Главная / Начальные классы / Проект "33 родных сестрицы"

Проект "33 родных сестрицы"



Проект «Алфавит. 33 родных сестрицы».

Дидактические цели поекта:

1. Ознакомление с проектным способом обучения, методами учебной исследовательской деятельности, самостоятельному поиску необходимой информации из разных источников и использованию её для выполнения проекта. 2. Обучение работе в группе, воспитание толерантности в ходе групповой работы. 3. Обогащение словарного запаса учеников, развитие критического мышления, развитие речи учащихся

Методические задачи проекта: 1.Познакомить с историей алфавита. 2. Показать необходимость знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека.
3. Развивать познавательную и творческую активность учащихся.
4. Привлечь родителей к совместному поиску.
5. Воспитывать у детей любовь к русскому языку.

Сроки реализации проекта:

3 недели

Тема данной проектной работы практически значима и доступна. Она выбрана из содержания предмета русский язык. Дети получили задание найти ответы на вопросы:

1) Почему алфавит назвали алфавитом?
2) Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит?
3) Смогу ли я обойтись без знания алфавита?

Для ответа на первый вопрос можно было использовать справочные материалы. Помощь родителей приветствовалась. Листочки с краткими ответами украшались цветными буквами, рисунками, ребусами и кроссвордами.

Для продолжения исследований класс был разделён на три группы.

Первая группа посещала библиотеку и читальный зал, дети узнали от библиотекаря о расположении книг на полках, познакомились с картотекой, полистали энциклопедии и справочники, поработали с детским орфографическим словарём, затем рассмотрели вместе с учителем классный журнал.

Вторая группа получила задание спросить у родителей о том, как они используют алфавит (может быть у них на работе используется алфавитный порядок).

А ребята из третьей группы работали с литературой, принесённой из дома по своим интересам и увлечениям (атласы, справочники, детские энциклопедии, телефонная книга и др.). Кроме этого все дети получили задание найти стихи, загадки на все буквы алфавита; выполнить «портреты» букв, сделать книжки-малышки.

По результатам исследований составляли отчёты по 3-5 предложений для выступления на защите проекта. Наблюдать, контролировать и направлять исследования своих подопечных в нужное русло, было приятно. В процессе работы подобрали стихи, загадки на буквы алфавита, которые дети выучили к предстоящей защите. Применить свои знания на практике дети смогли приняв участие в викторине в составе команд «От А до Я», «Азбучные истины», «АБВГДЕйка», «Любознайки». Задания были следующие: расположить имена пяти одноклассников в алфавитном порядке; пять книг детских писателей разместить по фамилии авторов на книжной полке; угадать зашифрованные слова; вписать в текст недостающие буквы из словаря; расположить пословицы в порядке алфавита. Подводя итоги, дети отметили, что теперь они не только выучили наизусть алфавит, но знают, для чего он нужен и умеют им пользоваться. А для меня и родителей приятно сознавать, что ребята стремятся самостоятельно открывать новое, выбирать главное и интересное, расширяют свой кругозор, учатся правильно строить свои отношения с одноклассниками и взрослыми.

Результаты проекта:

1. Опрос, тест, творческие задания.

2. Защита проекта: классный час «Зачем нам нужен алфавит?»



Защита проекта «Зачем нам нужен алфавит?»

Учитель: Дорогие ребята! Дорогие гости! Сегодня у нас завершающий этап, защита проекта «Зачем нам нужен алфавит?». Каждый из вас искал ответы на вопросы:
1. Почему алфавит назвали алфавитом?
2. Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит?
3. Смогу ли я обойтись без знания алфавита?

Ваши письменные ответы находятся в папке. Самые лучшие из них будут сейчас озвучены, но сначала мы ответим на первый вопрос. Почему алфавит так называется? А ещё как его называют? Почему?

Ответы детей.

Учитель: 

Прапрадедовской порой стали буквы в чёткий строй.
Все на месте тут как тут, «Русской азбукой» зовут.
По-другому «Алфавит» стал повсюду знаменит.

Учитель: Послушаем, о чём узнали ребята в результате поиска ответа на второй вопрос. Где и кем в школе используется алфавит?

Рассказы учеников.

Ученица Дарья: При подготовке к защите проекта мы посетили школьную библиотеку. Там мы узнали, что книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке, по фамилии авторов.

Ученик Арстан: Библиотекарь Наиля Архимедовна показала нам стеллаж с книгами для детей младшего школьного возраста. А эта полка с книгами о Великой Отечественной войне.

Ученик Арсен: Ещё в библиотеке есть картотека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авторов тоже в алфавитном порядке.

Ученица Эмина: В орфографическом словаре мы можем узнать правильное написание различных слов. В каждом орфографическом словаре есть список имён. Чтобы не ошибаться, надо чаще заглядывать в словарь.

Ученик Расим: У нас была прекрасная возможность поближе познакомиться с энциклопедиями и словарями. Мы поработали с толковым словариком для учащихся начальных классов. Зная наизусть алфавит, мы легко находили слово и узнавали его значение. Это было интересно!

Ученик Марат: В нашей школе у секретаря Лины Кужатовны есть папки с личными делами. Есть там и личное дело каждого из нас. Соблюдается строгий порядок. Все дела в алфавитном порядке.

Учитель: А теперь узнаем об использовании алфавита дома и в других местах.

Ученица Дильназ: Моя тетя работает в налоговой инспекции. Она рассказала, что дела налогоплательщиков хранятся в алфавитном порядке.

Ученица Хадиша: Мой папа работает в ГИБДД. Он мне сказал, что на его работе списки зарегистрированных и угнанных машин составлены в алфавитном порядке.

Ученик Нурсултан: Я вместе с бабушкой побывал на избирательном участке во время выборов 4 декабря 2011г. Таблички с буквами в алфавитном порядке указывали на первую букву фамилии избирателей.

Ученик Наиль: Моя мама работает в больнице. Она мне рассказала, что в регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке.

Ученик Ибрагим: А это – энциклопедия, из которой я брал информацию о насекомых, чтобы рассказать одноклассникам на уроке окружающего мира. В конце есть указатель, понятия расположены здесь в алфавитном порядке и рядом написаны номера страниц.

Ученица Адина: У моей тети дома есть телефонный справочник. Вместе с ней мы внимательно его рассмотрели. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.

Учитель: И это ещё не всё! Послушаем других ребят

Ученик Рустам: Алфавит нам нужен, чтобы передавать накопленные знания. У меня в руках книга «Русские пословицы и поговорки». В них заключена народная мудрость. Расположены пословицы и поговорки в алфавитном порядке.

Ученица Адэма: Я вместе с сестрой Алсу люблю рассматривать  «Атлас мира». В нём тоже есть указатель. Он помогает найти страницу с географической картой и краткой информацией о любой стране, её столице, о реках, горах и океанах и морях.

Ученик Ибрагим: В моём мобильном телефоне на клавишах есть буквы. Они расположены в алфавитном порядке. Для поиска нужного номера я могу нажать клавишу с первой буквой имени или фамилии. А новая запись появляется в порядке алфавита.

Учитель: Спасибо большое! Теперь мы знаем, что алфавит нужен везде для наведения порядка. И мы выучили его наизусть. Давайте встанем и ещё раз споём его.

Учитель: Молодцы, повторили, а теперь воспользуемся своими знаниями. Вы разделены на 4 команды.

Команды:
1.«От А до Я»
2.«Букварёнок»
3 «АБВГДЕйка»
4. «Любознайки»
  

Задания:

1. Наши имена

Учитель: Каждой команде достался список имён пяти учеников нашего класса. Имена полные, как положено во всех словарях и официальных документах. Ваша задача: распределить эти имена в алфавитном порядке. Надпишите вверху цифры от 1 до 5. Прочитайте, что получилось.

2. На книжной полке

Учитель: В спешке книги на полку в библиотеке поставили неправильно. Давайте наведём порядок. Поставим книги детских писателей по фамилии авторов в алфавитном порядке.

3. Угадай зашифрованные слова

Учитель: Ключом от шифра является знание порядка букв в алфавите. Возьмите листок и фломастер. Слушайте внимательно и вписывайте нужные буквы.

*В слове 4 буквы. Первая из них первая согласная в алфавите, вторая – самая первая гласная. Третья и четвёртая – согласные, сначала идёт та, что стоит перед буквой о, а потом буква после с.

*Если в предыдущем слове мы заменим вторую букву гласной, которая следует в алфавите перед буквой и краткое, то получим новое слово.

*Замените в новом слове первую согласную букву на ту, которая следует в алфавите за н ей. *В следующем слове 5 букв. Первая стоит в алфавите после к, вторая перед п, третья после ё. Четвёртой будет сама буква к, а завершает слово первая буква алфавита.

*Замените первую букву предыдущего слова на ту, что стоит перед ней, а третью на парную глухую.

*В полученном слове замените третью букву на согласную, стоящую перед буквой с.



4. Применяем знания на практике

Учитель: Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

В нашей семье у каждого свои инт_ресы и любимые занятия. Дедушка ходит в лес за грибами и яг_дами. С рыбалки он приносит пл_тву и к_расей. Бабушка х_рошо г_товит. На праздники она печёт п_роги с ябл_ками и к_пустой. Мама с удовольствием вышивает в_сильки и р_машки. А папа интересуется музыкой. Он умеет играть на г_таре.

Учитель: В некоторых словах пропущены буквы. Чтобы правильно вставить недостающие буквы используйте словарь: Альбом, арбуз, василёк, гитара, готовить, дорога, животное, заяц, земляника, иней, интересно, капуста, карась, облако, пирог, плотва, ромашка, снегирь, тарелка, хорошо, цифра, шоссе, яблоко, ягода.

5. Конкурс пословиц и поговорок

Учитель: 

Пословицы недаром молвятся, без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы и в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют, советы мудрые дают,
Порой – чему-то поучают и от беды нас берегут.

Учитель: Прочитайте пословицы. Распределите их по алфавиту.

С книгой поведёшься – ума наберёшься.

Азбука – к мудрости ступенька.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Порядок – время бережёт.

Без терпенья нет уменья.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Век живи – век учись.

Кто грамоте горазд – тому не пропасть.

Порядок – душа всякого дела.

Голова без ума, что фонарь без света.

Учитель: Какая из них больше подходит к нашей теме? Подтверждением этому является выставка книг на нашей полке.

Послушаем ещё стихи о пользе знания алфавита.

«Алфавит вокруг нас»

Чтоб в массе информации не смог я закопаться,
Мне алфавит – помощник, я должен вам признаться.
Чтоб в потоке сведений не утонуть в ночи,
Порядок алфавитный запомни, заучи!

Отыщется в книге любое понятие,
Стоит нам только открыть указатель.
А рядом смотрите, номер странички!
 
Наш поиск был очень экономичен!

В самом толстом словаре нам теперь не заблудиться!
И не надо три часа перелистывать страницы!
В порядке алфавитном слова здесь расположены.
Читайте, просвещайтесь, и знанья преумножите.

Все буквы по порядку назвать легко могу.
Ведь алфавит встречается нам на любом шагу:

Школа, больница, детский сад, аптека,
Институт, милиция, музей, библиотека.
 
Расписание движения поездов,
Коды регионов и городов.

На страницах поиска в интернете
Алфавит использован при ответе.
Классный журнал, телефонная книга,
Всё, что нам надо – отыщется мигом.

Учитель: Подведём итоги. Хорошо выполнили задания все команды. Пригодилось ли вам знание алфавита при выполнении заданий? Сможем ли мы обойтись без знания алфавита? Почему?

Дети: Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми. Ребята, весь материал, все знания, полученные в результате над этим проектом мы используем на празднике «Прощание с Букварем». Всем спасибо за работу!



Проект "33 родных сестрицы"
  • Начальные классы
Описание:

Дидактические цели поекта:

1. Ознакомление с проектным способом обучения, методами учебной исследовательской деятельности, самостоятельному поиску необходимой информации из разных источников и использованию её для выполнения проекта. 2. Обучение работе в группе, воспитание толерантности в ходе групповой работы. 3. Обогащение словарного запаса учеников, развитие критического мышления, развитие речи учащихся

Автор Шудирова Лилия Тулебаевна
Дата добавления 04.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 638
Номер материала 58838
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓