Инфоурок Русский язык Рабочие программыРазвитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать материал

Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

Фестиваль педагогических проектов

«Новая волна»

 

 

 

 

 

ТЕМА  ПРОЕКТА

Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

Выполнил: учитель русского языка и чтения Н.В.Носова

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Леуши, 2015 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

 

1.

Ф.И.О. руководителя проекта

должность, квалификация

 

Носова Наталья Вячеславовна

2.

Предметный раздел

Письмо и развитие речи

3.

Участники проекта

6 ССД класс

4.

Тема проекта

 

Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

5.

Вид проекта

 

- практико-ориентированный проект

- информационный проект

- творческий проект

- ролевой проект

6.

Продолжительность проекта

1 год

7.

Цель проекта

 

Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение создание собственных высказываний в устной форме.

8.

Задачи проекта       

 

- Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе предлагаемых заданий учителем.

- Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

- Воспитывать интерес к предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи.

9.

Результат проекта

(ожидаемый или реальный)

 

- Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

- Правильно строить предложения;

- Уметь распостранять предложения;

- Излагать логически последовательно события.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Из всех знаний и умений самым важным,

 самым необходимым для жизненной

 деятельности является умение ясно,

 понятно, красиво говорить на своем языке.

 

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с ОВЗ способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, помогает более полной их социализации. Работа по коррекции устной речи может быть осуществлена только на основе учета конкретных особенностей речевого недоразвития учащихся.

У детей  с ОВЗ нарушена и диалогическая, и монологическая речь. При этом оказываются недостаточно развитыми и экспрессивная и импрессивная формы. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении информации.

Нарушения монологической речи проявляются еще более резко. Здесь отмечаются: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое).

Устная речь ребенка малоразвернута, фрагментарна. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения. Одной из причин задержки формирования устной речи является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляется самим ребенком.

Характеризуя состояние связной речи детей с ОВЗ необходимо сразу же отметить, что дети с ОВЗ без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связанного высказывания.

Исходя из этого, мною разработан проект по развитию связной речи обучающихся с ОВЗ.

Актуальность проекта:

Проблема развития речевой деятельности  актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие устной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

         Своевременная и целенаправленная работа по развитию устной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и для дальнейшей успешной социальной адаптации учеников коррекционной школы.

В данном проекте предложены:

    комплекс упражнений для развития устной речи,

    мониторинг сформированности навыков развития речи

Чему я хочу научить детей?

1.     Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2.     Правильно строить предложения;

3.     Уметь распостранять предложения;

4.     Излагать логически последовательно события.

Исходя из этого

Цель проекта: Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение создание собственных высказываний в устной форме.

Задачи:

    Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе предлагаемых заданий учителем.

    Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

    Воспитывать интерес к предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи.

 

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- индивидуальный и дифференцированый подход;
Этапы проекта:

1. Изучение литературы по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задача:

    Изучить особенности речевого развития детей с ОВЗ, задачи и пути развития их речи.

 

2. Подбор и систематизация заданий и упражнений.

Задача:

    Подобрать и систематизировать задания и упражнения по развитию речи учащихся в соответствии с поставленными задачами проекта.

 

3. Внедрение упражнений в практическую деятельность.

Задача:

    Внедрить предложенные задания в  деятельность учащихся по развитию речи во внеурочное время (график занятий по проекту)

Виды работ:

- Над словом и словосочетанием:

- Над предложением:

-Над текстом:

Использую следующие виды рассказывания:

- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;

- составление рассказа по серии сюжетных картин;

- пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;

- составление рассказа по одной сюжетной картине.

- Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.

- Составление рассказов по прослушанному тексту.

- Составление рассказов по одной сюжетной картинке.

- Составление рассказов по  памяти.

- Составление рассказов по схемам.

- Составление рассказов по символам.

- Составление рассказов по предметам и объектам.

- Составление рассказов по предметным картинкам.

- Составление рассказов по заданным слова.

 

4. Мониторинг развития устной речи.

Задача:

    Разработать индивидуальную карту учащегося.

5. Подведение итогов работы.

Задача:

    Выявить результативность проделанной работы.

    Наметить пути реализации программы по развитию речи в дальнейшем.

Результативность опыта: Для выявления результативности проделанной работы учащимся предлагается выполнить итоговую работу. После ее выполнения, на основе допущенных ошибок будут намечены пути для дальнейшей реализации проекта по развитию речи учащихся.

Ожидаемые результаты

1.      Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2.      Правильно строить предложения;

3.      Уметь распостранять предложения;

4.      Излагать логически последовательно события

 

Практическая значимость результатов

Проект служит основой для выполнения задач по развитию речи в ОУ, направлен на оптимизацию коррекционной работы и способствует подготовке детей с ОВЗ успешной адаптации и социализации в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная цель моей работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Проведенные упражнения, занятия, позволяют оптимистически взглянуть на перспективы использования форм, приёмов и методов моей работы в целях решения образовательных, коррекционных, воспитательных задач при обучении детей с недостатками интеллекта.

В процессе успешной работы над устной речью, учащиеся с ОВЗ оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения устной речи. Так,  учащиеся приобретают следующие умения:

1.     Умение  подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2.     Правильно строить предложения;

3.     Умение  распостранять предложения;

4.     Излагать логически последовательно события.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Аксенова А.К.  «Обучение  русскому  языку  во  вспомогательной  школе». М., 1998.

2.Воробьева В.К. «Методика развития связной  речи у детей с системным недоразвитием речи». М., 2007. 

3.Львов М.Р.  «Методика  развития  речи  младших  школьников». М.П., 1985.

4.Петрова  В.Г.  «Развитие  речи  учащихся  вспомогательной  школы»   М., 1977.

5. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994.

6. Львов М.Р.  «Методика  развития  речи  младших  школьников». М.П., 1985.

7. Петрова  В.Г.  «Развитие  речи  учащихся  вспомогательной  школы»   М., 1977.

8. Узорова О.В. « Игры с  пальчиками». М, 2007г.

9. Воробьева В.К. «Методика развития связной  речи у детей с  системным недоразвитием речи2. М., 2007. 

10. Липкина А.И. «Работа над устной речью учащихся». – М., 1993.

11. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки». - М.: Просвещение, 2002.

12. М.Г.Яновская «Творческая игра в воспитании младшего школьника». М., «Просвещение», 1974.

13. Аксѐнова,  Н.Г. Галунчикова «Развитие устной и письменной речи»  - М.: Просвещение, 2002.

14. Волина, В.В. «Учимся, играя», Новая школа, 1994.

15.Воронкова, В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах

вспомогательной школы». - М.: Просвещение, 1988.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

Фестиваль педагогических проектов

«Новая волна»

 

 

 

 

 

ТЕМА  ПРОЕКТА

Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

 

Выполнил: учитель русского языка и чтения Н.В.Носова

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Леуши, 2015 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

 

1.

Ф.И.О. руководителя проекта

должность, квалификация

 

Носова Наталья Вячеславовна

2.

Предметный раздел

Письмо и развитие речи

3.

Участники проекта

6 ССД класс

4.

Тема проекта

 

Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

5.

Вид проекта

 

- практико-ориентированный проект

- информационный проект

- творческий проект

- ролевой проект

6.

Продолжительность проекта

1 год

7.

Цель проекта

 

Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение создание собственных высказываний в устной форме.

8.

Задачи проекта       

 

- Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе предлагаемых заданий учителем.

- Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

- Воспитывать интерес к предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи.

9.

Результат проекта

(ожидаемый или реальный)

 

- Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

- Правильно строить предложения;

- Уметь распостранять предложения;

- Излагать логически последовательно события.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Из всех знаний и умений самым важным,

 самым необходимым для жизненной

 деятельности является умение ясно,

 понятно, красиво говорить на своем языке.

 

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с ОВЗ способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, помогает более полной их социализации. Работа по коррекции устной речи может быть осуществлена только на основе учета конкретных особенностей речевого недоразвития учащихся.

У детей  с ОВЗ нарушена и диалогическая, и монологическая речь. При этом оказываются недостаточно развитыми и экспрессивная и импрессивная формы. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении информации.

Нарушения монологической речи проявляются еще более резко. Здесь отмечаются: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое).

Устная речь ребенка малоразвернута, фрагментарна. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения. Одной из причин задержки формирования устной речи является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляется самим ребенком.

Характеризуя состояние связной речи детей с ОВЗ необходимо сразу же отметить, что дети с ОВЗ без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связанного высказывания.

Исходя из этого, мною разработан проект по развитию связной речи обучающихся с ОВЗ.

Актуальность проекта:

Проблема развития речевой деятельности  актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие устной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

         Своевременная и целенаправленная работа по развитию устной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и для дальнейшей успешной социальной адаптации учеников коррекционной школы.

В данном проекте предложены:

    комплекс упражнений для развития устной речи,

    мониторинг сформированности навыков развития речи

Чему я хочу научить детей?

1.     Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2.     Правильно строить предложения;

3.     Уметь распостранять предложения;

4.     Излагать логически последовательно события.

Исходя из этого

Цель проекта: Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение создание собственных высказываний в устной форме.

Задачи:

    Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе предлагаемых заданий учителем.

    Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

    Воспитывать интерес к предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи.

 

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- индивидуальный и дифференцированый подход;
Этапы проекта:

1. Изучение литературы по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задача:

    Изучить особенности речевого развития детей с ОВЗ, задачи и пути развития их речи.

 

2. Подбор и систематизация заданий и упражнений.

Задача:

    Подобрать и систематизировать задания и упражнения по развитию речи учащихся в соответствии с поставленными задачами проекта.

 

3. Внедрение упражнений в практическую деятельность.

Задача:

    Внедрить предложенные задания в  деятельность учащихся по развитию речи во внеурочное время (график занятий по проекту)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.05.2015 5879
    • DOCX 732 кбайт
    • Рейтинг: 3 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Меркулова Наталья Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 57743
    • Всего материалов: 25

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе