Главная / Другое / ПРОЕКТ БИБЛИОТЕЧНОГО КЛУБА "Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"

ПРОЕКТ БИБЛИОТЕЧНОГО КЛУБА "Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"

Проект

библиотечного клуба

"Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"

в рамках внеучебной деятельности в Барабинском филиале Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»


Стенцова Оксана Александровна, заведующая библиотекой Барабинского филиала Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»;

Терентьева Ольга Георгиевна, кандидат педагогических наук, преподаватель


Введение.

Актуальность данного проекта обусловлена рядом причин:

  • Культурно-просветительская работа библиотеки колледжа культуры и искусств весьма значима для решения кризисных проблем современной провинции, связанных с социально-политическими и экономическими изменениями. С одной стороны библиотека колледжа сохраняет (имеются раритетные издания) и постоянно пополняет в силу весьма ограниченных материальных возможностей книжный фонд, с другой стороны – пытается своими силами решать задачи государственного масштаба, касающиеся ослабления интереса к чтению. Сегодня проблемы чтения в России выходят на первый план как проблемы государственного значения. Успешному разрешению задачи привлечения к чтению, особенно молодежи, будет способствовать объединение усилий всех, кто профессионально причастен к воспитанию подрастающего поколения. Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны. Для изменения этой негативной ситуации библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы. Библиотекари неистощимы на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению.

  • Удалённость от «столиц» образовательного учреждения ставит его в замкнутую позицию и предоставить новейшую или универсальную информацию – задача библиотеки, так как от выпускников требуется эрудированность, готовность действовать в нестандартных ситуациях, проявление творческой активности для того, чтобы быть востребованными специалистами в условиях ограниченности рабочих мест.

  • В рамках электронного информационного пространства печатная книга утрачивает свои позиции: и студенты, и преподаватели довольствуются быстро получаемой информацией, которая зачастую может быть не контролируемой, сомнительной. Ориентирами становятся новые цели и ценности, материально-технические и информационные ресурсы, контингент пользователей. Библиотека колледжа становится эпицентром авторитетной информации.

  • Библиотека выступает и как инструмент культуротворчества, способствующий сохранению традиций и созиданию новой культурной среды, которая будет передаваться последующим поколениям. Для колледжа культуры большое значение имеет концертная, конкурсная и выставочная деятельность, которая демонстрирует то, чему научились студенты и вместе с тем создаёт новый культурный контекст, приобщающий именно к знанию русской культуры. Поэтому для данной деятельности важно не только талантливое исполнение, но и соблюдение тонкостей костюма или оформления изделия. Особое внимание должно уделяться при этом знанию особенностей древнего декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества. Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая  произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты. В процессе обучения перед студентами раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает в учениках трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность студенту найти себя в одном из видов рукоделия и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Одним из видов декоративно-прикладного искусства является вязание. Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества студент может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния. В этом заключается практическое значение проекта.

  • Имеет место и проблема коммуникации в современном обществе. Если ранее библиотека была так называемым «третьим местом», где человек мог отвлечься от общества и остаться наедине с книгой, то сейчас недостаток общения негативно сказывается на психике человека, теперь ему не хватает сотрудничества, неформального общения. Одной из интереснейших форм работы является создание библиотечного клуба. Организация клуба является деятельностью долгосрочной, но в итоге, результативной. В данном проекте хотелось бы отразить всю значимость и необходимость создания библиотечного клуба в библиотеке БФ НОККиИ.

Цель проекта: приобщение студентов к традиционному русскому наследию, и воспитание патриотизма на этой основе; раскрытие перед обучаемыми социально-экономической роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства и; формирование устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, взрослыми и детьми; к созданию собственных произведений, отражающих позиции традиционного искусства, связанных с русской историей, культурой.

В процессе реализации проекта должны быть решены следующие  задачи:

1.Расширить востребованность библиотеки колледжа в Барабинском и Куйбышевском районах через показ возможностей применения самобытности и неповторимого своеобразия русской народной культуры.

2.Научить понимать художественный язык народного искусства.

3.Формировать образное мышление, творческое воображение, культурно-историческуюй память в процессе комплексного освоения и изучения народного искусства.

4.Воспитывать трудолюбие.

5.Дать необходимые знания и навыки по работе с тканью, с волокнистыми материалами, нитями и т.п.

6.Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.

7.Формировать интерес к рукоделию.

8.Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.

9.Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.

10.Развивать и корригировать мелкую моторику и координацию рук.

11.Развивать и корригировать художественный вкус и творческую инициативу.

12.Воспитывать уважение к проявлениям русской культуры и развивать интерес к народным традициям.

13.Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.



Ресурсное обеспечение.

Ответственные лица

Деятельность, полномочия

Итоги работы

1. Зав. библиотекой, преподаватель НХТ.

Авторы идея и проекта. Идейные организаторы. Подготовительная работа к занятиям;

Организация работы по разработке занятий, поисковой и исследовательской деятельности информационная поддержка.

2. Педагогический коллектив.

Информационная поддержка текущей работы; материальная поддержка по организации работы библиотечного клуба

Выбор творческой группы по организации занятий; выбор группы преподавателей по материальному обеспечению праздников; видео- и фотосъёмка мероприятий; активное участие во всех мероприятиях, положительные эмоции в общении со студентами.

3. Библиотекарь.

Информационная поддержка по организации народных праздников, материалов к стенду.

Расширение профессионального общения в сфере интеллектуального развития детей; создание банка необходимой литературы, наглядности.

4. Организатор внеурочной деятельности

Методическая поддержка по организации и проведению праздников.

Проведение мероприятий.

5. Преподаватели ДПИ и НХТ

Методическая поддержка по организации и проведению выставок, показов, концертов.

Формирование навыка создания костюмов для проведения различных мероприятий.



Ожидаемые результаты:

Знакомство с литературой по русской культуре широкого круга читателей;

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;

формирование эмоционально – осознанного отношения к народному творчеству, традициям и праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии;

сплочение коллектива студентов и преподавателей, объединённых общим интересом; развитие и саморазвитие личности на основе познавательной и практической деятельности.

продуктивное сотрудничество со сверстниками, преподавателями и воспитателями при решении различных творческих задач;

развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям своего и других народов.

создание культуротворческой среды в библиотеке: готовые изделия клуба планируется демонстрировать на городских конкурсах, выставках-ярмарках, в концертной деятельности, что позволит репрезентировать библиотеку колледжа культуры как методический центр (хотя бы для двух районов- Барабинского и Куйбышевского), способный оказать помощь домам культуры, народным коллективам, режиссёрам, всем интересующимся русской культурой и в подборе информации (литературы) по народно-прикладному искусству и в создании костюмных комплексов.

Участники проекта:

  • Студенты 1-4 курсов

  • Педагогический коллектив

Срок реализации 1 год (при успешной работе клуба – проект может быть долгосрочным)

Механизм реализации:

План реализации

Пути решения

Результаты

1. Подготовительный этап.

1.Информационное собеседование библиотекаря со студентами и преподавателями об идее, целях и задачах создания библиотечного клуба.

Проведение тематического библиотечного урока «Русские традиции народно-прикладного искусства». Выставка книг соответствующего содержания.

Аудитория или читальный зал библиотеки станет местом общения студентов и преподавателей, направленного на создание общего дела.

2. Сбор информации об основных традициях костюма на Руси

Посещение библиотеки колледжа
– Общение с представителями старшего поколения..
–Собеседование с преподавателями ЭХТ и НХТ

- Посещение музея.

Расширение круга общения студентов.

3. Выбор творческой инициативной группы

Опрос участников проекта по интересам, возможностям.

Определение групп, которые отвечают за:
– разработку макетов костюмов;
– художественное оформление костюмов;
– разработка работы групп по интересам;
– организация и проведение концертной и выставочной деятельности;
– фото и видео съемка.

2. Практический этап. (Октябрь - апрель)

Изучение литературы по теме «Культура и традиции русского народа», декоративно-прикладное искусство на Руси

На первом занятии участники клуба советуются по организации и проведении выставок, показов готовых изделий

Выставочная и концертная деятельность

2. Создание стенда «Возрождая культуру – возродим Россию», который отражает мощь и силу русских традиций

Проведение занятий в форме диалога-общения «Я русский, а это значит…»

Зарождение законов, традиций клуба.

3. Открытие и проведение праздника в семейном клубе «Русская традиция».

Первое праздничное выступление членов клуба на традиционных концертах колледжа.

Накопление опыта. Наблюдение за развитием, проявлением личностного роста и способностей студентов.

3. Подведение итогов. (Май)

Коллектив единомышленников – библиотечный клуб «Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним» принимают решение о дальнейшей работе.

Участники проекта обсуждают итоги, высказывают свои пожелания, замечания, анализируют работу.

Оценка деятельности.





Содержание программы библиотечного клуба "Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"





Тема

Кол-во часов

Содержание

Вводное занятие


2 часа

  1. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы клуба. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей студентов

  2. Требования к знаниям: общие правила по охране труда.

  3. Анкета “Мое хобби”.

  4. Знакомство с соответствующей литературой (постоянная работа).


Виды декоративно-прикладного искусства


2 часа

  1. Виды декоративно-прикладного искусства (макраме, пэчворк, вышивка, вязание). Художественное творчество в отделки предметов одежды.

  2. Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.

  3. Самостоятельная работа. Продумать варианты применения изученных видов рукоделия для оформления предметов одежды.

  4. Темы рефератов: “Виды вязания”, “Современные виды рукоделия”.




Вязание спицами. История возникновения. 
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. 
Инструменты и материалы.


2 часа

  1. Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.

  2. Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.

  3. Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания головного убора


Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой.
Закрытие петель.


4 часа

  1. Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.

  2. Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.

  3. Практическая работа. Связать элемент украшения к народному костюму (по выбору студента)


Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.


10 часов

  1. Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.

  2. Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.

  3. Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления салфетки

  4. Практическая работа. Связать салфетку


Орнамент в вязании спицами.


4 часа

  1. Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.

  2. Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.

  3. Практическая работа. Выполнение образца орнамента.


Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.


6 часов

  1. Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.

  2. Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.

  3. Самостоятельная работа: Рассчитать количество петель для изготовления варежки.

  4. Практическая работа. Вязание варежек.


Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.


2 часа

  1. Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.

  2. Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке.


Воздушная петля. Столбики без накида.


2 часа

  1. Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.

  2. Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.

  3. Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.


Изготовление пояса для народного сарафана


4 часа

  1. Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязка пояса обратным рядом.

  2. Требования к знаниям: подбор ниток и крючка. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.

  3. Практическая работа. Выполнение пояса.


Столбики с накидом. Вязание бижутерии.


4 часа

  1. Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязка колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.

  2. Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов. Требования к умениям: соединение воздушных петель в кольцо, выполнение столбиков с накидом.

  3. Самостоятельная работа. Подбор ниток для выполнения бижутерии.

  4. Практическая работа. Изготовление бижутерии.


Чтение схемы. Вязание головного убора в русском стиле


5 часов

  1. Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание головного убора по схеме.

  2. Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.

  3. Практическая работа. Изготовление головного убора.




Изготовление предмета быта или одежды по выбору.


12 часов

  1. Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление. Утилитарные требования к одежде.

  2. Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.

  3. Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.

  4. Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.


Выставка изготовленных изделий.



  1. Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.

  2. Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.

  3. Практическая работа. Оформление выставки.


Значение проекта для студентов.

Итогом работы студентов будут являться выставки изделий, демонстрации-показы элементов народного костюма, концертная деятельность в самостоятельно изготовленных костюмах, мастер-классы и т.д.

Обучающиеся должны знать:

1.Виды декоративно-прикладного творчества.

2.Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.

3.Безопасные приемы работы.

4.Начальные сведения о цветовом сочетании.

5.Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком и на вилке.

6.Условные обозначения вязальных петель.

7.Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.

Должны уметь:

1.Пользоваться схематичным описанием рисунка.

2.Выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком и на вилке.

3.Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.

4.Подбирать инструменты и материалы для работы.

5.Изготавливать изделие и комментировать значение традиционных элементов.

6.В процессе работы ориентироваться на качество изделий.





ПРОЕКТ БИБЛИОТЕЧНОГО КЛУБА "Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"
  • Другое
Описание:

Проект

библиотечного клуба

"Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"

 в рамках внеучебной деятельности в Барабинском филиале Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»

 

Стенцова Оксана Александровна, заведующая библиотекой Барабинского филиала Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»;

Терентьева Ольга Георгиевна, кандидат педагогических наук, преподаватель

 

Введение.

Актуальность данного проекта обусловлена рядом причин:

·        Культурно-просветительская работа библиотеки колледжа культуры и искусств весьма значима для решения кризисных проблем современной провинции, связанных с социально-политическими и экономическими изменениями. С одной стороны библиотека колледжа сохраняет (имеются раритетные издания) и постоянно пополняет в силу весьма ограниченных материальных возможностей книжный фонд, с другой стороны – пытается своими силами решать задачи государственного масштаба, касающиеся ослабления интереса к чтению. Сегодня проблемы чтения в России выходят на первый план как проблемы государственного значения. Успешному разрешению задачи привлечения к чтению, особенно молодежи, будет способствовать объединение усилий всех, кто профессионально причастен к воспитанию подрастающего поколения. Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны. Для изменения этой негативной ситуации библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы. Библиотекари неистощимы на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению.  

·         Удалённость от «столиц» образовательного учреждения ставит его в замкнутую позицию и предоставить новейшую или  универсальную  информацию – задача библиотеки, так как от выпускников требуется эрудированность, готовность действовать в нестандартных ситуациях, проявление творческой активности для того, чтобы быть востребованными специалистами в условиях ограниченности рабочих мест.

·         В рамках электронного информационного пространства печатная книга утрачивает свои позиции: и студенты, и преподаватели довольствуются быстро получаемой информацией, которая зачастую может быть не контролируемой, сомнительной. Ориентирами становятся новые  цели и ценности, материально-технические и информационные ресурсы, контингент пользователей. Библиотека колледжа становится эпицентром  авторитетной  информации.

  • Библиотека выступает и как инструмент культуротворчества, способствующий сохранению традиций и созиданию новой культурной среды, которая будет передаваться последующим поколениям. Для колледжа культуры большое значение имеет концертная, конкурсная и выставочная деятельность, которая демонстрирует то, чему научились студенты и вместе с тем создаёт новый культурный контекст, приобщающий именно к знанию русской культуры. Поэтому для данной деятельности важно не только талантливое исполнение, но и соблюдение тонкостей костюма или оформления изделия. Особое внимание должно уделяться при этом знанию особенностей древнего декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества. Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая  произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты. В процессе обучения перед студентами раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает в учениках трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность студенту найти себя в одном из видов  рукоделия и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Одним из видов декоративно-прикладного искусства является вязание. Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества студент может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния. В этом заключается практическое значение проекта.

· Имеет место и проблема коммуникации в современном обществе. Если ранее библиотека была так называемым «третьим местом», где человек мог отвлечься от общества и остаться наедине с книгой, то сейчас недостаток общения негативно сказывается на психике человека, теперь ему не хватает сотрудничества, неформального общения. Одной из интереснейших форм работы является  создание библиотечного клуба. Организация клуба является деятельностью долгосрочной, но в итоге, результативной. В данном проекте хотелось бы отразить всю значимость и необходимость создания библиотечного клуба в библиотеке БФ НОККиИ.

Цель  проекта: приобщение студентов к традиционному русскому наследию, и воспитание патриотизма на этой основе;          раскрытие перед обучаемыми социально-экономической роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства и; формирование устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, взрослыми и детьми; к созданию собственных произведений, отражающих позиции традиционного искусства, связанных с русской историей, культурой.

В процессе реализации проекта должны быть решены следующие  задачи:

1.Расширить востребованность библиотеки колледжа в Барабинском и Куйбышевском районах через показ возможностей применения самобытности и неповторимого своеобразия русской народной культуры.

2.Научить понимать художественный язык народного искусства.

3.Формировать образное мышление, творческое воображение, культурно-историческуюй память в процессе комплексного освоения и изучения народного искусства.

4.Воспитывать трудолюбие.

5.Дать необходимые знания и навыки по работе с тканью, с волокнистыми материалами, нитями и т.п.

6.Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.

7.Формировать интерес к рукоделию.

8.Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.

  9.Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.

10.Развивать и корригировать мелкую моторику и координацию рук.

11.Развивать и корригировать художественный вкус и творческую инициативу.

12.Воспитывать уважение к  проявлениям русской культуры и развивать интерес к народным традициям.

13.Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

 

Ресурсное обеспечение.

Ответственные лица

Деятельность, полномочия

Итоги работы

1. Зав. библиотекой, преподаватель НХТ.

Авторы идея и проекта. Идейные организаторы. Подготовительная работа к занятиям;

Организация работы по разработке занятий, поисковой и исследовательской деятельности информационная поддержка.

2. Педагогический коллектив.

Информационная поддержка текущей работы; материальная поддержка по организации работы библиотечного клуба

Выбор творческой группы по организации занятий; выбор группы преподавателей по материальному обеспечению праздников; видео- и фотосъёмка мероприятий; активное участие во всех мероприятиях, положительные эмоции в общении со студентами.

3. Библиотекарь.

Информационная поддержка по организации народных праздников, материалов к стенду.

Расширение профессионального общения в сфере интеллектуального развития детей; создание банка необходимой литературы, наглядности.

4. Организатор внеурочной деятельности

Методическая поддержка по организации и проведению праздников.

Проведение мероприятий.

5. Преподаватели ДПИ и НХТ

Методическая поддержка по организации и проведению выставок, показов, концертов.

Формирование навыка создания костюмов для проведения различных мероприятий.

 

Ожидаемые результаты:

Знакомство с литературой по русской культуре широкого круга читателей;

 укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;

формирование эмоционально – осознанного отношения к народному творчеству, традициям и праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии;

сплочение коллектива студентов и преподавателей, объединённых общим интересом; развитие и саморазвитие личности на основе познавательной и практической деятельности.

продуктивное сотрудничество со сверстниками, преподавателями и воспитателями при решении различных творческих задач;

развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям своего и других народов.

создание культуротворческой среды в библиотеке: готовые изделия клуба планируется демонстрировать на городских конкурсах, выставках-ярмарках, в концертной деятельности, что позволит репрезентировать библиотеку колледжа культуры как методический центр (хотя бы для двух районов- Барабинского и Куйбышевского), способный оказать помощь домам культуры, народным коллективам, режиссёрам, всем интересующимся русской культурой и в подборе информации (литературы)  по народно-прикладному искусству и в создании костюмных комплексов.

Участники проекта:

  • Студенты 1-4 курсов
  • Педагогический коллектив

Срок реализации 1 год (при успешной работе клуба – проект может быть долгосрочным)

Механизм реализации:

План реализации

Пути решения

Результаты

1. Подготовительный этап.

1.Информационное собеседование библиотекаря со студентами и преподавателями об идее, целях и задачах создания библиотечного  клуба.

Проведение тематического библиотечного урока «Русские традиции народно-прикладного искусства». Выставка книг соответствующего содержания.

Аудитория или читальный зал библиотеки станет местом общения студентов и преподавателей, направленного на создание общего дела.

2. Сбор информации об основных традициях костюма на Руси

– Посещение библиотеки  колледжа
– Общение с представителями старшего поколения..
–Собеседование с преподавателями ЭХТ и НХТ

- Посещение музея.

Расширение круга общения студентов.

3. Выбор творческой инициативной группы

Опрос участников проекта по интересам, возможностям.

Определение групп, которые отвечают за:
– разработку макетов костюмов;
– художественное оформление костюмов;
– разработка работы групп по интересам;
– организация и проведение концертной и выставочной деятельности;
– фото и видео съемка.

2. Практический этап. (Октябрь - апрель)

Изучение литературы по теме «Культура и традиции русского народа», декоративно-прикладное искусство  на Руси

На первом занятии участники клуба советуются по организации и проведении выставок, показов готовых изделий

Выставочная и концертная деятельность

2. Создание стенда  «Возрождая культуру – возродим Россию», который отражает  мощь и силу  русских традиций

Проведение занятий в форме диалога-общения «Я русский, а это значит…»

Зарождение законов, традиций клуба.

3. Открытие и проведение праздника в семейном клубе «Русская традиция».

Первое праздничное выступление членов  клуба на традиционных концертах колледжа.

Накопление опыта. Наблюдение за развитием, проявлением личностного роста и способностей студентов.

3. Подведение итогов. (Май)

 Коллектив единомышленников – библиотечный клуб «Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним» принимают решение о дальнейшей работе.

Участники проекта обсуждают итоги, высказывают свои пожелания, замечания, анализируют работу.

Оценка деятельности.

 

 

Содержание программы библиотечного клуба "Читаем, учимся, творим – культуру русскую храним"

 

 

Тема

Кол-во часов

Содержание

Вводное занятие

 

2 часа

1.     Ознакомление с планом работы на год. Режим работы клуба. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей студентов

2.     Требования к знаниям: общие правила по охране труда.

3.     Анкета “Мое хобби”.

4.     Знакомство с соответствующей литературой (постоянная работа).

 

Виды декоративно-прикладного искусства

 

2 часа

1.     Виды декоративно-прикладного искусства (макраме, пэчворк, вышивка, вязание). Художественное творчество в отделки предметов одежды.

2.     Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.

3.     Самостоятельная работа. Продумать варианты применения изученных видов рукоделия для оформления предметов одежды.

4.     Темы рефератов: “Виды вязания”, “Современные виды рукоделия”.

 

 

Вязание спицами. История возникновения. 
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. 
Инструменты и материалы.

 

2 часа

1.     Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.

2.     Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.

3.     Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания головного убора

 

Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой.
Закрытие петель.

 

4 часа

1.     Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.

2.     Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.

3.     Практическая работа. Связать  элемент украшения к народному костюму (по выбору студента)

 

Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.

 

10 часов

1.     Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.

2.     Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.

3.     Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления салфетки

4.     Практическая работа. Связать салфетку

 

Орнамент в вязании спицами.

 

4 часа

1.     Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.

2.     Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.

3.     Практическая работа. Выполнение образца орнамента.

 

Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.

 

6 часов

1.     Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.

2.     Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.

3.     Самостоятельная работа: Рассчитать количество петель для изготовления варежки.

4.     Практическая работа. Вязание варежек.

 

Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.

 

2 часа

1.     Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.

2.     Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке.

 

Воздушная петля. Столбики без накида.

 

2 часа

1.     Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.

2.     Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.

3.     Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.

 

Изготовление пояса для народного сарафана

 

4 часа

1.     Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязка пояса обратным рядом.

2.     Требования к знаниям: подбор ниток и крючка. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.

3.     Практическая работа. Выполнение пояса.

 

Столбики с накидом. Вязание бижутерии.

 

4 часа

1.     Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязка колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.

2.     Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов. Требования к умениям: соединение воздушных петель в кольцо, выполнение столбиков с накидом.

3.     Самостоятельная работа. Подбор ниток для выполнения бижутерии.

4.     Практическая работа. Изготовление бижутерии.

 

Чтение схемы. Вязание головного убора в русском стиле

 

5 часов

1.     Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание головного убора по схеме.

2.     Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.

3.     Практическая работа. Изготовление головного убора.

 

 

Изготовление предмета быта или одежды по выбору.

 

12 часов

1.     Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление. Утилитарные требования к одежде.

2.     Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.

3.     Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.

4.     Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.

 

Выставка изготовленных изделий.

 

 

1.     Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.

2.     Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.

3.     Практическая работа. Оформление выставки.

 

Значение проекта для студентов.

Итогом работы студентов будут являться выставки изделий,  демонстрации-показы элементов народного костюма, концертная деятельность в самостоятельно изготовленных костюмах, мастер-классы и т.д.

Обучающиеся должны знать:

1.Виды декоративно-прикладного творчества.

2.Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.

3.Безопасные приемы работы.

4.Начальные сведения о цветовом сочетании.

5.Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком и на вилке.

6.Условные обозначения вязальных петель.

7.Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.

Должны уметь:

1.Пользоваться схематичным описанием рисунка.

2.Выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком и на вилке.

3.Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.

4.Подбирать инструменты и материалы для работы.

5.Изготавливать изделие и комментировать значение традиционных элементов.

6.В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

 

 

 

Автор Стенцова Оксана Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 784
Номер материала 2030
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓