Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад №87»
Проект
по
развитию временных представлений
у
дошкольников подготовительной к школе группы
"Путешествие
в страну времени"
Составитель проекта:
воспитатель
Чакий Ирина Владимировна
Бийск,
2015 год
Содержание
1. Характеристика проекта
2. Актуальность
3. Цель и задачи проекта
4.Результативность
5.Формы, методы и приёмы
6.Список литературы
7.Содержание проекта
Приложения
Характеристика проекта
Тип проекта:
учебный
Вид проекта:
групповой
Реализация проекта
: проект рассчитан на 4 месяцев: с сентября 2015 г. по декабрь 2015г.
Этапы проекта:
Подготовительный этап: сентябрь 2015г.
Основной этап: октябрь - ноябрь 2015г.
Заключительный этап: декабрь 2015г.
Исполнители :
- дети;
- воспитатели;
- родители.
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.»
Леонардо да
Винчи
Актуальность
С проблемой времени
человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на
часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском
саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого
раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором
все события протекают во времени.
Детям уже в дошкольном
возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени:
определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его
длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять
темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение
регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития
таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность,
точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во времени
жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям
возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности,
познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной
жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями,
которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы.
Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и
характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в
процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать
с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Цель:
Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи:
Развивающие:
-
Развивать представление о времени.
-
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории(
)
-
Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
-
Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни
недели», «Месяцев года», Времен года».
-
Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года,
части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти
часа).
-
Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в
различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе
(формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
· Воспитывать
желание «беречь» время.
Результативность:
ü У воспитанниов развито представление о времени.
ü Развивиты навыки использования в речи слов,
обозначающих временные категории.
ü Сформированны
предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
ü Данны
представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели»,
«Месяцев года», Времен года».
ü Систематизированны
и обобщины знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни
недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
ü Дети
научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в
различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе
(формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
ü Воспитанно
желание «беречь» время.
Формы, методы и приемы работы:
· диагностика
ориентации во времени детей;
· составление
календарного плана;
· подбор подходящих дидактических игр;
· разработка
конспектов занятий поданной теме;
· чтение
и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
· выставка
художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
· проведение
конкурса
· развлечение
по сказке «Двенадцать месяцев»;
· фото
- коллаж;
Содержание проекта
Календарный
план работы
Подготовительный этап:
Сентябрь
1. Сбор и анализ литературы по данной
проблеме.
2. Поиск адекватных учебной задаче
действий
3. Принятие учебной задачи
4. Разработка содержания проекта "Путешествие
в страну времени"
5. Консультация для родителей «Развитие
временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе
группы»
6. Диагностика детей по выявлению
различных умений и навыков.
7. Подбор игр.
Основной этап
месяц
|
область
|
Название
|
задачи
|
Октябрь
|
Игровая,
Учебная
|
Знакомство с уголком времени.
Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает
раньше – что потом», «Времена года».
Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»
Игра «Лови,
бросай времена года называй»
Знакомство детей с приборами для определения времени: различными
видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.
Викторина «Наш веселый календарь».
Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».
Рисование «День и ночь»
|
Повторение и получение новых знаний
о величинах времени.
Учить сопоставлять частей суток и
времен года с их отличительными особенностями.
Развивать навыки использования в
речи слов, обозначающих временные категории
Закрепить понятия о временах года.
Учить пользоваться приборами для
определения времени.
Учить определять число, месяц и
день недели.
Учит распределять свое время. Воспитывать
желание «беречь» время.
Закрепить понятия о частях суток.
|
Ноябрь
|
Игровая,
Учебная
|
Беседа «Немного истории о часах»
Чтение Й. Змай «Часы»
Рисование «Мир часов»
Игра «Заяц, заяц сколько время. »
Инд. работа с детьми (ознакомление
детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)
Занятие «Учимся определять время с
помощью часов»
Опытно-экспериментальная
деятельность «Опыт с часами»
Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у
гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»
Занятие: Отгадывание загадок о
временных понятиях.
Конкурс «Сделай часы своими руками»
|
Познакомить детей с истории
создания первых часов и дальнейшем их развитии.
Развивать навыки использования в
речи слов, обозначающих временные категории.
Научить определять время с помощью
часов
Закрепить понятие времени.
Ознакомление детей с деятельностью
за четверть часа, полчаса и за 1 минуту
Научить определять время с помощью
часов
Научить определять время с помощью
часов
Учить распределять свое время. Воспитывать
желание «беречь» время.
Развивать навыки использования в
речи слов, обозначающих временные категории
Развивать интерес к математике,
представление о времени.
|
Заключительный этап
Декабрь
· Подведение
итогов конкурса «Сделай часы своими руками
· Проведение
развлечения «Двенадцать месяцев»
· Беседа:
«Что такое время? »
· Итоговое
занятие по изучению времени.
· Подведение
итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как
мы ориентируемся во времени».
Список литературы:
1. Карпухина, Н. А. Знакомство с
окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов
ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.