Главная / Начальные классы / Проект. ДНР и В в семье

Проект. ДНР и В в семье

МОУ «Подгорновская средняя общеобразовательная школа» Гартман Надежда Ивановна



Духовно-нравственное развитие и воспитание в семье – основа формирования личности ребёнка.

Есть много родов образования и развития,

и каждое из них важно само по себе,

но всех выше должно стоять

образование нравственное.

В.Г.Белинский

  • Духовность базируется на свободе человека, понимается как внутренний источник, как жизненная сила. Свобода сочетается с формирующейся саморегуляцией.

  • Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И. Песталоцци).

  • Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье.

  • Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.



Актуальность

  • Морально-нравственная дезинтеграция общества;

  • Снижение ценностей семейной жизни;

  • Низкий уровень доверия и социальной солидарности;

  • Нарушение преемственности поколений;

  • Недостаток гражданского, патриотического самосознания;

  • Снижение ценностей семейной жизни;

  • Ослабление физического, социального и психического здоровья обучающихся.

Гипотеза:

создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов модернизации современной России окружающих образа жизни (Общие положение ФГОС НОО).



Проблемное поле

  • Процесс воспитания в воспитательной работе представлен не целостно.

  • Нет преемственности в вопросах воспитания на различных ступенях образования.

  • Воспитательный процесс в школе отделен от семьи.

  • Нет общей позиции школы и семьи в вопросах воспитания.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей:

  • семейной жизни;

  • классного и школьного коллектива;

  • культурно-регионального сообщества;

  • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России;

  • российской гражданской нации;

  • мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов

Вывод: духовно-нравственное воспитание обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации.

Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет: содержание и формы организации УВП в рамках учебного курса ОРКСЭ, портрет выпускника начальной школы.

Современный национальный воспитательный идеал:

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.



Цель и задачи духовно-нравственного воспитания школьников

Цель современного образования: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи воспитания детей отражают основные направления развития личности:

    • личностная культура;

    • семейная культура;

    • социальная культура.



В сфере личностного развития обеспечить

(Краткосрочный результат)

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;

  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;

  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

  • осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, умение им противодействовать;

  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;

  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;



В сфере общественных отношений обеспечить

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу;

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.



В сфере государственных отношений содействовать:

(Долгосрочный результат)

  • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти, в государственных делах;

  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

  • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;



Принципы организации духовно – нравственного воспитания

  • нравственного примера педагога;

  • социально-педагогического партнёрства (сотрудничества школы и социума);

  • диалогического общения;

  • индивидуально-личностного развития;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания (их соотнесённости с образовательным процессом в целом);

  • социальной востребованности воспитания.

Принципы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)

  • совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения (в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ);

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

Духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляется в деятельности

  • урочной;

  • внеурочной;

  • внешкольной;

  • в социуме.

Пути осуществления:

  • Учебный процесс;

  • Правовое и политическое просвещение;

  • Самообразование;

  • Использование потенциала СМИ;

  • Внеурочная воспитательная работа;

  • Участие в общественных делах школы;

  • Семейное воспитание;

  • Участие в деятельности общественных объединений.



Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в курсе ОРКСЭ

  • Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважении родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа, экологическое сознание.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Планируемые результаты

  • Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

  • Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  • Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

«Портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (Общее положение ФГОС НОО, основные задачи курса ОРКСЭ).



Тип проекта:

по методу: практико-ориентированный;

по содержанию: требования ФГОС НОО, основные задачи курса ОРКСЭ; основные задачи комплексного учебного курса ОРКСЭ;

по количеству участников: групповой;

по продолжительности: долгосрочный;

по типу объекта: социально-ориентированный.

Этапы реализации:

1этап – подготовительный: 5.04. 2012-1.09.2012г.

  • анализ уровня работы ОУ по данной теме;

  • определение положительного и отрицательного;

  • формулировка концепции будущей Программы.

2 этап – практический: 1.09. 2012-1.09. 2013 г.

  • планирование деятельности;

  • составление Программы;

  • реализация намеченного.

Примерный план мероприятий для учащихся начальной школы

Тема

Форма проведения

1.

Здравствуй, школа!

Праздник

2.

Моя родина – Россия.

Классный час

3.

Символы современной России.

Классный час

4.

Страницы истории государственных символов нашей страны.

Классный час

5.

Моя Семья – моя Россия!

Праздник

5а.

Родословное древо моей семьи.

Проект

6.

Мой мир. Культура и религия.

Классный час

7.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Родительское собрание

8.

Чудеса растут в огороде!

Семейный конкурс

9.

Золотое правило нравственности.

Семейный урок

10.

Внимание! Дорога!

Беседа, конкурс рисунков.

11.

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Классный час

12.

Нет бабушки моей прекрасней!

Праздник

13.

Сохраним природу вместе.

Внеклассное занятие

14.

Папа, мама, я - спортивная семья!

Семейная эстафета

15.

Библия и Евангелие.

Информационный классный час

16.

Сострадание и милосердие.

Круглый стол

17.

Единственная, родная!

Праздник ко Дню Матери

18.

Режим дня и спорт.

Беседа

19.

Подари другому радость.

Игра - практикум

20.

Операция «Ёлочка- 20…»

Семейная экологическая акция

21.

В мире русской народной мудрости.

Читательская конференция

22.

Не стесняйся доброты своей.

Классный час

23.

Я - родитель, я – приятель.

Родительское собрание

24.

Как вырастить ребенка нравственным?

Родительское собрание

25.

Семейные традиции и способности ребенка трудиться.

Родительское собрание

26.

Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?

Родительское собрание

27.

Если станем дружно жить, не придется нам тужить.

Урок вежливости

29.

Птицы - наши друзья!

Семейный проект

30.

Птичий домик.

Конкурс проектов – экологическая акция

31.

Что значит быть ответственным?

Классный час

32.

Заочное путешествие по храмам России.

Проект

33.

Мы крутим глобус.

Кл. час- конференция

34.

Поклонимся великим тем годам.

Митинг

35.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Классный час.





Риски:

  • современное, не всегда благоприятное для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания детей, социокультурное окружение;

  • скудность общественного опыта освоения традиций духовно-нравственного воспитания;

  • отсутствие четких систематизированных представлений родителей о традициях семейной педагогической культуры и недостаточность личного опыта;

  • отсутствие системы духовно- нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно – нравственной помощи семье в воспитании детей;

  • социально-психологическая незрелость современных детей и родителей.







12


Проект. ДНР и В в семье
  • Начальные классы
Описание:

      Духовность базируется на свободе человека, понимается как внутренний источник, как жизненная сила. Свобода сочетается с формирующейся саморегуляцией.

       Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И. Песталоцци).

      Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье.

      Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

 

Актуальность

4Морально-нравственная дезинтеграция общества;

4 Снижение ценностей семейной жизни;

4Низкий уровень доверия и социальной солидарности;

4Нарушение преемственности поколений;

4Недостаток гражданского, патриотического самосознания;

 

4Снижение ценностей семейной жизни;

Автор Гартман Надежда Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 443
Номер материала 21381
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓