Главная / Технология / Проект по технологии обучающихся 9 класса "Разговор не для потехи"

Проект по технологии обучающихся 9 класса "Разговор не для потехи"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Ртищево Саратовской области»








ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ


hello_html_1cdd9c56.gif

hello_html_5eae9bd1.png


Авторы:

Сафошкина Виктория,

Окружко Татьяна

учащиеся 9 класса

МОУ «СОШ №1

г. Ртищево Саратовской области».

Руководитель: Милевская

Любовь Григорьевна,

учитель технологии


г. Ртищево, 2015г.


Содержание.




1. Введение.


1.1Актуальность проекта.


1.2Цель и задачи проекта


    1. Критерии оценивания.


1.4. План выполнения работы.


2. Основная часть.


2.1 История знаменитых промыслов.

2. 2 Саратовская гармоника.

2.3 Саратовская игрушка.

2.4 Возрождение народных промыслов.

2.5 На экскурсию в музеи.

2.6 Анкетирование одноклассников.

2. 7 Обучение народным промыслам.

2.8 Беседа с Мастером.

3. Заключение.


Анализ выполненной работы.


7. Список используемой литературы.


  1. Приложение








Актуальность проекта.


«Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света, но передаст их лишь тот, кто умеет, и видеть и слышать. В этом умении воспринимать и в воплощении воспринятого – основные атрибуты».



Т.Ф. Батюшков.


История декоративно – прикладных промыслов содержит в себе много интересного. Мы постоянно обращаемся к ее исследованию и узнаем неизвестные факты. Оказывается, в старину декоративно-прикладное искусство называли «потешным» промыслом. Поэтому свою работу мы и назвали « Разговор не для потехи». Мы думаем, что если вы хотите лучше понять народ своего края надо не только знать его историю, но и религию, традиции и, безусловно, народные промыслы.

Каждый согласится, что вещи, сделанные своими руками, хранят тепло человеческих рук, причудливость воображения, частичку души и таланта мастера. Вещи, сделанные мастерами декоративно – прикладного творчества отражение менталитета и культурного своеобразия народа, потому навыки их создания зовутся народными промыслами. Попробуем совершить путешествие в мир этих вещей, удивиться бесхитростной красоте ожившего чуда и порадоваться тому, что живо искусство народных промыслов и сейчас на нашей земле.
2.Цель и задачи проекта

Цель исследования – Исследовать, какие промыслы были и существуют на Саратовской земле.

Задачи:

  1. Используя различные источники информации, узнать о народных промыслах Саратовского края.

  2. Изучить современные промыслы и выявить их актуальность.

  3. Обобщить и структурировать материал.

Объект исследования:

Научная литература и исторические источники.

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ литературы, и интернет - сайтов по теме.

  2. Анкетирование одноклассников и мастеров декоративно – прикладного творчества.

  3. Посещение музеев городов Саратова, Ртищево и музея МОУ «СОШ №1 г. Ртищево».

В своем исследовании мы поставили перед собой такую гипотезу:

  • Народные промыслы отражают самобытность народа, но малоинтересны для современной молодежи.

В своей работе мы докажем или опровергнем поставленные предположения.

3. Критерии оценивания

1.Проект должен соответствовать выбранной теме.

2.Анкеты должны соответствовать возрасту школьников.

3.Информация должна быть интересной, содержательной и нести исследовательский характер.

4. План выполнения работы


Предварительно был составлен подробный план деятельности по проекту.

1.Выбор направления проекта.

2.Сбор и исследование материалов по теме проекта.

3.Анкетирование учащихся 7 -10 классов.

4. Провести анализ проведенных исследований.

6. Посетить краеведческий музей г. Ртищево.

7. Провести виртуальную экскурсию по музеям города Саратова.

8. Встретиться с народными умельцами города.

В соответствии с разработанным планом и заданной целью проекта мы приступили к работе по его реализации.


Реализация проекта

2.1 История знаменитых промыслов

Саратовский край издавна был известен разнообразием кустарных промыслов.

В Саратове в начале ХVIII века насчитывалось около девятисот ремесленников. В 1765 году — всего пятьсот восемьдесят три (рукавичники, шапочники, кузнецы, сапожники, портные, горшечники, колесники). В конце Х1Х – начале ХХ века кустарные промыслы начинают развиваться в других городах и селениях. Обработка кожи и шерсти, вили канаты и веревки, делали сани, телеги, колеса, бочки, деревянную и глиняную посуду. Появились низшие ремесленные школы, учрежденные в 1895 году Министерством народного просвещения. Таким образом, в Камышинском уезде была создана школа ткачества. Также устраивались выставки. Особо отличались рукодельные работы Балашовской женской общины: шитье золотом, вязание скатертей, кружев и других вещей домашнего обихода. Экспонировались изделия гончаров, кузнецов, бондарей, музыкальные инструменты, лубочная живопись, изделия из папье - маше, игрушки, вышивка.

В этот период выделялись следующие промыслы: ткацкий, сапожный, портняжный, кузнечный, экипажный, валяльный, колесный, бондарный, сетевой, вязальный , кожевенный, вязальный, корзиночный, овчинный, веревочный .
Заслуживают внимания своей уникальностью роговой, карандашный,
гармонный промысел.

Зародилось производство сарпинки (хлопчатобумажная ткань в клетку или в полоску) в Сарепте Царицинского уезда, потом в Хвалынском уезде и Аткарском. Развивался вязальный промысел (Саратовская губерния занимала в Поволжье первое место), который сбывали на Нижегородской ярмарке.

Сетевой промысел был и в Балашовском уезде. Плели «вентеля», бредни с «волокушей», неводы из конопляных нитей.

Промыслы по обработке дерева заключалось в производстве экипажей, саней, дровней, фур, рыдванов, телег, дрог, розвальней, карет. В Турках этим промыслом занимались помещики Драгуновы. У истока промыслов стояли предприимчивые крестьяне, которые работали по шестнадцать часов в сутки.
Плетение различных изделий из тальника и соломы было распространено широко: корзиноплетение, ширмы, коляски. Основа для изделий – ивовый прут, а отделка – из камыша и соломки. Плели сумки, коробки, шляпы – из заплетенной в ленту пшеничной и ржаной соломы. Солому заготавливали осенью, при обмолоте старались не повредить стебель. Стебель очищали от верхней оболочки и разрезали на части. Перед плетением обдавали кипятком, для придания ей мягкости.
.
Пользовался спросом и бердный промысел. Он развивался в Кузнецком уезде. Это было производство одного из основных рабочих органов ткацкого станка, который выполнялся в виде гребня. Бёрдо применялось для выработки тканей на самых первых этапах человеческой культуры. В домашнем и кустарном ткачестве до конца XIX века бёрдо делались с деревянными зубьями или из расщепленного камыша. При помощи такого приспособления достигается равномерное распределение нитей основы по ширине ткани. Перемещая бёрдо, прибивают проложенную нить (уток) к краю ткани. От частоты расположения зубьев в бёрдо (от 2,5 до 40 зубьев на 1 сантиметр) зависела плотность основы. Сбывали товар в Киев, Одессу, Иркутск, и даже в Персию, Среднюю Азию.

Искусными были саратовские мастера по работе с древесиной. Изготавливали иконостасы, столы , рамы для зеркал. Резьба на этих изделиях выполнялась плотниками, строившими дома.
Большим спросом пользовались самопрялки.
Развивалось и веретенное производство. Изготавливали до двенадцати видов веретен: для пуха, льна, суконных фабрик.
Очень популярны были промыслы по обработке животных продуктов. Кожевенный, сапожный, овчинный промыслы. Сухие овчины размачивали в чанах или ямах, наполненных водой, после промывали в реке. С подготовленной таким образом шкуры, снимали мездру (операция проводилась на широких наклонных досках – колодах, при помощи двуручных ножей мездряков). При помощи мела овчины отделывали набело. Часть из них загружали в дубильный чан, пересыпая ивовой корой. Чтобы лучше усвоилось дубильное вещество, овчины подвергали разрыхлению и бучению при помощи различной консистенции хлебного теста. Затем овчины смазывали глиной и клали в сушильню на два дня. Интересно, что выделка овчины стоила двадцать копеек , а дубленка – двадцать пять копеек.
В советские времена кустарное производство значительно сократилось, сохранив несколько традиционных народных промыслов, объединенных в артели и кооперативы. Широкую известность и признание в 1940-1950 гг. получили изделия саратовской артели «Вышивка», удостоенные государственного диплома I степени и бронзовой медали на международной выставке в Брюсселе. Большой популярностью в стране и за рубежом пользовалась саратовская гармоника. Разнообразную продукцию выпускал Золотовский гончарный цех Красноармейского района. Некоторое время радовали продукцией саратовских промыслов художественный салон на проспекте Кирова, магазины «Народный умелец» на улице Максима Горького и «Народные промыслы» на улицах Московской и Лермонтова. Но все они приватизированы и перепрофилированы.

С нашей точки зрения произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно – прикладного искусства создают свои произведения из самых разнообразных материалов. Наиболее распространены среди них: художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литьё гравирование, чеканка.

2. 2 Саратовская гармоника

Мы, к удивлению, узнали, что особенно прославила Саратовский край гармоника. С 1860-х годов по всей России стала она известна далеко за границами Саратовского края. Саратовская гармоника отличалась своеобразным тембром, большей силой звучания и наличием колокольчиков. Со временем Саратовская гармоника получила широкое распространение, её стали включать в состав ансамблей русских народных инструментов. Под аккомпанемент гармони выступали на концертах Лидия Русланова , Ольга Ковалёва. Музыкант и композитор Иван Паницкий тоже играл на Саратовской гармони.
Первая гармонная мастерская в Саратове была открыта Николаем Геннадьевичем Карелиным в 1870 году на Никольской улице. В 1920-е годы кустарей - гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь» и выделили им помещение на улице Цыганской, дом 5. Со временем артель расширилась и превратилась в целое предприятие, выпускавшее до 8 тысяч гармоней в год. Делались и заказные, концертные гармони, для мастеров. В 1968 году цех по производству гармоней вошёл в состав Саратовской фабрики музыкальных инструментов, а в начале 1980-х в состав Энгельсского завода по производству духовых и ударных инструментов. В 2003 году было свёрнуто серийное производство гармоней, а в 2007 году было прекращено.

Саратовская игрушка.

Точная дата появления саратовской игрушки неизвестна, но исчезновение пришлось на 1960-е годы. Изготовление игрушки обычно было делом мастера-одиночки, а сбыт таких игрушек производился на рынках Саратова и пригородов. XXI веке началось возрождение саратовской игрушки и немаловажную роль в этом сыграл музей народных художественных ремёсел «Солдатенковы». Несмотря на то, что технология изготовления игрушки была частично утеряна, сейчас она полностью восстановлена. В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее краеведения представлены традиционные глиняные саратовские игрушки. Игрушка изготавливается с обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки золотистый, а цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый или светло-коричневый, до желтоватого. Декорируется игрушка древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются сложные геометрические рисунки в виде ромбовидных ямок. Штампиковые углубления потом выборочно заполняются красителями. Раньше красителями служили местные разноцветные глины и особый вид гнилого ила. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера. У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. После подкрашивания, изделие покрывается молоком, бесцветным водоэмульсионным лаком или нитролаком, на который, для лучшего блеска, наносится бесцветный масляный лак. Раньше для этого использовали яичный белок смешанный пополам с сурьмой. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим богатым декором, особенность которого состоит в подкрашенных и отлакированных геометрических штампиковых углублениях, которые под определенным углом создают проекцию правильного параллелепипеда.

В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые композиции. Особое предпочтение отдавалось свисткам. Свистки делались нескольких видов: маленькие, средние и большие — «гуделки». У гуделок проделывалось до шестидесяти восьми игральных отверстий, кроме того, для игры использовалось подобие современных сурдинок, сделанных из бересты и козьего вымени.

2.4 Возрождение народных промыслов

Насколько в современном обществе востребован декоративно – прикладной промысел? Совершаем экскурсию по современному Саратову и Саратовской губернии. Предприятие народных художественных промыслов "Ванька - Встанька" является лауреатом Международных выставок, членом Ассоциации народных художественных промыслов России. Фирма «Ванька-Встанька» известна в Саратове и далеко за его пределами высокохудожественными изделиями, авторскими работами лучших мастеров прикладного искусства, которые приятно подарить друзьям, близким, не стыдно вручить гостю или вывезти за рубеж.
Это изделия высшей категории товаров. Работы предприятия народных художественных промыслов "Ванька – Встанька" находятся в частных коллекциях США, Канады, Мексики, Чили, Японии, Англии, Франции, Германии, Финляндии. Велик ассортимент изделий лаковой миниатюры (роспись по дереву) : шкатулки, сундучки, бочонки, яйца пасхальные с видами Саратова, матрешки разной величины, тарелки настенные, панно, самовары, кубки, вазы, бижутерия, бояре (чехол для шампанского) с видами Саратова, богатыри, портретная лаковая миниатюра.
Покупая, либо заказывая изделия ручной работы, мы помогаем возрождению и развитию народных художественных промыслов в Саратовской губернии.

Саратовская фабрика «Вышивка».

Хвалынский райпромкомбинат «Плетение из лозы».

Село «Золотое» Красноармейского района предприятие «Керамика-Золотое», где получил свое развитие один из народных промыслов России. Здесь изготавливаются цветочные горшки и напольные вазы, садовые фигуры.

2.5 На экскурсию в музеи

Не все школьники нашей школы имеют возможность посетить саратовские музеи. Поэтому мы совершаем виртуальную экскурсию.

. В Саратове работают множество галерей изобразительного искусства, среди них Саратовский музей имени А. Н. Радищева. Это был первый общедоступный музей в России. В нём выставляются картины многих знаменитых художников, таких как Левицкий, Репин. Всего в собрании музея около 300 произведений живописи, имеются скульптуры выполненные из дерева, мрамора, металла. В коллекции редких книг в музее около 5 тысяч уникальных книг.

Саратовский областной краеведческий музей

В краеведческом музее имеется богатая этнографическая коллекция, коллекция огнестрельного и холодного оружия, коллекция рукописных и старопечатных книг, энтомологическая, нумизматическая коллекции. Особое место занимает коллекция экспонатов связанная с историей Саратовских театров и Саратовской театральной школы.

3. Саратовский этнографический музей.

4. Саратовский музей народных художественных ремесел«Солдатенковы»

Директор музея народных художественных ремесел, заслуженный работник культуры РФ Виктор Солдатенков.



2.6 Анкетирование одноклассников


Мы опросили одноклассников

( 13 девочек и 12 мальчиков)

  1. Вы были в Саратовских или Ртищевском музеях, с целью познакомиться с народными промыслами?

А) да – 15человек

Б) нет – 4 человек.

В) не думал об этом - 6 человек

2.) Знаете ли ВЫ промыслы, которыми знаменит Саратовский край?

А) да - 12 человек;

Б) нет – 8 человек;

В) затрудняюсь ответить – 5 человек.

3. Хотели бы вы приобрести профессию по овладению народными промыслами?

А) да – 3 человека;

Б) нет – 14 человек;

В) затрудняюсь ответить – 8 человек.

Результат опроса показывает, что наши одноклассники знакомы с Саратовскими народными промыслами, но не связывают свое будущее с профессией «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», многие из них впервые услышали о возможности получения такой профессии. Мы также провели опрос ребят, с целью выявления их увлечений. Выяснилось, что многие девочки умеют вязать, вышивать, а мальчики мастерить модели.

2.8 Беседа с Мастером.

В нашей школе работает опытный педагог и замечательный учитель – Тамара Николаевна Макарова. Тамара Николаевна учитель биологии. Но сейчас преподает уроки искусства и технологии. Мы побывали несколько раз ( с разрешения учителя и администрации) на ее уроках. К нашему удивлению это были уроки мастер – классы. Ребята 7 К класса с увлечением выполняли аппликации, шили кукол – малюток, работали с кожей. Учитель так увлеченно и интересно учил ребят, что нам это увлечение тоже передалось. После уроков, не отрываясь от рукоделия, Тамара Николаевна сказала, что мастерить своими руками ей всегда было интересно. Она не могла пройти мимо неизвестного ей вида – сразу с увлечением бралась за новый вид ремесла. У нашей Тамары Николаевны – «золотые руки».

2.7 Обучение народным промыслам

Среднее профессиональное образование на СГФ: специальность 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».


 Подготовка студентов по специальности среднего профессионального образования "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" осуществляется на базе социально-гуманитарного факультета. Обучение очное, платное. Срок обучения 2 года и 10 месяцев. По итогам обучения выпускники получают квалификацию "Художник народных художественных промыслов" (художественная роспись ткани). Иногородним предоставляется общежитие.

В ходе обучения студенты получают знания и практические навыки по циклам общеобразовательных, специальных и творческих дисциплин в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки специалистов СПО. В число обязательных дисциплин обучения входят: живопись, графика, композиция, художественная роспись ткани, ручное ткачество (гобелен), экспериментальный курс, основы моделирования одежды

В рамках обучения большое внимание уделяется аудиторной работе в мастерских и студиях. К услугам студентов электронная библиотека, спортивные залы и площадки СГТУ. В течение обучения студенты активно принимают участие в международных и Всероссийских конкурсах.

 По окончании обучения выпускники смогут работать в учреждениях образования и культуры. Кроме того, выпускники смогут продолжить обучение по программам высшего профессионального образования, которые предлагает университет.

Специализация учащихся - художественная роспись ткани. Многие студенты пробуют свои силы в дизайне одежды. Часть студентов выпускного курса в качестве дипломного проекта выбирают коллекции костюмов с использованием ручной росписи ткани и ручного творчества. Образование, полученное на данной специальности в СГТУ, позволяет нашим выпускникам поступить в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга на факультеты дизайна.

Территориально обучение проходит в 11 корпусе СГТУ. Занятия по творческим дисциплинам ведут преподаватели, обладающие большим опытом работы в сфере искусств.

Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова.

г. Саратов.

Саратовское художественное училище им. А.П. Боголюбова

410028, г.Саратов, Университетская, 59

Директор - Таратухин Станислав Константинович,

тел. (845-2) 26-40-32

Саратовское художественное училище имени А.П.Боголюбова принадлежит к числу старейших училищ страны. Основанное в 1897 году как Боголюбовское рисовальное училище при Саратовском художественном музее имени А.Н.Радищева, оно было одним из немногих общедоступных культурно-просветительских учреждений в дореволюционной России.

Основатель художественного училища - профессор Академии художеств Алексей Петрович Боголюбов, внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье Новгородской губернии, в Саратове никогда не жил. Однако через всю жизнь он пронес глубокое уважение к памяти знаменитого деда: "По роду я саратовец, ибо эта губерния дала Радищева России". Именно поэтому художественный музей и рисовальное училище при нем он основал в Саратове.

Первые воспитанники училища обучались рисованию, живописи, черчению и лепке. При открытии в училище было всего пять классов: рисование пером и карандашом (от прямых линий до гипсовых голов); отмывка тушью; рисование акварелью; лепка из глины и воска; черчение.

Продолжительность полного курса обучения не ограничивалась сроками, все зависело от успехов ученика. Одни учились 10 лет, другие проходили весь курс за один - два года. Ведущим предметом было рисование.

В разные годы выпускниками училища были такие известные художники, как П. Кузнецов, К. Петров-Водкин, П. Уткин, А. Кибальников, А. Учаев. Выпускники училища составляют основу Саратовской организации Союза художников России. Многие из них регулярно участвуют в областных, всероссийских и международных выставках, их произведения входят в собрания художественных музеев России.

В 1997 году училищу в честь 100-летия со дня основания было возвращено имя А. П. Боголюбова, незаслуженно забытое в годы социалистического строительства. В 1998 году училище переехало в новое здание по адресу: улица Университетская, 59. Это лучшее здание среди художественных учебных заведений России.

В Саратовском художественном училище открыты специальности: "Живопись" (квалификация "художник-преподаватель", срок обучения 4 года 10 месяцев); "Дизайн" (квалификация "дизайнер", срок обучения 3 года 10 месяцев); "Скульптура" (квалификация "скульптор-преподаватель", срок обучения 4 года 10 месяцев); платное отделение "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (квалификация - "художник-мастер", срок обучения 3 года 10 месяцев).

Саратовское художественное училище активно участвует в культурной жизни Саратовской области. Преподаватели специальных дисциплин являются членами Союза художников России, участвуют в российских и региональных выставках. В 1998 году художественное училище было участником I Всероссийских молодежных Дельфийских игр, получив золотую медаль в номинации "Декоративно-прикладное искусство" и бронзовую медаль в номинации "Рисунок".

В 2002 году по итогам Всероссийского совещания художественных училищ и училищ искусств по академической живописи в Екатеринбурге СХУ имени А.П.Боголюбова вошло в пятерку лучших художественных учебных заведений России.

В 2004 году на III Всероссийской выставке дипломных работ студентов художественных училищ и художественных отделений училищ культуры и искусства в г. Ярославле Саратовским художественным училищем было представлено 11 дипломных работ студентов, 5 из которых были отмечены дипломами: три - I степени, одно - II степени, одно - III степени. Среди 38 училищ СХУ заняло I место в рейтинговой таблице.

Студенты СХУ принимают участие в работе творческой школы "Юные дарования". Лучшие по итогам года были премированы поездками на летний практикум творческой школы в Италию (2002) и Республику Карелия (2004).

























Анализ выполненной работы.

Цель нашей работы достигнута. Мы побывали на экскурсии в Саратове и Ртищевском краеведческом музеях, увидели и узнали о местных народных промыслах, сравнили современные промыслы с традиционными и убедились, что возрождению и развитию народных художественных промыслов в Саратовской губернии быть. Хотим добавить, что в современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей уничтожают традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но, к сожалению, их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни, и мы уверены - не уйдет. Ведь в нашей жизни есть еще хранители народных традиций .

Перспективы: Считаем актуальным изучение народных промыслов Ртищевского района. Но это следующая работа.

























hello_html_m4070d269.png

Приложение 1

Саратовское художественное училище им. А.П. Боголюбова

Саратовское художественное училище им. А.П. Боголюбова

410028, г.Саратов, Университетская, 59
Директор - Таратухин Станислав Константинович,
тел. (845-2) 26-40-32

hello_html_m7a8a90f1.gif


Саратовское художественное училище имени А.П.Боголюбова принадлежит к числу старейших училищ страны. Основанное в 1897 году как Боголюбовское рисовальное училище при Саратовском художественном музее имени А.Н.Радищева, оно было одним из немногих общедоступных культурно-просветительских учреждений в дореволюционной России.

Основатель художественного училища - профессор Академии художеств Алексей Петрович Боголюбов, внук писателя А.Н.Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье Новгородской губернии, в Саратове никогда не жил. Однако через всю жизнь он пронес глубокое уважение к памяти знаменитого деда: "По роду я саратовец, ибо эта губерния дала Радищева России". Именно поэтому художественный музей и рисовальное училище при нем он основал в Саратове.

Первые воспитанники училища обучались рисованию, живописи, черчению и лепке. При открытии в училище было всего 5 классов: рисование пером и карандашом (от прямых линий до гипсовых голов); отмывка тушью; рисование акварелью; лепка из глины и воска; черчение.

Продолжительность полного курса обучения не ограничивалась сроками, все зависело от успехов ученика. Одни учились 10 лет, другие проходили весь курс за один - два года. Ведущим предметом было рисование.

В разные годы выпускниками училища были такие известные художники, как П.Кузнецов, К.Петров-Водкин, П.Уткин, А.Кибальников, А.Учаев. Выпускники училища составляют основу Саратовской организации Союза художников России. Многие из них регулярно участвуют в областных, всероссийских и международных выставках, их произведения входят в собрания художественных музеев России.

В 1997 году училищу в честь 100-летия со дня основания было возвращено имя А.П.Боголюбова, незаслуженно забытое в годы социалистического строительства. В 1998 году училище переехало в новое здание по адресу: ул. Университетская, 59. Это лучшее здание среди художественных учебных заведений России.

В Саратовском художественном училище открыты специальности: "Живопись" (квалификация "художник-преподаватель", срок обучения 4 года 10 месяцев); "Дизайн" (квалификация "дизайнер", срок обучения 3 года 10 месяцев); "Скульптура" (квалификация "скульптор-преподаватель", срок обучения 4 года 10 месяцев); платное отделение "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (квалификация - "художник-мастер", срок обучения 3 года 10 месяцев).

Саратовское художественное училище активно участвует в культурной жизни Саратовской области. Преподаватели специальных дисциплин являются членами Союза художников России, участвуют в российских и региональных выставках. В 1998 году художественное училище было участником I Всероссийских молодежных Дельфийских игр, получив золотую медаль в номинации "Декоративно-прикладное искусство" и бронзовую медаль в номинации "Рисунок".

В 2002 году по итогам Всероссийского совещания художественных училищ и училищ искусств по академической живописи в Екатеринбурге СХУ имени А.П.Боголюбова вошло в пятерку лучших художественных учебных заведений России.

В 2004 году на III Всероссийской выставке дипломных работ студентов художественных училищ и художественных отделений училищ культуры и искусства в г. Ярославле Саратовским художественным училищем было представлено 11 дипломных работ студентов, 5 из которых были отмечены дипломами: три - I степени, одно - II степени, одно - III степени. Среди 38 училищ СХУ заняло I место в рейтинговой таблице.

Студенты СХУ принимают участие в работе творческой школы "Юные дарования". Лучшие по итогам года были премированы поездками на летний практикум творческой школы в Италию (2002) и Республику Карелия (2004).

















Приложение 2

Промыслы Саратовской губернии.

В Саратове в начале ХV111 века насчитывалось около 900 ремесленников. В 1765г. — всего 583 ( рукавичники, шапочники,
кузнецы, сапожники, портные, горшечники, колесники)…В конце Х1Х – начале ХХ в. кустарные промыслы начинают развиваться в других городах и селениях. Обработка кожи и шерсти, вили канаты и веревки, делали сани, телеги, колеса, бочки, деревянную и глиняную посуду. Появились низшие ремесленные школы, учрежденные в1895г. Министерством народного просвещения. В Камышинском уезде создана была школа ткачества, по обучению сложному искусству плетения мебели, сундуков, колясок.Устраивались выставки Особо отличались рукодельные работы Балашовской женской общины: шитье золотом, вязание скатертей, кружев и др. вещей домашнего обихода. Экспонировались изделия гончаров, кузнецов, бондарей, музыкальные инструменты, лубочная живопись, изделия из папье- маше, игрушка, вышивка и многое другое.

Наименее доходные отрасли – лапотный, боронный, сетевой.
Выделялись 16 промыслов: ткацкий, сапожный, портняжный,
кузнечный, экипажный, валяльный, колесный, бондарный, сетевой, вязальный, ,кожевенный, вязальный, корзиночный, овчинный, веревочный .
Заслуживают внимания своей уникальностью роговой, карандашный,
гармонный..
ПРОМЫСЕЛ ПО ОБРАБОТКЕ ВОЛОКНИСТЫХ ВЕЩЕСТВ.
Зародилось производство САРПИНКИ (хлопчатобумажная ткань в клетку или в полоску) в Сарепте Царицинского уезда, потом в Хвалынском уезде, Аткарском.
ПОРТНЯЖНЫЙ ПРОМЫСЕЛ.
Шерстобитка. Вязальный промысел (Саратовская губерния занимала в
Поволжье 1-е место). Сбывали на Нижегородской ярмарке.

Сетевой промысел был и в Балашовском уезде, особенно был развит
вс.Журавка. Плели «вентеля»,бредни с «волокушей», неводы из конопляных нитей Веревочное производство было в д. Князевка.
ПРОМЫСЛЫ ПО ОБРАБОТКЕ ДЕРЕВА
Производство экипажей, саней, дровней, фур, рыдванов, телег, дрог,
розвальней, карет. В Турках этим промыслом занимались
помещики Драгуновы. У истока промыслов стояли
предприимчивые крестьяне. Работали по 16 часов в сутки.
Столярно – мебельный промысел (Дубовка). «

КОЛЕСНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – ШАХОВСКОЕ.
Готовые колеса везли на Ильин день – в Балашов, на Петров день –
в Турки.
БОНДАРИ. Материал для бондарей – брак от леса.
Плетение различных изделий из тальника и соломы было
распространено широко
: корзиноплетение, ширмы, коляски.
Основа – ивовый прут. Отделка – из камыша и соломки.
Сумки, коробки, шляпы – из заплетенной в ленту пшеничной
и ржаной соломы. Солому заготавливали осенью, при обмолоте
старались не повредить стебель. Стебель очищали от верхней
оболочки и разрезали на части. Перед плетением обдавали
кипятком, для придания ей мягкости. Затем плели ленты из
7 соломин. Рогожно – кулевой промысел. По 18 часов работали
и дети и взрослые.
ЛАПОТНЫЙ. Сырье – лыко.
БЁРДНЫЙ промысел – Кузнецкий уезд. Это производство
одного из основных рабочих органов ткацкого станка, выполненный
в виде гребня.
Бёрдо применялось для выработки тканей на самых первых этапах
человеческой культуры. В домашнем и кустарном ткачестве до
конца 19 века бёрдо делались с деревянными зубьями или из
расщепленного камыша. При помощи такого приспособления
достигается равномерное распределение нитей основы по ширине
ткани. Перемещая бёрдо, прибивают проложенную нить (уток) к
краю ткани. От частоты расположения зубьев в бёрдо (от 2,5 до
40 зубьев на 1 см.) зависела плотность основы.
Помещики имели свои суконные фабрики.
Сбывали товар в Киев, Одессу, Иркутск, Персию, Среднюю Азию.
РЕШЕТНЫЙ ПРОМЫСЕЛ. Сбывали жителям Вольского и
Хвалынского уездов в Балашове. Решето- из лыка, сито – из
конского волоса.
ГРЕБЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ. (гребни для расчесывания и прядения
пряжи).
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ. (иконостас, стол, рама для зеркала).
Резьба выполнялась плотниками, строившими дома.
ПРОИЗВОДСТВО САМОПРЯЛОК
.
ВЕРЕТЕННОЕ производство – на станках. 12 видов веретен: для пуха,
льна, суконных фабрик и т.д.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУРИТЕЛЬНЫХ ТРУБОК
. (из березы и клена).
Отправляли в область войска Донского и др. города.
ПРОМЫСЛЫ по обработке животных продуктов. Кожевенный, сапожный,
овчинный промыслы. Сухие овчины размачивали в чанах или ямах,
наполненных водой, после промывали в реке. С подготовленной таким
образом шкуры, снимали мездру (операция проводилась на широких
наклонных досках – колодах, при помощи двуручных ножей мездряков).
При помощи мела овчины отделывали набело. Часть из них загружали
в дубильный чан, пересыпая ивовой корой. Чтобы лучше усвоилось
дубильное вещество, овчины подвергали разрыхлению и бучению при
помощи различной консистенции хлебного теста. Затем овчины смазывали
глиной и клали в сушильню на 2 дня. Выделка овчины стоила 20 коп. ,
дубленка -25 коп.
ШОРНО- ХОМУТНЫЙ промысел.
РУКАВИЧНЫЙ. КУЗНЕЧНЫЙ (г. Кузнецк -1 место),
Специализировались на изготовлении одного вида изделий
(косы, лопаты, топоры, серпы). Кочерга стоила 30-40 копеек, вилы до 40 копеек.
ЮВЕЛИРНО-ЧАСОВОЙ промысел (перстни, серьги).
ПРОМЫСЛЫ ПО ОБРАБОТКЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ.
Гончарный: корчаги, бадейки, горшки, рукомойники, тарелки,сковороды, дымовые трубы. Одним из центров гончарногопромысла было с. Б.Карай, Балашовского уезда.


















Приложение №3

Среднее профессиональное образование на СГФ: специальность 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

hello_html_m5edbb983.jpg Подготовка студентов по специальности среднего профессионального образования "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" осуществляется на базе социально-гуманитарного факультета. Обучение очное, платное. Срок обучения 2 года и 10 месяцев. По итогам обучения выпускники получают квалификацию "Художник народных художественных промыслов" (художественная роспись ткани). Иногородним предоставляется общежитие.

В ходе обучения студенты получают знания и практические навыки по циклам общеобразовательных, специальных и творческих дисциплин в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки специалистов СПО. В число обязательных дисциплин обучения входят: живопись, графика, композиция, художественная роспись ткани, ручное ткачество (гобелен), экспериментальный курс, основы моделирования одежды. hello_html_m686eb51.jpg 

В рамках обучения большое внимание уделяется аудиторной работе в мастерских и студиях. К услугам студентов электронная библиотека, спортивные залы и площадки СГТУ. В течение обучения студенты активно принимают участие в международных и Всероссийских конкурсах.

 По окончании обучения выпускники смогут работать в учреждениях образования и культуры. Кроме того, выпускники смогут продолжить обучение по программам высшего профессионального образования, которые предлагает университет.

Специализация учащихся - художественная роспись ткани. Многие студенты пробуют свои силы в дизайне одежды. Часть студентов выпускного курса в качестве дипломного проекта выбирают коллекции костюмов с использованием ручной росписи ткани и ручного творчества. Образование, полученное на данной специальности в СГТУ, позволяет нашим выпускникам поступть в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга на факультеты дизайна.

Территориально обучение проходит в 11 корпусе СГТУ. Занятия по творческим дисциплинам ведут преподаватели, обладающие большим опытом работы в сфере искусств:















Приложение 4

Саратовский калач

Нет лучшего лакомства, чем саратовский калач - пышный, белоснежный под золотистой запеченной корочкой, ароматный - ешь ли его с сочным сахарным арбузом, запиваешь ли парным молоком или просто подаешь к чаю с вареньем, как самый изысканный десерт. Впервые саратовские мельники продемонстрировали калач на Нижегородской ярмарке 110 лет назад. Несмотря на то, что калачи выпекали во многих регионах России, у саратовского калача были свои секреты, сорт и помол пшеницы, а также мастерство хлебопека, которые делали и делают его вкус неповторимым. Особенность местного калача состоит в том, что при высоте 40 см его можно сплющить до толщины лепешки, а затем калач вновь примет первоначальную форму. К тому же он очень долго не черствеет. Нынешние объемы производства калача - от 100 до 300 штук в смену - килограммовый калач можно купить в городских булочных. Кстати, в одном из местных ресторанов подают гороховый суп в хрустящем калаче. Сохранились легенды о том, как купцы проверяли качество калачных поставок. Они садились на хлеб, покрытый полотенцем, и если после такого пресса он легко принимал прежнюю пышную форму, покупатель-оптовик забирал его пудами.

В конце XIX - начале XX века калачи пекли в разных областях России. Но чем славился именно саратовский калач?

По словам заведующей сектором истории края областного музея краеведения Людмилы Маковцевой, в старину для настоящего саратовского калача годился только особый сорт пшеницы — знаменитая саратовская белотурка. Поставщики муки для пекарен охотились за этой мукой и переплачивали за белотурку дороже.



Приложение 5

Анкетирование одноклассников

( 13 девочек и 12 мальчиков)

  1. Вы были в Саратовских или местном музеях, с целью познакомиться с народными промыслами?

А) да – 15человек

Б) нет – 4 человек.

В) не думал об этом - 6 человек

2.) Знаете ли ВЫ промыслы, которыми знаменит Саратовский край?

А) да - 12 человек;

Б) нет – 8 человек;

В) затрудняюсь ответить – 5 человек.

3. Хотели бы вы приобрести профессию по овладению народными промыслами?

А) да – 3 человека;

Б) нет – 14 человек;

В) затрудняюсь ответить – 8 человек.












Список используемых интернет – сайтов




1. vanka-vstanka@renet.com.ru

2. http://www.saroblnews.ru/interaktiv/18317-vozvrashenie-k-tradiciiam

3. http://www.saratov-kultura.ru/garmonika.html

4. http://www.saroblnews.ru/interaktiv/18317-vozvrashenie-k-tradiciiam























































































hello_html_m4070d269.png















































































Анализ проведенных исследований.


1. Проект выполнен. Предварительная защита на уроке технологии была оценена учителем положительно.

2. Проект был выполнен по составленному плану и соответствовал разработанным критериям.

3. При работе над проектом я больше узнала о достоинствах и недостатках современной посуды.

4 . Проведение анкетирования побудило старшеклассниц задуматься в какой посуде готовиться пища.

5. В работе мне пришлось обращаться за помощью к учителям информатики, технологии, химии, родителям и ребятам из разных классов.

6.. В процессе работы мне приходилось принимать самостоятельные решения.

Вывод.

Тема, рассмотренная мной в проекте «Контрольная закупка» оказалась интересной, полезной и актуальной для меня, старшеклассниц и даже для родителей. Затронутые вопросы заставили нас задуматься о том, в какой посуде мы готовим, храним и едим. Ведь посуда бывает разная. Работая над проектом «Контрольная закупка» я получила знания, которые в дальнейшем будут нужны в жизни.






















http://historicalunion.ucoz.ru/publ/promysly_saratovskoj_gubernii/dubovskie_kovry/6-1-0-10



Проект по технологии обучающихся 9 класса "Разговор не для потехи"
  • Технология
Описание:

Актуальность проекта.

 

«Много в пространстве невидимых форм  и неслышимых звуков, много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света, но передаст их лишь тот, кто умеет,  и видеть и слышать. В этом умении воспринимать  и в воплощении  воспринятого – основные атрибуты».

 

 

                                                                     Т.Ф. Батюшков.

 

    История декоративно – прикладных промыслов содержит в себе много интересного. Мы постоянно обращаемся к ее исследованию и узнаем неизвестные факты.  Оказывается, в  старину декоративно-прикладное искусство называли «потешным» промыслом. Поэтому свою работу мы  и назвали « Разговор не для потехи». Мы думаем, что если вы хотите лучше понять народ своего края надо не только знать его историю, но и  религию, традиции и, безусловно,  народные промыслы.

   Каждый согласится, что вещи, сделанные своими руками,  хранят тепло человеческих рук, причудливость воображения, частичку души и таланта мастера.  Вещи, сделанные мастерами декоративно – прикладного творчества  отражение менталитета и культурного своеобразия народа, потому навыки их создания зовутся народными промыслами. Попробуем совершить путешествие в мир этих вещей, удивиться бесхитростной красоте ожившего чуда и порадоваться тому, что живо искусство народных промыслов и сейчас на нашей земле.

Автор Милевская Любовь Григорьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 750
Номер материала 27940
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓