Главная / Логопедия / Проект: «Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи в дошкольных организациях образования»

Проект: «Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи в дошкольных организациях образования»





Проект:

«Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи в дошкольных организациях образования»
























Содержание


1. Введение

2. Психологические особенности детей с нарушениями речи

2.1 Причины речевых нарушений

2.3 Виды речевых нарушений

2.4 Методы обучения, коррекции и воспитания детей с нарушениями речи

2.5 Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями

3. ПРИЛОЖЕНИЕ

    1. Конспект занятия

    2. Упражнения для речевого дыхания

    3. Артикуляционная гимнастика

    4. Семинар-практикум для родителей

    5. Памятка для родителей

    6. Консультация для родителей

    7. Буклет «Игры, в которые играем дома»

Список литературы












1. Введение

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.

У большинства детей речевые проблемы осложняются, так как отсутствует своевременная помощь со стороны специалистов: медиков, психологов, дефектологов, логопедов и родителей, нет материально-технической базы, методических пособий. Из-за этого возможна агрессивность, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.

Поэтому, используя индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи, становятся актуальным. На сегодняшний день возрастает число детей с отклонениями в развитии речи, познавательных процессов, следовательно, необходим поиск направлений, методов, приемов и средств диагностики состояния языковых и неязыковых компонентов речемыслительной деятельности.

Объект: учебно-воспитательный процесс в организациях ДОО.

Предмет: процесс развития речи.

Цель проекта - создание условий для развития речи детей в условиях ДОО. 

Гипотеза: если на занятиях с детьми с нарушением речи, использовать индивидуальный подход, то можно добиться высоких результатов, так как идёт улучшение в процессе развития речи ребёнка.

Задачи проекта:

- Повысить уровень знаний педагогов ДОО.

- Подобрать комплекс упражнений, игр, речевой гимнастики на состояния речевых и неречевых функций у детей с нарушениями речи

- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по развитию речи детей.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Новизна: для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; игровых навыков и творческой самостоятельности.

Практическая значимость: при индивидуальном подходе можно увидеть некоторые результаты, а самый важный – уровень развития речи.












2 Психологические особенности детей с нарушениями речи


Дети с речевыми расстройствами (нарушениями) обычно имеют 
функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС. 
Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружение. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушение равновесия, координация движений, недефференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса). Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). 
Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью. 
Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. 
Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на занятиях, встают, ходят по группе, выбегают в коридор во время занятия. На перерывах между занятиями, дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после с трудом сосредотачиваются на занятие.

Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.


2.1 Причины речевых нарушений


- Внутриутробная патология

- Кислородное голодание плода

- Инфекционные заболевания матери

- Травмы

- Несовместимость крови матери и плода

- Нарушения сроков вынашивания плода

- Приём лекарственных препаратов

- Неудачное прерывание беременности

- Работа на вредном производстве

- Курение, алкоголизм и наркотические вещества

- Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

- Неблагоприятные роды и их последствия

- Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни










2.3 Виды речевых нарушений


http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/tablicca_klassifikacciya.jpg

2.4 Методы обучения, коррекции и воспитания детей с нарушениями речи

Для детей с нарушениями речи в дошкольных организациях предусматривается организация всего учебного процесса. Она обеспечивается:

- своевременным обследованием детей;

- рациональным составлением расписания занятий;

- планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

- наличием планов фронтальных занятий;

- оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями;

- совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.

Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах, во всех возрастных группах лиц с нарушениями речи, зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и психолого-педагогических воздействий.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих стандартных требований. Наряду с обычными занятиями предусмотрены занятия с логопедом. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и рекомендаций логопеда. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и вне учебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка. Совместно с логопедом планируется занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, подготовке к письму и т.д.









2.5 Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями

Первые 6 месяцев жизни ребенок нуждается в эмоциональном общении. Этот период во многих семьях, в которых ребенок является желанным, проходит более удачно, чем остальные периоды. Иную картину можно наблюдать в семьях, где ребенка изначально не хотели, или в неблагополучных семьях.

После полугода ребенок не только общается на уровне эмоций, он учиться понимать слова. Важно следить, чтобы все произносимые взрослыми звуки были четкими, ритм не слишком быстрым. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, сюсюкают с ним, разговаривают, "коверкая" слова. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношениям, а надолго закрепляет недостатки его речи.

Речевая неполноценность обычно порождает у детей своеобразие и характерные особенности поведения. Неудачные попытки самостоятельно преодолеть трудности или замаскировать свою неправильную речь могут вызвать у них чувство собственной неполноценности, стремление отойти от коллектива, предпочтения уединения. Наблюдения за детьми с нарушениями речи подтверждают необходимость проведения целого комплекса медико-педагогических мероприятий по работе с семьей ребенка с речевой патологией.












Заключение

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дефференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Предпосылка для успешного обучения письму и чтению формируется в дошкольном возрасте.

До определенного времени пути развития речи и мышления идут параллельно, независимо друг от друга. Развивающая речь оказывает влияние на формирующееся мышление ребенка, существенно преобразуя его, в дальнейшем процессы мышления и речи развиваются в непрерывном взаимодействии друг с другом.

Дошкольные образовательные организации играют главную роль в развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями речи, в подготовке к школьному обучению. Успех учебно-воспитательного процесса обусловлен уровнем индивидуального подхода к каждому ребёнку, умением воспитателя комплексно и дифференцированно оценивать состояние речевой функциональной системы, планировать воспитательную работу.










ПРИЛОЖЕНИЕ

3.1 Конспект занятия по развитию речи с детьми 2-ой младшей группы на тему: «Ёжик и Лисёнок в гостях у ребят»

Цель:

Создать радостное настроение и вызвать положительные эмоции при взаимодействии с персонажами.

Программные задачи:

Способствовать развитию диалогической и связной речи.
Закрепление звука «С».
Уточнить и закрепить знания по теме.
Активизация и обогащение словаря.
Развитие мелкой моторики и внимания.
Закрепление цветов.
Воспитывать желание помочь персонажам.

Словарная работа:

Яблоко, груша, апельсин, лимон, банан, лук, помидор, огурец, морковь, капуста, овощи, фрукты.

Материалы и оборудование:

Ёжик и Лисёнок (резиновые игрушки), фрукты и овощи (игрушки), карточки по теме; карандаши и листочки с нарисованными формами фруктов и овощей, красная и синяя коробочки.

Индивидуальная работа:

Повторение слов–отгадок, проговаривание слов.

Интеграция областей:

Познание – игра «Перепутались овощи и фрукты»;
Физическое развитие – физминутка, пальчиковая гимнастика;
Коммуникация - звуковая работа;
Художественное творчество – закрашивание овощей и фруктов.

Методические приемы:

Словесно–наглядный метод (отгадывание загадок).
Словесно–действенный (классификация овощей и фруктов).
Наглядно–действенный (нахождение и различение овощей и фруктов).
Игровой (пальчиковые игры).
Словесный (проговаривание слов).

Ход НОД:

Здравствуйте, ребята. Нас уже ждут наши друзья Ёжик и Лисёнок. Поздороваемся с ними. (Здороваются).

I. Лексическая работа. Игра «Волшебный мешочек»

Что же они нам приготовили? (Мешочек). Сейчас посмотрим, что в мешочке. Ой, Лисенок и Ёжик говорят, что нужно сначала отгадать загадки и тогда узнаем что в мешочке. Давайте сядем и отгадаем.

Круглое, румяное, растет на ветке,
Любят взрослые и детки.
(яблоко)

- Что это? Яблоко.

Яркий, сладкий, налитой,
Весь оранжевый такой,
Не с конфетной фабрики,
А из далекой Африки.
(апельсин)

- Что это? Апельсин.

Желтый, как солнышко, яркий и кислый.
(лимон)

- Что это? Лимон.

Какой фрукт на лампочку похож?
(груша)

Длинный, как огурец, желтый и сладкий.
(банан)

Сто одежек, и все без застежек.
(капуста)

- Скажем вместе - капуста.

Сидит дед
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(лук)

Зелененький, длинненький, с зернышками внутри. Что это?
(огурец)

Оранжевый, длинненький, любят зайчики и дети.
(морковь)

Круглый, как солнышко, красный, как яблочко.
(помидор)

- Молодцы, все загадки отгадали. Вспомните, как можно назвать одним словом – яблоко, апельсин, банан, лимон, груша? (Фрукты). Правильно.

- А как назвать одним словом – лук, помидор, огурец, капусту, морковь? (Овощи). Верно. Ещё раз, как называем? Овощи.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту солим»

Дети выполняют за воспитателем движения по тексту.

Мы капусту рубим, рубим, рубим.
Мы капусту режем, режем, режем.
Мы морковку трем, трем, трем.
Посолили, посолили, посолили.
Мы капусту жмем, жмем, жмем.

Отряхнули ручки, молодцы.

I. Игра «Перепутались фрукты и овощи»

Ребятки, у наших друзей беда – они не могут никак разобраться в карточках, где овощи и где фрукты. Нужно им помочь в этом. Поможем? Да.

Нужно карточки с овощами положить в синюю коробочку, а фрукты – в красную. Правильно положили? Проверим, молодцы. Вот Лисёнок и Ёжик, смотрите и запоминайте, и не путайте овощи с фруктами.

II. Физминутка – звуковая работа (закрепление звука «С»)

Мы подуем высоко: С-С-С,
(встаем на носочки)

Мы подуем низко: С-С-С,
(присесть)

Мы подуем далеко: С-С-С,
(руки вытянуть вперед)

Мы подуем близко: С-С-С,
(руки ко рту).

Молодцы.

III. Работа за столами

- Сядем за столы, посмотрим на рисунки. Нужно узнать, что нарисовано и раскрасить правильно: если огурец то, каким цветом? (зеленым), если морковка? (оранжевым), если банан? (желтым), Если помидор? (красным), лимон? (желтым).

- Давайте сделаем подарки Ёжику и Лисёнку. Ёжик и Лисёнок благодарят вас, ребятки. Скажем им - до свиданья, Ёжик и Лисёнок.

VI. Итог

Пойдем на коврик и сядем, вспомним, что мы делали на занятии сегодня?

Отгадывали загадки про овощи и фрукты.
Делали пальчиковую гимнастику.
Карточки с овощами и фруктами отделяли.
Проговаривали звук «С».

Творческие работы дети подарили Ежику с Лисёнком.


Работы детей


P1010741P1010744

P1010746 P1010742


3.2 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

  • футбол
    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

  • ветряная мельница
    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

  • снегопад
    Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

  • листопад
    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

  • бабочка
    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

  • кораблик
    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

  • одуванчик
    Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

  • шторм в стакане
    Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос

  • плечи не поднимать

  • выдох должен быть длительным и плавным

  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

3.3 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

УТРО С КОТИКОМ МУЗИКОМ

УТРО С КОТИКОМ МУЗИКОМ; © Арсеневская Ольга Николаевна УТРО С КОТИКОМ МУЗИКОМ; © Арсеневская Ольга Николаевна УТРО С КОТИКОМ МУЗИКОМ; © Арсеневская Ольга Николаевна

УТРО С КОТИКОМ МУЗИКОМ; © Арсеневская Ольга Николаевна УТРО С КОТИКОМ МУЗИКОМ; © Арсеневская Ольга Николаевна УТРО С КОТИКОМ МУЗИКОМ; © Арсеневская Ольга Николаевна

УТРО С КОТИКОМ МУЗИКОМ; © Арсеневская Ольга Николаевна УТРО С КОТИКОМ МУЗИКОМ; © Арсеневская Ольга Николаевна УТРО С КОТИКОМ МУЗИКОМ; © Арсеневская Ольга Николаевна




3.4 Семинар-практикум для родителей на тему:

«Роль родителей в коррекции речевых нарушений»

План

  1. Какие бывают речевые нарушения и причины их возникновения.

  2. Основные направления работы при речевых нарушениях. Роль родителей в коррекционном процессе.

  3. Игры, направленные на профилактику и преодоление речевых нарушений.

  4. Рекомендуемая литература для родителей.

Цели:

- Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- Установление партнерских отношений с семьей;

- Формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;

-Обучение родителей приемам и играм по развитию речи.

Оборудование

1. Выставка логопедической литературы.

2. Памятки и рекомендации для родителей (по проведению дома игр для автоматизации звуков, развитию фонематического слуха и грамматического строя речи).

3. Оборудование для практического показа: предметные картинки, мяч.

4.Мультимедийное оборудование: проектор и экран для показа слайдов

Организационный момент

Логопед. Уважаемые родители! Сегодня семинар-практикум посвящен теме: «Роль родителей в коррекции речевых нарушений». Вы узнаете, какие бывают речевые нарушения, их причины, основные направления работы при речевых нарушениях, роль родителей в коррекции нарушений, а также вы увидите, в какие речевые игры можно поиграть дома с детьми.

Речевые нарушения и причины их возникновения.

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой. Это объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Однако, все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это становится привычкой. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, которые довольно сложно правильно формировать, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, а затем научиться контролировать свою речь и речь окружающих. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Также это может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.

Другим важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является недоразвитие фонематического слуха у ребенка. При этом ребенку трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, свистящие и шипящие. Часто можно услышать, что вместо слова гусь, ребенок говорит кусь, вместо слова шапка – сапка и т. д. Развитие правильного звукопроизношение идет очень медленно и иногда может привести к затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднения при письме и чтении.

Как уже было выше сказано, к 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.

Основные направления работы при речевых нарушениях. Роль родителей в коррекционном процессе.

Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения, которая способствует постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи, требует последовательных, регулярных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип, а так как речь связана с движениями речевого аппарата, то при устранении дефектов звукопроизношения большое значение занимает артикуляционная гимнастика. В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков. hello_html_m623f4cbc.jpg

Многих родителей интересуют сроки преодоления речевых недостатков. Они зависят от следующих факторов:

- от степени сложности дефекта;

- от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- от регулярности проведения занятий;

- от участия родителей в коррекционном процессе.

Постановка звука – это сложный искусственный процесс, в отличие от самостоятельного появления звука у ребенка. Поэтому эта работа требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи. Необходимо постоянно контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно. И здесь очень важен контроль со стороны родителей. Кроме того, у ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях, можно порекомендовать, чтобы родители не фиксировали внимание на том, что у ребенка не получается, а нужно обязательно подбодрить его и вернуться к более простому материалу. Можно рассказать, что и вы, когда были маленькими, не выговаривали некоторые звуки, но потом начали стараться, заниматься и у вас все получилось. Ребенку необходимо внушить веру в успех сказать, что у него обязательно все получится. Присмотритесь к своему малышу и его интересам и попытайтесь провести занятие в виде игры. Также эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания. Но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза – неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.

Игры, направленные на профилактику и преодоление речевых нарушений.

Многие игры на автоматизацию звука и развитие фонематического слуха схожи, я предлагаю сейчас поиграть в них:

1. «Придумай больше». Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями. Также можно придумывать слова, в которых заданный звук будет в определенной позиции. Например, придумывание слов на звук С в середине словаhello_html_6759bdd.jpg

2. «Цепочки слов». Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аисТТарелкААвтобус.hello_html_49864015.jpg

3. «Кто больше найдет букв». Вычеркивание заданных гласных (согласных букв из текстов журналов, газет).

Для детей с ЗЗР необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя.

1.«Какое варенье?» Эта игра на образование относительных прилагательных. Назвать какое варенье будет из груши, сливы, абрикоса и т.д.

2. «Чей хвост?» Эта игра на образование притяжательных прилагательных. Хвост у ежа – ежиный, у енота – енотовый и т.д.hello_html_3161fd8a.jpg

3. «Один-много» Игра на образование множественного числа существительных. Можно проводить с мячом. Например, лоб-лбы, рот - рты, ухо – уши и т. д.

И подведя итог нашего семинара-практикума, я бы хотела сказать, четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте, и в этом должны помочь Вы, уважаемые родители. Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, поэтому только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

3.5 Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

  1. Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

  2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

  3. Используйте с  детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

  4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

  5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

  6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

  7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).

  8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

  9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

  10. Запускайте пальцами мелкие волчки.

  11.  Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

  12. Режьте ножницами. 

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка! 

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

3.6 Консультация для родителей

Говорите с ребенком правильно.

Общеизвестно, грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка не является врожденной способностью, это не дар, она формируется постепенно благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.

Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.

Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как: все?!».

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять.

Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.

Например:

В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился,  он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов»  А теперь ты повтори, только правильно». Что же мы можем сделать?

Всем известно что, на кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга, вам-родители просто нужно побольше уделять внимания развитию мелкой моторики рук, здесь помогут занятия с конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Но все, же главное - это ваше общение с малышом, ваш личный пример.

3.7 БУКЛЕТ «ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЕМ ДОМА»

«Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в
мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет,
что это);

Игры с крупой

На тарелку (поднос) насыпать тонкий слой крупы (манной, гречневой или любой другой). Лучше, если посуда будет разноцветная.

Указательный пальчик ребенка превращается в волшебный карандаш, который будет рисовать цветок, мордочку, солнышко.



hello_html_m45ac607c.png







Игры со спичками

Кто сказал, что спички детям не игрушка? Поиграем? Из спичек можно сложить травку, цветок.

hello_html_mc39c087.png









Волшебные макароны

И травку, и цветы, и солнышко можно выложить из макаронных изделий. Вы смело можете придумать свои игры!

hello_html_5631fe8.png









Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Но для того чтобы красиво и правильно говорить,

Нужно тренировать язык, ведь язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.для этого существует артикуляционная гимнастика. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизи- рованный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Показать презентацию

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

























Список литературы

  1. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми

образовательными потребностями: Учебное пособие / Под ред.А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. - Ставрополь: Изд. СГПИ, 2011.

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах.

Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009

  1. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009

  2. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей

образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”,2010
5. Волкова, К. А. Методика обучения детей произношению : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова.  - Москва : Владос, 2008. - 224 с.
6. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).

7. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232с.

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)

  1. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов

педвузов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351, [1]с. – (Высшая школа).

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

общим ре¬чевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Биб-ка практи¬кующего логопеда).

  1. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.-

2016с.

  1. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007. — 224 с.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство

«Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  1. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников

//Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30

  1. Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого

пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г. - №. - С.67-73

  1. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего

недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.

  1. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института

Психотерапии, 2001. – 256 с.

  1. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного

возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.

  1. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.

пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

  1. Учебное пособие / Под ред. А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. –

Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011, с. 19-20

  1. Логопсихология. Учебно-метод. пособие/авт. - сост. С.В. Лауткина. –

Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,2007 с. 102.







Проект: «Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи в дошкольных организациях образования»
  • Логопедия
Описание:

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности  и поведении ребенка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи   у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.

 У большинства детей речевые проблемы осложняются, так как отсутствует своевременная  помощь со стороны специалистов: медиков, психологов, дефектологов, логопедов и родителей, нет материально-технической базы, методических пособий. Из-за этого  возможна агрессивность, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.

Поэтому, используя индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи, становятся актуальным. На сегодняшний день возрастает число детей с отклонениями в развитии речи, познавательных процессов, следовательно, необходим поиск направлений, методов, приемов и средств диагностики состояния языковых и неязыковых компонентов речемыслительной деятельности.

 Объект: учебно-воспитательный процесс в организациях ДОО.

Предмет: процесс развития речи.

Цель  проекта - создание условий для развития речи детей  в  условиях ДОО. 

Гипотеза: если на занятиях с детьми с 

Автор Наточий Екатерина Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 1284
Номер материала 38724
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓