодействие традиционного и исследовательского обучения выявило проблему - повышения качества образования. Решение проблемы предполагает изменение содержания образования; оптимизацию способов и технологий организации образовательного процесса; переосмысление целей и результатов образования, что предполагает введение в образовательный процесс урока  математики информационных технологий как средства развития математической компетентности. Большую помощь в работе над данной темой оказало изучение научных трудов российских и зарубежных ученых .Изучение дидактических, методических, психологических проблем компьютеризации обучения в нашей стране. Хочется отметить авторский коллектив Дальневосточного государственного университета: Матрос Д.Ш., Полев Н.Н., Мельникова и Александра Ильича Савенкова – доктора психологических наук, создателя методики «Я, исследователь» и учебно – методического комплекса по учебно - исследовательской деятельности учащихся. Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между требованиями к уровню подготовки обучающихся на современном этапе  и отсутствием инструментария, позволяющего развивать  учебные действия по планированию, моделированию, конструированию собственного знания.

На это противоречие указывается в Аналитических отчетах ФИПИ по результатам ЕГЭ. Использование  в  КИМ  практико-ориентированных заданий способствует выявлению и оценке качества имеющихся у участников ЕГЭ математических компетентностей, необходимых человеку в современном обществе. Но, несмотря на рост в 2010–2011 гг. результатов выполнения блока  В  на 0,2%  при  выполнении заданий В8, В10, В11, В12, сохраняется самый большой процент  неудовлетворительных результатов выполнения практико-ориентированных заданий  значительной частью выпускников (22%). Анализ выполнения  данных заданий показал, что:

1. учащиеся не могут применить изученные факты в ситуации, которая даже незначительно отличается  от  стандартной;

2. у многих учащихся отсутствуют навыки самоконтроля, что зачастую приводит к появлению ответов, невероятных в рамках условия  решаемой ими задачи;

3. практико-ориентированные задачи,  являющиеся отличительной чертой нашего времени  решаются с трудом.

Сложившаяся ситуация требует новых подходов к изучению математики. Хотя классно-урочная форма обучения на протяжении столетий оказывалась наиболее  эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков, но происходящие в современности изменения в общественной жизни, рассогласования в знаниях и умениях обучающихся, возникающие при сдаче ЕГЭ требуют  использования новых педагогических технологий, внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. С целью повышения  качества образования при обучении детей математике, необходимо в первую очередь совершенствовать формы и методы преподавания. Применение в преподавании элементов современных образовательных технологий (модульной, информационной, игровой, проблемного обучения) убедило, что для повышения качества математического образования этих мер недостаточно. Уверенность в том, что знания и умения прочны и востребованы, когда добыты в опыте самостоятельной деятельности позволяет с успехом применять на уроках: презентации, тренажеры – репетиторы, тесты, созданные в тестовой оболочке  А.С Башлакова, тесты И. Жаборовского, видеофрагменты и т.д. с применением информационных технологий как средства развития математической компетентности обучающихся.

Хочется привести слова  Н. Рыленкова:

« Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед, дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал и по какой распутице,

Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется».

Повысить качество обучения и воспитания, укрепить связь теоретических знаний с практической деятельностью - это социальный заказ общества педагогу.

Новый социальный заказ общества на деятельность системы образования определил перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.  общества  и наличие противоречий создавшихся между требованиями к уровню подготовки обучающихся, связанных с формированием и развитием  компетентностей (в том числе и математической) и реальной педагогической ситуацией натолкнули меня  на разработку программы практико-ориентированного элективного курса для учащихся 9 класса «В мире математики» и разработку  методического комплекса, обеспечивающего  сопровождение учебного процесса при работе с информационными технологиями обучения  на уроках математики  для обучающихся 5-11 классов.

Конечной целью информатизации образования является  обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью.

Поэтому необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

«Главная задача каждого учителя - достижение высокой эффективности учебного процесса и разумное использование информационных технологий.

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века».

Опыт по использованию информационных технологий на уроках  математики как средства развития математической компетентности обучающихся востребован в реальной педагогической практике, он позволяет учителю:

·            самостоятельно выбрать содержимое электронного   сопровождения урока;

·            осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками;

·            отойти  от традиционной формы проведения урока;

·            составлять вариативные проверочные работы, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся;

·            развивать  деятельностные формы обучения (практикум,  промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программы;  

·            собирать целые учебные курсы и семинары на базе имеющихся в комплекте и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским программам.

 

Использование информационных технологий позволяет ученику:

·                  проводить исследования, закреплять полученные знания;

·            получать более точное представление сложных для понимания явлений или процессов за счет трехмерных моделей;

·            формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;

·            работать в индивидуальном темпе;

·            осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при наличии мультимедиа  презентаций.

Если ученик овладеет информацией,  научится ее использовать, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации  то адаптируется к быстро меняющимся условиям жизни.  Овладение    информационными технологиями — одна из актуальных задач современного образования.

Помня  слова   К. Ф. Гаусса  о  том, что  «математика - наука для  глаз, а не для ушей», можно полагать, что математика - это тот предмет, в котором использование информационных технологий может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.  Учитель математики - новатор в использовании информационных технологий, так как использование информационных технологий в процессе обучения математики  помогает  учащимся в развитии  математической компетенции, важнейшей  для современной жизни, о чем говорится  в  требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Использование информационных технологий способствует пониманию учащимися роли информационных процессов в современном мире, развитию логического и математического мышления, получению представления о математических моделях; овладению математическими рассуждениями; умению применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладению умениями решения учебных задач; развитию математической интуиции; получению представления об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Если ученик овладеет информацией,  научится ее использовать, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации, то адаптируется к быстро меняющимся условиям жизни. Освоение информационных технологий — одна из актуальных задач современного образования.

        Особенности использования информационных технологий на уроках математики  позволяют значительно повысить качество образования, т.к.:

·    усиливается положительная мотивация обучения;

·    активизируется познавательная деятельность учащихся;

·            уроки проводятся на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

·    обеспечивается наглядность;

·    привлекается большое количество дидактического материала;

·    повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

·    обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;

·    расширяется возможность самостоятельной деятельности;

·            формируются навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечивается доступ к различным справочным системам;

·    электронным библиотекам;

·    другим информационным ресурсам.

Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

Для реализации данной задачи мной были созданы 172 теста в тестовой оболочке А.С.Башлакова, более 100 презентаций, были закуплены диски с видеофрагментами, презентациями и тестами И.Жаборовского, отобраны и систематизированы уже имеющиеся.

Применение ИКТ на уроках математики обладает неоспоримыми  преимуществами:

·         появление компьютера в школе намного облегчило работу учителя (изготовление наглядного и раздаточного материала);

·         урок проводится на высоком эстетическом уровне (музыка,   анимация а использование анимации, цвета, звука крепко удерживает внимание учащихся).

·         появляется возможность усилить  мотивацию учения;

·         в процесс урока включаются все дети,  даже самые пассивные и застенчивые;

 

·         чаще возникают и ярче проявляются положительные эмоции, вследствие чего увеличивается объём выполняемой работы и запоминаемого материала. 

Автор Чашурина Надежда Шмульевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 960
Номер материала 3678
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓