Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Администрации города
Екатеринбурга
Отдел образования Администрации Чкаловского района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение - детский сад комбинированного вида № 586
«Остров детства»
Проект
«В гостях у сказки»
(средняя группа)
Автор: Репина В.С.
воспитатель I кв. категории
г. Екатеринбург, 2014
Цель:
развитие речи и коммуникативных способностей детей
среднего дошкольного возраста через проектную деятельность с использованием ИКТ
на материале русской народной сказки «Теремок».
Вид проекта:
ролево-игровой
Образовательные
области:
художественно-эстетическое, познавательное,
социально – коммуникативное и речевое развитие
Время проведения:
сентябрь - октябрь 2014 года (среднесрочный)
Участники проекта:
ребенок,
взрослые, педагоги, музыкальный руководитель
Способ
осуществления проекта:
внутри ДОУ в контакте с семьёй
.
Введение
Согласно
Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством
общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте».
О важности речевого развития говорится во многих
работах различных авторов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.).
Проблема
формирования речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной
и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для
подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного
общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени
представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной
речи для дошкольников.
Коммуникативные способности
позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении:
преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека,
несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные
ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое
поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии
коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального
формирования.
Практический
опыт и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют
о том, что возникла необходимость
поиска новых путей оптимизации образовательного процесса, выбор таких
форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, учитывают индивидуальные особенности ребёнка и
«зону ближайшего развития». Назрела потребность построения образовательной
деятельности на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, поддержке
инициативы детей, развитии их познавательных интересов, сотрудничестве
педагогов с родителями и другими членами семьи.
Необходимо побуждать детей к речевой
деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Доказано, что чем
активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность,
тем лучше результат. Наиболее эффективное средство для решение данной проблемы
– это вовлечение дошкольников в проектную деятельность с использованием ИКТ.
Проектная деятельность – это
дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития
ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств ребёнка.
Метод проекта позволяет объединить всех участников образовательного процесса,
активизировать их деятельность, усилить мотивацию деятельности, обеспечивает
реализацию принципа взаимодействия взрослых и детей, обозначенного ФГОС.
Ожидаемые
результаты:
·
Выставка
творческих работ детей.
·
Организация образовательного процесса в нескольких направлениях,
обеспечивая взаимодействия воспитателя, специалистов и родителей.
·
Обеспечение более высокого
темпа общего и речевого развития детей при реализации принципа комплексности.
· Активное участие родителей в совместном
ролево-игровом проекте.
·
Театрализованная постановка для
группы детей.
Реализация проекта осуществляется через следующие
этапы:
- подготовительный;
- основной;
- завершающий.
Этапы реализации
проекта «В гостях у
сказки»
Подготовительный этап
|
Основной этап
|
Завершающий этап
|
1.
Определение
цели и задач проекта.
2.
Определение
необходимых средств для реализации проекта.
3.
Изучение
методической литературы.
4.
Подбор
литературы, иллюстраций, стихов и мультфильмов для детей.
5.
Обсуждение
с музыкальным руководителем музыки и песен по теме проекта, сценария
театральной постановки сказки.
6.
Обсуждение
с родителями плана реализации проекта.
7.
Создание
в группе предметно – развивающей среды.
8.
Размещение
информации на сайте
|
Работа с детьми:
1.
Чтение
сказки «Теремок», беседа с детьми по её содержанию, рассматривание
иллюстраций.
2.
Слушание
аудио-сказки «Теремок»
3.
Непосредственно-образовательная
деятельность с опорой на сказку.
4.
Раскрашивание
восковыми мелками иллюстраций к сказке.
5.
Аппликация
«Стоит в поле теремок».
6.
Лепка
«Животные сказочного теремка»
7.
Разучивание
на прогулке подвижных игр: «У медведя во бору», «Мышки и кошка», «Хитрая лиса».
8.
Подготовка
театральной постановки.
9.
Разучивание
с детьми стихов, танцев и песен к театральной постановке.
10.
Изготовление
приглашений на спектакль.
11.
Фотосъёмка
интересных и запоминающих моментов проекта.
Работа с
родителями:
12.
Сбор
материала (картинок и иллюстраций по сказке) для создания выставки и
альбома в группе.
13.
Изготовление
родителями масок для театральной постановки.
14.
Просмотр
мультфильма «Теремок», обсуждение сказки в кругу семьи.
15.
Разучивание
роли героя к спектаклю.
16.
Обмен
информацией по проекту через сайт
Оснащение предметно – развивающей среды:
17. Выставка
иллюстраций по русской народной сказке «Теремок» в группе.
18.
Организация студии грима
19.
Различные виды театров
по сказке «Теремок»
20.
Выставка детского творчества
(аппликации, лепки, рисунков).
|
1.
Театральная
постановка для детей из группы №10.
2.
Совместное
чаепитие с просмотром слайд-шоу.
3.
Выпуск
стенгазеты с фотографиями проекта.
4.
Размещение информации на
сайте.
|
Реализация проекта «В гостях у сказки «Теремок»»
Вот и сказочке конец!
Приложение 1.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Тема «Стоит в поле теремок»
Автор:
Репина В.С.
Екатеринбург,2014
Цели:
·
Познакомить детей с
загадками – рифмами;
·
Продолжать учить детей
составлять загадки-описания и загадки-сравнения.
Словарная работа: активизировать в речи детей существительные:
названия предметов посуды, детенышей животных, уточнить значение обобщающего слова
«посуда».
Грамматика: закреплять использование детьми
пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в
предложениях.
Развивать
выразительность речи, силу голоса.
Оборудование:
Шапочки-маски героев
сказки «Теремок» по количеству детей, карточки с изображением героев сказки на
одной стороне и схемы описания – на другой, обстановка внутри дома (стол,
стулья, сундук, кровать, шкаф с посудой (буфет) и т.п.), корзина с фруктами и
овощами (яблоко, груша, огурец, помидор, редис), игрушечная лягушка.
Ход НОД:
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Воспитатель
показывает детям игрушечную лягушку: Посмотрите, кто к нам пришел в гости?
Дети: Лягушка, лягушка-квакушка…
Воспитатель: Лягушка прискакала к нам из сказки. Как вы
думаете, из какой?
Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Разные колёса»,
«Кораблик» …
Воспитатель: Эта сказка про небольшой домик, в котором
хотело поместиться множество разных животных.
Дети: Это - «Теремок».
Воспитатель: Правильно, наша гостья прискакала к нам из
сказки «Теремок». Вспомним героев из этой сказки.
Дети: Лягушка, мышка…
Воспитатель: Посмотрите, лягушка принесла нам загадки…
Дидактическая игра
«Доскажи словечко»
Цель: развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить
детей с загадками-рифмами. Ход: взрослый рассказывает загадку. а дети -
договаривают в рифму последнее слово - отгадку.
Отгадку-картинку
воспитатель выставляет на наборное полотно.
Воспитатель: К кому прыгнет лягушка в руки, тот и
договаривает отгадку загадки.
Хитренько взглянула
Хвостиком махнула
И исчезла - чудеса
Где ты, рыжая …
(лиса)
На лугу по кочкам
Прыгают листочки
Выпуклые глазки
И кривые лапки
Только где же ушки
Кто это? …
(лягушка)
Ку-ка-ре-ку! - кричит
он звонко
Хлопает крыльями
громко-громко
Курочек верный пастух
Как зовут его?…
(петух)
Ночью ходит, днем он
спит.
Если сердится –
ворчит.
Он живет в лесу
дремучем,
Сам он круглый и
колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну, конечно, это ….
(еж)
Ой, зайчишкам не до
смеха
От его клыков и меха
В зайцах с детства
знает толк
Злой, зубастый, серый
…
(волк)
Кто большой и
косолапый
Мёд достал из улья
лапой?
Скушал сладость - и
реветь
Как зовут его? …
(медведь)
Кто по пальмам ловко
скачет?
Кто кокосы в листьях
прячет?
Кто нам кинул 2
банана?
Догадались?
(обезьяна)
Воспитатель предлагает всем пройти на стулья.
Воспитатель: Ребята, мы отгадывали загадки о животных. Все
эти герои из сказки «Теремок»?
Дети: Нет, обезьяны не из этой сказки.
Воспитатель: Да, эти животные совсем из другой сказки. А
загадки вам понравились? Загадки были похожи на стихи.
Воспитатель: Вы хотите поиграть в сказку «Теремок»?
Дети соглашаются.
Воспитатель: Вспомните, что делали герои сказки?
Дети: Они хотели попасть в теремок, стучались в
дверь.
Воспитатель: Кого из зверей не впустили в теремок?
Дети: В теремок не впустили медведя.
Воспитатель: Вспомните, что говорили герои сказки, когда
стучались в дверь теремка?
Дети: Кто, кто в теремочке живет?
Воспитатель: Как будет просится лягушка в теремок.
Послушайте меня…(образец взрослого). Маша, покажи, как будет прыгать лягушка,
как она будет проситься в домик?
Воспитатель: А как прибежит к домику мышка? (предлагает
двум детям показать) Как они будут проситься в теремок тонким голосом?
Воспитатель: А медведь большой как подойдет к теремку (двум
детям предлагает показать) Как он будет говорить грубым голосом?
Вызванные дети выполняют задание.
Воспитатель: Я предлагаю вам взять со стола по одной
картинке с героем, которым вы будете. Составьте загадку, только не забудьте,
что животное называть не надо. Мы должны сами догадаться, о ком вы
рассказываете.
Дети берут со стола картинки с изображением героев
сказки «Теремок», составляют описательные загадки по схеме.
Воспитатель после загадки ребенка забирает картинку и
надевает шапочку.
Воспитатель: Приготовьте свои ушки, будем вместе сказку
слушать. Слушать и рассказывать. Зрителям показывать. - Стоит в поле
теремок-теремок. Он не низок, не высок, не высок. Мимо мышка бежала…
Воспитатель:
… В теремочек
постучала.
Ребенок-мышка выполняет движения (бежит, подбегает к
теремку)
Ребенок - мышка
стучит в дверь: Кто, кто в
теремочке живет? …
Дети под руководством воспитателя развертывают
театральный этюд.
Воспитатель: Вот попали в теремок мышка-норушка,
лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок – серый бочок.
Стало им весело. И вдруг… В это время мимо теремочка шел медведь. Увидел домик,
да как начал реветь.
Ребенок-медведь: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в
невысоком живет?
Дидактическая игра
«Кто где спрятался?»
Цель игры: Закреплять использование детьми
пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в
предложениях.
Ход игры:
Воспитатель: Испугались звери и спрятались.
Дети прячутся в пределах обстановки теремка.
Воспитатель: Куда спряталась мышка-норушка? (где сидит
зайчик? возле чего сидит лягушка-квакушка? и т.д.).
Дети отвечают, используя предлоги. Воспитатель
поправляет их в случае неправильного употребления предлогов и ошибок в
составлении предложений (дает правильный образец).
Воспитатель: Подойди, мишка, посмотри, куда спрятался
заяц…, лягушка…
Воспитатель: Видит мишка, что звери его боятся. Загрустил.
Одиноко ему одному: Не хотят его хозяева впустить, не хотят его обедом
угостить.
Воспитатель: Жалко Мишеньку?
Дети: Жалко. Давайте впустим...
Воспитатель: Да, нужно впустить медведя. Пригласите его
ласково в теремок.
Дети: Заходи к нам, Мишенька в теремок. Добро
пожаловать, Мишутка. Милости просим в гости к нам!
Воспитатель: Но медведь не хочет заходить в теремок.
Попробуем задобрить его словами. Расскажем, какой он. Если понравится Мишке
ласковое слово, он сделает шаг к дому… И на каждое красивое слово он будет
делать шаг. Будем называть слова до тех пор, пока медведь не попадет в теремок.
Дидактическая игра
«Назови словечко»
Цель: Активизировать в речи детей прилагательные.
Ход игры:
Воспитатель: Какой у нас Мишка?
Дети: Добрый…
Воспитатель: Понравилось Мишка, как тебя назвали? Тогда
подойди на шаг к дому…
Дети по очереди называют слова о медведе (пушистый,
косолапый, большой, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый), а
ребенок-медведь на каждое слово делает шаг.
Воспитатель: Ну, раз в доме нашем гость, надо садиться за
стол. А ты что это принес в корзинке? Ребенок-мишка: гостинцы - овощи и фрукты…
Воспитатель: (достает из корзинки огурец). Что это?
Дети: Это огурец.
Воспитатель: Расскажите, какой он.
Дети: Он зеленый, длинный, хрустящий…
Воспитатель: Зеленый, как…
Ребенок: Как крокодил, лягушка, кузнечик…
Воспитатель: Он длинный, как…
Дети: Как веревка, карандаш, палка…
Воспитатель: Он хрустящий, как…
Дети: Как капуста, сухарики, снег под ногами…
Воспитатель: Послушайте, получилась интересная загадка: Он
растет на огороде. Хрустящий, как сухарик. Длинный, как карандаш. Зеленый, как
лягушка.
Воспитатель: Давайте вместе придумаем загадку про… (достает
яблоко). Какое оно?
Дети называют признаки (качества): круглое, красное,
сладкое, сочное, растет на дереве. Воспитатель просит, сказать, что бывает
таким же.
Воспитатель: Составим загадку про яблоко. Оно растет на
дереве. Круглое, как мячик, сочное, как арбуз, красное, как солнышко.
Воспитатель: А теперь будем стол мы накрывать, да медведя
угощать. Что поставим на стол? Какая посуда нам понадобиться для чаепития?
Дети: Чашки.
Воспитатель: Зайчик, принеси, пожалуйста, чашку.
Воспитатель: Чтобы чай был вкусный, надо бы сахару принести.
Во что насыпают сахар?
Ребенок: В сахарницу. Я принесу сахарницу.
Воспитатель: А масло в чем хранится?
Ребенок: В масленке. Я принесу масленку.
Воспитатель: А конфеты куда мы положим?
Ребенок: В конфетницу…
Воспитатель: Мишка, наверно, любит чай с молоком. Во что
мы его нальем?
Ребенок: В молочницу.
Воспитатель уточняет назначение предметов посуды.
Воспитатель: Мы поставили на стол и чашки, и блюдца,
молочник, чайник. Как это можно назвать одним словом?
Дети: Посуда.
НОД заканчивается сюжетно-ролевой игрой «Чаепитие».
Приложение 2
Конспект НОД по математике в средней группе
(на материале русской народной сказки «Теремок»)
Цель:
Продолжать упражнять детей в счете предметов в пределах 5. Формировать
способность сравнивать предметы по длине способом приложения. Учить читать
кодовое обозначение геометрических фигур. Способствовать развитию воображения,
мышления, памяти.
Материал: Театр на фланелеграфе по сказке «Теремок»; игрушки: кукла, мяч,
пирамидка, машинка; 2 обруча,; кодовые карточки; схема дорожек, набор полосок
разной длины для каждого ребенка; три фартука (из картона) – желтый, красный,
зеленый и парные (по цвету) «заплатки» в виде геометрических фигур.
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку»Теремок». Но
это не та сказка, которую вы все хорошо знаете, а сказка на новый лад. Вы мне
будете помогать? Тогда сядьте все удобно и слушайте.
Воспитатель: Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок. Вдруг по полю Мышка
бежит, у дверей остановилась и стучит:
- Кто, кто в теремочке живет? Никто не отвечает. И стала Мышка там жить
одна.
Вот по полю Лягушка скачет, увидела теремок, обрадовалась и стучит:
«Кто, кто в теремочке живет? Пустите меня к себе жить!»
А Мышка отвечает – «Пущу, если выполнишь одно задание»
1. Встреча с Лягушкой.
Игра «Испечем колобок».
Давайте поможем им. Как вы считаете, какой формы
должен быть колобок? (круглой ). Почему он не может быть ни треугольной, ни
квадратной формы? (не сможет катиться ) Представьте себе, что у вас в руках
кусочек теста. Попробуйте скатать колобок. (имитация) Вот какой красивый
колобок получился у нас.
2. Встреча с Зайцем.
Игра «Почини фартук».
Дети берут по одной геометрической фигуре,
находят себе партнера (по цвету фигуры); выбирают себе фартук соответствующего
цвета и «чинят» его. Затем рассказывают: какого цвета фартук чинили и какой
формы была у них «заплатка».
3. Встреча с Волком.
Игра «Магазин».
На полке расположены игрушки: мяч, машина,
кукла, пирамидка. Сначала дети рассматривают игрушки, запоминают их
расположение в ряду. Затем отворачиваются. Педагог меняет местами (убирает
одну) две игрушки, которые стоят рядом. Дети поворачиваются и определяют, что изменилось.
4. Встреча с Лисой.
Игра «Домики и дорожки».
Педагог предлагает вниманию детей схему, на
которой большими точками условно изображены домики животных и цветными линиями
нарисованы дорожки между домами. Дети рассматривают дорожки и говорят, какая из
них длиннее (короче): от домика лошадки к домику слоненка или от домика
слоненка к домику медвежонка и т.д. У каждого ребенка три полоски,
соответствующие цвету и длине нарисованных дорожек. Дети способом приложения
сравнивают эти полоски. Выясняют, кто от кого близко живет, кто живет дальше
(ближе); определяют цвет самой длинной (короткой) дорожки и т.д.
5. Встреча с Медведем.
«Игра с двумя обручами».
У каждого ребенка по две геометрической
фигуры. На ковре лежат два обруча: красный и зеленый. В каждом обруче
карточка-код, которая поможет детям найти место для своих фигур.
Мышка угощает детей вкусным печеньем.
Приложение 3
Конспект НОД по конструированию из строительного
материала.
Средняя группа.
Тема: Теремки.
Цель:
Формирование навыков конструирования, совместной работы.
Материалы и оборудование: строительный, теремок – макет сказочного
домика, игрушки – зверушки.
Предварительная работа.
Драматизация сказки «Теремок», разучивание песни, рассматривание
иллюстраций.
Ход НОД
Воспитатель: мы сегодня с вами отправляемся в сказочное путешествие на паровозе.
Песня «Паровоз»
В центре стоит теремок-домик и сказочный домик, домик для домашних животных.
Воспитатель: как можно назвать одним словом?
Дети:
детеныши.
Воспитатель: в каких сказках еще встречается домашние животные?
Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Три поросенка», «Теремок», «Волк
и семеро козлят».
Воспитатель обращает внимание на теремок. Мы знаем о
нем песню.
Песня.
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок.
В теремочке звери живут,
Пироги пекут и песни поют.
Воспитатель: что такое теремок?
Дети:
это домик.
Воспитатель: кто живет в нашем теремке?
Дети:
В теремке живут звери.
Воспитатель: вспомнить, кто живет в теремке. Сколько их всего?
(Мышка, лягушка, волк, заяц, лиса, медведь)
Воспитатель: Они живут дружно, но не тесно ли им? Чем мы можем помочь?
Дети: Построим теремок каждому зверю.
Дети берут игрушку и для каждого зверушки строят
теремок.
Воспитатель: что нам нужно для постройки теремка?
Дети:
строительный материал.
Дети выбирают разные виды конструкторов: деревянные, пластмассовые.
Порядок выполнения.
Воспитатель: выбираем конструктор.
Выбираем стены, кресла, окна, двери.
Воспитатель: теремок будем строить в паре вдвоем. Будем соблюдать следующие
правила:
1. Работаем организованно.
2. Соблюдать порядок в используемом материале (брать только то, что
нужно).
3. Уступать друг другу.
4. Помогать товарищу.
Песня «Строим дом».
Самостоятельная работа.
В процессе строительства воспитатель помогает детям советом, а при
необходимости и делом.
Итог.
Воспитатель: какой красивый получился у нас получился сказочный городок.
Молодцы! Хорошо будет в нем зверушкам.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.