Проект
«Развитие сенсомоторики у детей 5-6 лет с нарушением зрения»
Тема: Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения
Участники проекта: Воспитатель, учитель-дефектолог,
воспитанники группы, родители.
Тип проекта: Практико – ориентированный.
Срок реализации: Долгосрочный (сентябрь – май)
Актуальность проекта:
Готовность ребенка к
обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного
развития.
Сенсорное развитие
ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.
Нарушение зрения,
возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования
восприятия у детей.
Целостное восприятие -
важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. При
амблиопии и косоглазии за счет снижения остроты видения, нарушения
бинокулярного зрения, поля взора глазодвигательных и других функций
анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности.
Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме,
величине предметов, о расстоянии. Замедленность, недифференцированность, узость
объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности,
специфические недостатки памяти, характерные для детей с нарушениями зрения,
затрудняют знакомство с окружающим миром. Трудности восприятия пространства и
времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Нарушение функции
поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств
информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию
предъявляемого материала. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом,
рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных
свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.
е. дети должны овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились
исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность
восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов,
сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Совершенствование
работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового,
тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой
предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями
зрения.
Развитие сенсорной
системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика – это совокупность
скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в
сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями
и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание,
логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к
школьному обучению.
Наиболее успешно
развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может
повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями
дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно
повышается уровень развития сенсомоторики у детей.
Проблема: Недостаточно эффективно используются игры
и упражнения для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения
Причины:
1. Педагоги ДОУ не
используют в полной мере в деятельности игры и упражнения для развития
сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения
2. Недостаточно создано
условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов;
обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их
индивидуальных психофизических особенностей.
3. Недостаточное
понимание родителями значения развития сенсомоторики у детей с нарушением
зрения
Цель: Эффективное использование игр и упражнений для
развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения
Задачи:
1. Мотивировать педагогов
к использованию в разных видах деятельности игр и упражнений для развития
сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения
2. Создание оптимальных
условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов;
обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их
индивидуальных психофизических особенностей.
3. Развивать
компетентность родителей в вопросах значения развития сенсомоторики у детей с
нарушением зрения
Мероприятия:
I.Подобрать и
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме
исследования
Консультировать
педагогов «Игры и упражнения по развитию сенсомоторной сферы детей с
нарушениями зрения»
Дать рекомендации для
воспитателей «Как и зачем развивать мелкую моторику и зрительно-моторную
координацию у дошкольника»
Планировать совместную
коррекционную работу с педагогами по использованию игр и упражнений по развитию
сенсомоторной сферы в процессе индивидуальной работы с детьми и режимных
моментах
В результате проведения
педагогической диагностики определить уровень развития сенсомоторных процессов
у детей.
II. Изучить
коррекционно-развивающю среду в группе, влияющую на развитие сенсомоторной
сферы у детей с нарушением зрения
Разработать
рекомендации «Методы и приемы проведения коррекционной работы по сенсомоторному
развитию»
Создать картотеку игр и
упражнений по сенсомоторному развитию
III. Консультировать
родителей по теме: «Сенсомоторное развитие детей с нарушением зрения»
Разработать
практические рекомендации для родителей по использованию игр по развитию
сенсомоторики в домашних условиях:
«Развитие
зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения»
«Развитие тактильной
чувствительности пальцев рук у детей с нарушением зрения» (игры и упражнения)
Организовать выставки
игр и упражнений
Привлечь родителей к
изготовлению атрибутов для игр и упражнений
Продукт:
комплект методических
рекомендаций для педагогов
картотека игр и
упражнений по развитию сенсомоторной сферы у дошкольников с нарушениями зрения
копилка дидактических
игр
комплект методических
рекомендаций для родителей
Ожидаемый результат. Формирование
многогранного полифункционального представления об окружающей действительности у
детей с нарушением зрения на основе создания оптимальных условий познания
каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств
Критерии эффективности:
повышение уровня
развития зрительного восприятия;
овладение ориентировкой
в окружающем пространстве;
повышение уровня
развития слухового восприятия;
повышение уровня
развития осязания и мелкой моторики;
повышение уровня
развития зрительно-моторной координации.
Обследование уровня
сформированности сенсомоторных процессов проводится в рамках Педагогической
диагностики (мониторинга) по «Схеме обследования дошкольника с нарушенным
зрением», предложенной дефектологами Международного университета семьи и
ребенка им. Рауля Валленберга г. Санкт-Петербурга (опубликована в методическом
пособии «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением», под
ред. Л. М. Шипицыной, науч. рук. В. А. Феоктистова).
Условия сенсомоторного развития дошкольников с нарушениями зрения:
специально
организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсомоторные
центры с различным дидактическими и игровыми пособиями; двигательно-игровое
пространство
подбор пособий для
организации поисково-практической, познавательной и коррекционной деятельности
детей; пособий по развитию сенсорных навыков
использование наглядности,
оборудования для занятий музыкой, и другими видами деятельности (продуктивной,
познавательной)
создание комфортной
ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Направления работы по сенсомоторному развитию:
Моторика и
графомоторные навыки
Тактильно-двигательное
восприятие»
Кинестетическое и
кинетическое развитие
Восприятие формы,
величины, цвета
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Восприятие особых
свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений,
вкусовых качеств
Восприятие
пространственных отношений
Восприятие временных
отношений
В соответствии с
направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.
Система работы
Игры, направленные на
развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:
В совместной
деятельности с воспитателем
В самостоятельных играх
со сверстниками
В коррекционной
деятельности с тифлопедагогом
На занятиях с
музыкальным руководителем
На занятиях по
физическому развитию
В совместной
деятельности с родителями
Вывод: Целенаправленная работа и создание оптимальных
условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы
детей с нарушением зрения позволит сформировать у детей знания о сенсорных
эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые
выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и
научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для
выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию
сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок
получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с
определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный
опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.