Главная / Биология / проект по экологии

проект по экологии

Безимени-1


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 97













Проект по озеленению школьной территории







Классный руководитель 5 а класса

Богомолова Татьяна Анатольевна






г.Н.Новгород, 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников

    1. Концепция современного экологического образования в школе

    2. Основные принципы формирования экологической культуры

Глава 2. Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование

2.1 Ландшафтный дизайн

2.2 Элементы ландшафтного дизайна

Список литературы











































Введение

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа. В Госстандарте общего образования (2004 г.) среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально - ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение [27, 51]. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению с окружающим миром и другими учебными предметами в начальных классах.

Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга [108].

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на природоведческие вопросы, интересующие детей. Проведение внеклассной работы, направленной на всестороннее развитие личности младшего школьника, способствует более прочному освоению изученного материала на уроках, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания [108].

Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П.Симоновой и др. Этими авторами раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания.

Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах А.Н.Захлебного, Н.В.Добрецовой, А.В.Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, А.В. Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др.

Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, В.Н. Мясницова и др.

Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания. В настоящее время в школе широко применяются инновационные технологии. Это значительно расширяет возможности внеклассной работы в воспитании экологической культуры учащихся. Но методика внедрения их в практику в литературе отражена, на наш взгляд, недостаточно. Поэтому актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование компонентов экологической культуры младших школьников во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир».

Цель - разработать содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы, направленной на формирование такого компонента экологической культуры младших школьников как экологическая воспитанность.

Объект исследования - внеклассная работа по курсу «Окружающий мир» как средство формирования экологической воспитанности учащихся.

Предметом исследования является сформированность экологической воспитанности школьников.

Нами была выдвинута гипотеза - эффективному формированию экологической воспитанности школьников во внеклассной работе способствует:

· включение учащихся в исследовательскую и практическую деятельность;

· организация игровых и творческих форм работы экологического содержания;

· проведение с учащимися экологических акций.

Опираясь на цель, объект, предмет, гипотезу исследования, нами определены основные задачи исследования:

1. Изучить и провести анализ педагогической и методической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников.

2. Выявить уровень сформированности экологической культуры учащихся.

3. Разработать комплекс внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры школьников.

4. Апробировать разработанный комплекс мероприятий в практике школы.

5. Проверить эффективность предложенного дидактического материала внеклассной работы в повышении уровня экологической культуры младших школьников.

Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы исследования:

· изучение методического наследия по исследуемой проблеме

· анализ и обобщение опыта работы школы;

· анкетирование учащихся;

· наблюдение за поведением школьников в природе, за их отношением к ней;

· эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

· статистическая обработка полученных данных.


Глава 1. Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников

1.1 Концепция современного экологического образования в школе

В настоящее время в целях предотвращения экологической катастрофы первостепенное внимание уделяется экологическому образованию школьников. Оно становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды -- все это создает угрозу существования самой жизни на Земле. Только в конце XX века человечество осознало всю пагубность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

И.Д. Зверев, Б.Г. Йоганзен, В.М. Минаева, Н.Н. Моисеев считают, что экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования [59]. Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад -- школа -- вуз (колледж, техникум, училище) -- послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет второе звено -- школа, а в школе -- начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования [60].

В Концепции экологического образования под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [48, 269].

Л.П. Симонова в своей статье «Этические беседы по экологии в экологическом образовании выделяет следующие аспекты:

· научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес школьника к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношений детей к своему дому - природно-социальному окружению.

· ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Данный аспект является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования в особенности. Для сохранения жизни на нашей планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда. Поэтому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности, формирование гуманистических идеалов, новой системы ценностей:

- жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность;

- человек как компонент сложной системы, которую изучает экология;

универсальные ценности природы;

- ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.

· нормативный аспект содержания экологического образования - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью. Основы экологической культуры, как любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

· практически - деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В тоже время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с природой. Следует отметить, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать[89, 28].

И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова и др. считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического образования школьников может быть сформулирована следующим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость; стремление овладеть методами изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям.

В целевой установке экологического образования отмечена и такая специфическая особенность - неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры.

Следовательно, стратегическая цель экологического образования в начальной школе, как отмечают специалисты, предполагает планируемый результат: идеал - модель выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:

· обучение - формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

· воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

· развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у школьников экологической культуры [96].

В статье «Формирование экологической культуры» С.В. Лескова говорит о том, что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям [54] .

С.Н. Глазачев рассматривает экологическую культуру с позиции культурологии. Под экологической культурой он понимает такое осознанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и совершенствования человека; это мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержание ее целостности [28,15].

Педагогами экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Например, Л. П. Симонова характеризует человека, овладевшего такого рода культурой, как личность, подчиняющую все силы своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботящегося об улучшении окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды [66].

В. Стаценко и Г. Петрова рассматривают особенности младшего школьного возраста. По их мнению, младший школьный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачек, в значительной степени опережающий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем выражающейся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру. Он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевать в своем мироощущении расстояние от «я - природа» до «я и природа».

У ребенка в этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, происходит накопление личностью опыта по взаимодействию с окружающим миром, что приводит к формированию прочной наглядно-образной картины мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.[92,60]

Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания. И.В. Цветкова выделяет три уровня формирования экологической культуры.

Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего неба, закат солнца и т.д.).

В работах методистов по природоведению Н.Ф. Виноградовой, Г.Н. Аквилевой, З.А. Клепининой и др., отмечается, что в этом процессе огромную роль играет не только беседа педагога по ходу любования природой на экскурсии, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи, других видов искусства. Ближе и дороже становится ребятам родная природа, если прямо в лесу провести праздник, соревнование. Произведения искусства нельзя рассматривать только как иллюстрационный материал к картинам и «настроению» природы. Они в какой-то мере действительно служат иллюстрацией, но в основном призваны формировать экологическую культуру ребенка, которая включает в себя гуманное отношение к природе, и чувство ответственности за ее судьбу как наивысшую человеческую ценность.

Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Загородные прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе.

Показателями сформированности экологической культуры ребенка на втором уровне, как считает И.В. Цветкова, являются следующие:

· ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо - плохо;

· с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

· эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок;

· старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте;

· проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям и животным;

· пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде [92,61].

Третий уровень сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства.

На этом уровне личный опыт ребенка пополняется новым содержанием:

· анализом наблюдения за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния;

· сознательным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;

· действительной заботой о представителях растительного и животного мира;

· использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;

· воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях сформированности экологической культуры ребенка на данном уровне можно судить по следующим проявлениям:

· соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку: ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

· выражена потребность в заботе о тех или иных представителях растительного и животного мира;

· ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

· доброта, отзывчивость и любовь к окружающим людям, природе сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней [92,61].

В концепции экологического образования в Российской школе, разработанной в 1994 году, указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности предполагает:

--формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек -- природа -- общество;

формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

воспитание ценностных ориентаций экологического характера;

формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды [86].

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. П.П. Блонский писал, что есть старое, но удачное сравнение, в котором развитие ребенка сравнивается с ростом семени, а среда - с почвой, влагой и т.п. Как почва и влага для растения, так и благоприятная среда для развития ребенка имеет огромное значение: в плохой среде ребенок уродуется и чахнет. Но каждое семя требует своей почвы и той или иной влажности, и при уходе за растением надо считаться с тем, какое это семя, каковы законы его роста. И отношение растения, как всякого живого существа, к среде активно. Оно берет и усваивает из среды одно и не принимает другого. Оно само в свою очередь влияет на среду и создает ее. В несравнимо более активной форме то же делает ребенок.

На рубеже XX и XXI веков видные ученые в области экологического образования: А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров, Н.Н. Моисеев, Н.В. Мамедов, Д.Н.Кавтарадзе, Н.В.Добрецова, Н.В.Скалон, Л.П.Симонова, И.Н.Пономарева, И.Т.Суравегина, А.Д.Урсул и др. переосмысливают основные положения концепции общего экологического образования. Раздаются голоса ученых, ратующих за более сбалансированное культуросообразное образование, предлагают преодолеть господство одностороннего «знаниевого» подхода, потеснить знания в пользу деятельностного подхода, позволяющего продуктивнее усваивать компоненты содержания экологического образования, сделать его более практикоориентированным, пригодным для использования в повседневной жизни каждым выпускником школы. В связи с этим следует больше внимания уделять практикумам в окружающей природной и социальной среде, проблемным ситуациям и задачам, их решению, что требует тесного взаимодействия урочной, внеурочной и внеклассной работы в школе.

В 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро была принята Концепция Устойчивого развития и за прошедшие годы стала одной из наиболее влиятельных стратегий развития человечества. Она принята 179 странами мира. Важное место в реализации стратегии устойчивого развития отводится образованию для устойчивого развития, над проблемами которого в настоящее время задумываются многие специалисты.

А.Д.Урсул приводит толкование понятия «устойчивое развитие» и свой взгляд на образование для устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается развитие, обеспечивающее:

· сбалансированное решение демографических проблем;

· решение социально-экономических задач;

· сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Сущность устойчивого развития заключается в сохранении человечества и биосферы Земли благодаря значительному уменьшению антропогенного давления на нее. Устойчивое развитие как новая социоприродная форма развития ориентировано на формирование ноосферного будущего, она изменит все сферы деятельности людей, в том числе и образование. Образование, по мнению профессора Урсул А.Д., потребуется не модернизировать, а трансформировать, т.е. необходимо создание новой модели образования XXI века в целом.

Современное образование автор характеризует как информационно - коммуникативное, передающее информацию, накопленную предыдущими поколениями, другим, следующим поколениям. Сегодня прогнозируется, что во всей образовательной системе мирового сообщества должен произойти кардинальный переворот, поворот к будущему, определяемый целями устойчивого развития. Сознание человека должно быть ориентировано на будущее, для этого необходимо формировать экологическое сознание людей в качестве доминирующей составляющей будущего ноосферного мышления. Чтобы изменить сознание и культуру действий большинства населения планеты, потребуется интенсификация общего экологического образования и экологизация прочих видов образования, а так же средств массовой информации [91, 9].

Экологическое образование и экологизация образования - важнейшие элементы опережающего образования. Ученые пытаются показать новое видение экологического образования. По мнению академика Н.Н.Моисеева, экологическое образование должно существенно изменить свое содержание. От решения локальных, региональных проблем оно должно перейти к глобальным проблемам, ибо глобальный переход к устойчивому развитию сопряжен с обеспечением экологической безопасности в планетарном масштабе.

Экологическое образование в системе образования для устойчивого развития должно носить характер моделирования, прогнозирования и конструирования будущего, должен действовать механизм экспертизы учебного материала на соответствие его целям и принципам устойчивого развития. Таким образом, очевидно, что образование надо переориентировать на новые общечеловеческие принципы, ценности и цели, соответствующие новой цивилизационной парадигме [91, 10].

В Законе РФ «Об охране окружающей среды»(2002 г.) среди основных принципов охраны окружающей среды выделяются следующие:

1. научно обоснованные сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития;

2. организация и развитие системы экологического образования, и формирование экологической культуры.

В 71-й статье Закона обращается внимание на усилие роли экологического образования на всех ступенях системы образования.

В августе 2002 г. Правительством РФ одобрена Экологическая доктрина, в которой еще раз подчеркивается важность решения задач экологического образования, при этом указано:

· вопросы экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития РФ включать в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

· усилить роль социальных и гуманитарных аспектов экологического образования;

· вести подготовку и переподготовку педагогических кадров для экологического образования;

· разработать стандарты образования, ориентированные на разъяснение вопросов устойчивого развития.

Ученые ищут пути к образованию устойчивого развития, подтверждают, что создание целостной модели образование для устойчивого развития - задача серьезных исследований в ближайшем будущем. Уже сегодня они пытаются определить цель образования для устойчивого развития, видят ее в том, чтобы помочь учащимся развить такие знания, умения и ценности, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без экологической угрозы для будущего планеты. В образовании для устойчивого развития школа должна формировать определенные личностные качества, способности и умения учащихся. По мнению ученых, таких как А.Д. Урсул, Н.Н. Моисеев, Н.В. Мамедов и др., ими являются:

· принятие общечеловеческих ценностей;

· понимание взаимосвязей в окружающей среде в глобальных масштабах;

· умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;

· уважительное отношение к разнообразию в природе и в обществе.

Эффективными на пути к образованию для устойчивого развития рассматриваются интерактивные технологии, методы и формы: межпредметные проекты, в ходе реализации которых рассматриваются различные аспекты какой-либо экологической проблемы; работа в малых группах, использование детского самоуправления, взаимодействие с местной общественностью и муниципальной властью. Это позволит переходить от экологизации содержания учебных предметов к экологизации образовательных технологий и методов обучения[91, 11]. В решении этой проблемы велика роль внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», которая дополняет, расширяет, углубляет урочную работу.


1.2. Основные принципы формирования экологической культуры

Объектом формирования экологической культуры является население, рассматриваемое и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, видам производственной деятельности, а в конечном счете — по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности.

Предметом формирования экологической культуры населения является совокупность образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств населения.

Формирование экологической культуры базируется на следующих принципах:

  • учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;

  • подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики города;

  • учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения,

  • использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;

  • соблюдение демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека;

  • связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;

  • культивирование гуманистического отношения к природе;

  • открытость и доступность экологической информации для населения города;

  • вовлечение предпринимателей, общественных и иных некоммерческих объединений в решение задач по формированию экологической культуры;

  • использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран;

  • соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения.

Реализация названных принципов должна осуществляться в рамках реализации городской экологической политики.

III. Основные направления деятельности по формированию экологической культуры

В процессе формирования экологической культуры населения важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам людей. В зависимости от того, какими ценностями и идеалами руководствуются люди, во многом зависит характер их взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое значение приобретает непрерывная целеустремленная работа всех структур обучения, воспитания и образования, прежде всего подрастающего поколения, чтобы бережное, заботливое отношение к природным объектам, к эколого-санитарному состоянию мест проживания становилось органичной частью мировоззрения, установкой, привычкой горожан.

Формирование экологической культуры зависит от общего духовно-нравственного и социально-психологического климата общества, от ценностей и норм, которые преобладают среди представителей власти, крупного бизнеса, культуры и транслируются населению посредством массовых каналов телевидения и радио, газетно-журнальных изданий, сети «Интернет».

Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования — в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, в центрах профессионального обучения и повышения квалификации, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.

Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама.

Экологическое просвещение

В целях формирования экологической культуры населения осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей города о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, а также общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и — главное — практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.

Основные направления формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если природоохранные принципы не будут внедрены в сознание общества путем массового воспитания и пропаганды охраны окружающей среды. В Санкт-Петербурге в этом отношении положительно зарекомендовала себя практика проведения общегородских массовых экологических мероприятий: Дни защиты от экологической опасности, Неделя окружающей среды, День Балтийского моря, международный фестиваль экологических фильмов «Зеленый взгляд». Накопленный опыт проведения общегородских экологических мероприятий показал необходимость ориентации мероприятий по экологическому просвещению на различные социальные группы, самые широкие слои населения.

Решение задач по экологическому просвещению сопряжено с необходимостью централизации, контроля и координации со стороны исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В качестве основных приоритетов этой работы могут быть названы:

  • вовлечение органов местного самоуправления, промышленников и профсоюзов, общественных объединений, средств массовой информации, образовательных учреждений и учреждений культуры в организацию и проведение общегородских экологических мероприятий;

  • информирование населения о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности;

  • привлечение к экологической проблематике учреждений культуры, музеев, библиотек, природоохранных учреждений, организаций спорта и туризма, других учреждений;

  • формирование экологически ориентированного общественного мнения и «экологически воспитанных» людей.

В целях повышения экологической сознательности граждан необходимо:

  • привлекать внимание населения к городским экологическим проблемам;

  • пропагандировать бережное отношение к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий;

  • проводить акции и мероприятия, побуждающие к консолидации жителей города вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды;

  • повышать квалификацию специалистов в области экологического образования;

  • воспитывать экологическое мировоззрение у всех возрастных категорий населения;

  • проводить специальные экологические информационные компании на основе социальных заказов;

  • создавать информационные материалы и средства наглядной агитации для распространения среди населения;

  • изготавливать видеоролики, радиопрограммы и размещать их в средствах массовой информации.

В целях привлечения средств массовой информации к экологическому просвещению и формированию экологической культуры населения необходимо:

  • совершенствовать профессиональное мастерство журналистов путем организации мастер-классов, семинаров, круглых столов, экскурсий;

  • организовывать ежегодные городские конкурсы на лучшую публикацию, теле- и радиопередачу по экологической проблематике;

  • привлекать ученых и журналистов к созданию популярных книг и брошюр по актуальным экологическим проблемам.


Глава 2. Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование

Экологическое образование — это непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации.

В городе созданы условия для повышения результативности экологического образования подрастающего поколения, а именно:

  • наличие квалифицированных педагогических кадров;

  • разработка предметной области «Экология» в рамках образовательного стандарта;

  • издание учебно-методического комплекса по предметной области «Экология»;

  • включение курсов экологического профиля в учебные дисциплины соответствующих специальностей;

  • формирование перечня экологических специальностей, в рамках которых вузы готовят специалистов-экологов;

  • проведение Международной экологической олимпиады и других международных конкурсов по экологии.

Приоритетными для города являются следующие взаимосвязанные «блоки» проблем:

  • разработка городского стандарта на квалификацию педагога-эколога на основе государственного образовательного стандарта;

  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования;

  • подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в учреждениях общего, среднего, дополнительного и высшего образования;

  • распространение в учебных и социальных заведениях города экологической литературы и организация выпуска городского периодического экологического издания для населения;

  • объединение школьных и студенческих коллективов вокруг социально значимых экологических проблем микротерритории, района, города;

  • совершенствование системы и качества экологического образования;

  • организация системы информационной поддержки экологического образования, привлечение внимания общественности к этой тематике;

  • создание информационного банка по экологическому образованию, включающего реестры авторских программ по экологии учебно-методической литературы, нормативных документов.



2.1 Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн – это одновременно и наука и искусство создания благоустроенных, гармоничных садово-парковых ансамблей. Модный нынче термин «ландшафтный дизайн» пришел к нам с Запада, где он появился всего лишь в начале ХХ века, но истоки самого мастерства облагораживания территорий уходят в глубокую древность. Самый древний и удивительный пример садового дизайна – Висячие сады Семирамиды. Современный ландшафтный дизайн, фото варианты которого представлены в данном материале, поражает многообразием и богатством креативных идей для сада, среди которых каждый может найти то, что придется по душе именно ему. На самом деле идей настолько много, что просто глаза разбегаются и не знаешь, за что хвататься, но все же голову терять не стоит. Главный ориентир – простота, красота, удобство и гармония.



2.2 Элементы ландшафтного дизайна

Ландшафтные элементы столь многообразны, что человеку не имеющего должного опыта будет сложно создать гармоничный ландшафтный ансамбль, который сможет вписаться в проект ландшафтного дизайна.

Мы считаем, что проектирование ландшафтного дизайна, которое выполняется после завершения строительных работ, достаточно сложно будет воплотить, поскольку вам придется облик садового участка подстраивать под построенный коттедж или дачный дом, принимать во внимание уже существующие коммуникации и инженерные сети.

Оптимально готовить проект ландшафтного дизайна после того, как уже выбран участок. Наша работа начинается с анализа рельефа участка, определение его местоположения относительно сторон света, изучения грунта и вод, определения степени освещенности. Возможно, на вашем участке уже растут деревья или есть водоем, при желании мы сможем провести благоустройство территории и выполнить ландшафтный дизайн в соответствии с вашими пожеланиями. Мы работаем с любой местностью, если на площадке есть какие либо недостатки, то по окончанию работ проведенный ландшафтный дизайн вокруг дома позволит забыть о них навсегда. Подтверждением грандиозной работы станет фотографии ландшафтного дизайна до проведения работ и после. Однако до того момента как вы сможете оценить проделанную работу, пройдет некоторое время, на подготовку проекта может уйти месяц, а на его реализацию, в зависимости от необходимых работ по благоустройству до 12 месяцев. Разрабатывая садово -ландшафтный дизайн заранее , вы сможете сэкономить деньги и одновременно выполнить строительные работы. Для того чтобы ландшафтный дизайн участка получился гармоничным, мы используем маленькую хитрость, учимся у самой природы, осматриваем местность вокруг самого участка, дополняем все идеями и фантазиями. В результате этого появится сад, который идеально впишется в окружающую атмосферу.

К основному элементу ландшафтного дизайна относится газон, он является своеобразной широкой зеленой "рекой" с изящно очерченными "берегами". Ландшафтный дизайн газона включает разнообразные места для отдыха, игр, растения и кустарники. Первое, на что мы обращаем внимание, попадая на участок загородного дома это великолепный газон, с красиво замощенными различными материалами дорожками, которые ведет к дому. Ландшафтный дизайн двора также предусматривает живые "островки" из цветов и кустарников. Цветы на "островах" могут быть подобраны в теплой гамме, это могут быть красные маки, оранжевые книфофии, желтые соцветия манжетки мягкой. Усилить их красочное звучание поможет ярко-розовый боярышник обыкновенный. По краю газона можно выполнить окантовку холодными по колориту композициями, это может быть серебристая полынь, артишок и злаки, синяя герань, незабудки, фиолетовые шары декоративного лука и бело-розовые соцветия люпина.

Ландшафтный дизайн территории обязательно предусматривает места для отдыха. Если у дома есть терраса, то отличным решением будет примкнуть ее к небольшому круглому газону, на который вы всегда сможете выйти выпить чашечку кофе, или почитать любимую книжку. Можно окружить газон растениями, обыгрывающими цветовой переход от теплых тонов к холодным. Границу перехода можно выделить своеобразным "мостом", декорировав его рисунком. На другой стороне газона можно расположить дорожку, ведущую нас к месту отдыха. Местом отдыха может служить небольшое возвышение, на котором можно устроить деревянный квадратный настил, и на нем разместить скамейки, из состаренного дерева. Добавить зоне отдыха уюта и комфорта помогут терракотовые горшки с пеларгонией, геранью, герберами и садовая скульптура. В таком тихом интимном месте, вы сможете уединиться и насладиться тишиной. Ландшафтный дизайн водоемов также является популярным элементом ландшафтного дизайна, его разработке мы уделяем немалое внимание. У каждого заказчика свои видения, каким должен быть декоративный водоем. Для удобства наших клиентов, представлена фотогалерея ландшафтного дизайна с различными видами водоемов, фонтанов, водопадов. Рукотворные пейзажи загородных домов не мыслимы без декоративных водоемов, поскольку они главное украшение любого участка. Проект ландшафтного дизайна допускает искусственных водоем в двух основных состояниях воды - статическом (спокойном) и динамическом (движущимся). Формой спокойного существования воды можно назвать пруд, озеро, декоративный бассейн. Это обширное открытое водное пространство, привлекательное своей просторностью и неподвижностью. В его глади, как в зеркале, отражается небо, деревья, кустарники, архитектура. Примеры ландшафтного дизайна с движущейся водой являет собой фонтан, водопад, каскад, ручей, источник. Такой водный источник привлекателен своим непостоянством, журчанием бегущей воды. Он рождает зрительные и звуковые переживания.

Ландшафтный дизайн пруда, фонтана, ручья, каскады и водопады, сооружаемый искусственным путем, представлен в виде "замкнутого гидроцикла",. Большая часть воды хранится в накопительном резервуаре пруду, фонтане). Движение воде задается насосом, который подает ее в нужное место и на определенную высоту. Далее поток падает или обрывается, и снова его путь лежит в накопительную емкость. Ландшафтный дизайн участка выглядит выигрышно при декоративном оформлении водных потоков. В темное время и ночью, освещенная фонарями струя воды придает загадочности саду. В жаркий и сухой день, дизайн ландшафтный такого элемента как фонтан, будет способствовать повышению влажности воздуха, и вы будете чувствовать себя комфортно вблизи такого оазиса.. Ландшафтный дизайн сада, в котором предусмотрен искусственный водоем, станет любимым местом для вас и ваших гостей, здесь вы сможете расслабиться, окунуться в свои мысли и скинуть тяжесть дня. В ландшафтный дизайн пруда можно включить композицию из серых плоских камней, а также "островов" которые представлены пышными зелеными шапками злаков, ирисов, манжеток. Интересным элементом оформления являются округлые булыжники, которые создают акцент для высаженных растений и цветов. Оформление искусственных водоемов может быть самым разнообразным, фотогалерея ландшафтного дизайна выполненного специалистами нашей компании, является наглядным тому примером. Ландщафтный дизайн участка будет неполным без деревьев и кустарников.

Деревья и кустарники, важные элементы ландшафтного дизайна. Именно они придают саду объем, осуществляют защиту от зноя летом и мороза зимой. Ландшафтный дизайн с крупномерами создает в саду неповторимый запах листьев, форм, всевозможных цветов. Если в вашем саду будут еловые и сосновые деревья то зимой, когда лиственные деревья уже порадовали вас увядающей красотой, вы сможете в полной мере насладиться декоративностью их красоты. Деревья и кустарники формируют определенный стиль сада. Выбирая крупномеры для сада, мы учитываем их предназначение. Для скрытия недостатков участка целесообразно использовать вечнозеленые пышные деревья, для декорирования заборов или небольших построек идеально использовать кустарники которые образуют живую изгородь, для одиночной посадки лучше выбирать деревья, имеющие интересную форму листьев, яркий необычный окрас. Разрабатывая ландшафтный дизайн садового участка можно взять любую идею обыграть ее, добавив фантазии и мастерства, главное, чтобы элементы ландшафтного дизайна гармонично сочетались между собой, являли собой единый органичный механизм.

hello_html_5ec34be7.png



Цветы, которые используются:

1.календула

2.бархотки















Список литературы

  • Энциклопедия "Мир вокруг нас". М., 2000

  • Под ред. М.В.Хотулевой. Как организовать общественный экологический мониторинг: Руководство для общественных организаций/ Е.А.Васильева и др - М.: Социально-Экологический Союз, 1997. - 256с.

  • Владимиров А.М. и др. Охрана окружающей среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1991.

  • Кузнецова М.А., Ибрагимов А.К. и др. Полевой практикум по экологии. Пособие для учителей. - М.: Наука, 1994.

  • Агеева А.И., В.И. Новоселова Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод, рекомендации. /Кемер. обл. институт усовершенствования учителей, Информ.-метод. центр упр. образования администрации г. Полысаево.- Кемерово : Изд-во облИУУ, 2001.-63 с.


проект по экологии
  • Биология
Описание:

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.

Автор Богомолова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 31.10.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 2720
Номер материала MA-061811
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓