Главная / Биология / Проект урока "Экскурсия в мир живых клеток"

Проект урока "Экскурсия в мир живых клеток"

Проект урока «Экскурсия в мир живых клеток».

Выполнила Скобелева Евгения Алексеевна учитель биологии 1 квалификационной категории

МБОУ СОШ № 27 Сормовского района города Нижнего Новгорода.

  1. Тема урока «Экскурсия в мир живых клеток».

  2. Изучаемый раздел «Мир биологии»

  3. Учебник Плешаков А. А. , Введенский Э. Л.«Биология. Введение в биологию» 5 класс: Москва, «Русское слово», 2015 год

  4. Тип урока. Урок «Открытие нового знания», с элементами деятельностного метода.

  5. Цель урока: формирование представлений о клетке как элементарной единице живых организмов.

Планируемые результаты.

Предметные результаты. Различать на рисунках и таблицах основные части клеток (ядро, оболочку, цитоплазму), объяснять значение частей клетки, характеризовать клетки как единицы строения живых организмов, уметь работать с микроскопом.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД. Умение работать с текстом учебника, выделять в нём главное; умение сравнивать и анализировать информацию, приобретать элементарные навыки работы с приборами; делать зарисовки увиденных биологических объектов; использовать имеющиеся знания для получения новых; готовить сообщения и представлять результаты классу.

Личностные УУД. Умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность и способность правильно оценивать свои знания, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Развитие инициативы обучающихся. Развитие познавательных интересов.

Регулятивные УУД. Умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение работать согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Умение обмениваться информацией с одноклассниками и строить с ними эффективное взаимодействие. Не бояться высказывать своё мнение. Приобретение навыка выступления перед аудиторией.

Личностные результаты. Познавательный интерес к естественным наукам. Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.



Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Взаимное приветствие учащихся и учителя; проверка готовности учащихся к уроку

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Готовятся к работе

2. Актуализация знаний



Мы начали с вами изучение интересной темы «Жизнь на Земле». Скажите, о чём мы говорили на предыдущих уроках?

Итак, наша цель – изучить организмы, обитающие на планете Земля. Мы узнаем, как они устроены, где живут, как их охранять. С чего следует начать их изучение? Как вы думаете?

Слайд № 1. Прочитайте эпиграф к уроку (Выделяю слова «С самого начала»)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке?



Слайд № 2. Посмотрите, главными терминами урока являются: микроскоп, клетка, цитоплазма, ядро, мембрана.

Так что же сегодня мы будем изучать?

Актуализация имеющихся знаний.

Развитие познавательных интересов.



Создание проблемной ситуации.

Готовятся к активной познавательной деятельности.

Высказывают своё мнение и предполагают, о чём пойдёт речь на уроке, раскрывая смысл слов эпиграфа.





Исходя из ключевых слов, называют тему урока.


2.Введение новых знаний.





Слайд № 3. Тема урока «Живые клетки»

Строение любого живого организма начинается с клетки. Вот мы и начнём с самого начала – с клетки.

Слайд № 4. Итак, задачи урока таковы:

  • Узнать, что всё живое состоит из клеток.

  • Узнать, как устроена клетка.

  • Познакомиться с устройством микроскопа.

  • Научиться работать с микроскопом.




Определение темы урока и задач.



Понимание темы урока и объёма учебной информации, которую они должны получить.

Делают записи в тетрадь. Акцентируют внимание на задачах урока.



Слайд № 5.

Учитель: Я знаю, что в начальной школе вы уже говорили о клетке как единице всего живого. Попробуйте вспомнить, что означают наши главные термины урока.

Задание № 1. Начертите таблицу и заполните в ней вторую колонку «Что знаем?»



Термины

Что знаем?

Что узнали?

Микроскоп

Клетка

Цитоплазма

Ядро

Мембрана



Если вы не помните определения этого термина, то предположите, что бы он мог означать.

Проверяем результаты.



Слайд № 6.

Задание № 2. Откройте учебник на стр. 21 и прочитайте материал вдумчиво и быстро. После прочтения, заполните третью колонку нашей таблицы «Что узнали?»

Проверка результатов работы.



Слайд № 7-8. Возвращаемся к нашей проблеме. Что же означают наши термины?

На слайде даны определения терминов на более сложном уровне, не для обязательного запоминания, а для осмысления.



Слайд № 9.

Вы можете видеть портрет учёного, который впервые открыл миру клеточное строение организмов. Его имя Роберт Гук. Вы видите так же его микроскоп и зарисовки. Изучите данную информацию. А потом попробуем её применить в своей работе.











Вопросы.

  1. Кто и когда открыл клетку?

  2. Какой прибор был использован Робертом Гуком?

  3. Что учёный рассматривал под микроскопом?

  4. Что же увидел Роберт Гук под микроскопом?

  5. Только ли растения состоят из клеток?

Учитель: Молодцы! Как много вы узнали нового.



Скажите, а с чем сравнивает живые клетки автор учебника?

Почему, на ваш взгляд, это очень приблизительное сравнение? Можете посоветоваться друг с другом.

Ответ: клетки намного сложнее, чем кирпичики здания, а так же в отличие от них клетки живые, они способны к дыханию, питанию, росту и развитию.



Слайд № 10. Вот к каким выводам мы с вами пришли. Читаем текст на слайде вслух.

Слайд № 11. Благодаря делению и росту клеток, организм растёт и развивается.







Слайд № 12. Вы видите рисунок растительной клетки. Здесь много частей, о которых вы ещё не знаете. Попробуйте сейчас зарисовать эту клетку, изобразив на ней только известные вам части.









Слайд № 13.

Вопрос. Как вы думаете, все ли клетки в живых организмах одинаковы? Почему?



Можете посоветоваться друг с другом.













Слайд № 14-20

Учитель. Давайте с вами посмотрим, какие бывают клетки в теле человека.













Учитель. Вы запомнили, как выглядят клетки тела человека?

Узнаете их, если они не будут подписаны?

Хотите себя проверить?







Слайд № 21.



Учитель. Ребята, а как учёные узнали, что клетки так сложно устроены?

Вам интересно знать, как устроен и как работает микроскоп?

(На всех партах стоят микроскопы с готовыми микропрепаратами)

С помощью рисунка на слайде изучаем строение этого прибора.

Далее к доске выходят двое учеников, которые получили опережающее задание о правилах работы с микроскопом. Один ученик рассказывает, а другой – демонстрирует все действия при работе с микроскопом.

Я думаю, что вам не терпится заглянуть в окуляр микроскопа. У вас пять минут, чтобы это сделать.









Актуализация знаний.



Вызывает у учащихся реакцию затруднения.



Формирование умения давать определения.





















Учитель предлагает определить способ решения учебной задачи и поиска новых знаний.



Закрепление новых знаний.







Формирование познавательных мотивов учебной деятельности.











Проверяет уровень усвоения знаний.













Использование элементов критического мышления.









Закрепление знаний.













Закрепление знаний. Формирование умения работать с рисунком, как источником информации.

Формирование навыка, выделять главное.





Вызывает у учащихся реакцию затруднения.

Использует элементы критического мышления.

Совершенствуются коммуникативные навыки учащихся.





Формирование новых знаний.

Тренировка памяти и внимания учащихся, за счёт использования ярких рисунков.



Вызывает интерес к изученному материалу. Совершенствует память и внимание учащихся.









Контролирует действия учащихся, оказывает помощь при работе с прибором.





Вспоминают материал, изученный в прошлом году.



Участвуют в обсуждении. Пытаются предположить значения терминов, понимая, что знаний не хватает.

Высказывают свои предположения. Слушают и анализируют мысли одноклассников.



Понимают, что необходимую информацию можно найти в учебнике.







Выполняют поставленную задачу. Внимательно изучают текст учебника и заполняют колонку таблицы.



Учащиеся получают дополнительные знания о клеточном строении.



Учатся использовать различные источники информации.

Тренируют память и внимание.

Выступают и обмениваются мнениями.







Приобретают навыки самоконтроля и взаимоконтроля.













Совместно обсуждают данный вопрос и пытаются найти ответ.









Учащиеся запоминают новый материал, тренируют свою память, закрепляют новые понятия.







Учатся извлекать информацию из рисунка. Находят биологические объекты по их строению. Выделяют главные части клетки.







Пытаются ответить на вопрос, используя все свои знания. Предполагают. Обсуждают ответы других. Отстаивают своё мнение.







Получают новые знания. Совершенствуют общеучебные умения и навыки.









При повторном показе слайдов с рисунками, называют клетки.

В игровой форме тренируют свою память и внимание. Закрепляют новые знания.







Воспринимают информацию на слух от своих одноклассников.

Приобретают навыки работы с приборами.









3. Закрепление знаний

Слайд № 22.

Учитель. А теперь проверим, что же вы смогли сегодня добавить в свою копилку знаний.

Вашему вниманию представляю кроссворд. Разгадайте его и объясните значение выделенного слова. Учебниками и тетрадями пользоваться нельзя, ведь вы сами себя проверяете (листочки с кроссвордами на столе и на слайде).



Слайд № 23. Проверяем себя.











Слайд № 24. Наш урок подходит к концу. Вы все сегодня хорошо поработали. Давайте запишем домашнее задание: параграф 5 на страницах 20-21, а так же повторите все записи в тетрадях. И ещё задание № 3 на странице 22 вашего учебника: на кусочке картона или фанерки вылепите из пластилина схему строения клетки. А на следующем уроке посмотрим, у кого сделано лучше!













Закрепление новых знаний.









Призывает учащихся к обсуждению результатов работы с кроссвордом.







Инструктаж к домашнему заданию.

Создание ситуации соревнования.



Используют знания в новой ситуации. Совершенствуют навыки работы с новой информацией.





Развитие коммуникативных способностей, самоконтроль и взаимоконтроль. Обобщение полученных знаний и их применение в новых условиях.



Запись домашнего задания в дневники.

4. Рефлексия





Слайд № 25.

Понравился ли вам урок, ребята?

Что вам запомнилось больше всего?

Что вам больше всего понравилось?

Узнать отношение учащихся к уроку.

Словесно выражают своё отношение к уроку.





Проект урока "Экскурсия в мир живых клеток"
  • Биология
Описание:

Данная разработка подходит для проведения урока по теме «Экскурсия в мир клеток» (глава 1 «Мир биологии») по учебнику А. А. Плешакова,

Э. Л. Введенского «Биология. Введение в биологию» 5 класс – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.

Цель урока: формирование представлений о клетке как элементарной единице живых организмов.

Разработка содержит проект урока, презентацию к уроку и приложение.

Данный урок – это урок открытия нового знания, содержащий элементы деятельностного метода. Деятельностная цель – формирование способности учащихся к новому способу действия. Учитель создаёт проблемную ситуацию, вызывает у учащихся эмоциональную реакцию затруднения и далее предлагает способы выхода из неё.

С помощью данной разработки учитель сможет не только сформировать новые знания у учащихся, но и развить у них внимание, память, умение работать с различными источниками информации, выполнять задания согласно требованиям учителя, научится элементарному использованию приборов (микроскопов), а также развить свои коммуникативные способности.

Презентация содержит интересный и красочный материал по данной теме, который обязательно привлечёт детское внимание.

Автор Ларичева Елена Ивановна
Дата добавления 05.09.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1274
Номер материала MA-060584
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓