Главная / Начальные классы / Проект " Сямозерский рыбак"

Проект " Сямозерский рыбак"

Страницы истории Пряжинского района

1 районный тур краеведческих чтений

















Сямозерский рыбак


Выполнил: ученик 3а класса

Макаров Игорь

Руководитель: Плечкина С.А.

(м.т. 89214654581; ple4kina.s@gmail.com)


















Эссойла 2014 г.


Оглавление




1. Введение.

1.1 Цель.

1.2 Задачи

2. Немного из истории деревни Сямозера.

3. Детство дедушки

4. Рыболовецкие бригады.

5. Словарь рыболовецких терминов

6. Вывод.






































Цель: изучение организации рыбной ловли на озере Сямозеро в 50-60 годы по рассказам моей бабушки



Задачи:

1. Познакомиться с домашним архивом по этой теме

2. Расспросить родственников, записать рассказ бабушки о работе дедушки рыбаком.

3.Ознакомить одноклассников с историей рыболовства на Сямозере.

4. Составить электронную презентацию по теме: «Сямозерский рыбак»









































Красиво смотрится деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег раньше держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе. Это деревня Смозеро. Я являюсь потомком одного из старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным: Белокуровы, Евсеевы, Ёлкины, Костины, Лебедевы, Макаровы, Осиповы, Пезяевы, Пуховы, Поповы, Тестовы, Титовы, Фомины. Мужа моей бабушки, моего дедушку звали Макаров Анатолий Иванович. Родился он в деревне Сямозеро 2 мая 1931 года. Его родителей звали Макарова Татьяна Васильевна и Макаров Иван Николаевич. Они были обычными крестьянами. Татьяна Васильевна сидела дома и ухаживала за детьми. Детей было четверо. А Иван Николаевич работал рыбаком. У них было целое хозяйство: коровы, свиньи, быки, курицы, овцы и огромный огород, в котором выращивали картошку и репу. Одних кормов надо было заготовить на целую зиму, поэтому работы хватало всем.

Когда началась война, дедушке было уже 10 лет. В начале войны с ним произошёл такой случай. По случайности Толю ранили. Как выяснилось, пуля прошла на вылет и он чудом остался жив. А затем семью отправили в эвакуацию. Там они прожили до конца войны.

Послевоенные годы были очень тяжёлые. И 16 лет дедушка был принят в Сямозерский рыбопункт – мастером рыбной засолки. Этому всему его научил отец. Потом его отправили учиться на моториста – рулевого. После окончания учёбы ушел на три года служить в Советскую Армию. Вернувшись в деревню, назначили его бригадиром Сямозерской бригады.

По Сямозеру дедушка ходил на лодках, катерах, барже. Пользовались также лодками-кижанками. В1963 году назначен начальником рыбопункта. Сюда входили бригады д. Курмойлы, д. Сяргилахты, д. Лахты и деревни Сямозеро. У каждой бригады был свой участок на озере. Середина озера была общей для всех. Бригада состояла из 5-7 человек. Летняя рыбалка начиналась, как только лед сойдет, обычно в период с 1 по 20 мая. Зимняя — когда лед встанет на озере. Бывали на Сямозере и штормы. Если случались особо сильные, то по 3-4 дня рыбаки не выходили в озеро. Когда на Сямозере шторм, оно похоже на море. На самом деле озеро велико: местами глубина его доходит до 25 метров, длина – 25 километров, ширина – 15 километров. С ним  шутки плохи. Во всем знал меру. Это помогало ладить не только с деревенскими людьми, но и с  озером. А оно способно на всякое. И наградить добрым уловом, и безжалостного наказать, в худшем случае, поглотить в своих пучинах бесшабашного или алчного и тем более того, кому «море по колено». К дедушке озеро было настроено дружески, потому что он понимал его правильно и очень любил. 

Рыболовные снасти после войны были хлопчатобумажными, позже стали пользоваться капроновыми. Летом ловили ряпушку, леща, судака, плотву, а зимой ставили сети на судака, щуку, леща, налима. Дедушка всегда говорил, что рыба ловится лучше, когда ветер часто меняется. Он знал много рыболовецких примет, умело читал погодные условия при выходе в озеро. И я хочу изучить приметы удачной рыбалки, постараюсь узнать их у старых сямозерских рыбаков.

Дедушка говорил, что какую рыбу поймаешь, такую уху похлебаешь. Между прочим, уха по-карельски варится по особому рецепту. Сначала в кипящую воду кладут нарезанный картофель и луковицу. А мама делает наоборот: кладет лук и приправы в конце варки ухи. Затем, когда вода закипит, опускают мелкую рыб, причем у окуня чешую не снимают: от нее навар хороший. Потом сварившуюся мелочь вынимают, и в кипящий бульон кладут куски крупной рыбы – судака или сига. В конце варки добавляют лавровый лист и перец. Это – двойная уха. Она очень хороша! Рыба была главная еда в семье и зимой и летом. Рыбу жарили, варили, солили, вялили.

Так и жили: работа, дом, хозяйство, дети. Земля и озеро кормили большую дружную семью.

Дедушка проработал в рыбопункте 35 лет. Работал честно, пользовался уважением в коллективе. Вот такой мой дедушка – простой сямозерский рыбак!

























__________________________________________________________________

*http://www.syamozero.ru/index.php?titl

Словарь


1. Моторист-рулевой стоит за штурвалом и управляет курсом движения судна на небольших судах (буксирных катерах)


2. Традиционная лодка–кижанка имела совершенную теорию корпуса для движения по водной стихии Онежского озера. Острые нос и корма и правильные обводы корпуса позволяли хорошо ходить по волнам. Носовая кокора врезалась в волну, разводя ее «развалистыми», широкими в центре бортами, которые повышали остойчивость судна, а кормовая кокора улучшала обтекаемость, и лодка «не тянула» за собой воду. Длина корпуса позволяет лодке не проваливаться между волн, резать первую и третью волны носовым и кормовым штевнями. На промежуточной волне работает максимальный развал бортов на средних шпангоутах – он придает лодке остойчивость: чем больше грузишь, тем она меньше раскачивается.


3. Мережа- рыболовная снасть, состоящая из сетки, натянутой на обручи






Проект " Сямозерский рыбак"
  • Начальные классы
Описание:

Данный проект разработан с связи с введением  поектной деятельности учащихся по ФГОС НОО. В данном проекте изучается история родного края, а именно рыболовство на озере Сямозеро в 50-60 годы. Объектами изучения являются документы, фотографии из архива семьи Макаровых, воспоминания бабушки. Предметом проекта является деятельность направленная на повышение интересак истории родного края, к истории семьи, а также организация поисковой деятельности. Проектная деятельность развивает у детей самостоятельность и стимулирует к работе над проблемой, дает возможность формировать стойкий интерес и положительную мотивацию к изучению истории родного края.

Автор Плечкина Светлана Александровна
Дата добавления 15.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 426
Номер материала 7228
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓