Духовно-нравственное
развитие и воспитание в семье – основа формирования личности ребёнка.
Есть много родов образования и
развития,
и каждое из них важно само по себе,
но всех выше должно стоять
образование нравственное.
В.Г.Белинский
•
Духовность
базируется на
свободе человека, понимается как внутренний источник, как жизненная
сила. Свобода сочетается с формирующейся саморегуляцией.
•
Нравственность
заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании
творить добро (И. Песталоцци).
•
Нравственность
в отличие от
морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне,
культуре, религии, народе, семье.
•
Нравственность, имеющая своим источником
духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.
Актуальность
4 Морально-нравственная
дезинтеграция общества;
4 Снижение ценностей семейной
жизни;
4 Низкий уровень доверия и
социальной солидарности;
4 Нарушение преемственности
поколений;
4 Недостаток гражданского,
патриотического самосознания;
4 Снижение ценностей семейной
жизни;
4 Ослабление физического,
социального и психического здоровья обучающихся.
Гипотеза:
создание условий для
духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан
России – один из важнейших факторов модернизации современной России окружающих образа жизни
(Общие положение ФГОС НОО).
Проблемное поле
4 Процесс воспитания в
воспитательной работе представлен не целостно.
4 Нет преемственности в
вопросах воспитания на различных ступенях образования.
4 Воспитательный процесс в
школе отделен от семьи.
4 Нет общей позиции школы и
семьи в вопросах воспитания.
Духовно-нравственное развитие
гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное
расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством
осознанного принятия ею ценностей:
4 семейной жизни;
4 классного и школьного
коллектива;
4 культурно-регионального
сообщества;
4 культуры своего народа,
компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий
России;
4 российской гражданской нации;
4 мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие
гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе,
своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в
целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок,
традиционных национальных духовных идеалов
Вывод: духовно-нравственное воспитание
обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия
школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций,
других институтов социализации.
Объект: учебно-воспитательный процесс в
начальной школе.
Предмет: содержание и формы организации УВП в
рамках учебного курса ОРКСЭ, портрет выпускника начальной школы.
Современный национальный
воспитательный идеал:
высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного
воспитания школьников
Цель современного образования: воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи воспитания детей отражают основные
направления развития личности:
•
личностная
культура;
•
семейная
культура;
•
социальная
культура.
В сфере личностного развития
обеспечить
(Краткосрочный результат)
•
готовность
и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
самооценке, пониманию смысла своей жизни;
•
формирование
морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения,
основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и
недопустимом;
•
способность
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль;
•
принятие
личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
•
осознание
ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, умение им противодействовать;
•
готовность
и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически
оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
•
способность
к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального
выбора, принятию ответственности за их результаты;
•
трудолюбие,
бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
В сфере общественных отношений
обеспечить
•
осознание
себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных
ценностей;
•
развитость
чувства патриотизма и гражданской солидарности;
•
заботу о
благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание
межэтнического мира и согласия;
•
осознание
безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к
многонациональному народу;
•
понимание
и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь,
уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого
человека;
•
законопослушность
и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
•
духовную,
культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных
отношений содействовать:
(Долгосрочный результат)
• формированию мотивации к
активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти, в
государственных делах;
•
укреплению
и совершенствованию демократического федеративного правового государства с
республиканской формой правления;
•
повышению
доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных
организаций;
•
повышению
эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
Принципы организации духовно –
нравственного воспитания
•
нравственного
примера педагога;
•
социально-педагогического
партнёрства (сотрудничества школы и социума);
•
диалогического
общения;
•
индивидуально-личностного
развития;
•
интегративности
программ духовно-нравственного воспитания (их соотнесённости с
образовательным процессом в целом);
• социальной востребованности
воспитания.
Принципы повышения педагогической
культуры родителей (законных представителей)
4 совместная педагогическая
деятельность семьи и образовательного учреждения (в том числе в определении
основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного
учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в
разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ);
4 сочетание педагогического
просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных
представителей);
4 педагогическое внимание,
уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
4 поддержка и индивидуальное
сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из
родителей (законных представителей);
4 содействие родителям (законным
представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
Духовно-нравственное развитие и
воспитание осуществляется в деятельности
•
урочной;
•
внеурочной;
•
внешкольной;
•
в
социуме.
Пути осуществления:
-
Учебный
процесс;
-
Правовое
и политическое просвещение;
-
Самообразование;
-
Использование
потенциала СМИ;
-
Внеурочная
воспитательная работа;
-
Участие
в общественных делах школы;
-
Семейное
воспитание;
-
Участие
в деятельности общественных объединений.
Основные направления и ценностные
основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в курсе ОРКСЭ
•
Воспитание
гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям
человека
Ценности: любовь к своему народу, своему
краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.
•
Воспитание
нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и
смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважении родителей,
ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о
старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и
светской этике.
•
Воспитание
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и
созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость,
бережливость, трудолюбие.
•
Формирование
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и
стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое.
•
Воспитание
ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная
природа, экологическое сознание.
•
Воспитание
ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота, гармония, духовный
мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Планируемые результаты
•
Первый
уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах
поведения в обществе, и т.п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
•
Второй
уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
•
Третий
уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного
общественного действия.
«Портрет» выпускника начальной
школы:
4 любящий свой народ, свой край
и свою Родину;
4 уважающий и принимающий
ценности семьи и общества;
4 любознательный, активно и
заинтересованно познающий мир;
4 владеющий основами умения
учиться, способный к организации собственной деятельности;
4 готовый самостоятельно
действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
4 доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое
мнение;
4 выполняющий правила здорового
и безопасного для себя и окружающих образа жизни (Общее положение ФГОС НОО,
основные задачи курса ОРКСЭ).
Тип проекта:
по методу: практико-ориентированный;
по содержанию: требования ФГОС НОО,
основные задачи курса ОРКСЭ; основные задачи комплексного учебного курса ОРКСЭ;
по количеству участников: групповой;
по продолжительности: долгосрочный;
по типу объекта: социально-ориентированный.
Этапы реализации:
1этап – подготовительный: 5.04. 2012-1.09.2012г.
• анализ уровня работы ОУ по
данной теме;
• определение положительного и
отрицательного;
• формулировка концепции будущей
Программы.
2 этап – практический: 1.09.
2012-1.09. 2013 г.
• планирование деятельности;
• составление Программы;
• реализация намеченного.
Примерный план мероприятий для
учащихся начальной школы
№
|
Тема
|
Форма проведения
|
1.
|
Здравствуй, школа!
|
Праздник
|
2.
|
Моя родина – Россия.
|
Классный час
|
3.
|
Символы современной России.
|
Классный час
|
4.
|
Страницы истории
государственных символов нашей страны.
|
Классный час
|
5.
|
Моя Семья – моя Россия!
|
Праздник
|
5а.
|
Родословное древо моей семьи.
|
Проект
|
6.
|
Мой мир. Культура и религия.
|
Классный час
|
7.
|
Жизнь человека – высшая
нравственная ценность.
|
Родительское собрание
|
8.
|
Чудеса растут в огороде!
|
Семейный конкурс
|
9.
|
Золотое правило
нравственности.
|
Семейный урок
|
10.
|
Внимание! Дорога!
|
Беседа, конкурс рисунков.
|
11.
|
Я здоровье берегу – сам себе я
помогу.
|
Классный час
|
12.
|
Нет бабушки моей прекрасней!
|
Праздник
|
13.
|
Сохраним природу вместе.
|
Внеклассное занятие
|
14.
|
Папа, мама, я - спортивная
семья!
|
Семейная эстафета
|
15.
|
Библия и Евангелие.
|
Информационный классный час
|
16.
|
Сострадание и милосердие.
|
Круглый стол
|
17.
|
Единственная, родная!
|
Праздник ко Дню Матери
|
18.
|
Режим дня и спорт.
|
Беседа
|
19.
|
Подари другому радость.
|
Игра - практикум
|
20.
|
Операция «Ёлочка- 20…»
|
Семейная экологическая акция
|
21.
|
В мире русской народной мудрости.
|
Читательская конференция
|
22.
|
Не стесняйся доброты своей.
|
Классный час
|
23.
|
Я - родитель, я – приятель.
|
Родительское собрание
|
24.
|
Как вырастить ребенка
нравственным?
|
Родительское собрание
|
25.
|
Семейные традиции и
способности ребенка трудиться.
|
Родительское собрание
|
26.
|
Нужно ли воспитывать в ребенке
патриотизм?
|
Родительское собрание
|
27.
|
Если станем дружно жить, не
придется нам тужить.
|
Урок вежливости
|
29.
|
Птицы - наши друзья!
|
Семейный проект
|
30.
|
Птичий домик.
|
Конкурс проектов –
экологическая акция
|
31.
|
Что значит быть ответственным?
|
Классный час
|
32.
|
Заочное путешествие по храмам
России.
|
Проект
|
33.
|
Мы крутим глобус.
|
Кл. час- конференция
|
34.
|
Поклонимся великим тем годам.
|
Митинг
|
35.
|
Образцы нравственности в
культуре Отечества.
|
Классный час.
|
Риски:
- современное, не всегда благоприятное для
решения задач духовно-нравственного развития и воспитания детей,
социокультурное окружение;
- скудность общественного опыта освоения
традиций духовно-нравственного воспитания;
- отсутствие четких систематизированных
представлений родителей о традициях семейной педагогической культуры и
недостаточность личного опыта;
- отсутствие системы духовно- нравственного
просвещения родителей, педагогической и духовно – нравственной помощи
семье в воспитании детей;
- социально-психологическая незрелость
современных детей и родителей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.