Главная / Директору-завучу / Проект «Школьный краеведческий музей как культурный центр поселка Толька»

Проект «Школьный краеведческий музей как культурный центр поселка Толька»

28





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Толькинская общеобразовательная школа-интерна среднего общего образования» п.Толька, Красноселькупского района. Ямало-Ненецкого автономного округа










Проект


«Школьный краеведческий музей как культурный центр поселка Толька»




Кушов Замба Эренженович - руководитель музея























Краеведческий музей на селе - это не просто хранилище прошлого, место для демонстраций, исследовательский центр, в котором ведется поиск, собрание, обработка экспонатов, но еще и культурный центр помогающий сохранить народную культуру, объединяющий людей разного возраста и разной культуры.

На протяжении 16 лет при Толькинской школе-интернате действует школьный краеведческий музей.

Наш музей ориентируется на воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в тесной связи поколений и культур.

Профиль музея - краеведческий. Он отражает историю развития села Толька, Красноселькупского района, а так же историю развития селькупского народа, его культуру,язык и современное состояние.

hello_html_305068b5.gif


За годы своей работы школьный музей немало сделал для жителей Тольки и района в плане пропаганды памятников истории и культуры селькупского народа, в патриотическом воспитании учащихся школ района и края.

В музее на настоящий момент собрано 221 фондовых единиц хранения, размещенных в 4 залах (рекреация - истории поселка Толька, история школы, 1зал – быт Тазовских селькупов, 2 зал- «Этнография коренного населения»), 3 зал- «Флора и фауна нашего края»,4 зал- «История коренных малочисленных народов Красноселькупского района» и фондохранилище. Каждый год коллекция музея пополняется новыми экспонатами – это результат поисковой работы в районах нашего края обучающимися.

C:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\октябрь\100D5100\DSC_3701.JPGC:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\октябрь\100D5100\DSC_3702.JPGC:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\фото школы для музея\DSC_8382.JPG

Селькупский чум предметы культа, лабаз, туески костюм шамана


Сегодня, благодаря тесному сотрудничеству с ветеранским объединением, центром ремесел в п. Толька и центром дополнительного образования, в Толькинском краеведческом музее ведется огромная работа по приобщению учащихся к истории малой Родины, культуре селькупского народа.

C:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\фото школы для музея\DSC_8383.JPGC:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\фото школы для музея\DSC_8388.JPGC:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\фото школы для музея\DSC_8394.JPG

Оленья парка бакари женский пояс.украшения

Цели и задачи

В школе создано особое пространство, где руководитель музея совместно с педагогами школы реализуют специальные музейно- образовательные программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейно-педагогические технологии. Музейно-образовательные программы реализуются в рамках организационной структуры общеобразовательной школы и решают следующие цели и задачи:

Основная цель - привить детям любовь и уважение к родному краю. Достижение этой цели ведется с помощью следующих задач:

- способствование формированию у детей патриотизма;

- развитие общественной активности;

- расширение кругозора;

- приобщение к краеведческой работе;

- изучение богатства родного края;

- изучение истории народа, его трудовых и боевых традиций, историю культуры;

- содействие развитию познавательных способностей;

- способствовать умению детей работать с литературой, документами, архивными материалами;

- развивать способности обучающихся в анализе, обмене опытом и передаче своих знаний другим.

Характеристика программы

Преподавание музейно-образовательных программ в школе опирается на следующие методологические положения музейной педагогики:

  • Актуализация историко-культурного наследия малой Родины, этноса ( башкиры, татары, русские, селькупы) Ямало-Ненецкого автономного округа;

  • Непрерывное образование культурой (1-11 кл.);

  • Освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребенка (путь от культуры полезности к культуре достоинства);

  • Реализация творческих, индивидуальных потребностей ученика;

  • Интеграция (межпредметные связи, частичная и блоковая интеграция);

  • Использование эффективных технологий обучения (опора на деятельностный, культуротворческий и личностно-ориентированный подходы).


Особенности методики:


В основе музейно-образовательных программ лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Смысловая, тематическая совокупность (набор) музейных предметов образует «вещный ряд».

G:\музей\100_2785.JPGG:\музей\100_2740.JPG

Лучковая пила, рубанок куклы, медвежья шкура, обереги

Тематическое планирование уроков разрабатывается руководителем музея в соответствии с содержанием фонда музейно-образовательного комплекса. В методике музейной педагогики ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка. Реализация творческих, индивидуальных потребностей детей осуществляется в системе дополнительного образования. Расширение культурного кругозора учащихся, выбор и определение личных пристрастий происходит в системе внеклассной деятельности (использование возможностей учреждений образования и культуры села, района, края).

учитель года 08 интернат 010мусиенко учитель года 051

Оленевод – урок путешествие в профессию кто быстрее сделает строганину?


Классификация программы

По характеру деятельности - развивающая краеведческую и музееведческую одаренность.

По возрастному принципу – разновозрастная.

По масштабу деятельности – общеучрежденческая.

По возрасту – трехступенчатая.

Психолого-педагогические требования к музейно-образовательным программам, в соответствии со спецификой каждой ступени школьного образования, направлены на развитие личности ребенка:

I ступень (нач. классы) – развитие знаний, умений и навыков, а также сферы умственной деятельности посредством игры с музейным предметом в образовательной ситуации, знакомством с селькупским народным фольклором (сказки, легенды, предания селькупского народа).

учитель года 08 интернат 057PC060483

Сценка – оленевод занятие по национальной вышивке

II ступень (5-8 классы) – развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной диалогической логикой, гармоничное сочетание восприятия музейного предмета, памятника с собственной творческой и исследовательской практикой;

III ступень (9-11 классы) – формирование эмоционально- нравственной сферы личности, посредством целостного восприятия историко-культурного наследия. Развитие духовных потребностей, ценностной ориентации личности.

Позиция ученика в музейно- образовательных программах:

  • Позиция созидания;

  • Не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;

  • Личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;

  • Бережное и уважительное отношение к культурному наследию;

  • От ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.

Позиция учителя (музейного педагога, учителя) в музейно- образовательных программах:

  • Создает условия для познавательной деятельности ребенка;

  • Организует общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе и во внеаудиторных занятиях);

  • Содействует развитию творческих способностей и формирование культурных потребностей.

Подводя некоторые предварительные итоги, можно констатировать, что музейная педагогика органично вошла в практику нашей школы, музейно-образовательный комплекс стал инновационной структурой внутренней среды школы, экспериментальной площадкой для развития методики технологий музейной педагогики в школе. Деятельность руководителя музея в школе содействует становлению, образованию и воспитанию личности школьника, нравственно и духовно обогащенного историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа, информационного, ценностного и интеллектуального потенциала Толькинского школьного краеведческого музея «Родники истории».


Что сделано за год работы?


Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом.

Учащиеся школы побывали в гостях у старожилов нашего поселения: Носковой Г.С., Давиндук Л.Н., Орлова Л.А., Назыровой С.А., Чекурминой В.В., Баякиной А.М., Каргачёвой Л.А., Агичева И.Г., Калиной С.Т. Встречи со старожилами расширяют представления ребят о жизни первопроходцев, о развитии и становлении местного производства, о трудностях и победах первых поселенцев, о первых шагах местного самоуправления села.

За прошедший год экспозиция нашего музея пополнилась 17-ю экспонатами из них 14 экспонатов подлинных, которые полностью соответствуют профилю музея. Библиотека школьного музея пополнилась материалами и литературой по краеведению.

Начата работа над разделами: «Стройка №503»; «Игрушки народов Ямала»; «Игрушки селькупов»; «Моя родословная»; «История школы».

DSC02849Школа-интернат п

Родовое древо семьи Коргачевых на занятии по изготовлению украшений

Подготовлены материалы: «Ветераны педагогического труда :З.К.Сазонова, И.П.Берсенева, Т.М. Л.В.Саламатина, Т.В.Савельева, Н.В.Калиничев», «Медалисты школы», «Гордость школы», «Директора школы», созданы книги: «Сердце, отданное детям», «Книга памяти», оформлен виртуальный музей на сайте школы, подготовлен и выпущен материал «педагогический коллектив школы» на сайте.


Поисковая научно-исследовательская работа

Наши учащиеся приняли участие в конкурсе проектов «5П» на школьном и районном уровне. Проект Калиной Кристины «Игрушки селькупов» занял второе место по району; Калиной Антонины «Селькупская кукла» -третье место; третье место проект Чекурминой Людмилы «Орнамент в одежде народов Севера» (руководитель Мусиенко И.Ю.) . Под руководством Кушова З.Э. ученица 9 класса Шкиль Александра разработала экскурсию о быте тазовских селькупов, где в лаконичной форме представлена многовековая история селькупов, а Александра Шульгина разработала экскурсию о флоре и фауне красноселькупского района.Мультимедийная презентация ученика 7 класса Хуснутдинова Шамиля заняла 2 место на окружном конкурсе музейных экспозиций, посвященный 110-летию со дня рождения В.Чкалова.

Интересной, содержательной стала работа ученицы 9 класса Назыровой Айгуль по теме «Традиционные музыкальные инструменты селькупов», где автор в единстве теоретических и практических аспектов проблемы выявляет, анализирует и описывает этнические особенности формирования, развития и функционирования традиционных музыкальных инструментов селькупского народа во всем их многообразии и в обозримом историческом времени, включая современный период.

C:\Users\Asus\Desktop\толька шк.музей\фото\DSC_6058.JPGC:\Users\Asus\Desktop\толька шк.музей\фото\P1010729.JPG

Экскурсовод Адександра Шульгина Людмила Коргачева с гостями

Экскурсионно-просветительская работа

В течение учебного года шла работа по подготовке и проведению обзорных, тематических, развивающих экскурсий. Презентации новых вариантов экскурсий прошла во время недели «Культура народов Ямала».

На базе музея проведены : классные и краеведческие часы, уроки по истории, обществознанию, окружающего миру, технологии, вечера встречи с ветеранами села, с родовыми кланами Каргачевых, Агичевых.

Воспитанники приняли участие в декаде «Культура народов Ямала»; «Неделя воспитания»;



Активисты музея провели:

1.Кукольные представления; викторины; конкурсы; часы общения; национальные игры; уроки окружающего мира; технологии.

2.Экскурсии ко Дню Победы: «Наши земляки на фронтах Великой Отечественной» - Александра Шульгина, Молдоярова Алина;

«Все для фронта, всё для Победы!»- Бердикова Марина, Каргачёва Нина (о тружениках тыла). Подготовили презентацию «Они сражались за Родину».

3.Открытое интегрированное занятие с приглашением обучающихся 1-4 классов на английском языке «Знакомство с селькупскими сказками».

4.Интегрированное занятие: «Азы правовой культуры», учитель истории и обществознания Артёмова Т.И. для учащихся 5-7 классов;

5.«Стройка № 503» урок истории в 7-8 классах, учитель Артёмова Т.И.;

6.Окружающий мир «Птицы и животные нашего края», учитель начальных классов Соломатина Л.В.;

C:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\фото школы для музея\DSC_8410.JPGC:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\фото школы для музея\DSC_8423.JPGC:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\фото школы для музея\DSC_8412.JPG

7.Классные часы: «Игры и игрушки селькупов»; «Жилище коренных жителей», актив музея

8.Урок мужества, посвященный Дню Победы для воспитанников интерната семейного типа, воспитатели интерната во главе с Калиничев В.Н.,

9.Урок технологии «Технология изготовления сувениров из сукна, меха и кожи», учитель технологии Капляр Л.А.

10.Классные часы для учащихся начальных классов: «Наши прадедушки на войне»; «Урок -мужества»; «Моя родословная»; «Игрушки селькупов»;

11. «Быт коренных жителей»; «Игрушки и игры народов ЯНАО»; «История и быт селькупского народа»; «Шаманизм селькупов»; «Одежда селькупов» для учащихся 8-11 классов.

12.Единый классный час, посвященный 25-летию вывода советских войск из афганистана

13.Единый классный час, посвященный основателю краеведческого музея школы И.В.Петровой

14.Единый классный час, посвященный воссоединению Крыма с Россией

15.Первый поселковый конкурс «Мистер Этно-Толька 2014»

16.Конкурс «Битва хоров», на лучшее исполнение государственного гимна

На базе музея с демонстрацией экспонатов проведён ряд культурно-массовых мероприятий:- Кукольные представления по мотивам сказок народов Севера;

- «Викторины по сказкам народов Севера»;

- «Конкурсы загадок, пословиц и поговорок народов Ямала»;

- Игры народов севера

F:\Калиничев В.Н\учитель года 08 интернат 033.jpgF:\фото сканир\10003.jpgF:\фото сканир\10004.jpg

Проведены выставки: «Учебные пособия на селькупском языке»; «Творческих работ воспитанников на празднике» «День рождения села», «День оленевода и охотника», «Выставка творческих достижений воспитанников и родителей»; «Стройка № 503»; «Наши семейные реликвии»; «Наше родословное древо» и т.д.

Идёт работа над разделами экспозиции «Игрушки народов Ямала»; «Стройка №503»; «Моя семья»; «Игрушки селькупов»; презентации: «Моя семья»; «Одежда селькупов»; «История школы в фотографиях»; «Игрушки селькупов»; «Птицы и животные нашего края»; «Жилище тазовских селькупов»; «Игрушки народов ЯНАО»; «Одежда народов Ямала»; «По следам мёртвой дороги».

picturepicturepicture

Толькинская 8-летняя школа Смотр строя и песни 1986 пионерия 80-х

Экспонаты музея используются на уроках: истории, обществознания, окружающего мира, технологии, географии, биологии, культуры народов Ямала и т.д.

В конце сентябре 2013 года проведены мастер-классы с участием ведущих художников края Ледковым С.В., Вылка Н.Е. и Пустовит Ю.Л. в ходе которых, учащиеся получили практические навыки по выделке кожи оленя, резьбе по кости, дереву, узнали алгоритм работы над созданием бубна шамана и т.д.

C:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\мана\DSC_3589.JPGC:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\мана\DSC_3715.JPGC:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\октябрь\100D5100\DSC_3717.JPG

2013 г. Мастер-класс Вылка Н.Е.Встреча с Ледковым С.В. практическое занятие от мастеров


Работа с активом музея

В течение отчётного периода активисты музея занимались сбором информации, экспонатов, фотографий, работали над разделами экспозиции музея: «Стройка №503»; «Игрушки селькупов»; «Одежда тазовских селькупов», подготовили презентации. Оформлены и отработаны тексты новых экскурсий. Активисты принимали участие в конкурсах на различных уровнях, выставках творческих работ, открытых уроках, занятиях, праздниках. Прошли кукольные представления в Детском саду «Берёзка», ТЦ ДОД, начальной школе, интернате семейного типа. Традиционно приняли участие в празднике День Оленевода и охотника; День села; рыбака.

C:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\Новая папка\День оленевода\день оленевода 007.jpgC:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\Новая папка\День оленевода\день оленевода 017.jpgC:\Users\Музыка-304 nout\Desktop\Новая папка\День оленевода\день оленевода 018.jpg

День рыбака День села День Оленевода

Совместно с отделом молодежной политики поселка провели праздничный вечер посвященный Дню пожилых. Сейчас актив музея под руководством руководителя музея Кушова З.Э. работает над созданием виртуального школьного краеведческого музея, который станет достоянием широкой общественности.


Творческая работа.

Широко привлекается в работе музея молодежь села. Они выполняют работы по созданию генеалогического древа своего рода, изготовление предметов быта ( лук, стрелы, нарты, лодка долбленка, бубен шамана, бакарит.д). Совместно с Домом культуры и школой искусств проводятся праздничные мероприятия, посвященные селькупской культуре, развитию интереса и желания говорить на родном языке, семейные вечера, посвященные традиционному воспитанию селькупов, татар, башкиров, русских и т.д.

E:\фото\татьяна ив\P1010615.JPGF:\Калиничев В.Н\DSC00904.JPG

Представление кукольного театра на селькупском языке

В последние годы увеличилось количество воспитанников школы-интерната принимающих участие в конкурсах различного уровня:

- Всероссийский конкурс «Молодой левша»

-дипломом II степени по Уральскому федеральному округу награждена Калина Антонина за работу «Селькупская игольница»;

-дипломом III степени награждена Киприна Светлана» за работу «Чуни для блохи»;

-Дипломом I степени по Ямало-Ненецкому автономному округу награждена Ирикова Мария за работу «Селькупская кукла рода Ириковых»

- Дипломом 2 степени по Ямало-Ненецкому автономному округу награждена Каргачёва Эльвира за работу « Селькупский оберег»

- Дипломом 1 степени окружной конкурс «Семья народов Ямала» в номинации «Семья народа селькупы» отмечена группа воспитанников из семьи Каргачёвых. В конкурсе представили материалы рода Каргачёвых. Участники конкурса: Каргачёва Анна, Каргачёва Нина, Каргачёва Валентина, Каргачёв Артём, Каргачёв Николай, Каргачёв Вячеслав и др.

Традиционно приняли участие в конкурсах по НРК: «Все краски Ямала»; «Лучик в ладошке», «Полярная звезда».


Организационная работа, связи с общественностью

На базе нашей школы прошёл окружной семинар на тему: «Этнокультурный компонент в содержании воспитательного процесса интернатов семейного типа. Психологическое сопровождение воспитательного процесса. Современные образовательные технологии». Вела курсы кандидат исторических наук Антонина Макаровна Сязи.

В семинаре приняли участие педагоги всех образовательных учреждений района:ТЦ ДОД: методист Поздеева Л.Н., Ставникова И.С., Кеуш П.А.

Д\с «Берёзка»: заведующая детским садом Зеленина Л.Н., воспитатели: Шульгина З.А., Петрова Т.И., Калина О.И., Шиндина Т.Н.

Школа: заместитель директора по УР Алексеева М.А., заместитель директора по ВР Шарапова В.Е., по начальным классам Лисовская О.А., заместитель директора по методической работе Королёва Е.Г., учителя Капляр Л.А., Калиничев В.Н., Гельмутдинова Р.Г., Сапыцкая Е.А., Орехова О.А., Иваницкая С.П., Васикова Д.Н., Сахипова Л.Н., Иваницкая Т.И., и т.дВоспитатели семей интерната: Калина А.Г., Беспёрстова В.И., Тихомирова И.Л., Мусиенко И.Ю., Васильева Л.Н.,Машнина Н.И., Кунина Г.В. и др.

Районного центра Красноселькуп: Тимкина Т.В – учитель технологии, методисты РУО Денисенко О.Ф.

Поселок Ратта: Дмитриевских Ю.В., Заводовская И.К.-педагоги школы.

За период работы музея были опубликованы:

1.«Сборник селькупских сказок» - автор Петрова И.В. Салехард.

2.Диск «Сказки устами детей Ямала» выпущен ко Дню образования ЯНАО, где звучат в исполнении Ириковой Марии две селькупские сказки «Журавль», «Ленивая жена» (автор Петрова И.В).

3.«Музей школы-интерната в реализации НРК» Статья заместителя директора по воспитательной работе Шарапова В.Е. председателя Совета музея; «Игры и игрушки селькупов», автор Петрова И.В.

4.Приняли участие в заочной научно-практической конференции «Посёлок Долгий » где представили презентацию и статью: «Деятельность школьного этнографического музея в сохранении и развитии национальной культуры селькупского народа», воспитатель интерната Мусиенко И.Ю.

Участие воспитанников школы в работе музея со временем повлияло на выбор профессии. Так, Кулиш Александр Сергеевич, закончил Салехардский многопрофильный колледж и работает по специальности - методист селькупской культуры. Он является автором справочно-информационного сборника: «Селькупский национальный костюм: эволюция и современные тенденции», в настоящее время готовит к выпуску книгу «Мифология селькупов».

Баякина Валентина Романовна (Салехардский многопрофильный колледж по специальности учитель начальных классов) – ведущий методист на теле-радио компании ОГТРК «Ямал-регион», ведёт программы на селькупском языке.

5. Совместно с администрацией поселка разработан ряд культурных мероприятий, которые пройдут в рамках празднования 85-летия образования п. Толька в 2014 г.

Руководитель музея, учителя и воспитатели постоянно работают над повышением методического уровня. Методическая работа – одно из направлений музейной деятельности. В методической копилке музея появились новые разработки: «Азы правовой культуры», «Селькупские сказки»; «Игры и игрушки народов Ямала»; «Священные места тазовских селькупов» и т.д.

Воспитателями, классными руководителями широко используется краеведческий материал музея. Краеведческо-этнографическая работа продолжается в рамках программы «Родники истории».


F:\Калиничев В.Н\DSC00806.JPGF:\Калиничев В.Н\DSC00809.JPGF:\Калиничев В.Н\DSC00823.JPG

























Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Толькинская общеобразовательная школа-интерна среднего общего образования» п.Толька, Красноселькупского района. Ямало-Ненецкого автономного округа




Программа развития школьного краеведческого музея

«Родники истории» на 2012 – 2017 годы.




Кушов Замба Эренженович-руководитель музея



Пояснительная записка.


Школьный краеведческий музей «Родники истории» функционирует с 1997 года. Экспозиция музея посвящена истории и культуре селькупского народа п.Толька. Через 10 лет существования музея, в 2010 году, в связи с переходом в новое здание, была открыта новая экспозиция, полностью обновленная и дополненная новыми разделами. Фонды музея в 2013 году составляют 221 экспонатов, из них 113 - подлинных. Поле деятельности школьного краеведческого музея включает в себя:

- обучение активистов музейному делу по программе «Школьное музееведение»;

- поиск, сбор и накопление материала по профилю музея;

- исследовательская деятельность;

- экскурсионная работа;

- выставочная работа;

- содействие в использовании музея в образовательной деятельности;

- массовая работа со школьниками и населением.

-привлечение молодежи поселка к деятельности музея

География поисковой работы музея обширна: сбор материала осуществляется не только в п.Толька, но и через личные встречи и переписку со всей России с выходцами из села, проживающими ныне за пределами края. Активисты музея занимаются научно-исследовательской работой, с результатами которой успешно выступают на районной и краевых конференциях и Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Человек истории. Россия ХХ век».

В школьном краеведческом музее и на выставках постоянно проводятся экскурсии. Всего разработано 14 тематических экскурсий. Ежегодно проводится около 38 экскурсий, количество посетителей достигает до 1000 человек в год.

В настоящее время школьный краеведческий музей – культурный центр патриотического воспитания учащихся и молодежи всего поселка. На базе музея проводятся и учебные занятия, и внеклассные мероприятия, и совместная работа с советом ветеранов поселка и района, и мероприятия села, экскурсии для учащихся не только своей школы, но и школ района и края, экскурсии для взрослого населения.

Становится очевидным необходимость дальнейшего развития музея, совершенствование форм и методов работы, расширение поля деятельности, вовлечения в музейную деятельность большего количества учащихся, привлечение молодежи села к участию в мероприятиях музея.


Цель и задачи программы.


Цель программы – развитие деятельности школьного музея.

Задачи:

1) создание новых проектов, связанных с профилем школьного музея;

2) внедрение в практику деятельности музея основ музейной педагогики;

3) методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;

4) консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей села в патриотическом воспитании детей.


Механизм реализации Программы.


Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет музея. Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:


Подготовительный этап (январь 2012 – май 2012 г.)


Его основной задачей является создание условий для успешной реализации программы. Он включает в себя: обсуждение в администрации школы и с общественностью села, с педагогами, активно использующими потенциал музея в образовательном процессе, способов развития деятельности школьного музея, сбор идей и предложений; написание программы; обсуждение и утверждение её на Совете музея, решение организационных вопросов.





Основной этап (октябрь 2012 – 2017 гг.)


Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы. Она предусматривает следующие основные направления работы:

- экспериментальную работу «Школьный музей как культурный центр села»;

- осуществление проекта этнокультурного центра «Родник»;

- дальнейшее совершенствование научно-методической работы.


Обобщающий этап (1 полугодие 2017 г.)


Потребует анализа деятельности по реализации программы, подведения итогов и постановки новых задач.


Ресурсное обеспечение Программы.


Финансирование Программы осуществляется за счет привлечения внебюджетных средств. Контролирует и отчитывается за использованные в ходе деятельности средства председатель Совета музея.


Мероприятия по реализации Программы


Мероприятия

Период исполнения

Ответственные


1.

Проведение совместных заседаний педагогического совета, Совета музея, администрации села и Совета ветеранов села по реализации Программы.


Сентябрь

2012 г


Директор школы


2.

Заседание Совета музея по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий.


1 раз в четверть

2012-2013


Председатель Совета


3.

Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на реализацию Программы.


Октябрь

2012 г


Руководитель музея


4.


Продолжение поиска и сбора материалов по профилю музея.


2012 -

2017 гг.


Руководитель музея


5.

Разработка проекта этнокультурного центра «Родник»

Октябрь

2014 г.

Администрация школы


6.

Организация исследовательской деятельности учащихся:


а) определение тем и направлений исследований;


б) проведение учебных занятий по формированию исследовательской культуры школьников;


в) ведение самостоятельной работы по изучению тем исследований.





Октябрь



Январь – Май

каждого года



До декабря





Учителя-предметники



Учителя-предметники



Учителя-предметники


7.

Проведение ежегодного конкурса исследовательских работ.

Ноябрь Ежегодно

Завуч по ВР



8.

Организация декад «Музей и дети»

1 раз

в 2 года

Руководитель музея


9.

Проведение традиционного осеннего туристско-краеведческого праздника

Октябрь

Ежегодно

Завуч по ВР

Учитель физкультуры


10.

Обучение активистов музея музейному делу по программе «Школьное музееведение»


По программе


Руководитель музея


11.

Участие в районном смотре-конкурсе на лучший школьный музей

По плану отдела образования

Руководитель музея


12.

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотическим темам


По планам МО


Учителя-филологи


13.

Уход за памятными знаками:

В п.Толька – воинам, погибшим в Великой Отечественной войне;






Весна - осень


Завуч по ВР, Учителя истории Руководители профильных лагерей


14.

Организация конкурса «Семейный архив» (совместно с секцией «Родословие» клуба ветеранов п.Толька).


1 раз в 3 года

Завуч по ВР Руководитель секции «Родословие»


15.

Организация показа и обсуждение документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы.


По планам классных руководителей

Классные руководители

Руководитель музея


16.

Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.

Продолжение цикла встреч «Люди трудовой славы».


2 – 3 раза

в год


Завуч по ВР

Классный руководитель


17.

Классные часы, беседы, лекции, праздники на военно-патриотические темы

По планам классных руководителей


Классные руководители


18.

Освещение опыта работы школы и музея по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации



2012 – 2017гг

Учителя-филологи,

завуч по ВР


19.

Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района и края, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников



2013 - 2017гг



Завуч по ВР


20.


Организация походов по родному краю


2012 – 2017гг

Руководители туристско-краеведческих лагерей


21.



Проведение народных праздников ( День оленевода и т.д.) совместно с секцией «Родословие» клуба ветеранов пос.Толька.


2012 – 2017гг



Музей Драмкружок

Руководитель секции «Родословие»


22.


Участие в республиканском конкурсе проектов «ЭТНО – инициатива». Разработка проекта этнокультурного центра «Родник».


Ноябрь

2014 года

Администрация

Школы

Руководитель музея


23.




Участие в конкурсе сценариев на селькупском языке (Палитра селькупского бытия).


Ежегодно




Учителя селькупского языка

Руководитель музея

24.


Разработка и осуществление

проекта экспериментальной площадки «Школьный музей как культурный центр села»

Сентябрь 2012 г

2012 – 2017гг

Руководитель

музея



25.




Разработка методических материалов «Школьный музей – учителю», «Музей – классному руководителю».

2012 – 2015гг




Руководитель

музея



26.





Разработка образовательных программ «Музей и культура» для учащихся начальных классов.

2012 – 2015гг

Руководитель музея, учителя начальных классов

27.

Участие в районной и краевойконференциях и Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Человек в истории. Россия. ХХ век».


2012 – 2017гг

Школьный музей, учителя истории, литературы,био-логии, географии

28.

Выставочная работа:

- Организация выставки, посвященной 85-летию п.Толька.

- Организация выставки, посвященной первому выпуску школы.

- Организация выставки к празднику «За честь школы».

- Организация выставки, посвященной истории торгово-рыночных отношений в поселке Толька.

- Организация выставки, посвященной 85-летию села.


Сентябрь 2014 г


Июнь 2014 г.



Октябрь 2014


2014 год



2013-2014 гг.


Руководитель музея, совет ветеранов села


Оргкомитет



Руководитель музея

Руководитель музея


Оргкомитет

29.



Выездные лекции и беседы школьного музея истории села на предприятия и учреждения сел Толька, Ратта.

2013 – 2017гг

Экскурсоводы музея

30.


Осуществление проекта этнокультурного центра «Родник» (возведение и обустройство чума, дабаза).

2012 – 2016гг




Администрация школы




31.

Организация деятельности этнокультурного центра.


с 2012 года

Руководитель этноцентра


32.

Организация деятельности туристско-краеведческого лагеря при школьном музее.

Июнь

2012 – 2017гг

Руководитель музея

33.

Совершенствование мастерства экскурсоводов (участие в республиканских семинарах и конкурсах экскурсоводов ).

1 раз в год;

ежегодно

Руководитель музея

34.

Проведение Праздников посвящения в экскурсоводы.

1 раз в 2 года

Актив музея

35.

Функционирование туристического маршрута «Толька»: посещение школьного музея, автобусная экскурсия по селу, творческие мастерские, познавательно-развлекательные программы.

По мере поступления заявок

Завуч по ВР

36.

Добиться школьному музею признания на уровне района статуса общественного музея и ставки руководителя музея.

2014

Администрация

школы

37.

Проведение музейных уроков для учащихся начальных классов.




2012-2017

Учителя начальных классов

Руководитель музея

38.

Проведение на базе музея и вне школы праздников народного календаря. Постановка театрализованных выступлений.

2012 – 2017 гг.

Преподаватель факультатива «Наши духовные ценности»

39.




Создание нового сайта школьного музея.




2014 г.




Руководитель музея, учитель информатики в содружестве с активистами музея




















Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Толькинская общеобразовательная школа-интерна среднего общего образования» п.Толька, Красноселькупского района. Ямало-Ненецкого автономного округа





ПРОГРАММА

деятельности музеяв рамках экспериментальной площадки

«Школьный краеведческий музей как культурный центр поселка Толька»



КушовЗамбаЭренженович-руководитель музея


Пояснительная записка.

Функционирование школьного историко-краеведческого музея давно перешагнуло за рамки школы. В нашем музее проводятся не только экскурсии, учебные занятия и внеклассные мероприятия для учащихся школы, экскурсии для учащихся других школ района и округа, экскурсии для взрослого населения, но и другие массовые мероприятия, в которых участвуют жители села: ветераны, культурные учреждения, предприятия поселка. Ежегодно организовываются тематические выставки. Музей является центром сохранения и развития самобытной культуры селькупского народа. На практических занятиях учащиеся не только знакомятся, но и сами принимают непосредственное участие в овладении национальными промыслами, совершенствуют знания по селькупскому языку, учатся жить в гармонии с окружающей средой, развивая и обогащая опыт своих предков на основе современных реалий жизни. Особенно тесно сотрудничает музей с советом ветеранов села: в музее проходят заседания клуба ветеранов села «Будем здоровы», занятия секции «Родословие» клуба, которым руководит член совета ветеранов села.

Возникает возможность перехода деятельности школьного музея в новое состояние – стать культурным центром села. В своей работе музей опирается на традиции и обычаи селькупского народа, которая органично вплетается в культуру других народов и тем самым взаимообогащается и происходит синтез взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур (татарская, башкирская, русская, украинская, азербайджанская и.т.д.) Такая работа придает импульс дальнейшему развитию музея, позволяет совершенствовать формы и методы работы, расширять поле деятельности, вовлечь в музейную деятельность большего количества жителей , привлечь молодежь к участию в культурной и духовной жизни села. Вокруг музея и его работы концентрируются все социально значимые события нашего поселка, именно музей помогает жителям соприкоснуться с прошлым, взять на вооружение традиционные отношения, пересмотреть семейные ценности в опоре на ценности вековой народной педагогики.

Целью программы является поддержание единого воспитательного пространства, оказывающего позитивное воздействие на процесс духовно-нравственного развития личности как школьника так и взрослого населения, предоставление более широких возможностей использования школьного музея всеми жителями села

Задачи программы:

- активизация просветительской деятельности всех социально-культурных учреждений, общественных организаций, предприятий села и семьи, осуществление совместных проектов ( Центр дополнительного образования; Школа искусств, Дом культуры, Дом народного промысла, Дом милосердия и т.д.)

- создание условий для приобщения к историко-культурному наследию своего села, к традиционным духовно-нравственным ценностям не только учащихся школы, но и работающей молодежи села;

- эффективное использование материальной базы школьного музея и его потенциала с целью формирования духовного мира подрастающего поколения;

- воспитание у молодых людей патриотизма на героических примерах борьбы и труда из истории своей малой Родины.

-воспитание и укрепление семейных отношений жителей поселка в опоре народные на традиции и обычаи , воспитание чувства ответственности и бережного отношения к родным истокам и стремления изучать, сохранять и передавать из поколения в поколение основные принципы народной педагогики.


Механизм реализации программы

В реализации программы участвует школьный краеведческий музей, совет и клуб ветеранов села, педагоги школы, активисты школьного музея из числа учащихся, родители учащихся, представители учреждений и общественности села, выпускники школы разных лет.



Этапы реализации

программы деятельности школьного музея

в рамках экспериментальной площадки

«Школьный музей как культурный центр села».


Этапы реализации


Содержание работы

1. Организационный этап (сентябрь 2012-январь 2013)

Цель:

  • Выявить позитивный опыт школьного музея, ресурсы для расширения поля дальнейшей деятельности

  • Определить приоритетные направления развития музея как культурного центра села

  • Выявить возможности общественно-экономической среды села в нравственно-патриотическом воспитании детей

  • Изучить потребности среди села в духовно-нравственном развитии

1. Провести заседание Совета музея

2. Создать группу из представителей общественности села по разработке концепции развития музея

3. Заключить договора перспективного взаимодействия с субъектами социокультурной среды школы


2. Основной этап (февраль 2013– сентябрь 2013 )

Цель:

  • Разработать концепцию

  • Подготовить условия организации экспериментальной работы по теме «Школьный музей как культурный центр села»

1. Разработать концепцию развития школьного музея

2. Разработать программу деятельности по реализации концепции развития школьного музея


3. Практический этап (октябрь 2013 –декабрь 2014 гг.)

Цель: реализация программы деятельности, внесение коррективов в концептуальные положения

1. Разработать программы совместной деятельности музея с субъектами сельской среды (с советом ветеранов села, агрофирма «Толькинская»,ОАО «Строительные технологии», с сельской библиотекой, с Домом ремесел, с Домом культуры, Детской школой искусств, с Центром дополнительного образования т.д.)

2. Создание условий с целью обеспечения возможностей для реализации планов и программ.

3. Реализация программ совместной деятельности.


4. Обобщающий этап (январь 2015 –декабрь 2015)

Цель: обобщить позитивный опыт реализации концепции развития школьного музея

1. Провести конференцию с представителями субъектов сельской среды и активистами-общественниками «Осуществление на практике концепции развития школьного музея как культурного центра села»

2. Выявить уровень развития совместной деятельности

3. Определить эффективность экспериментальной работы по теме.

4.Подготовить и выпустить сборник «Опыт создания проекта «Школьный краеведческий музей – как культурный центр села»

5.Обобщить опыт работы учителей

6.Создать сайт «Виртуальный школьный краеведческий музей «Родники истории»»

7.Обобщить в электронном виде опыт научно- исследовательских работ учащихся и выставить их на сайте музея

8.Обобщить в электронном виде опыт работы учителей по созданию методических разработок, проектов, поисковых и исследовательских работ и выставить на сайте музея.


Комплексный план

по реализации программы деятельности школьного музея

в рамках экспериментальной площадки

«Школьный музей как культурный центр села»


Мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Проведение совместных заседаний Совета музея и представителей учреждений села, совета ветеранов по реализации Программы, составлению, корректировке планов.


Сентябрь

2012 г.

Руководитель музея Кушов З.Э..,

Глава администрации села

Федоров В.А.,

Председатель совета ветеранов


2. Ведение поиска и сбора материалов

совместно с советом ветеранов:

- о ветеранах п.Толька

- о погибших толькинцах

- о бывших воспитанниках Толькинскойшколы-интернат

- об участниках войны .


совместно с сельской библиотекой:

- о знаменитых выходцах из п. Толька (учёных, журналистах, писателях, художнике и др.)


совместно с бывшими выпускниками школы:

- о выпускниках разных лет.





совместно с ООО «Толькинская агрофирма»:

- по истории ООО «Толькинская агрофирма».


совместно с предприятиями торговли:

- по истории торгово-экономических отношений в селе.


совместно с семьями учащихся:

- по истории своего рода





2013-2014 гг






2014 год





2014 год

К юбилеям выпусков



2013 г.






2014 г.


Постоянно



Кушов З.Э.


Председатель совета ветеранов –





Кушов З.Э..

Библиотекарь



Кушов З.Э.

Активисты из числа выпускников.


Кушов З.Э..,

Директор агрофирмы «Толькинская»

Ямов В.З.



Кушов З.Э.

Учитель истории



Классные руководители

3. Научно-методическая работа

- обучение активистов музея формам работы со взрослым населением.

- разработка новых экскурсионных тем:

«История п. Толька «Толька» с 1966-го по 1991год»;

«История сельхозпредприятия в п. Толька ;

«Судьбы выпускников школы»;

«

«Судьбы первых жителей п. Тольки».

- подготовка методических материалов:

«Школьный музей – учителю», «Школьный музей – классному руководителю».

- разработка лекций и бесед (дополнительно) для населения.

- с целью поиска материалов о первых жителях п. Толька установить и поддерживать связи с учеными-краеведами общества изучения ЯНАО

- обучение ведению экскурсий на выставках представителей учреждений, общественности села;


- пополнение сайта школьного музея материалами музея:

  • по истории села

  • по истории школы

  • об учителях школы

  • о знаменитых выходцах села.

- обеспечение доступа использования материалов школьного музея выпускниками школы при написании рефератов, курсовых работ

- отражение деятельности музея в СМИ.




2013 - 2014 гг.





2014г.



2014 г.



2014 г.



2013 – 2014 гг.






2013 г.



По планам создания выставок



2013 г.



Руководитель музея Кушов З.Э.



















Кушов З.Э..








Учитель информатики

Совет музея

4. Проведение совместных дел

- создание выставок, посвященных истории учреждений села


- Проведение исследовательских конференций с участием ветеранов, представителей общественности

- Открытие клуба ветеранов поселка Толька

-

- Открытие выставки, посвященной истории создания агрофирмы «Толькинская»»

- Праздник, посвященный I выпуску Толькинской средней школы

- Вечера чествований: цикла «Люди трудовой славы» не только из села Толька, но и тружеников п.Ратта.

- Встреча в музее ветеранов села ежегодно в день пожилых людей и накануне Дня Победы


-Проведение народных праздников на базе музея




- Пленумы ветеранов района

- Выставка, посвящённая

участникам ВОВ.

- Встречи учащихся со знаменитыми людьми, уроженцами села

  • Кулиш А.С.

  • Калина



- Выставка картин художника Кулиш А.С.

- Общешкольный конкурс по изучению родословной «Семейный архив»

- Уроки Памяти (проводят классный руководитель совместно с руководителем музея и участником войны и тыла)

- Занятия кружков «Исторический» по теме «Что такое первоисточники?»


- Уроки истории, литературы, ИЗО, селькупской литературы.


\

- Посещение музея ветеранами из других населённых пунктов района.


- Посещение музея и автобусная экскурсия по селу с посещением памятных мест учащимися школ района.


- Выездные беседы и лекции музея в учреждения села (в детские сады, сельхозпредприятие, Дома культуры, медицинские учреждения).

По договоренности сторон



Март 2014 г.


Февраль2014 г




Ноябрь 2014 г



Май 2014 года


Апрель 2014 г.



Октябрь 2013 г.





2 раза в год

По народному календарю



1 раз в три года


2014 г.Май.


2014 Октябрь



Март 2014 г.


Май 2014 г.



1сентября,

февраль, май



По планам




По планам



По заявкам








Руководители музея и учреждений села


Администрация села и района

Совет ветеранов

Совет музея




Кушов З.Э.



Кушов З.Э.

Руководство района

Администрация школы


Кушов З.Э.

Совет музея



Кушов З.Э.



Кушов З.Э..




Совет ветеранов района

Совет музея



Кушов З.Э


Совет музея

Кл.рук-ли



Классный руководитель

Руководитель музея



Руководитель кружка


Учителя истории, литературы, ИЗО



Заместитель директора по ВР

Совет ветеранов района

Кушов ЗЭ

Совет музея




















Проект «Школьный краеведческий музей как культурный центр поселка Толька»
  • Директору-завучу
Описание:

Цели и задачи  

В школе создано особое пространство, где   руководитель музея совместно с педагогами школы реализуют специальные музейно- образовательные программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейно-педагогические технологии. Музейно-образовательные программы реализуются в рамках организационной структуры общеобразовательной школы и  решают следующие цели и задачи:

Основная цель  - привить детям любовь и уважение к родному краю. Достижение этой цели ведется с помощью следующих задач:

- способствование формированию у детей патриотизма;

- развитие общественной активности;

- расширение кругозора;

- приобщение к краеведческой работе;

- изучение богатства родного края;

- изучение истории народа, его трудовых и боевых традиций, историю культуры;

- содействие развитию познавательных способностей;

- способствовать умению детей работать с литературой, документами, архивными материалами;

- развивать способности обучающихся в анализе, обмене опытом и передаче своих знаний другим.

Характеристика программы

Преподавание музейно-образовательных программ в школе опирается на следующие методологические положения музейной педагогики:

·       Актуализация историко-культурного наследия малой Родины, этноса ( башкиры, татары, русские, селькупы)  Ямало-Ненецкого автономного округа;

·       Непрерывное образование культурой (1-11 кл.);

·       Освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребенка (путь от культуры полезности к культуре достоинства);

·        Реализация творческих, индивидуальных потребностей ученика;

·       Интеграция (межпредметные связи, частичная и блоковая интеграция);

·       Использование эффективных технологий обучения (опора на деятельностный, культуротворческий и личностно-ориентированный подходы).

Автор Кушов Замба Эренженович
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1703
Номер материала 51079
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓