2. Стадия « вызова»
Начало урока– это стадия «
вызова» , во время которой у учащихся активизируются имевшиеся
ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова — то «доброе
начало», которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает
заинтересовать учеников, сформулировать цели работы.
Специфика в активной позиции учащихся, которые уже на
первом этапе урока ставят собственные цели изучения, определяют желаемый
результат в освоении темы.
Учитель инициирует сталкивание различных точек зрения,
постановку учебной задачи, планирования деятельности по достижению
поставленной цели урока.
УЧИТЕЛЬ:
·
Провоцирует ученика
·
Задает вопросы
·
Создает ситуацию актуализации опыта ученика
·
Формирует мотивацию
УЧЕНИК
·
Отвечает на провокацию
·
Вспоминает все, что знает по данной теме
·
Формулирует первые гипотезы
· Определяется в своих мотивах и целях
Приёмы:
ü «Верные и неверные утверждения», Цель: Самостоятельное планирование
учащимися собственной поисковой деятельности. Описание приёма: Учитель
зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные
утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают
заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
ü «Таблица – З-Х-У» Цели:
1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.
2. Пробуждение интереса к получению новой информации.
3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися
представлениями
Работа
с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя
первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают
или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик
определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые
знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети
хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.
Функции: · Мотивационная (побуждение к
работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
·
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
· Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями).
|
Дети: О глаголе.
Дети: Глаголы – это часть речи, которая обозначает действия предметов
Дети: непостоянные признаки: лицо,
число
постоянные признаки: вид, спряжение
Дети: Изменение
глагола по лицам и числам и система его личных окончаний называется
спряжением.
Глаголы бывают
первого и второго спряжения.
Дети: Упражняться в умении определять спряжения глаголов
Дети: - Разошлось мнение, в определении
спряжения глаголов стираешь,
стелет, светит, точит.
Дети: - У глаголов стираешь, стелет, светит, точит безударное личное окончание. Слышится не четко.
Дети: Должны узнать, как
определить спряжение у глаголов с безударным
личным окончанием
Дети: Спряжение глаголов
Дети: К учебнику
Дети:
Ø
«Давай
подумаем».
Ø «Тайны языка»
Ø «Обрати внимание: это важно знать».
|
(Фронтальная работа)
Учитель: Что без меня предметы?
Лишь названья
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.
Учитель: О чем идет речь в этом отрывке?
Учитель: Докажите.
Учитель: назовите постоянные и
непостоянные признаки глаголов.
Учитель: Какую тайну о спряжении глаголов мы открыли
на прошлом уроке?
Учитель: Давайте наши знания представим в таблице.
«Таблица – ЗХУ»
Первый
столбик таблицы «З»: что вы знаете; второй столбик таблицы и
третий пока не заполняйте, к ним мы обратимся позже.
Учитель: В конце прошлого урока вы поставили перед собой
цель последующей работы. Какую?
Приём
«Верные и неверные утверждения»
Учитель: У вас на столах лежат листочки, на которых записаны вопросы,
которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...» и начерчена таблица, как у
меня на доске. Вам нужно заполнить лист индивидуально.
Если вы согласны с утверждением, то во второй колонке поставьте знак «+»,
если нет, то «-».
1.Верите
ли вы, что глагол «берете»
относится к I спряжению?
2.Верите
ли вы, что глагол «вопят»
относится ко II спряжению?
3.Верите ли вы, что глагол «шалишь» относится
ко II спряжению?
4.Верите
ли вы, что глагол «стираешь»
относится ко II
спряжению?
5.Верите
ли вы, что глагол «стелет»
относится к I спряжению?
6.Верите
ли вы, что глагол «светит»
относится к I спряжению?
7.Верите
ли вы, что глагол «точит»»
относится ко II спряжению?
Учитель: - Давайте, проверим наши ответы, не
ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.
Учитель: - По каким вопросам ваше мнение
совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
Учитель: - По каким вопросам ваше мнение
разошлось?
Учитель: - Почему?
Учитель: - Какую тайну о спряжении глаголов мы
должны открыть сегодня на уроке?
Дети: Должны узнать, как определить
спряжение у глаголов с безударным личным окончанием
Учитель: Итак, тема нашего урока?
Заполните
второй столбик таблицы – «Х»: что вы хотите знать и
уметь, третью графу таблицы пока не заполняйте, к ней мы обратимся позже.( Приложение №2)
Учитель: - К кому или к чему мы
можем обратиться за помощью?
Учитель: - Какие рубрики
учебника помогут?
|
Актуализация
знаний, постановка целей уроков
Примерное содержание таблицы– что могут написать дети ( см приложение
№1)
Учитель читает вопросы, дети
отвечают.
|
3. Стадия
«осмысление»;
Содержательная
стадия урока — «осмысление»; в его ходе происходит непосредственная
работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик
получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере
соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы,
определяет собственную позицию. Используемые приёмы направляют работу
учащегося на самостоятельное и осмысленное получение новой информации
УЧИТЕЛЬ
·
Предлагает опорный текст по теме
·
Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
·
Управляет групповой динамикой
·
Поддерживает мотивацию и цели
·
Учит работать сообща
УЧЕНИК
·
Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
·
Участвует в групповом взаимодействии
·
Подкрепляет и делает коррекцию своих целей
·
Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
· Учится работать сообща
Приёмы:
ü "Инсерт" (самоактивизирующая системная
разметка для эффективного чтения и размышления) При работе с текстом в данном
приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы
«Инсерт».
ü «Таблица – З-Х-У» На «стадии осмысления»
учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний.
Формы работы: Самостоятельная работа, работа в парах
Функции: · Информационная (получение
новой информации по теме).
·
Систематизационная (классификация полученной информации).
·
Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
|
По звоночку дети приступают к работе в
парах. Выполнив задание, показывают готовность пары
Дети: Например, дети могут уточнить, что значит
«все остальные»? ( В учебнике: ко 2 спряжению относятся глаголы,
которые в начальной форме оканчиваются на –ить. К 1 спряжению относятся все
остальные глаголы.).
Почему глаголы –
исключения так называются?
Дети: - Поставить глагол в начальную форму.
Если в начальной форме глагол
оканчивается на –ить, то это глагол II спряжения.
Если в начальной форме глагол не
оканчивается на –ить, то это глагол I спряжения.
Учитель: Есть
ли дополнения, существенно другие решения?
2.Физкультминутка (Упражнения
для глаз по тренажеру)
|
Стадия осмысления.
1.Самостоятельная
работа
Учебник стр. 94 – 95
Учитель: Изучите рубрику «Тайны языка», откройте способ определения спряжения у глаголов с безударным
окончанием.
Учитель: Возьмите простой карандаш. Прочитайте
текст, делая пометки карандашом на полях: «V» - уже знал, «+» - новое, «?»
- не понял
Учитель: Предлагаю организовать работу в парах.
Вспомни алгоритм работы в парах.
Алгоритм: «Каждый думает сам»
«Обсуждаю
с товарищем»
«Делюсь своим открытием с классом».
. Звоночком учитель сообщает о завершении работы.
Учитель: Какие
новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым
явилось для него)
Учитель: Все
ли понятно? Какие появились вопросы?
Учитель: Какое открытие по теме урока мы сегодня совершили?
Учитель: Как определить спряжение
глаголов с безударным личным окончанием
|
Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу insert
(инсерт)
|
Дети: Для проверки написания безударных
окончаний глаголов.
Д
Дети: Пишем в окончании гласную Е
Д
Дети: Пишем в окончании гласную И
Дети: При изменении глагольных
форм вид глагола не меняется.
Дети: глаголы – исключения
|
Учитель: Как вы думаете, для чего
мы учимся определять спряжение глаголов?
Учитель: Если глагол
I спряжения, как вы думаете, какую гласную будем писать в окончании
глагола, стоящего в личной форме?
Учитель: Если глагол
II спряжения, как вы думаете, какую гласную будем
писать в окончании глагола, стоящего в личной форме?
Возвращаемся к глаголам стираешь, стелет, светит,
точит.
Учитель: Воспользуемся
своим открытием в определении спряжения тех
глаголов, где ваши мнения разошлись. О чем важно помнить при постановке
глагола в начальную форму?
Учитель: обращаем внимание, что это один из особенных
глаголов. Особенность этого глагола в том, что он оканчивается на –ить, но
это глагол I спр.
Вспомните, как
называются такие глаголы?
Учитель: Какую
гласную напишем в окончании глагола стел…т? Почему?
Учитель: Таких
глаголов в русском языке 13. С одним из них вы познакомились. С остальными мы
познакомимся на следующем уроке.
Вернемся к заполнению таблицы «ЗХУ». Заполните третью графу таблицы «У». .
( Приложение №3 )
|
Дети ставят глаголы стираешь, стелет, светит, точит в начальную форму, определяют спряжение.
Стира…шь -
(что делаешь?), несов.вид, стирать(I), стираешь
Свет…т – (что делает?),
несов.вид, светить (II), светит
Точ…т - (что делает?),
несов. вид, точить (II), точит
Стел…т - (что делает?),
несов. вид, стелить(I)!, стелет
|
4. Стадия
рефлексии.
Это
стадия размышления. Она необходима, в первую очередь, для того, чтобы
учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и
решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и
противоречия.
Идет
рефлексия своего процесса учения. Ученик происходит активное переосмысление
собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Для развития
коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.
Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять
ее.
Рефлексивный
анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего
маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще,
по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Подобный анализ
становится более полезен, если он обращен в словесную или письменную форму.
Именно в этом случае мысли структурируются, превращаясь в новое знание.
УЧИТЕЛЬ
·
Управляет подведением итогов
·
Ставит новые вопросы и задачи на будущее
· Оценивает деятельность ученика
УЧЕНИК
·
Суммирует в групповой работе весь изученный материал
·
Задает вопросы на будущее
· Делает самооценку своей деятельности
Функции: · Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
·
Информационная (приобретение нового знания).
·
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
· Оценочная (соотнесение новой
информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка
процесса).
|
Как определить спряжение у глаголов с безударным
личным окончанием
Чтобы определить
спряжение глаголов с безударным личным окончанием
надо
поставить глагол в начальную форму
Нет. Мы не узнали
остальные глаголы – исключения
|
III.
Стадия
рефлексии.
Учитель: Какую тайну мы должны были открыть сегодня
на уроке?
Учитель: Как
определить спряжение глаголов?
Учитель: Все ли
тайны по теме «Спряжение глаголов» мы сегодня открыли?
Учитель: Эту тайну
вы раскроете на следующем уроке. Ведь русский язык один из самых красивых,
самых богатых языков мира. Овладеть всеми его секретами, изучить все его
тайны за 1 урок невозможно. Завтра, послезавтра на уроках русского языка вы
будете совершать эти удивительные открытия.
Учитель: Довольны ли вы результатами своей работы?
Учитель: Пригодятся ли вам знания, приобретенные на
этом уроке в дальнейшей жизни?
Учитель: Было ли на уроке то, что вы делали с
удовольствием?
Учитель: Что вызвало трудности?
Учитель: Что хотелось бы изменить?
Благодарю за:
Ø Интересные идеи…
Ø Умение сотрудничать …
Ø Умение отстаивать свою точку зрения …
Ø Нужные дополнения …
Оценки.
|
|
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это
стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя
прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы
тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями,
описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая
отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который
повторяет суть темы.
|
Домашнее задание:
составить синквейн. Тема-спряжение
Давайте вспомним, что такое синквейн и правила его постоения.
Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил
написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно
использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно
использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если
это необходимо для улучшения текста.
Например:
Спряжение
Спрягаемые, разноспрягаемые
Изменяется, ставится,
исключает
Очень трудно определяется!
Изменение.
Учитель: Благодарю
всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.