- 30.09.2020
- 1224
- 118
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
ПРОЕКТ
Тема: Экологическая тропа «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ»
Тип проекта: учебный / учебно-воспитательный процесс.
§ По методу, доминирующему в проекте:творческий, ролево-игровой;
§ По характеру контактов: внутренний;
§ По количеству участников проектов:групповой.
§ По продолжительности проведения: краткосрочный (2-3 недели).
Актуальность
Экологическая тропа может использоваться в целях методической помощи по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей посёлка, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.
Тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, галлов, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие.
Цели экологической тропы:
üобразовательная – расширять элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
Здесь особо важно не просто сообщать школьникам ту или иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.
üвоспитательная – научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;
способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.
üразвивающая – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе в период школьных занятий.
Задачи экологической тропы:
- экологическое обучение и воспитание;
- отдых школьников;
- сохранение природы в прилегающей зоне.
Особенности создания учебной экологической тропы
Учебная экологическая тропа «удивительное вокруг» проложена на школьном участке рассчитана в первую очередь, на учащихся 6 классов.
В большинстве случаев экологические тропы организуют в естественных ландшафтах, природных фитоценозах. Однако на первоначальной стадии развития проекта местом создания нашей экологической тропы является пришкольный участок, в который занимает довольно большое пространство, представлен как открытыми участками (разнотравье), так и древесно-кустарниковыми сообществами. Пришкольный участок выполняет функцию городского парка и подвергается антропогенному фактору.
Во время экскурсий, которые проводят сами школьники, объектами их рассказов и наблюдений могут быть самые обычные деревья, кустарники, цветочно-декоративные растения.
К сожалению, в настоящее время невозможно установить на тропе информационные щиты: это достаточно дорого и недолговечно, в связи с варварским к ним отношением. Поэтому используются листовки. Тексты, написанные на бумаге и запечатанные в полиэтиленовые пакеты, развешивают на растениях. В листовках содержатся сведения о жизни объектов тропы, высказывания о природе, стихи, обращения по поводу охраны природы.
Формирование экологической тропы «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ»
1 этап
Формирование инициативной команды для организации работы из наиболее активных ребят, заинтересовавшихся данным проектом.
При проведении тех или иных индивидуальных работ по исследовательским проектам преподаватель сам должен выбирать тему и объекты исследований, согласуя их с желаниями и возможностями учащегося.
2 этап
Инициативная команда делится рабочие группы: поисковики, организаторы, изготовители, художники-оформители, экскурсоводы (каждый ребенок найдет применение для своих учебных, научных, воспитательных и творческих способностей).
Содержание работы групп по созданию учебной экологической тропы
• Поисковики
в составе 5-6 человек, любителей и знатоков, занимаются исследованием местности, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута, а также сбором информации об определённых биологических объектах тропы.
• Организаторы
проводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой, а также разрабатывают сценарий ролевой игры и конкурсов для школьников – слушателей с целью закрепления полученных знаний.
• Изготовители
делают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами, а также делают соответствующие костюмы, маски по сценарию ролевой игры.
• Художники-оформители
получая доски, стенды, знаки от третьей группы, оформляют, выполняют рисунки, пишут тексты, сценарии ролевой игры.
• Экскурсоводы
подготавливаются из числа учеников – членов первой группы.
Проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, результаты личного участия учеников, результат их исследовательской деятельности.
3 этап
Анализ информации и творческих проектов групп. Формирование выводов.
Учитель обобщает результаты, подводит итоги работы, акцентирует внимание на умение работать в группе.
Текст сценария в конечном итоге составляется самим учителем, ведущим экскурсию - урок на открытом воздухе, с учётом темы школьной программы, чтобы пройденное на уроке было наглядно проиллюстрировано во время экскурсии.
4 этап
Учащиеся демонстрируют свои материалы, творческие работы во время экскурсии при проведении ролевой игры, конкурсов.
В процессе мероприятия школьники проходят станции экологической тропы, например, таких как «лекарственные травы», «полянка чудес», «деревья - великаны» и другие. Там они получают информацию о биологических объектах, закрепляют полученные знания во время игровых соревнований (а также параллельно отдыхают на свежем воздухе). В программу экскурсии может быть включена акция заботы о природе - сбор мусора на определённом участке экологической тропы.
Учитель обобщает результаты, подводит итоги работы, акцентирует внимание на умение работать в группе.
Оценка результатов процесса в данном проекте складывается из трёх составляющих. А именно, оценка выставляется путем коллективного обсуждения и самооценок участников проекта и весомого компетентного мнения учителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ØДля коллектива учителя экологическая тропа дает возможность реализовать учебные, научные и воспитательные цели.
ØДля коллектива учеников экологическая тропа дает возможность реализовать творческий, исследовательский, учебный потенциал.
ØДля всего школьного коллектива и посёлка экологическая тропа является предметом заботы и гордости.
Приложение 1
Оборудование и оформление экологической тропы «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ»
Оборудование экологической тропы начинается с составления картосхемы, на которой обозначаются объекты, имеющиеся на местности.
Предварительно обследуется маршрут тропы, выявляются места установки информационных щитов, экологических знаков и указателей.
Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту.
Использование следующих типов информационных текстов и знаков:
üобщий указатель и схема тропы;
üправила поведения на природе;
üлозунги и призывы;
üсведения об отдельных природных объектах и явлениях;
üсведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
üпоэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
üэкологические дорожные знаки и указатели.
Приложение 2
ИЗУЧАЮ ПРИРОДУ, УЧУСЬ У ПРИРОДЫ, ЗАЩИЩАЮ ПРИРОДУ
Объекты экологической тропы могут служить хорошей иллюстрацией к таким темам как:
• Математика. Расчёт: соотношение «мертвых» и «живых» деревьев на участке.
• Природные объекты. Экологическая оценка объекта.
Учащиеся могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов – водоемом, лесом, лугом и т. д. Кроме этого, могут изучать антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества.
6 663 097 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шейерманн Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
7 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.