ПЕРЕВАЛЬНЕНСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III
СТУПЕНЕЙ,СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ РАЙОН,РЕСПУБЛИКА КРЫМ
Проект
«Экологическая тропа «Перевальненская»
Работу
выполнила:
Бондарь Кристина,
(Симферопольский
район,
Перевальненская ОШ
I-III ступеней,
11 класс)
Научный
руководитель:
Сейтаблаева Хатидже Муратовна, учитель
географии,
руководитель кружка «Юный лесник»
Перевальненской ОШ
I-III ступеней
Консультант:
Аблаев
Ленур Амзаевич,
лесничий
«Перевальное» лесничества
Симферополького
ГЛОХ
Симферопольский
район-2014г
Оглавление
Введение……………………………………………………………...………………3
Паспорт
экологической тропы………………………………………………...……4
Значение
леса на экологической тропе……………………………………..……...5
Объект
№1. Река Ангара……………………………………………………..……..6
Объект
№ 2. Рекреационный ( лесохозяйственный уголок)…………….………7
Объект
№ 3 .Сухая речка…………………………………………………….……..8
Объект
№ 4. Почвенный срез………………………………………………………9
Объект
№ 5. Растения, занесенные в Красную книгу…….…………..…………10
Объект
№ 6. Лес из липы мелколистной………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………12
Прилложение………………………...………………………………………….13-17
Введение
Актуальность работы. Сегодня как никогда перед
человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе
и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном,
полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы)
приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать
содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном
сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Целью нашего проекта является экологическое
воспитание, которое проявляется в осознании функций природы в жизни человека,
чувстве личной причастности к сохранению природных богатств и активной
исследовательской деятельности природы родного края, практической деятельности
по охране природы полуострова, ознакомлении учащихся, с рекреационным
потенциалом Крыма, возможностями организации экскурсионной,
туристическо-краеведческой работы.
Для достижения данной цели, перед нами стоят следующие
задачи:
1)
изучить
географическое положение территории школьного лесничества;
2)
выбрать
объекты для создания экологической тропы «Перевальненская»;
3)
дать
характеристику реки Ангара;
4)
описать
значение рекреационного уголка;
5)
исследовать
Сухую речку;
6)
выявить
ареалы распространения редких растений на территории школьного лесничества;
7)
выявить
значение леса из липы мелколистной;
8)
подготовить
текст экскурсии по экологической тропе;
9)
выявить
значении экологической тропы «Перевальненская»
Паспорт
экологической тропы
Перевальненской
ОШ I - III ступеней
Симферопольского района
Адрес,
телефон Симферопольский район
с.Перевальное
Ул.
Дачная 81 а
Телефон:
+3 0663694192
Эл.почта:perevalnoe.school@gmail.com
Экологическая
тропа создана в апреле 2006 года
Расположение:
северо-восточный
склон г. Чатыр-Даг в южной окрестности с. Перевальное Симферопольского
района. Проезд: троллейбус №1, остановка «Конечная». Маршрутное такси «Ж/д
вокзал – Перевальное», остановка «Конечная». Троллейбусы №51 и №52, остановка
«По требованию Перевальное – Лесничество», далее пешком 800
метров до «Перевальное – Лесничество».
Землеустроитель:
Симферопольское
Государственное Лесоохотничье хозяйство.
Значение
экологической тропы: просвещение, обучение, воспитание по
вопросам окружающей среды.
Краткое
описание маршрута: на экологической тропе есть шесть экскурсионных
объектов: 1) река Ангара; 2) рекреационный уголок; 3) Сухая речка; 4) почвенный
разрез; 5) растительные группировки занесенные в Красную книгу Украины; 6)лес
из липы мелколистной (95 – 105м).
Исторические
сведения об
окружаещей
среде:
учебная
экологическая тропа проходит по территории лесничества «Перевальное», на
участке, закреплённом за школьным лесничеством Перевальненской ОШ I - III ступеней.
Общая площадь территории школьного лесничества составляет 108га, находится на
северном макросклоне г. Чатыр-Дага. Климатические условия благоприятны для
произрастания таких пород как: сосна крымская, дуб скальный, граб обыкновенный,
липа мелколистная. Рельеф – предгорье с пологими склонами до 20*. Преобладают
бурые горно-лесные почвы. На территории протекает река Ангара и ручьи. Леса
выполняют водоохранную, защитную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную,
реакционную, воспитательную функции. Лесной фонд, закрепленный за школьным
лесничеством, относится к 1 группе лесов, категория защитные противоэрозионные
леса. Преобладающими породами на территории являются: дуб скальной (43%), липа
мелколистная (27,1%). По возрастной структуре преобладают средневековые
насаждения.
Режим
использования: отдых с ограниченным разведением костров, учебные
экскурсии, исследования. Запрещается: заезд автомашин, выпас скота,
сенокошение, распашка, любые виды сбора природного материала.
Выполнение
научно-исследовательских работ: члены школьного лесничества участвуют в
выполнении научных работ в секциях МАН, проводят экскурсии по экологической
тропе.
Описание
экскурсионных объектов на маршруте: (дано в приложении)
Маршрут
разработан:Сейтаблаевой
Хатидже Муратовной, учителем географии Перевальненской ОШ I - III ступеней,
а также участниками школьного лесничестваатырдпга.
на северном макросклоне г. а,сничестаов перевальненской ОШ ступеней.
Значение
леса на экологической тропе
Лес. Чудодейственный лес! Почему он так манит? Почему мы спешим под его
кроны, чтобы успокоится. Оздоровится? Лес создает самую красивую световую,
звуковую, цветовую электромагнитную гаммы. Генерирует негативные ионы, повышая
нам настроение. Выделяет фитонциды, которые убивают вредные микробы и грибки.
Лес имеет живую душу. Здесь мы чувствуем себя, как в родной стихии. Почему?
Возможно потому, что в свое время человечество вышло из леса. За миллионы лет
приспосабливались к его окружению. Также нас тянет в воду – еще древнейшую нашу
праматерь.
Манит нас природа всеми своими цветами. Мы – ее дети. И должны помнить об этом
всю жизнь, при всех обстоятельствах.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже маленькую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Правила вежливости есть у природы,
И их надо соблюдать, приходя в гости к ней.
Не трогай гнезд птиц, не лови птенцов.
Не кричи в лесу, иначе не узнаешь, что в нем происходит.
Не услышишь, как долбит дятел.
Умело рви грибы, рви лекарственные растения с умом.
Не разводи костров в лесу.
Мы находимся на территории школьного лесничества, с созданного в 2004 году на
базе лесничества «Перевальное» Симферопольского ГЛОХ и Перевальненской ОШ I-III ступеней. Общая
площадь территории школьного лесничества составляет 108га, находится на
северном макросклоне г. Чатыр-Дага. Климатические условия благоприятны для
произрастания таких пород как: сосна крымская, дуб скальный, граб обыкновенный,
липа мелколистная. Рельеф – предгорье с пологими склонами до 20*. Преобладают
бурые горно-лесные почвы. На территории протекает река Ангара и ручьи. Леса
выполняют водоохранную, защитную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную,
реакционную, воспитательную функции. Лесной фонд, закрепленный за школьным
лесничеством, относится к 1 группе лесов, категория защитные противоэрозионные
леса. Преобладающими породами на территории являются: дуб скальной, липа
мелколистная. По возрастной структуре преобладают средневековые насаждения.
В 2006 году
на территории школьного лесничества была проложена экологическая тропа
«Перевальненская», общей протяженностью – 572м. она расположена
северо-восточном склоне г. Чатыр-Даг в южной окрестности с. Перевальное. На
экологической тропе есть 6 экскурсионных объектов: 1) река Ангара; 2)
рекреационный уголок; 3) Сухая речка; 4) почвенный срез; 5) растительные
группировки, занесенные в Красную книгу Украины; 6)лес из липы мелколистной Мы
приглашаем вас на экскурсию по экологической тропе.
Объект
№ 1. Река Ангара
Река
Ангара имеет большое значение в водоснобжении г.Симферополя, так как в северных
окрестностях с.Перевальное при слиянии р.Ангары и р.Кизил-Кобы образуется исток
р.Салгир – самой длиной реки в Крыму.
Ангара имеет длину 13км и берет начало у подножья юго-восточного склона
г.Чатыр-Даг на высоте примерно 700м вблизи Ангарского перевала, который
разделяет Чатыр-Даг и Демерджи. В перевод с тюрского языка означает «ущелье,
теснина, трещина в горах, водосток».
Исследования проведенными членами кружка «Юный лесник» показали, что Ангара в
верхнем течении имеет горный характер: быстрое течение, обрывистые берега. На
территории школьного лесничества течение замедляется, берега пологие,
глинистые, покрытые растительностью, то есть река принимает равнинный характер.
Вода в реке прозрачная, пресная, пригодна для питья. Средняя глубина 0,2 –
0,4м, ширина 1,5 – 2м. Ангара имеет приимущественно снеговое питание, поетому
половодья наступают весной, летом река прсклически пересыхает. Во время
паводков уровень воды в рее повышается до 1 – 1,5м, быстро сходящие потоки воды
с гор вырывают с корнями деревья, растущие по берегам. В реке водится: форель,
карась, ресной рак, лягушки, водомерки. По берегам реки растут приимущественно
дубовые леса. Река является зоной отдыха населения. В связи с этим последнее
времяэкологическая обстановка реки сильно ухудшмлась. Мы, юные лесники,
регулярно проводим акцию «С любовью к Ангаре», очищая ее берега и воды от
бытового мусора.
Мы имеем неоценимый дар – реку Ангару! И только от нас зависит ее судьба. Мы
должны сделать все возможное, чтобы она оставалась с чистой водой и не
превратилась в сточную канаву.
Рис
1. Изучение р.Ангара
Объект №
2. Рекреационный уголок
Мы
находимся на территории рекреационного уголка, созданного работниками
лесничества «Перевальное» Симферопольского ГЛОХ, который позволяет удобно,
комфортно отдохнуть, не нанося ущерб окружающей среде. Площадь
лесничествасоставляет 8,5 тыс. га. Штат насчитывает 12 человек, которыми
руководит Аблаев Л.А. Помимо рекреации основными видами деятельности является
охрана и защита лесов, ведение лесного хозяйства, лицензионная охота. Леса
лесничества «Перевальное» имеют противоэрозионное значение, поэтому проводятся
только рубки ухода. Ежегодно заготавливается 1,5 тыс.кубов лесопродукции. В 2004
году на базе лесничества «Перевальное» и Перевальненской ОШ I-III ступеней
было создано школьное лесничество. Общая площадь территории школьного
лесничества составляет 108 га, находится на северном макросклоне горы
Чатыр-даг. Лесной фонд, закрепленный за школьным лесничеством, относится к 1
группе лесов – категории защитные, противоэрозионные леса. Преобладающими
породами являются : дуб скальный, липа мелколистная. На территории протекает
река Ангара и ручьи.
В состав школьного лесничества входят учащиеся 6-11классов , которых объединяет
любовь к природе и желание сохранить и приумножить ее красоту. На
территории рекреационного уголка мы проводим обучающие занятия, по
изучению и исследованию ареалов редких и исчезающих видов растений, видового
состава птиц, почвенного покрова, выявления влияния леса на здоровье людей.
Проводим практические расчеты и определяем рекреационную нагрузку на отдельные
участки школьного лесничества. Полученные в результате этой работы знания
применяются на уроках географии, биологии, пишутся творческие работы, работы в
МАН.
Рис.
2. Рекреационной уголок.
Обьект
№3.Сухая речка
Третий обьект нашей экотропы – это Сухая речка, вдоль которой пройдет
дальнейший наш путь. Сухая речка представлят собой балку, образованную кратковременно
проносящимися по ней талыми и ливневыми водами, поэтому вода здесь бывает
только в течение нескольких месяцев в году. Сухая речка впадает в Ангару. Мы
находимся в устье и видим результат работы водних потоков – огромное количество
гравия, гальки и ваулов округлой формы, приносимых с гор. Общая длина Сухой
речки 1215м, ширина поймы – 2 – 3м, глубина в верхней части 2 – 3м, в нижнем –
20 – 30см. В вернем течении русла Сухой речки имеет v –
образную форму, она прорезает участки юрских известняков. У истока во время
таяния снега или атмосферных осадков Сухая речка низвергается красивым
водопадом (10 – 15м). Изучая и исследуя Сухую речку, мы можем наблюдать процесс
разрушения земной поверхности под действием водных потоков – т.е. водную
эрозию.
Рис.3.
Сухая речка
Объект
№ 4.Почвенный срез
Почва – это природное богатство. Человек может обогатить удобрениями истощенную
почву, но он не в состоянии создать ее заново. Всю титаническую работу способна
сделать только природа! И делает это она, не торопясь, спокойно.на
воссановление слоя почвы в 2 – 2,5см при условии хорошего и постояного
растительного покрова природа затрачиваетдо тысячи лет. Поэтому мы должны
ценить и беречь наши почвы. На территории школьного лесничества распростронены
бурые горно-лесные почвы. Проведя исследования почвеного среза, юные лесники
выявили, что гумусный горизонт составляет 40см,густо пронизаные корнями, в нем
много микроорганизмов, червей, личинок и насекомых. Почвы щебнистые, имеют комковатую
структуру, достаточно рыхлые. Бурые горно-лесные почвы сформировались на юрских
известниках под дубово-грабовыми лесами. Используются почвы в лесном хозяйстве.
Рис.
4. Почвенный разрез
Обьект
№ 5.Растения, занесенные в Красную книгу
Красная книга – это знак беды. Жизнь того, кто записан в нее, ставится под
сомнение: жить или не жить?
В процессе исследования флоры на территории школьного лесничества нами были
обнаружены ареалы редких растений, занесенных в Красную книгу Украины:
- безвременник анкарский;
- пролиска двухлистная;
- полдснежник складчатый (эндемик Крыма);
- ландыш майский;
- крокус прекрасный;
- пион крымский;
- зубянка пятилистная;
- первоцвет обыкновенный
Выявили ареалы их распространения. Только
за период 2011г-2013гг площадь распространения редких растений сократилось на
10 %.
Рис.5
Представляем растения , занесенные в Красную книгу
Объект
№ 6.Лес из
липы мелколистной
Завершает нашу экологическую тропу лес грандиозных старожил школьного
лесничества – липы мелколистной. Липа – это лесообразующая порода, используемая
в озеленении, для производства мебели, токарных и разных изделий. Луб применяют
для производства мочалок, соцветия используются в медицине. Липа –
дерево-медонос.
Во время наблюдения на этом участке тропы мы заметили, что во время цветения
липовый лес наполнен гудением диких пчел, воздух словно плывет в этом тягучем
липовом аромате. Совсем, как у французского поэта Эдмона Ростана: «О, солнце!
Там, где тень от лип густа и ароматна, кидаешь ты такие пятна, что жалко мне
ступать по ним». А в конце лета у лип вместо белых душистых цветков зреют плоды
– односемянные орешки и грубеют приданные им для летучести желтые прицветники.
Лес
уникален еще тем, что отдельные экземпляры достигают возраста 95 – 105 лет.
Давайте сохраним эту уникальную природу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.