Главная / Биология / ПРОЕКТ Тема: Экологическая тропа «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ»

ПРОЕКТ Тема: Экологическая тропа «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ»

ШЕЙЕРМАНН НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МБОУ «СОШ №50»


ПРОЕКТ

Тема: Экологическая тропа «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ»

Тип проекта: учебный / учебно-воспитательный процесс.

  • По методу, доминирующему в проекте: творческий, ролево-игровой;

  • По характеру контактов: внутренний;

  • По количеству участников проектов: групповой.

  • По продолжительности проведения: краткосрочный (2-3 недели).


Актуальность

Экологическая тропа  может использоваться в целях методической помощи по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей посёлка, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.

 Тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, галлов, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие.

Цели экологической тропы:

  • образовательнаярасширять элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;

Здесь особо важно не просто сообщать школьникам ту или иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

  • воспитательнаянаучить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;

способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

  • развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей,  экологическая   тропа  может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе в период школьных занятий.


Задачи экологической тропы:

- экологическое обучение и воспитание;

- отдых школьников;

- сохранение природы в прилегающей зоне.


Особенности создания учебной экологической тропы

Учебная экологическая тропа «удивительное вокруг» проложена на школьном участке рассчитана в первую очередь, на учащихся 6 классов.

В большинстве случаев экологические тропы организуют в естественных ландшафтах, природных фитоценозах. Однако на первоначальной стадии развития проекта местом создания нашей экологической тропы является пришкольный участок, в который занимает довольно большое пространство, представлен как открытыми участками (разнотравье), так и древесно-кустарниковыми сообществами. Пришкольный участок выполняет функцию городского парка и подвергается антропогенному фактору.

Во время экскурсий, которые проводят сами школьники, объектами их рассказов и наблюдений могут быть самые обычные деревья, кустарники, цветочно-декоративные растения.

К сожалению, в настоящее время невозможно установить на тропе информационные щиты: это достаточно дорого и недолговечно, в связи с варварским к ним отношением. Поэтому используются листовки. Тексты, написанные на бумаге и запечатанные в полиэтиленовые пакеты, развешивают на растениях. В листовках содержатся сведения о жизни объектов тропы, высказывания о природе, стихи, обращения по поводу охраны природы.





Формирование экологической тропы «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ»

1 этап

Формирование инициативной команды для организации работы из наиболее активных ребят, заинтересовавшихся данным проектом.

При проведении тех или иных индивидуальных работ по исследовательским проектам преподаватель сам должен выбирать тему и объекты исследований, согласуя их с желаниями и возможностями учащегося.

2 этап

Инициативная команда делится рабочие группы: поисковики, организаторы, изготовители, художники-оформители, экскурсоводы (каждый ребенок найдет применение для своих учебных, научных, воспитательных и творческих способностей).



Содержание работы групп по созданию учебной экологической тропы

  • Поисковики

в составе 5-6 человек, любителей и знатоков, занимаются исследованием местности, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута, а также сбором информации об определённых биологических объектах тропы.

  • Организаторы

проводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой, а также разрабатывают сценарий ролевой игры и конкурсов для школьников – слушателей с целью закрепления полученных знаний.

  • Изготовители

делают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами, а также делают соответствующие костюмы, маски по сценарию ролевой игры.

  • Художники-оформители

получая доски, стенды, знаки от третьей группы, оформляют, выполняют рисунки, пишут тексты, сценарии ролевой игры.

  • Экскурсоводы

подготавливаются из числа учеников – членов первой группы.

Проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, результаты личного участия учеников, результат их исследовательской деятельности.

3 этап

Анализ информации и творческих проектов групп. Формирование выводов.

Учитель обобщает результаты, подводит итоги работы, акцентирует внимание на умение работать в группе.

Текст сценария в конечном итоге составляется самим учителем, ведущим экскурсию - урок на открытом воздухе, с учётом темы школьной программы, чтобы пройденное на уроке было наглядно проиллюстрировано во время экскурсии.

4 этап

Учащиеся демонстрируют свои материалы, творческие работы во время экскурсии при проведении ролевой игры, конкурсов.

В процессе мероприятия школьники проходят станции экологической тропы, например, таких как «лекарственные травы», «полянка чудес», «деревья - великаны» и другие. Там они получают информацию о биологических объектах, закрепляют полученные знания во время игровых соревнований (а также параллельно отдыхают на свежем воздухе). В программу экскурсии может быть включена акция заботы о природе - сбор мусора на определённом участке экологической тропы.

Учитель обобщает результаты, подводит итоги работы, акцентирует внимание на умение работать в группе.

Оценка результатов процесса в данном проекте складывается из трёх составляющих. А именно, оценка выставляется путем коллективного обсуждения и самооценок участников проекта и весомого компетентного мнения учителя.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Для коллектива учителя экологическая тропа дает возможность реализовать учебные, научные и воспитательные цели.

  • Для коллектива учеников экологическая тропа дает возможность реализовать творческий, исследовательский, учебный потенциал.

  • Для всего школьного коллектива и посёлка экологическая тропа является предметом заботы и гордости.







Приложение 1

Оборудование и оформление экологической тропы «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ»

Оборудование экологической тропы начинается с составления картосхемы, на которой обозначаются объекты, имеющиеся на местности.

Предварительно обследуется маршрут тропы, выявляются места установки информационных щитов, экологических знаков и указателей.

Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту.

Использование следующих типов информационных текстов и знаков:

  • общий указатель и схема тропы;

  • правила поведения на природе;

  • лозунги и призывы;

  • сведения об отдельных природных объектах и явлениях;

  • сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;

  • поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;

  • экологические дорожные знаки и указатели.








Приложение 2

ИЗУЧАЮ ПРИРОДУ, УЧУСЬ У ПРИРОДЫ, ЗАЩИЩАЮ ПРИРОДУ

Объекты  экологической   тропы  могут служить хорошей иллюстрацией к таким темам как:

  • «Современная система растений» (грибы и лишайники, низшие растения – водоросли, высшие споровые: мхи, хвощи, высшие семенные: голосеменные и цветковые);

  • «Сезонные ритмы жизни организмов. Фенология»;

  • «Биоценозы» (на примере биоценозов леса, степи, луга, водоема, агробиоценозов поля, сада и огорода);

  • «Межвидовые взаимоотношения организмов» (симбиоз – Орхидные, муравьи и тли; комменсализм – лишайники, мхи, паразитизм – растения-паразиты, насекомые-паразиты; конкуренция – виды одной экологической ниши);

  • «Абиотические факторы среды» (на примере полиморфного вида, встречающегося в разных условиях (амброзия, ширица, вероника и др.);

  • «Отрицательное воздействие человека на природу» (виды-пришельцы: амброзия, колорадский жук; влияние хозяйственной деятельности: вывал мусора, вырубка леса, строительство, выпас скота, пахота);

  • «Клетка. Микроскопическое строение растительной клетки» (могут использоваться самые различные объекты: водоросли, водные цветковые растения, интересны для наблюдения под микроскопом видоизмененные клетки: волоски, железки, проводящие и водозапасающие ткани, нектарники, споры и пыльца);

  • «Приспособления организмов к образу жизни» (паразитическому, водному, околоводному, в тенистых и засушливых местообитаниях, в лесу, синантропных видов);

  • «Метаморфозы. Гомологичные и аналогичные органы» (например, аналогичные органы – колючки: листового происхождения – барбарис, побегового – боярышник, гледичия, эпидермального – шиповник, ежевика, из прилистников – робиния; гомологичные органы – побеги: луковица лука, клубнелуковица крокуса, колючка гледичии, усик винограда (симподиальный) и эхиноцистиса (моноподиальный), корневище купены, кочан капусты, клубень ятрышника);

  • « Экологические  группы и жизненные формы растений» (по отношению к влажности, освещенности, почве; по Раункиеру и Серебрякову – на примере растений лесополосы, степной и луговой зоны);

  • «Воздействие человека на природу» (на примере участков хозяйственной деятельности, загрязнения окружающей среды, бесконтрольного развития видов-пришельцев и т.д.);

  • Математика. Расчёт: соотношение «мертвых» и «живых» деревьев на участке.

  • Природные объекты. Экологическая оценка объекта.


Учащиеся могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов – водоемом, лесом, лугом и т. д. Кроме этого, могут изучать антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества.





ПРОЕКТ Тема: Экологическая тропа «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ»
  • Биология
Описание:

 

ПРОЕКТ

Тема: Экологическая тропа  «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ»

Тип проекта: учебный / учебно-воспитательный процесс.

§  По методу, доминирующему в проекте:творческий, ролево-игровой;

§  По характеру контактов:  внутренний;

§  По количеству участников проектов:групповой.

§  По продолжительности проведения: краткосрочный (2-3 недели).

 

Актуальность

Экологическая тропа  может использоваться в целях методической помощи по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей  посёлка, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.

 Тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, галлов, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие.

Цели экологической тропы:

üобразовательная  – расширять элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;

Здесь особо важно не просто сообщать школьникам ту или иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

üвоспитательнаянаучить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;

способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

üразвивающая – помимо образовательной и воспитательной целей,  экологическая   тропа  может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе в период школьных занятий.

 

Задачи экологической тропы:

- экологическое обучение и воспитание;

- отдых школьников;

- сохранение природы в прилегающей зоне.

 

Особенности создания учебной экологической тропы

Учебная экологическая тропа «удивительное вокруг» проложена на школьном участке рассчитана в первую очередь,  на учащихся 6 классов.

         В большинстве случаев экологические тропы организуют в естественных ландшафтах, природных фитоценозах. Однако на первоначальной стадии развития проекта местом создания нашей экологической тропы является пришкольный участок, в который занимает довольно большое пространство, представлен как открытыми участками (разнотравье), так и древесно-кустарниковыми сообществами. Пришкольный участок  выполняет функцию городского парка и подвергается антропогенному фактору.

         Во время экскурсий, которые проводят сами школьники, объектами их рассказов и наблюдений могут быть самые обычные деревья, кустарники, цветочно-декоративные растения.

         К сожалению, в настоящее время невозможно установить на тропе информационные щиты: это достаточно дорого и недолговечно, в связи с варварским к ним отношением. Поэтому используются листовки. Тексты, написанные на бумаге и запечатанные в полиэтиленовые пакеты, развешивают на растениях. В листовках содержатся сведения о жизни объектов тропы, высказывания о природе, стихи, обращения по поводу охраны природы.

 

 

Формирование экологической тропы «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ»

1 этап

Формирование инициативной команды для организации работы из наиболее активных ребят, заинтересовавшихся данным проектом.

При проведении тех или иных индивидуальных работ по исследовательским проектам преподаватель сам должен выбирать тему и объекты исследований, согласуя их с желаниями и возможностями учащегося.

2 этап

Инициативная команда делится рабочие группы: поисковики, организаторы, изготовители, художники-оформители, экскурсоводы (каждый ребенок найдет применение для своих учебных, научных, воспитательных и творческих способностей).

 

Содержание работы групп по созданию учебной экологической тропы

         Поисковики

в составе 5-6 человек, любителей и знатоков, занимаются исследованием местности, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута, а также сбором информации об определённых биологических объектах тропы.

         Организаторы

проводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой, а также разрабатывают сценарий ролевой игры и конкурсов для школьников – слушателей с целью закрепления полученных знаний.

         Изготовители

делают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами, а также делают соответствующие костюмы, маски по сценарию ролевой игры.

         Художники-оформители

получая доски, стенды, знаки от третьей группы, оформляют, выполняют рисунки, пишут тексты, сценарии ролевой игры.

         Экскурсоводы

подготавливаются из числа учеников – членов первой группы.

Проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, результаты личного участия учеников, результат их исследовательской деятельности.

 3 этап

Анализ информации и  творческих проектов групп. Формирование выводов.

Учитель обобщает результаты, подводит итоги работы, акцентирует внимание на умение работать в группе.

Текст сценария в конечном итоге составляется самим учителем, ведущим экскурсию - урок на открытом воздухе, с учётом темы школьной программы, чтобы пройденное на уроке было наглядно проиллюстрировано во время экскурсии.

4 этап

Учащиеся  демонстрируют свои материалы, творческие работы во время экскурсии при проведении ролевой игры, конкурсов.

В процессе мероприятия школьники проходят станции экологической тропы, например,  таких как «лекарственные травы», «полянка чудес», «деревья - великаны» и другие.  Там они  получают информацию о биологических объектах, закрепляют полученные знания во время игровых соревнований (а также параллельно отдыхают на свежем воздухе). В программу экскурсии может быть включена акция заботы о природе - сбор мусора на  определённом участке экологической тропы.

Учитель обобщает результаты, подводит итоги работы, акцентирует внимание на умение работать в группе.

Оценка результатов процесса  в данном проекте складывается из трёх составляющих. А именно, оценка выставляется  путем коллективного обсуждения и самооценок участников проекта и весомого компетентного мнения учителя.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ØДля коллектива учителя экологическая тропа дает  возможность реализовать  учебные,  научные и воспитательные цели.

ØДля коллектива учеников экологическая тропа дает  возможность реализовать творческий, исследовательский, учебный потенциал.

ØДля всего школьного коллектива и посёлка экологическая тропа является предметом заботы и гордости.

 

 

 

Приложение 1

Оборудование и оформление экологической тропы «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОКРУГ»

         Оборудование экологической тропы начинается с составления картосхемы, на которой обозначаются объекты, имеющиеся на местности.      

         Предварительно обследуется маршрут тропы, выявляются места установки информационных щитов, экологических знаков и указателей.

Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту.

Использование следующих типов информационных текстов и знаков:

üобщий указатель и схема тропы;

üправила поведения на природе;

üлозунги и призывы;

üсведения об отдельных природных объектах и явлениях;

üсведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;

üпоэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;

üэкологические дорожные знаки и указатели.

 

 

 

 

Приложение 2

ИЗУЧАЮ ПРИРОДУ, УЧУСЬ У ПРИРОДЫ, ЗАЩИЩАЮ ПРИРОДУ

Объекты  экологической   тропы  могут служить хорошей иллюстрацией к таким темам как:

  • «Современная система растений» (грибы и лишайники, низшие растения – водоросли, высшие споровые: мхи, хвощи, высшие семенные: голосеменные и цветковые);
  •  «Сезонные ритмы жизни организмов. Фенология»;
  • «Биоценозы» (на примере биоценозов леса, степи, луга, водоема, агробиоценозов поля, сада и огорода);
  • «Межвидовые взаимоотношения организмов» (симбиоз – Орхидные, муравьи и тли; комменсализм – лишайники, мхи, паразитизм – растения-паразиты, насекомые-паразиты; конкуренция – виды одной экологической ниши);
  •  «Абиотические факторы среды» (на примере полиморфного вида, встречающегося в разных условиях (амброзия, ширица, вероника и др.);
  • «Отрицательное воздействие человека на природу» (виды-пришельцы: амброзия, колорадский жук; влияние хозяйственной деятельности: вывал мусора, вырубка леса, строительство, выпас скота, пахота);
  • «Клетка. Микроскопическое строение растительной клетки» (могут использоваться самые различные объекты: водоросли, водные цветковые растения, интересны для наблюдения под микроскопом видоизмененные клетки: волоски, железки, проводящие и водозапасающие ткани, нектарники, споры и пыльца);
  • «Приспособления организмов к образу жизни» (паразитическому, водному, околоводному, в тенистых и засушливых местообитаниях, в лесу, синантропных видов);
  • «Метаморфозы. Гомологичные и аналогичные органы» (например, аналогичные органы – колючки: листового происхождения – барбарис, побегового – боярышник, гледичия, эпидермального – шиповник, ежевика, из прилистников – робиния; гомологичные органы – побеги: луковица лука, клубнелуковица крокуса, колючка гледичии, усик винограда (симподиальный) и эхиноцистиса (моноподиальный), корневище купены, кочан капусты, клубень ятрышника);
  • « Экологические  группы и жизненные формы растений» (по отношению к влажности, освещенности, почве; по Раункиеру и Серебрякову – на примере растений лесополосы, степной и луговой зоны);
  •  «Воздействие человека на природу» (на примере участков хозяйственной деятельности, загрязнения окружающей среды, бесконтрольного развития видов-пришельцев и т.д.);

         Математика. Расчёт: соотношение «мертвых» и «живых» деревьев на участке.

         Природные объекты. Экологическая оценка объекта.

 

Учащиеся могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов – водоемом, лесом, лугом и т. д. Кроме этого, могут изучать антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества.

 

 

 

Автор Шейерманн Наталья Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1244
Номер материала 30628
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓