Главная / Русский язык и литература / ПРОЕКТ "Развитие связной устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"

ПРОЕКТ "Развитие связной устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»





Фестиваль педагогических проектов

«Новая волна»






ТЕМА ПРОЕКТА

Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья


hello_html_m4524549e.png



Выполнил: учитель русского языка и чтения Н.В.Носова









с. Леуши, 2015 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА



1.

Ф.И.О. руководителя проекта

должность, квалификация


Носова Наталья Вячеславовна

2.

Предметный раздел

Письмо и развитие речи

3.

Участники проекта

6 ССД класс

4.

Тема проекта


Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

5.

Вид проекта


- практико-ориентированный проект

- информационный проект

- творческий проект

- ролевой проект

6.

Продолжительность проекта

1 год

7.

Цель проекта


Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение создание собственных высказываний в устной форме.

8.

Задачи проекта


- Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе предлагаемых заданий учителем.

- Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

- Воспитывать интерес к предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи.

9.

Результат проекта

(ожидаемый или реальный)


- Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

- Правильно строить предложения;

- Уметь распостранять предложения;

- Излагать логически последовательно события.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

Заключение

Библиографический список

Приложение

























ВВЕДЕНИЕ


Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизненной

деятельности является умение ясно,

понятно, красиво говорить на своем языке.


Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с ОВЗ способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, помогает более полной их социализации. Работа по коррекции устной речи может быть осуществлена только на основе учета конкретных особенностей речевого недоразвития учащихся.

У детей с ОВЗ нарушена и диалогическая, и монологическая речь. При этом оказываются недостаточно развитыми и экспрессивная и импрессивная формы. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении информации.

Нарушения монологической речи проявляются еще более резко. Здесь отмечаются: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое).

Устная речь ребенка малоразвернута, фрагментарна. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения. Одной из причин задержки формирования устной речи является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляется самим ребенком.

Характеризуя состояние связной речи детей с ОВЗ необходимо сразу же отметить, что дети с ОВЗ без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связанного высказывания.

Исходя из этого, мною разработан проект по развитию связной речи обучающихся с ОВЗ.

Актуальность проекта:

Проблема развития речевой деятельности актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие устной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

Своевременная и целенаправленная работа по развитию устной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и для дальнейшей успешной социальной адаптации учеников коррекционной школы.

В данном проекте предложены:

  • комплекс упражнений для развития устной речи,

  • мониторинг сформированности навыков развития речи

Чему я хочу научить детей?

  1. Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

  2. Правильно строить предложения;

  3. Уметь распостранять предложения;

  4. Излагать логически последовательно события.

Исходя из этого

Цель проекта: Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение создание собственных высказываний в устной форме.

Задачи:

  • Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе предлагаемых заданий учителем.

  • Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

  • Воспитывать интерес к предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи.


В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- индивидуальный и дифференцированый подход;
Этапы проекта:

1. Изучение литературы по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задача:

  • Изучить особенности речевого развития детей с ОВЗ, задачи и пути развития их речи.


2. Подбор и систематизация заданий и упражнений.

Задача:

  • Подобрать и систематизировать задания и упражнения по развитию речи учащихся в соответствии с поставленными задачами проекта.


3. Внедрение упражнений в практическую деятельность.

Задача:

  • Внедрить предложенные задания в деятельность учащихся по развитию речи во внеурочное время (график занятий по проекту)

Виды работ:

- Над словом и словосочетанием:

- Над предложением:

-Над текстом:

Использую следующие виды рассказывания:

- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;

- составление рассказа по серии сюжетных картин;

- пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;

- составление рассказа по одной сюжетной картине.

- Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.

- Составление рассказов по прослушанному тексту.

- Составление рассказов по одной сюжетной картинке.

- Составление рассказов по  памяти.

- Составление рассказов по схемам.

- Составление рассказов по символам.

- Составление рассказов по предметам и объектам.

- Составление рассказов по предметным картинкам.

- Составление рассказов по заданным слова.


4. Мониторинг развития устной речи.

Задача:

  • Разработать индивидуальную карту учащегося.

5. Подведение итогов работы.

Задача:

  • Выявить результативность проделанной работы.

  • Наметить пути реализации программы по развитию речи в дальнейшем.

Результативность опыта: Для выявления результативности проделанной работы учащимся предлагается выполнить итоговую работу. После ее выполнения, на основе допущенных ошибок будут намечены пути для дальнейшей реализации проекта по развитию речи учащихся.

Ожидаемые результаты

1. Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2. Правильно строить предложения;

3. Уметь распостранять предложения;

4. Излагать логически последовательно события


Практическая значимость результатов

Проект служит основой для выполнения задач по развитию речи в ОУ, направлен на оптимизацию коррекционной работы и способствует подготовке детей с ОВЗ успешной адаптации и социализации в обществе.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная цель моей работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Проведенные упражнения, занятия, позволяют оптимистически взглянуть на перспективы использования форм, приёмов и методов моей работы в целях решения образовательных, коррекционных, воспитательных задач при обучении детей с недостатками интеллекта.

В процессе успешной работы над устной речью, учащиеся с ОВЗ оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения устной речи. Так, учащиеся приобретают следующие умения:

  1. Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;

  2. Правильно строить предложения;

  3. Умение распостранять предложения;

  4. Излагать логически последовательно события.











Литература

1.Аксенова А.К. «Обучение русскому языку во вспомогательной школе». М., 1998.

2.Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». М., 2007.

3.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

4.Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

5. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994.

6. Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

7. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

8. Узорова О.В. « Игры с пальчиками». М, 2007г.

9. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи2. М., 2007.

10. Липкина А.И. «Работа над устной речью учащихся». – М., 1993.

11. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки». - М.: Просвещение, 2002.

12. М.Г.Яновская «Творческая игра в воспитании младшего школьника». М., «Просвещение», 1974.

13. Аксѐнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие устной и письменной речи» - М.: Просвещение, 2002.

14. Волина, В.В. «Учимся, играя», Новая школа, 1994.

15.Воронкова, В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах

вспомогательной школы». - М.: Просвещение, 1988.






ПРОЕКТ "Развитие связной устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
  • Русский язык и литература
Описание:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

Заключение

Библиографический список

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизненной

деятельности является умение ясно,

понятно, красиво говорить на своем языке.

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с ОВЗ способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, помогает более полной их социализации. Работа по коррекции устной речи может быть осуществлена только на основе учета конкретных особенностей речевого недоразвития учащихся.

У детей с ОВЗ нарушена и диалогическая, и монологическая речь. При этом оказываются недостаточно развитыми и экспрессивная и импрессивная формы. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении информации.

Нарушения монологической речи проявляются еще более резко. Здесь отмечаются: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое).

Устная речь ребенка малоразвернута, фрагментарна. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения. Одной из причин задержки формирования устной речи является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляется самим ребенком.

Характеризуя состояние связной речи детей с ОВЗ необходимо сразу же отметить, что дети с ОВЗ без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связанного высказывания.

Исходя из этого, мною разработан проект по развитию связной речи обучающихся с ОВЗ.

Актуальность проекта:

Проблема развития речевой деятельности актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие устной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

Своевременная и целенаправленная работа по развитию устной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и для дальнейшей успешной социальной адаптации учеников коррекционной школы.

В данном проекте предложены:

–комплекс упражнений для развития устной речи,

–мониторинг сформированности навыков развития речи

Чему я хочу научить детей?

1.Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2.Правильно строить предложения;

3.Уметь распостранять предложения;

4.Излагать логически последовательно события.

Исходя из этого

Цель проекта: Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение создание собственных высказываний в устной форме.

Задачи:

–Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе предлагаемых заданий учителем.

–Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

–Воспитывать интерес к предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи.

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- индивидуальный и дифференцированый подход;
Этапы проекта:

1. Изучение литературы по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задача:

–Изучить особенности речевого развития детей с ОВЗ, задачи и пути развития их речи.

2. Подбор и систематизация заданий и упражнений.

Задача:

–Подобрать и систематизировать задания и упражнения по развитию речи учащихся в соответствии с поставленными задачами проекта.

3. Внедрение упражнений в практическую деятельность.

Задача:

–Внедрить предложенные задания в деятельность учащихся по развитию речи во внеурочное время (график занятий по проекту)

Виды работ:

- Над словом и словосочетанием:

- Над предложением:

-Над текстом:

Использую следующие виды рассказывания:

- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;

- составление рассказа по серии сюжетных картин;

- пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;

- составление рассказа по одной сюжетной картине.

- Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.

- Составление рассказов по прослушанному тексту.

- Составление рассказов по одной сюжетной картинке.

- Составление рассказов по памяти.

- Составление рассказов по схемам.

- Составление рассказов по символам.

- Составление рассказов по предметам и объектам.

- Составление рассказов по предметным картинкам.

- Составление рассказов по заданным слова.

4. Мониторинг развития устной речи.

Задача:

–Разработать индивидуальную карту учащегося.

5. Подведение итогов работы.

Задача:

–Выявить результативность проделанной работы.

–Наметить пути реализации программы по развитию речи в дальнейшем.

Результативность опыта: Для выявления результативности проделанной работы учащимся предлагается выполнить итоговую работу. После ее выполнения, на основе допущенных ошибок будут намечены пути для дальнейшей реализации проекта по развитию речи учащихся.

Ожидаемые результаты

1. Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2. Правильно строить предложения;

3. Уметь распостранять предложения;

4. Излагать логически последовательно события

Практическая значимость результатов

Проект служит основой для выполнения задач по развитию речи в ОУ, направлен на оптимизацию коррекционной работы и способствует подготовке детей с ОВЗ успешной адаптации и социализации в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная цель моей работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Проведенные упражнения, занятия, позволяют оптимистически взглянуть на перспективы использования форм, приёмов и методов моей работы в целях решения образовательных, коррекционных, воспитательных задач при обучении детей с недостатками интеллекта.

В процессе успешной работы над устной речью, учащиеся с ОВЗ оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения устной речи. Так, учащиеся приобретают следующие умения:

1.Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2.Правильно строить предложения;

3.Умение распостранять предложения;

4.Излагать логически последовательно события.

Литература

1.Аксенова А.К. «Обучение русскому языку во вспомогательной школе». М., 1998.

2.Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». М., 2007.

3.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

4.Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

5. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994.

6. Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

7. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

8. Узорова О.В. « Игры с пальчиками». М, 2007г.

9. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи2. М., 2007.

10. Липкина А.И. «Работа над устной речью учащихся». – М., 1993.

11. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки». - М.: Просвещение, 2002.

12. М.Г.Яновская «Творческая игра в воспитании младшего школьника». М., «Просвещение», 1974.

13. Аксѐнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие устной и письменной речи» - М.: Просвещение, 2002.

14. Волина, В.В. «Учимся, играя», Новая школа, 1994.

15.Воронкова, В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах

вспомогательной школы». - М.: Просвещение, 1988.

Автор Носова Наталья Вячеславовна
Дата добавления 10.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1705
Номер материала 59116
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓