Главная / Технология / Проект по развитию технического творчества

Проект по развитию технического творчества


Введение.

В настоящее время система образования Пуровского района работает в новых организационных и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так определены цели современного образования в Стандарте II поколения: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.

В соответствии с Концепцией дополнительного образования, утвержденной 4 сентября 2014 года, педагогический коллектив МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе рассматривает построение образовательного процесса с учетом построения образовательный индивидуальных маршрутов для выпускников объединений, продолжающих заниматься любимым делом, а также для талантливых и одаренных учащихся объединений.

Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, капитализировать (превращать в ресурс) собственные наличные качества и обстоятельства, а также проектировать и формировать будущие, возможные качества. Дополнительное образование направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования, как «здесь и сейчас», так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных планов.

Потребности семей в разнообразных образовательных услугах и сервисах для детей расширяются и становятся более дифференцированными. Еще более многообразными и динамичными являются интересы детей и подростков. Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования.

В дополнительном образовании образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов.

В МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе работа объединений с 2015-2016 года осуществляется по пяти направленностям, в том числе и научно- технической.

Отличительными особенностями обучения детей в объединениях научно-технической направленности является то, что в при разработке таких программ сделан акцент на:

- комплексный подход к содержанию в области технического творчества;

- повышение мотивации к занятиям посредством включение детей в креативную деятельность;

- формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;

- пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.

Особенностью программы является организация образовательного процесса на основе компетентностно - деятельностного подхода: осуществляется индивидуальная проектно-исследовательская и творческая работа и формируются специальные компетенции учащихся.

Дети и подростки, занимаясь в студии технического творчества и студии дизайна и проектирования, будут иметь возможность проходить обучения в объединениях «Самоделкин», «ТЕХНОМИР», «Робототехника» и «Юные архитекторы». Дополнительные общеобразовательные программы работы данных объединений направлены на то, чтобы учащиеся проходили творческий путь от «идеи» до ее «реализации». Они имеют возможность облачить свою творческую интуицию в идею, эффективно организовать сборочный узел, выяснить, почему с первого раза никогда ничего не работает и сколько времени уйдет на тестирование и доработку проекта; затем все модернизировать и улучшить. И как итог – получить знания основ механики и конструирования, автоматического управления, программирования и многих востребованных на рынке труда компетенций.

Проект направлен на внедрение и распространение лучших практик по профориентации талантливой молодежи на инженерно-конструкторские специальности, привития интереса к технике, программированию, высоким технологиям в таких областях как проектирование, робототехника.

Особенностями нашего проекта являются:

  • Новизна (база для проведения поселковых соревнований по робототехнике);

  • Общественная значимость (повышение статуса учреждения в округе);

  • Комфортная материально-техническая и психолого-педагогическая среда для участников;

  • Совместное планирование и организация деятельности педагогов, учащихся и их родителей (и (или) их законных представителей) как равноправных партнеров в достижении целей обучения, воспитания и развития;

  • Доступность для всех учащихся (бесплатное дополнительное образование);

  • Реализация качественных услуг.


Цели и задачи проекта.


Цели:

  • совершенствование условий для обучения детей и подростков основам технического творчества через занятия LEGO-конструированием, робототехникой, через формирование приемов технического моделирования и конструирования;

  • способствование предпрофильной и предпрофессиональной подготовке детей.

Задачи:

  • повысить уровень квалификации педагогов;

  • создать информационное и программно-методическое сопровождение педагогической деятельности;

  • обеспечить деятельность учреждения по развитию технического творчества на основе социального партнерства;

  • повысить уровень социальной успешности учащихся;

  • формировать у учащихся представление об инженерно-технической деятельности;

  • обобщить и распространить опыт внедрения и использования LEGO-конструирования, робототехники, компьютерного дизайна в образовательном процессе;

  • осуществить финансирование мероприятий, связанных с реализацией проекта;

  • обеспечить необходимые условия для бесперебойной работы и сохранности оборудования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.



Управление и кадры.

Директор совместно с куратором обеспечивает деятельность педагогического коллектива по реализации инновационного проекта в соответствии с ежегодным годовым планом; осуществляет сопровождение деятельности педагогов, участвующих в реализации проекта, обеспечивает консультационное сопровождение по данному направлению специалистов; организует мониторинговые исследования процесса и результатов деятельности объединений научно-технической направленности, обеспечивает управление и контроль качества образовательной деятельности; обеспечивает участие педагогов в программах повышения квалификации (переподготовки кадров). Организует распределение должностных обязанностей сотрудников. Обеспечивает деятельность учреждения на основе социального партнерства, приобретает расходные материалы необходимые для ведения образовательного процесса. Обеспечивает участие учащихся в мероприятиях различного уровня.

Педагоги дополнительного образования организуют образовательный процесс в детских объединениях, ежедневно в две смены для разновозрастных групп детей; реализуют дополнительные общеобразовательные программы по инновационному развитию детского технического творчества; обеспечивают участие в подготовке победителей и призеров в конкурсно-массовых мероприятий различного уровня; несут ответственность за сохранность оборудования.


Оценка результативности проекта.

Сегодня в системе дополнительного образования широко используется Концепция развития талантливых и одаренных детей. Развитие объединений научно-технической направленности с 2008 года в РФ строится на основе федеральной программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Данная программа нацелена на вовлечение детей и молодежи от 8 до 30 лет в техническое творчество, воспитание инженерной культуры, выявление и продвижение перспективных инженерно-технических кадров.

Движущий механизм Программы – система инженерно-технических соревнований, завершающихся Всероссийским робототехническим фестивалем «РобоФест», который одновременно является национальным отборочным этапом для ряда крупнейших международных робототехнических состязаний: FIRST, WRO, ABU ROBOCON, ELROB.

Исходя из вышеизложенных перспектив развития инновационного технического творчества, оценка результативности проекта заключается в поддержки талантливых детей в области технического творчества, в реализации плана действий по развитию кружков и объединений технической направленности на территории п. Пурпе Пуровского района, а также в выполнении соглашений о совместной деятельности по развитию инновационного детского технического творчества на 2015-2018 г.г. с образовательными учреждениями поселка на основе реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Проект направлен на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования технической направленности.

Общие результаты технологического образования состоят в:

сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Обучение по программам научно-технической направленности призвано обеспечить:

становление у учащихся целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.


Оценка результативности проекта для учащихся объединений научно-технической направленности выстраивается на основе показателей социального развития личности учащегося и показателей развития компетентности учащегося.

Показатели развития компетентности:

Учащиеся по окончанию проекта компетентны в:

  • получение необходимой информации об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • создание проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • понимание области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств;

  • обоснование высказанного суждения.

  • применение правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

  • представление одной и той же информации различными способами.

  • осуществление поиска, преобразования, хранения и передачи информации, используя указатели, каталоги, справочники, интернет.

Показатели социального развития личности.

  • Всесторонняя социализация ребенка через трудовую подготовку, получение различных трудовых навыков;

  • Формирование целостной личности через поддержку инициативы, саморазвития, самостоятельности, самообеспечения учащегося;

Социализация и саморазвитие учащихся формируется путем участия детей в соревнованиях различного уровня, что дает разносторонний опыт общения, реализацию своих возможностей в деятельности, признание окружающих, осознание собственных изменений в результате обучения. Изучаемая сфера деятельности рассматривается как вариант будущего выбора профессии, профессионального самоопределения планирования своей будущей жизни.

Предполагаемые результаты.

Реализация целей и задач данного проекта позволит повысить интерес учащихся объединений технической направленности к выбору профессий, актуальных для нашего промышленного региона.

Предполагается приобщение детей и подростков к дополнительным общеобразовательным программам технической направленности с инновационной составляющей.

Инновационные технологии, применяемые в объединениях студии технического творчества и студии дизайна и проектирования позволят детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, раскрыть свои творческие и коммуникативные способности, расширить свой кругозор, дадут большую степень усвоения материала и помогут включиться в активную деятельность.

Созданные условия помогут становлению гармоничной, высоконравственной, социально адаптированной, мобильной личности учащихся.


Список литературы.


  1. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –www.eidos.ru .

  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» – www.eidos.ru.

  3. Материалы авторской мастерской Л.П. Босовой [Электронный ресурс]. - http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. - http://www.ug.ru/02.31/t45.htm

  5. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Издательство «Москва». 2000 г.

  6. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.

  7. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.

  8. Интернет ресурсы:

  1. http://lego.rkc-74.ru/

  2. http://www.lego.com/education/

  3. http://www.wroboto.org/

  4. http://learning.9151394.ru/

  5. http://www.roboclub.ru/

  6. http://robosport.ru/

  7. http://www.prorobot.ru/


Проект по развитию технического творчества
  • Технология
Описание:

Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.

Вопрос привлечения детей школьного возраста (особенно мальчиков) в объединения технического творчества актуален. Все блага цивилизации - это результат технического творчества, начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человечества.

Проект ориентирован на активное приобщение учащихся к техническому творчеству, носит развивающий, личностно-ориентированный характер и позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, а так же сформировать навыки деятельности на уровне практического применения.

Автор Воловиченко Павел Викторович
Дата добавления 17.10.2015
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 3191
Номер материала MA-061394
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓