Главная / Директору-завучу / Проект стимулирования творческой активности педагога.

Проект стимулирования творческой активности педагога.

Проект стимулирования творческой активности педагога.

Кудряшова Ирина Юрьевна, педагог, заведующий ОДОД ГБОУ школы №338 Невского района Санкт-Петербурга


Высота полета меряется мыслью.

Красота полета меряется творчеством.

Стремительность полета меряется отдачей.

Победа в полете достается храбрым. 



Деятельность педагога дополнительного образования – достаточно новая сфера профессионального опыта, "размытостью" своего стандарта задающая противоречивые импульсы либо к творчеству, либо к стагнации и последующей регрессии педагога как профессионала. Поддержать конструктивные тенденции профессионального развития педагога дополнительного образования - своеобразная "сверхзадача" не только образовательных учреждений.

Профессиональная подготовка педагога не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной трудовой деятельности. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идёт более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий и профессиональный поиск. Нами проведен анализ готовности педагогов ГБОУ школы №338 для применения в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Параметры

2011-12

2012-13

2013-14

% педагогов, прошедших обучение современным образовательным технологиям: из них информационным

18%

8%

  27%

18%

34%

23%

% педагогов, использующих в профессиональной деятельности современные образовательные технологии: из них информационные

  41%

48%

  67%

78%

85%

89%

% педагогов, работающих по инновационным программам и участвующих в экспериментальной деятельности школы

 28%

 53%

61%

Современное дополнительное образование - это по-новому работающий педагог. Применение современных педагогических технологий гарантирует необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания и развивает личностные особенности ребенка. Проектная деятельность стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает развивать профессиональную компетентность, исследовательские и творческие способности личности, учит проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного вопроса, самодисциплинирует , самоорганизует, а это те необходимые качества, о которых идет речь в новых стандартах (Приложение1).

Для повышения мотивации педагогов к участию в экспериментальной и инновационной деятельности нами был разработан проект «Повышение мотивация педагогического коллектива к участию в проектной деятельности». Цель Проекта - обеспечить мотивационную готовность 75% педагогического коллектива ОДОД к инновационной и проектной деятельности. Задачи Проекта: разработать и внедрить рейтинговую систему оценки результатов инновационной деятельности педагогов и использовать ее как основу при материальном стимулировании персонала (модуль "Материальное стимулирование"); разработать систему морального стимулирования педагогов – участников инновационных процессов - через внедрение эксклюзивных форм их поощрения (модуль "Признание"); разработать школьный стандарт оснащенности современного учебного кабинета и обеспечить его реализацию не менее чем в 50% учебных кабинетов (модуль "Условия труда"); создать комфортные условия для педагогической деятельности (модуль "Психологический климат"); создать организационные условия для участия не менее 60% педагогов в процессе совместного принятия решений по инновационной деятельности школы (модуль "Корпоративная культура"); изучить опыт ОУ города, области и РФ по мотивации и стимулированию педагогического коллектива к повышению профессионального мастерства, создать систему стимулирования потребности педагогов в профессиональном росте (модуль "Повышение квалификации учителей"). Ожидаемый результат Проекта – реализация программы инновационной деятельности школы во всей ее полноте. Проект рассчитан на 3 года.

Для развития творческой активности необходимо не только создание условий, но и удовлетворение потребности личности в самореализации. Творческая активность-средство самореализации личности в деятельности, соответствующие имеющимся интересам и потребностям. Творчеством, как известно, называется и продукт творческой деятельности. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда нов и уникален. Высшим проявлением педагогического творчества является новаторство, предполагающее создание новых высокоэффективных систем обучения и воспитания.

Мы убеждены, что педагогический труд нетворческим не бывает, потому что неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя и любое педагогическое решение исходит из этих нестандартных факторов. Если же человек, работающий с детьми, не учитывает этих особенностей, то его труд уже за гранью того, что называется термином «педагогический». В то же время не следует, что творчество учителей возникает и развивается стихийно. Оно, как и всякий труд, нуждается в стимулировании. Если рассматривать стимулирование как функцию управления, необходимо осознавать откуда она вытекает, её роль, место и значение. Ответ на эти вопросы можно найти в работах М.М. Поташника, А.М. Моисеева и других.

Процесс, творчества разделяют на два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения. По словам психолога Матюшкина основу творческой активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека.

Творчество, как и всякий труд, нуждается в стимулировании. Мы рассматриваем стимулирование как одну из важных функций управления. Важным фактором стимулирования творчества учителей является педагогический коллектив. Природе педагогического коллектива присущи механизмы, развивающие творчество отдельных его членов, связанных между собой отношениями ответственной зависимости, духом интеллектуальной состязательности, созидательной борьбы за честь школы. Каков же механизм стимулирования творческой активности учителя именно как члена педагогического коллектива?


Один из наиболее простых механизмов – подражание. Если оно органично соответствует личности того, кто заимствует, то по отношению к учителю, который воспроизводит чьи-то находки, подражание лучшему можно считать первой ступенью творчества.

Другой механизм возникает в процессе официального или неофициального общения, влияния личности одного педагога на других. Видя новое, оригинальное у творца, у учителя возникает чувство изумления и доброй зависти, он сопоставляет увиденное с тем, что сделал сам, и понимает, чувствует, что может еще больше, еще лучше, оригинальнее, новее, то есть возникает, происходит своеобразная индукция творчества от одного педагога к другим. Но для того, чтобы подражать и появилась индукция творчества, надо увидеть. Именно поэтому в методической работе нашей школы большую роль играет устная пропаганда: различные семинары и конференции, педагогические советы, выступления на методических объединениях. Мы используем любую возможность увидеть своими глазами навыки педагогического опыта лучших школ педагогов города, области, нашего региона. Наши педагоги – постоянные участники областных и городских конференций, семинаров и т.д. Внутришкольные семинары, мастер-классы, открытые уроки позволяют всем педагогам школы увидеть все педагогические находки своих коллег. В настоящее время мы собираем педагогическую копилку фрагментов уроков на видео, для того, чтобы каждый мог увидеть любой необходимый ему опыт.

Иногда творческий потенциал в педагоге дремлет, или он очень слаб. Но вот возникли новые обстоятельства и возникает всплеск творческой активности педагога, своеобразный резонанс. Такой резонанс в нашем коллективе произошел с появлением педагога-организатора Штеймиллер Ларисы Александровны и открывшейся возможностью широко заниматься внедрением интерактивных педагогических технологий в образовательный процесс. Без творчества нет мастера-педагога. Ступеньки творчества различны, каждый преодолевает их по-своему. Рецептов творчества не существует, высокое назначение творчества - иметь и находить непроторенные пути к уму и сердцу растущего человека, чтобы вести его в мир знаний и труда, мир высоких человеческих отношений, пробуждая и развивая его внутренние силы.

Творческий процесс в нашей школе развивается по принципу цепного механизма: один возбуждает творчество у двух-трех педагогов (ядро коллектива), каждый из которых в свою очередь индуцирует творчество еще у двух-трех коллег и т.д. Но чтобы это происходило, необходим хороший социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Необходимо соблюдать требования к организации стимулирования труда: комплексность, дифференцированность, гибкость, оперативность. Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия. Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе. Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными могут быть подходы к работникам в зависимости от стажа работы, образования и т.п.

В целях максимизации действия стимулов необходимо соблюдать определенные принципы. Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть демократичными и понятными. Ощутимость. Практика показывает, что существует некий порог действенности стимула. В разных городах и коллективах он существенно различается. Для одних работников ощутимым может быть стимул и в «один рубль», а для других мало и десяти. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула. В программе развития нашей школы главная роль отведена инновационным процессам, и эффективность реализации этой программы напрямую зависит от желания членов педагогического коллектива, в том числе педагогов дополнительного образования участвовать в решении поставленных задач.

Бернал говорил: «Гораздо труднее увидеть проблему, чем решить ее. Для первого нужно воображение, а для второго лишь умение». Нами был проведен проблемно-ориентированный анализ уровня готовности педагогов к инновационной и проектной деятельности по трем направлениям: мотивационно-психологическому, интеллектуальному, информационно-технологическому (Приложение 2,3,4). Выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый педагог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Педагоги особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в числе которых могут быть руководители, родители. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные – дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности.

Одним из путей влияния социально-психологического климата коллектива на личность является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога; его личного вклада в коллективное дело. Общий климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. Познавательная активность, чувство нового, изобретательность отдельных педагогов стимулируют педагогический коллектив к инновационной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных ценностей. И если интеллект, эмоциональность, воля членов коллектива, воплощены в педагогическую деятельность, успех ее обеспечен.

Как показывает опыт, педагогическое проектирование и реализация конкретных проектов, направленных на решение актуальных проблем, позволяет не только добиться позитивных изменений на локальном уровне, но и влиять на преобразование в сфере развития и воспитания личности.

Приложение 1 Спектор образовательных технологий применяемых в образовательном процессе педагогами ГБОУ школы №338.





Приложение 2



Приложение 3 Диаграмма факторов, побуждающих учителей, интересоваться педагогическими технологиями и проектной деятельностью.


1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить

2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов

3. Потребность в контакте с интересными, творческими людьми

4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей

5. Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодоление рутины

6. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей

7. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании

8. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах,

уверенность в себе

9. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах

10. Материальные причины: повышение заработной платы,

возможность пройти аттестацию.

Приложение 4 Барьеры, препятствующие освоению педагогических технологий учителями ГБОУ школы №338 Невского района Санкт-Петербурга

8


Проект стимулирования творческой активности педагога.
  • Директору-завучу
Описание:

В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на педагога, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это проблема проблем, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

 

Стимулы в педагогическом процессе определяются как специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития личности. В работе администрации создание стимулирующей среды развивает инициативу, творчество воспитанников, создает условия для реализации индивидуальных возможностей при работе в малых группах, способствует организации атмосферы доброжелательности и защищенности.  Для повышения мотивации педагогов к участию в экспериментальной и инновационной деятельности нами был разработан проект «Повышение мотивация педагогического коллектива к участию  в проектной деятельности».  Цель Проекта - обеспечить мотивационную готовность 75% педагогического коллектива ОДОД  к инновационной и проектной  деятельности.

Автор Кудряшова Ирина Юрьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1684
Номер материала 50340
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓